Ахтамар что это значит
Ахтамар (армянская легенда)
unknown198523 The Legend of Akhtamar and the poem about princess Tamar’s tragic love story
Происхождение армянского названия острова Ахтамар (арм. Աղթամար), теряется в веках и объясняется романтической легендой о трагической любви бесстрашного юноши к девушке по имени Тамар.
Давным-давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеса невиданной красоты дочь по имени Тамар. Много было желающих взять ее в жены. Но она отдала свое сердце простолюдину Азату. Суровый князь, узнав об этом, заточил дочь в замке на острове озера Ван. Воды Вана легли между влюбленными, но каждую ночь Тамар зажигала масляный светильник, на огонек которого плыл ее возлюбленный. Долго плыл он в холодных темных водах, но алый цветок огня вселял мужество в его сердце. И только стыдливая сестра солнца Лусин, взирающая из-за туч с темного неба, была свидетельницей встречи влюбленных.
Но однажды разбушевавшаяся буря погасила лампадку, и Тамар никак не могла зажечь огонь, и Азат без огонька-ориентира заблудился в водных просторах, долго боролся он с черной волей водных духов, и выбился из сил.
— Ах, Тамар! — прошептал он, последний раз показываясь из воды. — Что же ты не уберегла огня нашей любви?
«Ах, Тамар!» — подхватило эхо — голос каджи, духов ветра — и пронеслось над водами Вана. «Ах, Тамар!»
Много лет прошло с тех пор — все помнят об их горестной любви. А остров на озере Ван зовется с тех пор Ахтамар.
Образы и символы мифа
Тамар — образ таинственности, вдохновения, веры, надежды и высшей любви — двигатели жизни этого человека.
Азат — мужское личное имя, означает «свободный», «независимый». Первоначально этим словом обозначались все свободные жители Иранского государства Сасанидов, мелкие феодалы. Позднее термин закрепился также за слоем мелких землевладельцев в Иране. Имя популярно в Азербайджане, Армении, Казахстане, Иране.
Главным символом мифа является огонь. Это символ надежды, свободы. Огонь помогает влюбленным воссоединиться, направляет их на встречу друг к другу.
Луна (Лусин) — символ истины, «глаз, светящий во мгле». Следит за всем происходящим, оберегает, освещает путь Азату на пути к своей возлюбленной.
Воды озера Ван, напротив, выступают в противовес силам добра, являясь непреодолимым препятствием между влюбленными, мешают юноше встретиться с Тамар, что в итоге приводит к трагическому концу.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Эта легенда очень популярна в армянских семьях. Старшее поколение рассказывает ее своим детям и внукам, уносясь в прошлое, в те времена, когда в Армении еще правили царские семьи. Таким образом, не позволяя забыть о традициях, обычаях и силе духа армянского народа.
Легенду можно встретить у армянского поэта Ованеса Туманяна, который заканчивает свою поэму, посвященную этой прекрасной, но печальной легенде словами:
«С той поры минули годы.
Остров полон прежних чар.
Мрачно смотрит он на воды.
Социальное значение мифа
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остаётся.
Легенда «Ахтамар» затрагивает одну из вечных тем, тему любви, хоть и несчастной. Во все времена люди боролись за свою любовь несмотря ни на что. И самую стойкую и сильную воспевали, чтобы она осталась навечно. Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Эта легенда учит каждое новое поколение быть свободными, открытыми и уверенными в себе людьми. И пусть не всегда все складывается наилучшим образом, но такова уж цена за счастье.
Ахтамар что это значит
Краткое содержание мифа
Происхождение армянского названия острова Ахтамар (арм. Աղթամար), теряется в веках и объясняется романтической легендой о трагической любви бесстрашного юноши к девушке по имени Тамар.
Озеро Ван — самое большое озеро Турции
Давным-давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеса невиданной красоты дочь по имени Тамар. Много было желающих взять ее в жены. Но она отдала свое сердце простолюдину Азату. Суровый князь, узнав об этом, заточил дочь в замке на острове озера Ван. Воды Вана легли между влюбленными, но каждую ночь Тамар зажигала масляный светильник, на огонек которого плыл ее возлюбленный. Долго плыл он в холодных темных водах, но алый цветок огня вселял мужество в его сердце. И только стыдливая сестра солнца Лусин[1], взирающая из-за туч с темного неба, была свидетельницей встречи влюбленных.
Но однажды разбушевавшаяся буря погасила лампадку, и Тамар никак не могла зажечь огонь, и Азат без огонька-ориентира заблудился в водных просторах, долго боролся он с черной волей водных духов, и выбился из сил.
Царица Тамар. Автор Карен Бабурян
Образы и символы мифа
Главным символом мифа является огонь. Это символ надежды, свободы. Огонь помогает влюбленным воссоединиться, направляет их на встречу друг к другу.
Воды озера Ван, напротив, выступают в противовес силам добра, являясь непреодолимым препятствием между влюбленными, мешают юноше встретиться с Тамар, что в итоге приводит к трагическому концу.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Эта легенда очень популярна в армянских семьях. Старшее поколение рассказывает ее своим детям и внукам, уносясь в прошлое, в те времена, когда в Армении еще правили царские семьи. Таким образом, не позволяя забыть о традициях, обычаях и силе духа армянского народа.
Классик армянской литературы Ованес Туманян
Легенду можно встретить у армянского поэта Ованеса Туманяна, который заканчивает свою поэму, посвященную этой прекрасной, но печальной легенде словами:
«С той поры минули годы.
Остров полон прежних чар.
Мрачно смотрит он на воды.
Восточная Турция. Остров Ахтамар
Ахтамар — остров на озере Ван (Турция). Это второй по величине из четырёх островов на озере Ван, Турция. В X веке на острове располагалась резиденция армянских царей династии Арцрунидов.
Остров славится средневековым памятником армянской архитектуры — Кафедральной Церковью Святого Креста, которая знаменита сохранившимися до наших дней фресками, расположенными на внутренних стенах и куполе, и многочисленными барельефами, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, снаружи.
Кадр из фильма « Ахтамар»
Известным откликом на легенду об Ахтамар является короткометражная кинолента «Ахтамар», снятая знаменитыми братьями Шаммасян в 2009 году. В ней принимает участие блестящий актерский состав, в главных ролях: Армен Джигарханян, Григорий Добрыгин, Равшана Куркова.
Сюжетная линия фильма «Ахтамар» включает несколько историй, которые загадочным образом переплетаются друг с другом, жизнь старого таксиста, легенды о принцессе Тамар и о взаимоотношениях двух современных молодых людей.
Упоминания можно также встретить во многих источниках: название коньяка. Выпускается с 1967 года. Напиток влюбленных. Глубокий, таинственный цвет его олицетворяет печаль прекрасной девушки, потерявшей возлюбленного.
А также, сигареты с черным фильтром, которые в советские времена доставались по знакомству. На них изображена девушка с факелом.
Социальное значение мифа
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остаётся.
Легенда «Ахтамар» затрагивает одну из вечных тем, тему любви, хоть и несчастной. Во все времена люди боролись за свою любовь несмотря ни на что. И самую стойкую и сильную воспевали, чтобы она осталась навечно. Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Эта легенда учит каждое новое поколение быть свободными, открытыми и уверенными в себе людьми. И пусть не всегда все складывается наилучшим образом, но такова уж цена за счастье.
Легенда об острове Ахтамар
Давным‑давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеза красавица дочь по имени Тамар. Глаза Тамар сияли как звезды в ночи, а кожа белела как снег на горах. Смех ее журжал и звенел, как вода родника. Слава о ее красоте шла повсюду. И царь Мидии слал сватов к царю Арташезу, и царь Сирии, и многие цари и князья. И стал царь Арташез опасаться, что кто‑нибудь придет за красавицей с войной или злобный вишап похитит девушку прежде, чем он решит, кому отдать дочь в жены.
И велел тогда царь построить для дочери золотой дворец на острове посреди озера Ван, что издавна зовется «морем Наири», так оно велико. И дал ей прислужницами только женщин и девушек, чтобы никто не смутил покоя красавицы.
Но не знал царь, как не знали другие отцы до него, и не будут знать другие отцы после него, что сердце Тамар уже не было свободно. И отдала она его не царю и не князю, а бедному азату, который ничего не имел на свете кроме красоты, силы и отваги. Кто помнит теперь, как его звали? И успела Тамар обменяться с юношей взглядом и словом, клятвой и поцелуем.
Но вот воды Вана легли между влюбленными.
Знала Тамар, что по приказу отца днем и ночью следит стража за тем, не отплывает ли от берега лодка к запретному острову. Знал это и ее возлюбленный. И однажды вечером, бродя в тоске по берегу Вана, увидел он далекий огонь на острове. Маленький как искорка, трепетал он во тьме, словно пытаясь что‑то сказать. И вглядываясь вдаль, юноша прошептал:
Далекий костер, мне ли шлешь ты свой свет?
Не ты ли – красавицы милой привет?
И огонек, словно отвечая ему, вспыхнул ярче.
Тогда понял юноша, что возлюбленная зовет его. Если с наступлением ночи пуститься через озеро вплавь – ни один стражник не заметит пловца. Костер же на берегу послужит маяком, чтобы не сбиться в темноте.
И влюбленный бросился в воду и поплыл на далекий свет, туда, где ждала его прекрасная Тамар.
Долго плыл он в холодных темных водах, но алый цветок огня вселял мужество в его сердце.
И только стыдливая сестра солнца Лусин, взирающая из‑за туч с темного неба, была свидетельницей встречи влюбленных.
Ночь провели они вместе, а наутро юноша снова пустился в обратный путь.
Так стали они встречаться каждую ночь. Вечером Тамар разводила огонь на берегу, чтобы возлюбленный видел, куда плыть. И свет пламени служил юноше оберегой от темных вод, что раскрывают ночью ворота в подземные миры, населенные враждебными человеку водяными духами.
Кто помнит теперь, долго или коротко удавалось влюбленным хранить свою тайну?
Но однажды царский слуга увидел юношу утром, возвращающимся с озера. Мокрые волосы его слиплись, и с них стекала вода, а счастливое лицо казалось утомленным. И слуга заподозрил правду.
И в тот же вечер, незадолго до сумерек, слуга затаился за камнем на берегу и стал ждать. И увидел, как зажегся дальний костер на острове, и услышал легкий плеск, с которым вошел в воду пловец.
Все высмотрел слуга и поспешил утром к царю.
В люто разгневался царь Арташез. Разгневался царь, что дочь его посмела полюбить, а еще более разгневался на то, что полюбила она не одного из могущественных царей, что просили ее руки, а бедного азата!
И приказал царь своим слугам быть у берега наготове с быстрой лодкой. И когда тьма начала опускаться, царевы люди поплыли к острову. Когда проплыли они более половины пути, на острове расцвел красный цветок костра. И слуги царя налегли на весла, торопясь.
Выйдя на берег, увидели они красавицу Тамар, облаченную в шитые золотом одежды, умащенную ароматными маслами. Из‑под ее разноцветной шапочки‑колпачка спадали на плечи черные как агат кудри. Девушка сидела на расстеленном на берегу ковре, и кормила огонь из своих рук веточками волшебного можжевельника. А в ее улыбающихся глазах как в темных водах Вана горели маленькие костры.
Увидя незванных гостей, девушка в испуге вскочила на ноги и воскликнула:
Вы, слуги отцовы! Убейте меня!
Молю об одном – не гасите огня!
И рады были царские слуги пожалеть красавицу, но страшились гнева Арташеса. Грубо схватили они девушку, и повлекли прочь от костра, в золотой дворец. Но прежде дали они ей увидеть, как погиб огонь, растоптанный и раскиданный грубыми сапогами.
Так оно и было. На середине пути был юноша, когда манивший его свет погас. И темные воды потянули его в глубину, наполняя душу холодом и страхом. Перед ним лежала тьма и он не знал, куда плыть во тьме.
Долго боролся он с черной волей водных духов. Каждый раз, когда голова обессилевшего пловца показывалась из воды, взгляд его с мольбою искал во тьме красного светлячка. Но не находил, и вновь плыл наудачу, а водные духи кружили его, сбивая с пути. И наконец юноша выбился из сил.
«Ах, Тамар!» – подхватило эхо – голос каджи, духов ветра, и понесло над водами Вана. «Ах, Тамар!»
В горе и скорби до конца дней оплакивала она своего возлюбленного, не снимая черного платка с распущенных волос.
Много лет прошло с тех пор – все помнят об их горестной любви.
А остров на озере Ван зовется с тех пор Ахтамар.
Так и текли невеселые дни в осажденной крепости.
Персы вновь затеяли штурм – но отступили от стен еще раньше, чем в прошлый раз. Словно атаковали не всерьез. Это стало тревожить бдешха. Чего дожидались враги?
В один из дней бдешх приказал позвать к себе молодого воина по имени Давид.
– Мне доводилось слышать, что мальчиком ты был со своим отцом в тех странах, где держат слонов? – спросил он молодого воина. – Верно ли это, и хорошо ли знаешь ты этих огромных зверей?
– Почтенный бдешх, – отвечал Давид. – Отец мой был богатым купцом, и с малых лет до той поры, когда я довольно возрос, чтобы к его огорчению сменить ореховую доску для записи цифр на копье, я сопровождал его во всех странствиях. В каких только странах мы ни побывали! Жили мы подолгу и в странах, где держат зверей, именуемых слонами. Не будет ложью сказать, что я знаком с их повадками, потому, что мальчишкой я везде старался дружить с погонщиками. Слоны всегда нравились мне. Думаю, я мог бы сам ухаживать за слоном и даже погонять его.
– Слушай меня, мой воин, – сказал бдешх. – Враг замышляет какую‑то хитрость. Я не знаю, в чем она. Но только глупец ждет удара. Я же хочу ударить первым. Скажи мне, можно ли сделать так, чтобы слон впал в неистовство?
Некоторое время молодой воин размышлял, а затем со вздохом ответил князю:
– Я мог бы сделать это, бдешх. Слоны в испуге и боли страшны своей яростью. Человек, знающий слонов, смог бы перерезать им сухожилия на ногах, подкравшись во время сна.
– Завтрашней ночью ты сделаешь это, – молвил бдешх. – Возьми по своему выбору несколько человек в помощь. Вы пройдете ходом, которым мы добываем воду. Раньше не стоило делать этого, но сейчас они все равно скоро начнут понимать, что мы пополняем наши запасы воды. Если Богу будет угодно, они не найдут выхода. Он далеко от крепости, чтобы достигнуть лагеря персов в самой густой тьме, вы покинете крепость через четыре часа пополудни. Ступай!
– Приказ твой будет исполнен, бдешх, даже если мне не суждено вернуться!
С этими словами молодой воин поклонился и покинул дом бдешха.
На следующий день, пробегая с мальчишками по площади, Тигран увидел, что дверь постройки, которая скрывала спуск в подземелье, открыта. Несколько легко вооруженных воинов стояли около, что‑то обсуждая. Эта вылазка готовилась явно не за водой! Но и не для нападения, слишком мало человек собирались ее совершать. Мальчик вздохнул – он понимал, что на сей раз никакая ложь не поможет и его прогонят прочь. Воины зашли внутрь.
Ночью мальчик опять не мог заснуть. Так надоел ему каждый закоулок крепости, так рвалась душа наружу! Что‑то делают воины там, внизу, под покровом ночи? Если хотя бы подсмотреть, может быть он догадается, увидев, как воины возвращаются?
В тесном домике вдовы следовало быть очень осторожным, чтобы выйти неуслышанным. Тигран осторожно миновал спящую Манушак, уши у которой были особенно чуткими. Возле постели девочки лежала аккуратно сложенная верхняя одежда. В свете лунного луча было видно, как поблескивает воткнутая в нее иголка. Манушак никогда не забывала воткнуть иголку в одежду, чтобы девочки‑каджи, падкие до нарядов не меньше человеческих девочек, не утащили ее на всю ночь. Каджи боятся иголки, потому, что укол ее делает их видимыми. Нет худшей беды для невидимок!
Оставив дворик позади, Тигран побежал быстрее. Что‑то тревожное ощущалось в ночи.
Неожиданно откуда‑то снизу донесся громогласный рев, страшный настолько, что кровь леденела в жилах. Казалось, ни одно живое существо не может иметь настоько могучих легких и огромной глотки, чтобы издавать этот полный ярости и муки крик. И, словно откликаясь на него, раздался второй вопль – более далекий, чем первый, но столь же ужасный. За ним – третий, четвертый. Казалось, что сама ночь вопила этими дикими голосами.
Застучали двери, в испуге заплакали дети. Слышно было, как мечутся в домах люди, перепуганные таким ужасным пробуждением. Их калитки ближнего дома появилась растрепанная женщина с двумя малышами в руках. Третий, горько плача, держался за ее подол. Из дома напротив выглянула другая женщина, постарше. Страшные крики внизу не утихали.
– Тетушка, что случилось?! – крикнула соседке молодая мать. – Кто так жутко кричит?
– Ой, беда, беда, – запричитала соседка, хватаясь за голову. – Мало нам персов, ой, беда! Вишапы напали на нас ночью!
– Это голоса вишапов!! – подхватили вокруг.
– Тише, глупые! – воскликнул со своего порога седобородый старик. – Даже если это вишапы или дэвы, напали‑то они не на нас, а на персов! Неужели не слышите, что это все делается внизу?!
Но женщин нелегко было успокоить никакими словами, а молодые мужчины и так бежали уже к стенам. Вслед за ними пустился и Тигран, страх которого уже сменился любопытством.
К страшным крикам прибавились новые – это были многочисленные, полные ужаса людские вопли.
Только мечущиеся внизу в беспорядке огни факелов можно было увидеть со стен. Лагерь персов был объят непонятным смятением.
Несколько часов не прекращались страшный многоголосый рев и людские крики. Осажденная крепость не спала в ту ночь, надеясь, что утро даст разгадку.
И солнечные лучи озарили страшную картину. То там то здесь виднелись мертвые тела людей и лошадей, валялись упавшие шатры.
К полудню по крепости пошли слухи о том, почему взбесились слоны. Все нахваливали храбрость и ловкость Давида, а также разум бдешха. Но сердце бдешха не веселили вражеские потери. Слишком хорошо понимал он, насколько велико войско персов. Ничего не меняло и то, что персы лишились слонов. Одну лишь цель преследовал бдешх – напугать врагов, выиграть время, пока мелики, оповещенные его гонцами, готовят войска для настоящего отпора. Крепость все равно обречена. Так размышлял бдешх, пока жители крепости веселились.
А к Давиду подошел в это время мальчик Тигран. Воин с удивлением посмотрел на ребенка: казалось, только у одного Тиграна было сегодня не веселое, а печальное, гневное лицо.
– Скажи, Давид, – спросил мальчик. – Все говорят, что ты сделал это со слонами. Правда ли это?
– Истинная правда, – ответил воин.
– Я до конца дней моих буду знать, что ты – жестокий, дурной человек! – в ярости вскричал мальчик. – Я скажу так всякому, кто спросит у меня о тебе! Если бы ты перебил во сне подлых персов, что хотят захватить нашу страну! Нет, ты изувечил бедных слонов – таких умных, таких сильных! Если бы мы победили персов, мы могли бы взять их себе! И сами ездили бы на них в красивых башенках, и приказывали бы им ложиться и вставать, и идти! Бедные звери, говорят они обезумев от боли катались по земле!
– И давили персов, – негромко сказал воин, серьезно глядя в лицо мальчика.
– Ну и что из того! Всякий гордится красивым конем, отнятым у врага! Разве слон хуже коня? Разве он в ответе за хозяина?
– Нет. Но хозяин в ответе за слона.
– Я не понимаю, что ты говоришь.
– Постарайся понять, Тигран. Ответь мне, как зовут ту девочку, с которой ты так часто играешь вместе?
– Ее зовут Манушак, – удивленно ответил мальчик.
– Скажи, Тигран, что ты сделал бы, если бы слон, умный могучий слон, своим гибким носом‑хоботом схватил бы эту девочку, поднял бы высоко кверху, ломая ей ребра – ведь в хоботе слона силы не меньше, чем у огромного удава – а потом бросил бы ее на землю и раздавил ногой, и от веселой резвой девочки осталась бы только кровавая лепешка? Что бы ты тогда сделал, племянник бдешха?
– А кто был бы виноват в том, что сделал слон?
– Я был таким же мальчиком, как ты, когда первый раз увидел слонов, – с печалью заговорил Давид, усевшись на нагретом солнцем камне. – Они полюбились мне не меньше, чем тебе. В той стране, где я их увидел, слоны не воевали, а работали вместе с людьми. Я видел, как слон поднимает хоботом огромное бревно и переносит с места на место. И дом, который помогали строить слоны, рос на глазах. Я подумал тогда – как же должен гордиться человек, научивший столь превосходящего его силой зверя работать на себя! А сегодня я думал другое. Какой позор падает на человека, что он научил могучего слона убивать и топтать, уничтожать все на своем пути! Я сказал тебе, что не слон в ответе за человека, но человек за слона.
– Святой отшельник в горах говорил, что человек напрасно мнит себя лучшим из Божьих созданий, – негромко сказал мальчик.
– Святому человеку видней. Я не знаю, – невесело ответил воин.
С того дня, как в крепости побывал толстый торговец украшениями, беспокойство томило душу княгини. Многие вещи, которые прежде казались ей незаметны, теперь обращали на себя ее внимание. Умывается ли она поутру – взглянет на глиняный кувшин, из которого поливает ей служанка, и словно тихий голос шепнет Джангюлюм: «Ты ли недостойна умываться на серебре?». Подадут ли ей яства на серебряных блюдах, голос шепчет: «Ты ли недостойна есть на золоте?». Ходит ли княгиня в беспокойстве по комнатам, голос тут как тут: «Маловаты твои хоромы!». Склонится ли перед ней почтительная служанка, голос вновь шепчет в уши: «Тремя ли служанками тебе командовать?».
Так день за днем точил сердце княгини червь предательства.
Сначала она только мечтала о том, как хорошо было бы стать женой царя Шапура. Мысли эти сначала были ей приятны, но вскоре княгиня перестала находить в них радость. Сомнения терзали ее. Захочет ли Шапур взять ее в жены, если она не сумеет доказать ему своей благосклонности? Не поздно ли окажется, когда крепость будет взята? Но что может сделать она, всего лишь слабая женщина? Но слабые не случайно превосходят умом сильных…
И так, незаметно для себя, Джангюлюм день ото дня искала ответа на один и тот же вопрос: как оказать помощь царю Шапуру?
А мальчик Тигран сдружился в это время с воином Давидом. Давид был добр, и не гнал Тиграна прочь, как чаще всего поступали другие воины, а отвечал на все его вопросы. Вопросов же у мальчика всегда находилось множество: и об оружии, и о войне, и о дальних странах.
– Скажи, Давид, а долго ли продлится осада? – однажды спросил он.
– Скорее всего – до той поры, пока в крепости жив хоть один воин, – ответил Давид.
– Мой дядя простился со мной в начале осады, – сказал мальчик. – Неужели мы непременно погибнем?
– Нет, быть может крепость останется жива, – ответил Давид. – Если только нам удастся продержаться достаточно долго. Если мелики успеют собрать большое войско и оно выступит навстречу персам. Тогда и нам быть в живых.
Воин не захотел сказать мальчику, что не очень верит в такую возможность.
– И тогда мы не погибнем?
– Ну, тебе все равно еще рано погибать, – улыбнулся Давид. – Это не твоя война.
– Так говорил мне дядя, – обиженно возразил мальчик. – Но я не думаю, что так же считают персы. Они знают, что из мальчиков вырастают мужчины и мстят.
– Если крепость падет, тебя здесь не будет. Помнишь ход, которым мы пользуемся, чтобы брать воду? Если штурм нельзя будет остановить, бдешх прикажет увести женщин с детьми этим ходом. Чтобы мальчики смогли вырасти мужчинами и мстить.
– Давид, но почему нельзя всем уйти этим ходом, если персы ворвутся в крепость?
– Сложный вопрос. – Давид в задумчивости помолчал. – Слышал ли ты когда‑нибудь про ачуч‑пачуч?
– А доблестные дела прибавляют роста детям?
Однажды княгиня застала в доме Манушак – девочка забежала за какой‑то из своих вещичек.
– Это ты, Малушак? Зайди ко мне! – ласково сказала Джангюлюм. – Я дам тебе сладкого изюма.
Девочка вошла, удивляясь про себя. Не часто княгиня была с нею так добра. Откуда было знать Малушак, что уже несколько дней дожидается жена бдешха этой встречи?
Княгиня усадила девочку на ковер и угостила изюмом.
– Да ты выросла за эти дни! – сказала она. – Скоро станешь большой и красивой. Расскажи, не скучно ли тебе у вдовы в ее бедном доме?
– О, нет, госпожа! – воскликнула девочка. – Совсем не скучно. Я уже научилась делать мази для старых ран и мази для свежих ран, и питье, что гонит лихорадку, и сонное зелье, которое так нужно при тяжелой болезни!
– Удивительные вещи ты говоришь, – воскликнула княгиня. – Я могу еще поверить, что ты сваришь питье от лихорадки, но чтобы такая маленькая девочка смогла приготовить сонное зелье! Нет, я тебе не верю.
– Мне не пристало спорить с госпожой, – ответила Манушак. – Но это не пустая похвальба.
– Ну‑ка я проверю тебя, – сказала княгиня. – Расскажи мне с самого начала, ничего не пропуская, тогда я буду знать, что ты не лгунья. Мне легко тебя проверить, я сама умею варить это зелье.
– Изволь, госпожа, – ответила девочка. И начала рассказывать княгине, как варится сонное зелье. А княгиня кивала головой с таким видом, словно сама это хорошо знала. А сама запоминала каждое слово. Умна была красивая жена бдешха – она давно заметила, что старуха‑гадалка провожает ее неприветливым взглядом. Ничего не стала бы старая Мариам открывать княгине. Проще показалось ей вытянуть нужный секрет у доверчивой девочки. И расчет ее оказался верен.
Одно изменилось – с каждым днем уменьшалась доля еды. Лежали еще запасы в кладовых бдешха, но неоткуда им было пополняться. И хотя настоящий голод еще не подступил, тень его легла на крепость.
Как‑то раз воин Давид, проходя вечером мимо одного маленького дворика, увидел молодую женщину, помешивавшую какое‑то варево в горшке над очагом.
– Мама, мама, дай поесть бобов, – тянули детские голоса. Детей было не меньше четырех‑пяти.
– Еще не сварились, – отвечала женщина.
«И как это она умудрилась при стольких ртах сохранить что‑то на ужин?» – подумал Давид и прошел мимо.
Возвращаясь обратно, Давид вновь поравнялся с тем же домиком. Было уже темно, но женщина продолжала помешивать ложкой в горшке, склоняясь над очагом.
– Мама, мама, дай поесть бобов, вон они уже кипят и стучат в горшке! – снова завели тоненькие голоса. Но на сей раз голосов было только два, и те звучали сонно.
– Стучат, значит еще жесткие, – отвечала женщина. – Спите, я разбужу вас, как сварятся.
«Что же это за бобы, которые варятся так долго?» – подумал Давид. – «И что это за странная мать, которая не торопится накормить своих голодных малышей?»
И он остался слушать, стоя за изгородью. А женщина мешала и мешала в горшке – до тех пор, пока детские голоса не умолкли. Только тогда она распрямилась и сняла горшок с огня. Некоторое время женщина прислушивалась крепко ли спят дети, а потом сказала:
– Злой голод, лети прочь от детской постели!
Пускай вам приснится, что ужин вы съели!
С этими словами она распахнула калитку и в сердцах выплеснула содержимое своего горшка наружу. Мокрые черные камешки зазвенели по белой мостовой. Давид понял, что они‑то и кипели в горшке.
И он ушел прочь, низко склонив голову.
– Какие мысли омрачают твою душу? – спросил на другой день бдешх, увидя Давида. – Едва ли ты страшишся штурма.
– О, князь! – воскликнул воин. – Как прекрасна была бы жизнь, если бы средь многих стран, что раскинулись по свету, существовала бы где‑нибудь Страна Войны!
– Страна Войны? – рассмеялся бдешх. – Что за народ по‑твоему жил бы в этой стране?
– Тебе бы быть поэтом, а ты сделался воином! – улыбнулся бдешх. – Но что навело тебя на такие мысли?
И Давид рассказал князю о женщине, которая варила камни.
– Скоро уже придет пора навек проститься со своими семьями, – Мысли о голодных детях мешают воину сражаться. Но все же этот день еще не настал. Но прежде, чем он настанет, я прикажу поделить все запасы поровну и одну половину сохранить. А из того, что останется, я велю устроить пир. Какая война ни есть, а на ней должно иногда веселиться сердце.
И бдешх приказал готовиться к пиру.
Повеселели воины, зазвучали шутки и смех на улочках крепости. Обрадованно захлопотали женщины. А уж хлопот было много. Удивило всех, что с другими женщинами взялась за дело и жена бдешха. Сама вызвалась она проследить, какое вино будет поставлено на столы.
А чтоб дети не мешались под ногами, пока готовится угощенье, старуха‑гадалка собрала их в своем дворике. И вновь пошли рассказы о давших чудесах, сказки и загадки. Обо всем знает старуха – о братьях Ерванде и Ервазе, детях быка, о великом лучнике Хайке, не покорившемся Вавилонскому царю Бэлу, о ссоре воды и огня, что доводятся друг другу сестрой и братом.
– Тетушка Мариам, а получается, что сестрица‑вода сильнее своего братца огня? Ведь она гасит его, а он ничего не может с ней поделать!
– Огонь огню рознь, детки! Перед негасимым огнем вода бессильна.
– Тетушка, а что такое негасимый огонь?
– Огонь, что горит не сгорая. Неведом негасимому огню голод – не нужно кормить его древесиной. Может пылать он и на камне и на воде. Большое волшебство таится в нем.
– А где его добывают?
– Того никто не знает, детки. Есть о том длинная история.
– Ну уж ладно, слушайте «Легенду о Негасимом огне»