Афк спорт что это
Адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Содержание
Общие сведения
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.
Предпосылки создания
Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности «адаптивная физическая культура».Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.
Отдельные дисциплины
…при сердечно-сосудистых заболеваниях
. при детском церебральном параличе
Подготовка кадров
Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.
В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 «Адаптивная физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).
Задачи
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
Значение и особенности адаптивной физической культуры (АФК)
Основной целью АФК как вида физической культуры — является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
АФК имеет строго индивидуальный характер занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами интеллекта и детского церебрального паралича осваивают не сложные гимнастические упражнения. Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.
Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье.
Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.Для решения поставленных задач с детьми ежедневно проводятся следующие мероприятия:
упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
упражнения на согласованность работы рук и ног;
упражнения для всех групп мышц;
дыхательные упражнения и релаксация;
упражнения на координацию: равновесие и меткость;
упражнения на укрепление мышц свода стопы;
комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
В работе с детьми используют следующие принципы:
Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.
Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.
Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.
Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Общие методические принципы:
Специальные методические принципы:
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.
Как адаптивная физкультура помогает поддержать физическую активность и бодрость духа
«МК в Питере» узнал, в чем польза адаптивной физической культуры для людей золотого возраста
АФК совсем неслучайно входит в перечень обязательных услуг учреждений, чьи специалисты заботятся о пожилых людях. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и сознанию необходимости своего вклада в развитие общества пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Занятия АФК проходят под присмотром тренера. Фото: canva.com
ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРУ К АКТИВНОЙ ЖИЗНИ
«АФК — это научная дисциплина, которая состоит исключительно из последних достижений и разработок в области медицины и биологии», — подчеркивают в сети пансионатов «Усадьба», где разработанная для постояльцев программа носит название «Стареть необязательно».
На самом деле за сложным объяснением стоят нехитрые, но очень полезные для людей всех возрастов (особенно для пожилых людей) упражнения, которые выполняются как с предметами, например гимнастическими палками, обручами, мячами, гантелями, так и без них. Занятия проходят на снарядах, в числе которых гимнастическая стенка или скамейка, а также на тренажерах.
Занимаются адаптивной физической культурой всегда под присмотром тренера. Он выполняет несколько важных функций. Во-первых, подробно и доходчиво объясняет значение того или иного упражнения и его влияния на организм. Во-вторых, он проследит за тем, чтобы соблюдалась безопасность выполнения — что подопечный держит осанку, правильно дышит, не теряет ориентацию в пространстве.
«Задача, которая стоит перед специалистом АФК, — помочь подопечным уменьшить уровень тревожности, поставить правильное дыхание, развивать способность нахождения тела в пространстве (идти, не натыкаясь). Он помогает наработать навыки, которые помогут пожилым людям улучшить качество жизни. Работа идет постепенная, систематическая, конструктивная, через игру», — рассказывает директор Фонда «Пансионат для пожилых людей» (сеть пансионатов «Усадьба») Юлия Шатова. Напомним, в пансионатах АФК является обязательной услугой в рамках реабилитации пожилых.
Когда все условия соблюдаются, АФК помогает исправить осанку, укрепить своды стоп, расслабить мышцы, поработать с дыхательной и сердечно-сосудистой системами. Кстати, в программе адаптивной физической культуры существуют даже специальные упражнения для глаз, которые способствуют улучшению функционирования мышц и кровообращения тканей глаза.
По словам специалистов АФК, занятия будут эффективны, если они регулярны. Например, когда проводятся два раза в неделю и длятся по 20 минут — этого времени достаточно, чтобы поддерживать организм в тонусе, но не перегрузить его.
ОТ РЕАБИЛИТАЦИИ К АБИЛИТАЦИИ
Отметим, что о целесообразности использования для работы с инвалидами технологий, основанных на средствах и методах АФК, официально было заявлено только в 2017 году. Тогда организационно-методические рекомендации по использованию таких технологий подписал глава Минспорта России Колобков.
«В настоящее время реабилитационный, социализирующий и воспитательный потенциал адаптивной физической культуры и адаптивного спорта признается специалистами в сфере не только физической культуры и спорта, но и образования, социальной защиты и здравоохранения», — отмечается во введении документа.
К слову, расширенная редакция термина «реабилитация» в федеральном законе «О социальной защите инвалидов РФ» появилась только в 2016 году. Появился и новый термин — абилитация. Тогда же было прописано: «Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалида способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество».
Отметим, что рекомендации, подписанные главой Минспорта, были подготовлены петербургским НГУ им. П. Ф. Лесгафта.
В программу АФК, в зависимости от того, в каких учреждениях (соцзащиты, образовательных, культуры) они проводятся, может входить сказкотерапия, ритмопластика, деятельность, основанная на взаимодействии с животными, психогимнастика и многое другое.
Упражнения помогают «оставаться в строю». Фото: canva.com
НЕ НАВРЕДИ
К сожалению, не всем подходят упражнения, входящие в программу АФК. Перечень абсолютных противопоказаний к занятиям адаптивной физической культурой широк. В него, как сообщают специалисты, входят:
СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО
И все же не стоит забывать, что адаптивная физическая культура носит индивидуальный характер. То есть упражнения подбираются с учетом диагноза пожилого человека, его мобильности, возраста и многого другого. Для групповых занятий, согласно рекомендациям Минспорта, объединяются инвалиды одной нозологии (инвалиды по зрению, по слуху, по интеллекту, с поражением опорно-двигательного аппарата, по общим заболеваниям и проч.).
Мы поинтересовались у представителя сети пансионатов, какие же из многочисленных видов занятий больше всего нравятся их постояльцам. Ведь АФК в «Усадьбе» — это и танцы, и мудры (пальчиковая гимнастика), дыхательная и голосовая гимнастики, элементы йоги, спорта, восточной гимнастики и еще много чего. Оказалось, что представители золотого возраста получают наибольшее удовольствие от фитбол-гимнастики.
«Большая часть упражнений сделана в форме игры. Обучаясь фитбол-гимнастике, наши подопечные быстрее усваивают новые элементы, сохраняют на протяжении длительного времени интерес к занятию и увеличивают свою работоспособность», — объяснили специалисты.
Поясним: фитбол — это большой упругий мяч. Во время упражнений с ним включаются одновременно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, благодаря чему эффект от занятий только усиливается.
Как отмечают специалисты, при регулярных занятиях АФК и соблюдении рекомендаций врачей реабилитация людей после ряда заболеваний происходит быстрее. В частности, например, во многих случаях перенесшие инсульт люди могут вернуться к полноценной жизни буквально в течение нескольких месяцев. А пожилым петербуржцам АФК помогает сохранять мышцы в тонусе и «оставаться в строю» до глубокой старости.
Чем отличается адаптивная физическая культура от лечебной физической культуры
Адаптивная физическая культура – понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Если ЛФК – это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания, то адаптивная физическая культура – это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.е. адаптивный спорт).
Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако ЛФК больше оперирует медицинскими понятиями, такими как «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как АФК спортивными и педагогическими – «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности.
Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от лечебной физической культуры.
Однако некоторые частные задачи АФК имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом, в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФК, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. И это очень важно отражать для специалистов физического воспитания.
педагогом дополнительного образования Маликовым А.В. 31.10.2018