Афганец что за нация
Афганистан для «чайников». Часть 1: Кто такие афганцы?
Название Афганистан состоит из двух слов. «Афган» с тюркских языков переводится как «ушедший» или «скрывшийся». А «стан» – это «страна» с персидского. Получается «страна, где можно скрыться». Действительно, название оправдывает это место. Афганистан на 80 процентов состоит из гор. Такая география была весьма удобна для племен, в разные периоды истории пытавшихся скрыться от различных завоевателей, в том числе от Чингисхана и Тамерлана. В некоторых источниках, например в «Энциклопедии Ираника», афганцы приравниваются к этнической группе пуштуны. Однако на территории страны проживают свыше 20 этнических групп.
Пуштуны – оплот Талибана
Таджиков больше, чем в Таджикистане
Вторая этническая группа Афганистана – таджики – не сильно-то и уступает пуштунам.
По разным оценкам, они составляют от 27 до 39% населения страны. В Афганистане (10-14 млн) таджиков проживает больше, чем в самом Таджикистане (9 млн). Таджики живут в основном в северо-восточных, северных и западных районах Афганистана – Кабул, Герат, Балх, Бадахшан. Из 34 провинций таджики составляют большинство в 15. В Герате, Балхе и Бадахшане их больше 70%, а в провинции Панджшер – 100%. В Кабуле таджики составляют половину населения. К слову, один из главных участников политических событий конца 20 века – вторжения СССР в Афганистан (1979-1989 гг.) Ахмад Шах Масуд – этнический таджик. Советские войска предпринимали против него девять безуспешных операций, после чего он получил прозвище «Пандшерский лев». Большинство афганских таджиков – сунниты, в меньшей степени – шииты.
Потомки Чингисхана
Третья по численности этническая группа Афганистана – хазарейцы. Это народность монголоидного типа насчитывает около 2-3 млн человек. Его название восходит к слову «хезар» (тысяча), что свидетельствует об их связях с воинами Чингисхана, завоевавшими Афганистан в 1221-1223 годах. По версиям авторитетных историков (Л. Темирханов), хазарейцы – смесь монгольских, тюркских и персоязычных племен. Они ведут кочевой или полукочевой образ жизни и живут в юртах. Выдающиеся скулы говорят о монгольских корнях, а язык – хазарейское наречие – культурно сближает их с таджиками. Хазарейцы проживают в центральных провинциях Афганистана, исповедуют шиизм.
Тюркоязычная диаспора
В положении меньшинства в Афганистане находятся также узбеки (3 млн) и туркмены (1 млн). Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, исповедующие суннизм. Они проживают, в основном, в северных провинциях Афганистана, граничащих с Туркменией и Узбекистаном. Эти народы занимаются преимущественно сельским хозяйством, скотоводством и ковроткачеством. Этнический узбек Абдул-Рашид Дустум считается сейчас одной из самых влиятельных политических фигур в Афганистане. В период коммунистической власти он воевал на стороне правительства Наджибуллы против моджахедов, затем переметнулся на их сторону. После воцарения талибов бежал в Турцию, но вернулся, чтобы принять участие в операции США против Талибана в качестве одно из командиров «Северного альянса». Дустум – вице-президент Афганистана, в июне 2020 года получил звание маршала. Из тюркских народов можно отметить также киргизов, обитающих в северо-восточных районах. Они составляют лишь 1% от населения страны.
Белуджи, чараймаки и нуристанцы
Следующая по численности после узбеков этническая группа – чараймаки. Их еще называют аймаками. Понятие «аймак» восходит к тюрко-монгольским языкам. Первое упоминание о них встречается в мемуарах завоевателя Индии Бабура. Говорят чараймаки на персидском языке. Они составляют примерно 5% от населения республики. Ведут полукочевой образ жизни и проживают в западных провинциях.
По одному проценту (по 0,5 млн) от всего населения Афганистана приходится на долю белуджей и нуристанцев. Белуджи – ираноязычная этническая группа, в большинстве своем исповедующая ислам суннитского и ханафитского толка. Ведут кочевой образ жизни. Про белуджей важно знать потому, что они компактно проживают также на территории Пакистана и Ирана. Основная их часть живет в Пакистане – 6,2 млн, около 2-3 миллионов – в Иране. С 1948 года белуджи борются за свою независимость и создание государства Белуджистан. В Иране фактором их идентичности служит религия – суннизм в противовес шиитам, а в Пакистане – иранское происхождение. Пакистан не раз обвинял спецслужбы Индии в поддержке Освободительной армии Белуджистана, а Иран винил США в связях с экстремистской структурой Джундалла. Обе организации борются за независимость белуджей.
Нуристанцы – самая древняя ветвь индоевропейцев в Афганистане, к которым относятся также пуштуны, таджики и чараймаки. Сами по себе нуристаны представляют группу племен, говорящих на языках кати, ашкун, вайгали, прасун и трегами. Основная зона расселения – северо-восток Афганистана. Эти высокогорные районы в долине трех рек так и называются Нуристан. До конца XIX века регион называли «Кафиристан» (страна неверных), а жителей – кафирами. Такое название придумали мусульмане соседних районов в период войн Тамерлана против немусульман в период его завоеваний в Индии. Вплоть до покорения региона афганским эмиром Абдуррахман-ханом в 1896 г. жители Нуристана оставались язычниками, и даже после часть из них все равно осталась при своей религии.
Как видно, Афганистан – довольно пестро населенная многонациональная страна. Наряду с большим количеством соседей, преследующими собственные интересы, это одна из причин того, почему страна пребывает в состоянии перманентного хаоса.
Лев Ройтман:
Итак, кто такие афганцы?
Искандер Алиев:
Лев Ройтман:
Но чем объяснить, что по племенному признаку Афганистан по сути дела расколот на противостоящие друг другу группировки? Северный Альянс, как правило, не включает пуштунов, хотя вам могу назвать одного-другого пуштуна, представленного и в Северном Альянсе; среди талибов, которые опираются на пуштунов, фактически почти нет представителей тех же хазарейцев, таджиков, казахов, киргизов и так далее.
Искандер Алиев:
Сейчас страна разбита, разбита по географическому признаку, по религиозному и по многим другим. В этой стране в данный момент очень много имеют интересов не только афганцы, но и весь мир, можно сказать. И в зависимости от этого страна разбита и каждый тянется подальше от центра, к каким-то своим языковым, религиозным или местным каким-то корням. Это в Средней Азии не новая вещь.
Лев Ройтман:
Джованни Бенси:
Лев Ройтман:
Спасибо, Джованни Бенси. С вашей точки зрения, Олег Панфилов, чем можно объяснить, что при том, что”Лоя джирга” должна уравновешивать, должна обеспечивать достаточное представительство всем племенным группам, в то же самое время именно религиозный фактор, о котором говорил, в частности, Джованни Бенси, то есть разные толки ислама, исповедуемые талибами и другими племенными образованиями, как раз-то и раскололи страну в данное время?
Олег Панфилов:
Лев Ройтман:
Спасибо, Олег Панфилов. Мне вспоминается событие совсем свежее, которое положило начало отхода Талибана, краху вроде бы этой структуры власти как карточного домика. Это взятие Мазар-и-Шарифа неожиданное для западных наблюдателей, следует сказать. Когда по самым свежим следам этого события комментатор CNN Джонатан Мэн задал вопрос своему собеседнику: как вы полагаете, Северный Альянс этот город взял силой или купил?
Искандер Алиев:
Лев Ройтман:
Наверное, в Советском Союзе, в сегодняшней России, по-видимому, наилучшим образцом подобного расклада и устройства по национальному признаку является Дагестан?
Искандер Алиев:
Можно составить правительство из всех таджиков, найти одного пуштуна, который представляет только себя. Его даже назначить президентом сейчас в Афганистане и сказать, что у нас все представлены. И в любой среднеазиатской республике, на Востоке вообще, я считаю, что это когда представитель силы, когда пуштуны сами решают или таджики сами решают, кому их представлять. Талибы тоже, вероятнее всего, какого-нибудь таджика или узбека могли найти, поставить на пост какого-то министерства и сказать, что вот, пожалуйста, у нас в правительстве есть и таджики. И затем, талибы тоже были какой-то силой, которая наднациональная и надплеменная. И они тоже это не признавали, хотя в своем большинстве были пуштуны, они говорили на пушту, но, тем не менее, они не есть исторический продукт афганского общества.
Джованни Бенси:
Лев Ройтман:
Спасибо, Джованни Бенси. Олег Панфилов, вы уроженец Таджикистана, Ходжент, востоковед, получивший образование в Таджикистане. Вы бывали и в Афганистане и вы, в частности, говорили о личных наблюдениях в Кабуле. Чем отличаются, если вообще отличаются, таджики афганские от таджиков в бывшем Советском Союзе, в Таджикистане?
Олег Панфилов:
Отличаются очень многим сейчас. Афганских таджиков, советских таджиков, если можно так сказать о бывшей советской территории, конечно, объединяет язык. Но и здесь можно найти очень много различий. То есть тот язык, которым пользуются советские таджики, и язык, которым пользуются афганские таджики, он имеет разные включения. У афганских таджиков больше английских слов, у советских больше русских или те слова, которые через русский язык проникли туда. Отличается очень многим, но все-таки сохраняется какая-то историческая связь. И в Кабуле, в тех кварталах, где обычно живут таджики, можно встретить потомков тех эмигрантов, которые бежали из Таджикистана в 20-х годах, и они сохраняют о себе надписями, какими-то объявлениями о том, что, например, в этом магазинчике, в этом дукане работает таджик, происхождением из Худжанда и с гордостью все время говорит о том, что его предки были из Худжанды и он хунджандий. Пожалуй, только в этом. Я думаю, то, что сейчас происходит, когда Таджикистан занял очень важное место в разрешение последнего конфликта в Афганистане, это скорее всего тот зов предков, та историческая линия, которой решил придерживаться президент Рахмонов. Не думаю, что это линия поможет Афганистану в ближайшее время, потому что президент Раббани уже показал себя в 95-м году не совсем хорошим президентом, не сумевшим за три года правления объединить Афганистан. Но, тем не менее, сейчас, когда такую большую роль уделяют Северному Альянсу, в основном представленному таджиками, мне кажется, это все-таки не решение будущего Афганистана.
Лев Ройтман:
Спасибо, Олег Панфилов. Кстати, мало кто на Западе среди серьезных знатоков проблемы полагает, что племенная структура, этнический состав Северного Альянса является серьезной базой для решения проблем Афганистана как государства. Замечу попутно, что убитый 10-го сентября, то есть за день до террористического удара по Америке, Шах Масуд, который был, во всяком случае, военным лидером Северного Альянса, был таджиком.
Искандер Алиев:
Лев Ройтман:
Спасибо, Искандер. Действительно, это два официальных языка Афганистана, которые таковыми были провозглашены еще при тогдашнем действующим у власти короле Захир Шахе.
Население Афганистана: этносы, языки, религии
Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк.
В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.
Во второй части материала – обзор этносов, языков и конфессий Афганистана.
Традиционно полиэтнический характер населения Афганистана отражен даже в новом гимне государства (принят в 2006 г.):
Ей гордится каждый афганец.
Земля мира, земля меча,
Все её сыны мужественны.
Это страна каждого племени,
Страна белуджей и узбеков,
Пуштунов и хазарейцев,
Туркменов и таджиков;
С ними арабы и гуджары,
Брагуи и кызылбаши,
Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.
— Христиане. Представлены в Афганистане общинами протестантов (30 тыс.) и католиков (10 тыс.). По некоторым данным, достаточно распространено криптохристианство (т.е. тайное исповедание христанства различных направлений).
Гератская синагога Йоав
— Другие религиозные меньшинства. Бахаисты (15 тыс.), индуисты (пенджабцы и синдхи, 10 тыс.), сикхи (4 тыс.), сторонники традиционных доисламских верований (4 тыс.), зороастрийцы (3,5 тыс.).
Этнолингвистическая ситуация.
Основными языками Афганистана являются языки пушту и дари, распространены также хазараги, узбекский, туркменский и т.д.
Представители небольших народов как правило используют языки более крупных этносов, чаще всего – дари, гораздо реже – пушту.
Продолжение следует…
[2] Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. М.: Граница, 2006. 351 с.
[4] Robinson J.A. Nomad Tribes of Eastern Afghanistan. Dehli, 1947.
[5] Spain J.W. The Pathan Borderland. The Hague, 1963.
[9] Темирханов Л. Хазарейцы. Очерки новой и новейшей истории. Душанбе: Ирфон, 1978.
[10] Бабаева А. Туркмены Афганистана. Ашгабат: Билим, 1992. 76 с.
[11] Рахимов Р.Р. Чараймаки // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.
[12] Шовалиев Дж. Геополитическая система горных народов. М: Юрист, 2001
[16] Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 1975. – С. 85-86.
[24] Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. М.: Востлит РАН, 1999. – 239 с.
[25] Ефимов В.А. Язык афганских хазара: Якаулангский диалект. М.: «Наука», 1965. 96 с.
[26] Ефимов В.А. Хазара язык // Языки мира. Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. М.: Индрик, 1997 .
[28] Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. М., 1998.
Пуштуны (афганцы) — воины, придерживающиеся кодекса чести
Пуштуны представляют собой иранский этнос, который проживает в Афганистане и Пакистане. Также этих людей называют афганцами. Пуштунский народ до сих пор сохранил родоплеменные отношения. Основополагающим в их жизни является закон Пуштунвали — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются.
Численность
О количестве пуштунов можно говорить только приблизительно, так как на территории Афганистана перепись жителей не проводится больше 30 лет. Предположительно их число составляет 42 000 000 человек.
Где живут
Большая часть пуштунов живет в Афганистане — 13 000 000 (составляют около 40% населения страны), Пакистане — 28 000 000. На территории Афганистана ими густо заселены юг, запад, восток, также племена продвигаются на север государства. В Пакистане они расселяются по берегам реки Кабул, предгорьях Сулеймановых гор. Провинции Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан плотно заселены пуштунами. Город Пешавар является одним из главных центров культуры. Примерное количество пуштунов, проживающих в других странах:
Пуштуны разговаривают на языке пушту, принадлежащем к восточноиранским языкам. Он является государственным в Афганистане. Также некоторая часть говорит на урду (близкий к хинди), дари (язык афганских этнических групп).
Религия
Название
Популярная версия происхождения термина «пуштун» восходит к древнеиранскому «паршвана», что означает «член народа». По другой теории, древние пуштуны относятся к пактиям — древнему народу, упоминаемому в Ригведе. Древние персы и китайцы называли пуштунов афганцами. Согласно народной концепции, пуштун — это не только человек, говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.
История
Северные земли нынешнего Афганистана в древности населяли племена камбоджей, которые были коневодами. После появления там индо-скифов они начали занимать южные территории (2 век до нашей эры). Затем регион Гиндукуша захватывали тюркские и арабские племена. Все они повлияли на этногенез современных пуштунов. Сулеймановы горы были местом локализации пуштунских племен вследствие их труднодоступности. Живя обособленно среди гор, племена промышляли разбоем. Начиная с 14 века афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Позднее пуштуны создали там собственные государства —Афганские ханства, просуществовавшие до 19 века. Одна из них — Дурранийская империя подчиняла себе важнейшие караванные пути.
Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.
Внешность
Пуштунский народ относится к европеоидной расе. Их внешность характерна для средиземноморских жителей. Подавляющее большинство имеет темные волосы, встречаются рыжие, русоволосые представители народа. Форма лица — овальная, с правильными тонкими чертами, как у европейцев. Есть как темнокожие, так люди со светлой кожей. Нередко встречаются представители пуштунов с голубыми, зелеными глазами, что красиво контрастирует с их смуглой кожей. Мужчины высокого роста, хорошо сложенные, женщины имеют изящные стройные фигуры.
Жизнь
Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.
Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла:
Жилище
У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.
Одежда
Одеяния пуштунов близки к традиционной одежде кочевников. Это просторные штаны, рубаха, безрукавка. Поверх этого костюма надевают длинный запашной халат. На голову надевают чалму или небольшую круглую шапочку в виде берета — паколь. Обувью служат кожаные сандалии. Женщины носят хлопковые штаны в сочетании с длинной рубашкой свободного кроя. Также популярны платья с длинными рукавами, присборенные по талии. Голову закрывают платком — хиджабом.
Традиции
Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Эти отношения играют огромную роль в жизни населения. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга. Особенностью культуры пуштунов является строгое следование их закону — Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:
Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.
При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения о исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.
Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.
Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят. Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта. В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них:
На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.
Известные люди
Среди пуштунов много известных на весь мир людей. Это писатели, поэты, политики. Вот некоторые из них:
В смешанных браках, где пуштуном был отец, родились такие известные актеры, как Шарукх Кхан и Фероз Кхан. Закир Хусейн, происходивший из такое же семьи, был президентом Индии в середине прошлого века.