академик лихачев цитаты о жизни
20 цитат из книг академика Лихачёва
Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 — 1999) — выдающийся русский филолог, искусствовед и культуролог. Исследователь внес большой вклад в изучение древнерусской литературы, именно он стал автором лучших работ по «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника» и других произведений. Более того, именно Лихачёву мы обязаны тем, что до сих пор сохранены многие исторические здания Санкт-Петербурга, он же активно участвовал в создании парка «Монрепо» в окрестностях северной столицы.
Прошедший через сталинские лагеря и блокаду Ленинграда, этот удивительный человек не озлобился. Судя по его воспоминаниям, ненависть — чувство, чуждое ему. И кто знает, может именно любовь и интерес ко всему, что его окружает, и помогли исследователю стать великим ученым.
Мы отобрали 20 цитат из книг академика Лихачёва:
Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее. «Письма о добром»
. остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Всегда интересны впечатления художников. Читайте записки и воспоминания художников об их поездках. Не знаю почему, но все художники удивительно хорошо пишут. Чудесные писатели – Коровин, Бенуа, Добужинский, Грабарь… Как они умели смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное не только в живописи, но и в своих записках! «Письма о добром»
У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми. «Заметки о русском»
Бездарность стремится поучать, талант – подавать пример. Но если у таланта отнять время, то и талант будет больше поучать, чем учить примером. «Заметки о русском»
Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. «Письма о добром»
О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Быть благожелательным к любому народу, самому малочисленному! Это позиция самая верная, самая благородная. «Письма о добром»
Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. «Письма о добром»
Совершенствовать свой язык — громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое… «Воспоминания»
Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем. «Письма о добром»
В столовой я, встречая знакомые лица, каждый раз думал: «Этот жив». Люди в столовой встречались со словами: «Вы живы! Как я рад!» С тревогой узнавали друг у друга: такой-то умер, такой-то уехал. Люди пересчитывали друг друга, считали оставшихся, как на поверке в лагере. «Воспоминания»
Появилось специфическое движение пальцев, по которому ленинградцы узнавали друг друга в эвакуации: хлебные крошки на столе придавливали пальцами, чтобы они прилипли к ним, и отправляли эти частицы пищи в рот. Просто немыслимо было оставлять хлебные крошки. Тарелки вылизывались, хотя «суп», который из них ели, был совершенно жидкий и без жира: боялись, что останется жиринка («жиринка» — это ленинградское слово тех лет, как и «довесочек»). «Воспоминания»
Мне кто-то рассказывал: когда Рахманинова спросили, что главное в искусстве, он ответил: «В искусстве не должно быть главного». «Заметки о русском»
Философские системы бывают не только верные или неверные, но интересные, богатые и неинтересные, бедные, скучные. То же религии. К ним может быть и эстетический подход. «Заметки о русском»
Народное творчество учит понимать условность искусства. «Письма о добром»
В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! «Письма о добром»
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть o своих интересах, o себе. «Письма о добром»
Академик лихачев цитаты о жизни
Неразделённая радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один.
«Письма о добром и прекрасном»
Меня не удовлетворяют словарные определения слова « жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или « скупость, корыстолюбие» ( это из одного из лучших словарей русского языка — четырёхтомного, первый том его вышел в 1957 году). В принципе это определение четырёхтомного « Словаря» верно, но оно не передаёт того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело — разумная бережливость; жадность — её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
«В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…».
ОЧЕНЬ СТРАШНО
Из воспоминаний академика Д.С. Лихачева.
Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не «дорогой жизни», как сусально назвали ее наши писатели впоследствии).
Машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью). Рассказывали, что одна мать сошла с ума: она ехала во второй машине, а в первой ехали ее дети, и эта первая машина на ее глазах провалилась под лед. Ее машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой, и помчалась дальше, не останавливаясь. Сколько людей умерло от…
… показать весь текст …
Без памяти нет совести.
Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
« Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя… Творчество — оно беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание.»
« Неразделённая радость — не радость.»
Письма о добром и прекрасном
Письмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?
Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская»…
… показать весь текст …
« Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника „перекричать“, испугать обвинениями, — это пустой человек, и спор его пустой.»
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя.
Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутрен…
… показать весь текст …
« Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.»
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.»
Письма к молодым читателям. Письмо сорок первое. «Память культуры».
« Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.»
«Если человек ни о ком и ни о чем не заботится, его жизнь тоже „бездуховна“. Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности» («не все сделал, что мог»)
Нравственный дальтонизм: мы разучились различать цвета, точнее — отличать черное от белого. Воровство есть воровство, бесчестный поступок остаётся бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! А ложь есть ложь, и я не верю, что ложь может быть во спасение…
Отсутствие совести у людей, занятых в хозяйстве, в экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совести у людей, ответственных за культуру, наносит ущерб, духовный. Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в культуре чаще всего невосполним.
О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и неинтересные.
Академик лихачев цитаты о жизни
Академик Д. С. Лихачев
Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.
«Письма о добром и прекрасном»
Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
Национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других.
Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Шутка важна в трудных положениях:…
… показать весь текст …
— Еще сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с «благо». Почти все эти слова исчезли из нашей речи, а те, что остались, обрели более приземленный смысл. К примеру, слово «благонадежный» означало «исполненный надежды», «ободрившийся»…
— Слова исчезли вместе с явлениями. Часто ли мы слышим «милосердие», «доброжелательность»? Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке. Или вот «порядочность». Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал — о ком бы я ни заговорил, он спра…
… показать весь текст …
«Письма о добром и прекрасном»
— Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести…
… показать весь текст …
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое.»
«Письма о добром и прекрасном» (Письмо сорок четвертое)
— Вы знаете, когда я был студентом, я мечтал познакомиться с Ахматовой. Наконец общие знакомые пригласили меня к ней в гости. Первое ощущение, когда я увидел ее: Королева! Удивительное соединение несоединимых черт. Величественность — и застенчивость, надменность — и робость. Меня предупреждали: «Митя, если хочешь понравиться Анне Андреевне и продлить знакомство, выучи побольше ее стихов. Она любит, когда ей читают наизусть ее стихи».
Надо сказать вам, что стихи я запоминаю плохо. Но к встрече г…
… показать весь текст …
Прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека — это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.
Письма о добром и прекрасном
Пустота всегда агрессивна.
« Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.»
« Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.»
«Ум — это, прежде всего, поведение. Умный человек — это тот, кто ведет себя правильно в собственной семье, с товарищами, на работе Ум — это тактичность, умение отделить мелкое от важного, предусмотреть будущее»
Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть.
«Письма о добром и прекрасном».
«Письма о добром и прекрасном».
«Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем, можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести с…
… показать весь текст …
« Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.»
Жизнь — это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
Цитаты Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать.
Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!
Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе. Впрочем, что значит «судьба»? Судьба была во мне самом. Но та же судьба одновременно постоянно отвлекала меня от занятий академической наукой. По натуре я, очевидно, человек беспокойный.
О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и неинтересные.
Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.
Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.
Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.
Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, — это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, — это его не может уронить.
Интеллигентом нельзя притвориться.
Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру.
Кто не замечает, что происходит в стране, или подлец или идиот.
Знающим можно притвориться. И умным тоже можно притвориться. Нельзя притвориться интеллигентным.
Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, умственная жухлость, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Иное дело — разумная бережливость; жадность — её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны.
Любовь должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющаю во всем своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.
К доброму старому всегда возвращаются, но с другого конца.
Дата рождения: 28.11.1906
Дата смерти: 30.09.1999 (92 года)
Книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва: Письма о добром и прекрасном
Академик лихачев цитаты о жизни
« Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину ( даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.»
. и ничего о государстве.
Страна — это единство народа, природы и культуры.
и ничего о государстве
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас… Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает большой круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становится все выше, а человек, их центр, мудрее… Мудрость это ум, соединенный с добротой.
« Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.»
« В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём отсчёт высоты от уровня моря.»
« Обманывая, человек прежде всего обманывает себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.»
« В общем-то, излишняя обидчивость — признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.»
О ВОСПИТАННОСТИ
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями. Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщин…
… показать весь текст …
Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни.
«Письма о добром и прекрасном»
« Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»
« Признаться в своей ошибке перед самим собой ( не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт.»
« А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.»
«Письма о добром и прекрасном.»
« Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости… Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.»
« Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…»
Продавцы назывались приказчиками. Помню дисциплину этих приказчиков в магазине « Масло». Стояли они на шаг назад от прилавка, заложив руки за спину. При появлении покупателя приказчик делал шаг ему навстречу и опускал руки. Это невольно заставляло покупателя к нему подойти. Масло и сыр давали пробовать на кончике длинного ножа.
« Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто „хорошее“, „заслоненную красоту“ обогащает человека духовно.»
« Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Память — преодоление времени, преодоление смерти.»
« Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой ( вернее, „чиновничьей“) души.»