Аффективная привязанность ребенка что
Аффективная привязанность
Это термин часто можно встретить в различных статьях, посвященных воспитанию детей. Аффективная привязанность – это чрезмерное желание ребенка быть постоянно с матерью. Многие молодые мамы нередко сталкиваются с таким явлением, а есть и те женщины, которые неосознанно формируют у собственного малыша подобное поведение.
Что значит термин аффективная привязанность?
Причинами появления такой чрезмерной привязанности могут быть совершенно различные вещи. В определенном возрасте у малыша возникает Эдипов комплекс или комплекс Электры. Именно в это время могут появиться признаки аффективной привязанности, которые пройдут со временем. Более серьезной психологи считают ситуацию, когда мама сама формирует у малыша подобное поведение.
Поведение родителей и его влияние на детей
Некоторые мамы в силу особенностей своего характера, сами формируют у детей аффективную привязанность. Обычно это происходит, если женщина дает ребенку двойственные сигналы, например, она одновременно обнимает малыша, то есть показывает ему свою любовь и расположение, и в это же самое время ругает его. В такой ситуации ребенок не может понять, что именно хочет сказать ему родитель своими действиями, это и приводит к сильной привязанности к маме.
Психологи советуют родителям, тщательно контролировать те сигналы, которые они посылают своим детям. Ребенок должен четко понимать, что именно за посыл он получает от мамы. В детском возрасте трудно понять возникновение тех или иных эмоций. Малыш просто не в состоянии осознать, что мама ругает его и обнимает одновременно из-за того, что сильно испугалась за него. Зато он чувствует, что происходит что-то странное, а значит, пугающее. Попытки подстроиться под поведение родителей часто могут закончиться тем, что ребенок будет стараться все время находиться рядом с мамой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль
Об эмоциональной привязанности ребенка к матери
Дорогие родители, вы никогда не задумывались, почему одни дети с легкостью расстаются со своими мамами и бегут в группу детского сада, с радостью остаются в оздоровительных лагерях или спокойно посещают детские центры, а другие с трудом адаптируются к любым новым условиям: капризничают, плачут, цепляются за своих мам и не позволяют им уйти даже на несколько часов? Часто родителей упрекают в том, что они избаловали своего ребенка, поэтому он такой неуправляемый. От отчаяния мама начинает ругать малыша, даже угрожать ему («Если не перестанешь плакать, я никогда не заберу тебя из детского сада» и т.п.), а в результате добивается только того, что ребенок еще больше цепляется за нее и не отпускает от себя.
В чем же причина такого поведения детей?
Под привязанностью подразумеваются отношения, характеризующиеся интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями.
До середины прошлого века главным источником привязанности ребенка к матери считалось удовлетворение его первичных физиологических потребностей (кормление грудью) и гигиенический уход. Однако доверие психологов к этим теориям было поколеблено результатами серии экспериментов, проведенных в 1966 году Гарри Харлоу и его коллегами на детенышах обезьян. Ученые установили еще одну причину формирования связи между матерью и младенцем: ощущение комфорта от контакта.
• Сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы).
• Ориентирующее поведение (взгляды).
• Активные действия, направленные на достижение физического контакта (карабканье, обхватывание руками, прижимание, цепляние).
Одна из особенностей эмоциональной привязанности, которая проявляется у ребенка примерно в 6-7 месяцев, – боязнь незнакомых людей и тревога отдаления. Малыши, которые были приветливыми и открытыми, становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей. Они часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Эта боязнь, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка до двух лет.
Часто такое поведение детей пугает и приводит в недоумение родителей. «Как же так, – удивляются они, – ребенок был младше, а никого не боялся?» Некоторые бабушки и даже мамы считают, что ребенка кто-то испугал или «сглазил». Взрослые начинают настороженно относиться к окружающим людям и ограничивать контакты детей.
Родителей и бабушек следует успокоить. Психологи видят в боязни «чужих» и тревоге отдаления признаки интеллектуального развития ребенка, то есть он уже способен сравнивать черты лица близкого для него человека с лицом незнакомца.
Поведение привязанности формируется у всех детей. Хорошо известны условия, которые активизируют поведение привязанности
• Частый и длительный физический контакт между ребенком и матерью, особенно в первые шесть месяцев.
• Чуткая реакция матери на сигналы ребенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его активности.
• Упорядоченность окружающей ребенка обстановки.
• Взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с другом.
Ребенок с устойчивым типом привязанности, придя в детский сад, легко устанавливает контакты с другими детьми и спокойно реагирует на уход матери. Подобное отношение вовсе не означает, что он не любит свою мать. Напротив, он сильно привязан к ней, но уверен, что мама обязательно за ним вернется. И эта уверенность позволяет ему спокойно исследовать окружающий мир и с успехом проявлять себя в нем.
Говоря о привязанности, следует четко понимать различие между привязанностью и зависимостью. Например, в первые недели жизни ребенок, безусловно, зависит от материнского ухода, но он еще не испытывает привязанности к матери. И наоборот, ребенок двух-трех лет, за которым ухаживают чужие люди, может обнаруживать совершенно явные признаки сохранения сильной привязанности к матери, хотя в это время он от нее никак не зависит.
Следует отметить, что на протяжении второго года жизни дети «адресуют» свою привязанность и к другим людям: отцу, бабушке, дедушке, няне. Однако главным объектом остается мать.
Начиная с трехлетнего возраста, у большинства детей проявления привязанности становятся не столь частыми и настойчивыми. Если раньше ребенка можно было успокоить только с помощью физического контакта, то теперь для этого достаточно легкого прикосновения или одобряющего взгляда.
Психологи считают: дети с устойчивой привязанностью вырастают любознательными, уверенными в себе, способными справляться со стрессом. Полагают, что серьезные нарушения в процессе формирования привязанности негативным образом сказываются на последующем социальном развитии ребенка.
Выделяют шесть типов поведения родителей, которое приводит к нарушениям в процессе формирования привязанности у детей.
1 Невосприимчивость одного или обоих родителей к поведению ребенка, добивающегося заботы, или активное его принуждение.
Часто можно наблюдать такую картину: ребенок дергает маму за руку, предлагая принять участие в игре или посмотреть на его успехи в строительстве дома из кубиков. Но мама занята своими делами: разговаривает с подругой по телефону, смотрит сериал и т.п. Ее раздражает поведение ребенка. Она жалуется на то, что сын (дочь) не дает ей покоя, не может самостоятельно играть, хотя у него много игрушек, постоянно капризничает.
Такое положение дел можно наблюдать в достаточно обеспеченных современных семьях, где вместо любви и внимания дети получают максимальное количество материальных благ. Родители недоумевают: у ребенка все есть, что ему еще надо? Они не понимают, что у ребенка нет главного – любви и внимания с их стороны. Разочаровываясь в своих ожиданиях, он перестает искать утешения в их близости, у него появляется отчужденность, сочетающаяся с проявлениями гнева и агрессии. В будущем такие родители могут встретить не теплое и терпеливое к ним отношение детей, а холодный и расчетливый подход, основанный на деньгах.
Противоположный тип поведения родителей, прежде всего матери, заключается н навязчивом внимании к ребенку, в полном лишении его инициативы. Такая мама уже заранее решила, что является благом для ее дитя: она постоянно рядом с ним, оберегает его от опасности, точно так же, как мать сытого младенца настаивает на том, что его надо кормить еще.
Оказавшись в незнакомом месте (детский сад или школа), ребенок теряется и не знает, как себя вести без указаний матери. Он сомневается в своих способностях и впадает в состояние стресса от предъявляемых ему требований.
2. Прерывание родительской заботы (периоды пребывания в больнице или детском учреждении).
Выделяют три стадии (фазы) реакции на разлуку с матерью у детей раннего возраста (до двух лет): протест, отчаяние, отчуждение.
Во время протеста дети кричат, брыкаются, бьются головой о постель и отказываются контактировать с кем-либо. Ребенок требует возвращения матери и надеется на это.
На второй стадии (отчаяние), которая может наступить, спустя несколько часов или дней после первичной реакции, дети уходят в себя, становится очень тихими. Но для проницательного взгляда ясно, что ребенок столь же сильно, как и прежде, озабочен отсутствием матери, еще ждет ее возвращения, но надежды угасают.
Наступаем третья стадия – отчуждение. Дети, оторванные от близких, начинают откликаться на заботу со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя, адаптированными к новому окружению. Если их навещает мать, они встречают ее с некоторым отстранением, равнодушием. Когда мать приходит, чтобы забрать ребенка домой, он ведет себя так, будто едва ее знает. Иногда маме может даже казаться, что ребенок не узнает ее.
В каждой из этих фаз дети склонны к вспышкам агрессии.
. Со временем поведение ребенка меняется, возвращается старая привязанность, но это привязанность чрезвычайно возросшей интенсивности. Ребенок испытывает противоречивые чувства: усиленную привязанность к матери и острую тревогу и ярость, когда она покидает его даже на короткое время.
Что можно порекомендовать родителям в этой ситуации?
Советуют выдерживать взрывы детского гнева. Тем самым вы покажете ребенку, что не боитесь его ненависти и уверены, что она может контролироваться; кроме того, вы создадите атмосферу терпимости, которая способствует формированию самоконтроля ребенка.
Политика твердого, но дружеского вмешательства всякий раз, когда ребенок делает что-либо, что мы хотим остановить, намного более эффективна, чем наказание. Однако некоторые взрослые не считают такой подход мудрым и эффективным и используют в своей родительской практике два общераспространенных метода. Первый – неодобрение поведения ребенка посредством наказания.
Второй – внушение ребенку чувства его вины, неблагодарности и подчеркивание той боли, физической и моральной, которую такое поведение причинило родителям.
Практика показывает: оба метода не являются успешными, их применение порождает у ребенка страх в связи с проявлением своих чувств, загоняет эти чувства вглубь и таким образом делает контроль над ними очень сложным.
Кроме того, оба этих воспитательных метода склонны формировать разные типы личности:
первый метод – наказание – способствует рождению бунтарей, а если он очень суров, то правонарушителей; второй метод – стыд – порождает невротиков, снедаемых чувством вины и тревоги».
3. Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средство контроля над ним.
Часто можно услышать такую ужасающую по своему смыслу фразу: «Перестань плакать, иначе я тебя не буду любить!» или «Иначе я рассержусь и не буду забирать тебя из детского сада». Известный детский психолог Анна Фрейд отмечала: «Дети льнут к тем матерям, которые постоянно сердиты на них, а иногда и жестоки с ними. Привязанность маленького ребенка к своей матери предстает по большей части как феномен, не зависящий от ее личных качеств». Соглашаясь с автором, необходимо добавить: привязанность ребенка к такой матери хотя и формируется, но приобретает патологическую форму.
4. Угрозы родителей уйти из семьи, используемые ими либо как метод дисциплиннирования ребенка, либо как способ воздействия на партнера по браку.
«Если ты будешь плохо себя вести, плакать или мне надоедать, я вообще уйду из дома, и ты будешь жить один», – такие фразы также можно услышать из уст матери. Она не предполагает, что если ребенок замолчал, притих или перестал играть, то это не лучший вариант его психического состояния. В таких случаях у ребенка развивается хроническая тревога по поводу возможной потери матери. В результате он еще больше будет бояться покинуть ее и еще больше будет к ней цепляться и не отпускать от себя.
Такая картина наблюдается в семьях, которые находятся на грани развода, и один из родителей начинает манипулировать чувствами партнера по браку и ребенка. В этой ситуации ребенок, который до этого спокойно относился к разлуке с родителями, успешно посещал детский сад, становится очень тревожным, перестает отпускать родителей от себя и отказывается идти в дошкольное учреждение. Привязанность в этом случае также приобретает патологическую форму.
Любое из перечисленных выше переживаний может привести ребенка к жизни в постоянном напряжении и страхе и определяется психологами как состояние тревожной привязанности.
Исследования показали: в зависимости от того, сформированы ли у ребенка надежные эмоциональные связи с родителями, будет зависеть не только его адаптация к новым условиям, но и особенности его реагирования на многие жизненные обстоятельства.
Внимательное отношение к детям, формирование у них надежной привязанности является залогом их будущего психического здоровья и, как следствие, более легкой адаптации к любым новым условиям, в которые попадает ребенок.
Аффективная привязанность
При гармоничном выстраивании взаимоотношений возникает нормальная привязанность ребенка к матери. Но так происходит не всегда. Случается и так, что у ребенка возникает неэффективная болезненная привязанность, часто проявляющаяся в виде аффективной привязанности. Он не может обходиться без нее ни минуты, встречаются случаи, когда ребенок гоняется за мамой. Что делать и как это можно исправить, будем разбираться.
Прекрасно, когда процесс взросления и взаимодействия с миром у малыша протекает гармонично и безболезненно. Когда мама – гарант безопасности, принятия и поддержки для своего чада на причудливом и удивительном жизненном пути. Ведь именно мама чаще всего становится тем самым значимым взрослым человеком в жизни ребенка, к которому у него формируется привязанность. И так важно, чтобы процесс ее формирования и она сама были надежными и гармоничными.
Осторожно, небезопасная привязанность!
Увы, так бывает не всегда. Случается, что все поведение матери превращается в «причинение счастья». Исходя из лучших соображений, совершаются большие ошибки, влияющие не только на качество привязанности, но и на дальнейшую жизнь ребенка. В результате у ребенка формируется ненадежная и небезопасная привязанность, которая может быть нескольких видов:
Индифферентная привязанность (избегающий тип)
Как следует из названия, это равнодушное поведение ребенка, направленное на избегание любого общения. Такие дети не проявляют интереса к людям: ни к детям, ни к взрослым. Они не испытывают особых эмоций при уходе матери, как впрочем, и при ее возвращении.
Родительский вклад: зачастую, родители ребенка с таким типом привязанности делают акцент исключительно на своих интересах и потребностях, не учитывая реальные желания и потребности ребенка. Можно выделить два ведущих типа поведения, характерных для мам в таких отношениях:
И в том, и в другом случае поведение матери провоцирует развитие у малыша отчужденности, стремления избегать эмоциональной близости и общения. Такие дети имеют заниженную самооценку и очень трудно устанавливают контакт с другими детьми, они скрытны и замкнуты, часто конфликтны и отстранены от мира.
Ненадежная привязанность дезорганизованного типа выражается в боязливом поведении ребенка. И боязливость эта направлена на саму мать. Ребенок старается предугадать реакцию мамы на его поведение, чтобы не вызвать ее гнев. Часто такие дети при появлении матери стараются убежать и спрятаться, либо замирают на месте.
Родительский вклад: для матерей таких детишек характерно пренебрегающее либо жестокое поведение, вплоть до применения физической силы (домашнее насилие) или агрессивного психологического давления. Может показаться, что ребенок постоянно раздражает и злит ее.
В такой обстановке «во главе угла» для крохи становится выживание и сила, которая для этого необходима. Часто такой ребенок суров и нелюдим, и склонен прибегать к тактикам избегания либо замирания. Он испытывает трудности в установлении контакта и эмоциональной связи с другими людьми.
Аффективная привязанность (тревожно-сопротивляющийся тип) подробно описывается ниже.
Аффективная привязанность ребенка, что это?
В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.
С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.
Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.
Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.
Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.
При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.
А что потом?
На сегодняшний день специалисты выделяют 2 типа таких расстройств:
Чаще всего расстройства привязанности ребенка к матери сопровождаются и дополнительными психологическими проблемами: ПТСР, острая стрессовая ситуация или эмоциональное потрясение.
Важно понимать, что младенчеством и детством жизнь не ограничивается, и усвоенные модели отношений и поведения малыш пронесет через всю дальнейшую жизнь. Как каждый из типов привязанностей ребенка к матери скажется на его будущем, хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица:
Влияние типа привязанности на развитие личности малыша
Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.
Что такое привязанность и как она формируется?
Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.
Формирование привязанности происходит в несколько этапов:
По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.
Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.
Типы привязанностей
Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.
Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.
В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.
Последствия нарушений привязанности
Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).
Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.
Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.
Выводы
Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.
Заключение
Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария