акимов брестская крепость биография
Прототип главного героя фильма «Брестская крепость» живёт в ЮЗАО
Накануне Дня памяти и скорби, 21 июня, на всех летних площадках Москвы состоится открытый показ военно-исторической драмы «Брестская крепость».
Однако мало кто знает, что прототип одного из главных героев фильма Саши Акимова Пётр Котельников, которому во время трагических первых дней войны было всего 13 лет – с недавнего времени живёт в Ломоносовском районе Москвы.
А до этого Пётр Павлович практически всю жизнь прожил в городе-герое Бресте, родной цитадели! Его жена, Антонина Григорьевна, учитель истории, последние 20 лет трудовой деятельности работала в музее обороны-мемориале Брестской крепости.
Фильм Игоря Угольникова и Александра Котта «Брестская крепость» был снят совместно с союзным государством Республика Белорусь в 2010 году и стал событием 2011 года.
Петр Павлович в числе первых посмотрел фильм: был на предпремьерном показе в Минске.
На вопрос, какое впечатление произвёл на него фильм, ветеран вздыхает и трет рукой глаза:
С раннего детства Петр Котельников стал «сыном полка» Брестской крепости.
Родился Пётр в 1929 году в селе Богоявленское Земетчинского района Пензенской области. Когда ему было 6 лет, умерла мама. Отец увез детей в Туапсе. Потом и его не стало. Сирота оказался в одном из детских домов Ростовской области.
Там Петя научился играть на альте, и в 1940 году его вместе с четырьмя товарищами забрали воспитанником в музыкальный взвод 44-го стрелкового полка.
Весной 1941-го 44-й полк передислоцировался в Брест. Он размещался в кольцевой казарме цитадели.
В крепости у юных музыкантов была самая настоящая армейская жизнь: построения, репетиции, подъем и отбой. Имелось и свободное время, которое мальчишки использовали для прогулок по окрестностям.
В последний мирный день юные музыканты репетировали у Северных ворот. А потом побежали искать птичьи гнезда… На этом детство кончилось.
Потом в жизни Петра Котельникова был лагерь для военнопленных, неудачный побег, тюрьма, голод, побои и издевательства, снова побег, жизнь в оккупации и, наконец, долгожданная Победа.
Ныне супруги Котельниковы ведут не по возрасту активную жизнь – встречаются со школьниками, посещают праздничные мероприятия, щедро делятся своими воспоминаниями и помогают сохранять память о тех событиях будущим поколениям.
Автор текста: Мария Гусева
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
25 лет за бандитизм: подвиги и преступления юного героя Бреста
Об этом парне Сергей Смирнов писал в своей книге «Брестская крепость», он стал прототипом Сашки Акимова в одноименном фильме Александра Котта. Ему с малых лет пришлось выживать то на войне, то в плену, то в рабстве, то в лагерях, но он не утратил ни любви к жизни, ни любви к Родине.
Трудный подросток
Лейтенанту Николаю Клыпе пришлось побороться за своего младшего брата. Для Пети не существовало авторитетов. Единственный, кому он смотрел в рот, – это его уличный дружок Левка Стотик, как говорили, нечистый на руку забияка. Чтобы держать брата под присмотром, Николай добился его зачисления в свой музыкальный взвод, базировавшийся в Брестской крепости.
Учиться Петя не любил, но строевая подготовка и репетиции ему пришлись по душе. Так что особо воевать за пацана не приходилось. Но из-за непоседливого характера младший вечно влипал в неприятности. Вот и 21 июня 41-го Петю уговорили поиграть на трубе во время городских легкоатлетических соревнований. Да, не хулиганство, да, не поход за мороженым или на речку, да, культурное мероприятие, но – самоволка!
В части заметили Петино отсутствие, наказание не замедлило себя ждать, и вместо запланированного киносеанса с остальными пришлось разучивать увертюру к «Кармен». Компенсировать обиду было решено завтрашней рыбалкой с Колей Новиковым. Конечно, тоже без спроса.
Планам мести сбыться не удалось. Мальчишки проснулись от того, что вокруг рушилась казарма, гремели взрывы, кричали люди. Началась Великая Отечественная война.
Брестский Гаврош
В первые же минуты Петю контузило. Но даже оглушенный и дезориентированный, он добрался до винтовки и был полон решимости воевать. От предложения уйти в тыл Петя с негодованием отказался, как отказался потом и сдаться в плен вместе с женщинами и детьми. Его пытались спрятать от пуль, отослать в подвалы, найти дело побезопаснее, но Петя уперся.
Прекрасно знающий местность парнишка стал незаменимым. Помогал держать связь между подразделениями бойцов, разведывал обстановку, оставаясь незаметным для врага, добывал воду и припасы.
Сверхтяжелая мортира «Карл», одна из двух, принимавших участие в штурме Брестской крепости. Вес снарядов 1800-2500 кг. Фото: wikimedia.org
Сумел Петька добраться и до склада медсанчасти. Склад разбомбили еще в первый день, но среди развалин Клыпа смог отыскать перевязочные материалы, которых давно уже не хватало. Не было еды – Петя находил ее в руинах. Не было одежды – добрался до военторговского склада и притащил рулон материи, примотав его к спине веревкой.
Защитники Восточного форта идут в штыковую атаку. Кадр из фильма «Брестская крепость»
Военные дороги
В начале июля была предпринята попытка прорываться к своим. Большинство участников прорыва погибли, но Пете и тут благоволила удача. Вместе с еще несколькими мальчишками ему удалось выбраться из окружения по направлению к Бресту. Но буквально на подходе к городу ребята были окружены немцами и доставлены в пересыльный лагерь в Бяла Подляске. Петьку принесли туда на руках.
Когда немецкие операторы снимали для победной кинохроники колонну понурых пленных, проходивший мимо камеры мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив. Конвоиры избили дерзкого русского до полусмерти. Из лагеря мальчики вскоре сбежали. Пристроившись к колонне пленных, которую зачем-то выводили из лагеря, удрали в ближайший лес.
Потом были скитания по немецким тылам в надежде выйти к своим. Ребят разобрали по домам женщины одного из сел, но Петя не смог бездействовать, когда другие дрались за Родину. Вместе с Володей Казьминым они пошли искать партизан. Под Несвижем друзья попали в облаву и были отправлены на работы в Германию. В 1945 году деревушку Гогенбах в Эльзасе, где Петя был батраком, освободили американские войска.
Остатки сооружений на территории Брестской крепости. Кадры YouTube
Лагерный сиделец
На этом можно было бы закончить историю одного из самых юных и самых отчаянных защитников Брестской крепости. Но она получила неожиданный поворот, когда Сергей Смирнов, писатель, собиравший по крохам информацию об участниках обороны, узнал о «советском Гавроше». Разыскать Петю Клыпу Смирнову удалось в одном из лагерей Магадана.
Сергей Смирнов, автор книги «Брестская крепость», вернувший Петю Клыпу в мирную жизнь. Фото: wikimedia.org
После войны, когда Петя вернулся домой, вдруг нашелся его старинный дружок, от влияния которого так старались уберечь мальчишку его родные, тот самый Лева Стотик. На фоне всеобщего послевоенного дефицита, Лева жил припеваючи: и во время оккупации, и после он промышлял грабежами и спекуляцией. Сам Петя убийцей не стал, но и не препятствовал Стотику в ограблениях, получая свою долю добычи.
В 1949 году Петр Клыпа был осужден и приговорен к 25 годам лагерей. Вчерашний герой, защитник Брестской крепости сломался. Он даже пытался покончить с собой, оставшись ночью на морозе. Но его вовремя обнаружили, и дело закончилось только ампутацией нескольких отмороженных пальцев на ногах.
Возвращение героя
Сергей Смирнов не оставил попыток спасти Петра из заключения, и после семи лет лагерей Клыпа был освобожден. Он вернулся в Брянск, женился, устроился на работу. В общем, жил бы дальше как все. Но в 1957 году вышла книга Смирнова «Брестская крепость», и о Клыпе узнал весь Советский Союз. С тех пор его именем называли школы, пионерские дружины, его приглашали на уроки Славы и мероприятия, посвященные войне.
Даже несмотря на то, что Петр был судим по тяжким уголовным статьям (бандитизм и спекуляция), его все равно удостоили чести носить орден Отечественной войны I степени. Умер Петр Клыпа в 57 лет в 1983 году.
Кадр из фильма «Брестская крепость», 2010 год. В роли Саши Акимова – юный актер Алексей Копашов
Как-то один журналист в поисках сенсации спросил Петра: стал бы тот после всех лагерных ужасов и несправедливостей так же сражаться за Родину, которая сурово с ним обошлась? Петр странно на него посмотрел и ответил, что теперь вообще зубами бы грыз. Сказал, что вначале нужно с внешним врагом всем сообща разобраться, а потом уже и между собой можно побрыкаться. И это понимать надо.
Новое в блогах
Судьба 14-летнего защитника Брестской крепости
Четырнадцатилетний подросток Петр Клыпа был одним из немногих оставшихся в живых защитников Брестской крепости.
Родился 23 сентября 1926 года в Брянске в семье железнодорожника. Рано потерял отца. До 1939 года жил с матерью в Брянске.
В 1939 году Петю забрал к себе старший брат Николай Клыпа, который командовал музыкантским взводом 333–го стрелкового полка 6–й стрелковой дивизии.
С 1939 года казармы 333–го стрелкового полка размещались непосредственно в цитадели Брестской крепости.
Сражался в Цитадели на территории полка. За время обороны Брестской крепости Пятя Клыпа неоднократно выступал в роли связного между разрозненными подразделениями гарнизона и наблюдал за действиями противника. В первых числах июля боеприпасы были почти истрачены. Тогда было решено предпринять последнюю отчаянную попытку прорыва. Прорываться предполагалось не на север, где противник ожидал атак и держал наготове крупные силы, а на юг, в сторону Западного острова, с тем, чтобы потом повернуть к востоку, переплыть рукав Буга и мимо госпиталя на Южном острове пробраться в окрестности Бреста.
Этот прорыв окончился неудачей — большинство его участников погибло или было захвачено в плен. Но Петру Клыпе удалось переплыть рукав Буга и с несколькими товарищами прорваться сквозь кольцо немцев. Несколько дней они бродили по лесу, пробираясь к Южному военному городку Бреста. В одну из ночей до предела измотанные, буквально валящиеся с ног от усталости бойцы расположились на ночлег на лесной поляне, а утром их сонных окружили и взяли в плен
В 1945 году освобожден из плена частями американских войск. Прошел фильтрацию. Мобилизован в армию. В ноябре 1945 года уволен в запас. Вернулся на родину. Награждён орденом Отечественной войны 1–й степени.
Из показаний П. С. Клыпы на допросе 5 апреля 1949 года:
«… На железнодорожном перегоне «Льгов — Комаричи» мы убили неизвестного, забрали у него три тысячи денег, часы и сбросили с крыши вагона. Из награбленного Стотик дал мне 400 рублей и часы. Летом 1947 года на железнодорожном перегоне «Нарышкино — Орёл» мы ограбили неизвестного, причем Стотик нанес ему два огнестрельных ранения из револьвера, который имел при себе… Летом 1946 года на станции Почеп мною была украдена корзина с вещами и продуктами питания …»
11 мая 1949 года военный трибунал Брянского гарнизона, рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по обвинению Стотика и Клыпы, приговорил, Клыпу Петра Сергеевича — заключить в ИТЛ по ст. 107 УК РСФСР (спекуляция) сроком на 10 лет и по ст. 50–3 УК РСФСР (бандитизм) сроком на 25 лет, без поражения в правах, с конфискацией всего имущества.
Освобожден после пяти лет отсидки по ходатайству писателя Сергея Смирнова.
— В книге «Брестская крепость» (1954 г.) подробно описана биография Петра Сергеевича Клыпы
— Пётр Клыпа стал основным прототипом Саши Акимова, главного героя полнометражного художественного фильма «Брестская крепость».
Создатели «Брестской крепости» рассказали о ветеране, с которого срисован образ Саши Акимова
Ветеран Петр Котельников и режиссер Александр Котт (коллаж)
Посольство Республики Беларусь в России/ТАСС
Ветеран Великой Отечественной войны Петр Котельников ушел из жизни в возрасте 91 года в Москве. Он был последним живым воином, защищавшим Брестскую крепость летом 1941 года. В фильме «Брестская крепость» рассказ ведется от лица Саши Акимова — воспитанника музыкантского взвода 333-го стрелкового полка. Одним из прототипов этого персонажа стал Котельников.
Режиссер «Брестской крепости» Александр Котт рассказал «Газете.Ru» о дружбе с ветераном. По словам постановщика, они общались и до съемок, и во время премьеры в 2010 году, и после выхода фильма. Через несколько лет Котт и Котельников ездили вместе в школу и рассказывали детям об обороне Брестской крепости.
«Он очень скромный, интеллигентный, какой-то теплый и надежный — всегда был со своей супругой, за нее держался. Он как-то очень точно формулировал ответы на вопросы, которые у нас возникали. Конечно, он нас вдохновлял, потому что он реальный защитник Брестской крепости, — заявил Котт.
— Он знал Петю Клыпу [активный участник обороны Брестской крепости — «Газета.Ru] и был одним из прототипов нашего героя Сашки. Конечно, жаль, что он ушел. Соболезную его близким, семье, супруге, детям, с которыми я сегодня общался».
Продюсер фильма Владимир Еремин отметил героизм и мужество людей, которые противостояли врагу в одном из первых сражений Великой Отечественной войны. Он подчеркнул, что подвиг Котельникова и других воинов стал широко известен благодаря другому человеку — Сергею Смирнову, который написал книгу под названием «Брестская крепость» и издал ее в 1960-е годы.
«Только тогда мы узнали о том, что была эта потрясающая, трагическая и героическая оборона Брестской крепости. Так что этот героизм передается из поколения в поколение, сохраняется и, слава богу, наводит на какие-то очень позитивные мысли и надежды», — подчеркнул Еремин в беседе с «Газетой.Ru».
Об уходе Котельникова из жизни сообщил телеканал «Беларусь 1». По данным источника, ветеран боролся с онкологическим заболеванием. Он родился в 1929 году в большой семье в Пензенской области. В 1933 году мама и младшая сестра Петра Котельникова умерли. Вскоре несчастный случай унес жизнь главы семьи. Сирот определили в детский дом под Ростовом, где Котельников начал играть на альте в оркестре. Коллектив занимал высокие места на творческих конкурсах, и нескольких музыкантов, включая Петра Котельникова, пригласили в музыкальный взвод 44-го стрелкового полка. Так в 1940 году он попал в белорусский военный городок Слобудка.
«Стрелковый полк носил малиновые петлицы, а у нас были интендантские, зеленые, как у пограничников, — рассказывал Котельников «Вечерней Москве». — Представляете, какая это гордость для пацанов — военная форма? Ровесники просто школьники, а мы вроде уже солдаты, бойцы Красной армии».
Весной 1941 года солдат начали стягивать в Брест. Юные музыканты тоже отправились в крепость и жили в казарме по расписанию как настоящие военные. По словам Котельникова, незадолго до нападения Германии над крепостью часто летали немецкие самолеты-разведчики.
По воспоминаниям Котельникова, он и его ровесники помогали раненым, носили им боеприпасы, еду и воду, которую набирали ночью из реки. Затем он попал в лагерь для военнопленных в Бяла-Подляске, где прожил до 1944 года. К концу войны был сформирован эшелон, который эвакуировал местных сирот в Нижний Тагил. Там Котельников стал учеником слесаря на танковом заводе. Затем он участвовал в боевых действиях в Эфиопии, служил в Западной группе советских войск в Германии и стал полковником в отставке. Ветеран награжден орденом Отечественной войны II степени за участие в обороне Брестской крепости, орденом «Великая Победа», 18 медалями за службу и орденом Красной Звезды за выполнение интернационального долга в послевоенные годы.
Новое в блогах
Герои и паникёры в фильме «Брестская крепость»
(кадр из фильма «Брестская крепость»)
Художественный фильм «Брестская крепость» был снят в 2010 году по инициативеТелерадиовещательной организации Союзного государства (ТРО) Союза к 65-летию Великой Победы. По сюжету повествование ведётся от лица Саши Акимова, который в то время был воспитанником музыкантского взвода 333 стрелкового полка. Его реальный прототип – Пётр Клыпа (1926 – 1983).
Дело в том, что паникёры – это вовсе не бесформенная масса испуганных людей. У них есть свои вожаки, явные и неявные. Они помогают им решиться на бегство или оправдать свою трусость. Дескать, я не сам бегу, а все бегут и я с ними. Отличие такого вожака паникёров от остальных в том, что он может решаться дерзить командиру, а то и вовсе является тайным антисоветчиком. Его причины для бегства не в инстинкте самосохранения, а в ненависти к командирам, а то и к самому товарищу Сталину. В мирное время он выполняет приказы спустя рукава, и, конечно же, ненавидит тех, кто верен присяге и долгу. То есть вожак паникёров – идейный антисталинист, а те, кто бежит вслед за ним – антисталинисты по духу.
Сам Солженицын, как известно, в лагерь попал за то, что писал друзьям письма, в которых ругал Верховного Главнокомандующего. При этом он не мог не знать, что вся переписка с фронта прочитывается, и что его может ожидать за такие шутки с военной цензурой. Лагерь, конечно, не курорт, но вероятность погибнуть там куда меньше, чем на фронте. Этот эпизод биографии кумира антисоветчиков хорошо описал чешский писатель Томаш Ржезач в своей книге «Спираль измены Александра Солженицына», рассказав также о том, что во время одного из боёв в Восточной Пруссии, будущий писатель-диссидент бросил своё подразделение, когда оно было под угрозой окружения.
Интересно, что романе «В круге первом»этот писатель и вовсе пытался паникёром представить самого генералиссимуса Сталина: «И потом этот отъезд в Куйбышев, в пустые бомбоубежища. Какие положения осваивал, никогда не сгибался, единственный раз поддался панике – и зря. Ходил по комнатам – неделю звонил: уже сдали Москву? уже сдали? – нет, не сдали!! Поверить нельзя было, что остановят – остановили! Молодцы, конечно. Молодцы. Но многих пришлось убрать: это будет не победа – если пронесется слух, что Главнокомандующий временно уезжал» (Глава 20. Этюд о великой жизни). На самом же деле генералиссимус не покидал Москву в критический момент осенью 1941 года. Конечно, этот момент можно списать на художественный вымысел, но видно, как неудобен Солженицыну был тот факт, что Сталин трусом и паникёром не был.