Афк и лфк в чем разница
Чем отличается адаптивная физическая культура от лечебной физической культуры
Адаптивная физическая культура – понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Если ЛФК – это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания, то адаптивная физическая культура – это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.е. адаптивный спорт).
Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако ЛФК больше оперирует медицинскими понятиями, такими как «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как АФК спортивными и педагогическими – «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности.
Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от лечебной физической культуры.
Однако некоторые частные задачи АФК имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом, в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФК, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. И это очень важно отражать для специалистов физического воспитания.
педагогом дополнительного образования Маликовым А.В. 31.10.2018
Адаптивная или лечебная физкультура: что выбрать для ребенка
23 сентября 2021 года
Физическая культура — неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Как говорят, движение — жизнь, но для детей с особенностями развития, движение — это не просто путь к физической активности и повышению мышечного тонуса, а еще и средство реабилитации. Для этого в столичных детских центрах реализуются программы адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК). В этих двух направлениях помогла разобраться педагог дополнительного образования особого семейного центра «Дом детей» Анастасия Санникова.
Родители центра «Дом детей» часто обращаются с вопросом о комплексе реабилитационных мероприятий, которые входят в программу развития ребенка.
«Но много — не значит хорошо. Каждый воспитанник в „Доме детей“ регулярно проходит оценку физического развития, двигательных возможностей, а также медицинское обследование. Поэтому занятия назначаются только исходя из полученных данных. Но у ребенка обязательно есть ЛФК или АФК, иногда и то, и другое», — рассказывает педагог.
Что же лучше и в чем разница
ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.
Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.
«Например, в программу АФК в „Доме детей“ входит как развитие физических возможностей, так и коррекционно-развивающие игры, спортивные игры, терренкур, релаксационная гимнастика. То есть АФК — это скорее профилактика и поддержание двигательной активности, возможность выплеснуть эмоциональное напряжение в игре или просто отдохнуть и погулять», — объясняет Анастасия.
Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.
Справочно:
В центре «Дом Детей» предоставляются услуги семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития. По вопросу зачисления ребёнка в учреждение можно обратиться за консультацией в особый семейный центр по телефону: 8 (499) 141-45-13 с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Сейчас в столице работают четыре особых центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с реабилитацией детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
ОТЛИЧИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Если лечебная физическая культура – это метод лечения и средство реабилитации, то адаптивная физическая культура – это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.е. адаптивный спорт). Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако лечебная физическая культура больше схожа с медицинскими понятиями, такими как: «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как адаптивная физическая культура – спортивными и педагогическими понятиями: «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, но и одной из форм полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности. Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на больных хроническими заболеваниями и инвалидов и отличается адаптивная физическая культура от лечебной физической культуры.
Однако некоторые задачи адаптивной физической культуры имеют общие точки соприкосновения с методиками лечебной физической культуры, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако адаптивная физическая культура – это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с лечебной физической культурой, дополнение к другим лечебным процедурам.
Цель адаптивной физической культуры: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования его двигательных возможностей, их гармонизации для максимальной самореализации.
Статья на тему «Лечебная и адаптивная физическая культура»
Лечебная и адаптивная физическая культура
Выполнила: студентка ЛПИ ф СФУ Патюкова Э.С.
Научный руководитель – Новиков В.А.
В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и оздоровительная или лечебная физическая культура.
Так как главная цель адаптивной культуры состоит в развитии организма с отклонениями, находящегося в болезненном состоянии, необходимо четко регламентировать методы и способы достижения поставленной цели. Данную деятельность регламентирует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В данном законе (ст. 31) четко разграничена деятельность специальных органов медицинского учреждения и способы повышения уровня развития организма с отклонениями: «Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов».
В нее входит несколько основных положений, важных для людей с отклонениями, например:
физическая реабилитация и, конечно же, социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании методов адаптивной физкультуры или адаптивного спорта, должны проходить строго оборудованных центрах (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные клубы для инвалидов, физкультурно-спортивные организации);
АФК, это часть физической культуры, применяющей определенный комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
спорт инвалидов или как его можно еще назвать адаптивный спорт, направлен на социальное привыкание и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья концентрируется на условиях приоритетности (главенства), массового распространения в обществе и доступности занятий спортом всем нуждающимся;
для лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих обучение в соответствующих образовательных организациях, занятия выстраивают таким образом, что бы учитывать их персональные способности и состояние здоровья самих обучающихся;
федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ совместно с общественными объединениями помогают вхождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций;
все органы на разных уровнях помогают, а точнее организовывают проведение физкультурных мероприятий, а так же развитие спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Образовательные организации имеют право создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту, которые будут помогать лицам с ограниченными возможностями.
Адаптивную физическую культуру невозможно представить без лечебной культуры. Так как для полного и все стороннего развития ослабленного организма необходимы комплексные методы лечения и профилактики, адаптации организма к внешней среде.
В структуре лечебного действия физических упражнений располагаются жестко определенные нагрузки применительно к ослабленным больным. Выделяют совместную тренировку для оздоровления и укрепления организма и особую тренировку, направленную на ликвидацию нарушенных функций в установленных органах и системах.
Система упражнений лечебной физкультуры устремлена на повышение развития подвижности суставов, растяжение мышц. Она позволяет усовершенствовать обменные процессы в модифицированных тканях, и органах, а так же поднять уровень возмещения нарушенных функций. Применение лечебной физкультуры предотвращает дальнейшее прогрессирование болезни, ускоряет время выздоровления и повышает уровень комплексной терапии ослабленных органов.
Физические упражнения сказываются реакцией целого организма, на внешние возбудители, именно они втягивают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. Касательно этого лечебную физкультуру следует определить как метод патогенетической терапии.
Лечебная физическая культура предусматривает умышленное и активное выполнение ослабленными людьми надлежащих физических упражнений. Во время упражнений ослабленный человек развивает умения в использовании природных факторов с целью закаливания, улучшению физических упражнений, и для профилактики. Данный факт позволяет полагать, что занятия лечебной физической культурой является лечебно-педагогическим процессом.
Лечебная физическая культура применяет аналогичные принципы развития физических упражнений, что и физическая культура для обычного человека без патологий, такие как принципы полного воздействия, оздоровительной направленности. Можно сказать, что лечебная физическая культура является составной частью системы физического воспитания.
Однако, не смотря на схожесть двух разновидностей физических культур, не возможно не сказать об их отличиях, так как каждая предназначена для конкретной области применения [4].
Адаптивное развитие отличается именно теорией и реализацией на практике от оздоровительного или лечебного развития. Можно сказать, что она охватывает определенные самостоятельные направления. При применении данного вида развития, для людей с отклонениями обобщаются все знания из сфер таких, как общая физическая культура, например, или медицина и коррекционная педагогика и психология. Адаптивная система ставит своей задачей не столько совершенствование состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько возобновление социальных функций организма, а также изменение психологического состояния.
Различия адаптивной физической культуры и лечебной заключается в том, что лечебная реабилитация в большинстве случаев устремлена на возобновление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида существенно большей активности и самостоятельности. Кроме того, применяемые в реабилитации средства, направлены на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию, а не на естественные факторы. Например, такие как движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.
При этом адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не средством лечения или профилактики конкретных болезней, а точнее одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, сформировавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и иные виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи предельного абстрагирования от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности. В частности в него предусматривают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
В отличие от профилактической медицины, адаптивная физическая культура располагает значительно более широкими средствами и методами предоставленного вида культуры, являющегося базой, а точнее основой социализации личности, его приспособлению к трудовой деятельности или переквалификации или повышения саморазвития, самовыражения и самореализации [5; 6].
Цель АФК как вида физической культуры может быть обусловлена как предельно допустимое развитие жизнеспособности человека, имеющего стабильные отклонения в состоянии здоровья. За счет обеспечения наилучшего режима функционирования организма и его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для предельной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Список использованных источников
Алдошин А. В. Значение занятий спортом в формировании общественной активности у курсантов организаций системы МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы Международной научно- практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. С. 22-25.
Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Адаптация курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, средствами и методами физической рекреации // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 383-392.
Еремин Р. В. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма // Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов. Орел: Орловский государственный университет, 2015. С. 107-114.
Подрезов И. Н. Физическая культура как важный фактор в формировании культуры личности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 106-109.
Кузнецов М. Б. К проблеме возникновения травматизма на занятиях по физической подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. С. 32-34.
Савина А. М., Рямова К. А. Психологические и педагогические средства профилактики травм при занятиях физической культурой и спортом // Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения: материалы Международная научно- практическая конференция. М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014. С. 110-114.