Афинская полития аристотеля о чем
Афинская Полития
Полезное
Смотреть что такое «Афинская Полития» в других словарях:
Афинская полития — Афинская полития: «Афинская полития» Аристотеля. «Афинская полития» Псевдо Ксенофонта (т. н. Старый Олигарх). Список значений слова … Википедия
Афинская полития (Псевдо-Ксенофонт) — Осфордское издание малых произведений Ксенофонта (изд. Кларендон, 1754 г.). Начало «Афинской политии», греческий оригинал и латинский перевод … Википедия
Полития — (греч. πολιτεία) как понятие имеет три основных значения: Власть большинства Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны… … Википедия
Афинская демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия
АРХЕ АФИНСКАЯ — (греч. arxn, здесь империя), афинская морская держава, объединение др. греч. полисов под гегемонией Афин, сложившееся в 70 60 х гг. 5 в. до н. э. на основе Делосского союза. Формально было объединением независимых и равноправных полисов,… … Советская историческая энциклопедия
Писистрат — др. греч. Πεισίστρατος тиран Афин … Википедия
Аристид — греч. Ἀριστείδης … Википедия
Солон — греч. Σόλων … Википедия
Аристотель — У этого термина существуют и другие значения, см. Аристотель (значения). Аристотель Ἀριστοτέλης … Википедия
История Древней Греции
«Афинская полития» Аристотеля
Этот трактат Аристотеля, найденный в начале 90-х гг. XIX в. среди египетских папирусов, составил, можно сказать без преувеличения, эпоху в изучении истории афинского государственного строя с древнейших времен до восстановления афинской демократии после свержения тирании Тридцати.
К исторической части трактата примыкает часть, дающая систематическое изложение афинской конституции IV в. до н. э. Начало трактата не сохранилось. Содержание первой его части строго фактическое, напоминающее отчасти хронику.
Не все стадии развития афинской конституции изложены равномерно. Подробнее всего говорится о реформах Солона и об олигархическом перевороте 411 г. до н. э.; слишком кратко сказано о реформах Эфиальта и Перикла. Историческая перспектива в трактате не соблюдена, некоторые события стоят не на своем месте, встречаются неточные сообщения.
Несмотря на все это, трактат содержит надежный материал. Источниками трактата Аристотеля в исторической части служили главным образом упомянутые «Аттиды», а также некоторые публицистические сочинения, отчасти и документальный материал. Систематическую часть трактата Аристотель составлял, имея в виду современный ему государственный строй Афин.
Значение этого трактата, помимо того что он существенно расширил наши сведения по истории Афин, состоит главным образом в том, что в нем дается систематический обзор истории развития афинской демократии с VII по IV в. до н. э. Многие моменты этого развития предстали в ином виде, чем раньше.
«Афинская полития» составляла часть огромного сборника, посвященного Аристотелем рассмотрению конституций как греческих, так и некоторых негреческих государств. От этого сборника, который заключал 158 «политий» и в составлении которого принимали участие как сам Аристотель, так и его ученики, до нас дошли лишь отрывки в виде цитат и ссылок в произведениях более поздних писателей.
«Политии» послужили Аристотелю фактическим материалом при составлении его большого трактата, известного под названием «Политики». В «Политике» Аристотель подвергает обсуждению целый ряд теоретических и практических вопросов, касающихся государства вообще, его возникновения, развития, организации. В этом трактате, помимо теоретических соображений, содержится также много фактического материала. Особенно богата им пятая книга, трактующая о государственных переворотах.
Используя «Политику» Аристотеля в качестве исторического источника, нужно, однако, учитывать его политическую тенденциозность и общую философскую концепцию автора. Нужно иметь в виду, что материал подобран у него с определенной точки зрения. Аристотель жил в эпоху ожесточенной политической борьбы и был противником демократии. Идеалом его являлся такой государственный строй, при котором политические права принадлежат средним по имущественному положению слоям свободного населения.
В целом политические взгляды Аристотеля, точно так же, как и философские его воззрения, ярко отражают кризис греческого полиса, порожденного непримиримыми противоречиями рабовладельческого строя.
Афинская полития (Аристотель)
«Афи́нская полити́я» (др.-греч. Ἀθηναίων πολιτεία ) — трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так называемых «Политий», содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств, греческих и «варварских». Является одним из двух сохранившихся от древности трактатов с этим названием (помимо «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта).
Содержание
Обнаружение текстов и проблема авторства
В древности и в начале нашей эры на эти «Политии» часто ссылались, в особенности лексикографы — Гарпократион, Поллукс и др.; затем — по-видимому, между VI и IX в. — они были утрачены и до конца XIX в. были известны лишь по ссылкам и фрагментам, которые не раз собирались и издавались (наиболее полное издание их дал Rose, в «Bibliotheca Teubneriana», 1886 и в V т. «Aristot. Opera», изд. Берл. акад. наук).
В 1880 г. были опубликованы их новые отрывки, именно из «Афинской политии», оказавшиеся на берлинском папирусе (163), приобретенном в Фаюме.
В 1890 г. среди коллекции папирусов Британского музея, приобретенной в Египте (как и где именно — об этом англичане умалчивают) найден почти полный текст «Афинской политии». В январе 1891 г. он был впервые издан Фредериком Кенионом (англ.), который в то время работал ассистентом в отделении рукописей в Британском музее.
Текст написан на оборотной стороне папируса, на лицевой стороне которого находится счет прихода и расхода какого-то управляющего, помеченный 11-м годом царствования Веспасиана, то есть 78—79 г.н. э. Начало трактата утрачено (текст начинается с обрывка фразы, касающейся килоновой смуты); нет ни заглавия, ни имени автора; но из совпадения большей части ранее известных фрагментов «Политии» с опубликованным Кенионом текстом видно, что этот текст — «Афинская полития». Из имеющихся в тексте указаний можно заключить, что она составлена между 329/328 и 325/324 или 324/323 гг. д.н. э. О том, что эта «Полития», как и другие — произведение Аристотеля, свидетельствует общая традиция древности, начиная с поколения, непосредственно следовавшего за Аристотелем, и до византийских времён.
Сомнения, высказанные относительно авторства Аристотеля, не выдерживают критики. Некоторые черты, на которые указывали скептики, находят себе так или иначе объяснение и не исключают авторства Аристотеля. Принимая последнее, необходимо, однако, допустить и некоторую долю участия учеников Аристотеля в составлении такого обширного труда, как «Политии»; это участие могло выразиться преимущественно в сборе материала.
Содержание
По своему содержанию «Афинская полития» Аристотеля делится на две части — историческую и систематическую. Первая содержит историю афинского государственного строя до конца V в. и кончая восстановлением демократии в 403 г. (гл. 1—41), вторая — описание самого строя, каким он был во время Аристотеля, в IV в. Таким образом, «Полития» является тем произведением древности, в котором впервые обнаруживается связная история и связное описание афинского государственного строя; она раскрывает постепенное, органическое его развитие.
По «Политии», падение монархии и переход к аристократии совершается медленно, с необыкновенной последовательностью: архонт, первоначально менее важное лицо, занимавшее третье место, постепенно возвышается до положения первенствующего, становится выше не только полемарха, но и самого басилевса, советником и помощником которого он, может быть, первоначально был, а басилевс из монарха превращается во второстепенное лицо, во второго архонта, заведующего преимущественно делами культа. Формальной отмены царской власти тут нет: это — эволюция, а не революция.
Затем постепенно демократия занимает место аристократии. Многое из того, что приписывалось Солону и считалось нововведением, по «Политии» оказывается существовавшим и до него. Тиран Писистрат во многом является продолжателем и даже завершителем дела Солона, а в истории внешнего могущества Афин — предшественником вождей демократии V в.
Клисфенова реформа является дальнейшим развитием принципов, которые в зачатке существовали и раньше. Постепенно совершается демократизация Афин после Клисфена; в последующем строе Афин сохраняются пережитки старого, как, например, двойной жребий и т. п.; постепенно открывается доступ к должностям для низших классов. Сам Перикл оказывается вовсе не таким новатором, каким его иногда изображали (например, М. Дункер (англ.)).
В целом, «Полития» ясно показывает, что афинская демократия была чисто народным созданием, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей. В этом раскрытии постепенности, органичности развития афинского строя состоит общее значение открытого памятника.
Кроме того, «Афинская полития» дала ряд новых фактов и пролила свет на многие вопросы, особенно в первой, исторической части (вторая часть содержит меньше нового, так как самое существенное было известно и раньше, благодаря цитатам лексикографов и других писателей древности). Таковы сообщения относительно падения царской власти в Афинах и возникновении архонтата, о смутах после Солона, о жребии, о роли совета, о нововведениях середины V века, об олигархических проектах 411 г., о соглашении демократов и сторонников Тридцати в 403 г. и т. д.
«Полития» решила спор о солоновой сисахфии и ее сущности; выяснила принцип, который лег в основание клисфенова деления на филы, триттии и демы, роль этих триттий; дала ряд хронологических дат, в том числе и дату эфиальтовой реформы ареопага. Многие моменты и подробности в истории афинской демократии она представила нам в новом виде. С её открытием многие гипотезы рушились; другие получили неожиданное подтверждение.
Правда, не все сообщения «Политии» внушают доверие; например, одно из самых интересных ее свидетельств — о драконовских законах — одни считают весьма важным, а другие — нелепостью, явным анахронизмом. Последние указывают на сходство этих законов с олигархическими проектами 411 г., причем, ввиду некоторого противоречия с остальным текстом трактата, высказывались даже предположения, что эта глава вставлена в текст «Политии» позже, самим Аристотелем (Виламовиц, В. А. Шеффер) или даже интерполятором (Т. Рейнах (англ.), В. П. Бузескул).
Влиянию Аристида, которого «Полития» выставляет вождем чистой демократии, «положившим начало тому, что Эфиальт довершил», неправильно приписывается массовое переселение граждан в город и начало содержания их на счет государства: одно лицо выставлено здесь виновником сложного процесса, и ко времени Аристида отнесено то, что характеризует периклову и последующие эпохи. Пикантный анекдот о роли Фемистокла в деле реформы ареопага (глава 25) совершенно противоречит остальным свидетельствам и хронологии.
Во многих случаях в основе сообщений «Политии» лежит источник более или менее тенденциозный и враждебный демократии, хотя в общем взгляды Аристотеля и здесь умеренны и напоминают его взгляды в «Политике». Он относится с большим сочувствием к Солону, хорошо отзывается о Писистрате (как покровителе сельского класса), враждебен, однако, Аристиду (как вождю чистой демократии), очень холоден к Периклу; лучшими политическими деятелями «после древних» называет Никия, Фукидида (Алопекского) и даже Ферамена, которого защищает от упреков в ниспровержении всех форм правления. Вообще он относится сочувственно к вождям аристократической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии; его симпатии на стороне середины.
В «Политии» встречаются иногда излишние, мелкие подробности и отсутствуют более важные сведения. Несмотря на все это, с её открытием изучение внутренней истории Афин вступило в новый фазис; историю афинской демократии пришлось во многом переделывать, некоторые научные труды по этой тематике, вышедшие в свет до 1891 г., сразу оказались устаревшими.
Аристотель и «Афинская полития»
Некоторые отрывки из « Афинской политии » стали известны уже ранее, но по другому папирусу, привезенному из Египта в Берлин в 1880 г. В этих обрывках тогда еще ученые угадали части из сочинения Аристотеля. А позднее, через несколько лет после открытия лондонского папируса, были привезены в Англию еще 10 незначительных фрагментов, из которых один помог разобрать начало главы 64.
Тотчас же после открытия нашего трактата началась длительная работа ученых над прочтением текста и над его изучением. Первый издатель его, английский ученый Кенион, с большим мастерством проделал основную работу и выпустил сам несколько изданий. Но все-таки во многих местах папирус сильно пострадал, в нем оказались пробелы вследствие разрушения самого папируса или от того, что буквы стерлись, или от с. 134 неразборчивости почерка и т. д. Особенно пострадал последний лист папируса — главы 64— 69. Но соединенными усилиями многих ученых удалось в настоящее время установить текст с большой определенностью. Даже последние главы, которые в первых изданиях оставались совершенно бессвязными, теперь настолько разобраны, что в них за исключением конца 67 и начала 68 глав получился вполне связный четкий текст.
Так как в лондонском папирусе нет начальной части сочинения и нет ни названия сочинения, ни имени автора, то при изучении возникал чрезвычайно важный вопрос об установлении того и другого. Выяснению этого помогло сличение цитат, сохраненных у разных позднейших авторов, с текстом нашего трактата. Эти цитаты (всего 91), сопровождаемые именем Аристотеля (84) или названием сочинения (54), или как свидетельства авторитетного источника, дали возможность отожествить новооткрытый текст со знаменитым сочинением Аристотеля.
Открытие трактата Аристотеля составляет целую эпоху в изучении греческой, особенно афинской, истории. Это — единственное сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин, начиная от времени, непосредственно предшествовавшего законодательству Солона, — поскольку начальная часть сочинения, посвященная более ранней эпохе, в рукописи не сохранилась, — до конца V в. и полную систему афинского строя с. 135 во времена самого Аристотеля (IV в. до н. э.). Даже у Фукидида при всей глубине его научного мировоззрения и при захватывающем интересе его исторических картин внимание сосредоточено главным образом на событиях очень небольшого промежутка времени (20 лет) и по преимуществу на военных событиях. Вполне понятно поэтому, что « Государственное устройство афинян » вызвало величайший интерес ученого мира и породило громадную литературу, в которой значительное место принадлежит трудам русских ученых.
Не меньшее значение имеет и вторая часть, содержащая систематическое изложение государственного порядка в Афинах IV в.: вопрос о гражданских правах, о работе Народного Собрания и Совета, о коллегии архонтов и круге их деятельности, о должностях, замещаемых по жребию и по выборам, об оплате должностей и, наконец, о порядке судопроизводства. Все это представляет в готовом виде целую систему; а прежде ученым приходилось восстанавливать ее по отрывочным сведениям из разных писателей. В этом опять-таки значение нашего трактата.
Помимо упоминания отдельных документов, в некоторых случаях Аристотель цитирует их в сокращенном виде. Таково постановление 411 г. об избрании комиссии Тридцати для написания олигархической конституции. Автор приводит точно с соблюдением тех формул, которые обычно наблюдаются в подлинных надписях этого времени, содержание основного предложения, внесенного Пифодором, и дополнения к нему, сделанного Клитофонтом (гл. 29).
Подобным же образом приводится в кратком изложении содержание проектов олигархической конституции как для постоянного действия на будущее время (гл. 30), так и предварительного, временного (гл. 31). Наконец, большой интерес представляет с. 138 изложение договора, заключенного между враждующими партиями после низвержения власти Тридцати в 403 г. (гл. 39). Прибавим к этому, что Аристотель любит хронологическую точность и очень часто (не менее 25 раз) датирует события именами архонтов.
Подобное же значение имеет у Аристотеля пользование вещественными памятниками. Он упоминает, например, поставленные в так называемом « царском портике » « кирбы » с текстом Солоновых законов (гл. 7, 1), цитирует надпись на памятнике, находившемся на Акрополе (гл. 7, 4), упоминает и монеты досолоновского времени (гл. 10, 2). Наряду с этим он цитирует и литературные памятники, как например так называемые « сколии » — в честь Кедона (гл. 19) и в память борцов против тирании, погибших при Липсидрии (гл. 20). Но особенную ценность в трактате имеют приводимые автором цитаты из стихотворений Солона (гл. 5 и 12). Эти цитаты дают основание предполагать, что и в других местах рассказа автор пользуется этим материалом, если даже прямо его и не называет.
Для характеристики методов Аристотеля любопытно обратить внимание на приемы реконструкции исторического прошлого, особенно ранней поры. Он пользуется этимологическим истолкованием терминов, например « пелаты » и « гектеморы » (шестидольники) (гл. 2). Таковы же его рассуждения о порядке возникновения отдельных должностей архонтов и о их размещении по учреждениям (гл. 3). Сюда же надо отнести и обратные заключения от существующих бытовых пережитков: « Басилевс заседал в так называемом Буколии близ Пританея (доказательство: еще и теперь там происходит соединение и брак жены царя с Дионисом) » (гл. 3, 5). Текст присяги архонтов с упоминанием имени Акаста дает основание заключать, что при Акасте и установлен этот порядок (гл. 3, 3) и т. д. Что должность первого архонта установлена последнею, это доказывается тем, что она не имеет никаких основных, « отчих » обязанностей (гл. 3, 3). О том, что класс фетов не имел доступа ни к каким должностям, Аристотель подтверждает наблюдениями из своего времени: « Поэтому и теперь, когда председательствующий спросит у человека, который хочет избираться по жребию на какую-нибудь должность, к какому классу он принадлежит, никто не скажет, что к фетам » (гл. 7, 4). Из того, что после изгнания тиранов был произведен пересмотр гражданских списков, следует заключить, что за время их правления многие незаконным образом проникли в среду граждан (гл. 13, 5). Закон об избрании с. 139 казначеев только из класса пентакосиомедимнов, который существует при Аристотеле, дает ему основание заключать, что это был общий принцип избрания по цензу при Солоне (гл. 8, 1, ср. 47, 1). Определяя ценз всадников, как класса граждан, которые имеют средства, чтобы содержать лошадь, Аристотель ссылается и на самое название класса и на памятник Анфемиона, достигшего звания всадника, в знак чего там изображена лошадь (гл. 7, 4).
Наконец, для установления некоторых фактов Аристотель пользуется распространенными поговорками. Например, поговорка « не считаться филами » свидетельствует о прежнем порядке, в котором все основано было на происхождении (гл. 21, 2). Выражение « безоброчное местечко » (гл. 16, 6) подтверждает правильность распространенного рассказа о путешествиях Писистрата по стране.
Но помимо этих историков, известных нам по сохранившимся их произведениям, Аристотель имел в своем распоряжении труды и других историков, например Эфора (IV в.), сочинение которого не сохранилось, но известно нам, поскольку им пользовался Диодор (I в. до н. э.). Некоторые совпадения с ним есть в рассказе о правлении Тридцати (Диодор XIII, 38, 69, 95; XIV, 3— 5, 33).
Наконец, можно думать, что Аристотель пользовался и сочинениями современных ему ораторов — Демосфена и особенно Исократа (ср. Приложение XV). Вообще, надо сказать, что если Аристотель пользовался трудами предшественников, то никогда не повторял их рабски, но, как видно из сличения с сохранившимися сочинениями, выбирал из них то, что находил подходящим, и дополнял материалами из других источников.
К недостаткам сочинения надо отнести преувеличенную оценку сил личности и слабую связь личности с интересами той или другой социальной группы. Так, по его изложению, привлечение жителей из деревень в город и создание демократии являются делом одного Аристида, обещавшего будто бы дать всем заработок в городе (гл. 24). Борьба против Ареопага представляется в виде личной интриги Фемистокла (гл. 25), между тем пребывание последнего в Афинах в 462 г. оказывается хронологически совершенно невозможным (изгнан в 471 г.). Введение Периклом платы судьям объясняется личным соперничеством его с Кимоном (гл. 27). Встречаются иногда и анекдоты, как, например, о хитрости Фемистокла для низвержения Ареопага (гл. 25), о хитрости Писистрата для возвращения в Афины (гл. 14) и об отнятии им оружия у населения (гл. 15), о встрече его с крестьянином (гл. 16) и т. д.
Прибавим к этому, что и стиль бывает то ровный и гладкий, то отрывистый, как конспект, например в главе 22. Все это показывает некоторую поспешность в обработке сочинения.
В отличие от сочинений других греческих историков мы должны отметить у Аристотеля большой интерес к внутренней истории. Политические симпатии и антипатии Аристотеля выступают достаточно четко и определенно. Он сторонник умеренной республики — « политии » по его терминологии.
К Периклу он не питает симпатии, как к одному из демагогов (27, 1). Личность Фемистокла, организатора флота, совершенно оттесняется на второй план. По Аристотелю, Перикл проводит свою политику государственных раздач из личного честолюбия, подражая аристократу Кимону и борясь с ним его же оружием; при этом Аристотель подчеркивает, что Кимон это делал на свои средства, а Перикл — на государственные и что Перикл действовал по наущению некоего Дамонида (гл. 27, 3— 4). Однако, это не мешает ему признать, что при нем все же дела шли хорошо (гл. 28, 1). Также и Эфиальта, главного борца против Ареопага, он характеризует слишком бегло, хотя и считает его неподкупным и честным (гл. 25, 1), а вождей аристократии называет неспособными (гл. 26, 1). Определенно отрицательное отношение высказывает он к демагогам и особенно к Клеону и Клеофонту (гл. 28, 3— 4). Но эти личные симпатии не мешают и в демократии признавать справедливое отношение к своим противникам, например к друзьям тиранов, упомянуть даже об « обычной гуманности народа » (гл. 22, 4), о мягкости законов против тирании (гл. 16, 10) и особенно он подчеркивает высокий политический такт афинских демократов после примирения партий с. 145 в 403 г., когда задолженность Спарте, сделанная Тридцатью для борьбы с противниками, была принята на общий счет и выплачена всеми вместе (гл. 40, 3). Интересна его характеристика того строя, который установился в это время. « Народ, сделавшись владыкой государства, — говорит он, — установил существующий поныне государственный строй при архонте Пифодоре (404— 403 г. до н. э.). Было очевидно, что народ имел полное право взять в свои руки государственную власть, так как он собственными силами добился своего возвращения » (гл. 41, 1).
В заключение надо сказать о языке. В противоположность трудному, сложно построенному изложению « Политики » здесь мы встречаем простоту и ясность. Это объясняется тем, что « Афинская полития » предназначалась не для ученого круга специалистов в пределах самой школы (так называемые « эсотерические » сочинения), а для широких кругов и принадлежала к числу популярных (так называемых « эксотерических » ) сочинений.
В основу настоящего перевода положен текст последнего издания трактата Aristoteles Ἀθηναίων Πολιτεία post Blass et. Thalheim ed. Oppermann, Lipsiae 1928, а также издание Кениона Aristotelis respublica Atheniensium consilio et auctoritate Academiae Borussicae ed. Kenyon, Berolini 1903 (Supplementum Aristotelicum).
Из иностранных переводов переводчик пользовался переводами Kaibel und Kiessling (Schrift vom Staatswesen der Athener, Strassburg 1891); Wentzel (Verfassung von Athen, Leipzig 1892); Reinach (La république Athénienne, Paris 1891); Haussoullier (Constitution d’ Athènes, Paris 1891). Из важнейших специальных работ об « Афинской политии » Аристотеля следует указать особенно: Бузескул, Афинская полития Аристотеля, как источник для истории государственного строя Афин до конца V века. Харьков 1895; Wilamowitz-Möllendorff, Aristoteles und Athen, 2 Bände, Berlin, 1892.