ах астахова биография личная жизнь
Ах Астахова
Биография
Ах Астахова – творческий псевдоним молодой московской поэтессы, популярной в среде обитателей соцсетей, издавшей две книги, гастролирующей по России и Европе с авторскими программами. В 2013 году концертная программа Астаховой признана клубом «16 Тонн» лучшим арт-проектом года, что отмечено статуэткой «Золотая Горгулья». Биография поэтессы не богата потрясениями – она живет обычной жизнью, которую делит с читателями.
Детство и юность
Ирина Александровна Астахова родилась и выросла в Москве. Родители стремились вырастить дочку разносторонне развитым человеком, поэтому Ира окончила музыкальную по классу фортепиано и художественную школы, мечтала стать артисткой и выступать на сцене. Однако творчество не считается в семье Астаховым серьезной работой: у родителей бизнес в сфере недвижимости, сестра Ирины выбрала профессию юриста.
Ах Астахова
Девочка росла общительным ребенком, стремилась делиться чувствами с окружающими. Музыкальное образование впоследствии пригодилось Астаховой для постановки концертных номеров, художественное – для получения профессии дизайнера. Отсутствие страха сцены и эмоциональная открытость сделали выступления перед зрителями любимым занятием. Высшее образование в сфере пиара научило быстро подстраиваться под зрителей, собравшихся в зале.
С развитием возможностей Интернета и социальных сетей девочка нашла свою аудиторию: уже в 13 лет в блоге Ирины было 500 читателей. В подростковом возрасте Астахова не собиралась всерьез заниматься литературой, а просто выражала эмоции в рифмованной форме. Простые и искренние строчки находили отклик у ровесников, иногда и у именитых критиков. В 2007 году жюри студенческого конкурса «Паруса надежды» отметило авторское чтение дипломом.
Регистрируя страницу «ВКонтакте», юная поэтесса придумала творческий псевдоним Ах Астахова, чтобы облегчить поиск читателям. Псевдоним родился из дружеского прозвища «Ах Астах», но посетители страницы подозревают, что автор имеет отношение к ордену рыцарей Аст Ахэ из «Черной книги Арды» авторства Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой. Возможно, читателей наводят на эту мысль мрачные интонации лирики поэтессы.
С появлением Youtube Ирина стала выкладывать в Сеть ролики, в которых проникновенно читала свои стихи. Известность принес видеоролик «Тебя хоть там любят», записанный в 2011 году. Одноименное стихотворение было адресовано человеку, с которым автор не мог пообщаться лично, но очень хотел донести свои чувства. В итоге ролик увидел не только адресат, видео стремительно набирало просмотры, чем-то цепляя аудиторию.
Литература
В 2012 году Ирина оставила работу дизайнера в парфюмерной фирме, где платили стабильную зарплату, и ступила на путь свободного художника, решив зарабатывать на жизнь творчеством. Начались первые выступления и живое общение с поклонниками. К 25 годам рифмованных текстов накопилось на небольшую книгу: «Женская лирика. Мужская лирика: сборник № 1».
Поэтесса Ах Астахова
Астахова не думала издавать сборник, считая себя еще недостаточно зрелым поэтом, но читатели в соцсетях интересовались, где можно купить бумажную книгу со стихами автора. Тогда Ирина просто пошла в издательство и заказала тираж в 500 книг. На первый большой концерт в Москве прибыла с пачкой свежеотпечатанных сборников, которые продавала зрителям после выступления, не отказываясь поставить автограф.
Первый сборник состоит из двух частей: женской и мужской. Лирический герой предстает в двух ипостасях и рассказывает о тех чувствах, которые одинаково близки обеим половинам человечества: о любви и расставании, о поисках жизненного пути, о духовных исканиях, о дружбе и предательстве, о вечных ценностях и ежеминутных соблазнах.
На две половины разделилось и шоу. Стихи от мужского лица автор читала, выйдя на сцену в мужском костюме, от женского – в платье, подчеркнув природную женственность.
Это не попытка эпатировать публику или привлечь внимание общественности к проблемам трансгендеров. Астахова подчеркивает общность человечества. Сама поэтесса – прежде всего человек, который хочет быть хорошим. Быть хорошей для всех невозможно. Литературные критики резко высказываются о творчестве Ах Астаховой.
Ах Астахова на сцене
Лев Оборин считает ее поэзию дешевым мелодраматизмом, Дмитрий Кузьмин относит стихи Астаховой к своеобразной субкультуре, зародившейся в соцсетях. Юную поэтессу ранили критические отзывы, но после личного общения с поклонниками, подходящими с благодарностью после концертов, она перестала обращать внимание на негатив.
В 2015 году Астахова презентовала второй сборник стихов «Время сменить маршрут» и одноименную программу. Теперь поэтесса не просто делится переживаниями, а дает читателям советы, как пережить беды и достичь счастья. Поклонники растаскивают стихи на цитаты: строчки Астаховой становятся статусами во «ВКонтакте», советами на каждый день и превращаются в афоризмы.
Личная жизнь
Хоть романтические переживания и вдохновляют поэтов на творчество, но Ирина надеется встретить свою половинку – человека, с которым захочет и сможет создать семью, родить и воспитать детей.
Ах Астахова
Ради любви Астахова готова много трудиться, изменить образ жизни, но достойный кандидат пока не найден. У Ирины много друзей и творческих планов, но в строчках стихотворения «Приходи ко мне, когда не будет сна» читается ожидание любимого.
Ах Астахова сейчас
Поэтесса доступна в Интернете и открыта для общения в «Фейсбуке», «Инстаграме», не забывая и давно освоенные «ВКонтакте» и «Ютуб». У нее есть официальный сайт, информация на котором регулярно обновляется.
Ах Астахова в 2018 году
В 2018 году Ах Астахова совершает очередной гастрольный тур по городам России, в Сети выложен график концертов, билеты заранее раскупаются поклонниками.
Ах Астахова – биография, фото, личная жизнь, новости, стихи 2018
Ах Астахова: биография
Ах Астахова – творческий псевдоним молодой московской поэтессы, популярной в среде обитателей соцсетей, издавшей две книги, гастролирующей по России и Европе с авторскими программами. В 2013 году концертная программа Астаховой признана клубом «16 Тонн» лучшим арт-проектом года, что отмечено статуэткой «Золотая Горгулья». Биография поэтессы не богата потрясениями – она живет обычной жизнью, которую делит с читателями.
Детство и юность
Ирина Александровна Астахова родилась и выросла в Москве. Родители стремились вырастить дочку разносторонне развитым человеком, поэтому Ира окончила музыкальную по классу фортепиано и художественную школы, мечтала стать артисткой и выступать на сцене. Однако творчество не считается в семье Астаховым серьезной работой: у родителей бизнес в сфере недвижимости, сестра Ирины выбрала профессию юриста.
Ах Астахова
Девочка росла общительным ребенком, стремилась делиться чувствами с окружающими. Музыкальное образование впоследствии пригодилось Астаховой для постановки концертных номеров, художественное – для получения профессии дизайнера. Отсутствие страха сцены и эмоциональная открытость сделали выступления перед зрителями любимым занятием. Высшее образование в сфере пиара научило быстро подстраиваться под зрителей, собравшихся в зале.
С развитием возможностей Интернета и социальных сетей девочка нашла свою аудиторию: уже в 13 лет в блоге Ирины было 500 читателей. В подростковом возрасте Астахова не собиралась всерьез заниматься литературой, а просто выражала эмоции в рифмованной форме. Простые и искренние строчки находили отклик у ровесников, иногда и у именитых критиков. В 2007 году жюри студенческого конкурса «Паруса надежды» отметило авторское чтение дипломом.
Регистрируя страницу «ВКонтакте», юная поэтесса придумала творческий псевдоним Ах Астахова, чтобы облегчить поиск читателям. Псевдоним родился из дружеского прозвища «Ах Астах», но посетители страницы подозревают, что автор имеет отношение к ордену рыцарей Аст Ахэ из «Черной книги Арды» авторства Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой. Возможно, читателей наводят на эту мысль мрачные интонации лирики поэтессы.
С появлением Youtube Ирина стала выкладывать в Сеть ролики, в которых проникновенно читала свои стихи. Известность принес видеоролик «Тебя хоть там любят», записанный в 2011 году. Одноименное стихотворение было адресовано человеку, с которым автор не мог пообщаться лично, но очень хотел донести свои чувства. В итоге ролик увидел не только адресат, видео стремительно набирало просмотры, чем-то цепляя аудиторию.
Литература
В 2012 году Ирина оставила работу дизайнера в парфюмерной фирме, где платили стабильную зарплату, и ступила на путь свободного художника, решив зарабатывать на жизнь творчеством. Начались первые выступления и живое общение с поклонниками. К 25 годам рифмованных текстов накопилось на небольшую книгу: «Женская лирика. Мужская лирика: сборник № 1».
Поэтесса Ах Астахова
Астахова не думала издавать сборник, считая себя еще недостаточно зрелым поэтом, но читатели в соцсетях интересовались, где можно купить бумажную книгу со стихами автора. Тогда Ирина просто пошла в издательство и заказала тираж в 500 книг. На первый большой концерт в Москве прибыла с пачкой свежеотпечатанных сборников, которые продавала зрителям после выступления, не отказываясь поставить автограф.
Первый сборник состоит из двух частей: женской и мужской. Лирический герой предстает в двух ипостасях и рассказывает о тех чувствах, которые одинаково близки обеим половинам человечества: о любви и расставании, о поисках жизненного пути, о духовных исканиях, о дружбе и предательстве, о вечных ценностях и ежеминутных соблазнах.
На две половины разделилось и шоу. Стихи от мужского лица автор читала, выйдя на сцену в мужском костюме, от женского – в платье, подчеркнув природную женственность.
Это не попытка эпатировать публику или привлечь внимание общественности к проблемам трансгендеров. Астахова подчеркивает общность человечества. Сама поэтесса – прежде всего человек, который хочет быть хорошим. Быть хорошей для всех невозможно. Литературные критики резко высказываются о творчестве Ах Астаховой.
Ах Астахова на сцене
Лев Оборин считает ее поэзию дешевым мелодраматизмом, Дмитрий Кузьмин относит стихи Астаховой к своеобразной субкультуре, зародившейся в соцсетях. Юную поэтессу ранили критические отзывы, но после личного общения с поклонниками, подходящими с благодарностью после концертов, она перестала обращать внимание на негатив.
В 2015 году Астахова презентовала второй сборник стихов «Время сменить маршрут» и одноименную программу. Теперь поэтесса не просто делится переживаниями, а дает читателям советы, как пережить беды и достичь счастья. Поклонники растаскивают стихи на цитаты: строчки Астаховой становятся статусами во «ВКонтакте», советами на каждый день и превращаются в афоризмы.
«Если пусто в душе — значит время сменить маршрут» пишут читатели на своей стене и, действительно, что-то меняют в жизни. «Самолеты, такси, поезда забирают любимых от нас» напоминает поэтесса читателям о мимолетности счастья. В октябре 2016 года Ирина вышла на сцену с новой программой «Карманная Планета», в которой поэтесса шире раскрывает тему поиска предназначения, обращаясь ко Вселенной за советом.
Личная жизнь
Хоть романтические переживания и вдохновляют поэтов на творчество, но Ирина надеется встретить свою половинку – человека, с которым захочет и сможет создать семью, родить и воспитать детей.
Ах Астахова
Ради любви Астахова готова много трудиться, изменить образ жизни, но достойный кандидат пока не найден. У Ирины много друзей и творческих планов, но в строчках стихотворения «Приходи ко мне, когда не будет сна» читается ожидание любимого.
Ах Астахова сейчас
Поэтесса доступна в Интернете и открыта для общения в «Фейсбуке», «Инстаграме», не забывая и давно освоенные «ВКонтакте» и «Ютуб». У нее есть официальный сайт, информация на котором регулярно обновляется.
Ах Астахова в 2018 году
В 2018 году Ах Астахова совершает очередной гастрольный тур по городам России, в Сети выложен график концертов, билеты заранее раскупаются поклонниками.
Ах Астахова – биография, фото, личная жизнь, новости, стихи 2018
Ах Астахова: биография
Ах Астахова – творческий псевдоним молодой московской поэтессы, популярной в среде обитателей соцсетей, издавшей две книги, гастролирующей по России и Европе с авторскими программами. В 2013 году концертная программа Астаховой признана клубом «16 Тонн» лучшим арт-проектом года, что отмечено статуэткой «Золотая Горгулья». Биография поэтессы не богата потрясениями – она живет обычной жизнью, которую делит с читателями.
Детство и юность
Ирина Александровна Астахова родилась и выросла в Москве. Родители стремились вырастить дочку разносторонне развитым человеком, поэтому Ира окончила музыкальную по классу фортепиано и художественную школы, мечтала стать артисткой и выступать на сцене. Однако творчество не считается в семье Астаховым серьезной работой: у родителей бизнес в сфере недвижимости, сестра Ирины выбрала профессию юриста.
Ах Астахова
Девочка росла общительным ребенком, стремилась делиться чувствами с окружающими. Музыкальное образование впоследствии пригодилось Астаховой для постановки концертных номеров, художественное – для получения профессии дизайнера. Отсутствие страха сцены и эмоциональная открытость сделали выступления перед зрителями любимым занятием. Высшее образование в сфере пиара научило быстро подстраиваться под зрителей, собравшихся в зале.
С развитием возможностей Интернета и социальных сетей девочка нашла свою аудиторию: уже в 13 лет в блоге Ирины было 500 читателей. В подростковом возрасте Астахова не собиралась всерьез заниматься литературой, а просто выражала эмоции в рифмованной форме. Простые и искренние строчки находили отклик у ровесников, иногда и у именитых критиков. В 2007 году жюри студенческого конкурса «Паруса надежды» отметило авторское чтение дипломом.
Регистрируя страницу «ВКонтакте», юная поэтесса придумала творческий псевдоним Ах Астахова, чтобы облегчить поиск читателям. Псевдоним родился из дружеского прозвища «Ах Астах», но посетители страницы подозревают, что автор имеет отношение к ордену рыцарей Аст Ахэ из «Черной книги Арды» авторства Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой. Возможно, читателей наводят на эту мысль мрачные интонации лирики поэтессы.
С появлением Youtube Ирина стала выкладывать в Сеть ролики, в которых проникновенно читала свои стихи. Известность принес видеоролик «Тебя хоть там любят», записанный в 2011 году. Одноименное стихотворение было адресовано человеку, с которым автор не мог пообщаться лично, но очень хотел донести свои чувства. В итоге ролик увидел не только адресат, видео стремительно набирало просмотры, чем-то цепляя аудиторию.
Литература
В 2012 году Ирина оставила работу дизайнера в парфюмерной фирме, где платили стабильную зарплату, и ступила на путь свободного художника, решив зарабатывать на жизнь творчеством. Начались первые выступления и живое общение с поклонниками. К 25 годам рифмованных текстов накопилось на небольшую книгу: «Женская лирика. Мужская лирика: сборник № 1».
Поэтесса Ах Астахова
Астахова не думала издавать сборник, считая себя еще недостаточно зрелым поэтом, но читатели в соцсетях интересовались, где можно купить бумажную книгу со стихами автора. Тогда Ирина просто пошла в издательство и заказала тираж в 500 книг. На первый большой концерт в Москве прибыла с пачкой свежеотпечатанных сборников, которые продавала зрителям после выступления, не отказываясь поставить автограф.
Первый сборник состоит из двух частей: женской и мужской. Лирический герой предстает в двух ипостасях и рассказывает о тех чувствах, которые одинаково близки обеим половинам человечества: о любви и расставании, о поисках жизненного пути, о духовных исканиях, о дружбе и предательстве, о вечных ценностях и ежеминутных соблазнах.
На две половины разделилось и шоу. Стихи от мужского лица автор читала, выйдя на сцену в мужском костюме, от женского – в платье, подчеркнув природную женственность.
Это не попытка эпатировать публику или привлечь внимание общественности к проблемам трансгендеров. Астахова подчеркивает общность человечества. Сама поэтесса – прежде всего человек, который хочет быть хорошим. Быть хорошей для всех невозможно. Литературные критики резко высказываются о творчестве Ах Астаховой.
Ах Астахова на сцене
Лев Оборин считает ее поэзию дешевым мелодраматизмом, Дмитрий Кузьмин относит стихи Астаховой к своеобразной субкультуре, зародившейся в соцсетях. Юную поэтессу ранили критические отзывы, но после личного общения с поклонниками, подходящими с благодарностью после концертов, она перестала обращать внимание на негатив.
В 2015 году Астахова презентовала второй сборник стихов «Время сменить маршрут» и одноименную программу. Теперь поэтесса не просто делится переживаниями, а дает читателям советы, как пережить беды и достичь счастья. Поклонники растаскивают стихи на цитаты: строчки Астаховой становятся статусами во «ВКонтакте», советами на каждый день и превращаются в афоризмы.
«Если пусто в душе — значит время сменить маршрут» пишут читатели на своей стене и, действительно, что-то меняют в жизни. «Самолеты, такси, поезда забирают любимых от нас» напоминает поэтесса читателям о мимолетности счастья. В октябре 2016 года Ирина вышла на сцену с новой программой «Карманная Планета», в которой поэтесса шире раскрывает тему поиска предназначения, обращаясь ко Вселенной за советом.
Личная жизнь
Хоть романтические переживания и вдохновляют поэтов на творчество, но Ирина надеется встретить свою половинку – человека, с которым захочет и сможет создать семью, родить и воспитать детей.
Ах Астахова
Ради любви Астахова готова много трудиться, изменить образ жизни, но достойный кандидат пока не найден. У Ирины много друзей и творческих планов, но в строчках стихотворения «Приходи ко мне, когда не будет сна» читается ожидание любимого.
Ах Астахова сейчас
Поэтесса доступна в Интернете и открыта для общения в «Фейсбуке», «Инстаграме», не забывая и давно освоенные «ВКонтакте» и «Ютуб». У нее есть официальный сайт, информация на котором регулярно обновляется.
Ах Астахова в 2018 году
В 2018 году Ах Астахова совершает очередной гастрольный тур по городам России, в Сети выложен график концертов, билеты заранее раскупаются поклонниками.
Кто такие Ах Астахова, Сола Монова и другие поэты-звезды «ВКонтакте»
Их презирают критики, но боготворят фанаты. У интернет-поэтов новой волны — сотни тысяч подписчиков, полные залы на гастролях, и поклонники, которые раскупают тиражи книг. Михаил Левин изучил творчество Солы Моновой, Ах Астаховой, Ес Сои — и встретился с ними и другими вергилиями из «ВКонтакте».
Если в конце месяца вам взбредет в голову зайти в Библиотеку им. И.А.Бунина возле Красной Пресни, вас ожидает редкое для России зрелище — поэт, способный зарабатывать стихами деньги. Само шоу, впрочем, еще занятнее экономической аномалии. Из черного рояля выдавливаются сентиментальные мелодии, сотня фанаток в вечерних нарядах роняют слезы на плечи ерзающих бойфрендов, а автограф-сессия в финале превращается в массовый катарсис. Шоу называется «романтический вечер виртуальной поэзии в реале». И это либо самое интересное, либо самое печальное, что происходит сегодня с российской поэзией. Смотря кого спросить. «Здесь чувствуешь себя литератором!» — октябрьским вечером Юлия «Сола Монова» Соломонова, больше 376 тысяч подписчиков «ВКонтакте» разрезает руками воздух кабинета библиотечного начальника. Поэтесса в дорогом черном платье балансирует на каблуках на фоне казенной офисной мебели и фотографии Владимира Путина. Взъерошенные темные волосы и розовая помада делают ее похожей на старшеклассницу, вызванную к директору за попытку пронести в чулке фляжку виски на выпускной. «Выступления в библиотеке — это истинно поэтический формат. Такой постмодерн. Цитата из прошлого», — объясняет Сола, пока я пытаюсь уловить иронию.
Бунинка апеллирует к лиричной стороне личности Солы. Будь это очередной квартирник в студии Паши Кашина в одном из небоскребов Москва-Сити (вход ограничен двадцатью гостями, билеты по пять тысяч рублей заканчиваются раньше, чем вы успели спохватиться), она выпила бы пару бокалов игристого, забралась на фортепиано и не скупилась бы на циничные шутки о нравах высшего общества. Но сегодня она будет чувственней, постарается меньше материться и, быть может, не станет залезать босиком на табуретку.
Зато вернее следака/ С серьезным удостоверением/ Я вычисляю мудака,/ Почувствовав сердцебиение./
Вот всю себя бы раздала,/ Но клапан сердца не резиновый./ И если есть во мне талант,/ Он должен быть монетизирован./
Пусть далеко не инженер,/ Лежать не стану на диване я —/ Изобрету…/
«Мудакомер!» — подсказывает раскрепощенная часть зала все-таки оказавшейся на табуретке Соле и экзальтированно хлопает. Сола продолжает одним из своих хитов — стихотворением «В эпоху без инстаграма», где рассказывается о 90-х, потерянной любви и безжалостности эры технологий. Внезапно молодая девушка с красными волосами справа от меня начинает рыдать. Алена, оказывается, следит за Солой четыре года, знает наизусть сотню стихотворений и приехала на выступление из Владимира. «Просто это прямо про меня и про мои чувства, — Алена объясняет причину своих слез самым популярным у поклонников массовой сетевой поэзии комментарием, добавляя для надежности второе по популярности клише: — Попала в точку». «А кто тебе еще нравится из современных поэтов?» — «Ну Ах Астахова».
«Никакой художественной ценности стихи Ах Астаховой не представляют. Это не то что вторичная, а третичная поэзия, полная дешевого мелодраматизма и не имеющая понятия о стилистике. Обратите внимание, что почти все комментаторы пишут, что Астахова выразила «прямо их чувства». Она не удивляет своих поклонников, а подтверждает то, что им уже знакомо», — написал в сентябре на сайте The Question литературный критик и поэт Лев Оборин, сопроводив ответ разгромной рецензией на стихотворение поэтессы. В последние пять лет лайки и ретвиты помогают создателям виртуальных стихов превратить хобби в настоящую профессию — с гастролями, техническими райдерами, внушительными гонорарами и поклонниками, преследующими своих кумиров. На полках книжных магазинов вперемешку с Цветаевой, Ахматовой, Есениным и Маяковским стоят сборники Ах Астаховой, Ес Сои, Солы Моновой, Милены Райт, Стэф Даниловой и других авторов, скрывшихся под псевдонимами. Накачавшись стероидами массового интернета, новая волна сетевой поэзии не нуждается в журналах, издателях и критиках. Автор и аудитория теперь влюбляются без посредников. И так ли важно, если в основе отношений лежит, может быть, достаточно примитивная поэзия?
Вай-фай
Мой влюбленный, чувственный/ мужчина/ Просто так не может оробеть./ Раз не пишет — значит есть причина,/ Значит гибнет в классовой борьбе./
Значит бури, смерчи и цунами,/ И другой природный форс-мажор/ Пролегли жестоко между нами./ Я молюсь! Все будет хорошо!/
Интернет беспроводной и вольный/ Обошел мужчину стороной —/ Верю, как обидно и как больно/ Знать, что он не свяжется со мной./
Я справляюсь. Я молюсь ночами:/ «Отче наш, еси на небеси,/ Береги его, ведь он же — чайник,/ Хоть за «Мак» сажай, хоть за «ПиСи»,/
Научи, пускай поднатореет —/ Разблокируй взломанный профайл,/ Замени бедняге батарею,/ Выведи к источнику вай-фай,/
Логику и действенный анализ/ В голову любимую вложи./ А еще вложи оригинальность,/ Чтобы врал хотя бы как мужик!/
Cтихи о российском Ботоксе
О, Ботокс. О, моя услада!/ Надежда зоны речевой./ Я кроме носогубных складок/ Не вижу в людях ничего./
Мои подруги крепко в теме,/ Им больше нечего менять —/ С досадой комнатных растений/ Взирают сверху на меня./
Полны спокойствия и мощи,/ Они найдут себе мужей,/ А я на теме: «Лоб не морщи», —/ Свихнулась, кажется, уже./
Программу детскую включаю/ «Спокойной ночи, малыши»/ И вижу, где чего вкачали,/ Что стало плоским, что большим./
Коллеги сватают мужчинку/ (Взлетел на разнице валют),/ А я гляжу ему в морщинку/ И мысленно ее колю./
Предчувствую — припадок близко,/ Но не умею пресекать./ Я на портрете Моны Лизы/ Нашла четыре косяка —/
Ей носогубку сделать надо,/ Но только сделать хорошо./ [Слегка замазал Леонардо,/ Но не спасает фотошоп]./
Во все века проблема та же —/ Висит морщинистая плоть./ На всех шедеврах Эрмитажа/ Я укажу куда колоть./
В гробах перевернутся где-то/ Ван Гог, Пикассо и Матисс…/
Лишь у родного президента…/ Не Ботокс, а консерватизм!/
Философская лирика
Просят голуби в парке о хлебушке/ [Сука, просят опять и опять]./ На тебя реагируют дедушки?/ Поздравляю, тебе — тридцать пять!/
Именинный пирог, не докушанный,/ Покрошу, отгоняя кота,/ И поставлю коробочку с «сушами»/ [Что такому добру пропадать]./
Налетят, как немирные атомы,/ И начнется неистовый жор,/ Обернусь — привлеченный пернатыми,/ Престарелый стоит ухажер./
От восторга небесного светится/ И по-братски готов обнимать. /
Тридцать пять, это даже не семьдесят,/
Это ж молодость, … твою мать!/
Ирина «Ах» Астахова тревожно ходит по гримерке. Сначала она опоздала на самолет. Потом ее поселили в плохой отель. Ее концерт в Краснодаре в последнюю секунду перенесли из Дома культуры в место с названием The Rock Bar — мрачное заведение, увешанное портретами рок-звезд. Людей не пускают. В тамбуре начинает назревать эстетический конфликт между трепетными студентками и членами кубанского алкогольного андеграунда, которые пришли к себе домой и внезапно обнаружили, что там теперь невежливо материться. И можно же уже разложить книжки наконец-то! Пожалуйста. Ах Астахова почти не раздражается. Разве что совсем чуть-чуть. Для нее важно, чтобы вы знали: она не какая-нибудь взбалмошная дива, закатывающая скандалы. Ей не нравится расстраивать окружающих.
Компактная девушка с зелеными глазами, бархатным голосом и завязанными банданой волосами, Ах Астахова — топ-лига российской сетевой поэзии. Она начала активно писать около пяти лет назад, и сейчас в ее группе в «ВКонтакте» более 250 тысяч подписчиков, клипы на ютьюбе собирают сотни тысяч просмотров, она ездит в туры по России и Европе, и в залы набиваются сотни человек. Страничка поэтессы в инстаграме транслирует образ жизни мечты — путешествия, модельные съемки, благородные интерьеры и выплески эмоций в форме стихов.
я слышу тебя в своих интонациях,/ и это мне очень и очень не нравится./ и как ни крути, но пора расставаться нам./ и как ни крути, я должна с этим справиться./
Зал начинает окутываться светлой грустью, словно из диснеевского мультфильма. «Поэзия сегодня стала частью престижного потребления», — говорит мне молодой парень с длинными светлыми волосами и хитрыми чертами лица. Он не хлопает. Денис Куренов играет роль моего гида по поэтической сцене Краснодара, которая сейчас стремительно развивается: проводятся вечера, формируются кружки и объединения. Первый и последний сборник стихов Куренова назывался «Кровь, сперма и хот-доги» и вышел, когда он еще учился в школе. С тех пор Куренову не нравится, когда на него вешают лейбл поэта. Он предпочитает экспериментировать с разными поэтическими масками, никогда не доводя дело до публикации: «Меня привлекает сам процесс, а не застывшие формы конечного продукта».
В антракте Денис Куренов саркастично подкатывает к двум поклонницам Ах Астаховой. К флирту обе стороны относятся подозрительно: Катя и Марина оправданно чувствуют подвох, Денис — интеллектуальный разрыв. Но никто не останавливается. «У тебя есть любимое стихотворение Ах Астаховой?» — спрашивает Денис. Да. «Меня тошнит от вас от всех», — кокетливо отвечает Марина. «Это про Сартра?» — «Кто это?» — «А кого еще из поэтов любишь?» — «Асадов нравится».
Советский поэт Эдуард Асадов вместе с другими проповедниками массовой рифмы 70‑х вроде Юлии Друниной чаще всего вспоминается критиками и поклонниками, когда они пытаются найти контекст для современных сетевых поэтов. Эдуард Асадов с повязанной на глазах черной маской (он потерял зрение на войне) проникновенно читал про любовь концертным залам на несколько тысяч человек — аудитории, которая пока современным сетевым поэтам не светит. Структура потребления поэзии с тех пор принципиально изменилась, но сложно не заметить сходства между двумя эпохами в темах и приемах. Мелодрама душевных метаний, поданная максимально бесконфликтным способом, цель которой — убедить слушателей в ценности их переживаний. Когда Лев Оборин раскритиковал творчество Ах Астаховой, на него с гневными комментариями обрушились поклонники поэтессы. «Это как фанаты футбольных команд. Любая критика воспринимается как посягательство на внутренний мир», — поясняет Оборин.
Ночь заканчивается чтением творчества Солы Моновой на камеру: Федор и Александр закладывают мелкие купюры в терминал оплаты мобильной связи и декламируют «В эпоху без инстаграма». Оба говорят, что не испытывают к Ах Астахов или Соле Моновой сильных неприязненных чувств. Их раздражает публика, которая не хочет развиваться, предпочитая настоящей поэзии комфортное потребление.
«Такие поэты обычно сами пишут плохие стихи», — комментирует акцию краснодарцев Арсений «Арс-Пегас» Молчанов. Я встретился с Пегасом на юбилейном «ЛитПоне» — поэтических встречах для виртуальных поэтов. Еще в конце нулевых он почувствовал изменение поэтического климата и необходимость предложить формирующейся в «ВКонтакте» аудитории промежуточный вариант между высоколобостью элитарных вечеров и тошнотворной графоманией открытых микрофонов. Сегодня «ЛитПон» похож на рок-фестиваль: сидящие на полу зрители запивают хот-доги пивом и благодарно наблюдают, как стираются границы между поэзией, комедийным стендапом, хип-хопом и театром. Закулисы производят не меньшее впечатление: десятки гримерок, в которых поэты переодеваются в эксцентричные наряды, фотографируются, пьют виски, шутят, курят, орут и смеются.
«Феномен популярной поэзии заложен в нашей ментальности», — считает Арс-Пегас, коренастый и энергичный молодой человек со звонким голосом. С его стихотворения «Страна» в декабре 2011 года начался митинг «За честные выборы» на Чистых прудах — тот самый, первый. «ЛитПоны», впрочем, оказались более удачным начинанием: за последние шесть лет их прошло более ста. «Многие говорят, что Ах Астахова или Ес Соя — это могильщики поэзии, что их творчество ужасно, пошло и безвкусно. Но они же возвращают интерес к поэзии! Девчонки и мальчишки, у которых в школе отбили интерес к поэзии, потом приходят к классике. Вся молодая поэтическая шпана зажигает свет в глазах молодежи, побуждает интерес к чтению», — говорит Молчанов.
сегодня во сне
не верю! / не знаю!/ и только лишь вспышки,/ две яркие вспышки напуганных глаз!/ я острым ножом прикоснулся / к мальчишке —/ он, слова сказать не успев мне, угас!/
не помня себя, я дрожащей рукою/ (кровавой рукою!) схватил телефон;/ опомнился лишь под прицелом / конвоя,/ орущего в спину мне строгий закон!/
мол, все! отгулялся!/ теперь только — нары./ …я в зале суда, а вокруг — никого./ и руки судьи (или нет) — санитара!/ швыряют мне фото:/ — вы знали его?/
…лицо почернело:/ я вижу ребенка./ точнее — себя, лет пятнадцать назад…/ мой сон закрутился, как старая/ пленка!/ я очи открыл,/ не стерпев этот ад…/
и, радуясь словно, что мрак/ растворился,/ я думал о вечном в ночной тишине./
но чуяло сердце:/ мой мир изменился./ как будто все детство / погибло/ во мне./
маленький принц
я пишу письмо тебе из детства:/ прочитай — / здесь только полстраницы./ пусть ворвутся в ветреное сердце/ пара строк / от маленького принца./
не сердись —/ я не ищу ответа / на вопросы — с кем сейчас, и кто ты?/ я отдал тебе свою планету,/ чтобы не лишать тебя свободы./
знаешь, дорогая,/ путь мой звездный/ полон сожалений и печалей!/ я нашел себе другую розу,/ и ее шипы меня не жалят./
только в этом тоже мало толку:/ я хожу по замкнутому кругу —/ колет память резче, чем иголка/ наша/ бесконечная/ разлука./
«Для того, что мы делаем, давно пора придумать другой термин. Скажем, «поп-поэзия» звучит круто, — через интонации Евгения Ес Сои проступает расслабленный украинский акцент. — У нас действительно статус рок-звезд. Не очень больших, но со всеми привилегиями и атрибутами». Спорить с этим утверждением и так было бы глупо, но при взгляде на Сою стимул пропадает окончательно: это высоченный андрогин с обесцвеченными волосами, кольцом в ноздре и татуировками «Love» и «Be Your Own Hero» на костяшках пальцев. Он уместнее смотрелся бы на глэм-вечеринке в Лондоне в 70‑х годах прошлого века, чем на тротуаре в городе Обнинске.
На улице тем временем становилось промозгло. «Сегодня будет весело», — говорит Ес Соя, докуривает и заходит в стеклянную дверь бара «Лебовский». Он проскальзывает к стойке и делает заказ: бокал шампанского и три текилы. Ингредиенты смешиваются в пустом бокале, голова запрокидывается, и четверть смеси вливается внутрь поэта. Коктейль называется «Увидеть Париж и умереть» (произносить надо мечтательным голосом, устремив взгляд вверх. — Прим. ред.). Пижонская шляпа стоимостью двадцать тысяч рублей отправляется на вешалку вместе с коротким двубортным пальто, а их хозяин остается в обтягивающей водолазке, узких черных штанах и остроконечных сапогах по щиколотку — экипировке, требующей свободомыслия, чтобы ее надеть, и самоиронии, чтобы носить и не выглядеть идиотом.
К началу выступления в «Лебовски» набилась пара десятков человек. Теоретически Ес Соя способен собирать больше людей, но он самостоятельно занимается организацией концертов и обычно соглашается на все предложения вне зависимости от места и гонорара. Поклонник Джека Керуака ценит возможность быть в дороге: «Я выступаю везде, мне плевать на количество людей. Театры, клубы, галереи, кабаки, бар «Очко» в Ростове, сквот в Липецке, боулинг-клуб в Запорожье. В один день у меня полный зал, гостиница, водитель и обеды в ресторанах. В другой мне говорят: «Ну что, …, приходи к восьми почитать стишки». Это не важно. Главное, чтобы был коннекшн».
«Как можно вместить в майкро…» — в середине шоу Ес Соя предстает скорее Питером Пэном, чем Нилом Кэссиди: дерзким и острым на язык, но ранимым и сентиментальным мальчишкой, а не бунтарем, посылающим к черту ценности окружающего мира или хотя бы классические поэтические формы. Но он по-своему эффектен и эпатажен. Его феминная и юродивая манерность вкупе с эмоциональным эксгибиционизмом провоцируют отторжение у некоторых обнинцев, еще не прознавших о постгендерной модели маскулинности. Группа молодых ребят в углу саркастически хихикает и закатывает глаза на лирических панчлайнах.
«Парни, есть проблемы?» — спрашивает Соя, включая в зале звенящую тишину. Следует знать, что Ес Соя рос в Одессе с матерью — убежденной католичкой и отцом, который пил и фактически не был рядом, а их сын совмещал воскресную церковную школу с общением с плохими парнями в подворотнях. Сейчас синтез этих культур, подкрепленный вторым по счету «Увидеть Париж и умереть», обусловил его поведение: поэт подошел к усатому, похожему на доктора Ватсона интеллигенту, положил руку ему на плечо и приблизил лицо, эротично и опасно одновременно. Усы невнятно замямлили. «Так, … [зачем] ты тут стоишь, если не понимаешь стихов? — спросил Соя. — Или, может быть, ты хочешь литературный баттл?» Ребята не хотели и начали собираться. «… [черт], как сложно-то все», — вздыхает устало Соя, когда его оппоненты наконец-то покидают заведение.
Я выхожу следом, чтобы зафиксировать их поэтические предпочтения. Усатого зовут Артем, и он учится на врача, рядом с ним девушка с дредами по имени Маша и ее бойфренд — пухлолицый Ростислав (или, если нежно, Растик). Мужчины сходятся во мнении, что Ес Соя — «эпатажный андрогин» и «гейский петух». «А мне нравится. Очень чувственный и красивый», — вдруг не соглашается Маша. Личный выбор Артема — хип-хоп, поскольку «это и есть современная поэзия, осмысляющая социальное дно». Растик долго молчит, видимо, перебирая в голове имена, но потом все-таки решается: «А я Ах Астахову люблю».
Внутри Ес Соя дочитывал стихи. По его словам, есть с десяток произведений, за которые он, что называется, готов ответить. Это одно из них.
«как можно вместить в майкрософт ворд/ августовские кометы,/ воскресные газеты,/ в которых никогда не разгадан кроссворд?/
в этом дне ловить больше нечего,/ пора уходить/засыпать/сниматься/ читать тебя во сне./ внимательно/бережно,/ будто ты новый завет./
нам/ вчера/сегодня/завтра/ семнадцать,/ влюбленным всегда семнадцать лет»./
Главный редактор поэтического журнала «Воздух» Дмитрий Кузьмин как-то сравнил стихи Ес Сои с четверостишиями на поздравительных открытках. Они бывают не лишены изящества, но разговор про их литературную ценность, по его мнению, бессмыслен — они для этого не предназначены. «Массовое искусство в красивой и модной обертке подает человеку многократно пережеванное и переваренное предыдущими поколениями, позволяя ему не меняться, не развиваться, не думать и быть собой довольным», — говорит Кузьмин.
В середине 90‑х Кузьмин открыл интернет-библиотеку «Вавилон», знаковый ресурс для русскоязычной сетевой литературы. Сейчас он остается одним из главных критиков «дилетантской поэзии» и современной интернет-культуры, славящейся свободной публикацией творческого высказывания любого желающего. «Можно было бы сказать, что массовое искусство выполняет важную социальную миссию — психотерапевтическую и рекреативную, что лучше пускай слушают безголосых поп-певцов с тремя аккордами, чем колются и вешаются от безысходности, но это не та разновидность гуманизма, которую я исповедую», — отмечает Кузьмин.
«Если бы меня критиковали Ник Кейв или Том Уэйтс, я бы, наверное, прислушивался, — отшучивается Ес Соя, но потом становится серьезней: — Слушай, я все понимаю. Я хотел бы писать лучше. Я хотел бы писать серьезней. Я же читаю. Я сравниваю. Я вижу. Если бы я мог контролировать, о чем я пишу и как я пишу, но я не контролирую. Ничего лучше я пока не могу. В конечном итоге зрители, критики не имеют значения. Есть только я и бумага». Но в последнее время Ес Соя начал задумываться, что произойдет с ним и другими представителями сетевой поэзии. По его теории, лет через пять ситуация дойдет до абсурда. И за это время ему надо поменяться, потому что никто не любит стареющих юношей.
«Так и придумываются стихи», — говорит мне Астахова, прожигая взглядом стекло. Она согласилась выступить тут по просьбе знакомой, но уже многократно пожалела. Она переживает из-за детей, возмущена фальшью и фарсом мероприятия, а еще ей кажется, что сама она, в потрепанных кедах и с цветами в волосах, — еще один аттракцион в меню поднаторевшей в искусном потреблении публики. Я интересуюсь: неужели она собирается написать злые стихи? «А я уже писала раньше», — признается она и начинает смущенно, но эмоционально читать:
Все здесь пахнет слишком дешево,/ Руки-косточки, чокаясь бокалами жадно,/ Льют вино на пол роскошенный/ И хохочут нечестно, но складно./
Мундштуки из бриллиантовых сумок/ Так и лезут, как скользкие змеи,/ С наступлением новых суток/ Полулюди становятся злее./
«Мне кажется, тебе стоит прочитать их прямо здесь», — предлагаю я. Она краснеет и спешит внутрь. Молоток упускает последний шанс ударить по деревяшке. Ах Астахова выходит на сцену. Я ухватываю с опустевшего стола хамон и голубой сыр. «Прежде всего хочу сказать спасибо всем, кто сегодня что-то купил», — говорит поэтесса полупустому залу. Она пробегается по укороченной программе, профессионально, но с минимальным энтузиазмом. Никаких злых полулюдей и змей-мундштуков. Но она неожиданно ставит точку стихотворением «Соблазны», которое может претендовать на статус социальной критики.
Любишь вкусно поесть —/ Попробуй кашу манную на воде;/ Контролируй свою утробу,/ Приучи ее к пустоте./
Любишь деньги — раздай прохожим;/ Любишь выпить — попей воды;/ Будь к себе и честнее, и строже;/ К исполнению веди мечты./
«Ой, это было слишком? — взволнованно спрашивает у меня Астахова. — Не стоило его читать последним? Это случайно получилось, я хотела поставить его в начало, а потом перепутала…»
Из глубины зала на нее двигалась самая странная пара вечера — полноватый мужчина в спортивном костюме и кожаных ботинках в сопровождении женщины в серой шубке и ботфортах, нувориши из девяностых, словно прибывшие на машине времени. Весь вечер они не отходили от барной стойки, не уделяя внимание аукциону. Они начинают перебивать друг друга:
— Вау! — Блин! — Спасибо за последний стих! — Давайте, блин, вместе книгу сочиним! — Я пишу сейчас такой детективчик. — Вот возьмите визиточку. — Прямо в точку. — Спасибо.
я тебя люблю
я тебя люблю/ дыма лесками/ свежими ранами/ прожженными занавесками/ джинсами рваными/
я тебя люблю/ без памяти/ сжигая мосты/ медленно тлея/
я тебя люблю/ без палева/ без …/ без Фэирплэев/