Ахират в исламе что это
Вспоминайте её 20 раз в сутки
Истинный мусульманин должен всегда помнить о потустороннем мире (ахирате), это делает его жизнь и поступки осмысленными. Каждый человек является гостем в этом мире, он должен поминать, что непременно покинет этот мир.
В хадисе аль-кудси Всевышний Аллах говорит:
يَاابْنَ آدَمَ الْمَوْتُ بَابٌ وَكُلُّ النَّاسِ دَاخِلُهُ يَاابْنَ آدَمَ الْمَوْتُ كَأْسٌ وَكُلُّ النَّاسِ شَارِبُهُ يَا ابْنَ آدَمَ اِنَّمَا خَلَقْتُكَ لِلآخِرَةِ وَأُرِيدُ مِنْكَ عَمَلَ الآخِرَةِ وَدَعْ الدُّنْيَا فَاِنَّكَ لَسْتَ لَهَا * اِنَّ الدُّنْيَا فَنآءٌ * وَطَالِبَهَا فَنآءٌ فَاِنَّهَا غَرَّارَةٌ وَاَنْتَ مَغْرُورٌ اِنْ كُنْتَ نَائِمًا فَانْتَبِهْ مِنْ نَوْمِكَ
Когда Всевышний Аллах создал Адама (мир ему) и души всех людей, ангелы сказали: «О Всевышний Аллах, хватит ли им место на земле?» Аллаху сказал: «Я создам для них смерть».
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
حَتَّى إِذَا جَاء أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحاً فِيمَا تَرَكْتُ كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا وَمِن وَرَائِهِم بَرْزَخٌ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ
Будучи мусульманами, мы верим в милость Аллаха, верим в ахират, в отчёт и другие вещи, которые будут там.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
قُلْ إِنَّ الْمَوْتَ الَّذِي تَفِرُّونَ مِنْهُ فَإِنَّهُ مُلَاقِيكُمْ ثُمَّ تُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
После смерти человек продолжает своё существование уже в могиле. Здесь человека ожидает испытание. Ангелы будут расспрашивать его о религии, пророке, Господе. Могила станет похожей либо на сады Рая, либо на ущелье Ада.
Пусть Всевышний даст нам понять суть смерти, чтобы мы могли подготовится к жизни Вечной.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ахират в исламе что это
от Замиль · Декабрь 24, 2018
Арабское слово «ахират», обозначающее жизнь после смерти, – женский род слова «ахир», что означает «быть последним, крайним или конечным». Это понятие встречается в Священном Коране в ста десяти местах. В пятидесяти случаях оно упоминается наряду со словом «дунья», и в двух случаях со словом «уля», что обозначает «первая жизнь».
Иногда «ахират» употребляется со словом «аль-явм», то есть день, что придаёт ему особое значение — «последний день». Именно так называл его Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), сказав однажды: «Земная жизнь в сравнении со вечной подобна капле воды, что останется на пальце, если опустить его в море. Посмотри – сколько там всего!» (Муслим, «Джаннат», 55; Тирмизи, «Зухд»,15).
Вера в вечную жизнь – один из столпов Ислама. В Коране говорится: «Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный День, кто творил добро, уготовано воздаяние от Аллаха, им нечего страшиться, и не изведают они горя» (Сура «аль-Бакара», 2 / 62).
Этот аят указывает на то, что любой человек, уверовавший в Аллаха и вечную жизнь, будет спасён. К этому также призывали свои народы пророки Нух, Ибрахим, Юсуф, Муса и Иса (алейхимуссалям): «Мы сотворили вас из земли, в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз» (Сура «Та Ха», 20 / 55).
Разум помогает человеку понять, что его тело, как и всё вокруг, – смертно, а после последнего вздоха жизнь продолжается в Ахирате. Вера же говорит о том, что невозможно постичь разумом и о чем сказано в Откровении. Вечная жизнь неоднократно упоминается в Священном Коране наряду с верой в Аллаха и остаётся основой Ислама. Ведь и в момент смерти рекомендуется читать аят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и поистине, к Нему мы и вернемся» (Сура «аль-Бакара», 2 /156).
Человек появляется на свет слабым и немощным, физически и нравственно развивается на протяжении всей жизни и становится одним из лучших творений Аллаха благодаря дарованным Им способностям. Постоянное духовное и интеллектуальное развитие даёт людям ощущение вечности, от которого зависит готовность к смерти. Притягательность мирской жизни заставляет многих задуматься об Ахирате. Ведь об этом говорится в аяте: «Люди обольщаются утехами, доставляемыми женами, детьми, скопленными горами золота и серебра, чистокровными конями, скотом и нивами. [Но все] это – [только] на временное пользование в этом мире, тогда как у Аллаха – лучшее прибежище» (Сура «Али Имран», 3 / 14).
Одной из причин отрицания существование иной жизни Коран называет любовь к дунье. В одном из аятов Всевышний Аллах говорит: «Воистину, они любят преходящий мир и пренебрегают трудным (т. е. Судным) днем» (Сура «аль-Инсан», 76 / 27).
Всевышний Творец предостерегает Своих рабов от вероотступничества, обманываясь доступностью мирского, и велит остерегаться тех, кто погряз в усладах суетного бытия: «О, люди! Воистину, обещанное Аллахом – истина. Пусть не обольщает вас эта жизнь, и пусть не обольщает вас обольститель относительно Аллаха» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 5).
Мусульманам не рекомендовано привязываться к мирскому, забывая о вечной жизни. Об этом говорил и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Мирские блага сладки и притягательны» (Бухари, «Джихад», 37; Тирмизи, «Фитан», 26).
Священный Коран говорит о необходимости веры в вечную жизнь. Однако Ислам не рекомендует полностью отворачиваться от мирского, ведь мирская жизнь является первой остановкой на пути в Рай и местом испытания. Верующим необходимо установить равновесие между двумя мирами, как сказано в аяте: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (Сура «аль-Касас», 28 / 77).
Человеку крайне важно не погрязнуть в мирском и не потерять счастья предвкушения жизни вечной. В Коране содержится предупреждение: «Жизнь в этом мире — лишь забава и игра. И, воистину, будущий мир и есть вечная жизнь, но они об этом не ведают» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 64).
Вместе со словом «Ахират» на ум приходят слова «Рай» и «ад». Эти два понятия постоянно напоминают о вечном воздаянии за деяния, совершённые человеком на земле. Вера в Рай и ад отражается на поведении человека, побуждая поступать так или иначе на протяжении всей земной жизни. Поэтому мусульманин отдаёт себе отчёт в том, что: «Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него» (Сура «аз-Зильзаль», 99 / 7-8).
После смерти человека начинается его вечная жизнь. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Могила – это первая остановка на пути в вечность. Тот, кто обезопасится в могиле, будет спасен и в дальнейшем. Тот же, кто не будет в безопасности и там, не может ожидать ничего хорошего и далее» (Тирмизи, «Зухд», 5; Ибн Маджа, «Зухд», 32; Ахмад бин Ханбаль,1, 63).
Отрезок времени, который будет длиться до дня Воскресения и Суда, называется «барзахом», или загробной жизнью. Всё, что ожидает в жизни иной, человек сможет увидеть только после смерти. Ахират можно понимать как воскрешение из мёртвых, расчёт за содеянное и начало вечной жизни. Это жизнь, которая следует после того, как человек навеки сомкнет глаза. Она схожа с мирской, но не знает конца и длится вечно
Борьба между вечным и бренным
Те же, кто утверждает, что ахират лучше, чем дунья, приводят в доказательство следующее: поистине дунья, даже если и велика его степень и многочисленны его преимущества, в конце концов, не вечен. Ведь известно, что вечное и постоянное превосходит преходящее и смертное. В ахирате верующих ожидает вечность в Раю и пребывание среди милостей Аллаха и среди гурий, уготованных им, а самой же величайшей милостью Аллаха является лицезрение Его лика. А также и другого, чего не видел глаз, не слышало ухо и о чём не помышляло сердце человека. Обо всём этом надо постоянно помнить.
Амру ибн Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы спросили посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Кто лучшие и наипочтенные из людей?». Он сказал: «Каждый чистый сердцем и правдивый языком». Мы спросили: «А кто после него?». Он ответил: «Кто живёт в этом мире, а любит ахират». Мы спросили: «А кто после него?». Он сказал: «Благонравный верующий».
Быть отшельником в этом мире не значит, что нужно бездельничать и ждать подаяний от других, рассчитывая на сострадание.
В Коране говорится: (смысл) «Когда будет завершена пятничная молитва, разойдитесь по земле и ищете милости Аллаха».
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (سورة الجمعة آية 10)
В другом аяте говорится: (смысл) «Так ходите же по просторам её и вкушайте из удела и непременно к Аллаху возвращение».
فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ (سورة الملك آية 15)
А когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) переселился в Медину и призвал её жителей заниматься ремёслами, к нему пришла женщина с плащом и сказала: «Я соткала его для тебя, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)» и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) обрадовался и поцеловал плащ в знак одобрения её ремесла.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также одобрил и земледелие, сказав: «Если мусульманин посадит саженец или засеет поле и поест из него человек, животное или птица, то ему воздастся за это как за милостыню».
من غرس غرسًا أجرى إليه أجر ما غرس ما أكل منه من إنسان أو طائر أو دابة (جامع الأحاديث 23006)
Достоверно известно, что когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретил Сада бин Муаза и увидел, что ладони его огрубели от работы, он сказал: «Эти две ладони любит Аллах и его Посланник (салляллаху аляйхи васаллям), и не коснётся их огонь. Потом он поцеловал его руку, проявляя уважение к работе и к ремеслу и одобряя работающих».
Лукман Аль-хаким завещал своему сыну: «О мой сын, воспользуйся дозволенной работой, чтобы не впасть в бедность. Воистину тот, кто впадёт в бедность, не избежит трёх вещей: слабости в религии, слабоумия, потери человеческого достоинства. Но хуже этого унизительное отношение людей к нему».
Всевышний также говорит в Коране и о тех, кто заботливо выполняет все предписания религии, и которых не отвлекает торговля: (смысл) «Люди, которых не отвлекает покупка и продажа от поминания Аллаха, исполнения намаза и выдачи закята, они страшатся дня, в котором содрогаются сердца и взоры».
رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ (سورة النور آية 37)
О тех же, кто небрежен к религиозным обязанностям по причине мирских дел, Аллах сказал: (смысл) «А когда увидят они торговлю или развлечение, то поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять на минбаре. Скажи им, что Аллах лучше забавы и торговли и Аллах лучший из тех, кто дарует пропитание».
وَإِذَا رَأَوْا تِجَارَةً أَوْ لَهْوًا انْفَضُّوا إِلَيْهَا وَتَرَكُوكَ قَائِمًا قُلْ مَا عِنْدَ اللَّهِ خَيْرٌ مِنَ اللَّهْوِ وَمِنَ التِّجَارَةِ وَاللَّهُ خَيْرُ الرَّازِقِينَ (سورة الجمعة آية 11)
В этом аяте есть доказательства того, что Всевышний не благословляет ризк, кроме как если обладатель его стремится исполнять религиозные обязанности, в противном случае он потерпит ущерб. К посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) подошёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), дай мне наставление». Он сказал: «Пусть не отвлекает тебя занятие тем, о чём позаботился уже Аллах, т.е. ризк (пропитание, удел). Поистине не минует тебя то, что тебе предназначено и не достигнешь ты того, что должно миновать тебя».
Мудрецы сказали: «Если не будет в торговце трёх качеств, то он будет терпеть нужду в обоих мирах :
1. Если не будет язык его чистым от лжи, пустословия и лжеклятвы.
2. Если не будет он чист от обмана, предательства и зависти.
3. Если не будет заботиться о пятничной молитве, о коллективной (джамаат) молитве и о получении необходимых знаний.
Пусть Всевышний даст каждому из нас достойно прожить жизнь, употреблять лишь дозволенное и удостоиться довольства Аллаха! Амин.
Представления мусульман о загробной жизни
Загробная жизнь (ахират) в исламе являет собой оборотную сторону земной жизни (дунья). Пророк Мухаммад в своих проповедях противопоставлял эти две концепции. Тем самым он желал донести до своих соотечественников необходимость совершать праведные поступки и остерегаться лихих деяний. Ведь после смерти каждому придётся ответить за всё, что он натворил.
Ахират, или потусторонний мир
С арабского слово ахира означает «конец», «последний день» и «то, что случается после всего». Ахира разграничивает земную жизнь от того, что человека ждёт после смерти. Иногда можно услышать альтернативный вариант аль-маад – это синоним ахирата.
Джаннат, или райский сад
Место, в котором будут пребывать праведники разделено 4-мя реками на 4 сада. Альтернативные названия, встречающиеся в Коране, – ан-на’им (благодать), ‘иллиюн (возвышенное) и аль-фирдаус (рай). Территория ограждена серебряными и золотыми кирпичами, истончающими мускус. Растёт здесь райское дерево Сидрат аль-мунтаха (лотос крайнего предела) – мировое древо, что расположено на седьмом небе у престола Аллаха. Прочие растения произрастают с золотыми стволами и без шипов.
В Раю будет в достатке питьё, пища, роскошные одеяния. Дома будут размером с огромный шатёр, устланные коврами, декорированные драгоценными камнями. Существование в раю будет наполнено покоем и прохладой. Каждый попадающий в джаннат будет пребывать в неизменном возрасте 33 лет. Супружеские отношения будут вестись с одной из жён или райских гурий, однако дети рождаться не будут. Примечательно, что у созданий после смерти не предусмотрено опция испражнения. Вся поглощаемая пища будет исторгаться из тела путём выделения ароматного пота через поры.
Наивысшим наслаждением для праведников будет лицезрение Аллаха.
Джаханнам, или ад
Место грядущего наказания грешников – глубокий ров, на дне которого горит огонь. Чем ниже уровень, на который опускается прибывший, тем страшнее его муки и выше температура жара. Описания пыток в Коране поданы очень натуралистично. Попавшие в ад скованы между собой цепями, их одежда – это раскалённая смола, а лица опекает огонь. Вместо питья нечестивцам даётся кипяток, в качестве еды – горькие и едкие плоды дерева Заккум. Вкусив такой пищи грешник будет ощущать в желудке раскалённую медь.
Душа, попавшая в ад, будет подвергнута вечным мучениям и не сможет никогда избавиться от них, поскольку окончательной смерти не будет.
Киямат, или Судный день
О наступлении последнего дня известят два трубные гласа от ангела Исрафила, что спустится на землю. После первого все творения Аллаха будут уничтожены. После второго случится воскрешение человечества и начало Божьего суда. Каждый из живших ответит перед Господом за свои деяния.
В День воскресения каждому человеку должно будет пройти по мосту Сират. Его толщина не превышает волос, а острота подобна лезвию меча. Раскинут мост над огненной преисподней. Праведники, не отягчённые плохими деяниями, быстро преодолеют подобную преграду и достигнут источника Каусар в раю. Грешников же ждёт ад (Джаханнам).
Большие признаки Судного дня
Пророк Мухаммад назвал 10 Больших признаков наступления Судного дня. Наиболее примечательными считаются:
Малые признаки Судного дня
Задолго до появления Больших признаков, произойдут Малые признаки Конца Света. К ним причисляют:
Наступление Судного дня согласно Корану
В Коране же так обозначается время наступления киямата:
Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого. (аль-Араф 7:187)
Возможно, вам будет интересно:
Ахират в исламе что это
Ахират — это будущая жизнь, которая начнется после завершения земной и будет длиться вечно. Мусульманину следует желать, чтобы награда от Аллаха настигла его в ахирате, а не в этом мире, ведь эта жизнь временна, а следующей конца не будет. Хорошая участь в ахирате — это главная цель человека, поэтому верующий должен желать себе благой участи в следующей жизни больше, чем успехов в этом мире.
Судный день также называют «последним днем», поскольку это будет буквально последний земной день. Больше земных дней после его окончания не будет.
Все, кто когда-либо жил на этом свете, будут воскрешены, включая людей, джиннов и животных.
Все люди будут собраны в одном месте, чтобы держать ответ за то, что они творили в этой жизни. Место сбора называется «махшар». Людям будет очень страшно перед началом Судного дня, ожидание его будет ужасным, и тогда они начнут искать пророков и просить, чтобы те заступились за них и начался отчет. В итоге они придут к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, он заступится за них, Аллах примет его заступничество, и Суд начнется.
Все деяния людей будут взвешены на весах, которые называются «мизан». Взвешивание будет в высшей степени справедливым, учитывать будут даже самые мелкие и незначительные дела человека, никто не будет ущемлен в правах. Мусульманин, у которого благих дел окажется больше, получит книгу с записями своих деяний в правую руку, тот, у кого больше плохих дел, — в левую или сзади. У неверующих на одной чаше весов будут плохие деяния, а на другой не будет ничего, потому что условием принятия благих дел является вера в Ислам.
В Судный день каждый человек будет отвечать сам за себя.
После того, как закончится Суд, люди должны будут перейти мост, который называется «сырат». Это мост, который соединяет место сбора людей в Судный день с Раем и находится над Адом. Люди, заслуживающие наказания в Аду, упадут с этого моста в Ад. Праведники промчатся по нему быстро — в Рай.
Некоторые верующие получат заступничество пророков, ангелов или великих мусульман и по Воле Аллаха смогут получить прощение грехов или меньшее наказание.
Верующим будут даны водоемы, из которых они смогут утолить жажду навсегда перед тем, как войти в Рай.
Все мусульмане в конце концов войдут в Рай и останутся там навсегда, хотя некоторые перед этим попадут в Ад. Немусульмане останутся в Аду навечно, потому что отказались принять Ислам.