Африканские ритмы что это
Африка дает второй шанс: как музыка дважды рождалась на Черном континенте и почему мы узнаем об этом только сейчас
Стилевое разнообразие и взаимные влияния в музыке ХХ века напрямую связаны с культурным подъемом Африки. Западная цивилизация теряет лидирующие позиции, а открытия этномузыкологов меняют взгляд на историю искусства в целом. Почему же так произошло, что мы ничего не знаем о настоящих корнях музыки и современная культурная ситуация порождает больше вопросов, чем дает ответов? Евроцентризм спутал карты, и теперь, чтобы понять, куда движется музыка, стоит отбросить стереотипы и взглянуть на первоисточник.
В начале XX века элитисты от музыковедения придумали разделить музыку на art (академическую) и vernacular (народную и популярную). Для понимания общих процессов такая «классификация» не дала примерно ничего, и в наше время ее всё чаще подвергают критике. Несмотря на несостоятельность этого противопоставления, широкие круги остаются в плену стереотипов и продолжают делить музыку на «высокую» и «низкую», а менеджеры «от классики» не спешат никого разубеждать, руководствуясь идеологическими или коммерческими соображениями. В итоге современный культурный человек знает с десяток академических композиторов, но почти не ориентируется в огромном пласте так называемой vernacular music. Чтобы устранить это недоразумение, следует отправиться на Черный континент — родину всей современной популярной музыки.
Хотя в последние годы гипотеза об африканском происхождении человека оспаривалась не один раз, своими корнями многие культурные явления уходят именно в эти жаркие края. То же самое случилось и с музыкой, причем дважды.
В начале XXI века несколько исследователей, в их числе Стивен Митен и Стивен Браун, пришли к выводу, что предшественником нашей речи стал так называемый музиланг — элементарная сигнальная система, в которой значение определяется высотой тона. Она похожа на язык птиц, где мелодические формулы являются также и семантическими. Отечественный африканист Александр Казанков считает, что ко времени распространения протоязыка (примерно 45 000 лет до н. э.) музилангом владели сапиенсы, населившие к тому моменту все континенты, кроме Америки и Антарктиды.
Что это за язык? Более всего он похож на протяжные крики шимпанзе (pant-hooting), в которых уже прослеживается структура музыкальной фразы.
Несколько примеров вокализации шимпанзе
Ассистент крупнейшего этномузыколога XX века Алана Ломакса предпринял попытку заглянуть еще дальше за завесу тысячелетий. Теория Виктора Грауэра сводится к тому, что не позднее 74 000 лет назад человечество (а точнее, народы, не пострадавшие от вулкана Тоба) имело общий музыкальный язык. Лингвист сравнил пигмейский и бушменский вокальные стили и нашел в них много общих черт, в частности йодли — большие скачки в мелодии. Неудобные в исполнении, они тем не менее играли важную роль в коммуникации, поскольку выполняли сигнальную функцию: чтобы не возникало путаницы (омофонии), разница между ними должна быть легко ощутимой на слух. Вокализации шимпанзе дают примерное представление о том, насколько широкий диапазон звуковых эффектов может использоваться в такой речи.
Бушмено-пигмейское пение в основном бессодержательно-слоговое и имеет прямые параллели с шаманским камланием. Опираясь на теорию Грауэра, Казанков предлагает свою версию происхождения языка: йодли технически сложно исполнять на одном звуке, фальцетные скачки вынуждают речевой аппарат менять гласные — так появляются первые различающиеся фонемы.
Намибийские бушмены поют у костра. Источник
Проводя параллель с бушмено-пигмейским вокальным стилем, в основе которого лежит именно женское пение, Казанков и некоторые другие исследователи склоняются к тому, что главная заслуга в создании протоязыка принадлежит женщине.
Йодлированное пение пигмеек ака
В науке и искусстве периодически поднимается проблема музыкальных универсалий — общечеловеческих законов восприятия и воспроизведения музыки, которые не подвластны никаким изменениям. Однако дискуссии такого рода обычно лежат в узких областях эстетики и ведутся в русле старомодного западоцентристского глобализма. Этномузыкологи — специалисты в области музыки разных народов — смотрят на проблему шире.
Иосиф Жордания выводит такие универсалии из бушмено-пигмейского вокального стиля и ставит во главу угла хоровое пение, которое лежит у истоков музыкального искусства каждого народа, населяющего нашу планету. В его теории «боевого транса» оно рассматривается как часть ритуала, помогающего небольшим группам людей выжить среди хищников.
Консолидируясь, члены коллектива теряют ощущение индивидуальности и в состоянии измененного сознания могут напугать даже крупное животное.
С этой точки зрения уход современных культур от полифонического пения к одноголосному считается музыкальной деградацией. Нужно ли ее преодолевать или это естественный процесс, связанный с техническим прогрессом? Ответ уже есть: спиральная динамика прослеживается и в музыкальном искусстве, когда лучшие достижения культуры прошлого возвращаются и используются на более высоком уровне.
Одним из факторов, обусловивших новый музыкальной виток, стала трансатлантическая работорговля. Историческая травма африканских народов в некотором роде явилась жертвой на алтаре мирового искусства.
Что предшествовало триумфальному возвращению африканской музыки и почему оно было так необходимо европейской культуре?
Поворот от универсального стиля к национальному произошел только в XIX веке: эпоха романтизма открывает миру славянскую музыку через Листа и Шопена, испанскую — через русского композитора Михаила Глинку. Однако «аутентичные» мелодии подвергаются выхолащиванию и модифицируются в рамках музыкального языка, доступного европейскому уху. Интерес к соседним народам обусловил появление национальных школ и подготовил сообщество к восприятию африканской музыки.
На протяжении веков колонизаторы жестоко пресекали любые проявления культурного своеобразия народов, обращенных в рабство. Причиной таких гонений и нетерпимости к африканским традициям можно было бы назвать христианский догматизм, отвергающий языческое наследие. Однако переход в «европейскую» веру карался не меньше, ведь раб в этом случае перестает быть животным и приобретает статус человека, эксплуатировать которого с точки зрения христианства уже непозволительно.
Почему африканцы покидали своих богов?
Лерой Джонс объяснял это тем, что боги завоевателей казались африканцам более могущественными. Тем не менее христианские ритуалы, так же как и местные, приходилось проводить скрытно. Возможно, поэтому традиционная африканская культура долгое время не привлекала внимания широкой общественности.
К концу XIX века формально освобожденные афроамериканцы имели несколько сословий, где высшие круги, например представители «черного конгресса», уже не воспринимали сельский техасский блюз, а деревенские работяги ничего не знали о европеизированных стилях своей родной музыки.
Таким классическим для XIX века гибридом культур стал регтайм — танец, основанный на африканских ритмах, исполняемый обычно на фортепиано в развлекательных заведениях хонки-тонк. Лерой Джонс утверждал, что корни регтайма, а также фокстрота и чарльстона следует искать в танцах народа ашанти.
Племенные африканские танцы. Источник
Однако, если сравнить их с афроамериканскими, очевидно, что последние по внутренней сложности значительно уступают традиционному прототипу.
Африканские ритмы
Однажды Уганду навестил Государственный струнный квартет из Вильнюсса. Многие люди, особенно европейцы, были явно удивлены тому, что мысль послать в африканскую страну музыкантов, исполняющих классику, стала реальностью.
Скептики твердили, что концерт обязательно закончится провалом, так как африканский народ не знает и вряд ли поймет классическую музыку. Но к большому удивлению все места были заняты. После выступления музыкантов многочисленный зал взорвался от аплодисментов, даже те, кто не верил в успех такого концерта – хлопали стоя.
В чем же заключался такой большой успех этого выступления? Конечно в том, что музыканты все делали искренне, а самой главной причиной восторга было то, что африканский народ в корне очень музыкален
Музыка сопровождает каждого жителя этого континента на протяжении жизни, в разных областях Африки
В Африке крайне мало праздников, на которых бы не звучала музыка, не было бы драйвовых танцев и интереснейших песен. В танцах принимают участие все, кроме стариков, которые, сидя в сторонке, напевают песни и пытаются воспроизвести заданный ритм.
Музыка, песня, ритмы присутствуют в любой жизненной сфере и сопровождают так всю жизнь людей африканских народов. Музыкальных инструментов в Африке огромное количество, они изготавливаются из всевозможных материалов:
В Африке существует мнение, что нет там такого исходного материала, из которого нельзя было бы изготовить тот или иной музыкальный инструмент.
Самым распространенным, даже в наше время, является барабан. Жизнь человека здесь немыслима без его ритма, он рождается, женится и даже умирает в сопровождение его звуков. Инструментов у африканского населения особенно много, каждый из которых имеет свое место в племени, свое имя и голос, не похожий друг на друга.
С давних времен самым главным считался военный барабан, он предупреждал мирных граждан о внезапно случившемся нападении врага. Его ритм был известен как детям, так и старцам. В мирное время этот звук будил людей на работу, зазывая их расчищать поля, либо строить дороги и мосты.
В Уганде насчитывается около сотни разных видов барабанов. Они могут быть как весьма мелкие, так крупные, размеры могут достигать и полутора метров. Большинство тех, которые были предназначены для королевских семей и связаны с их традициями утеряли свое значение, вместе с их хозяевами.
К сожалению, их можно увидеть теперь только в музеях, иногда для этого можно отправиться в частные коллекции. Жизнь других же продолжается и сейчас, и их голос не менее привлекателен, чем века назад.
Самый популярный и всеми любимый барабан – это, конечно, тот, который воспроизводит танцевальный ритм. Здесь очень часто можно услышать фразу: «барабан делает танец», и мало кто из присутствующих слушателей не захочет присоединиться и пуститься в пляс под звуки барабанов.
Танцующих каждую минуту становится все больше, а музыкант все быстрее ударяет по натянутой барабанной коже, его руки мелькают все чаще, и уже не понятно и не видно, как возникают эти звуки. Когда достигнута невероятная скорость ритма – такая дробь вдруг обрывается, наступает тишина и все танцоры замирают.
Значение африканских ритмов в современной музыке
Музыка славянских народов очень мелодична и гармонична, в ней очень мало взрывных звуков, которые могут даже образовывать инфразвуковые биения. Под нашу музыку очень легко и хорошо размышлять, думать о чем-то важном.
Но если необходимо взбодриться, то тогда как раз подойдет музыка африканских народов. Вот почему африканские ритмы в современной музыке занимают значительное место. Некоторые люди придерживаются мнения, что во время наблюдения барабанных ритмов организм самостоятельно пополняется таким веществом, как эндорфин.
Музыка, появившаяся в 20-м веке – блюз, джаз, регги фанк, техно и т. д., практически вся, в разной, конечно, степени, имеет корни из традиционных африканских песен, а также местных ритмов. Если разобраться, то эта музыка в сознании людей возникла всё же недавно.
Одним из первых хитов, в создании которого были задействованы подобные африканские ритмы, стал хит Manu Dibango – Macossa. Он сразу занял лидирующее место на нью-йоркской диско-сцене.
Если говорить обо всех африканских ритмах, то никак нельзя не сказать о настоящем титане своего дела Фела Аникулапо Кути, он был лидером известной нигерийской группы и записал более семидесяти альбомов.
Сейчас, если кто-то хочет поближе познакомиться с музыкой и ритмами Африки, может это сделать достаточно просто, благодаря нескольким лейблам, которые регулярно переиздают запоминающиеся образцы в африканской музыке 60-70-х годов. Поэтому африканские ритмы, несомненно, должны остаться надолго в современной музыке.
Африканские ритмы что это
Программа развития чувства ритма.
Удивительно, но многие языки Черной Африки не имеют слова «ритм»! Единая ритмическая традиция, ставшая матерью для латиноамериканской и афроамериканской традиций, считала ритм не просто одной из составляющей музыки, а самой основой мироздания. Он также символизировал эмоциональные отношения между людьми, а поэтому африканский ритм это прежде всего полиритмия и радость общения.
Африканская музыка очень ритмична и состоит из сложных рисунков, в которых один ритм часто противостоит другому как призыв и ответ на призыв. Причем основной ритмический паттерн, как правило, служит основой для импровизации, а разные части музыки необязательно сочетаются так, чтобы это было приятно на слух. Игра одновременных контрастных ритмов является отличительной характеристикой африканской музыки, в отличии от полифонии музыки Европы. В перекрестном ритме одна схема «опровергается» встречной, что является порождающим противоречием и основным принципом африканской музыки. Как тут не вспомнить брейк-данс! Своеобразная борьба ритмов понималась африканскими музыкантами как эмоциональная подготовка к борьбе в реальной жизни. Впрочем, именно поэтому ритм и не отделялся ими от реальной жизни.
Специально для этого были придуманы несколько инструментов: Ngoni, Kora, Mbira, Kalimba. Наиболее распространен полиритм 3:2, который является основой для всей полиритмии Черной Африки, синкопирование, поперечные удары и остинаты из двух или более ритмических рисунков, узоров или фраз одновременно. Но, главное, что все они принадлежат к одной фигуре.
Конспект учебного занятия по музыке «Узоры африканских ритмов» (4 класс)
Конспект урока «Узоры африканских ритмов»
Тема учебного занятия: «Узоры африканских ритмов».
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.
Форма: комбинированный урок.
Цель учебного занятия: сформировать представление о характерных особенностях музыки народов Африки.
ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Африки (по выбору учителя); воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
введение понятия перекрёстный ритм ;
расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур;
совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и движения под музыку, инструментального музицирования.
Вход детей в класс под африканскую музыку :
Учитель : Ребята, кто скажет тему нашего полугодия?(Музыкальные путешествия)
С музыкой каких стран мы уже познакомились?(Россия, Украина, Прибалтика, Польша, Франция)
Сегодня мы продолжим путешествовать. И побываем на другом континенте – в Африке. Если вы заметили, то вы заходили в класс под очень необычную музыку. Эта музыка африканского народа. Давайте поближе познакомимся с характерными особенностями музыкальной культуры народов Африки.
Барабаны маримба
маракасы шекере калимба трещётки
Для этого: П ервый ряд возьмет ручки и будут отбивать вот какой ритм: I II I I
Второй ряд хлопает в ладоши следующий ритм: I I
— Третий – топает ритм: I I / /
жуань банжо танбура
В белорусской песне душой музыки считается мелодия. В африканской – ритм – это сердце музыки.
Тяжело представить себе существование африканской музыки без движений. Богатству ритмов содействуют даже костюмы исполнителей. Музыканты привязывают звоночки к поясам или к лодыжке. Они надевают юбки из тростника. Во время танца эти приспособления создают дополнительный ритмический рисунок.
Африканская музыка исполняется группой музыкантов. В ней пение чередуется со звучанием барабанов. Обычно запевает один из исполнителей, а остальные вторят ему.
Какой характер музыки? (Радостный, весёлый, светлый)
Сияхамба переводится как «музыка радости»!
По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом)
И спортивную ходьбу
Шаг я прибавляю! (идут быстрее)
Волны разгоняю… (действия руками)
С головой ныряю! (действия шеей и плечами)
Как красиво, посмотри
Делаю наклоны. (делаем наклоны вправо, влево, вперёд, назад)
А потом поклоны. (кланяемся)
Двести сорок килограмм (наклон туловища вперёд, напрягаемся, изображаем
Привезу медали вам!
Я – футбольная команда. (все бегут)
Много я забью голов. (изображаем ведение мяча по полю)
Нас – футбольных игроков!
Мы победили! (прыжки на месте – ура!)
У.: Тамтам – это большой африканский барабан.
У.: Послушайте песню. Какое настроение она вызывает?
У.: Сравните характер запева и припева. Какая часть больше песенная, а какая больше – танцевальная?
У.: Ребята, давайте выучим ритмический рисунок, который подражает звучание тамтама.(Необходимо отработать постепенное увеличение и уменьшение звука)
У.: Давайте придумаем танцевальные движения к песне. (Если есть возможность, то можно прицепить звоночки к запястьям, чтобы придать особый африканский колорит и дополнительный ритмический рисунок)
Упражнение на дыхание(«воздушный шарик»),
Упражнение на дикцию(скороговорка: « От топота копыт пыль по полю летит»)
Упражнение на активизацию артикуляционного аппарата:
Ритмы и мелодии Африки
Танцующий пол.
Танец был первым универсальным способом взаимодействия африканцев с миром и космосом. Возможно, со времен матриархата. Женская суть превалирует во всех танцах. Преобладают приземистые, стелющиеся и вязкие энергии. Их особая «заземленность» порождает ощущение, что крепкие ноги танцовщиц уходят невидимыми корнями в землю и по их сосудам сочится вверх тяжелая земная энергия. В ином танце кажется, что исполнители слушают землю ногами, нащупывая некую энергетическую матрицу. Колдовство продолжается не более 4-5 минут. Больше организм не выдержит. По крайней мере, европейский. Перерыв — несколько минут, и силы восстанавливаются. Обычно танцуется серия из восьми танцев. Всего на час трудов. Потом начинается следующая. Во время перерыва музыканты тоже играют. Иногда продолжают делать это и ночью. Африканцы ложатся поздно, а просыпаются дико рано — в 5 утра. Ходят, разговаривают, играют. Энергии — то много.
ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД, ЮГ ЕСТЬ ЮГ…
«Изначально любой танец был ритуалом магического постижения жизни — молитвой тела, обращенной к природе. Наши предки умели смотреть на мир и воспроизводить его собой и в себе, чтобы обретать внутреннюю опору. Шаман был посредником в познании и одухотворении мира. Он являлся первым «провайдером», который знал, как открывать тело на прием информации и энергии земли в их естественном виде».
ТАНЦУЮЩИЕ В НОЧИ
Племенные, то есть народные танцы обычно исполняют особые люди. Вряд ли правильно называть их профессионалами. Это просто «танцующие в ночи» — очарованные движением единомышленники, в которых дух обрел форму ритма. У них нет существенного образования. Танцуют с 4-6 лет, и это их хлеб. Устройству женской судьбы занятие особо не мешает. Как нередко бывает в тропиках, девушка с 18 лет может выглядеть развитой дамой — до 30 лет сохраняя при этом некоторую девичью грацию. Зато после этого рубежа с женщинами происходит что-то, похожее на антропологическую катастрофу. Говорят, их «разносит» земля, энергиям которой они так радостно внимают…