аки каурисмяки жизнь богемы
Кинократия. «Жизнь богемы» Аки Каурисмяки
Три непризнанных гения — албанский художник, французский драматург и ирландский композитор — случайно встретились в Париже, чтобы противостоять ополчившимся против них обстоятельствам. Опираясь на свои таланты и простое везение, друзья не без труда добывают средства для существования. Картина хоть и снята в период с 1990—1992 года по стилю близка к творчеству режиссеров французской «новой волны» середины 50-х: Алена Рене, Робера Брессона.
«Жизнь богемы» — обаятельный фильм самобытного финского режиссера Аки Каурисмяки, который уже успел снять на тот момент с десяток в меру авангардных картин, в том числе и на классические сюжеты, к примеру: «Гамлет идет в бизнес» (1987), «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989) и другие. С произведением Анри Мюрже, по которому был снят фильм, режиссер тоже не стал церемониться, и внес свои значительные корректировки, поместив главных героев повести условно в середину 70-х годов XX века. «Жизнь богемы» была написана еще в середине XIX века на основе собственной биографии Мюрже.
Будучи молодым и бедным писателем, он зарабатывал гроши, сотрудничая с каталогами мод, детскими журналами и заведуя редакцией шляпного журнала Castor. В то же время Мюрже с уверенностью мог причислить себя к представителям французской «богемы», о чем и поведал в «Сценах из жизни богемы» в 1849 году. Произведение Мюрже по духу не очень соответствовало малословному и скупому на визуальные излишества Каурисмяке — в нем было много ненужных диалогов и пустого восхваления героев. Однако, режиссера зацепила идея и ему пришлось пришлось пойти на уступки и воплотить суть произведения в кинематографической оболочке, в то же время не утратив своей авторской самобытности.
В «Жизни богемы» все происходящее носит спокойный и лаконичный характер — фирменный почерк финского режиссера. В его работах чувствуется скандинавский подход: отчужденность в игре актеров, полу-статичные и неспешные сцены погружают зрителя в особую атмосферу, которая передается от фильма к фильму. В «Жизни богемы» картинка получилась мягкой, немного размытой, почти парящей, в духе французских картин середины XX века.
Благодаря этому приему, Каурисмяки создает более человечные образы своих героев, которым не чужды обычные житейские проблемы. Но не будь Каурисмяки самим собой, если бы как следует не поиронизировал над своими героями — они вышли у него немного комичными, будто шаржи на утонченные образы типичных французских киногероев. Трагическая развязка в конце фильма еще больше располагает к себе трио друзей. Достоинство, с каким они держат себя в самые критические и голодные моменты, и то, как они себя ведут, будто и нет этих самых трудностей, окончательно покоряют сердца зрителей. Нелепые и трагичные похождения творческих маргиналов раскрылись так, как и должно быть.
Кроме приглашенных французских актеров Каурисмяки использовал привычный состав, сопровождающий его всю карьеру. Матти Пеллонпяя сыграл албанского художника Родольфо, который незаконно эмигрировал (в багажнике Трабанта) во Францию для реализации своего творческого потенциала в более располагающем для этого Париже. Пеллонпяя несмотря на то, что совсем не знал французского языка, смог благодаря своей феноменальной памяти заучить весь текст роли, даже не вдаваясь в его смысл. Так же было и в других совместных картинах Каурисмяки — актер заучивал на память все тексты и воспроизводил их с полной достоверностью, вплоть до акцентов. Каре Вяянянен — еще один финский актер, регулярно появляющийся в картинах режиссера.
В «Жизни богемы» он сыграл ирландского авангардного композитора Шонара. Вместе с Матти он также снялся у Джима Джармуша в фильме «Ночь на земле» — в нем сыграла практически вся актерская труппа Каурисмяки, а сами съемки прошли в Хельсинки. Приглашенный режиссером французский актер Андре Вильм сыграл Марселя Маркса — местного писателя, мечтающего закончить свою гениальную пьесу. Позже Вильм еще неоднократно снимался у Каурисмяки, например, в «Ленинградских ковбоях» в 1994 и в «Ухе» в 1999 годах.
Режиссерский стиль Каурисмяки подразумевает неброскую актёрскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют специфический, но при этом изящный юмор. Герои «Жизни богемы» погружены в гиперреалистичный мир Каурисмяки, в котором они оказываются никому не нужными — даже дамы, скрашивавшие хоть как-то их досуг, в конечном счете, покидают их. Мюзетта (Кристина Мурильо) — подруга Марселя — сбегает к провинциальному жениху из-за скудной беспросветной жизни и жалкого статуса подруги маргинального драматурга. Мими (Эвилин Диди) — подруга Родольфо — и вовсе умирает от туберкулеза, так и не выбрав между достатком под крылом местного поклонника и скромным счастьем с голодающим художником. И несмотря на в общем-то карикатурный образ вышеперечисленных героев, драматическая концовка под грустное финское танго разом перечеркивает все эти глумления — словно подчеркивая серьезный скандинавский нрав Каурисмяки в стилизованном французском кино.
1. «У меня кончился кофе, но я могу сварить суп».
2. «— Большое спасибо, что ты меня проводил, но я живу далеко отсюда.
— Я бы хотел, чтобы ты жила в Москве, тогда я смог бы провожать тебя еще дольше».
3. Аки Каурисмяки: «Я смотрю лишь фильмы, снятые до 1962 года. До этого времени кино оставалось невинным».
Пустая жизнь
&
Пустых людей
А. Каурисмяки. «Жизнь богемы».
Пересмотрел фильм Аки Каурисмяки «Жизнь богемы» (1992). В главных ролях: Матти Пеллонпя, Эвелин Диди, Кари Вяянянен. Фильм получил «Золотого Медведя» на Берлинском кинофестивале в категории «Приз ФИПРЕССИ» и номинации Европейской Киноакадемии и два главных приза для актеров за главную роль и лучшую роль второго плана, и номинацию на лучшую женскую роль для Эвелин Диди.
Это черно-белый фильм, как это водится у Аки Каурисмяки, который рассказывают историю о художнике, поэте и музыканте их подругах и жизни. Это некая стилизация вне времени, история, которая могла произойти в любое время плюс-минус столетие. Поэта выселяют из квартиры за то, что он не платит. На его место въезжает музыкант. Поэт идет выпить с горя и встречает в столового художника, с которым у них завязывается дружба на почве понимания процессов в мировой искусстве. Они являются на старую квартиру поэта, по пьянке и оказывается, что попадают к музыканту и так становятся друзьями. Дружба эта выдерживает проверку сытым временем, все трое работают над изданием журнала мод и голодным, художника депортируют на родину, он не француз. Подружка художника умирает и все они, продав все свое имущество снимают ей палату в больнице. Подружка, конечно бросала художника при каждом удобном случае, но он то ее любил…
Над фильмом работали:
Аки Каурисмяки. Легендарный финский режиссер. Наши читатели уже читали впечатление от его фильмов «Гамлет идет в бизнес» и «Огни городской окраины». Не думаю, что стоит в этом смысле останавливаться на его фигуре. Добавим разве, что тот факт, что он алкоголик, но режиссеру вообще, а финну в частности это простительно.
Матти Пеллонпя, приз Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль в фильме Акки Каурисмяки «Жизнь богемы» его единственная крупная награда. Всего он снялся в шестнадцати фильмах Аки Каурисмяки, например, в фильме «Гамлет идет в бизнес». Это ключевой актер для режиссёра, причем он снялся и в 8 фильмах брата Аки- Мики Каурисмяки.
Эвелин Диди, не очень известная актриса. Играла в двух фильмах Каурисмяки и в ряде европейских картин, но в эпизодах, например, у Клода Шаброля в «Женское дело» и у Ж.Бекер «Убийственное лето» по роману С. Жапризо.
Кари Вяянянен, но сыграл в 22 фильмах вместе с Матти Пеллонпя. Но он скорее любимый актер Микки Каурисмяки и снялся в 13 его фильмах, в то время, как у Аки всего в 7. В общем это такой междусобойчик.
Как и все фильмы Аки Каурисмяки это мрачное и жесткое зрелище, которое показывает жизнь без прикрас. Настоящий поэтический реализм. Герои фильма люди честные и благородные, по-своему талантливые и находчивые. Влюбившись в девушку, один из них приглашает ее в гости выпить кофе, но, когда обнаруживает, что кофе нет- готов сварить суп из кости, которую перед этим отнял у собаки. На последние деньги они готовы устроить праздник для своих девушек и в шестерым поехать на природу на трехколесной машине. Девушки, которые у них появляются в периоды, когда есть деньги и исчезают, когда денег нет совсем их любят и они любят своих девушек.
Сама трогательная история происходит с художником. Он оставляет у себя переночевать девушку, а сам ночует на улице. Для тех, кто никогда не ночевал на улице, возможно это ничего и не значит, но смею заметить, что, когда ты не уверен, что и завтра не будешь ночевать на улице это не самое простое решение. Девушка оказывается его музой. Наш художник продает картину и клянется ей в вечной любви, обещает забрать ее с работы и завести семью, но кошелек, который он купил с продажи картины украден, и он оказывается в полиции и его депортируют. Друзья забирают к себе собаку, а девушка заводит роман с состоятельным парнем.
Это я не о том, что все девушки такие и ждать от них ничего другого не надо, это и так все знают. Я о том, что как правило деньги и женщины в жизни появляются одновременно. По крайне мере мой опыт говорит именно об этом. Удивительно встретить подтверждение оптимистического тезиса у Ака Каурисмяки. Но мне, например, он вообще кажется очень оптимистичным, не случайно я пересматриваю его фильмы.
Ну и конечно особенно трогает финал. Девушка возвращается к художнику после того, как дважды его бросила потому, что смертельно больна. Именно художник, тот самый, что варил для нее суп из кости, которую отнял у собаки и обеспечивает ей достойный уход в несколько месяцев перед ее смертью. Это стоит ему всего имущества, и он идет работать на завод. Его друзья продают все, что у них есть- чудо трехколесную машину и все книги. Вот и становится понятно, кто настоящий человек и друг. Кто живет, как человек. Я не люблю богему, хотя меня наверно, можно назвать бизнес-богемой. Это я не к тому, что я хороший.
Аки каурисмяки жизнь богемы
Кинокультура запись закреплена
«Жизнь богемы» | La vie de bohème, 1992
Режиссер: Аки Каурисмяки
по мотивам романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»
/// Франция, Германия, Швеция, Финляндия
/// в ролях: Матти Пеллонпяя, Эвелин Диди, Андре Вильм, Кари Вяянянен, Кристин Мурийо, Жан-Пьер Лео, Лайка, Карлос Сальгадо, Алексис Ницер
/// Трое художников — албанец Родольфо, француз Марсель и ирландец Шонар — оказываются в Париже без гроша в кармане. Они занимаются чистым искусством и искренне считают себя непризнанными гениями. Жизнь в двух шагах от успеха и в шаге от пропасти не дает им расслабиться, однако в их жизни находится место и любви, и трогательным попыткам перехитрить судьбу.
/// «Это изящная, обманчивая комедия, которая издевается над условностями искусства и романтической любви, признавая их при этом единственным средством спасения». («The New York Times»)
/// Берлинский кинофестиваль, 1992:
— Приз ФИПРЕССИ (программа «Форум»)
Европейская киноакадемия, 1992:
— Лучшая мужская роль (Матти Пеллонпяя)
— Лучшая мужская роль второго плана (Андре Вильм)
Аки каурисмяки жизнь богемы
Кинокультура запись закреплена
«Жизнь богемы» | La vie de bohème, 1992
Режиссер: Аки Каурисмяки
по мотивам романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»
/// Франция, Германия, Швеция, Финляндия
/// в ролях: Матти Пеллонпяя, Эвелин Диди, Андре Вильм, Кари Вяянянен, Кристин Мурийо, Жан-Пьер Лео, Лайка, Карлос Сальгадо, Алексис Ницер
/// Трое художников — албанец Родольфо, француз Марсель и ирландец Шонар — оказываются в Париже без гроша в кармане. Они занимаются чистым искусством и искренне считают себя непризнанными гениями. Жизнь в двух шагах от успеха и в шаге от пропасти не дает им расслабиться, однако в их жизни находится место и любви, и трогательным попыткам перехитрить судьбу.
/// «Это изящная, обманчивая комедия, которая издевается над условностями искусства и романтической любви, признавая их при этом единственным средством спасения». («The New York Times»)
/// Берлинский кинофестиваль, 1992:
— Приз ФИПРЕССИ (программа «Форум»)
Европейская киноакадемия, 1992:
— Лучшая мужская роль (Матти Пеллонпяя)
— Лучшая мужская роль второго плана (Андре Вильм)
Сцены из жизни богемы
2008, Россия
время
режиссер
бюджет
премьера
кинопрокат
ссылки
О фильме
В кадре
Абсолютно неприспособленные к жизни Художник, Композитор и Писатель неожиданно получают банковский кредит на издание литературного журнала. У каждого появляется своя муза – девушка, которой идея банковского кредита тоже очень нравится.
За кадром
Книга Анри Мюрже (1822-1861) «Сцены из жизни богемы». В 1896 Дж. Пуччини написал по мотивам этой книги оперу «Богема». Фильм Аки Каурисмяки «Жизнь богемы» также вдохновлен этим романом.
Действие романа перенесено в современный Петербург. Роль художника Марселя сыграл Сергей Чернов, андеграундный художник, модельер, участник всех шоу Сергея Курёхина. В роли композитора Шонара снялся балетмейстер Владимир Тыминский – когда-то танцовщик в Мариинском, потом – успешный балетмейстер 90-х, поставивший множество спектаклей в Германии. Писателя Рудольфа сыграл микробиолог, кандидат наук и музыкант Евгений Волков. Актриса БДТ Елена Шварёва – единственная профессиональная актриса в фильме.
Термин «богема» появился во Франции в первой половине XIX века и приобрёл большую популярность после появления книги Анри Мюрже. Цыгане – по-французски bohémiens, буквально «богемцы», жители Богемии, области на территории Чехии, где в средние века жило много цыган. Таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью цыган (кроме того, многие цыгане сами были актёрами, певцами и музыкантами).
Девятый фильм питерского режиссера Константина Селиверстова.
Гран-при на Международном фестивале независимого кино «Чистые грезы».
Цитаты
«Сцены» действительно качественно отличаются от всех восьми предыдущих Костиных фильмов. Хотя бы уже тем, что в изображении питерской богемы ему впервые не понадобилось ни одной сексуальной сцены. Здесь вообще – ноль эпатажа, но неизмеримо больше искреннего чувства, чем во всех предыдущих работах, вместе взятых» (Критик Дмитрий Генералов)
«С минимальными бюджетами, выступая и в качестве оператора, и в качестве актёра, а также звукорежиссёра, сценариста своих фильмов, Константин Селиверстов создаёт по-настоящему авторское кино» (Критик Мария Полякова)
«Происходит то, что мне совершенно непонятно, каким образом выходят фильмы, на которые затрачены миллионы долларов, и непонятно, что в этом нашли продюсеры, которые потратили эти деньги. Я, честно говоря, абсолютно не могу разгадать этот кроссворд. Значит, это кому-то выгодно. Или таков их уровень понимания. Понять трудно, это можно только проверить, то есть поставить в равные условия, скажем, этот фильм и «Обитаемый остров». То есть прокрутить рекламу на Первом канале и посмотреть на результат» (Режиссер Константин Селиверстов)