академик павлов биография кратко
Биография Павлова
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – выдающийся русский ученый, физиолог, основоположник учения о ВНД, основатель первой физиологической школы в России. В биографии Павлова есть немало интересных, увлекательных моментов.
Детские и отроческие годы
Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 г., в Рязани. Обучение грамоте началось, когда Ивану было восемь лет. Но за школьную скамью он сел только через 3 года. Причиной такого опоздания стала сильная травма, которую он получил, раскладывая яблоки для просушки.
После выздоровления, Иван стал учеником духовной семинарии. Он отлично учился и быстро выдвинулся в репетиторы, помогая своим отстающим однокашникам.
Будучи гимназистом, Павлов познакомился с трудами В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, и проникся их идеями. Но пламенным революционером воспитанник духовной семинарии не стал. Вскорости Иван увлекся естествознанием.
Огромное влияние на юношу оказала работа И. М. Сеченова, “Рефлексы головного мозга”.
Закончив 6 класс, Иван понял, что не желает идти по выбранному ранее пути и начал готовиться к поступлению в университет.
Дальнейшее обучение
В 1870 г. Иван Петрович перебрался в Питер и стал студентом физико-математического факультета. Как и в гимназии, он отлично учился и получал императорскую стипендию.
По мере обучения, Павлов все больше увлекался физиологией. Окончательный выбор был сделан им под влиянием профессора И. Ф. Циона, который читал лекции в институте. Павлов был восхищен не только искусством проведения опытов, но и удивительным артистизмом педагога.
В 1875 г. Павлов с отличием окончил институт.
Основные достижения
В 1876 г. Иван Павлов устроился в качестве ассистента в лабораторию Медико-хирургической академии. На протяжении 2 лет он проводил исследования по физиологии кровообращения.
Труды молодого ученого были высоко оценены С. П. Боткиным, который пригласил его к себе. Принятый в качестве лаборанта, фактически Павлов возглавил лабораторию. За время сотрудничества с Боткиным, он добился потрясающих результатов в сфере изучения физиологии кровообращения и пищеварения.
Павлову принадлежит идея введения в практику хронического эксперимента, при помощи которого у исследователя есть возможность изучения деятельности здорового организма.
Разработав метод условных рефлексов, Иван Петрович установил, что происходящие в мозговой коре физиологические процессы находятся в основе психической деятельности.
Исследования Павловым физиологии ВНД оказали огромное влияние как на медицину и физиологию, так и на психологию и педагогику.
Лауреатом Нобелевской премии Иван Петрович Павлов стал в 1904 г.
Смерть
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Иван Павлов
Биография
Иван Павлов – знаменитый российский ученый, труды которого высоко оценены и признаны научным мировым сообществом. Ученому принадлежат важные открытия в области физиологии и психологии. Павлов является создателем науки о высшей нервной деятельности человека.
Портрет Ивана Павлова
Иван Петрович родился в 1849 году, 26 сентября, в Рязани. Это был первый ребенок из десяти, родившихся в семье Павловых. Мать Варвара Ивановна (девичья фамилия Успенская) воспитывалась в семье священнослужителей. До замужества была крепкой, жизнерадостной девушкой. Роды, следовавшие одни за другими, отрицательно сказались на здоровье женщины. Она не была образована, но природа наделила ее умом, практичностью и трудолюбием.
Детей молодая мама воспитывала правильно, прививала качества, благодаря которым в будущем они успешно себя реализовали. Петр Дмитриевич, отец Ивана, был правдивым и самостоятельным священником крестьянского происхождения, правил службы в бедном приходе. Частенько вступал в конфликты с руководством, любил жизнь, ничем не болел, охотно ухаживал за садом и огородом.
Памятник Ивану Павлову
Благородство и пасторское рвение Петра Дмитриевича со временем сделали из него настоятеля храма в Рязани. Отец был для Ивана примером упорства в достижении целей и стремления к совершенству. Он уважал своего отца и прислушивался к его мнению. По наставлению родителей в 1860 г парень поступает в духовное училище и проходит начальный курс семинарии.
В раннем детстве Иван редко болел, рос веселым и крепким мальчишкой, играл с детьми и помогал родителям по хозяйству. Отец и мать привили детям привычку трудиться, поддерживать порядок в доме, соблюдать аккуратность. Сами много трудились, этого же требовали и от детей. Иван с младшими братьями и сестрами носили воду, кололи дрова, топили печь и выполняли другие домашние дела.
Портрет Ивана Павлова
Грамоте мальчика обучали с восьмилетнего возраста, но в школу он пошел в 11. Причиной тому стал сильный ушиб, полученный при падении с лестницы. У мальчика пропал аппетит, сон, он стал худеть и бледнеть. Домашнее лечение не помогало. На поправку дело пошло тогда, когда измученного болезнью ребенка увезли в Троицкий монастырь. Его опекуном стал гостивший в доме у Павловых игумен божьей обители.
Здоровье и жизненные силы удалось вернуть, благодаря гимнастическим упражнениям, хорошей еде и чистому воздуху. Игумен был образованным, начитанным и вел аскетическую жизнь. Книгу, подаренную опекуном, Иван выучил и знал наизусть. Это был томик басен Крылова, который впоследствии стал его настольной книгой.
Семинария
Решение о поступлении в духовную семинарию в 1864 г. принято Иваном под влиянием духовного наставника и родителей. Здесь он изучает естественные науки и другие интересные предметы. Активно участвует в дискуссиях. На протяжении всей жизни он остается заядлым спорщиком, неистово сражается с противником, опровергая любые аргументы оппонента. В семинарии Иван становится лучшим учеником и дополнительно занимается репетиторством.
Молодой Иван Павлов в семинарии
Знакомится с трудами великих русских мыслителей, проникается их стремлением к борьбе за свободу и лучшую жизнь. Со временем его предпочтения концентрируются на естествознании. В этом большую роль сыграло знакомство с монографией И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Приходит осознание того, что карьера священнослужителя ему не интересна. Начинает штудировать предметы, необходимые для поступления в университет.
Физиология
В 1873 г. Павлов приступает к исследовательским работам над легкими лягушки. В соавторстве с одним из студентов, под руководством И. Ф. Циона пишет научную работу о том, как нервы гортани влияют на кровообращение. Вскоре вместе со студентом М. М. Афанасьевым изучает поджелудочную железу. Исследовательской работе присуждается золотая медаль.
Физиолог Иван Павлов
Учебное заведение студент Павлов заканчивает на год позже, в 1875-м, так как остается на повторный курс. На исследовательскую работу уходит много времени и сил, поэтому выпускные экзамены он заваливает. По окончании учебного заведения Ивану всего 26 лет, он полон амбиций, его ждут прекрасные перспективы.
С 1876 г Павлов ассистирует профессору К. Н. Устимовичу в Медико-хирургической академии и параллельно изучает физиологию кровообращения. Труды этого периода высоко оценены С. П. Боткиным. Профессор приглашает молодого исследователя поработать в своей лаборатории. Здесь Павлов изучает физиологические особенности крови и пищеварения
Иван Павлов в Императорской Военно-медицинской академии, 1913 год
В лаборатории С. П. Боткина Иван Петрович проработал 12 лет. Биография ученого этого периода пополнилась событиями и открытиями, которые принесли мировую славу. Настала пора для перемен.
Добиться этого простому, человеку в дореволюционной России было не легко. После неудачных попыток судьба дает шанс. Весной 1890 года Варшавский и Томский университеты избирают его профессором. А в 1891-м ученого приглашают в Университет экспериментальной медицины для организации и создания отдела физиологии.
До конца жизни Павлов бессменно руководил этой структурой. В университете проводит исследования физиологии пищеварительных желез, за что в 1904-м получает Нобелевскую премию, которая стала первой российской премией в области медицины.
Иван Павлов во время операции
Приход к власти большевиков оказался для ученого благом. Его труды оценил В. И. Ленин. Для академика и всех сотрудников создавались благоприятные, способствующие плодотворной работе, условия. Лабораторию при советской власти модернизировали в Физиологический институт. К 80-летнему юбилею ученого был открыт институт-городок под Ленинградом, его труды печатались в лучших издательствах.
При институтах открывались клиники, приобреталось современное оборудование, увеличивался штат сотрудников. Павлов получал средства из бюджета и дополнительные суммы для расходов, испытывал благодарность за такое отношение к науке и собственной персоне.
Собака Павлова
Особенностью методики Павлова было то, что он видел связь между физиологией и психическими процессами. Работы о механизмах пищеварения стали отправной точкой для развития нового направления в науке. Исследованиями в области физиологии Павлов занимается более 35 лет. Ему принадлежит создание методики условных рефлексов.
Эксперимент, названный «собака Павлова», состоял в изучении рефлексов животного на воздействия извне. В ходе него после сигнала метрономом собаке выдавалась еда. После сеансов у собаки начиналась выделяться слюна без еды. Так ученый выводит понятия рефлекса, формирующегося на основе опыта.
Собака Павлова
В 1923-м вышло первое описание двадцатилетнего опыта над животными. В науке Павловым сделан самый серьезный вклад в познание функций мозга. Результаты исследований, поддержанных советским правительством, оказались ошеломляющими.
Личная жизнь
Первую любовь, будущего педагога Серафиму Карчевскую, талантливый юноша встречает в конце семидесятых. Молодых людей объединяют общие интересы и идеалы. В 1881 году они поженились. В семье Ивана и Серафимы родилось две дочери и четверо сыновей.
Семья Ивана Павлова
Первые годы семейной жизни оказались тяжелыми: не было собственного жилья, не хватало средств на необходимое. Трагические события, связанные с гибелью первенца и еще одного малолетнего ребенка, подорвали здоровье жены. Это выбивало из колеи и приводило в отчаяние. Подбадривая и утешая, Серафима вывела мужа из тяжелейшей меланхолии.
В дальнейшем личная жизнь пары наладилась и не мешала молодому ученому строить карьеру. Этому содействовала и постоянная поддержка жены. В научных кругах Иван Петрович пользовался уважением, а его сердечность и энтузиазм притягивали к нему друзей.
Смерть
С фото, снятых в периоды жизни ученого, на нас смотрит жизнерадостный, привлекательный пышнобородый мужчина. У Ивана Петровича было завидное здоровье. Исключение составляли простудные заболевания, иногда с осложнениями в виде воспаления легких.
Могила Ивана Павлова
Пневмония и стала причиной смерти 87-летнего ученого. Умер Павлов 27 февраля 1936 г, его могила находится на Волковском кладбище.
Иван Петрович Павлов
Биография выдающегося учёного
Иван Павлов родился в Рязани. Интересно, что его предки по материнской и отцовской линии были православными священниками. Начальное и среднее образование Иван Павлов поэтому получил соответствующее – учился он в местном духовном училище, а затем в семинарии. Обучение в семинарии Павлову нравилось.
На последнем курсе семинарии Иван Павлов, однако, прочитал небольшую книжку Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая заставила его всерьёз заинтересоваться биологией. После семинарии он поступил в Санкт-Петербургский университет – вначале на юридический факультет, но через несколько дней перевёлся на естественнонаучный.
В университете преподавателями Павлова являлись многие известные учёные, в том числе Боткин, Цион, Овсянников. Боткин был другом и последователем Сеченова, поэтому с ним Павлов сошёлся особенно близко.
Павлов также ездил стажироваться в Германию, где работал под руководством Рудольфа Гейденгайна – крупного специалиста по пищеварению.
В дальнейшем Павлов продолжал работать под руководством Боткина. С этим периодом связаны его первые научные достижения: коллектив, состоявший из Боткина, Павлова и Стольникова, разработал первую в мире методику искусственного круга кровообращения – раньше английского учёного Старлинга, который официально считается первопроходцем этого метода.
Исследование процессов пищеварения занимало Павлова в то время больше всего. Он более десяти лет пытался получить фистулу желудочно-кишечного тракта собаки (то есть сквозное отверстие). Сделать это было непросто, потому что вытекающий желудочный сок переваривал кишечник и брюшную стенку. Наконец, после кропотливых трудов фистула была получена, и это позволило Павлову провести свои знаменитые эксперименты. Написанная учёным работа оказалась революционной, и на неё он в 1904 году получил Нобелевскую премию. Иван Павлов был первым русским учёным, удостоившимся этой награды.
В своём докладе, представленном в Мадриде, Павлов впервые сформулировал основы теории высшей нервной деятельности. В нём он ввёл такие понятия, как условный и безусловный рефлексы, подкрепление; в настоящее время эти понятия стали общеизвестными и составляют основу не только науки о животных, но и ряда направлений психологии, в том числе бихевиоризма – науки о поведении человека.
Научная деятельность Павлова
Иван Павлов был последователем так называемого нервизма – направления, развивавшего идею о том, что все физиологические процессы в организме регулируются нервной системой. В России этой теории придерживались, в частности, Боткин и Сеченов – учителя Павлова. На рубеже XIX и ХХ веков была новинкой мысль о том, что нервная система и головной мозг управляют даже теми внутренними процессами в организме, которые человеческое сознание не контролирует и как бы не замечает.
Вот, например, пищеварение, которое Павлов изучил, так сказать, вдоль и поперёк. Как пищеварительная система узнаёт, что имеет дело с чем-то съедобным, и в какой момент начинается сам этот процесс? Эксперименты Павлова над собаками позволили в буквальном смысле невооружённым глазом наблюдать этот процесс от начала и до конца.
Собака видит пищу, и в этот момент в её организме начинает вырабатываться желудочный сок. Сигналы в желудок посылает мозг, и он же обрабатывает информацию, поступающую от органов зрения (а также слуха, обоняния, вкуса). Значит, для организма это всё звенья одной цепи.
Так Павлову удалось лицезреть то, что уже тогда принято было именовать рефлексами. Однако учёный заметил, что желудочный сок вырабатывается не только в том случае, когда животное осуществляет непосредственный контакт с пищей. Если собаке дать понюхать кусок мяса, но одновременно с этим звонить в звонок, то через некоторое время желудочный сок начинает выделяться каждый раз, когда она слышит звонок, даже если мяса рядом нет.
Поэтому все рефлексы Иван Павлов разделил на безусловные и условные. Условные рефлексы, в отличие от безусловных, приобретаются в течение всей жизни животного не закрепляются на генетическом уровне. В формировании условных рефлексов участвуют высшие отделы головного мозга.
Из условных рефлексов формируется так называемое приобретённое поведение. Его значимость для организма огромна, поскольку такое поведение позволяет приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Тот, кто не может приспособиться, не выживает. Таким образом, условные рефлексы играют роль этаких «двигателей прогресса» в развитии живых организмов.
Было в теории Павлова и ещё одно соображение, которое смогли развить его последователи. Условные рефлексы позволяют контролировать поведение высших организмов, обучать их новым навыкам, порой достаточно сложным, и полностью подчинять их своей воле. А поскольку человеческий организм в общем и целом практически не отличается от организма собаки, то с человеком, стало быть, можно производить то же самое.
Подобные эксперименты проводили первые американские бихевиористы, используя маленьких детей. С помощью несложных манипуляций у ребёнка удавалось выработать отвращение и даже страх перед предметами, которые до этого его привлекали. Приобретённая ребёнком реакция потом сохранялась на всю жизнь, и потом человеку, ставшему взрослым, приходилось долго устранять последствия эксперимента с помощью профессиональных психологов.
Бихевиористическое учение довольно быстро нашло себе практическое применение. Одним из направлений «прикладного бихевиоризма» стал маркетинг – искусство продавать товары, используя реакции потребителей на определённые раздражители. Нашли своё применение эти методы также в политических технологиях, религии и в некоторых других сферах.
Коллекционирование Павлова
Всю свою жизнь Иван Павлов был весьма увлечённым человеком и интересовался всем, что имеет отношение к живой природе. Он коллекционировал бабочек, жуков, растения, а также марки, произведения искусства. Насекомые составляли предмет его особого интереса. По его просьбе знакомые исследователи привозили ему из разных стран диковинных бабочек; мальчишки собирали для него гусениц, из которых он сам выращивал бабочек в лаборатории.
Множество знакомых также собирали для него марки. Однажды Павлову довелось встретиться с принцем Сиама, как тогда называли Таиланд. Учёный посетовал, что в его коллекции не хватает именно сиамских марок. Через несколько дней они были ему доставлены.
Достаточно обширно собрание картин Павлова. Учёный мог рассуждать о собранных произведениях живописи часами. При этом смысл картин он понимал по-своему и нередко рассказывал о них такое, чего в замыслах авторов, скорее всего, и не было.
Выдающиеся учёные труды
Вот основные научные работы Ивана Петровича Павлова:
Известен учёный и своей общественно-политической активностью. В своих статьях, посланиях он выступал против произвола властей, насилия, несправедливости. Достаточно известно его «Письмо к молодёжи», написанное в 1935 году; в нём он описывал, как нужно правильно подходить к науке, чтобы достичь её вершин. Павлов писал, что начинать нужно с малого, познавая вначале самые азы науки и не гнушаясь даже самой «чёрной» работой в научном процессе. И каких бы успехов в научной деятельности ты бы не достиг, каждый раз напоминай себе, что ты ещё ничего толком не знаешь.
Иван Павлов был первым, кто открыто назвал советский государственный режим фашизмом. И это он написал не где-нибудь, а в своём письме правительству от 1934 года. Во многих своих письмах он критиковал советскую власть и отмечал, что не признаёт её. Один из главных пороков советской власти, по его словам, заключался в том, что при ней государство неимоверно возвеличено, а человек не имеет никакой ценности. Такое государство, по его словам, долго не протянет.
Павлову также пришлось неоднократно развенчивать мифы, сложившиеся по поводу его религиозности. Павлов напоминал, что в бога он не верит. Он писал, что именно религиозное воспитание и обучение в семинарии сделали его атеистом в раннем возрасте, причём неверующими стали многие его однокашники. Наблюдая за религиозной жизнью, так сказать, изнутри, Павлов получил возможность увидеть все нестыковки и противоречия религиозного учения, всю его темноту и ограниченность.
Примечательно, что в советской идеологии имя Ивана Павлова приобрело культовый статус; однако истинный смысл многих его работ игнорировался, а его прямые последователи подвергались жестокой травле.
Детство и юность
Российский ученый И. П. Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в городе Рязани. Он был первенцем, потом в семье родилось еще 9 детей. В то время некоторым малышам было суждено умирать еще в раннем возрасте, несколько детей погибли в детстве. Мать будущего физиолога, Варвара Ивановна, воспитывалась в верующей семье. До того как выйти замуж, она была очень здоровой, крепкой женщиной, но постоянные роды отрицательно отразились на ее физическом состоянии. Она не имела формального образования, однако природа подарила ей живой ум, трудолюбие и житейскую мудрость.
Мать ответственно относилась к воспитанию детей и старалась, чтобы они выросли хорошими людьми и смогли реализовать себя в выбранной области. Отец ученого Петр Дмитриевич был священнослужителем в бедном приходе. Он слыл доброжелательным, жизнелюбивым человеком. Благодаря своей искренности и духовному рвению Петр Дмитриевич смог стать отцом-настоятелем одного из рязанских храмов. Папа казался Ивану настоящим героем, упорным и решительным мужчиной. Юноша относился к нему с огромным уважением и часто интересовался его мнением по тому или иному вопросу.
В детские годы Иван почти не болел, рос общительным и веселым мальчишкой, охотно помогал отцу и матери в быту. Родители приучили его трудиться, поддерживать чистоту, быть аккуратным. Они очень много работали и тому же учили своих детей.
Иван стал обучаться грамоте с восьми лет, но школьное образование начал получать только в одиннадцать. Дело в том, что однажды мальчик упал с лестницы и сильно ударился. После этого у него исчез аппетит, малыш начал худеть и болеть. Рекомендации врачей и народная медицина не давали никакого результата. Тогда Ивана отправили в Троицкий монастырь под опеку игумена.
Нахождение в божьей обители пошло ребенку на пользу. Он хорошо питался, дышал свежим воздухом, мальчика обучили дыхательным упражнениям. Игумен был человеком умным и начитанным, он преподнес Ивану подарок — том басен Крылова, который стал одной из его любимых книг.
Учеба в семинарии
В 1864 году Иван решил поступить в семинарию и посвятить свою жизнь Богу. Его выбор был обусловлен наблюдением за религиозными родителями и духовным наставником, юноше нравился их образ жизни, и он считал его правильным. В период обучения произошло множество важных событий:
Исследование физиологии
В 1870 году молодой человек был зачислен в Санкт-Петербургский университет. Учился юноша замечательно, но сначала ему не выплачивали стипендию, поскольку он переводился с одного факультета на другой. В дальнейшем же, будущий ученый стал получать достаточную материальную помощь. С третьего курса молодой человек решил, что физиология — его настоящее призвание, и полностью сосредоточился на этой науке.
В 1873 году он проводил исследование с легкими лягушки. Вместе с одним из студентов, Павлов написал научную работу о влиянии нервов гортани на кровообращение. Руководителем был И. Ф. Цион. Немного позже, вместе с М. М. Афанасьевым он занимался исследованием поджелудочной железы, и за эту работу они получили золотую медаль.
Несмотря на то что Павлов отличался выдающимся умом и был прилежным студентом, он завершил обучение на год позже. Дело в том, что исследовательская работа отнимала у него массу времени, поэтому он не успел подготовиться к экзаменам. После окончания университета будущему физиологу было 26 лет, и ему только предстояло внести вклад в науку, совершить множество великих достижений и изобрести учение о высшей нервной деятельности.
С 1876 года молодой человек был ассистентом у К. Н. Устимовича в Медико-хирургической академии. Вместе с этим он занимался исследованием физиологии кровообращения. Работы Павлова были в полной мере оценены С. П. Боткиным, и он предложил Ивану трудиться в своей лаборатории. На этом месте ученый занимался изучением особенностей пищеварения и крови.
Иван Петрович проработал в этой лаборатории 12 лет. За это время доктор Павлов совершил множество открытий, которые принесли ему всемирную известность. В 1890 году Томский и Варшавский университет предложили ему стать профессором. В 1891 году он получил приглашение участвовать в основании отдела физиологии в Университете экспериментальной медицины.
Академик до конца жизни руководил этим отделом и занимался исследованиями физиологических особенностей пищеварительных желез, за что в 1904 году был удостоен Нобелевской премии. Приход большевиков к власти благотворно повлиял на жизнь Ивана Петровича. Работы ученого высоко оценил В. И. Ленин. Для него создавали специальные условия, способствующие продуктивному труду. При советской власти лаборатория превратилась в Физиологический институт.
Теория Павлова
Великий русский ученый считал, что между физиологией и психикой есть прямая связь. Его исследования об особенностях пищеварения стали основой для развития новейшего научного направления. Ученый занимался работой в области физиологии более 35 лет. Именно он был создателем метода условных рефлексов.
Чтобы доказать свою теорию, ученый проводил эксперимент, получивший название «собака Павлова». Если кратко, он заключался в изучении рефлексов питомца на влияние извне. Во время исследования после звукового сигнала животному давали пищу. После нескольких таких сеансов у пса стала выделяться слюна, даже если он не видел еды, едва только начинал слышать этот звук. Таким образом, Ивану Петровичу удалось открыть понятие рефлекса. Опыт Павлова с лампочкой проводился почти таким же образом и вызывал аналогичный эффект, Во время этого эксперимента вместо сигнала метронома включалась лампа и животное реагировало на свет.
В 1923 году было выпущено изложение 20-летнего опыта работы с животными. В число основных заслуг Павлова входит исследование функций мозга, которое привело к неожиданным результатам.
Личная жизнь
У Ивана Петровича была большая семья. Известны следующие факты о личной жизни ученого:
Последние годы
Интересные факты
Иван Петрович был очень интересной личностью. Изучая биографию ученого можно выделить следующие факты:
Иван Павлов — великий российский ученый, который внес огромный вклад в науку.
Работы и результаты исследований физиолога вошли в историю и навсегда изменили мир.