академик чазов годы жизни биография
Время Ч
Меня поразили, когда встретился с Евгением Ивановичем, его живость, быстрота, приветливость. Сразило абсолютное отсутствие комчванства. Он вскочил из-за стола. Взял меня за руку, усадил. И поговорив немного о микрохирургии, которой я тогда занимался, задал вопрос в упор: не хочу ли я возглавить отделение сердечной хирургии в новом кардиологическом центре, который уже был открыт. Вопрос, к которому я был подготовлен Ренатой Николаевной, не застал меня врасплох. Я объяснил Евгению Ивановичу, что хотел бы заниматься микрохирургией сосудов под руководством моего шефа Петровского. И не вижу себя сердечным хирургом. Мне было тогда 35 лет. Евгений Иванович совершенно спокойно отреагировал. Попрощался со мной и просил подумать.
Ренат Акчурин: Долго. Более того, я еще раз отказался. Но, видимо, Евгений Иванович после второго моего отказа проявил свои организаторские способности. Через пару дней меня пригласил мой тогдашний шеф Борис Васильевич Петровский. Спросив, какие у меня планы, заметил: «Почему вы за моей спиной ведете переговоры с Чазовым?» Я все честно рассказал.
И до сих пор идут эти терки. Хотя современный пациент требует статистически обоснованного показания к операции или какому-то иному виду лечения. Евгений Иванович всегда стоит над всем этим. Никогда не противопоставлял кардиохирургию кардиологии. Именно это и помогло нам достаточно быстро развиться.
Помню, когда я обратился к одному из профессоров кардиоцентра присылать больных, нуждающихся в коронарном шунтировании, услышал в ответ: «Научитесь оперировать». В наши операции, показания к ним, постоянно вмешивались кардиологи, проявляя нежелание сотрудничать. И только выдающийся кардиолог Евгений Иванович поддерживал нас постоянно. Изо дня в день.
Не забыть, как однажды терапевт сказал мне: «Я терапевт, а терапевты хирургов не любят». Меня это покорежило. Пошел к Евгению Ивановичу. Сказал, что у хирургов трудности с получением больных по неизвестной причине. Евгений Иванович наверняка все понял. Но сказал мне: «Давайте так: все клинические и организационные вопросы вы будете решать со мной». С этого фактически все и началось. Имею в виду тот центр, который теперь известен всему миру как ведущий в области кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии.
Хочу сказать, что модель кремлевской медицины своим совершенством и результатами (вспомним средний возраст членов Политбюро) явилась примером диспансеризации, профилактической направленности и индивидуального контроля каждого пациента. Думаю, что сегодня аналогов такой государственной медицины нигде нет.
Ренат Сулейманович, а по большому счету такое реально? Одно дело Кремлевка со всеми привилегиями. А другое дело целая страна?
Ренат Акчурин: Уверен, что сегодня все виды оказываемой медицинской помощи, включая так называемую ведомственную и частную медицину, призваны к одному: поднять организацию здравоохранения хотя бы на уровень начала восьмидесятых годов прошлого столетия, прошлого тысячелетия.
Вечером, когда он приехал в кардиоцентр для своего вечернего обхода (даже будучи министром, он все равно приезжал и смотрел тяжелых больных), я позвонил ему по внутреннему телефону, пришел к нему в кабинет и спросил: «Евгений Иванович! Я уже больше вам не нужен?» Он рассмеялся и сказал: «Не нужно никуда идти. Работайте». Вот я и работаю здесь, по сей день.
Или другое. 2009 год. Пришел к Евгению Ивановичу. Рассказал, что в мире растет популярность нового метода лечения сужений аортального клапана у пожилых пациентов, которых оперировать нельзя. Евгений Иванович сходу меня понял и поддержал. Мы практически немедленно купили с десяток искусственных клапанов сердца. Ими можно заменить критически суженный аортальный клапан. Через бедренную артерию, без разрезов. Без использования аппаратов искусственного кровообращения подвести к сердцу и заменить вышедший из строя. Это дало возможность минздраву открыть квоты на лечение таких пациентов. И построить нам первую гибридную операционную в России. Распространить этот опыт по всей стране. Сегодня в нашем центре имплантировано более тысячи таких клапанов.
Не простой пациент. Не простая операция
А вспоминаю ту операцию вот почему. Договорились, что после ее проведения (конечно, проведения успешного) встретимся с бригадой специалистов, которые ее проводили, чтобы рассказать о ней подробно нашим читателям.
А когда вместе с нашим фотокорреспондентом приехала в Чазовский центр, когда все собрались, чтобы сделать общий снимок, Евгений Иванович никак не соглашался в нем участвовать. «Причем здесь я? Я не оперировал!». С трудом удалось уговорить.
И у меня нет комментариев.
Это, пожалуй, самая короткая справка о Евгении Ивановиче. Но представить, что это все об одном человеке, об одной жизни.
Евгений Иванович Чазов. Биографическая справка
В 1956 году Чазов защитил кандидатскую диссертацию.
В 1959 году Чазов начал работать в Институте терапии АМН СССР. В 1963 году был назначен заместителем директора по научной работе, а в 1965 году стал директором института, преобразованного в 1967 году в Институт кардиологии им. Мясникова АМН СССР.
По предложению Чазова и при его активном участии в 1976 году было начато, а в 1982 году завершено создание Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР (с 1992 по 1996 год – КНЦ РАМН, с 1996 года – Российский кардиологический научно производственный комплекс). Сегодня это ведущий многопрофильный кардиологический комплекс, оказывающий высококвалифицированную и специализированную помощь населению. С 1982 года до настоящего времени Евгений Иванович Чазов является директором этого центра.
Приоритетные научные исследования, проведенные Чазовым, получили международное признание. Широко используется для лечения больных инфарктом миокарда созданный им в 1960-ые годы метод тромболизиса, безопасность которого он испытал на себе. За создание высокоэффективных тромболитиков Евгений Чазов в 1982 году был удостоен Ленинской премии. В 1979 году было зарегистрировано открытие Чазовым и его сотрудниками механизмов креатинфосфатного пути переноса энергии в мышце сердца, имеющее большое значение не только для понимания функционирования сердца, но и создания новых лекарственных средств.
В 1969 году Евгению Чазову была присуждена Государственная премия СССР за разработку и внедрение в практику системы лечения больных инфарктом миокарда, включавшую догоспитальную помощь, создание первых в стране блоков интенсивного наблюдения, новых схем терапии. Эта система функционирует и сегодня не только в России и странах СНГ, но и в странах дальнего зарубежья.
Большое практическое значение имеет разработанная Чазовым и его учениками профилактика и реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, позволившая предупреждать развитие болезни и восстанавливать трудоспособность больных. Работа была удостоена в 1976 году второй Государственной премии СССР. Международное признание этих достижений было подтверждено избранием Евгения Ивановича Чазова президентом 1Х Международного конгресса кардиологов и 1 го Международного конгресса по профилактической кардиологии.
В 1991 году Чазов в третий раз был удостоен Государственной премии СССР за создание элементов специальной техники.
В 2004 году Евгению Ивановичу вместе с группой ученых присуждена Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники за создание и внедрение в практику нового оригинального антиаритмического препарата «нибентан».
Евгений Чазов известен не только как врач и ученый, но и как организатор здравоохранения. В 1968-1986 годах он работал заместителем министра, а в 1987-1990 годах – возглавлял Министерство здравоохранения СССР. В этот период по предложению министра здравоохранение стало переходить на новые формы работы. Была создана сеть диагностических центров, сформирована система борьбы с ВИЧ-инфекцией, пересмотрено законодательство по оказанию психиатрической помощи, появились новые принципы финансово-хозяйственной деятельности, создана сеть детских учреждений, обеспечивающих снижение смертности детей, создана система оказания медицинской помощи в экстремальных условиях и т.п.
Совместно с Бернардом Лауном, профессором кардиологии Гарвардского института здравоохранения, Евгений Чазов в 1980 организовал году международное движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Движение сыграло важную роль в формировании антиядерных настроений в общественном сознании и способствовало, по признанию политических лидеров, подписанию соглашения об ограничении ядерных вооружений. В 1985 году движению врачей была присуждена Нобелевская премия мира, которую от имени движения приняли Бернард Лаун и Евгений Чазов.
С 2008 года Евгений Чазов является членом экспертного совета Минздравсоцразвития РФ и Главным кардиологом Минздравсоцразвития РФ.
Большая и плодотворная научная, лечебная и общественная деятельность Евгения Чазова отмечена многими советскими и зарубежными наградами. Он четырежды награжден орденом Ленина. В 1978 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда. В 2004 году Евгений Иванович Чазов Указом президента Российской Федерации награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Евгений Иванович Чазов — почетный член многих иностранных академий наук, научных ассоциаций, обществ и коллегий.
Всемирная организация здравоохранения, отмечая заслуги Евгения Чазова, наградила его премией Фонда Леона Бернара с вручением медали «За выдающиеся заслуги в области общественной медицины».
За основополагающий вклад в развитие кардиологии постановлением Президиума Российской академии наук Евгению Чазову присуждена Большая золотая медаль Российской академии наук имени М.В. Ломоносова (2003).
Материал подготовлен на основе информации октрытых источников
Чазов, Евгений Иванович
Нижний Новгород, РСФСР, СССР
Евге́ний Ива́нович Ча́зов (10 июня 1929, Нижний Новгород, РСФСР, СССР) — советский и российский кардиолог, академик РАН и РАМН, член Президиума РАМН, доктор медицинских наук. В 1967—1986 гг. возглавлял 4-е Главное управление при Минздраве СССР. [2] Герой Социалистического Труда (1978) СодержаниеБиографияЕ. И. Чазов стал признанным авторитетом, объединяющим деятельность российских и американских кардиологов. В 1970—1980-е годы Е. И. Чазов совместно с Б. Лауном (США) был инициатором создания и сопредседателем международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», которому в 1985 году была присуждена Нобелевская премия мира. В 1976 году при непосредственном участии Е. И. Чазова был создан и открыт санаторий «Волжский Утёс», в настоящее время входящий в состав Медицинского центра Управления делами президента РФ. Был женат на реаниматологе Ренате Николаевне Лебедевой. После развода женился на Германовой Лидии Викторовне, основоположнике профилактической медицины в СССР, профессоре, докторе медицинских наук. Последней женой стала секретарь Лидия Жукова. От первого брака имеет дочь Татьяну. От второго брака — дочь Ирина, в настоящее время директор Института клинической кардиологии им. А. Л. Мясникова. Научная деятельностьОсновные труды по проблемам тромбозов и инфаркта миокарда, метаболизма миокарда и недостаточности кровообращения. Редактор журнала «Терапевтический архив» (с 1973). Председатель Всесоюзного кардиологического общества (с 1975). В 1967 году Е. И. Чазов избран членом-корреспондентом АМН СССР, в 1971 году — академиком АМН СССР, а в 1979 году — академиком АН СССР. Под его руководством защищено более 30 докторских и 50 кандидатских диссертаций. Автор более 450 научных трудов, в их числе 15 монографий. Под руководством Е. И. Чазова было сделано научное открытие «Явление регуляции силы сокращения сердечной мышцы креатином», которое занесено в Государственный реестр открытий СССР под № 187 с приоритетом от 6 ноября 1973 г. [4] Награды и званияКнигиИнтересные фактыКиновоплощенияВасилий Горчаков в сериале «Красная площадь», 2004 год. Лев Прыгунов в сериале «Брежнев», 2005 год. ПримечанияСсылки
|