Аффилированные лица включены в рнп что это
Аффилированные лица включены в рнп что это
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 103 дополняется ч. 9 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 104
С 01.01.2022 в ч. 1 ст. 104 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 1 ч. 3 ст. 104 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
б) учредителей унитарного юридического лица;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 4 ч. 3 ст. 104 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
С 01.01.2022 в п. 5 ч. 3 ст. 104 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
5) идентификационный код закупки;
С 01.01.2022 п. 6 ч. 3 ст. 104 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223‑ФЗ и 44‑ФЗ
Что такое реестр недобросовестных поставщиков и на каких основаниях в него попадают сведения об участнике закупки?
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок. Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.
В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.
Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.
Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков
Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.
Согласно ч. 2 ст. 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:
Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.
Поиск государственных и коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 86 площадках
Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.
Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.
Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 N Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.
Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков
Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.
Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:
Онлайн-обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и контрактной системе
Реестр недобросовестных поставщиков: что делать, если вы попали?
Реестр недобросовестных поставщиков – ночной кошмар всех участников госзакупок. Попадание в этот список фактически лишает компанию возможности бороться за тендеры на 2 года.
Но как же уберечься от внесения в злачный реестр и что делать, если заказчик уже обратился в ФАС? В этой статье мы дадим развернутый ответ на все вытекающие вопросы!
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это чёрный список в мире госзакупок. В него попадают участники за несоблюдение правил подписания или исполнения контракта. Решения о внесении в реестр принимает ФАС – Федеральная антимонопольная служба, а публикуются данные в специальном разделе Единой информационной системы в сфере закупок.
За что можно попасть РНП
Существуют две основные причины:
1. Уклонение от заключения контракта.
Уклонение является самым популярным билетом в мир недобросовестных поставщиков. Этот вариант подразумевает, что победитель тендера не выполнил одно или несколько обязательств после оглашения результатов. Признать участника уклонившимся можно по нескольким критериям, которые регулируются нашим любимым 44-ФЗ.
Как уже стало понятно из указанных признаков – есть определённый срок, за который участник должен выполнить все необходимые действия для заключения договора. Как правило, после получения проекта контракта со стороны заказчика, у исполнителя есть от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от типа размещения.
Причины «уклонения» встречаются достаточно разные и стоит их разделить на намеренные и ненамеренные:
2. Существенное нарушение условий контракта.
В этом случае важно обратить внимание на формулировку – «существенное нарушение». Как можно догадаться, не каждое нарушение можно считать таковым. Определять степень доверено самому заказчику, так что если при исполнении вы допустили несколько мелких промашек – скорее всего отделаетесь уплатой пени.
При таком исходе есть два сценария развития событий:
Несмотря на то, что обе ситуации крайне неприятны, одна из них более лояльна к нарушителю.
В случае обращения в антимонопольную службу с судебным решением (если суд признал вину), шансов избежать попадания в реестр нет. При одностороннем расторжении, остаётся возможность оправдать себя на заседании комиссии.
Как избежать попадания в реестр
Первый совет – делайте всё правильно
Внимательно изучайте документацию, чтобы в будущем не наткнуться на сюрпризы. Обращать внимание стоит на сроки проведения, подписания и исполнения контракта, на техническое задание, его нюансы и порядок исполнения.
Если досконально изучить все моменты и осознанно подать заявку на участие в тендере, то в случае победы не должно возникнуть мыслей об уклонении или неисполнении.
Второй совет – защищайте себя любыми способами
Если с первой рекомендацией что-то пошло не так, но вы никак не могли повлиять на ситуацию, то готовьтесь обороняться.
Когда заседания комиссии ФАС не избежать, то лучше заранее подготовить доказательную базу своей невиновности. Скриншоты, логи действий на сайте, видеозаписи, справки, чеки, отчеты и так далее. Если причина, по которой заказчик обратился в антимонопольную службу, действительно была вам не подконтрольна, то от этих данных будет зависеть попадание в реестр.
В случае судебного расторжения контракта и внесения в РНП на основании заключения, избежать чёрного списка уже не получится. Однако есть способ выбраться из сложившейся ситуации. В течение трех месяцев с момента принятия решения в суде, можно обратиться в арбитражный суд для обжалования решения ФАС. Процесс, скажем так, непростой, но нередко суд встаёт на сторону участника закупок.
Третий совет – пробуйте договариваться
У заказчиков не стоит целью изгнать вас из госзакупок на 2 года. Чаще всего они просто перестраховываются, ведь в случае несвоевременного обращения в контролирующий орган, ответственного сотрудника оштрафуют на 20 000 рублей.
Поэтому, если что-то идёт не по плану, возникают трудности или препятствующие обстоятельства, можно попробовать урегулировать ситуацию самостоятельно. Со стороны заказчика сидят точно такие же люди, поэтому если выйти на контакт, то можно договориться.
При возникновения тотальных проблем, можно попросить заказчика расторгнуть договор по соглашению сторон. Ситуация в хорошую мгновенно не превратиться, но попадания в РНП избежать удасться.
Что будет, если попасть в РНП
Если коротко – ничего хорошего.
Начнем с того, что компания, находящаяся в реестре, фактически не может участвовать в госзакупках. Прямо о таком ограничении нигде не сказано, но в абсолютном большинстве закупок есть требование к участникам – отсутствие поставщика в РНП.
Номинально этого никто не запрещает, но найти тендеры без вышеупомянутого требования – как иголку в стоге сена. Даже коммерческие закупки, чаще всего, содержат этот пункт.
Если учредитель компании, внесенной в реестр, задумает переиграть систему и зарегистрировать новую компанию или пойти в госзакупки как предприниматель – то и тут ничего не выйдет.
В ЕИС сведения размещаются не только о юридическом лице, но и о учредителях. Соответственно, при попытке провернуть такую рокировку результат будет неутешительным.
Помимо всего перечисленного, компанию также ждут пени, штрафы, потеря обеспечений заявки или контракта, взыскание убытков заказчика и сведения о недобросовестности компании в открытом доступе.
Выводы
Закрепляем всё вышесказанное:
Реестр недобросовестных поставщиков – не лучшее место для вашей компании. Попадание в него практически полностью ограничивает участие в тендерах. Попасть в список можно не заключив контракт после победы или выполнив его плохо.
В случае обращения заказчика в ФАС и даже при попадании в реестр – шансы выйти сухим есть. Готовьтесь отстаивать свою позицию на комиссии контролирующего органа или в суде, а лучше обращайтесь в Тендерплан!
Наши специалисты помогут оценить ситуацию и выстроить работу по защите ваших интересов!
Но самый лучший вариант – это внимательно все изучать, следить за всем, до чего дотягиваются руки, грамотно оценивать свои возможности и исполнять контракты без конфликтов.
Как участникам госзакупок не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Разбор ситуаций
Все начинающие участники госзакупок слышали страшные истории про реестр недобросовестных поставщиков. Мол, в реестр можно попасть, даже ничего не нарушая. Но это не так.
Артем Терпячий
Реестр недобросовестных поставщиков нужен для того, чтобы у исполнителей не было искушения бросить госконтракт на полпути невыполненным. Но в интернете встречаются истории о том, как поставщиков включают в реестр как будто ни за что.
Юрист Артем Терпячий рассказывает, как поставщикам избежать включения в реестр на разных этапах работы с тендером. А еще приводит примеры из практики: за что предприниматели попадали в реестр и как оттуда выбирались. В статье говорим только о закупках по 44-ФЗ.
Что такое реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков, или сокращенно РНП, — список компаний на сайте госзакупок. Этим компаниям нельзя участвовать в торгах в течение двух лет с момента, когда их включили в реестр.
Обычно в РНП попадают те, кто нарушил правила участия в госзакупках:
Заказчик не может расторгнуть договор просто потому, что ему так захотелось. Для расторжения должны быть веские причины. И сообщить о нарушителе в Федеральную антимонопольную службу — обязанность заказчика.
Процедура такая: заказчик подает заявление в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по месту регистрации, там изучают документы и назначают комиссию. Комиссия проводит заседание и принимает решение о том, прав заказчик или нет. Дальше комиссия делает вывод: отправить данные поставщика в реестр или нет. Весь процесс занимает до 10 дней.
Через два года информация о нарушителе автоматически удаляется — можно снова участвовать в закупках.
В РНП можно попасть на трех этапах:
Разберемся, каких ошибок нужно избегать на каждом этапе.
Поставщик не подписал вовремя контракт с заказчиком
Контракт нужно подписать в течение пяти дней после того, как получите его от заказчика.
Если в контракте есть ошибки и неточности, поставщик не может сам их исправить. Поэтому нужно попросить заказчика внести изменения в документ. Для этого поставщик должен составить протокол разногласий. Форма протокола произвольная, но есть несколько требований:
Если заказчик в течение пяти дней не получит обратно подписанный контракт или протокол разногласий, он может подать жалобу в антимонопольную службу. А это грозит реестром.
Бывает, что поставщик не успел подписать контракт, потому что неправильно рассчитал время.
Что делать, если не подписали контракт вовремя. Подписать и отправить документы заказчику, даже если срок вышел. Если заказчик подал жалобу в антимонопольную службу — написать заявление и объяснить, почему так вышло. Приложить к заявлению все документы, которые помогут доказать, что поставщик не собирался уклоняться от исполнения контракта.
Поставщик доказал, что злого умысла у него не было
Компания не подписала контракт за пять дней. Заказчик подал жалобу, и поставщик попал в реестр. Однако поставщик не согласился и обратился в суд с заявлением, чтобы признать решение антимонопольной службы недействительным.
Тонкость дела была в том, что дату подписания контракта поставщик действительно пропустил, но объяснил это тем, что неправильно рассчитал время и злого умысла в этом не было. На самом деле поставщик не собирался уклоняться от контракта. Об этом говорило два факта:
В суде поставщик предоставил документы, подтверждающие эти факты: договор, выписки из банка. Суд признал, что ФАС не выяснила всех обстоятельств, поэтому решение нужно отменить.
Компанию поставщика исключили из реестра.
Поставщик не предоставил обеспечение контракта
Обычно в закупках заказчики требуют обеспечение исполнения контракта. Таким образом поставщик гарантирует, что контракт будет выполнен. Для этого он переводит деньги на счет заказчика или предоставляет банковскую гарантию. Сделать это необходимо сразу после объявления результатов — в срок, указанный в контракте.
Обычно ошибка на этом этапе связана с тем, что поставщики плохо изучают условия контракта и пропускают информацию про обеспечение. Пока подготовили все необходимые документы или нужную сумму, время ушло. Это повод пожаловаться на поставщика в антимонопольную службу.
Что делать, если не предоставили вовремя обеспечение. Необходимо предоставить в УФАС доказательства того, что поставщик готовил обеспечение: открыл счет, переписывался с заказчиком и банком. Тогда комиссия примет взвешенное решение.
Поставщик неправильно предоставил обеспечение
Здесь можно ошибиться со сроком предоставления обеспечения и с его суммой:
1. Предоставить обеспечение позже, чем необходимо по контракту. Чтобы этого избежать, проект гарантии надо согласовать с заказчиком.
2. Не учесть, что сумма контракта снизилась больше чем на четверть. По закону, если сумма контракта снизилась на 25% и более, обеспечение должно быть больше в полтора раза. Например, сумма контракта изначально была 1 млн рублей. Гарантия по нему составляет 10% — 100 000 ₽. Если в результате аукциона сумма упала до 750 тысяч или ниже, обеспечение составит 150 000 ₽.
Если заказчик настроен на сотрудничество, он сообщит об ошибке и попросит перечислить еще денег. И только если поставщик отказался исправлять ошибку, заказчик должен сообщить в антимонопольную службу.
Что делать, если допустили ошибку в расчетах. Перевести нужную сумму, даже если заказчик уже запустил процесс проверки. Комиссия учтет все факты.
Поставщик отказался от контракта
За отказ от подписания контракта тоже можно попасть в реестр. Даже если отказ мотивирован и чисто понятен. Например, поставщик ошибся в расчетах и в ходе аукциона предложил сумму, которая не покроет его расходы. Стоимость контракта можно снизить до минимума, и это не освобождает победителя торгов от его исполнения. Если откажетесь от невыгодной сделки, заказчик подаст на вас жалобу в антимонопольную службу.
Можно попробовать договориться с заказчиком не заключать контракт по соглашению сторон. Заказчик может согласиться, но может и нет.
Что делать, если контракт перестал быть выгодным. Если условия контракта не подходят, предложить заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Поставщик отказался от контракта, суд выступил на его стороне
Поставщик передумал выполнять контракт, но он знал, что попадет в реестр недобросовестных поставщиков, если расторгнет контракт по своей инициативе. Поэтому предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Заказчик воспринял это предложение как одностороннее расторжение и подал в суд. Суд отклонил иск, потому что по закону все оформлено правильно: предложение расторгнуть договор по взаимному согласию — не наказуемое действие.
Поставщик не выполнил условия контракта
Самые распространенные проблемы: для услуг — не уложились в сроки, для торговли — заменили товар, потому что заявленного заказчиком не было в наличии или цена на него выросла. Товар, предложенный на замену, должен соответствовать характеристикам из спецификации заказчика. Иначе он может не принять товар и расторгнет договор, а поставщик попадет в реестр.
Заказчик — школа. Для шахматного турнира нужны деревянные шахматы с фигурами с металлическим утяжелителем. Утяжелитель — важная характеристика. Если поставщик предложит похожие шахматы, но без утяжелителя, заказчик расторгнет контракт.
Другое дело, если заказчик сам тормозит работу: например, не оформляет пропуска для рабочих или долго не согласует дизайн сайта. А потом расторгает контракт. Если поставщик обратится в суд с требованием признать расторжение договора недействительным и предоставить доказательства того, что заказчик виноват сам, суд будет на стороне поставщика.
Доказательством может стать переписка по электронной почте, где видно, что заказчик тянет с решением вопросов. Адреса электронной почты, с которых ведется переписка, должны быть в контракте.
Заказчик в одностороннем порядке расторг договор, но суд встал на сторону поставщика
У поставщика кровельных работ не заладились отношения с заказчиком с самого начала. У заказчика режимный объект, поставщику для выполнения работ по контракту нужны пропуска для рабочих. Пропуска для граждан РФ делают два дня, а не гражданам РФ пропуска согласуют три-четыре месяца, и это сильно задерживает работу. Однако условия, что рабочие должны быть гражданами РФ, не было в проекте контракта.
Когда заказчик в одностороннем порядке расторг договор, поставщик подал иск в суд и потребовал отменить расторжение договора. Он ссылался на то, что долго оформляли пропуска и не согласовывали замену материалов.
По закону подрядчик может не приступать к работе, если заказчик нарушает свои обязательства по договору: не предоставляет документы, материалы или оборудование.
Поэтому суд встал на сторону поставщика — расторжение по инициативе заказчика признал недействительным.
Выполнение гарантийных обязательств
Если по контракту поставщик дает гарантию на выполненные работы, он обязан эту гарантию обеспечить. Чтобы не брать на себя любой ремонт, стоит прописать в договоре гарантийные случаи.
Важно помнить еще и о том, что поставщик будет отвечать за работу, если выполнил ее некачественно и это дало о себе знать в период гарантии.
Компания выполнила работы, но допустила нарушение технологии
Строительная компания выполнила работы по укладке плитки — все в срок и по смете. Но при выполнении работ была нарушена технология, поэтому, когда похолодало, плитка начала отваливаться и трескаться. По условиям контракта поставщик обязан заменить отвалившуюся плитку своими силами и за счет своих средств, даже если ему не хочется и финансов на это нет. Если он откажется, скорее всего, заказчик добьется замены плитки через суд, а поставщика внесут в реестр.
Что делать, чтобы исполнить контракт
Внимательно изучить техническое задание перед тем, как подавать заявку на участие. Убедиться, что товар по спецификации доступен в необходимом количестве. Общаться с заказчиком по почте, которая указана в контракте, и сохранять переписку. Она может понадобиться в суде.
Заказчик ищет формальный повод расторгнуть договор. Бывает и так, что поставщик выполняет условия контракта, а заказчик все равно ищет повод расторгнуть договор.
Как выбрать ответственного заказчика. Нужно внимательно его изучить. Вот как это можно сделать:
1. Вимательно изучить спецификации и техническое задание заказчика.
2. Изучить заказчика — были ли у него конфликтные ситуации, по какой причине, как разрешались.
Что проверять | Как проверять |
---|---|
Как заказчик проводит тендеры, с кем работает | Проверить архив закупок конкретного заказчика в Единой информационной системе: отклонялись ли заявки и по каким причинам, какие компании побеждают |
Как платит по счетам | Проверить в картотеке арбитражного суда, есть ли иски против заказчика, связанные с оплатой |
Нет ли подводных камней в работе с заказчиком | Связаться с бывшими поставщиками этого заказчика и попросить поделиться опытом |
3. Подписывать все акты приема-передачи, которые подтверждают, что заказчик с поставленным товаром согласен.
Одна из сторон расторгла контракт. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке может только заказчик и только если это предусмотрено контрактом. Поставщик при этом попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик может отказаться от контракта, если видит, что работа идет слишком медленно и нет шанса, что поставщик уложится в срок. Поставщик в этом случае попадет в реестр. Решение о включении принимает УФАС, обжаловать его можно будет только через суд.
Если сам поставщик отказался от выполнения обязательств и расторг контракт, это тоже повод для заказчика подать жалобу в антимонопольную службу.
Что делать, если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке. Если поставщик выполнил условия контракта и заказчик не прав, нужно обратиться в суд.
Заказчик решил отказаться от контракта, но поставщик подал в суд и выиграл
Поставщик выполнил условия контракта на поставку лечебного питания в тубдиспансер. Заказчик подписал все документы, а потом решил отказаться от обязательств и расторгнуть договор в одностороннем порядке. Поставщик подал в суд.
Поставщик следил за тем, чтобы товар соответствовал спецификации заказчика и все акты были подписаны, поэтому суд принял решение в пользу поставщика.
Как правильно расторгнуть контракт и не попасть в РНП
Поставщик не попадет в реестр недобросовестных предпринимателей, только если выполнит условия контракта или контракт будет расторгнут по соглашению сторон. Заказчик может согласиться расторгнуть договор, если ему больше не нужен товар или форс-мажора.
Заказчику больше не нужен товар. Например, школа разместила аукцион на поставку хлеба в течение года. Учебный год закончился, но хлеб поставили не на всю сумму контракта. Стороны могут расторгнуть контракт и согласовать цену за поставленный товар.
Форс-мажор. Это обстоятельства, которые объективно мешают выполнять контракт: эпидемии, стихийные бедствия, война, техногенная катастрофа.
Дворец культуры заключил контракт с полиграфической компанией на печать афиш для новогоднего праздника. Пока оформляли документы, муниципалитет запретил массовые мероприятия эпидемии гриппа. Афиши оказались не нужны. Если работы по контракту еще не начались, стороны могут мирно договориться о расторжении.
Как правильно расторгнуть контракт. Подписать соглашение о расторжении. Составить дополнительное соглашение к контракту может любая из сторон. Соглашение нужно оформить в той же форме, что и сам контракт, — бумажной или электронной. В документе нужно прописать:
Чтобы заказчик не пытался взыскать неустойку по расторгнутому контракту, в соглашении необходимо прописать следующее: «Обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности».
Заказчик должен отправить это соглашение в Федеральное казначейство. Оно разместит информацию о расторжении контракта в реестре контрактов.
Если в РНП включили несправедливо: как выбраться
В реестр компании попадают не сразу, а после того, как антимонопольная служба изучит материалы дела и комиссия решит, прав заказчик или нет. В комиссии работают живые люди, они иногда ошибаются, а еще они могут проявить сочувствие. Есть два этапа, на которых вы можете сделать, чтобы не попасть в реестр или исключить компанию из него.
Доказать свою добросовестность комиссии ФАС. Комиссия рассматривает заявление заказчика, как дело в суде. Несмотря на то что заседания комиссии не так строго регламентированы, как судебные, они идут по своему порядку.
Заседание комиссии проходит примерно через 10 дней после того, как антимонопольная служба получила документы. Чтобы подготовить защиту своей позиции, стоит ознакомиться с документами, которые отправил в УФАС заказчик. Копию жалобы заказчик должен прислать поставщику. Такие документы обычно находятся в открытом доступе — например, на сайте УФАС.
Свои возражения против позиции заказчика лучше отправить в УФАС за два дня до заседания, чтобы комиссия тоже подготовилась и не впервые слышала ваши доводы. Обязательной формы обращения в УФАС нет. Необходимо указать орган, куда направлен документ, свои реквизиты, суть аргументов с документальным подтверждением и цель обращения — приостановить процесс, например.
После рассмотрения жалобы комиссия отправляет заказчику и поставщику уведомление. В уведомлении территориальное УФАС сообщает, в какой день и время состоится проверка и что она будет по видеосвязи. Там же есть список документов, которые нужно дополнительно предоставить комиссии перед заседанием.
Обжаловать решение антимонопольной службы в суде. Если компания все же попала в реестр недобросовестных поставщиков, но при этом таковым себя не считает, можно обжаловать решение ФАС и доказать, что все условия контракта выполнены. Срок на обжалование составляет три месяца с даты вынесения решения. По истечении этого времени в обжаловании будет отказано.
Чтобы запустить процесс, нужно направить в арбитражный суд заявление о признании решения ФАС о внесении сведений в реестр незаконным. В заявлении необходимо привести аргументы, доказывающие вашу правоту. Ссылаться лучше на документы, например чеки или договор с подрядчиком, а также на правовые нормы. Например, вы не могли продолжать работу, потому что заказчик не выполнил встречные обязанности по договору подряда: тянул с согласованиями или оформлением документов.
Скорее всего, суд встанет на сторону добросовестного поставщика и отменит решение ФАС.
Бесплатный курс по госзакупкам
Курс для начинающих поставщиков о том, как заработать в госзакупках: