Аффективная привязанность ребенка к взрослому что это
Аффективная привязанность
Это термин часто можно встретить в различных статьях, посвященных воспитанию детей. Аффективная привязанность – это чрезмерное желание ребенка быть постоянно с матерью. Многие молодые мамы нередко сталкиваются с таким явлением, а есть и те женщины, которые неосознанно формируют у собственного малыша подобное поведение.
Что значит термин аффективная привязанность?
Причинами появления такой чрезмерной привязанности могут быть совершенно различные вещи. В определенном возрасте у малыша возникает Эдипов комплекс или комплекс Электры. Именно в это время могут появиться признаки аффективной привязанности, которые пройдут со временем. Более серьезной психологи считают ситуацию, когда мама сама формирует у малыша подобное поведение.
Поведение родителей и его влияние на детей
Некоторые мамы в силу особенностей своего характера, сами формируют у детей аффективную привязанность. Обычно это происходит, если женщина дает ребенку двойственные сигналы, например, она одновременно обнимает малыша, то есть показывает ему свою любовь и расположение, и в это же самое время ругает его. В такой ситуации ребенок не может понять, что именно хочет сказать ему родитель своими действиями, это и приводит к сильной привязанности к маме.
Психологи советуют родителям, тщательно контролировать те сигналы, которые они посылают своим детям. Ребенок должен четко понимать, что именно за посыл он получает от мамы. В детском возрасте трудно понять возникновение тех или иных эмоций. Малыш просто не в состоянии осознать, что мама ругает его и обнимает одновременно из-за того, что сильно испугалась за него. Зато он чувствует, что происходит что-то странное, а значит, пугающее. Попытки подстроиться под поведение родителей часто могут закончиться тем, что ребенок будет стараться все время находиться рядом с мамой.
Эмоциональная связь с ребенком: путь к привязанности
ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.
Особое отношение к матери закладывается с первых дней жизни. Эмоциональная привязанность к матери является важнейшим психологическим «приобретением» младенческого возраста. От нее напрямую зависит гармоничное развитие личности ребенка.
Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.
Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.
Как же формируется привязанность? В младенческом возрасте малыш взаимодействует с матерью на порядок больше, чем с другими близкими. Это связано как с физическим уходом, с потребностью ребенка в пище, так и с его потребностью в общении. Если мать внимательна к младенцу, адекватно отзывается на его чувства, поддерживает его инициативу, всегда ласкова и нежна с ним, малыш «делает вывод», что такое поведение матери, такое отношение между ним и матерью – норма. Складываются так называемые «рабочая модель себя» и «рабочая модель взаимодействия с другими людьми».
На эти модели ребенок будет подсознательно опираться всю жизнь. «Рабочая модель себя» сформирует позитивную самооценку. «Рабочая модель взаимодействия с другими людьми» подскажет, что людям можно доверять, они не принесут вреда, они вполне надежны и предсказуемы, с ними можно строить отношения.
Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.
Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.
К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.
Что такое эмоциональная связь с ребёнком?
Эмоциональная связь – это довольно сложное понятие, которое трудно объяснить. Его проще представить. Такая связь похожа на невидимую нить, которая объединяет сердца двух и более человек. А эмоциональная связь матери и ребёнка ещё более важна, ведь женщина носит у себя под сердцем дитя целых 9 месяцев. Почти год она составляет с ним единое целое. Она начинает заботиться о нем гораздо раньше отца, ведь от её здоровья, действий, слов зависит, каким родится младенец. Формирование привязанности происходит в тот момент, когда женщина узнает, что она беременна. В ту же минуту жизнь делится у нее на до и после.
Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности
Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.
Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.
Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна интрапсихическая травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.
Привязанность родителей и детей
Развитие привязанности ребёнка растет с каждым днём. Такие отношения взрослых и детей длятся всю жизнь, и с каждым годом становятся только крепче. Учёными доказано, что уже на 24 недели беременности плод слышит, как с ним разговаривают родители. Постепенно он начинает узнавать их голоса. Они ассоциируются у него с близостью, теплом, защитой и заботой. Мало того, младенцы чувствуют, когда мама гладит себя по животу.
Людей, которых связывает такая эмоциональная связь, многое объединяет. Им даже комфортно просто молчать в присутствии друг друга. И это молчание будет самым прекрасным времяпрепровождением.
Чтобы закрепить отношения родителей и детей, необходимо постоянно обеспечивать взаимные осязательные действия. Возьмите малыша за руку, обнимите, поцелуйте. Скажите, как вы его любите, как вы счастливы, что он у вас есть. И обратная реакция не заставит себя ждать.
Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка
Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.
Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.
Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.
Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.
Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.
Отношения с родителями
Отношения между супругами
Отношение к себе
Отношение к работе
Как сформировать эмоциональную связь с ребёнком
Привязанность не появляется в момент рождения. Чтобы установить связь с крохой, надо правильно себя вести с первых дней жизни младенца. Зрительный контакт, ласковый голос, готовность прийти на помощь – важность некоторых действий мы осознаем интуитивно. Остальные секреты взаимопонимания можно постичь, соблюдая нехитрые правила.
Виды привязанности
Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.
Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.
О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.
Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.
Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа
Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.
Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.
Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.
По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.
Индифферентная, или привязанность избегающего типа
Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.
К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:
Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.
В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.
Другие виды привязанности
Встречаются матери, которые пренебрегают младенцем, жестоко относятся к нему. В этом случае ребенок не может сделать определенного вывода о том, как вести себя с матерью, ведь никакое поведение небезопасно. Если наблюдать такого малыша со стороны, то заметно, что он боится матери (он либо «застывает» в одной позе при ее виде, либо убегает от нее). Такую привязанность называют ненадежной привязанностью дезорганизованного типа. С такой матерью ребенок вынужден учиться выживать, пренебрегая любыми человеческими чувствами и отношениями, отказываясь от них в пользу силы. Может быть, это равноценно отсутствию привязанности?
Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.
Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:
Психологи часто выявляют проблемы с привязанностью у детей, которым ставят другие диагнозы, например, «посттравматическое стрессовое расстройство», «расстройство поведения».
Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.
Многие матери делают это не со зла. Непоследовательность – их черта характера. Они ведут себя так со всеми: то ласковы и чувствительны, то холодны и неприступны. Такие матери искренни, но вреда приносят не меньше, чем «матери-показушницы». Ведь ребенок в обоих случаях не может предсказать поведение матери. Если такие ситуации повторяются регулярно (закрепляются повторением), то в итоге сформируется ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.
Эмоциональная зависимость ребёнка от состояния родителей
Эмоциональная привязанность ребёнка к родителям не поддается сравнению или расчету. Взрослые должны знать, что их настроения влияют на то, что думают о себе дети. Если мама расстроена, а папа ругается, малыш сразу начинает думать, что он плохой. Именно он сам, а не его слова или действия, за которые можно попросить прощения. К сожалению, большинство родителей забывают об этой детской особенности, таким образом, формируя у ребёнка комплексы. Малыш, как губка, впитывает в себя атмосферу, в которой находится. И часто считает, что будет жить в будущем именно так, как живут его родители. Если в семье неполадки, то ребёнку во взрослой жизни будет сложно завести собственную семью. И наоборот, если мама с папой счастливы вместе, то малыш готов раскрыть себя миру.
Тревожно-сопротивляющийся тип
Тревожно-амбивалентная привязанность встречается не так часто, только где-то у 7-15 % детей. Эти малыши постоянно боятся, так как предугадать поведение родителя невозможно: будет ли он рядом в следующий момент или у него возникнет надобность куда-то уйти из дому и оставить его одного?
Воспитание непоследовательное, и ребенок не знает, как поведут себя с ним в следующий раз, и не в состоянии выработать нормальные партнерские отношения с родителями. Дети либо пытаются привлечь к себе внимание неадекватным поведением, либо боятся даже отойти от мамы.
Привязанность у взрослых. Диагностика
Итак, проблемы во взаимоотношениях между партнерами в браке также определяются стилем привязанности, сформированном в раннем детстве. Чтобы определить, к какому из четырех типов (надежный — ненадежный, либо отвергающий – боязливый) будет тяготеть взрослый человек в близких взаимоотношениях, проводится тест.
Диагностика типа привязанности у взрослых сначала проводилась благодаря тесту: «Опросник отношений», созданный теми же психологами-исследователями С. Хазаном и Ф. Шейвером.
Но в 1998 году разработан новый тест на основе идеологии К. Бартоломью и Л. Горовиц. Сейчас используется опросник, наподобие того, который был актуален в 1998-м. Он состоит из двух шкал отображающих уровень тревоги и стремление к избеганию в отношениях. Состоит тест из 38 вопросов.
Аффективная привязанность
При гармоничном выстраивании взаимоотношений возникает нормальная привязанность ребенка к матери. Но так происходит не всегда. Случается и так, что у ребенка возникает неэффективная болезненная привязанность, часто проявляющаяся в виде аффективной привязанности. Он не может обходиться без нее ни минуты, встречаются случаи, когда ребенок гоняется за мамой. Что делать и как это можно исправить, будем разбираться.
Прекрасно, когда процесс взросления и взаимодействия с миром у малыша протекает гармонично и безболезненно. Когда мама – гарант безопасности, принятия и поддержки для своего чада на причудливом и удивительном жизненном пути. Ведь именно мама чаще всего становится тем самым значимым взрослым человеком в жизни ребенка, к которому у него формируется привязанность. И так важно, чтобы процесс ее формирования и она сама были надежными и гармоничными.
Осторожно, небезопасная привязанность!
Увы, так бывает не всегда. Случается, что все поведение матери превращается в «причинение счастья». Исходя из лучших соображений, совершаются большие ошибки, влияющие не только на качество привязанности, но и на дальнейшую жизнь ребенка. В результате у ребенка формируется ненадежная и небезопасная привязанность, которая может быть нескольких видов:
Индифферентная привязанность (избегающий тип)
Как следует из названия, это равнодушное поведение ребенка, направленное на избегание любого общения. Такие дети не проявляют интереса к людям: ни к детям, ни к взрослым. Они не испытывают особых эмоций при уходе матери, как впрочем, и при ее возвращении.
Родительский вклад: зачастую, родители ребенка с таким типом привязанности делают акцент исключительно на своих интересах и потребностях, не учитывая реальные желания и потребности ребенка. Можно выделить два ведущих типа поведения, характерных для мам в таких отношениях:
И в том, и в другом случае поведение матери провоцирует развитие у малыша отчужденности, стремления избегать эмоциональной близости и общения. Такие дети имеют заниженную самооценку и очень трудно устанавливают контакт с другими детьми, они скрытны и замкнуты, часто конфликтны и отстранены от мира.
Ненадежная привязанность дезорганизованного типа выражается в боязливом поведении ребенка. И боязливость эта направлена на саму мать. Ребенок старается предугадать реакцию мамы на его поведение, чтобы не вызвать ее гнев. Часто такие дети при появлении матери стараются убежать и спрятаться, либо замирают на месте.
Родительский вклад: для матерей таких детишек характерно пренебрегающее либо жестокое поведение, вплоть до применения физической силы (домашнее насилие) или агрессивного психологического давления. Может показаться, что ребенок постоянно раздражает и злит ее.
В такой обстановке «во главе угла» для крохи становится выживание и сила, которая для этого необходима. Часто такой ребенок суров и нелюдим, и склонен прибегать к тактикам избегания либо замирания. Он испытывает трудности в установлении контакта и эмоциональной связи с другими людьми.
Аффективная привязанность (тревожно-сопротивляющийся тип) подробно описывается ниже.
Аффективная привязанность ребенка, что это?
В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.
С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.
Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.
Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.
Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.
При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.
А что потом?
На сегодняшний день специалисты выделяют 2 типа таких расстройств:
Чаще всего расстройства привязанности ребенка к матери сопровождаются и дополнительными психологическими проблемами: ПТСР, острая стрессовая ситуация или эмоциональное потрясение.
Важно понимать, что младенчеством и детством жизнь не ограничивается, и усвоенные модели отношений и поведения малыш пронесет через всю дальнейшую жизнь. Как каждый из типов привязанностей ребенка к матери скажется на его будущем, хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица:
Аффективная привязанность ребенка к взрослому что это
НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Анализ публикаций последних лет и основных задач клинической практики демонстрирует приоритетность изучения особенностей психопатологических и психологических механизмов формирования различных психических и поведенческих расстройств в детском возрасте. Один из важных аспектов данной проблематики — корреляция между детской психической травматизацией вследствие нарушений привязанности, патопсихологическими особенностями развития личности и их психопатологическими преобразованиями в процессе взросления. Важность понимания данных механизмов обусловлена тяжестью патологических нарушений, потенцируемых проблемами раннего возраста, — прежде всего, это касается искажённых родительско-детских отношений (РДО) и расстройств привязанности (РП). А к подобным патологическим расстройствам как следствию патологических РДО можно отнести все формы психосоматических нарушений (включая часто болеющих детей) и саморазрушающего поведения (химические и нехимические зависимости, а также собственно аутоагрессивное поведение, включая его крайние жизнеопасные варианты), невротические расстройства и формирующиеся расстройства личности.
Анализ патогенетических механизмов формирования психопатологических расстройств вследствие патологических РДО свидетельствует о наличии проблемы привязанности между ребёнком и ухаживающим за ним взрослым (прежде всего, между ребёнком и его матерью).
У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите. Не менее фундаментальным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт, который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру. Таким образом, именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ на демонстрацию «отношенческой» активности младенца формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о ребёнке. Этот постулат описывает значимость адекватности, зрелости материнского поведения как основы формирования привязанности у ребёнка, что равноценно базису его психического здоровья. Именно поэтому опыт адекватных РДО первого года жизни является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций (к которым для младенцев относится собственно процесс выживания и формирования первичных отношений), что и является основой психического здоровья растущей личности.
РП формируются практически с рождения ребёнка, а их манифестные клинические проявления очевидны в возрасте 6–8 месяцев жизни. Наиболее ярко типы РП определяются в возрасте от года до 3–4 лет. Стандартно диагностика РП проводится в процессе анализа поведения ребёнка в помещении после ухода матери и при её возвращении. При этом выделяют четыре основных типа РП (M. D. S. Ainsworth, 1982, 1987).
Тип A — небезопасная привязанность избегающего типа (insecure-avoidant infants).
Данная категория детей обозначается как «индиферентные» или ненадёжно привязанные». Этот тип РП является условно-патологическим и выявляется у 20% детей. Такие дети выглядят достаточно независимыми в незнакомой ситуации. В игровой комнате сразу же начинают изучать игрушки. Во время своих исследований не используют мать в качестве отправной точки — не подходят к ней, что означает — мать не осознаётся ребёнком как объект защиты. Когда мать покидает комнату, они не проявляют беспокойства и не ищут близости с матерью при её возвращении. Если мама пытается взять их на руки, они стараются этого избежать, вырываясь из её объятий или отводя взгляд. Такое поведение может казаться исключительно здоровым. Но реально при избегающем поведении дети испытывают серьёзные эмоциональные трудности в виде блокирования эмоциональных переживаний, их осознавания. Основой подобного «независимого» поведения часто является беспомощность матери в реализации опекающей функции при гипертрофии контролирования и манипуляций. Внешняя отчуждённость таких детей часто связана с пережитым травмирующим разлучением в более раннем возрасте или частым переживанием брошенности при регулярном отсутствии взрослых в момент какой-то потребности ребёнка. Внешне безразличная, сдержанная манера поведения, отрицание каких-либо чувств — защита от частого отвержения, попытка забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований.
Матери таких детей — относительно несенситивные, «чёрствые», часто вмешивающиеся в жизнь ребёнка (контролирующие) и, одновременно, отвергающие его интересы, его личность, что делает малышей неуверенными в себе при внешнем очень независимом поведении.
Дети с «избегающим» типом РП научаются организовывать своё поведение без использования эмоциональных сигналов извне (от матери) и подавляя собственное эмоциональное реагирование. Они воспринимают в основном интеллектуальную информацию (вытесняя в подсознание эмоциональные сигналы), чтобы не испытывать запредельную боль отвержения; вырабатывают стратегию «защищающегося поведения» или «вынужденно уступающего поведения».
Взрослея, при наличии избегающего типа РП, ребёнок становится замкнутым, часто угрюмым, псевдозаносчивым («комплекс Печорина»), что часто обусловлено скрытой депрессивной симптоматикой и попыткой отгородиться от ранящего мира. Такие подростки не допускают доверительных отношений со взрослыми и ровесниками. Основной паттерн, мотив их поведения — «никому нельзя доверять» — формируется вследствие болезненного переживания разрыва отношений с близким взрослым или при частом отвержении с его стороны. В некоторых случаях такой разрыв (отвержение) воспринимается ребёнком как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. Но при всех вариантах патогенетической основой РП становится эмоциональное «застревание» ребёнка на подобных болезненных переживаниях, сохраняющееся неосознанно годами с постепенной гипертрофией нефротических переживаний при отсутствии адекватной коррекции. У таких детей выявляются выраженные проявления когнитивно-эмоционального дефицита (КЭД) — диспропорционального преобладания интеллектуального развития над неадекватно формирующимся эмоциональным развитием на основе нарушений стратегий переработки информации и построения соответствующего поведения. Если в норме, при отсутствии КЭД, аффективная и интеллектуальная информация личностью интегрируется и адекватно перерабатывается, то при патологических РП один из видов поступающей информации игнорируется, а другой усиливается и становится ведущим в качестве основного способа патологической адаптации. Этот процесс становится основой формирования КЭД и отражается в диспропорции эмоционального и когнитивного развития. При избегающем типе нарушений привязанности КЭД выявляется в регрессивных, инфантильных формах поведения.
Тип B — надёжная безопасная привязанность (securely attached infants): не относится к РП. Именно у таких детей наблюдается адекватное формирование привязанности к опекающему взрослому (матери). Такой ребёнок может не сильно огорчиться после ухода матери, но сразу тянутся к ней после её возвращения, стремясь к близкому физическому контакту. В незнакомой обстановке ребёнок охотно исследует новое пространство, «отталкиваясь» от матери как исходной точки взаимодействия с миром. Такой адаптивный, «надёжный» тип привязанности характерен для 65% детей. Дети с «надёжным», «уверенным» типом привязанности усваивают коммуникативное значение множества средств общения, используют в приспособительном поведении как интеллект, так и эмоциональное реагирование. Способность к интегрированию интеллектуальной и эмоциональной информации позволяет им сформировать адекватную внутреннюю модель реальности и образцы поведения, максимально обеспечивающие безопасность и комфорт ребёнка как адекватное приспособление и являющиеся основой нормального психобиологического развития. Поэтому у таких детей не выявляются выраженные проявления КЭД.
Тип C — небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося, амбивалентного типа (insecure-ambivalent infants). В процессе диагностики видно, как дети с таким типом РП очень сильно огорчаются после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим («ненадёжно-аффективным», «амбивалентным», «двойственным», «манипулятивным»). Определяется приблизительно у 10% детей. В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства. Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая её). Амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребёнок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому — «привязанность–отвержение» — попеременно, а иногда практически одновременно. При этом перепады в обращении («привязанность–отвержение») являются стойко закреплёнными паттернами поведения, а полутона и сглаженность в эмоциональном реагировании практически отсутствуют. Такой ребёнок не осознаёт амбивалентность эмоциональных переживаний, хотя явно страдает от этого, не может объяснить своего поведения, что ещё больше потенцирует проявления искажённых патологических РДО. Часто такой тип РП приобретает черты негативной невротической привязанности, когда ребёнок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражить их и провоцируя родителей на наказания, в поиске «суррогата» привязанности, эрзац-внимания: необходимость разрешать постоянно возникающие проблемы вследствие неадекватного поведения ребёнка. Такой тип РП формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего (амбивалентного по сути) типа воспитания. Амбивалентный, тревожно-сопротивляющийся тип РП характерен для детей, чьи родители непоследовательны и истеричны. Они то «заласкивают» ребёнка, то взрываются, обижают его, часто несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин. Этим родители (преимущественно мать, так как отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребёнка) лишают ребёнка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе. Такая непоследовательная манера поведения матери, как правило, оставляет ребёнка в неуверенности относительно того, будет ли она рядом, когда он будут в ней нуждаться.
В подростковом возрасте при наличии амбивалентного типа РП ребёнок часто выявляет различные формы оппозиционно-протестного поведения. Основной паттерн и мотив его поведения — «меня никто не любит, я никому не нужен». Патогенетической основой РП становится эмоциональное «застревание» ребёнка на болезненных переживаниях одиночества и брошенности в сочетании с озлоблением на близких за это (часто неосознаваемым). У таких детей выявляются выраженные проявления КЭД, когда стойко закрепляется бурное неадекватное эмоциональное реагирование при отсутствии достаточного импульс-контроля и навыков использовать интеллектуальную организацию поведения («подумай, что будет дальше»). У них вырабатывается перемежающиеся стратегии «застенчивого/принуждающего» поведения на фоне основных механизмов психологической защиты в виде проекции и смещения.
Тип D — небезопасная привязанность дезорганизованного типа (insecure-disorganized infants). Встречается приблизительно у 5% детей. В незнакомой ситуации после ухода матери дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери после её появления. Это «дезорганизованный, неориентированный», крайне патологический тип привязанности.
Такие дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им «не надо», чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.
Дезорганизованный тип РП характерен для детей, подвергающихся систематическому жестокому обращению и насилию. Они просто не имеют опыта привязанности, так как их родители практически не демонстрируют сигналы привязанности (часто имели подобные проблемы в своём детстве). В таких семьях часто встречается крайне жёсткий (жестокий) отец с ригидными перфекционистсткими установками о значимости «спартанского» воспитания, тогда как слабая субмиссивная мать не способна защитить ребёнка от агрессивного отца. Либо же подобный дезорганизованный тип РП выявляется при выраженных депрессивных состояниях у матери, которая способна выявлять «внимание» к ребёнку только в форме агрессии, большую часть времени никак не откликаясь на ребёнка вследствие «замершего» депрессивного состояния.
В подростковом возрасте при наличии дезорганизованного (иногда амбивалентного) типа РП часто выявляются различные формы психопатологических расстройств, доходящие до субпсихотического уровня. Основной паттерн и мотив поведения таких подростков — «выразить свою боль и отмстить за неё». Патогенетической основой РП становится крайняя дезорганизованность поведения при полном отсутствии импульс-контроля и выраженных нарушениях аутоидентификации в виде негативной Я-концепции и чувстве собственной малоценности. Для таких детей и подростков также характерны перемежающиеся стратегии «застенчивого/принуждающего» поведения, которые могут стать доминирующим и практически нерегулируемым стилем. На фоне такого неконтролируемого волей и социальными ограничениями поведения возможна его трансформация в явно «агрессивное» или очевидно «беспомощное». Основой подобных проявлений и преобразований является не только полное вытеснение интеллектуального потока информации и неспособность адекватного осмысления ситуаций (на фоне выраженного КЭД), но и трансформация амбивалентного бурного аффективного реагирования в крайне деструктивные формы.
Кроме выше перечисленных изолированных типов РП, можно говорить также о «симбиотическом» типе привязанности как о смешанном типе (комбинация типов A/C). Такие дети не отпускают мать от себя ни на шаг, и в этом проявляется их «психологический симбиоз». Данный тип РП формируется у высокотревожных матерей, плохо осознающих и реагирующих на сигналы и потребности ребёнка, а ориентирующихся исключительно на собственные «правильные» представления о воспитании с избежанием малейшей опасности для её ребёнка, «грозящей повсюду». У детей с данным симбиотическим типом РП нарушено формирование «Я-концепции» и принятия себя как самостоятельной личности — в силу отсутствия ощущения себя как части единовоспринимаемой диады мать–дитя. С возрастом у этих детей нарастает и закрепляется стойкое высокотревожное реагирование, поскольку мать отвечает на их сигналы только при прямом зрительном контакте и выраженных аффективных реакциях ребёнка (плач, боль), что потенцирует формирование его «болезненности» как единственного эффективного способа привлечь материнское внимание к собственном потребностям. В дальнейшем возрастает конфликт между потребностью психологического отделения от матери, разрыва симбиотической привязанности со стороны ребёнка и потребностью удержать такую симбиотическую зависимость, что приводит к усугублению и без того крайне высокой тревожности у обоих. Этот эмоциональный конфликт наиболее часто проявляется формированием различного рода психосоматических нарушений или усугублением имеющихся соматических/неврологических расстройств.