Африканские ритмы что это

Африка дает второй шанс: как музыка дважды рождалась на Черном континенте и почему мы узнаем об этом только сейчас

Стилевое разнообразие и взаимные влияния в музыке ХХ века напрямую связаны с культурным подъемом Африки. Западная цивилизация теряет лидирующие позиции, а открытия этномузыкологов меняют взгляд на историю искусства в целом. Почему же так произошло, что мы ничего не знаем о настоящих корнях музыки и современная культурная ситуация порождает больше вопросов, чем дает ответов? Евроцентризм спутал карты, и теперь, чтобы понять, куда движется музыка, стоит отбросить стереотипы и взглянуть на первоисточник.

В начале XX века элитисты от музыковедения придумали разделить музыку на art (академическую) и vernacular (народную и популярную). Для понимания общих процессов такая «классификация» не дала примерно ничего, и в наше время ее всё чаще подвергают критике. Несмотря на несостоятельность этого противопоставления, широкие круги остаются в плену стереотипов и продолжают делить музыку на «высокую» и «низкую», а менеджеры «от классики» не спешат никого разубеждать, руководствуясь идеологическими или коммерческими соображениями. В итоге современный культурный человек знает с десяток академических композиторов, но почти не ориентируется в огромном пласте так называемой vernacular music. Чтобы устранить это недоразумение, следует отправиться на Черный континент — родину всей современной популярной музыки.

Хотя в последние годы гипотеза об африканском происхождении человека оспаривалась не один раз, своими корнями многие культурные явления уходят именно в эти жаркие края. То же самое случилось и с музыкой, причем дважды.

В начале XXI века несколько исследователей, в их числе Стивен Митен и Стивен Браун, пришли к выводу, что предшественником нашей речи стал так называемый музиланг — элементарная сигнальная система, в которой значение определяется высотой тона. Она похожа на язык птиц, где мелодические формулы являются также и семантическими. Отечественный африканист Александр Казанков считает, что ко времени распространения протоязыка (примерно 45 000 лет до н. э.) музилангом владели сапиенсы, населившие к тому моменту все континенты, кроме Америки и Антарктиды.

Что это за язык? Более всего он похож на протяжные крики шимпанзе (pant-hooting), в которых уже прослеживается структура музыкальной фразы.

Несколько примеров вокализации шимпанзе

Ассистент крупнейшего этномузыколога XX века Алана Ломакса предпринял попытку заглянуть еще дальше за завесу тысячелетий. Теория Виктора Грауэра сводится к тому, что не позднее 74 000 лет назад человечество (а точнее, народы, не пострадавшие от вулкана Тоба) имело общий музыкальный язык. Лингвист сравнил пигмейский и бушменский вокальные стили и нашел в них много общих черт, в частности йодли — большие скачки в мелодии. Неудобные в исполнении, они тем не менее играли важную роль в коммуникации, поскольку выполняли сигнальную функцию: чтобы не возникало путаницы (омофонии), разница между ними должна быть легко ощутимой на слух. Вокализации шимпанзе дают примерное представление о том, насколько широкий диапазон звуковых эффектов может использоваться в такой речи.

Бушмено-пигмейское пение в основном бессодержательно-слоговое и имеет прямые параллели с шаманским камланием. Опираясь на теорию Грауэра, Казанков предлагает свою версию происхождения языка: йодли технически сложно исполнять на одном звуке, фальцетные скачки вынуждают речевой аппарат менять гласные — так появляются первые различающиеся фонемы.

Африканские ритмы что это. Afrika 1. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-Afrika 1. картинка Африканские ритмы что это. картинка Afrika 1.Намибийские бушмены поют у костра. Источник

Проводя параллель с бушмено-пигмейским вокальным стилем, в основе которого лежит именно женское пение, Казанков и некоторые другие исследователи склоняются к тому, что главная заслуга в создании протоязыка принадлежит женщине.

Йодлированное пение пигмеек ака

В науке и искусстве периодически поднимается проблема музыкальных универсалий — общечеловеческих законов восприятия и воспроизведения музыки, которые не подвластны никаким изменениям. Однако дискуссии такого рода обычно лежат в узких областях эстетики и ведутся в русле старомодного западоцентристского глобализма. Этномузыкологи — специалисты в области музыки разных народов — смотрят на проблему шире.

Иосиф Жордания выводит такие универсалии из бушмено-пигмейского вокального стиля и ставит во главу угла хоровое пение, которое лежит у истоков музыкального искусства каждого народа, населяющего нашу планету. В его теории «боевого транса» оно рассматривается как часть ритуала, помогающего небольшим группам людей выжить среди хищников.

Консолидируясь, члены коллектива теряют ощущение индивидуальности и в состоянии измененного сознания могут напугать даже крупное животное.

С этой точки зрения уход современных культур от полифонического пения к одноголосному считается музыкальной деградацией. Нужно ли ее преодолевать или это естественный процесс, связанный с техническим прогрессом? Ответ уже есть: спиральная динамика прослеживается и в музыкальном искусстве, когда лучшие достижения культуры прошлого возвращаются и используются на более высоком уровне.

Одним из факторов, обусловивших новый музыкальной виток, стала трансатлантическая работорговля. Историческая травма африканских народов в некотором роде явилась жертвой на алтаре мирового искусства.

Что предшествовало триумфальному возвращению африканской музыки и почему оно было так необходимо европейской культуре?

Поворот от универсального стиля к национальному произошел только в XIX веке: эпоха романтизма открывает миру славянскую музыку через Листа и Шопена, испанскую — через русского композитора Михаила Глинку. Однако «аутентичные» мелодии подвергаются выхолащиванию и модифицируются в рамках музыкального языка, доступного европейскому уху. Интерес к соседним народам обусловил появление национальных школ и подготовил сообщество к восприятию африканской музыки.

На протяжении веков колонизаторы жестоко пресекали любые проявления культурного своеобразия народов, обращенных в рабство. Причиной таких гонений и нетерпимости к африканским традициям можно было бы назвать христианский догматизм, отвергающий языческое наследие. Однако переход в «европейскую» веру карался не меньше, ведь раб в этом случае перестает быть животным и приобретает статус человека, эксплуатировать которого с точки зрения христианства уже непозволительно.

Почему африканцы покидали своих богов?

Лерой Джонс объяснял это тем, что боги завоевателей казались африканцам более могущественными. Тем не менее христианские ритуалы, так же как и местные, приходилось проводить скрытно. Возможно, поэтому традиционная африканская культура долгое время не привлекала внимания широкой общественности.

К концу XIX века формально освобожденные афроамериканцы имели несколько сословий, где высшие круги, например представители «черного конгресса», уже не воспринимали сельский техасский блюз, а деревенские работяги ничего не знали о европеизированных стилях своей родной музыки.

Таким классическим для XIX века гибридом культур стал регтайм — танец, основанный на африканских ритмах, исполняемый обычно на фортепиано в развлекательных заведениях хонки-тонк. Лерой Джонс утверждал, что корни регтайма, а также фокстрота и чарльстона следует искать в танцах народа ашанти.

Африканские ритмы что это. Afrika 2. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-Afrika 2. картинка Африканские ритмы что это. картинка Afrika 2.Племенные африканские танцы. Источник

Однако, если сравнить их с афроамериканскими, очевидно, что последние по внутренней сложности значительно уступают традиционному прототипу.

Источник

Африканские ритмы

Африканские ритмы что это. article26. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-article26. картинка Африканские ритмы что это. картинка article26.

Однажды Уганду навестил Государственный струнный квартет из Вильнюсса. Многие люди, особенно европейцы, были явно удивлены тому, что мысль послать в африканскую страну музыкантов, исполняющих классику, стала реальностью.

Скептики твердили, что концерт обязательно закончится провалом, так как африканский народ не знает и вряд ли поймет классическую музыку. Но к большому удивлению все места были заняты. После выступления музыкантов многочисленный зал взорвался от аплодисментов, даже те, кто не верил в успех такого концерта – хлопали стоя.

В чем же заключался такой большой успех этого выступления? Конечно в том, что музыканты все делали искренне, а самой главной причиной восторга было то, что африканский народ в корне очень музыкален

Музыка сопровождает каждого жителя этого континента на протяжении жизни, в разных областях Африки

В Африке крайне мало праздников, на которых бы не звучала музыка, не было бы драйвовых танцев и интереснейших песен. В танцах принимают участие все, кроме стариков, которые, сидя в сторонке, напевают песни и пытаются воспроизвести заданный ритм.

Музыка, песня, ритмы присутствуют в любой жизненной сфере и сопровождают так всю жизнь людей африканских народов. Музыкальных инструментов в Африке огромное количество, они изготавливаются из всевозможных материалов:

В Африке существует мнение, что нет там такого исходного материала, из которого нельзя было бы изготовить тот или иной музыкальный инструмент.

Самым распространенным, даже в наше время, является барабан. Жизнь человека здесь немыслима без его ритма, он рождается, женится и даже умирает в сопровождение его звуков. Инструментов у африканского населения особенно много, каждый из которых имеет свое место в племени, свое имя и голос, не похожий друг на друга.

Африканские ритмы что это. baraban(1). Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-baraban(1). картинка Африканские ритмы что это. картинка baraban(1).С давних времен самым главным считался военный барабан, он предупреждал мирных граждан о внезапно случившемся нападении врага. Его ритм был известен как детям, так и старцам. В мирное время этот звук будил людей на работу, зазывая их расчищать поля, либо строить дороги и мосты.

В Уганде насчитывается около сотни разных видов барабанов. Они могут быть как весьма мелкие, так крупные, размеры могут достигать и полутора метров. Большинство тех, которые были предназначены для королевских семей и связаны с их традициями утеряли свое значение, вместе с их хозяевами.

К сожалению, их можно увидеть теперь только в музеях, иногда для этого можно отправиться в частные коллекции. Жизнь других же продолжается и сейчас, и их голос не менее привлекателен, чем века назад.

Самый популярный и всеми любимый барабан – это, конечно, тот, который воспроизводит танцевальный ритм. Здесь очень часто можно услышать фразу: «барабан делает танец», и мало кто из присутствующих слушателей не захочет присоединиться и пуститься в пляс под звуки барабанов.

Танцующих каждую минуту становится все больше, а музыкант все быстрее ударяет по натянутой барабанной коже, его руки мелькают все чаще, и уже не понятно и не видно, как возникают эти звуки. Когда достигнута невероятная скорость ритма – такая дробь вдруг обрывается, наступает тишина и все танцоры замирают.

Значение африканских ритмов в современной музыке

Музыка славянских народов очень мелодична и гармонична, в ней очень мало взрывных звуков, которые могут даже образовывать инфразвуковые биения. Под нашу музыку очень легко и хорошо размышлять, думать о чем-то важном.

Но если необходимо взбодриться, то тогда как раз подойдет музыка африканских народов. Вот почему африканские ритмы в современной музыке занимают значительное место. Некоторые люди придерживаются мнения, что во время наблюдения барабанных ритмов организм самостоятельно пополняется таким веществом, как эндорфин.

Африканские ритмы что это. s barabanami(1). Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-s barabanami(1). картинка Африканские ритмы что это. картинка s barabanami(1).

Музыка, появившаяся в 20-м веке – блюз, джаз, регги фанк, техно и т. д., практически вся, в разной, конечно, степени, имеет корни из традиционных африканских песен, а также местных ритмов. Если разобраться, то эта музыка в сознании людей возникла всё же недавно.

Одним из первых хитов, в создании которого были задействованы подобные африканские ритмы, стал хит Manu Dibango – Macossa. Он сразу занял лидирующее место на нью-йоркской диско-сцене.

Если говорить обо всех африканских ритмах, то никак нельзя не сказать о настоящем титане своего дела Фела Аникулапо Кути, он был лидером известной нигерийской группы и записал более семидесяти альбомов.

Сейчас, если кто-то хочет поближе познакомиться с музыкой и ритмами Африки, может это сделать достаточно просто, благодаря нескольким лейблам, которые регулярно переиздают запоминающиеся образцы в африканской музыке 60-70-х годов. Поэтому африканские ритмы, несомненно, должны остаться надолго в современной музыке.

Источник

Африканские ритмы что это

Программа развития чувства ритма.

Африканские ритмы что это. blank. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-blank. картинка Африканские ритмы что это. картинка blank.

Африканские ритмы что это. afr 07 2020. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-afr 07 2020. картинка Африканские ритмы что это. картинка afr 07 2020.

Удивительно, но многие языки Черной Африки не имеют слова «ритм»! Единая ритмическая традиция, ставшая матерью для латиноамериканской и афроамериканской традиций, считала ритм не просто одной из составляющей музыки, а самой основой мироздания. Он также символизировал эмоциональные отношения между людьми, а поэтому африканский ритм это прежде всего полиритмия и радость общения.

Африканская музыка очень ритмична и состоит из сложных рисунков, в которых один ритм часто противостоит другому как призыв и ответ на призыв. Причем основной ритмический паттерн, как правило, служит основой для импровизации, а разные части музыки необязательно сочетаются так, чтобы это было приятно на слух. Игра одновременных контрастных ритмов является отличительной характеристикой африканской музыки, в отличии от полифонии музыки Европы. В перекрестном ритме одна схема «опровергается» встречной, что является порождающим противоречием и основным принципом африканской музыки. Как тут не вспомнить брейк-данс! Своеобразная борьба ритмов понималась африканскими музыкантами как эмоциональная подготовка к борьбе в реальной жизни. Впрочем, именно поэтому ритм и не отделялся ими от реальной жизни.

Специально для этого были придуманы несколько инструментов: Ngoni, Kora, Mbira, Kalimba. Наиболее распространен полиритм 3:2, который является основой для всей полиритмии Черной Африки, синкопирование, поперечные удары и остинаты из двух или более ритмических рисунков, узоров или фраз одновременно. Но, главное, что все они принадлежат к одной фигуре.

Источник

Конспект учебного занятия по музыке «Узоры африканских ритмов» (4 класс)

Конспект урока «Узоры африканских ритмов»

Тема учебного занятия: «Узоры африканских ритмов».

Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.

Форма: комбинированный урок.

Цель учебного занятия: сформировать представление о характерных особенностях музыки народов Африки.

ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Африки (по выбору учителя); воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

введение понятия перекрёстный ритм ;

расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур;

совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и движения под музыку, инструментального музицирования.

Вход детей в класс под африканскую музыку :

Учитель : Ребята, кто скажет тему нашего полугодия?(Музыкальные путешествия)

С музыкой каких стран мы уже познакомились?(Россия, Украина, Прибалтика, Польша, Франция)

Сегодня мы продолжим путешествовать. И побываем на другом континенте – в Африке. Если вы заметили, то вы заходили в класс под очень необычную музыку. Эта музыка африканского народа. Давайте поближе познакомимся с характерными особенностями музыкальной культуры народов Африки.

Африканские ритмы что это. hello html 407e8c9a. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 407e8c9a. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 407e8c9a.Африканские ритмы что это. hello html m3e578b7d. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m3e578b7d. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m3e578b7d.Африканские ритмы что это. hello html 15485c65. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 15485c65. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 15485c65.

Африканские ритмы что это. hello html m43354a2e. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m43354a2e. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m43354a2e.Барабаны Африканские ритмы что это. hello html m73a5398f. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m73a5398f. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m73a5398f.маримба

Африканские ритмы что это. hello html 4cee5c65. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 4cee5c65. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 4cee5c65.маракасы Африканские ритмы что это. hello html m5516c38c. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m5516c38c. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m5516c38c.шекере Африканские ритмы что это. hello html m697985fe. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m697985fe. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m697985fe.калимба Африканские ритмы что это. hello html 51504814. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 51504814. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 51504814.трещётки

Для этого: П ервый ряд возьмет ручки и будут отбивать вот какой ритм: I II I I

Второй ряд хлопает в ладоши следующий ритм: I I

Третий – топает ритм: I I / /

Африканские ритмы что это. hello html 4e276b70. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 4e276b70. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 4e276b70.

Африканские ритмы что это. hello html m6167b232. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m6167b232. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m6167b232.жуань Африканские ритмы что это. hello html 2a0d125d. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 2a0d125d. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 2a0d125d.банжо Африканские ритмы что это. hello html 69d7e97a. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 69d7e97a. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 69d7e97a.танбура

В белорусской песне душой музыки считается мелодия. В африканской – ритм – это сердце музыки.

Тяжело представить себе существование африканской музыки без движений. Богатству ритмов содействуют даже костюмы исполнителей. Музыканты привязывают звоночки к поясам или к лодыжке. Они надевают юбки из тростника. Во время танца эти приспособления создают дополнительный ритмический рисунок.

Африканская музыка исполняется группой музыкантов. В ней пение чередуется со звучанием барабанов. Обычно запевает один из исполнителей, а остальные вторят ему.

Африканские ритмы что это. hello html 2a732451. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 2a732451. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 2a732451.

Какой характер музыки? (Радостный, весёлый, светлый)

Сияхамба переводится как «музыка радости»!

По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом)

И спортивную ходьбу

Шаг я прибавляю! (идут быстрее)

Африканские ритмы что это. hello html 4513e2a8. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 4513e2a8. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 4513e2a8.

Волны разгоняю… (действия руками)

С головой ныряю! (действия шеей и плечами)

Африканские ритмы что это. hello html 52dcfaf5. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 52dcfaf5. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 52dcfaf5.

Как красиво, посмотри

Делаю наклоны. (делаем наклоны вправо, влево, вперёд, назад)

А потом поклоны. (кланяемся)

Африканские ритмы что это. hello html 799c640. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 799c640. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 799c640.

Двести сорок килограмм (наклон туловища вперёд, напрягаемся, изображаем

Привезу медали вам!

Африканские ритмы что это. hello html 74f54575. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 74f54575. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 74f54575.

Я – футбольная команда. (все бегут)

Много я забью голов. (изображаем ведение мяча по полю)

Нас – футбольных игроков!

Африканские ритмы что это. hello html 1f3aa29e. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 1f3aa29e. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 1f3aa29e.

Мы победили! (прыжки на месте – ура!)

Африканские ритмы что это. hello html m79223825. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html m79223825. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html m79223825.

Африканские ритмы что это. hello html 5cce6f0f. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 5cce6f0f. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 5cce6f0f.

Африканские ритмы что это. hello html 728d45b9. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 728d45b9. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 728d45b9.

У.: Тамтам – это большой африканский барабан.

У.: Послушайте песню. Какое настроение она вызывает?

У.: Сравните характер запева и припева. Какая часть больше песенная, а какая больше – танцевальная?

У.: Ребята, давайте выучим ритмический рисунок, который подражает звучание тамтама.(Необходимо отработать постепенное увеличение и уменьшение звука)

У.: Давайте придумаем танцевальные движения к песне. (Если есть возможность, то можно прицепить звоночки к запястьям, чтобы придать особый африканский колорит и дополнительный ритмический рисунок)

Упражнение на дыхание(«воздушный шарик»),

Упражнение на дикцию(скороговорка: « От топота копыт пыль по полю летит»)

Африканские ритмы что это. hello html 578218e3. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 578218e3. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 578218e3.

Упражнение на активизацию артикуляционного аппарата:

Африканские ритмы что это. hello html 1534c6. Африканские ритмы что это фото. Африканские ритмы что это-hello html 1534c6. картинка Африканские ритмы что это. картинка hello html 1534c6.

Источник

Ритмы и мелодии Африки

Танцующий пол.

Танец был первым универсальным способом взаимодействия африканцев с миром и космосом. Возможно, со времен матриархата. Женская суть превалирует во всех танцах. Преобладают приземистые, стелющиеся и вязкие энергии. Их особая «заземленность» порождает ощущение, что крепкие ноги танцовщиц уходят невидимыми корнями в землю и по их сосудам сочится вверх тяжелая земная энергия. В ином танце кажется, что исполнители слушают землю ногами, нащупывая некую энергетическую матрицу. Колдовство продолжается не более 4-5 минут. Больше организм не выдержит. По крайней мере, европейский. Перерыв — несколько минут, и силы восстанавливаются. Обычно танцуется серия из восьми танцев. Всего на час трудов. Потом начинается следующая. Во время перерыва музыканты тоже играют. Иногда продолжают делать это и ночью. Африканцы ложатся поздно, а просыпаются дико рано — в 5 утра. Ходят, разговаривают, играют. Энергии — то много.

ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД, ЮГ ЕСТЬ ЮГ…

«Изначально любой танец был ритуалом магического постижения жизни — молитвой тела, обращенной к природе. Наши предки умели смотреть на мир и воспроизводить его собой и в себе, чтобы обретать внутреннюю опору. Шаман был посредником в познании и одухотворении мира. Он являлся первым «провайдером», который знал, как открывать тело на прием информации и энергии земли в их естественном виде».

ТАНЦУЮЩИЕ В НОЧИ

Племенные, то есть народные танцы обычно исполняют особые люди. Вряд ли правильно называть их профессионалами. Это просто «танцующие в ночи» — очарованные движением единомышленники, в которых дух обрел форму ритма. У них нет существенного образования. Танцуют с 4-6 лет, и это их хлеб. Устройству женской судьбы занятие особо не мешает. Как нередко бывает в тропиках, девушка с 18 лет может выглядеть развитой дамой — до 30 лет сохраняя при этом некоторую девичью грацию. Зато после этого рубежа с женщинами происходит что-то, похожее на антропологическую катастрофу. Говорят, их «разносит» земля, энергиям которой они так радостно внимают…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *