ахметов газинур абдулович биография
Ковидная стройка в Казани подцепила «инфекцию»
Подрядчик строительства «ковидной» больницы требует от субподрядчика неотработанный аванс
Как стало известно «Реальному времени», компания «Ак Таш» Газинура Ахметова, которая была подрядчиком срочного строительства в Казани новой инфекционной больницы стоимостью 1,8 млрд рублей в прошлом году, требует «скромные» 3 млн рублей от субподрядчика ООО «Интех». Генподрядчик уверяет, что «субчик» преподнес ему «сюрприз»: взявшись выполнить пусконаладку систем вентиляции, сорвал работы, а возвращать аванс не хочет. Контраргументы представлены не были: представители ответчика на судебные заседания не являлись, и татарстанский арбитраж требование «Ак Таша» удовлетворил. Директор «Интеха» с юристом обозначили свою точку зрения только в апелляционной инстанции, когда представлять доказательства и привлекать новых участников было уже поздно. Но окружной суд все же дал микропредприятию шанс «отыграться».
Обогатился на 3 млн рублей?
Загадочную историю с субподрядчиком, «сбежавшим» прошлым летом со строительства инфекционной больницы в Казани с 3 млн рублей, распутывает татарстанский арбитраж. По крайней мере, именно так можно трактовать выводы суда по этому делу.
Начало разбирательству положил иск компании «Ак Таш» Газинура Ахметова к ООО «Инженерные технологии» (сокращенно «Интех») о взыскании упомянутой суммы (без учета пени и процентов). Согласно материалам дела, этот крупный застройщик привлек субподрядчика на строительство республиканской клинической инфекционной больницы имени профессора Агафонова.
По договору, который стороны заключили 7 июля, «Интех» обязался выполнить пусконаладочные работы системы вентиляции и слаботочки. Сроки выполнения работ в документе были зафиксированы жесткие: требовалось уложиться за неделю — с 8 по 15 июля. Впрочем, как утверждают знакомые с ситуацией источники, по факту времени было предоставлено чуть больше: 1,5 месяца. Именно столько оставалось до открытия нового «ковидного» госпиталя в Казани. «Ак Таш» финансово «подпитал» младшего партнера: в два приема в июле перечислил ему в общей сложности 3 млн рублей. Но тот как будто отплатил черной неблагодарностью. «Ответчик свои обязательства по договору не исполнил, работы к приемке не предъявил. Акты о приемке выполненных работ в адрес истца ответчиком не направлялись», говорится в материалах арбитража.
По договору, который стороны заключили 7 июля, «Интех» обязался выполнить пусконаладочные работы системы вентиляции и слаботочки. Фото: tatarstan.ru
В результате 10 августа прошлого года компания Газинура Ахметова уведомила «субчика» об одностороннем расторжении договора, а затем пошла в суд. По мнению застройщика, «Интех» неосновательно обогатился на 3 млн рублей, так как и работу в срок не выполнил, и аванс не вернул. Договором также была предусмотрена неустойка: 0,1% от цены за каждый день просрочки. Насчитали 43,9 тыс. рублей пени. Генподрядчик был вправе взыскать еще и проценты на сумму долга. И сделал это: расчет показал те же 43,9 тыс.
Контраргументы субподрядной организации услышать не довелось. В материалах Арбитражного суда РТ говорится, что ответчик был «извещен о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителя не обеспечил». 22 декабря прошлого года татарстанский арбитраж иск удовлетворил.
Строили круглосуточно. Управились за 100 дней
Строить второй корпус республиканской инфекционной больницы в Казани начали в конце апреля 2020 года рядом с действующей на проспекте Победы. Для этого был выделен участок в 2,2 га. Проектантом выступил институт «Татинвестгражданпроект», подрядчиком строительства стала компания «Ак Таш», принадлежащая Газинуру Ахметову.
Подрядчиком строительства стала компания «Ак Таш», принадлежащая Газинуру Ахметову. Фото: Максим Платонов
Предварительную стоимость объекта тогда оценивали в 1,6 млрд рублей: 1,2 млрд рублей планировали потратить на строительство, еще 400 млн рублей — на оснащение медцентра. Деньги были выделены из бюджета республики. Позже сообщалось, что по факту на эти цели из регионального бюджета было направлено 1,8 млрд рублей.
Общая площадь второй очереди составила 15 тыс. «квадратов». Больница была рассчитана на 232 койки (в том числе 12 реанимационных). Предполагалось, что в случае резкого роста заболеваемости, число мест можно будет увеличить более, чем в два раза. Как сообщали президенту Татарстана Рустаму Минниханову во время посещения им стройплощадки, чтобы управиться в срок, с двухсменной работы строители перешли на круглосуточную. В результате современная, соответствующая всем стандартам, а главное — очень нужная в разгар пандемии коронавируса больница была возведена за 100 дней.
Сначала СМИ отмечали, что федерального софинансирования не планируется. Но в ноябре прошлого года стало известно, что правительство России все же выделило 1,09 млрд рублей из резервного фонда для компенсации расходов по возведению корпуса «инфекционки» в Татарстане. Ранее, в марте прошлого года, российские власти также предоставили 33,4 млрд рублей на организацию дополнительных инфекционных коек и оснащение больниц в регионах для борьбы с COVID-19. Наша республика тогда получила 1,6 млрд рублей.
Общая площадь второй очереди составила 15 тыс. «квадратов». Больница была рассчитана на 232 койки (в том числе 12 реанимационных). Фото: tatarstan.ru
Выводы не соответствуют обстоятельствам дела
Владелец, он же гендиректор «Интеха» Тимур Загирьянов вместе с юристом появились только на рассмотрении дела в апелляции. Они ссылались на то, что обстоятельства дела были выяснены неполностью, выводы суда им не соответствуют. Как следствие, решение Арбитражного суда РТ просили отменить. Представитель компании-субподрядчика представила дополнительные доказательства, кроме того, ходатайствовала о назначении экспертизы, опросе свидетеля, о привлечении инфекционной больницы, а также ООО ИК «Магистраль» и самого Загирьянова к участию в деле в качестве третьих лиц. Об этом же просил и он лично. Как оказалось, у субподрядной организации своя правда: работы были выполнены, но генподрядчик акты им не подписал.
О том, что в первой инстанции идет разбирательство, «Инженерные технологи» были в неведении: корреспонденция из суда не приходила. Но апелляционная инстанция посчитала, что извещение татарстанского арбитража все-таки было надлежащим — по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Конверт тогда вернулся обратно с отметкой Почты России «истек срок хранения». В то же время на сайте было указано, что письмо не было доставлено «по иным обстоятельствам». На это обратила внимание представитель «Интеха». Суд апелляционной инстанции посчитал, что на сайте Почты России просто-напросто размещены недостоверные сведения. В итоге служители Фемиды в Самаре в марте этого года выразили солидарность со своими татарстанскими коллегами.
О том, что в первой инстанции идет разбирательство, «Инженерные технологи» были в неведении: корреспонденция из суда не приходила. Фото: Максим Платонов
Куда ушли заказные письма с уведомлениями?
Загирьянов лично участвовал в судебном заседании и в Арбитражном суде Поволжского округа 27 мая. Он снова подтвердил, что по их адресу, указанному в едином госреестре юрлиц, ни от истца, ни из суда первой инстанции письма с уведомлениями не приходили, поэтому «Интех» не смог участвовать в разбирательстве. А второй его фактический адрес субподрядчик не указал. На вопрос судьи, не пытался ли он урегулировать этот спор миром, директор «Инженерных технологий» ответил, что его оппоненты «на контакт не идут».
У главного строителя «инфекционки» свой взгляд на ситуацию. Юрист «Ак Таша» Эльвира Нигматуллина сообщила в суде, что уведомление о расторжении договора в виде заказного письма они отправляли по юридическому адресу «Интеха» как и копию иска. Адрес для корреспонденции взяли из договора с субподрядчиком.
— У ответчика было достаточно времени, он был уведомлен о процессе, — заметила она, напомнив, что информация о процессе была размещена и в картотеке Арбитражного суда РТ.
Кажущийся не вполне логичным перевод денег за день до расторжения договора, представитель строительной компании попыталась объяснить, но ясности это не добавило. По ее словам, была договоренность, что субподрядчик «выполнит еще какие-то работы».
Окружной суд отметил, что апелляционная инстанция «немотивированно» не приняла доказательства ответчика. Также она не дала оценки обстоятельствам, которые не позволили микропредприятию представить доказательства в суд первой инстанции. При этом апелляционный суд без всяких оснований пришел к выводу, что информация на сайте Почты Россия недостоверна. В результате АС ПО жалобу «Интеха» удовлетворил. Дело направлено на новое рассмотрение, но только не в татарстанский арбитраж, а в апелляционный суд.
Узнать точку зрения СК «Ак Таш» на развитие ситуации «Реальному времени» не удалось: на момент публикации материала комментарий на запрос не поступил. Мы готовы опубликовать его по получении. Тимур Загирьянов также сообщил, что давать какую-либо информацию по этому делу с его стороны преждевременно.
Специалисты «Инженерных технологий» выполняли работы в магазине «Декатлон» около ТЦ «Южный», ЖК Savin House. Фото: kazned.ru
На рынке ООО «Инженерные технологии» уже почти 5 лет, с октября 2016 года. Относится к микропредприятиям. Специализируется на пусконаладочных работах систем вентиляции, параллельно их проектирует. В 2020 году компания сработала с выручкой в более чем 15 млн рублей, при этом прибыль составила всего 265 тыс.
Знаковые объекты в Казани, на которых трудились специалисты «Инженерных технологий», это спортивный магазин «Декатлон» около ТЦ «Южный», ЖК Savin House на пр. Амирхана в Казани. Однако, по некоторым данным, чаще его сотрудники работают в Москве. На Загирьянове в Казани числится еще и строительное ООО «ММТГрупп», которым руководит, судя по личным данным, его родной брат. Впрочем, у этой компании, согласно СПАРК-Интерфакс, ФНС приостановила операции по счетам.
Стройбат без комбата: уход «Татдорстроя», пике подрядчика «Транснефти», взлеты и падения ПСО
Как изменился строительный рынок Татарстана после футбольного мундиаля и насколько поредели ряды главных зодчих
Совокупный оборот ста крупнейших строительных компаний Татарстана в 2019 году вырос на 3,5% — до 181,16 млрд рублей (годом ранее — 175 млрд). Треть пришлась на десятку гигантов, выручка которых достигла почти 60 млрд рублей. Строительный рынок республики за год понес тяжелые потери: в результате банкротства топ-100 покинул один из его экс-лидеров — компания «Татдорстрой» Равиля Зиганшина. Другой его актив — ПСО «Казань» — потерял на волне проблем с налоговиками и заморозкой стройки космодрома Восточный 40% выручки. На грани рентабельности и новый лидер индустрии, крупный подрядчик «Транснефти» — компания «Спецстройсервис» тульского сенатора Дмитрия Савельева. Зато у главных застройщиков соципотечного жилья Татарстана, несмотря на их недовольство низкими сметами ГЖФ, обороты взлетели в 1,5—2 раза. Подробнее об этих и других изменениях — в аналитическом материале газеты «Реальное время».
«Татдорстрою» мундиаль показал «красную карточку»
Всего два года назад топ-100 строительных компаний Татарстана открывала СК «Татдорстрой» Равиля Зиганшина с оборотом в 16 млрд рублей (в 2017-м — он вырос на 63%). Но в июле 2019 г. компанию признали банкротом. Таким образом, «комбат» строительной индустрии РТ в прошлом году покинул поле боя на щите.
Незадолго до этого «Татдорстрой» был субподрядчиком строительства стадионов в Самаре и Саранске к чемпионату мира по футболу. К 2018 году на компании висело 26,5 млрд рублей кредиторской задолженности. Иск о банкротстве фирмы подала подмосковная компания ООО «Стальмонтаж-электросталь» — один из субподрядчиков на строительстве арен, который жаловался на задержку платежей со стороны компании Зиганшина. «Самара Арена» была сдана в эксплуатацию позже всех стадионов и с многочисленными нарушениями.
Вокруг стройки то и дело разгорались скандалы: подрядчик не укладывался в графики, рисковал не достроить стадион в срок, увеличивал смету. К примеру, окончательная смета составила 18,92 млрд рублей, хотя изначально предполагалось потратить только 13,16 млрд рублей.
Окончательная смета «Самара Арены» составила 18,92 млрд рублей, хотя изначально предполагалось потратить только 13,16 млрд рублей. Фото samara-life.ru
Оборот ПСО «Казань» рухнул в 1,5 раза
Другая компания бывшего главного татарстанского строителя, ПСО «Казань», казалось бы, прочно застолбила себе место в первой тройке. Ее выручка в 2017 году составляла 15,3 млрд рублей, в 2018-м — все еще не малые 9,3 млрд рублей.
Однако в прошлом году ПСО «Казань» впервые вылетело из тройки лидеров стройотрасли Татарстана, столкнувшись с рядом проблем. В отношении компании, согласно данным арбитража, 14 июля 2020 года было возбуждено очередное производство по делу о несостоятельности (банкротстве). База данных «СПАРК-Интерфакс» относит ПСО к предприятиям с высоким риском: на его счету 14 незавершенных исполнительных производств, а ранее оно состояло в реестре недобросовестных поставщиков.
О непростой ситуации говорят и финансовые показатели: в 2019 году выручка компании упала на 40%, с 9,3 до 5,8 млрд рублей, это самый низкий показатель наряду с 5,6 млрд рублей оборота в 2014 году за последние десять лет. Чистая прибыль, еще в 2015 году составлявшая почти 400 млн рублей, рухнула в 2016 году в 400 раз и с тех пор покатилась под откос. В 2018 году ПСО «Казань» показало прибыль в размере 55 тыс. рублей, а прошлый год закрыло с плюсом всего в 17 тыс. рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).
В 2018 году ПСО «Казань» показало прибыль в размере 55 тыс. рублей, а прошлый год закрыло с плюсом всего в 17 тыс. рублей. Фото Романа Хасаева
Как стройки стадионов чуть не подрезали контракт по космодрому
Как следствие, размер чистых активов ПСО «Казань», еще два года назад превышавший 450 млн рублей, второй год уходит в минус на 1,6 млрд рублей (здесь и далее — данные открытых источников). С 2015 года в компании наличествует отрицательный денежный поток. На ПСО «Казань» висит объем краткосрочных обязательств в размере 53,5 млрд рублей — впервые отметку в 50 млрд рублей долгов ПСО превысило годом ранее, в 2018 году они уже составили 56,3 млрд рублей.
Проблемы у компании начались как раз перед ЧМ-2018 года, в рамках строительства стадионов. В 2014 году объем долгов вырос сразу в три с лишним раза, с 9,7 до 33,7 млрд рублей. К причинам нестабильного положения компании можно отнести те самые «космические» и «футбольно-стадионные» контракты. Так, ПСО после постройки второй очереди космодрома Восточный должны выплатить положенные госсредства, а известно, что общий объем капитальных вложений по объекту должен составить 38,7 млрд рублей.
Судя по всему, немалая часть этого госдолга перед ПСО сидит и в дебиторской задолженности (долгами перед самой компанией Зиганшина), которая хоть и чуть снизилась в прошлом году, но все равно составляет колоссальные 36,5 млрд рублей (согласно базе данных «Руспрофиль»).
Исками о банкротстве Равиля Зиганшина и компанию уже не удивить. Фото Максима Платонова
С другой стороны, у ПСО периодически возникают долги перед самим государством, а именно — перед налоговиками. Именно поэтому, к слову, исками о банкротстве Равиля Зиганшина и компанию уже никого не удивить. В прошлом году ПСО как минимум дважды отбивалась от исков о банкротстве. Урегулирование только спора с Федеральной налоговой службой на 2 млрд рублей стоило ПСО «Казань» «временной заморозки» выгодного контракта в 39 млрд рублей по строительству второй очереди космодрома Восточный. Выплата 2 млрд рублей, очевидно, сказалась и на резком снижении объема выручки в прошлом году. Следом за налоговиками признания финансовой несостоятельности империи Равиля Зиганшина попытался добиться и конкурсный управляющий «Татфондбанка» — сумма требований к ПСО по ряду поручительств составляла почти 4 млрд рублей. К концу прошлого года, помимо этого, ООО «Казань Экспо» подало к ПСО как своему генподрядчику два иска на 2,2 млрд рублей.
Зиганшину и его компании остается надеяться, что стройка космодрома вытащит их из долгового болота, куда ее затянули обстоятельства несколько лет назад в свете лакомых контрактов мундиаля. Известно, что и само строительство второй очереди Восточного забуксовало из-за финансовых проблем ПСО, которое для достройки как раз стадионов к ЧМ-2018 потратило собственные средства. ПСО «Казань» должно достроить стартовый комплекс на космодроме Восточный, предназначенный для пусков ракет семейства «Ангара». А «Ангара», как мы писали недавно, должна помочь вытащить уже «Центр Хруничева» из предбанкротного состояния.
ПСО «Казань» с 2019 года все же продолжила строительство космодрома Восточный. Фото roscosmos.ru
Почему у крупнейшего подрядчика «Транснефти» могут начаться проблемы
Несмотря на рост отрасли в абсолютных цифрах, проблемы появились, кажется, и у нового лидера — компании ООО «Спецстройсервис» экс-депутата Госдумы РФ и тульского сенатора Дмитрия Савельева, одного из главных до недавнего времени подрядчиков «Транснефти» (Савельев — экс-глава ОАО «АК «Транснефть»). Оборот в прошлом году просел сразу на треть, составив 9,7 млрд рублей. Выручка снижается второй год подряд, в 2018 году она упала с 15,6 до 14,7 млрд рублей.
Что интересно, больших оборотов на подрядах «Транснефти» савельевская компания добилась в год покупки (сделка прошла в октябре 2017 года) сенатором «Спецстройсервиса» у лениногорского бизнесмена Марса Арсланова. С 2016 по 2017 год выручка выросла чуть ли не в 2 раза, с 8,5 млрд рублей. Впрочем, это не только заслуга близкого к «Транснефти» человека, при Марсе Арсланове компания тоже раз за разом выигрывала контракты этой компании, получив только в июле 2017 года подряд на замену участка нефтепровода Ярославль — Москва на 620 млн рублей.
При Арсланове же «Спецстройсервис» набрал кредитов, задолженность уже в 2016 году выросла в 3 раза, составив 4,4 млрд рублей (при тогдашней выручке в 8,5 млрд), к 2018 году она снизилась до 3,8 млрд рубей, но, конечно, продолжала оставаться немаленькой. Что именно случилось с бизнесом подрядчика, непонятно. В 2019 году компания фактически исчезла с радаров, последняя новость датируется концом 2018 года, когда лениногорская компания стала победителем тендера АО «Транснефть-Прикамье» на реконструкцию нефтеперекачивающей станции «Киенгоп» в Удмуртии стоимостью 407,3 млн рублей.
Зато в картотеке арбитражных дел с завидной постоянностью появлялись иски к компании (к примеру, в марте этого года АС РТ удовлетворил иск елабужских «Буровых сервисных технологий» на 2 млн рублей).
Лавина исков привела к банкротству еще одного крупного подрядчика «Транснефти» в РТ — компанию «Центр ДиС» Сирина Бадрутдинова (кредиторам должна 2,5 млрд рублей). В декабре прошлого года один из представителей пула кредиторов «ДиС» юрист Амир Вафин говорил, что везде вместе с «ДиС» (в аукционах) участвовал «Спецстройсервис», контрагент «Транснефти»: «Сам «Спецстройсервис» балансирует на грани, к этому выводу наталкивает картотека Арбитражного суда России. Возможно, есть какая-то закономерность во всем этом».
Савельев, согласно декларации за 2018 год, заработал порядка 180 миллионов рублей и входит в десятку самых влиятельных людей Тульской области. Фото ldpr.ru
Газета «Реальное время» в прошлом году писала о том, что ФНС частично приостановила обороты по счетам «Спецстройсервиса». Согласно данным МРИ ФНС №17 по РТ, к 25 апреля 2019 года имелись действующие решения налоговиков по частичному приостановлению операции по счетам в некоторых банках. 19 апреля приостановлены обороты по счетам «Спецстройсервиса» в «Ак Барс» Банке, казанском филиале «Газпромбанка» и нижегородском филиале банка ВТБ. 24 апреля налоговики приостановили операции по счетам в двух отделениях Сбербанка и татарстанском филиале «Россельхозбанка».
Впрочем, несмотря на решение ФНС, согласно данным, предоставленным компанией редакции, по основным счетам операции на момент публикации статьи производились в полном объеме. Сам Савельев, согласно декларации за 2018 год, заработал порядка 180 миллионов рублей и входит в десятку самых влиятельных людей Тульской области. В феврале прошлого года он потратил на юбилей супруги, сообщали СМИ, 10 млн рублей.
Дорожники и реставраторы в топ-3 строительного рынка РТ
У «Татавтодора», который еще пару лет назад лишь замыкал пятерку крупнейших строительных компаний, напротив, выручка выросла на треть, с 6,4 до 8,4 млрд рублей. «Татавтодор» остается одним из крупнейших подрядчиков Татарстана, в 2018 году «Реальное время» писало даже о его лидерстве, тогда он набрал почти 80 заказов на 8,4 млрд рублей (отсюда и большая выручка). Главным заказчиком компании является ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана» при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства.
Для строительства дорог только в этом году компания собиралась закупить топлива на 831,6 млн рублей. Выручка в 8,4 млрд рублей — лучший результат компании за последние 10 лет (последним рекордом был 2016 год с 7,1 млрд). Несмотря на это, до сих пор чистая прибыль дорожного подрядчика РТ снижалась и достигла 99,5 млн рублей в 2019 г.
«Татавтодор» остается одним из крупнейших подрядчиков Татарстана. Фото tatavtodor.ru
Тройку замыкает «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова, чья выручка сократилась в 2019 году на 16%, составив 6 млрд рублей. Компания известна как реставратор Казанского цирка и кремля, а также застройщик собора Казанской иконы Божией Матери и других знаковых объектов.
В 2018 году ООО «Евростройхолдинг+» победило в конкурсе на определение исполнителя работ по ремонту Театра драмы и комедии им. Карима Тинчурина и Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля за 130,1 млн рублей (заказчик — ГИСУ РТ, деньги на ремонт театров выделены из бюджета РТ). Пару лет назад в собственности компании оказалось семейство крылатых барсов и зилантов руки бурятского скульптора Даши Намдакова, которые собирались устанавливать у Центра семьи «Казан».
В 2019 году «Евростройхолдингу» в качестве субподрядчика помогла ПСО «Казань» с достройкой нового казанского зоопарка «Река Замбези». Компания Казилова регулярно выполняет заказы Главинвестстроя и Минстроя. Сумма контрактов, например, в 2015 году составила 1,26 млрд рублей, в 2016 году — 389,6 млн рублей. В прошлом году «Евростройхолдинг+» получил 862 млн рублей на реставрацию объектов ансамбля Казанского Кремля. Оборот компании прямо зависит от этих заказов, и потому скачет все последние годы: так, с 2015 года он вырос чуть ли не в семь раз с 1,3 млрд рублей, а с 2014 года — в 10.
Компания Казилова регулярно выполняет заказы Главинвестстроя и Минстроя. Фото tatmitropolia.ru
Опасность для компании представляет существенная кредиторская задолженность, которая в 2018 году достигла отметки в 10 млрд рублей, тогда как еще четыре года назад она не превышала и 1 млрд. Стал ли причиной набора кредитов кризис 2014—2015 годов, можно только гадать. Прибыль тоже скребется по дну, ни разу за 10 лет не превысив и 50 млн рублей, составив в 2018 году лишь 40,3 млн.
Как Владимир Швецов завел челнинских дорожников в Крым
Пятая по величине строительная компания — набережночелнинский «Трест Камдорстрой», у которого выручка выросла вообще почти на 40%, составив 5,2 млрд рублей. Какая чистая прибыль, пока неизвестно, но в 2018 году компания впервые за 10 лет показала убыток в размере 166 млн рублей. Компания считается близкой экс-министру транспорта РТ Владимиру Швецову, который прошел в ней путь от мастера до директора. Ныне ему принадлежит лишь 0,5%, еще 6% принадлежит экс-замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павлу Чернову, четверть — самому Татарстану, вместо директора — ЗАО «УК «Камдорстрой».
Трест один из немногих республиканских подрядчиков, ставший заметным на федеральном уровне, где компания занимается в том числе строительством, реконструкцией и ремонтом аэродромных взлетно-посадочных полос (ВВП), рулежных дорожек и площадей аэровокзальных комплексов. Среди проектов, в которых был задействован трест в последние годы, реконструкция аэропорта «Талаги» в Архангельске и реконструкция международных аэропортов Липецка, Минеральных Вод и Волгограда.
На этом трест и полетел: в январе 2018 года ФАС выявила картельный сговор на 25 млрд рублей (при том, что объем подрядов самого треста почти 30 млрд рублей) ПАО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» в рамках строительства взлетно-посадочных полос для аэропортов и строительство аэропортов. Было возбуждено уголовное дело, Генпрокуратора считала, что картель действовал в ходе торгов на вторую очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, второй этап строительства аэропорта Нижнего Новгорода, реконструкцию аэропортового комплекса «Новый» в Хабаровске. Впрочем, особо компанию это не задело, прокуроры заявили, что после признания компаний в картельном сговоре одну компанию освободили от ответственности, а второй смягчили административную ответственность.
«Камдорстрой» считается компанией, близкой экс-министру транспорта РТ Владимиру Швецову. Фото: Амин Галямов
В марте 2018 года компании уже попало от МВД по РТ, которая выявила факт уклонения от уплаты налогов руководителя компании ЗАО «Трест Камдорстрой» на 82 млн рублей. А весной этого года челнинский трест оказался в центре крымского скандала: ООО «КерчьКапСтрой» обратилось в Арбитражный суд Татарстана с исками против челнинского АО «Трест Камдорстрой» на 88,7 млн рублей. Впрочем, в мае этого года от города Бахчисарай компания получила благодарность за реконструкцию памятного знака (1958 г.) в честь партизан, воевавших в Великую Отечественную войну на бахчисарайской земле. В Крым, что интересно, компания попала, видимо, с подачи все того же Швецова, который был первым замглавы холдинга «Волгомост», где курировал строительные объекты Крыма и сорвал на этой должности срок строительства трассы Керчь — Симферополь. Сегодня трест занимается реконструкцией улицы Машиностроительной в Набережных Челнах стоимостью 283,5 млн рублей.
Рекорды строителей спортобъектов в Челнах и Нижнекамске
На шестом месте челнинская же ООО «Евростиль» семьи бизнесмена Ильнара Гайсина, ее оборот за год почти не изменился, составив 5,1 млрд рублей (рост на 5%). За пять лет, впрочем, обороты компании выросли в 5 раз (и почти во столько же кредиторская задолженность, перевалившая рубеж в 2 млрд рублей). У компании очень небольшая чистая прибыль, в 2015—2016 годах она ползла на отметках 6,2—6,6 млн рублей, лишь в последние годы она превысила 50 млн.
«Евростиль» — один из королей госзаказа республики, только в 2018 году он набрал заказов на 600 млн рублей. В автограде компания также строила и продавала жилые комплексы «Парус», «Озерный», «Европейский», «Чаллы Яр», а также школы и детские сады. Она же строила и Набережночелнинский городской суд за почти 300 млн рублей, именно ей было в свое время поручено достраивать проблемные объекты «Фона». В настоящий момент «Евростиль» строит новый Татарский драматический театр в автограде за 1,1 млрд рублей на месте бывшего КРК «Колизей», объект может быть сдан уже в июне этого года. Одновременно компания возводит футбольный манеж стоимостью почти 300 млн рублей. В конце мая Банк «Открытие» выделил 400 млн рублей на строительство еще одного блока жилого комплекса «Парус», а также аккредитовал в числе прочих ЖК «Озерный» на ипотечные кредиты в рамках новой госпрограммы под 6,25% годовых.
Оборот ООО «Евростиль» семьи бизнесмена Ильнара Гайсина за год почти не изменился. Фото chelny-biz.ru
Выручка ООО «Капитал-Строй» выросла в 2019 году в рекордные три раза, составив 4,7 млрд рублей. С 2014 года оборот компании вырос вообще в 10 раз. Один из застройщиков ЖК «Столичный» (третьей очереди), компания перешла на проектное финансирование (эскроу-счета) еще до 1 июля 2019 года, одной из первых. Компания Руслана Халилова (ныне управляющий партнер «Фонда прямых инвестиций») и Сергея Данилова близка одному из крупнейших подрядчиков «Сетевой компании» — кукморской «Средневолжсксельэлектросетьстрой».
Сейчас «Капитал-Строй» занимается реконструкцией футбольного стадиона в Нижнекамске. На стадионе появятся искусственное поле с подогревом, трибуны с навесом, раздевалки для футболистов и тренеров, качественное освещение и современные системы безопасности.
Несмотря на низкие сметы ГЖФ, у «Ак Таша» выручка выросла в 1,5 раза
Несмотря на сниженную сметную стоимость строительства ГЖФ, заявленные убытки и задержки по зарплате, о которых в прошлом году высказывался владелец компании Газинур Ахметов, выручка «Ак Таша» выросла в 1,5 раза: с 3,1 до 4,6 млрд рублей. Это самая большая выручка за последние лет 10, не считая рекордного оборота 2015 года (5 млрд). При этом только в 2016 году чистая прибыль исчислялась десятками миллионов (40 млн), и все последние годы скребла на отметке 6—7 млн рублей.
У компании, как это привычно для строительной отрасли, немалая кредиторская задолженность, в последние лет 5 превышающая цифру в 4 млрд рублей. Помимо ООО «Ак Таш», в топ-100 попала и ООО «СМК «Ак Таш» (18-е место — выручка снизилась на четверть, до 2,7 млрд рублей) и ООО «СФ «Ак Таш» (27-е место — выручка выросла с 1,4 до 1,8 млрд рублей). Компания Ахметова известна как подрядчик ГЖФ, построивший соципотечные дома «Салават купере», комплекс М-14 на Оренбургском тракте, часть Иннополиса и т.д.
В 2019 году Ахметов поднял вопрос об убыточности строительства соципотечных объектов. Фото Максима Платонова
В активе «Ак Таша» дома на Зур Урам, ЖК «Садовое кольцо» на Аметьевской магистрали, ЖК «Триумф» на Губкина (на федеральной земле, полученной в обмен на достройку проблемных домов «ФОНа») и типовые школы и детсады на миллиарды рублей. В этом году компания достроила за 1,6 млрд рублей новый корпус Республиканской клинической инфекционной больницы.
В 2019 году Ахметов поднял вопрос об убыточности строительства именно соципотечных объектов, написав соответствующее письмо в ГЖФ, по его словам, стоимость квадратного метра, устанавливаемая ГЖФ (32,5 тыс.), занижена и должна дойти как минимум до 42,8 тыс.: из-за попытки уложиться в установленные правительством РТ рамки, считают участники рынка, качество таких квартир может сильно пострадать (на рынке коммерческого жилья средняя стоимость квадратного метра превышала еще в прошлом году 80 тыс. рублей).
АБС и «Татэлектромонтаж» нарастили выручку
Следом, на 9-м месте, идет близкая к ГЖФ компания ООО ПСК «Ак Барс Строй» (основанная не так давно — в 2015 году), выручка которой выросла за год в два раза, составив 4,6 млрд рублей. Всего за пару лет обороты компании увеличились в 4 раза, во столько же, впрочем, и кредиторская задолженность, в 2018 году чистая прибыль рухнула в два с лишним раза, до 8,8 млн рублей.
Близкая к «Ак Барс» Банку компания, часть структуры «Ак Барс Девелопмент», в годы руководства Талгата Абдуллина была подконтрольна фактически самому ГЖФ, которому принадлежала треть «АБД», в 2018 году «АБД» полностью перешел под крыло ГЖФ. Именно с подачи ГЖФ в 2017 году в «Ак Барс Строй» сменился гендиректор, на место Эдуарда Галеева пришел Азат Якупов (выходец из «АБД»), которому формально сегодня эта компания и принадлежит — формально же она никак не связана с «Ак Барс Девелопмент».
Проекты по строительству многоэтажных комплексов, на которых работал «Ак Барс Строй» — ЖК «Казань XXI век», «Солнечный город», «Светлая долина». Компания тесно сотрудничает с ГЖФ по строительству домов в Иннополисе (причем с использованием продукции завода «КДСК», принадлежащего «Ак Барс Девелопмент»).
Проекты по строительству многоэтажных комплексов, на которых работал «Ак Барс Строй» — ЖК «Казань XXI век», «Солнечный город», «Светлая долина». Фото Максима Платонова
В топ-10 входит и компания-старожил Юрия Солуянова (ему и его семье принадлежит почти 30% предприятия) «Татэлектромонтаж», выручка которого за год практически не изменилась (рост на 4%), составив 4,4 млрд рублей. В районе 4,2—4,7 млрд рублей выручка «Татэм» колеблется уже лет 10. Зато чистая прибыль, когда-то составлявшая и 260 млн (2011 год) и даже 770 млн рублей (2010 год), давно снизилась в 10 раз и в 2018 году составила, например, 24,8 млн рублей. «Татэм» построил почти 10 станций казанского метрополитена, работал на большинстве предприятий нефтегазового и нефтехимического сектора, принимал участие и в строительстве ТАНЕКО.
Помимо РТ, компания активно закрепляется в Москве, в частности, также на метростроительстве. Из-за строительства как раз станций метро в столице РФ «Татэм» в феврале этого года подал иск о банкротстве «Казметростроя» из-за долга в 40 млн рублей, он касается невыплаченных денег за субподряд на выполнение электромонтажных и пусконаладочных работ на строительстве тоннелей Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена от станции «Раменки» до станции «Ново-Переделкино». Формально «Казметрострой» (принадлежит Татарстану) находится под производством о банкротстве с января 2020 года.
«Татэлектромонтаж» может построить новый жилой массив «Северная Чебакса» в Советском районе Казани, компания еще пять лет назад разработала за свой счет проект планировки и межевания этой территории. Руководит компанией сын Юрия Солуянова — Дмитрий, депутат Казгордумы.
Руководит «Татэлектромонтажом» сын Юрия Солуянова — Дмитрий, депутат Казгордумы. Фото vk.com
Как Швецовы и Демидовы поделили алексеевского игрока на дорожном рынке
Вплотную приблизилась к десятке еще одна компания, близкая к экс-министру транспорта РТ Владимиру Швецову, ОАО «АЛЕКСЕЕВСКДОРСТРОЙ», оборот который составил в 2019 году 4 млрд рублей, прибыль компании составила 92,3 млн. Хотя еще в 2017 году она ушла в минус сразу на 190 млн рублей, а в 2018 году задекларировала всего 230 тыс. рублей. То есть за год чистая прибыль выроса сразу на 92 млн рублей.
Формально компания с пропиской в Алексеевском районе принадлежит Фоату Валиеву, депутату Госсовета от этого же района. Доля в 20% принадлежит сыну экс-министра Владимира Швецова (ранее 23% принадлежало дочке экс-министра Инессе Дроздецкой).
ОАО несколько лет назад попало в коррупционной скандал: 60 местных участков площадью в 7 га выставили на торги по 100 рублей за «квадрат» и продали на втором шаге за 8 млн (110 рублей за «квадрат») как раз этой компании. Отчасти это объясняется тем, что еще один собственник компании — семья Демидовых (сейчас 26% принадлежит Алексею Демидову): после скандала район возглавил Сергей Демидов, экс-замминистра земельных и имущественных отношений.
Ранее носители этой фамилии руководили Алексеевским и соседним Лаишевским районом. Нынешний председатель Счетной палаты РТ Алексей Иванович Демидов (дядя Сергея Демидова) с 1980 по 1990 год был председателем исполкома Алексеевского района и первым секретарем местного райкома КПСС. Отец Сергея Демидова, Анатолий Демидов, возглавлял Лаишевский район в 1987—1989 годах, а позже был первым секретарем райкома и председателем Лаишевского районного совета народных депутатов. Имеет ли Алексей Алексеевич Демидов, совладелец «Алексеевскдорстроя», какое-то отношение к председателю Счетной палаты, сказать трудно.
«Алексеевскдорстрой» несколько лет назад попал в коррупционный скандал
Сама компания — крупный игрок в дорожном строительстве РТ и обслуживает более 1,3 тыс. километров автодорог, в том числе 120 км — федерального значения. Выступает и подрядчиком программы «Наш двор» в Лениногорске.
Ранее она была замечена на важных инфраструктурных объектах Казани, в частности улиц Павлюхина и Петербургской, Оренбургского тракта и Аметьевской магистрали. Годом ранее компания получила восемь заказов на 843 млн рублей от «Главтатдортранса». В 2017 году она получил 55 госзаказов на 4,44 млрд рублей. Самый крупный из них, на 906 млн рублей, компания получила как раз от Управления автодорог Волго-Вятского региона на капремонт трассы Р-239.