ахматова жизнь меня не учит

Анна Ахматова — Я научилась просто мудро жить: Стих

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

А. Ахматова на себе почувствовала, как непросто добиться признания в поэтическом обществе. Ее долгое время воспринимали просто как супругу уже известного в то время Николая Гумилева. Первые сборник стихотворений («Вечер») поэтесса издала в 1912 г. на собственные средства небольшим тиражом. Вопреки ожиданиям сборник приобрел большую популярность и известность. В него и вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».

Произведение Ахматовой свидетельствует о ее духовном становлении. Если в раннем возрасте будущая поэтесса часто мечтала, и жизнь рисовалась ей в исключительно радостных и счастливых оттенках, то с годами она становилась мудрее и спокойнее. Значительно повлиял на Ахматову и брак. Семейная жизнь требовала от нее создания уютной домашней атмосферы. Несмотря на холодное отношение к мужу, поэтесса чувствовала свой долг перед ним и стремилась упорядочить свою жизнь.

Ахматова убедилась в своем поэтическом даровании и решила посвятить ему всю жизнь. Поэтому она отбрасывает ненужные больше тревоги и спокойно воспринимает окружающее. Жизнь представляется ей медленным равномерным течением. В молодости Ахматова не отличалась особой религиозностью, но часто использовала христианские мотивы и символы в своих произведениях. Поэтому достижение внутренней гармонии она связывает со стремлением «молиться Богу».

Героиня подмечает мельчайшие детали окружающего («лопухи», «гроздь рябины»), которые в совокупности создают умиротворяющую атмосферу. Это атмосфера позволяет поэтессе писать «веселые стихи», посвященные красоте и радости бытия. Ахматова полностью погружается в себя, что не мешает ей воспринимать обычные радости жизни: мурлыканье «пушистого кота» и «огонь на башенке озерной».

В последних строках удивительно мягкого стихотворения возникает загадка в образе неизвестного, который может постучаться в дверь. Возможно, это просто неопределенный символ, означающий вторжение во внутренний мир героини внешнего человеческого общества. Некоторые исследователи считают, что в этом образе Ахматова имела в виду своего мужа, приход которого был ей неприятен.

В любом случае поэтесса достигает того состояния внутренней гармонии, при котором любое вмешательство извне может остаться просто незамеченным («я даже не услышу»).

Источник

Ахматова жизнь меня не учит

жизнь меня не учит. я — дурак.
я наивен, как в далеком детстве.
от любви до ненависти — шаг.
я же, рот раскрыв, стою на месте!

прошлое стоит, как в горле ком:
всех люблю, с кем время разлучило!
если бы я звался кораблем,
то его давно бы затопило.

но на все способен человек,
если у него большое сердце;
я дурак — мое вмещает всех,
кто хоть раз его коснулся дверцы!

и с собой не справиться никак,
я люблю в пожизненные сроки.
от любви до ненависти — шаг,
но мои не слушаются ноги. то стоят, а то спешат назад,
новых по дороге подбирая;

я — дурак,
но сказочно богат,
чувствами,
не знающими
края.

4 комментария

ахматова жизнь меня не учит. small 286604 1506638426. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-small 286604 1506638426. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка small 286604 1506638426.

ахматова жизнь меня не учит. small 99620 1476018079. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-small 99620 1476018079. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка small 99620 1476018079.

ахматова жизнь меня не учит. small 10373 1361. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-small 10373 1361. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка small 10373 1361.

Похожие цитаты

я знаю, наступит время, и сердце мое забудет;
придется однажды сердцу печальный урок принять.
я знаю, не лечит время, как мне говорили люди,
но лечит что-то другое, а что не могу понять.

я знаю поступкам цену, бездействию знаю тоже.
есть страшная штука — опыт, и страшная штука — лень.
есть вещи, что не заметить, и те, что берут до дрожи:
секунда, длинною в вечность, и вечность длинною в день.

я знаю, что в этой жизни бессмысленно все что было,
бессмысленно все, что будет, а важно лишь то что есть.
я верю, придет мгновенье, вернется былая сила,
и память о прошлых бедах, заглушит благая весть.
… показать весь текст …

ты просишь у клавиш тоски и печали,
но тих в нашем домике зал.
ведь я разучился играть на рояле,
как только тебя повстречал.
ты просишь огня у меня и камина —
я в руки беру коробок,
но валятся спички из рук и причина
тому — не устойчивость ног,
которые ты подкосила тревогой
своих неустойчивых чувств;
ты просишь уйти, но стоишь у порога.
и, видимо,
— я остаюсь.

есть остановки, страшнее бегства —
пройдя все бездны, в конце концов,
ты научился не трогать сердца,
когда встречаешь мое лицо.
а я кругами вокруг ходила,
и умоляла!
но в этот раз
тобой владела иная сила
и, не щадя, отдаляла нас.
ох,
в это время в такие чащи,
лесов дремучих, меня несло!
— мне все казалось ненастоящим
и совершающимся назло!
… показать весь текст …

Источник

Ахматова жизнь меня не учит

ахматова жизнь меня не учит. 392 300 40888 matsievskij evgenij olegovich anna ahmatova. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-392 300 40888 matsievskij evgenij olegovich anna ahmatova. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка 392 300 40888 matsievskij evgenij olegovich anna ahmatova.

ахматова жизнь меня не учит. plus. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-plus. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка plus. ахматова жизнь меня не учит. font. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-font. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка font.ахматова жизнь меня не учит. minus. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-minus. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка minus. ахматова жизнь меня не учит. print. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-print. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка print. ахматова жизнь меня не учит. send. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-send. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка send. ахматова жизнь меня не учит. bookmark. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-bookmark. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка bookmark. ахматова жизнь меня не учит. blog. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-blog. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка blog.

ахматова жизнь меня не учит. pictogr01. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-pictogr01. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка pictogr01.

ахматова жизнь меня не учит. pictogr01. ахматова жизнь меня не учит фото. ахматова жизнь меня не учит-pictogr01. картинка ахматова жизнь меня не учит. картинка pictogr01.

Анна Ахматова любила спуститься поздно ночью в подвал петербургского кафе «Бродячий пес». На плечах у нее была шаль, а на шее висели перламутровые бусы. Красивая женщина с повадками одинокой кошки и огромным талантом. Революция еще не свершилась, и все было возможно. Акмеисты считали ее своим идолом, а она возбуждала своими стихами болезненные чувственные желания. Мечты тогда еще сбывались, а в страшное не хотелось верить.

Анна Ахматова была родом из родовитой татарской семьи. Она родилась в Одессе в 1889 году. Ее имя при рождении – Анна Андреевна Горенко. Изучала латынь, историю, право. В 1910 году вышла замуж за поэта Николая Гумилева. Приобрела известность своими стихами в литературных кругах Санкт-Петербурга и Киева. Путешествовала по Европе, в Париже часто встречалась с Модильяни. Жизнь тогда еще не предрекала никакой беды. Она писала стихи, проводила бессонные ночи и пила водку. Но прекрасное «голубое лето» прекратилось в 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, утвердившая новый принцип: безжалостно уничтожать всякого, кто не приемлет условия дефицита, страха, цензуры и угроз, установленные новой властью.

Через год после революции Ахматова развелась со своим первым мужем, расстрелянного за «контрреволюционную деятельность». Вскоре она вышла замуж за востоковеда Владимира Шилейко, однако брак продлился лишь три года, до 1921. А в 1922 году она познакомилась с историком Николаем Пуниным. В 1938 году его сослали в лагерь, где он умер от истощения. Сын Ахматовой в то время тоже находился в местах лишения свободы, и в ее поэзии (к тому времени уже запрещенной в СССР) сквозили боль, отчаяние и щемящее одиночество той, которая указом была помещена во мрак. «Здесь все так же, как раньше, Здесь кажется бессмысленным мечтать», напишет она в одной из своих поэм.

Можно сказать, что Ахматова жила вопреки всякой надежде. В 1935 году она приступила к написанию автобиографической поэмы «Реквием», отображающей ее внутренние страдания. Здесь Ахматова проявила себя как великая поэтесса. Эта поэма, написание которой длилось несколько лет, – свидетельство ее зрелости как литератора. Она живет в страшной нищете, испытывая голод, холод и отвращение к окружающей действительности. Но при этом не теряет чувства собственного достоинства. В этих непростых условиях ее творчество приобретает гражданскую направленность, пронизанную глубоким разочарованием. Она борется с окружающей действительностью с помощью политических и этических средств: «Я была тогда со своим народом И делила с ним свою беду».

Она не пыталась уехать за границу, оставалась в СССР и сожгла значительную часть своих рукописей, хранить которые значило подвергнуть себя смертельной опасности. Но люди учили ее стихи наизусть, они помнили ее голос и ее стихи. Исайя Берлин посетил Ахматову в Ленинграде. В ходе 20-часовой беседы поэтесса излила ему свою печаль и рассказала о своем несогласии с существующими порядками. В результате ее сына вновь приговорили к 10 годам исправительных работ. Очередной поворот гайки. Но она не сдалась. Исайя Берлин с восхищением отмечал ее высокую сопротивляемость и приверженность литературе. Поэму «Реквием» Ахматова написала в высшей степени иносказательным языком. Она как бы отрывала от себя куски жизни, чтобы вставить их в текст произведения.

В прологе к «Реквиему» она написала, что ее подвигло к написанию этой поэмы: «Семнадцать месяцев, в страшные ежовские времена, я стояла в очередях, чтобы попасть на свидание в тюрьмы в Ленинграде. Однажды кто-то меня узнал. Стоявшая позади меня женщина с посиневшими от холода губами, которая никогда не слышала обо мне, вышла из состояния оцепенения, в котором мы все находились, и спросила меня шепотом:

— А Вы можете рассказать об этом?

И тогда некое подобие улыбки появилось на том, что когда-то было ее лицом».

После долгих лет унижения «Реквием» был опубликован в Мюнхене в 1963 году без согласия Ахматовой. Через несколько недель после того, как поэму выпустило издательства «Верлаг», она превратилась в вопль скорби не только самой поэтессы, но также миллионов русских женщин, испытавших на себе все ужасы режима, искалечившего их собственные судьбы, а также судьбы их мужей и сыновей. В 1962 году ее выдвинули на Нобелевскую премию.

Источник

Реквием

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела
семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня.
Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами,
которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего
имени, очнулась от свойственного нам всем
оцепенения и спросила меня на ухо
(там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому,
что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957
Ленинград

Посвящение

Вступление

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Легкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

Приговор

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

VIII

К смерти

19 августа 1939
Фонтанный Дом

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза —
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.

4 мая 1940
Фонтанный Дом

Распятие

«Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи»

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Эпилог

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Источник

Анна Ахматова — Мужество: Стих

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой

Судьба поэтессы А. Ахматовой была очень непростой. Она стала участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой. Советская власть не признавала творчества поэтессы, ее произведения подвергались яростной критике. По обвинениям в государственной измене и «антисоветчине» был расстрелян муж Ахматовой, сослан в сибирские лагеря ее любимый сын. Это окончательно отвратило поэтессу от тоталитарного режима.

Начало Великой отечественной войны существенно повлияло на взгляды многих людей. Политические убеждения отошли на второй план в условиях смертельной угрозы самому существованию России. Ахматова не осталась в стороне от происходящих событий. В эвакуации она начинает работать над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941 г.).

Произведение посвящено человеческому качеству, которое было присуще самой Ахматовой. Только мужество позволило ей выжить в невыносимых условиях. Потеря самых близких людей сопровождалась острым одиночеством и крайней бедностью. Поэтесса буквально выживала, но продолжала заниматься творчеством. Поэтому именно в мужестве она видит залог спасения русского народа.

Стихотворение может считаться непосредственным обращением к творческим людям. Ахматова подчеркивает, что физические лишения и страдания – ничто по сравнению с утратой культурного наследия. Нацисты понимали важность национальных корней, поэтому стремились к уничтожению и осквернению культурных ценностей покоренных народов. Ахматова заявляет, что утрата родного дома и собственной жизни не так важны ради сохранения высшего достояния – «русской речи» и «Великого русского слова». Поэтому на плечи поэтов и писателей возлагается огромная обязанность по бережному сохранению русского языка в чистоте и неприкосновенности и передаче его следующим поколениям.

Богатая русская культура должна помочь народу выстоять в этой смертельной борьбе. Это было уже не раз доказано в прошлом и, безусловно, повторится в будущем. Ахматова считает, что величие страны определяется не уровнем ее экономического или политического развития, а наличием особой духовной силы. Эта сила, подкрепленная мужеством людей, — мощный фундамент народа, который невозможно сокрушить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *