Африканские маски что они означают
Значения африканских масок
Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).
Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.
Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.
Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.
Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.
«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.
В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.
Типология африканских масок
Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.
Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.
Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.
Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.
Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.
Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.
Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.
Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.
Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.
Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.
Типологически маски можно разделить на несколько классов:
• Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.
• Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.
• Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.
• Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.
• Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.
• Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.
Авторы текста и фотографий: коллекционеры Бутовская Марина Львовна и Бутовский Руслан Олегович
Более полное описание значений африканских масок и ритуальных статуэток смотрите в энциклопедии «Искусство Африки»
В галерее «Афроарт» вы можете купить африканские маски
Маска — сувенир из путешествий может быть опасным. Значения африканских масок Африканские маски из черного дерева значение
Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.
Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.
Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.
У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.
В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.
Это объясняется тем, что во многих африканских племенам по телу наносятся специфические узоры.
Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.
Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.
Для чего африканцы использовали маски
Магические атрибуты надевались во время совершения обрядов. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали важные события в жизни человека и были залогом успеха в крупных начинаниях. Свадебные ритуалы давали надежду на счастливый брак, обильное потомство и достаток. Похоронные обряды с масками готовили душу умершего человека к переходу в иной мир.
Костюмированные обряды инициации означали переход подростков во взрослую жизнь. В мероприятиях для юношей задействовали маски с военной символикой. Женские магические атрибуты напоминали о грядущей семейной жизни и хозяйственных обязанностях. Маски защищали человека от злых духов.
Маленькие экземпляры превращались в нательный оберег и носились на шее или поясе. «Настроение» маски согласовывалось со сферой ее применения. В Либерии маски в виде головы разъяренного зверя носили представители властей в племенах Либерии.
Служитель, облаченный в пугающую «форму», вызывал у народа страх и смирение. Для Абоми, короля Бенина, маска заменяла портрет умершей матери. Предмет был выполнен в виде лица миловидной женщины.
Выбор маски по типу лица
При подборе карнавальной маски, нужно учитывать, что один и тот же вариант на разных людях смотрится по-разному. И то, насколько подойдет вам конкретная маска, во многом зависит от типа вашего лица, его формы, полноты и т.д.
Если лицо тяготеет к форме круга, то лучше отдать выбор маскам прямоугольной формы, у которых высота меньше ширины. Такой элемент визуально уменьшит ширину лица, причем чем более вытянут прямоугольник маски, тем более выраженным будет создаваемый ей эффект. Также вам подойдут аксессуары ярких, насыщенных расцветок, края которых слегка приподняты вверх.
Лицу квадратного типа идут маски в форме вертикального овала, причем их ширина должна совпадать с шириной вашего лица. Также уместны здесь будут маски зауженных форм с несколько приподнятыми уголками – благодаря этому щеки зрительно будут казаться более узкими.
Лицо, имеющее форму «сердечко», будет эффектно выглядеть в легкой маске с минимум декоративных элементов. Еще один подходящий вариант – маска-очки. Такие аксессуары сделают ваше лицо зрительно более вытянутым и изящным.
Лицам ромбовидного типа подходят маски, в форме и дизайне которых преобладают прямые линии и четко прорисованные углы. При этом важно сместить цветовой акцент на верхнюю часть аксессуара, иначе нижняя область будет выглядеть чрезмерно тяжелой.
Универсальный тип лица – овальный. На нем будут гармонично смотреться маски абсолютно любой формы. И это дает широчайшее поле для экспериментов и создания эксклюзивного праздничного образа.
Интересные факты про африканские маски
Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место.
Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.
Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.
Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.
. Ее можно рассматривать как элемент социальной жизни и образное воплощение религиозных поверий, как принадлежность своеобразного театрального действа — ритуального танца и, наконец, как произведение искусства.
«>
Африканские маски: фото и значения
Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.
Виды и различия масок
По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.
Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).
Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.
Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.
К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.
История возникновения
Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.
Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.
Магическое значение масок
Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.
Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.
Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.
Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.
Внешние отличия масок
Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.
Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.
Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.
Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.
Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска «сириге» народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.
Уникальность работы мастеров
Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.
Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.
Символизм масок
Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.
Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.
Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.
Разнообразие материалов
Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.
Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.
Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.
Африканская маска своими руками
Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.
Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.
Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.
На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.
Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!
В Африке существуют тайные союзы. Тайные — потому что континент был колонизирован, и основной религией здесь теперь является католицизм. Конечно, остались древние верования и культы, которые, переплетаясь с католицизмом, зачастую принимают причудливые формы. Африканцы проводят загадочные ритуалы, объединяющие их с миром духов, используя для этого специальные мистические аксессуары. Руководитель частного музея-лектория «Ритуальные маски народов мира» Татьяна Болысова в своей лекции, состоявшейся в парке искусств «Музеон» в рамках фестиваля «Моя планета. Планета людей», рассказала, какую роль играют ритуальные маски в духовной жизни Африки. «Лента.ру» публикует выдержки из ее выступления.
Пуну и балуба
Племя пуну исповедует смесь религий. Некоторые из них живут по верованиям древних, некоторые — по официальной религии. Маски пуну очень необычные по своему виду — черты их напоминают азиатские: выбеленное лицо, маленький нос, красные губы. Видимо, люди такого облика каким-то образом попали на Черный континент, и теперь это считается неким идеалом красоты: женщины пуну обмазывают свое лицо белой глиной, чтобы быть красивыми.
Эти маски надевают во время тайных обрядов захоронения. Белый цвет в Африке — цвет смерти, цвет духов. Африканцы считают, что жизнь после смерти существует, поэтому они красят похоронные маски в знак того, что теперь имеют дело с чем-то посторонним, запредельным. Интересно, что обряд захоронения происходит на ходулях. Важным аспектом является шрамирование на лбу маски — его делали себе и сами женщины.
Если у похоронной маски женщины высокая прическа — значит, она была очень почитаема в деревне, не занималась тяжелым физическим трудом и не носила ничего на голове, как это принято у африканских женщин.
Маски носят и в племени балуба, где существует тайное общество Бамбудье. Отличительная черта этих масок — округлая форма. Ранее шаманы этого племени для того, чтобы видеть будущее, использовали тыкву. Они разрезали плод пополам, вытаскивали все содержимое и закладывали туда камни и бисер, поэтому маска осталась такой формы — это отголоски прошлого. Подобные маски используются и в обрядах плодородия во время открытия и закрытия урожайного сезона. Любая из них является частью костюма и не «функционирует» в одиночку.
Балуба очень ценили женщин. Они считали, что только женщины могут хранить секреты и способны заключать союзы — раньше лишь жены вождей ходили в другие деревни, чтобы заключить важные соглашения. Зачастую они основывались на браках.
Для статуэток женщин балуба характерна сидячая поза на согнутых ногах. У нее очень большая грудь — это свидетельствует о том, что она вскормила многих детей. Такие изделия являются каноном красоты для балуба. Они считают, что женщина красива, если она воспитала большое потомство. На животе статуэтки присутствует глубокое шрамирование — признак новой беременности или свидетельство ритуала, который провели для того, чтобы она родила сильного сына.
У балуба есть некоторые признаки матриархата, хотя в основном Африке все же присущи патриархальные черты: мужчина стоит во главе, а женщина занимается собирательством и строит дом.
Пенде, мамбила и сенуфо
Племя пенде делится на две этнические группы: квилу и касаи. У квилу есть маска, олицетворяющая дух предка. Она надевается сверху на всю голову, и ее также носят на обрядах инициации и захоронения. Бородой эта маска указывает дорогу к предкам — во время танца она, надетая на танцора, помогает усопшему найти путь к ним. Культ предков характерен для Африки — у них нет божеств. Все поклоняются им, считают, что их нужно чтить. Если кто-то заболел или что-то случилось — значит, он обидел своих предков.
Некоторые маски пенде необычны даже для Африки. Например, в маске мбангу кто-то видит изображение паралича или кожных заболеваний. Это действительно маска, связанная с заболеваниями кожного покрова. Пенде считают, что если вы чем-то заболели, то сами в этом виноваты. Никто вам не поможет, вам предстоит стать отшельником, и вы либо выздоровеете, либо нет.
Шаман, впрочем, может предложить вариант древнего ритуала исцеления. Для заболевшего вырезается маска, после чего проводится обряд. Поэтому она выглядит именно так — это некая борьба со злом, борьба духов и мира, в котором сейчас находится человек. Случаи исцеления действительно были — эффект плацебо никто не отменял. Во время обряда пенде люди держат в руках ковш, с помощью которого шумят, как бы вызывая резонансную волну (как шаманы с бубном), пытаясь еще плотнее связаться с миром духов.
У племени мамбила есть маска суага. Следует сказать, что мамбила большое внимание уделяют своей еде, поскольку практически все животные, в том числе и собаки, выращивались в этом племени исключительно для использования в пищу. Мамбила ели практически все, и даже в современных источниках можно прочитать об их каннибальском прошлом. Маска суага — это демон, защищающий деревню, изгоняющий других демонов, и, поскольку племя трепетно относится к пище, маска связана с обрядом плодородия. Ее сопровождают другие маски, менее агрессивные.
Тайное мужское общество поро племени сенуфо по сей день считается очень сильным — это общество воинов. Его члены хранят постоянную связь с миром предков, и только они могут заниматься исцелением болезней. По тому, что расположено на голове маски, можно понять, чем человек занимается. Если, скажем, это гребень — то он земледелец, если животное — то охотник, если человек — то купец. На лбу маски бывает шрамирование, а в нижний части — ноги, показывающие связь умершего (это также и погребальная маска) с миром живых.
Сонгье и салампасу
В племени сонгье было тайное общество кифвебе, очень большое и сильное. Маски этого общества можно было получить только пройдя ряд испытаний. Люди, носившие их, выполняли функции полицейских. Они присутствовали на всех обрядах и следили за порядком. Зачастую члены общества противостояли власти вождя и внушали трепет даже соседним деревням. Кифвебе также выполняли пенитенциарные функции: если кто-то провинился, они приходили к нему и наказывали так, как считали нужным — изгоняли, шрамировали, подвергали испытаниям.
Маску чихонго мог надевать только сын вождя. В ней он ходил по деревням и собирал дань, обещая защитить поселение от злых духов. В современности эта маска тоже используется, но больше в рамках театрального действия — люди так же ходят в них по деревням, разыгрывают представление и собирают деньги. У чихонго народа чокве есть отличительный знак на лбу, напоминающий свастику.
Салампасу — это племя воинов, охотников, в их масках есть мужское сильное начало. Мальчиков этого племени с малых лет обучали военному искусству, они не жили с родителями с восьми лет — уходили в тайное общество.
Чтобы получить высшую маску салампасу — мукинка — надо сначала получить маску охотника, потом воина и, наконец, маску правителя. Получается, правитель является и охотником, и воином, и мудрым человеком. Подпиленные зубы, агрессивные черты лица говорят о том, что носители таких масок проходили обряды инициации.
Для молодых людей это прежде всего обрезание крайней плоти и запиливание зубов. Последнее делали не только мальчикам, но и девочкам, чтобы доказать силу и иметь связь с тотемным животным — крокодилом, а также для того, чтобы было удобно есть мясо. Во время этих обрядов нельзя было ни плакать, ни кричать, поскольку это означало провал испытания.
Фигурка нкиси
Фигурка нкиси конде может показаться куклой вуду — она утыкана гвоздями. Конде выражает агрессивное начало. Подобные фигурки очень распространены, они выполняют различные функции: защиты жилища, мщения и исполнения желаний. Для того чтобы изготовить подробное изделие, необходимо обратиться к колдуну мганга и четко сформулировать, зачем оно нужно. Только после этого он начинает работать над фигуркой. Важно отметить, что колдун — не только шаман, но и резчик по дереву.
После того как он это сделал, начинается работа с фигуркой. Колдун вдувает в нее жизнь, и если его сил не хватает, он относит изделие на кладбище — для того, чтобы там оно напиталось силой предков. При передаче фигурки заказчику в ней нет гвоздей. Забивая гвоздь, клиент как бы активирует изделие, пробуждает его. Поэтому по количеству гвоздей можно узнать, сколько раз к нкиси обращались (кстати, перед тем, как вбивать гвоздь, его надо облизать).
Как правило, фигурку ставят перед домом и закапывают ее в землю, чтобы она была в постоянном контакте с миром духов. Часто нкиси бывает с вкладкой в животе — туда складывают землю и травы с могилы предков. Фигурку для увеличения силы стараются украсить шариками, в которые вкладываются камешки и бисер.