академик черток биография достижения
Борис Черток. Человек, ставший легендой при жизни
Москва прощается с Борисом Чертоком. Соратник Королева, участник создания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, первых межпланетных станций и подготовки первого полета человека в космос, он скончался, не дожив всего двух месяцев до своего столетия.
Коллег, близких, друзей Бориса Чертока всегда поражали не только профессиональные, но и высокие человеческие качества ученого.
«Этот печальный, пасмурный день соответствует настроению тех, кто близко знал этого великого, матерого человека Бориса Чертока, – говорит летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. – Порвалась последняя ниточка, которая связывала сегодняшнее время с временем Королева».
«Конечно же, Борис Евсеевич был легендой, – убежден руководитель офиса НАСА в Москве Джон Монталбано. – И каждый раз, когда уходит легенда, – это огромная утрата. Но вся его работа будет в учебниках и книгах».
Бориса Чертока называли патриархом российской космонавтики еще при жизни. В истории покорения космоса он – действительно, фигура легендарная. В мае 45-го, в свои 33 года, артиллерист Борис Черток расписался на стене Рейхстага, а уже осенью ему поручили в побежденной Германии разыскать немецких ракетостроителей и собрать данные о самом грозном оружии Третьего рейха – ракете «Фау». Там и произошла судьбоносная встреча с главным конструктором Сергеем Королевым, правой рукой которого и стал Борис Черток.
«Уже в октябре 47-го года мы сумели пустить первую баллистическую управляемую ракету дальнего действия, – рассказывал доктор технических наук, академик РАН Борис Черток. – Это был, в общем-то, конечно, настоящий пуск».
Вехи истории и его жизни. Первая ракета Р-1, первый искусственный спутник Земли, первая ракета с атомным боезарядом, полет первого человека в космос. Черток, хотя и не входил в «совет главных», но тоже давал «добро» на старт Юрия Гагарина.
«Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток», и все современные главные сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадежный корабль, – говорил Борис Черток. – Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Мы получили огромный опыт и поняли, как сильно мы рисковали».
Главный конструктор Сергей Королев ценил своего заместителя. Он умел решать сверхзадачи, при этом оставаясь в тени, как один из самых секретных конструкторов систем управления ракетной техникой. Из тени Борис Черток вышел в конце 90-х, когда написал книгу «Ракеты и люди». Четырехтомник Чертока стал энциклопедией космонавтики не только для специалистов. Академика стали называть совестью космической эпохи.
«Конечно, мы допускали ошибки, – признавал Борис Евсеевич, – и эти ошибки сказались потом в том смысле, что ошибка создателей ракетно-космической техники – это ошибка всего моего поколения, которое допустило развал великой державы Советского Союза».
Борис Черток жил работой и на работе. Приезжал домой в два ночи, чтобы в 8 утра опять быть в КБ РКК «Энергия». Именно Чертоку Америка должна поставить памятник. В далеком 45-м ему было поручено взять в плен известного конструктора немецкой, а позднее и американской ракетной техники фон Брауна. Борис Черток сказал, что не успел. Фон Браун уехал в США и спустя десятилетие отправил человека на Луну.
В последние десятилетия жизни к работе прибавились лекции, встречи, конференции и традиционные ежегодные академические чтения в Бауманке, где каждый раз Черток удивлял всех нестандартностью мышления, иногда и резкими высказываниями.
«Хочу сказать, что американские, российские и всякие прочие проекты марсианских экспедиций по сравнению с китайским проектом представляются мелкими любительскими сотрясениями воздуха», – отмечал академик.
И еще, он был убежден, что лучшие руководители страны – это конструкторы ракетной техники. «В истории человечества вообще и в истории науки и техники личность играет огромную роль, с этим надо считаться, – был уверен Борис Черток. – Коллектив – вещь необходимая, но коллектив должен возглавляться личностью. Не безликим менеджером, а человеком творческим, инициативным, энтузиастом, для которого конечная цель как создание чего-то нового в целом для человечества и для своей страны – это главное, а не обогащение собственное и своих родных».
До столетнего юбилея Борис Евсеевич не дожил всего два с половиной месяца. В конце жизни его часто просили вспомнить прошлое, а он думал о будущем.
«В XXI веке уникальность планеты Земля во всей обозримой Вселенной должна быть осознана человечеством для объединения усилий всех ведущих государств, с целью ее сохранения, – подчеркивал Борис Евсеевич. – Человек разумный – явление совершенно исключительное, выпадающее из объема наблюдений космическими аппаратами. Этот homo sapiens обязан использовать силу разума для надежной защиты планеты от неразумности разумного человека».
Академик черток биография достижения
Черток Борис Евсеевич – заместитель главного конструктора ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике, Московская область.
Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (Польша) в семье служащих Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943) и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942). Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Накануне Первой мировой войны его родители вернулись в Москву, где в 1929 году он окончил девятилетнюю школу и начал трудовую деятельность электромонтёром на Краснопресненском силикатном заводе. Ещё в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приёмника.
В конце 1930 года Б.Е.Черток перешёл на завод № 22 (впоследствии завод имени С.П.Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтёром по промышленному оборудованию, электрорадиомонтёром по оборудованию самолётов (1930-1933), радиотехником по самолётному радиооборудованию (1933-1935), начальником конструкторской группы ОКБ (1935-1937) и начальником конструкторской бригады по самолётному оборудованию и вооружению (1937-1938). В течение года был заведующим массово-экономическим отделом заводского комитета ВЛКСМ.
В эти годы Б.Е.Черток стал автором ряда изобретений, подтверждённых авторскими свидетельствами. В 1934-1935 годах разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошёл испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель он был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф.Болховитинова. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолётов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолётов экспедиции группы М.В.Водопьянова на Северный полюс и самолёта С.А.Леваневского для трансполярного перелёта Москва – США.
В 1934 году Б.Е.Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и до 1938 года совмещал работу с учёбой. Для окончания института в 1938 году он перешёл на дневное отделение и в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию инженера-электрика. Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности у главного конструктора В.Ф.Болховитинова. Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжёлого самолёта на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжёлых бомбардировщиков системой переменного тока. Эта работа, проводившаяся в отделе электрических машин ВЭИ, которым руководил академик К.И.Шенфер, была первой серьёзной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию. С началом Великой Отечественной войны работа была приостановлена.
С 1940 года по 1945 год Б.Е.Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф.Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. После защиты дипломного проекта он был принят на должность начальника группы, затем был назначен начальником бригады и впоследствии назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в город Билимбай Свердловской области. Во время Великой Отечественной войны он разработал автоматику управления вооружением самолётов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в первом полёте ракетного самолета «БИ-1» конструкции В.Ф.Болховитинова, А.М.Исаева, А.Я.Березняка, осуществленном капитаном Г.Я.Бахчиванджи в 1942 году.
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е.Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А.М.Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П.Королёв. С этого времени Б.Е.Черток работал в тесном сотрудничестве в С.П.Королёвым.
В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е.Черток был переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения СССР. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С.П.Королёв. После выделения в августе 1956 года ОКБ-1 и опытного завода № 88 из НИИ-88 в самостоятельное предприятие – Опытно-конструкторского бюро № 1 (начальник и главный конструктор С.П.Королев) Б.Е.Черток с 1957 года по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ-1.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Чертоку Борису Евсеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (ЦКБЭМ). В 1974 году Б.Е.Черток стал заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года являлся главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П.Королёва.
Вся научно-инженерная деятельность Б.Е.Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Б.Е.Чертоком, – это разработка теории надёжной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и другое.
В 1948 году Б.Е.Черток создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов. Впоследствии с его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звёздам. Для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических комплексов им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Это позволило практически реализовать методы теории надёжности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций. Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом, руководимым Б.Е.Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов.
Основополагающие работы Б.Е.Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и в том числе первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит».
Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Б.Е.Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. До настоящего времени школа Б.Е.Чертока является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.
Развитие Б.Е.Чертоком идей системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия – Буран».
Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса «Мир». В созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко используется бортовая вычислительная техника на базе современной микроэлектроники. Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи с использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надёжность позволили осуществить астрофизические и народнохозяйственные исследования первостепенного научного значения.
Более 60 лет Б.Е.Черток вел педагогическую работу. В 1947-1949 годах им был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Н.Э.Баумана. С 1965 года он профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета приборостроения в МГТУ имени Н.Э.Баумана. До 1978 года вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ. В 1978 году был назначен заведующим базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института и читал курс «Управление большими космическими системами».
Жил в городе-герое Москве, работал в городе Королёв Московской области. Скончался 14 декабря 2011 года, на 100-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён советскими 2 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (16.09.1945), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (26.08.1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).
Доктор технических наук (1958), профессор, академик РАН (с 2000; член-корреспондент АН СССР с 1968). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва РАН (2007, за цикл научных и конструкторских работ и публикаций).
Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), премии Правительства РФ имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности (13.12.2011, за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны), премии имени Б.Н.Петрова РАН (1993, за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2010).
Почётный гражданин города Королёв.
Б.Е.Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Среди наиболее значимых из открытых: «Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов» (1977), «Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций» (1986), «Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990). В 1994-1999 годах им была подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырёх монографий.
© Биографию подготовил Виталий Смирнов (г. Северодвинск)
Борис Евсеевич Черток. Биографическая справка
Российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток скончался в среду в Москве на 100-м году жизни.
Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи (Польша) в семье служащих. Отец, Черток Евсей Менасеевич, работал счетоводом в текстильной промышленности. Мать, Явчуновская Софья Борисовна, была фельдшером-акушеркой. В 1914 году накануне первой мировой войны родители Бориса вернулись в Москву.
В 1929 году Борис Черток окончил школу-девятилетку и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника.
В эти годы Борис Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, Черток был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Он участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.
В 1934-1940 годы Борис Черток учился в Московском энергетическом институте. Темой его дипломного проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была приостановлена.
С 1940 по 1945 год Борис Черток работал в ОКБ Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП (Научно-исследовательском институте Народного комиссариата авиационной промышленности), где впоследствии был назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления.
Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1, осуществленном в 1942 году.
В августе 1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88.
В 1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева.
Борис Черток участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет, космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных спутников «Электрон», автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи «Молния-1», фотонаблюдения «Зенит», проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Борис Черток был конструктором в области разработки и создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, ракетно-космических комплексов и систем.
Борис Черток ‑ автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий.
В последние годы Борис Черток участвовал в издательской деятельности. Ученый написал четырехтомные воспоминания «Ракеты и люди», изданные в РФ и за рубежом.
Борис Черток был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1961). Ему присуждены Ленинская и Государственная премии СССР (1957, 1976). Он награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), медалью «За оборону Москвы» (1944), а также золотыми медалями РАН имени Б.Н. Петрова (1992) и имени С.П. Королева (2008).
В 2010 году Борису Чертоку была присуждена Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
На 100-м году жизни в Москве скончался Борис Черток – ближайший соратник С. Королева, выдающийся конструктор ракет, академик РАН, доктор технических наук. О смерти академика РИА «Новости» сообщила Алла Медведева, ученый секретарь академических чтений по космонавтике. Патриарх российской космонавтики до своего 100-летнего юбилея не дожил всего два с половиной месяца.
По словам Медведевой, Борис Черток скончался в пятницу в 07:40 утра. Коллеги академика о месте и времени церемонии прощания сообщат позже.
Многие годы Борис Черток являлся руководителем подготовки и проведения академических чтений по космонавтике. Многим они известны как «Королевские чтения». До последних дней выдающийся конструктор оставался сотрудником РКК «Энергия» и читал студентам лекции.
Алексей Леонов, дважды Герой СССР, первый человек, побывавший в открытом космосе, комментируя печальное известие, сказал: «Последний человек, связывавший нас с эпохой С.П. Королева, ушел из жизни. С уходом Бориса Евсеевича, к сожалению, уходит и эпоха великих отечественных космических достижений. Это великая печаль. Жаль человека. Добрый, умный, могучий – поскольку немощные до ста лет не живут. Я предлагал сделать о Борисе Евсеевиче фильм, пока он жив. К сожалению, не успели. С его уходом был потерян правдивый свидетель расцвета великого космического государства».
Черток о своей мечте и о секретном коде для Гагарина
С именем Бориса Евсеевича связаны главные достижения Советского Союза в освоении космоса. Он всегда охотно делился воспоминаниями о событиях прошлого. Так, в интервью «Российской газете», данном 7 лет назад, Черток признался, что полет в космос был его мечтой, раскрыл причины проигрыша в «лунной гонке» Советского Союза американцам, рассказал о секретном коде для Гагарина.
Борис Черток о причинах присвоения Гагарину секретного кода 125 рассказал следующее: «По мнению психологов, у человека, который оказался со Вселенной один на один, могла «поехать крыша». Поэтому кем-то было предложено для первого полета ввести кодовый цифровой замок. Лишь набрав «125», можно было задействовать питание системы ручного управления».
Журналисты в конце интервью спросили у Бориса Евсеевича, хотелось ли ему когда-нибудь самому побывать в космосе. Он честно ответил, что хотелось, однако с иронией добавил, что в его возрасте «это был бы вполне оправданный риск».
В другом интервью, которое Борис Черток дал журналу «Российский космос» (которое было опубликовано весной этого года на сайте Роскомоса), он сожалел, что до настоящего времени земляне во Вселенной товарищей по разуму не нашли.
Борис Евсеевич Черток. Биография
Родился Борис Евсеевич в Лодзи (Польша) 1 марта 1912 г. Московский энергетический институт окончил в 1940 г. В период с 1940 по 1945 год работал в ОКБ главного конструктора Виктора Болховитинова.
Борис Черток с этого времени тесно сотрудничал с Королевым. В 1946 году Бориса Евсеевича перевели на должность зам. главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88 (Научно-исследовательский институт N88) Минвооружения. Черток в 1950 г. был назначен заместителем начальника, а в 1951 г. и начальником отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88 (Особое конструкторское бюро N1, сегодня РКК «Энергия»). Королев был главным конструктором.
В 1974 Черток был назначен зам. генерального конструктора по системам управления НПО «Энергия». С 1946 года его научно-инженерная деятельность была связана с разработкой и созданием систем управления для космических аппаратов и ракет.
Черток был руководителем при создании школы, которая по сей день определяет научные направления, а также уровень отечественной техники для пилотируемых космических полетов.
В 1961 г. Б. Черток получил звание Героя Социалистического Труда, избран членкором Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления в 1968 году, действительным членом РАН – в 2000 г., действительным членом Международной академии астронавтики – в 1990 г.
Кроме того, Борис Евсеевич за участие в создании первых искусственных спутников Земли был лауреатом Ленинской премии (1957), за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон» лауреатом Государственной премии СССР (1976).
Борис Черток являлся автором и соавтором более двух сотен научных трудов, среди них ряд монографий, большая часть которых была засекречена многие годы. Под его руководством в 1994-1999 гг. была подготовлена серия книг «Ракеты и люди».
В конце 2011 года академику Чертоку за выдающийся вклад в разработку и развитие ракетно-космической науки и промышленности России была присуждена Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».