акимов театр комедии биография
Николай Акимов
Николай Акимов родился 3 (16 по новому стилю) апреля 1901 года в Харькове.
Отец был железнодорожным служащим.
В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств. В 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916-1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева.
В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде, но вскоре из-за голода уехал в Харьков.
Весной 1919 года в Харькове он участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек.
С 1920 по 1922 год Акимов преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове.
В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Первой его театральной работой стало оформление спектакля «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого; он начал работу и над спектаклем «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»), но в разгар работы покинул Харьков, и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев.
Николай Акимов в молодости
Осенью 1922 года Акимов вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС и сблизился с драматургом, режиссёром и теоретиком Николаем Евреиновым. Евреинов познакомил Акимова с режиссёром Георгием Крыжицким. Ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в сезоне 1923/1924 годов Акимов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» Ж. Оффенбаха и «Король комедиантов» Ж. Жильбера.
В то же время Евреинов представил Акимова директору издательства «Academia» А. А. Кроленко. По заказам этого издательства он создавал обложки и иллюстрации к произведениям Жюля Ромена, Анри де Ренье, Пьера Боста. В 1927 году в издательстве «Academia» вышел небольшой сборник, посвященный Акимову (художнику было всего 26 лет). Изданный в серии «Современные театральные художники» сборник составили статьи Н. В. Петрова, театрального критика А. И. Пиотровского и искусствоведа Б. П. Брюллова. В том же году состоялась первая персональная выставка Акимова. Его работы были представлены на проходившей в Академии художеств выставке театрально-декорационного искусства, наряду с работами ведущих ленинградских художников. Макет к спектаклю «Конец Криворыльска», поставленному в 1926 году в Театре драмы им. А. С. Пушкина, был послан в Милан на Международную выставку.
С 1929 года он работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение.
С 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране.
Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Душанбе).
Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в Ленинградском театре Комедии:
В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков) за свои портреты.
Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в театре им. Ленсовета:
В 1956-1968 годах вновь руководил Ленинградским театром Комедии.
Режиссерские работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии:
Работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии как художника:
В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 году на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали.
Учениками Николая Акимова были художники: Михаил Кулаков, Олег Целков, Евгений Михнов-Войтенко, Юрий Дышленко, Алек Рапопорт, Татьяна Кернер, Виталий Анатольевич Кубасов, Владимир Михайлов, Александр Славин, Игорь Тюльпанов.
В 1966 году выпустил «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина на сцене «Комеди Франсез» в Париже.
В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.
С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде в доме № 4 по улице Гоголя (ныне Малая Морская).
Николай Акимов умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве от инфаркта. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей). Надгробие создано в 1974 году (скульптор Г. В. Хонин, архитектор В. М. Черкасский).
После его смерти осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.
Личная жизнь Николая Акимова:
В браке в 1934 году родилась дочь Анна Николаевна Акимова.
Николай Акимов и Елена Юнгер
В 1945 году известный театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская родила Акимову дочь Нину Николаевну Акимову, она была актрисой Российского академического молодёжного театра.
Режиссерские работы Николая Акимова:
Сценарии Николая Акимова:
Работы Николая Акимова как художника:
Награды и звания Николая Акимова:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939);
— Народный артист Таджикской ССР (1944);
— Народный артист РСФСР (1945);
— Народный артист СССР (1960);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961);
— Медаль «За оборону Ленинграда»;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Публицистика Николая Акимова:
последнее обновление информации: 04.06.2020
Николай Павлович
Акимов
Выдающийся художник, режиссер, педагог, литератор Николай Павлович Акимов начинал свой творческий путь в 20-х годах прошлого века. Он закончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Его педагогами были М.В.Добужинский, А.Е.Яковлев, В.И.Шухаев. В театр он пришел как художник. Несмотря на молодой возраст, его приглашают работать такие серьезные театры, как: БДТ, Александринский театр, Мариинский театр – в Ленинграде, МХАТ, Малый театр и театр им.Вахтангова – в Москве.
Как режиссер он поставил свой первый спектакль в 1933 г. на Вахтанговской сцене. Его «Гамлет» В. Шекспира вызвал большой интерес у театральной общественности, но был осужден критиками как пример «извращения классики». Скандал был громкий, претензий у критиков не было только к акимовским декорациям. О своем «Гамлете» Акимов писал: «Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо. Природное упрямство заставляло меня, во что бы то ни стало утвердить себя в профессии режиссера. Но ни один театр не испытывал желания видеть меня у себя в этом качестве».
В 1935 г. Николай Павлович Акимов получает предложение возглавить Театр Комедии, который был на плохом счету у Ленинградского управления культуры и находился на пороге закрытия. Акимов сумел отстоять театр, наладить его работу и одну за другой выпустить несколько премьер. Всего лишь через год театр «гремел» на весь Ленинград, а чуть позже был признан одним из лучших театров Советского Союза. Слово «Комедия» в названии театра стало писаться с заглавной буквы — акимовская «К» на афишах, программках, билетах и на вывеске над входом в театр на Невском проспекте сохраняется до сих пор.
Вместе с режиссером в Театр Комедии пришли Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская – со временем актеров Театра Комедии стали называть «акимовцами», а сам театр – «акимовским». Николай Павлович создавал театр – дом, его личность определяла все: формирование труппы, выбор репертуара, стилистику театрального языка, взаимоотношение со зрительным залом. Акимовские постановки выделялись в общем театральном пространстве своей занимательностью, яркостью, зрелищностью, метафорами и парадоксами. На сцене театра Акимов поставил и оформил спектакли: «Собака на сене», «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира, «Тень» Евгения Шварца, «Остров мира» Петрова, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина, «Страшный суд» В. В. Шкваркина (совместно с П. Сухановым), «Скончался г-н Пик» Шарля Пейрэ-Шапьюи (совместно с И. Ханзелем).
Именно в это время складывается творческий союз режиссера Николая Акимова и драматурга Евгения Шварца. Специально для Театра Комедии Шварц пишет свои знаменитые пьесы «Тень» и «Дракон». Появлению же в репертуаре зарубежной классики театр обязан сотрудничеству Акимова с великолепным переводчиком и поэтом Михаилом Лозинским.
Во время Великой Отечественной войны театр играет сначала на сцене БДТ, в бомбоубежище, где артисты просто жили, а потом, в декабре 1941 г. он добивается эвакуации театра, и весь коллектив вместе с семьями отправляется на Большую Землю. Шестнадцать премьер театр выпускает в годы войны на Кавказе. Но возвращение Акимова и его театра в Ленинград оказывается совсем не триумфальным. «Дракон», показанный в Москве в 1944 г., был запрещен. Николая Павловича обвиняют в космополитизме и формализме. В 1949 г. Акимова отстраняют от руководства Театром Комедии.
Некоторое время он снова работает как театральный художник, преимущественно в Москве. А в 1951 году он назначен главным режиссером в Ленинградском Новом театре. Впоследствии именно по инициативе Николая Павловича, этот театр будет назван театром им.Ленсовета. И здесь он снова за короткое время поднимает театр на новый художественный уровень. А его спектакли – «Тени» Салтыкова-Щедрина и «Дело» Сухово-Кобылина становятся событиями в театральной жизни Ленинграда того времени.
В свой театральный дом на Невском Акимов возвращается в 1955 г. В это время (50-е – 60-е годы) в труппу Театра Комедии приходят Вера Карпова, Геннадий Воропаев, Светлана Карпинская, Лев Милиндер, Валерий Никитенко, которые тоже становятся «акимовскими» актерами.
Первым спектаклем после возвращения режиссера в Театр Комедии стала постановка «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца. Кроме него Николай Павлович поставил и оформил спектакли: «Повесть о молодых супругах», «Дракон» Е. Л. Шварца, «Деревья умирают стоя» Касоны, «Трехминутный разговор» Левидовой, «Рассказ одной девушки…» Тверского, «Пестрые рассказы» по Чехову, «Кресло № 16» Д. Угрюмова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дон Жуан» Дж. Байрона, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. Бонди, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Звонок в пустую квартиру» Д. Б Угрюмова, «Ничего не случилось» М. Гиндина и Г. Рябкина. Оставаясь художником по своему восприятию мира, он обладал способностью заранее видеть спектакль целиком. Он помещал актеров в созданный им сценический мир и вместе со своими костюмами «надевал» на них образы героев.
Как художник Николай Павлович Акимов работал и в кино, он участвовал в съемке знаменитых картин-сказок для детей «Кощей бессмертный» и «Золушка».
Акимов сам создавал оригинальные афиши к своим спектаклям. Его плакаты-афиши, многие из которых украшают сегодня главную лестницу театра, надолго овладевали вниманием зрителя, интриговали его будущим спектаклем.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Николай Акимов был удостоен серебряной медали, а в 1963 и в 1965 годах прошли персональные выставки его работ в Ленинграде и в Москве.
Николай Павлович был убежден, что «те, кому образование не позволяет откапывать мертвое искусство, с успехом закапывает живое». Своему особенному живому театру он с 1955 г. учил студентов Ленинградского театрального института. В институте Акимов руководил художественно-постановочным факультетом. С 1960 года был профессором. Николай Павлович Акимов награжден тремя орденами. В 1960 г. ему присвоено звание «Народный артист СССР».
Акимова не стало 6 сентября 1968 г. Он умер во время гастролей в Москве. Похоронен Николай Павлович Акимов на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.
Акимов Николай Павлович
Российский театральный режиссер. Сценарист. Педагог. Художник. Народный и Заслуженный артист Российской Федерации. Профессор Российского государственного института сценических искусств, где позже основал собственное художественно-постановочное отделение.
Николай Акимов родился 16 апреля 1901 года в городе Харьков, Украина. Мальчик вырос в семье железнодорожного служащего. В 1910 году вместе с родителями переехал сначала в город Пушкин, а затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Именно в этом городе у юноши проснулся настоящий, безудержный интерес к изобразительному искусству.
Молодой человек стал учащимся вечерней рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1915 году Николай обучался изобразительному искусству в студии Савелия Зайденберга, а спустя некоторое время продолжает обучение живописи в Новой художественной мастерской под руководством Мстислава Добужинского, Александра Яковлева, Василия Шухаева.
Далее молодого мастера пригласили работать в Харьковский детский театр в качестве художника-оформителя. Его дебютом в этой сфере стал спектакль «Подвиги Геркулеса». Затем Николаю Павловичу доверили работу в постановке «Алинур». В 1923 году Акимов приходит в Высшие художественно-технические мастерские. Здесь начинает декораторскую деятельность в пьесе «Даешь Гамлета». В этот период сблизился с Николаем Евреиновым: драматургом, режиссером и теоретиком. Евреинов познакомил Акимова с Георгием Крыжицким, ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в 1924 году Акимов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» и «Король комедиантов».
В 1927 году состоялась первая персональная выставка Николая Павловича в Санкт-Петербурге. Спустя два года Акимов начал работать как театральный режиссер в московском Театре имени Евгения Вахтангова. Спустя год ему предлагают стать главным режиссером петербургского мюзик-холла, и мастер соглашается на это.
Акимов создал экспериментальную спектакль «Святыня брака». Занимая почетную должность в мюзик-холле, режиссер старался создать «постоянный» творческий коллектив, а репертуар театра сделать разнообразным по жанру. Со своими подопечными много времени занимался актерским мастерством, желая воспитать в них артистов, которым было бы подвластно играть разноплановые роли. Однако ему пришлось покинуть вышеуказанный театр, поскольку у него возникли разногласия с его руководством. Суть их сводилась к следующему: маэстро не разрешили ставить спектакль по пьесе Евгения Шварца «Принцесса и свинопас».
После ухода из мюзик-холла Николай Павлович недолго оставался без работы. В 1935 году стал руководить Санкт-Петербургским Театром Сатиры. Справедливости ради следует отметить, что этот театр в тот период переживал далеко не лучшие времена: зритель не хотел посещать учреждение с достаточно однообразным репертуаром. Именно Акимову удалось совершить колоссальную реформу во внутренней жизни театра комедии.
Премьеры, проходившие с триумфом, ставились одна за одной. На сцене театра Акимов смог воплотить в реальность свои давние планы. Николай Петрович давно хотел поставить известные пьесы Евгения Шварца и сделал это. Так появились спектакли «Дракон» и «Тень». В репертуаре театра имелись и классические спектакли, такие как: «Собака на сене», «Двенадцатая ночь», «Школа злословия».
Николай Акимов активно экспериментировал в своем театре. Режиссер подобрал новый актерский состав, распрощавшись с примой Грановской и отказавшись от сотрудничества с русским тенором Леонидом Утесовым. В труппу пригласил неопытных, но перспективных актеров, часть из которых работала в театральной студии «Эксперимент». В частности, Николай Акимов пригласил в свою команду Ирину Зарубину, Бориса Тенина, Сергея Филиппова. Все они стали известными фигурами в искусстве перевоплощения.
Эскизы костюмов, которые придумывал маэстро, максимально соответствовали актерам, которых утверждал на роли. Естественно, Николай Павлович сам работал над театральными плакатами, не доверяя это дело никому другому.
С 1955 года Николай Акимов занимался преподавательской деятельностью, а с 1960 года стал профессором Российского государственного института сценических искусств. Здесь его стараниями основано художественно-постановочное отделение.
Николай Павлович Акимов скончался 6 сентября 1968 года на гастролях в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище.
Награды Николая Акимова
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939)
Народный артист Таджикской ССР (1944)
Народный артист России (1945)
Народный артист России (1960)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961)
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Память о Николае Акимове
В 1986 году имя Н. П. Акимова присвоено Санкт-Петербургскому театру комедии.
В 2001 году в фойе Театра Комедии открыта мемориальная доска Н. П. Акимову. (скульптор Г. Д. Ястребенецкий, архитектор А. А. Гавричков).
В 2011 году в Театре Комедии открыта комната-музей режиссера.
Семья Николая Акимова
Ее матерью является известный театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская.
Николай Акимов
Николай Павлович Акимов — режиссёр и художник — родился 16 апреля 1901 года в Харькове в семье железнодорожного служащего.
Когда ему исполнилось девять лет, семья переехала в Царское Село, а затем в Петербург. Родители хотели, чтобы сын получил инженерную профессию, но Николая Акимова с детства привлекало рисование. Еще учась в гимназии, в 1914 году, он стал заниматься на вечерних курсах «Общества поощрения художеств».
С 1916 года Николай Акимов стал заниматься в «Новой художественной мастерской», где преподавали члены объединения «Мир искусства» под руководством М.В. Добужинского, А.Е. Яковлева, В.И. Шухаева.
Как театральный художник начал работать с 1922 года, а с 1929 года работал и как режиссёр.
«Моей школой режиссуры и драматургии явились следующие разнообразные вещи: русская икона XIII-XVI веков, Гоголь, Достоевский, крепостные художники России XVIII-XIX веков, Корнель, Вольтер, водевиль Лабиша, Анатоль Франс, Боттичелли, Пинтуриккио, Домье, Ван Гог, многие карикатуристы Франции и Англии, кинофильмы, начиная с картин, в которых участвовал Макс Линдер, и кончая последними достижениями итальянского кино», — Николай Акимов.
Довольно долгое время сотрудничал с Театром имени Евгения Вахтангова. Первый спектакль Вахтанговского театра, оформленный Николаем Акимовым – «Партия честных людей» по Ж. Ромену – появился уже в 1926 году.
В дальнейшем Н.П. Акимов оформил еще несколько спектаклей. Вскоре его стали называть «сорежиссером», настолько сильно его оформление влияло и на постановочные решения, и даже на игру актеров.
Первая самостоятельная постановка — «Гамлет» Шекспира была осуществлена Николаем Акимовым в Театре имени Евгения Вахтангова в 1932 году.
Спектакль обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. И «правые» и «левые» ругали режиссёра за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию».
В 1939 году, когда спектакль уже давно не шёл, на 1-й Всесоюзной режиссёрской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства. На конференции Акимов соглашается с ошибочностью своего Гамлета, однако в кругу близких людей не отрекался от него. Спустя 60 лет этот спектакль определят как «политический детектив» и сочтут его одним из ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.
С 1935 (с перерывом) Н.П. Акимов — художественный руководитель Ленинградского театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н.П. Акимова).
Лучшие спектакли, поставленные и оформленные Николаем Акимовым, отличают тонкая, изящная ирония, острота характеристик, поиски новых выразительных средств.
В 1951—1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр имени Ленсовета).
С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года — профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.
Николай Павлович Акимов ушел из жизни 6 сентября 1968 года.
Творец и Дракон: 120 лет назад родился Николай Акимов, выдающийся художник, режиссер, педагог
Николай Акимов был человеком удивительного разностороннего дарования: художник, режиссер, педагог, публицист. Возрожденный им Ленинградский театр комедии, носящий теперь его имя, способствовал успеху драматурга Евгения Шварца, пьесы которого он ставил, несмотря на цензуру. А еще придумывал сценографию к своим режиссерским работам, создавал причудливые театральные плакаты, служившие своего рода «превью», настраивавшие зрителей на нужный лад.
Он родился в 1901 году в Харькове. Через девять лет его отца, железнодорожного служащего, перевели в Царское Село, после чего семья переехала в Санкт-Петербург. Здесь в 1914-м Николай начал изучать искусство — на Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств. Позже занимался в Новой художественной мастерской, где его наставниками были Мстислав Добужинский, Александр Яковлев и Василий Шухаев. Память о выдающихся мастерах Акимов пронес через всю жизнь.
Несколько лет назад художница, внучка знаменитого оперного тенора Ивана Ершова Ксения Кривошеина поделилась воспоминаниями о своем первом визите в мастерскую Николая Павловича, где он рассказывал ей о Яковлеве и показал шухаевский альбом: «Шухаев мне был знаком по нашим домашним журналам «Аполлон» и «Мир искусства», они достались от деда, но тут я увидела незнакомые вещи».
В 1918 году Акимов начал работать в мастерской плаката петроградского Пролеткульта, но вскоре вынужден был уехать в родной Харьков. Там преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников, сотрудничал с Первым Государственным театром для детей.
В 1922-м вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС, не прекращая заниматься сценографией. Оформлял спектакли для БДТ, театра «Кривое зеркало», Современного синтетического театра оперетты. Выступал и как книжный оформитель, сотрудничая с издательством Academia.
Вот как рассказывал об этом сам Николай Акимов: «С ранних лет я бесповоротно выбрал себе профессию. Это была живопись. И я никогда не собирался работать в театре. Потом все получилось наоборот. Начав случайно работу в театре, я уже не смог из него выбраться. Долгие годы я утешал себя надеждой, что это временно и что я вернусь к живописи. Но тут случилась новая беда: постепенно и неумышленно я стал режиссером. я предложил молодому тогда Театру им. Вахтангова, в котором работал как художник, свой план постановки «Гамлета». Мой «Гамлет» произвел большой шум у нас и за границей, вызвал обильный поток откликов прессы и привел к следующим последствиям: я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо».
«Гамлет», музыку для которого написал молодой Дмитрий Шостакович, действительно произвел эффект разорвавшейся бомбы. Хорошо знавший Акимова писатель Самуил Алешин по этому поводу вспоминал: «Все было очень логично и остроумно, однако парадоксально противоречило традиционным толкованиям Шекспира. И очень смешно, почти до самого конца. Гамлета играл толстый Горюнов. (Вообще-то Бербедж, исполнявший эту роль в «Глобусе», был тоже толстоват. Но последующие неписаные правила требовали, чтобы Гамлет отличался стройностью, меланхоличностью и уж, во всяком случае, не шокировал зрителя жирным животом, а также широкой улыбкой.) Тень отца Гамлета изображал тоже Горюнов, мистифицируя окружающих тем, что гудел утробным голосом в какой-то сосуд. Офелия не сходила с ума, а находилась в подпитии, в каковом виде и тонула. Все это и многое другое в постановке Акимова, однако, имело смысл, а не просто было смешным. Пресса, само собой, разразилась критическим залпом. Шекспироведы были оскорблены. Публика — в растерянности».
Свой замысел постановщик объяснял так: «Мы ставили себе задачей в первую очередь дать оптимистический, бодрый и жизнерадостный спектакль «Гамлета», за которым установилась такая дурная слава мрачной, мистической, символической и философски реакционной пьесы. Мне представляется, что месть за отца сопряжена для Гамлета с борьбой за возвращение незаконно отнятого у него престола, а став на этот путь, я должен был признать, что характер Гамлета — характер сильный, действенный, активный. Возьмем еще пример — взаимоотношения Гамлета и Офелии. В мировой литературе, вернее сказать, в мировых литературно-критических штампах Гамлет и Офелия — это такая же любовная пара, как Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона и т.д. Но когда мы читаем текст без предвзятой мысли, то прежде всего выясняется, что ни в одной строчке текста пьесы «Гамлет» ни прямо, ни косвенно о любви Гамлета и Офелии не говорится. Функции этой девицы в пьесе заключаются в том, что она является третьим шпионом, приставленным к Гамлету: Розенкранц, Гильденштерн — и Офелия. Как только я стал эти покровы стаскивать, разразилась критическая буря, и покровы спешно были нахлобучены и водворены на место».
Как бы то ни было, постановка явила миру Акимова-режиссера, с этого момента его жизнь кардинально переменилась. И хотя спустя несколько лет, в 1939-м, мастера вынудили признать «творческую ошибку», он уже твердо встал на путь режиссуры. Еще в 1935 году его назначили художественным руководителем Ленинградского театра сатиры, переименованного в Театр Комедии. Сказали буквально следующее: «У нас есть плохой театр в самом центре. Мы не знаем, что с ним делать. Попробуйте вы. Если получится — хорошо, если нет — мы его закроем».
В итоге буквально за год Акимову удалось его возродить, сделать одним из лучших в городе и стране. Худрук расстался с некоторыми актерами, пригласил молодежь из своей бывшей театральной студии «Эксперимент». По-настоящему судьбоносным стало его знакомство с Евгением Шварцем. Знаменитые ныне пьесы «Дракон», «Тень», «Обыкновенное чудо» драматург написал специально для Театра Комедии. Неудивительно, что творческий тандем столкнулся тогда с цензурой и противодействием: их дебютный спектакль по пьесе, созданной на основе двух сказок Андерсена («Свинопас» и «Голый король»), был запрещен и увидел свет гораздо позже, в 1958 году, когда его поставили в «Современнике». Зато «Тень», инсценированная Театром Комедии в 1940-м, шла с большим успехом. Свой талант Шварц продемонстрировал блестяще: об актуальном поведал иносказательно и очень умно. Писатель Николай Чуковский о творчестве Евгения Львовича говорил: «Его пьесы начинаются с блистательной демонстрации зла, глупости во всем их позоре и кончаются торжеством добра, ума и любви».
Свой театр во время войны он отправил в эвакуацию, причем похлопотал даже об уволенных работниках. Шварц вспоминал: «Поступки его обнаруживали, что, кроме кодекса денди 20-х годов, есть у него еще некий кодекс. Когда Комедия готовилась к эвакуации из Ленинграда, я заходил часто в здание Большого драматического театра. Сам театр выехал в то время уже в Киров, актеры Комедии разместились в актерских уборных. Был конец ноября, голод уже разыгрался в полную силу. Люди начинали умирать. И Акимов делал все, чтобы вывезти как можно больше людей из блокады. И не только ему близких. Он вернул в труппу сокращенных артистов, злейших своих врагов, предупредив, что на Большой земле снова их сократит. Его ясная и твердая душа не могла примириться с тем, чтобы люди умирали без всякой пользы в осажденном городе. Акимов со всей ясностью понимал, что тут надо действовать. Двое из его труппы были погружены в самолет на носилках. Один из них умер в Кирове — артист Церетелли. Ни питание, ни лечение, ни вспрыскивание глюкозы не могли уже спасти его. Остальные остались живы. И когда я встретился с театром в Сталинабаде, эти живые уже дружно ненавидели Акимова. Все забылось, кроме мелких обид. Ежедневных, театральных, жгущих невыносимо, вроде экземы. Но театр жил. И когда Акимов добился перевода театра в Москву, ненависть сменилась уважением. После того как гастроли в Москве прошли с сомнительным успехом, уважение сменилось раздражением».
В 1949 году худрука все-таки выжили из собственного театра. Самуил Алешин вспоминал: «Акимова обвиняли в космополитизме, формализме, преклонизме перед иностранщиной и еще в чем-то. В Ленинграде на общем собрании труппы те же артисты, которые до того неизменно выдавали Николаю Павловичу обожание, стали признаваться, что еле его терпели. Оказывается, они уже давно страдали, ну прямо изнывали от его космополитизма, формализма, преклонизма и еще чего изволите. Их даже не смущало то, что в труппе оставалась Юнгер (одна из ведущих актрис Театра Комедии, жена главного режиссера. — «Свой»), которой им придется глядеть в глаза. Акимов был отстранен не только от руководства, но вообще изгнан из театра. Все договоры на постановки и оформление спектаклей в других театрах расторгли. Статьи, отданные в журналы, сняли, набор книги, готовящейся к изданию, рассыпали. А на что жить? Пришлось продать автомобиль и начать распродажу книг. В тяжкой ситуации он продолжал работать — стал сам для себя рисовать эскизы декораций к спектаклям, которые так и не удалось, но хотел бы поставить. И писал портреты разных людей».
В 1951–1956 годах он был главным режиссером и художником Ленинградского Нового театра (имени Ленсовета), который при нем пережил второе рождение. В 1956-м вернулся в Театр Комедии и руководил им до самой смерти. Художник ушел из жизни в 1968-м во время гастролей в Москве. Когда-то Акимов говорил: «Знаете, как я умру? Я приду после спектакля домой, надену пижаму, лягу в кровать, почитаю французский роман — и умру». Слова оказались пророческими: утром 6 сентября его тело обнаружили в гостиничном номере, режиссер лежал в постели, сжимая в руках журнал с романом Жоржа Сименона.
Незадолго до смерти Николай Павлович дал небольшое интервью «Советской культуре», которое было опубликовано 7 сентября 1968 года — в том же номере, где напечатали некролог. В этих последних словах мастер обозначил свое творческое кредо — не только режиссера, но и художника: «Я на сегодня настроен враждебно к увлечению многих театров как за рубежом, так и у нас, сверхлаконичным оформлением спектаклей. По сути дела, в ряде случаев роль изобразительного искусства сводится на нет, и на сцене воцаряется та аскетическая условность с ее непременным черным бархатом, актерами, выхваченными лучами прожекторов, и т.д., которая не помогает, а мешает смотреть. При таком творческом методе исчезает разница между эпохами, жанрами, индивидуальностями драматургов. Конечно, любую пьесу можно сыграть и на эстраде, лишенной вообще средств оформления, но такая эволюция театрального искусства меня не устраивает».