агент 007 квант милосердия актеры
«Самый бондовский «Бонд»: что говорят о новой работе Дэниэла Крэйга
Новый блокбастер о супершпионе Джеймсе Бонде «Не время умирать», премьера которого состоялась в Лондоне 28 сентября, способен собрать российскую кассу в 1 млрд. По мнению отраслевых экспертов, фильм должен стать самым кассовым «Бондом» за всю историю отечественного проката. Но при этом — далеко не самым успешным фильмом даже по меркам пандемийной дистрибуции. Представители киноиндустрии полагают, что картина может не войти даже в пятерку кассовых лидеров года, где сейчас на нижней позиции находится «Форсаж-9» с 1,156 млрд. Тем временем практически все посмотревшие новую часть бондианы зарубежные критики наперебой расхваливают новый выход Дэниэла Крэйга на экраны.
Самый, но не самый
Российская киноиндустрия пока относительно спокойно относится к новому «Бонду», выход которого в РФ назначен на 7 октября. Понятно, что конкурировать с ним в первые недели проката никто не сможет, но главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев прогнозирует сборы первого уикенда в размере 450 млн рублей, а общие сборы — 1 млрд рублей. Первый показатель — значительно меньше, чем у недавней «Дюны», и второй — тоже скептичный: «Дюна» уже собрала почти 1,2 млрд.
Примерно такой же прогноз дает главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская: 500 млн и 1 млрд рублей соответственно.
При этом стоит отметить, что, например, сборы прошлого фильма бондианы «007: Спектр» в России были еще ниже — 369 млн за первый уикенд и 767 млн всего. «007: Координаты «Скайфолл» до этого собрал в общей сложности еще меньше — 737 млн рублей. «Квант милосердия» взял 468 млн, «Казино «Рояль» — 238 млн рублей.
— «Не время умирать» — самый ожидаемый фильм этого и даже прошлого года, — осторожно отметила президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова. — Его ждет безусловный успех, а насколько он будет громким — узнаем уже на следующей неделе. Мы не выбираем победителей, их выбирает зритель.
Кадр фильма «007: Спектр»
Примечательно, что в сюжете фильма фигурирует злодей Люфицер Сафин, которого играет Рами Малек. Он говорит с «восточноевропейским акцентом», как отмечают первые зрители, и, вероятно, у него есть или была связь с Россией. Но о том, что он русский, никто не говорит, и в этом — одна из главных интриг фильма, которую видевшие кино не разглашают. Хотя для российской аудитории, возможно, этот момент сыграл бы свою роль.
Зарубежная критика в восторге
Мировая премьера 25-го фильма о Джеймсе Бонде прошла 28 сентября в лондонском Альберт-холле, где были члены британской королевской семьи, Билли Айлиш с братом, режиссер фильма Кэри Дзёдзи Фукунага, а также сам Дэниэл Крэйг и другие звезды картины. «Известия» побывали на премьере и собрали цитаты кинокритиков, которые первыми посмотрели и оценили нового «Бонда». Больше его пока никто и нигде не видел.
— Это не просто еще один эпизод в долгоиграющей серии боевиков, а фильм, который претендует на статус культурного и экономического события десятилетия, — пишет автор BBC. — «Не время умирать» — последний из пяти фильмов бондианы с Крэйгом. Продюсеры Барбара Брокколи и Майкл Уилсон прекрасно понимали это, так что они постарались закончить историю каждого персонажа, развязать все узелки, продемонстрировать все характерные бондовские трюки и использовать все сюжетные линии, которые еще не обыгрывались применительно к Крэйгу, — всё для того, чтобы подарить артисту незабываемое прощание. Им пришлось сделать картину даже более запоминающейся, чем «007: Спектр», который считался лебединой песней Крэйга, пока актера не убедили вернуться. В общем, новый фильм просто был вынужден стать чем-то особенным.
Британский принц Уильям, герцог Кембриджский, беседует с актером Дэниэлом Крейгом на мировой премьере нового фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать» в Королевском Альберт-холле, Лондон
А вот The Guardian высказывается резко: «Долгожданный 25-й фильм о супершпионе Яна Флеминга — это странноватый и самоуверенный эпик с несколькими тузами в рукаве. Последняя картина с Дэниэлом Крэйгом в роли гения британской разведки — это буря в стакане воды, где замешаны пафос, драма, комедия, горе, макабрический ужас и возмутительно скучный старомодный экшен, зачем-то заставляющий нас вспоминать мир доктора Ноу на его острове».
Empire Magazine считает, что Фукунага, судя по всему, был идеальным выбором в качестве режиссера. Он умело обошел противоречия персонажа и всей франшизы, хотя и не избежал типичных ловушек: добрая треть фильма — явно лишняя, необоснованно затянутая. Но Фукунага всегда был интуитивным режиссером, которого больше всего волновал внутренний мир персонажей, их человечность. Он неожиданно находит уязвимость в самых неуязвимых героях. А невероятный, обескураживающий финал дарит Крэйгу отставку, которой он заслуживает. «Когда твоя формула — «быстро и жестко», любое малейшее отступление от нее — уже праздник. Так что выпьем мартини: ждать фильма точно стоило!» — заключает издание.
«Слово «долгожданный» тут не подходит: надо что-то посильнее, — восхищается рецензент The Irish Times. — Фильм переносился чаще, чем выход Фрэнка Синатры на пенсию, так что на нового «Бонда» возложена особая ответственность: он — символ постепенного освобождения мира от пандемии. И я не преувеличиваю. Нам просто было нужно, чтобы нас заверили: Армагеддон предотвращен и в реальном мире, и на экране. Или чтобы нам, если мы хотим слишком многого, хотя бы показали несколько взрывов, дорогих машин и какое-то количество целующихся красивых парочек. Мы очень скучали по всему этому. «Не время умирать», безусловно, удовлетворяет затянувшуюся тоску по Джеймсу Бонду. Достаточно взглянуть на продолжительность: фильм длиннее, чем «Космическая одиссея 2001 года» и эпическая «Дюна». Словом, это самый бондовский «Бонд», которого только можно было пожелать».
CNN.com пишет, что если подходить к «Бонду» с его же собственной меркой, то здесь — прекрасные сцены погонь и экшена, а Ана де Армас усиливает тему женской силы во время миссии Бонда на Кубе. И всё же, когда смотришь «Не время умирать», кажется, что слишком много усилий было потрачено на то, чтобы оправдать шум вокруг фильма. А на выходе очевидно, что до финиша бегун добирался слишком долго.
Кадр фильма «Не время умирать»
— «Не время умирать» — лучшее воплощение на экране культового персонажа! — восклицает The Wrap. — Бонд здесь открывает такие эмоциональные глубины своего характера, куда он ранее даже не отваживался заглянуть, — по крайней мере, со времен «На секретной службе ее величества» или отдельных эпизодов книг Яна Флеминга. Вы ощущаете каждый волосок, каждую каплю пота на теле Крэйга, всю невероятную нагрузку на плечах его героя, которому нужно спасти мир в последний (очередной) раз, но также и всю дразнящую свободу атлета, приближающегося к концу длительного забега.
«Нам очень долго твердили: вот она, последняя глава в истории этого Бонда. И мы наконец увидели нескончаемое слайд-шоу старых персонажей и сюжетных линий, — разочарованно пишет The Independent. — Блаженство с Мадлен Суонн, обещанное в финале «Спектра», длилось, разумеется, недолго. И вот уже, словно бы вынужденно, в кадре появляются Кристоф Вальц, Джеффри Райт, Наоми Харрис, Бен Уишоу, Рэйф Файнс. Их персонажи, обстоятельства, слова просто склеены в одном сюжете без особых творческих усилий. Все эти люди здесь для того, чтобы торжественно попрощаться с Крэйгом. Вот и вся причина».
«Во время суперзатянутых экзотических сцен и погонь ты иногда теряешь концентрацию и ловишь себя на неспешном размышлении: как бы сейчас оказаться в любимом пабе и что бы там заказать, — саркастично заключает London Evening Standard. — И всё же перед нами — воскрешение века. Этого отрицать нельзя».
Дом-кино: знаменитые здания в фильме «Квант милосердия»
Сегодня в авторской рубрике известный блогер Darriuss исследует архитектуру в фильме «Квант милосердия».
Как ни странно, «современная архитектура» — это вовсе не про киносериал о Джеймсе Бонде. За 50 лет в 22 фильмах «бондианы» уже нескольким поколениям кинозрителей обильно демонстрировались экзотическая природа, фантастические гаджеты, прелести десятков и десятков разнообразных полуголых девиц, чудовищно злобные мегаломаньяки всевозможного пошиба в сюжетах прогрессирующей маразматичности, в общем все то, за что мы любим эту шпионскую эпопею, но только не актуальная архитектура. Достопримечательностей из путеводителей, всех этих Тадж Махалов, Эйфелевых башен, мостов «Золотые ворота», было навалом, но вот модные здания 1960—80-х гг. практически отсутствовали. В лучшем случае все ограничивалось современными футуристическими интерьерами, созданными в павильонах какой-нибудь лондонской киностудии.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы, когда в кадр все-таки начали попадать отдельные свежие достижения архитектурной мысли вроде Музея Гуггенхайма Фрэнка Гэри в испанском Бильбао («И целого мира мало», 1999). Но первым по-настоящему «архитектурным» Бондом стал только последний на данный момент Бонд №22 «Квант милосердия» (Quantum of Solace), вышедший на экраны в далеком уже 2008 году.
«Квант», снятый режиссером Марком Фостером, стал естественным продолжением дилогии, начатой за два года до того Мартином Кемпбеллом в «Казино Ройяль» (Casino Royale, 2006), у фильмов единый сюжет. В «Кванте милосердия» Бонд.Джеймс Бонд продолжает мстить плохим парням за невинно убиенную фильмом ранее свою возлюбленную Веспер Линд.
Действие начинается всего через несколько часов после окончания «Казино Ройяль» и все там же, в Италии. Бонд оказывается в Тоскане, в Сиене. Этот буколический городок, чей исторический центр включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, славен прежде всего своей центральной площадью Пьяцца дель Кампо, одной из крупнейших уцелевших средневековых площадей Европы, и высоченной 88-метровой башней Торре дель Манджа на ней (видна слева).
Дважды в год, в июле и августе, на площади в окружении средневековых палаццо и в присутствии толп аборигенов и примазавшегося к древнему ритуалу турья проводится т. н. «Иль Палио», «Сиенское палио», традиционные конные скачки, в которых участвуют команды городских районов. В «Кванте милосердия» эти бега происходят на фоне допроса Главного Злодея в полевой штаб-квартире британской разведки МИ-6, угнездившейся где-то в сиенских недрах.
Процесс допроса заканчивается забегом по сиенским крышам, в ходе которого Бонд и его визави изрядно портят десятки квадратных метров черепичной кровли на фоне типично итальянских урбанистических пейзажей. Как должно быть прекрасно бродить по улочкам этого прекрасного города под летним дождем, а потом сидеть в кофейнях, пить пряный мате, листать томик Коэльо и писать всякие глупости в свой молескин, завернувшись в теплый клетчатый плед.
Все хорошее быстро заканчивается. Нелегкая судьба супершпиона возвращает Бонда в Лондон.
Там происходит обыск в квартире предателя. Предатель, как оказывается, живет в 18-этажке 1960-х годов. Справа на балконе заметна маленькая «М», начальник Бонда, в исполнении народной артистки Великобритании Джуди Денч.
Это потрясающе родной вид. Балконные экраны облицованы мелкой белой плиточкой, которая, судя по заплаткам, так же как и у нас имеет свойство отваливаться. Вертикали в глубине балконов — уже в крупной черной глазурованной плитке «под кирпич». Все поклонники западных ценностей вопрошают: как такой «совок» могли построить в Великобритании?
И почему, ну почему же балкон не превращен в богатую лоджию? Где хранить полкабана? Где спать нелюбимой бабушке? Как они там живут вообще?
Подъезд. Обычные стеклянные двери и холл все в той же плиточке. Здание выглядит так, как будто его построили совсем недавно.
Да, для многих станет открытием, что в 1960—70-е годы в странах развитого капитализма строили почти то же, что и в родном соцлагере. Предательская квартира находится в ЖК Water Gardens, построенном в 1961—66 гг. по проекту архитектурного бюро Trehearne & Norman, Preston & Partners. Три одинаковые 18-этажки в лондонском районе Вестминстер стоят на едином стилобате, где размещается паркинг для жильцов. Комплекс считается элитным.
Продолжает шокирующие архитектурные откровения новая штаб-квартира МИ-6. По какой-то причине Марк Форстер (режиссер фильма) решил отказаться от использования экстерьера реальной резиденции главной британской спецслужбы — чудовищного постмодернистского зиккурата SIS Building, построенного в 1994 году по проекту сэра Терри Фаррела и фигурировавшего уже в трех броснановских Бондах («Золотой глаз», «И целого мира мало», «Умри, но не сейчас»).
Вместо этого для размещения МИ-6 он предпочел выбрать один из лучших образцов лондонской бруталистской архитектуры — Barbican Centre, крупнейший в Европе, как сказали бы у нас, Дворец культуры.
Комплекс зданий, в которых разместились концертные, театральные и кинозалы, библиотека, выставочная галерея и прочие учреждения культуры, был построен в 1965—82 гг. (бюро Chamberlin, Powell and Bon). На заднем плане заметна одна из трех 42-этажных жилых башен, формирующих сопутствующий культурному жилой комплекс Barbican Estate (1965—76 гг., авторы те же).
Интерьеры же комплекса полностью придуманы художником-постановщиком фильма и созданы в павильонах лондонской киностудии Pinewood.
В этой киноленте у М новый кабинет. Вместо традиционного викторианского классического интерьера — модный серо-стальной хай-тек.
Старая добрая Англия появляется в «Кванте милосердия» значительно позже, когда М вызывают на ковер к вышестоящему чиновнику отвечать за Бонда, в очередной раз кого-то застрелившего. Кабинет чиновника находится в фешенебельном английском клубе Reform Club на знаменитой улице Пэлл-Мэлл.
Клуб украшен популярным орнаментом со свастикой.
Пунктом №3 в путешествиях Бонда образца 2008 года становится Порт-о-Пренс, Гаити.
Так как находиться в Гаити опасно для здоровья белого человека, за эту страну отдувался городок Колон на карибском побережье Панамы. В принципе, Панама очень похожа на Гаити, но качественную работу западного художника-постановщика выдает шикарная вывеска.
Внутри гостиница Дессалине представляет собой царство черно-белой клетки.
Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались
Сюжет
От воспоминаний картина переключается к безмятежному настоящему: Джеймс Бонд и Мадлен Суонн наслаждаются обществом друг друга, путешествуя по миру и пытаясь жить обыкновенной жизнью после событий предыдущего фильма, когда Бонд бросил вызов преступной организации «Спектр». Агент 007 отправляется на кладбище, чтобы посетить могилу Веспер Линд — той самой женщины, ради которой он хотел оставить службу в «Казино Рояль». Надгробие Линд взрывается, а самого Бонда начинают преследовать люди «Спектра».
Чудом оторвавшись, он возвращается в гостиницу за Мадлен и задаёт ей единственный вопрос: «Как они узнали, где мы?» Та не находит, что ответить, и Бонд понимает, что у его возлюбленной слишком много тайн, которыми она не спешит делиться. Оторвавшись от преследователей, Джеймс и Мадлен расстаются на вокзале, где Бонд сообщает, что они больше не увидятся.
Плюсы фильма: шутки, многожанровость и прекрасные виды
Хронометраж «Не время умирать» составляет 2 часа 43 минуты, но из-за обилия действия, событий, смены локаций и действующих лиц время пролетает незаметно. Запутаться в шпионских хитросплетениях также невозможно: персонажи будут не раз акцентировать внимание на том, что они должны сейчас непременно сделать.
Отдельного упоминания достойна Ана де Армас («Достать ножи»). У неё пусть была небольшая, но яркая роль начинающего агента и спутницы Бонда по имени Палома, для которой настоящее задание «в поле» оказывается первым, и именно она должна помочь агенту выйти на след Обручева. Героиня используется для создания комических ситуаций: впервые встретившись с Бондом, ведёт его в укромное место и начинает расстегивать пуговицы на рубашке. В ответ на реплику напарника о необходимости для начала поближе познакомиться, Паломе объясняет, что ей просто не терпится вручить подопечному новый костюм.
Одна из сценаристок «Не время умирать» — создательница сериала «Дрянь» и первого сезона «Убивая Еву» Фиби Уоллер-Бридж, которая явно отвечает за самые забавные гэги из фильма. Вместе с режиссёром Кэри Фукунагой они умело перебирают жанры: переходы от мелодрамы к боевику, затем к комедии, а потом обратно к экшену заметны, но при этом уместны. Как и в случае с «Убивая Еву», они вписываются в рамки связной истории и шпионской франшизы.
И происходит всё на фоне фантастически красивых локаций. Спокойную жизнь Бонда нам рисуют в солнечной и безмятежной Италии, дальнейшие погони и перестрелки происходят, на резком контрасте, в заснеженной Норвегии. Любой выпуск бондианы — немного туристический справочник, но и в двадцать пятом фильме франшиза способна удивить зрителя видами не менее знойных Ямайки и Кубы, а также затерянным островом где-то в океане между Россией и Японией.
Минусы фильма
Слабый и до боли предсказуемый сюжет
Улучшения в плане сценария касаются только отдельных диалогов и шуток, выведенных на современный уровень. Стандартный для любой части бондианы набор сюжетных ходов в «Не время умирать» даже не попытались как-то усложнить или сделать менее очевидным — хотя на эти события мы в буквальном смысле смотрим в двадцать пятый раз!
Главный злодей без мотивации
Вот только с мотивацией у Сафина большие проблемы: в самом начале зрителю дают понять, что его основная цель расправиться с убийцей своей семьи — отцом Мадлен — мистером Уайтом, знакомым по предыдущим фильмам франшизы. На этом амбициозные планы Сафина не заканчиваются, и он решает уничтожить всю организацию «Спектр», а после и весь мир. Но на вопрос почему ответа так и нет.
Его характер также не раскрывают и мы просто не понимаем, что вообще мотивирует этого человека? Власть, деньги, злость на весь мир из-за чудовищной несправедливости в отношении его семьи? Этого зритель так и не узнает, а Люцифер останется просто обычным злодеем.
Создатели даже снабдили Сафина набором клишированных и псевдо-возвышенных фраз в духе: «Спасённая и забранная жизнь стоят равно одинаково». Отсутствие мотивации можно было бы компенсировать харизмой антагониста, но Рами Малек не внушает ужаса, хотя его намерения уничтожить мир должны пугать. Да и на обаятельного психопата его персонаж не похож — он тихий, невзрачный, безликий (особенно на фоне ярких антагонистов Хавьера Бардема и Мадса Миккельсена из прошлых «Бондов» с Крэйгом). Тут могла бы помочь сильная внутренняя идея, движущая героя: но кто он и почему хочет устроить геноцид, нам так и не объясняют.
Неудачное прощание с Бондом для Крэйга
То, что фильм заканчивает пятнадцатилетнюю историю крэйговского Бонда, понятно не только из заявлений самих создателей, которые уже обозначили, что начнут искать замену актёру не раньше следующего года. «Не время умирать» плавно подводит зрителя к однозначному финалу для одного из самых знаменитых киноперсонажей.
Бонд изменился с момента выхода «Казино Рояль»: у него появилась настоящая семья, ради благополучия которой он готов пожертвовать всем. Это не вяжется с образом несокрушимого агента разведки, которого вечно окружают женщины, легко поддающиеся его обаянию. Определённый пройденный этап и личностный рост для Бонда создателям последних фильмов удалось показать. Но сюжетный замысел «Не время умирать» больше похож на дежурный выпуск киносаги об агенте 007, чем на завершающий фильм всей истории крэйговского Бонда.
Лишь финал ставит точку для агента, что не вызывает должных эмоций на фоне самой простой истории из жизни агента МИ-6. Со всем своим бондианским пафосом создатели так и не смогли закончить крэйговскую сагу с размахом, да так, чтобы пробило до глубины души. Крэйг ушёл, но особенных эмоций это не вызывает, так как обязательно будут следующий фильм… и следующий Бонд.
Бесполезная женщина-007
Ещё до выхода фильма стало известно, что статус 007 после ухода Джеймса Бонда, достанется другому агенту. Номер приняла на себя Номи, роль которой исполнила Лашана Линч (Мария Рамбо в «Капитане Марвел»). Похоже, ход нужен был только для того, чтобы показать первую женщину в статусе агента с лицензией на убийство. Каждый раз сталкиваясь с Бондом, Номи идёт в открытое наступление, пытаясь его всячески задеть и напомнить о том, кто теперь со статусом 007.
Выглядит это глупо, учитывая, что она должна представлять из себя профессионала, не уступающего Бонду. Её попытки самоутвердиться выглядят вдвойне нелепо, учитывая, что за весь фильм Номи не сделала ничего полезного для дела.
Если убрать персонажа Линч из фильма, то он просто станет чуть короче и не потеряет ни крупицы сюжета. Добавляя женщину-агента 007 в фильм, создателям стоило показать, почему она достойна этого звания, а не устраивать между Бондом и Номи соревнование, у кого лучше подвешен язык.
Вердикт
Кинокритик Variety Оуэн Глейберман в рецензии на «Не время умирать» назвал фильм лучшим после «Казино Рояль» (2006), так как он идеально жанрово сбалансирован, другие критики, наоборот, пишут, что фильм не выдерживает сравнения с «007: Координаты „Скайфолл“» (2012). И действительно, напряженная игра в покер из «Казино Рояль» и холодно-отстранённая атмосфера «Скайфолла» то и дело всплывают в памяти при просмотре двадцать пятого «Бонда»: это вершины крэйговской бондианы, с которыми новую картину нельзя не сравнивать.
При этом сюжета ни той, ни другой картины вы, скорее всего, не вспомните. Бондиана привлекала другим: уверенным и обаятельным Бондом, красивыми и опасными женщинами и удивительными локациями, а также зрелищным экшеном. «Не время умирать» может предложить лишь уставшего Крэйга, который уже вышел из возраста непобедимого шпиона; бойких, но бесполезных женщин-агентов вместо спутниц Бонда; погони и перестрелки, которые снято масштабно и качественно, но по изобретательности проигрывают не только «Скайфоллу» и «Казино Рояль», но и обеим частям Kingsman, явно пародирующим экшен-моменты старых и новых «Бондов».
В 2021 году фильмы о Джеймсе Бонде создаются всё по тому же рецепту, что и картины о 007 из прошлого века: с нереалистичными, сыплющими клише злодеями и героем, который не замечает попавших в него пуль. И всё же действие франшизы не уходит в юмор, комиксность и пародийность, происходит в мире близком, к реальному. Поэтому в новом фильме хотелось бы увидеть реально опасного антагониста с чёткой целью и объяснимой мотивацией; главного героя, который сомневается в себе и переживает за других, потому что понимает серьёзные последствия своих действий для мира и своих близких.
Первые трейлеры Бонда задавали нужный тон под мрачноватую песню Билли Айлиш — No Time to Die. Казалось, что в этот раз создатели разгуляются на полную и представят зрителю тяжёлую историю, полную драматизма и по-настоящему опасных игр с сильным антагонистом, чтобы завершение истории Бонда-Крэйга ощущалось в полной мере. Вместо этого «Не время умирать» стал ещё одним фильмом из бондианы, о котором вы забудете уже к выходу следующего фильма с новым Джеймсом Бондом.
Обложка и фото: кадры из фильма «Не время умирать»