аксо колиев жизнь и деятельность
Аксо колиев жизнь и деятельность
Известный просветитель и общественный деятель, один из основоположников осетинской поэзии.
Аксо Колиев – один из передовых просветителей Осетии середины XIX века – родился в 1823 г. в сел. Нар. В 1845 г. он окончил Тифлисскую духовную семинарию. Будучи священником, занимался активной общественной и культурно-просветительской деятельностью.
Колиев владел и осетинским, и русским языками, добивался хорошей постановки преподавания родного языка для осетинских детей в школе. Он занимался рецензированием и редактированием переводов духовных книг, а также и сам переводил на осетинский язык церковные книги.
Аксо Колиев всеми силами ратовал за распространение образования среди женщин-осетинок. Благодаря ему девушки-осетинки впервые переступили порог школы, которую Колиев открыл в своем доме. Обучение в школе было бесплатным.
Помимо культурно-просветительской деятельности, Колиев занимался литературным творчеством. Он написал на осетинском языке несколько стихотворений духовно-проповеднического содержания. В этих стихах Колиев использовал формы народных песен и сказаний, их ритмику. Содержание стихов было основано на легендах религиозного характера. И хотя они не стали популярными и не сыграли особой роли в развитии осетинской поэзии. Однако по времени написания эти стихотворения Колиева являются первым образцом авторского поэтического творчества на осетинском языке.
На протяжении своей недолгой жизни Аксо Колиев вносил выдающийся вклад в дело народного образования осетин. В память об этом благодарные потомки воздвигли ему величественный памятник в Комсомольском парке столицы Северной Осетии.
Дело Аксо Колиева живет
Связанную с сегодняшним днем дату трудно обойти вниманием. 11 августа 1866 г. в расцвете творческих сил внезапно умер Аксо Колиев, видный представитель осетинской интеллигенции второй половины ХIХ века, зачинатель женского образования в Осетии.
Значимость личности Аксо Колиева в истории Северной Осетии трудно переоценить. Это был передовой человек своего времени. Священник, он был прекрасно образован, а самое главное, понимал значимость образования в жизни своих соотечественников. Особо ратовал Аксо за женское просвещение. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Образованная мать – это образованные дети, а образованные дети – это образованное общество». И именно А. Колиеву принадлежала идея открытия в Осетии первой школы для девочек-осетинок, которую он и осуществил. Юные воспитанницы изучали здесь не только богословие, но и учились естественным и гуманитарным наукам. Факт открытия первой женской школы был настоящим прорывом в культурной жизни Осетии того времени. Горячо дело Аксо поддержал, кстати, его друг Коста Хетагуров. Когда власти вознамерились закрыть школу, Коста обрушился на них с гневной критикой.
Имя Аксо Колиева не забыто. И сегодня его дело достойно несут те, кто трудится на ниве просвещения республики. В 1998 г. по инициативе фамилии Колиевых, в частности братьев Леонида (ныне покойного) и Лазаря – известных в Ставропольском крае предпринимателей, была учреждена премия имени А. Колиева. Положение о премии было узаконено приказом Президента РСО–А.
Ежегодно обладателями премии становятся лучшие учителя осетинского языка и литературы, студенты факультетов педагогики и филологии СОГУ и СОГПИ. Удостаиваются ее не только педагоги Северной, но и Южной Осетии, а также с. Коста-Хетагурово Карачаево-Черкесии, где живут выходцы из нашей республики.
Среди лауреатов – видные общественные деятели, ученые Северной Осетии, журналисты. К примеру, в этом году Колиевы премировали профессора Людвига Чибирова – автора книги об Аксо и Арбиляну Абаеву – корреспондента газеты «Рёстдзинад». Всего обладателями премии на сегодняшний день являются 30 человек. Ее размер составляет тысячу рублей. Эти суммы выдаются ежегодно из семейного фонда Колиевых.
КОЛИЕВ АКСО БЕСАЕВИЧ
Родился в 1822 году [1] во Владикавказском ауле (Ирыхъкæу) (ныне г. Владикавказ). Его отец Беса (Виссарион) Колиев, выходец из селения Нар, был сначала сторожем, а потом старостой во владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской).
10 июня 1845 года определен инспектором и учителем высшего отделения Владикавказского духовного училища по предметам осетинской грамматики, Пространного Катехизиса и Священной Истории.
7 сентября 1847 года назначен благочинным Осетинской духовной комиссии.
В марте, апреле и мае 1848 года по распоряжению экзарха Грузии архиепископа Исидора (Никольского) благочинный о. Алексий Колиев сопровождал сотника 4-й бригады Кавказского казачьего войска В.С. Толстого в его поездке по горным аулам и плоскостным селам Владикавказского и Дигорского округов Северной Осетии.
В июне 1849 года назначен исполняющим обязанности смотрителя Владикавказского духовного училища. 31 декабря того же года был утвержден в этой должности.
В борьбе с исламской экспансией большую помощь оказывал архимандриту Иосифу (Чепиговскому). Вместе с архим. Иосифом резко выступал против реакционера и туркофила генерала Муссы Кундухова, который, дабы оградить осетин от русского влияния и русской культуры, в 1858 году настаивал на выселении осетин из Владикавказа. А. Колиев боролся и за объединение разделенных по вероисповеданию на христиан и мусульман осетин, чтобы воспрепятствовать переселению мусульманской части населения в единоверную Турцию.
До 1858 года исполнял должность смотрителя Владикавказского духовного училища, когда его сменил на этом посту архимандрит Иоанникий (Холуйский).
1 июня 1860 году возведён в сан протоиерея.
Владел и осетинским, и русским языками, добивался лучшей постановки преподавания родного языка для осетинских детей в школе. Был членом комиссии по рецензированию и редактированию переводов духовных книг на осетинский язык, сам переводил церковные книги.
Скоропостижно скончался 11 августа 1866 года от воспаления легких. Был погребен в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской).
После смерти А. Колиева школа была преобразована в осетинскую трехклассную (каждый класс имел двухгодичный курс) школу-приют с пансионом и принята на содержание «Обществом по восстановлению православного христианства на Кавказе».
Занимался литературным творчеством, в 1865 году написал на осетинском языке три стихотворения: «Воскресение Христа» («Чырыстийы рухс райгасдзинад»), «Хвалебная песня о святой Марии» («Мады Майрэмы кады зарэг») и «Отче наш» («Мах фыд»). Стихи предназначались для исполнения в церковном хоре; это были первые поэтические произведения на осетинском языке.
Использованные материалы
[1] Дата, согласно Бзаров Р.С. Пионер осетинской фольклористики (Материалы к биографии Василия Цораева) // Осетинская филология: история и современность. Вып. 2. Владикавказ, 1995. С. 7. Год рождения Аксо Колиева до недавнего времени был точно не установлен. В ряде опубликованных материалов указан 1823 год.
Аксо (Алексей ) Бесаевич (Виссарионович) Колиев
1822 (1823) – 1866 гг.
Аксо Колиев – известный просветитель, общественный деятель, один из основоположников осетинской поэзии, переводчик, зачинатель женского образования в Осетии, представитель осетинской церковной интеллигенции, протоиерей.
Умер Аксо Колиев в возрасте 44 лет, в 1866 году. На протяжении всей своей недолгой жизни Аксо Колиев Вносил выдающийся вклад в дело народного образования и духовного просвещения осетин.
Дело Аксо Колиева живет и поныне. В 2010 году первой и пока единственной в республике Северная – Осетия Алания православной гимназии было по праву присвоено имя Аксо Колиева. Приобщение подрастающего поколения к истинным ценностям всегда должно являться задачей первостепенной и архиважной. Именно поэтому, будучи человеком, не только образованным, но и духовно просвещенным,
Аксо Колиев все свои силы и знания посвятил образованию и духовному просвещению. Для гимназии присвоение имени Аксо Колиева стало не только честью, но и наложило огромную ответственность.
Семь лет работы гимназии показали, насколько важно строить образовательный процесс на основе духовно- нравственного воспитания. Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру – одна из главных целей духовно- нравственного воспитания. К счастью, сегодня общество пришло к пониманию, что приобщение подрастающего поколения к истинной духовности должно стать приоритетной составляющей образовательного процесса.
Наше общее завтра зависит от того, что сегодня мы вкладываем в душу детей. Именно поэтому педагогическим коллективом православной гимназии им. Аксо Колиева делается все возможное для воспитания, формирования образовательной личности, защищенной от всяких негативных воздействий духовным иммунитетом.
soslan_oss
Из сердца Осетии
В 1859 году Муса Кундухов стал начальником Военно-Осетинского округа. Занимаемая должность, статус и покровительство вышестоящего начальства позволили Кундухову в последующие годы добиться по крайней мере частичной реализации того, что он считал в создавшейся тогда ситуации правильным. В рамках этого постинга я не собираюсь писать о своем отношении к Кундухову, который вошел в историю как главный инициатор переселения осетин в Турцию (хотя, скорее всего, главные инициаторы остались в тени), а в народный фольклор – чуть ли не как обманщик и провокатор: уж слишком велико было разочарование переселившихся осетин, слишком масштабна их трагедия. Человек был очень сложный, и мотивация у него была соответствующая, мазать его одним цветом нельзя. Став начальником округа, Кундухов, помимо прочего, старался организовать еще одно «мероприятие», а именно выселить осетин из Ирыхъау (Осетинской слободки). Причиной, судя по всему, было его стремление любым способом препятствовать распространению среди осетин Владикавказской крепости православной веры. Без сомнений, задуманное полностью удалось бы Кундухову, если бы ему не помешал в этом его великий современник и соотечественник Аксо Колиев.
Конфликт Кундухова и Колиева соответствовал масштабу их личностей и принял, в конце концов, открытые формы. Просто так выселить осетин с наскока у Кундухова не получилось, поэтому в дальнейшем властями было решено придать выселению вид «добровольности». На протяжении длительного периода времени энергичный Колиев буквально бомбардировал письмами и обращениями все возможные инстанции, агитировал осетин против того, чтобы покидать крепость. В конце концов полностью реализовать свой административный ресурс Кундухову не удалось, из 95 осетинских семей во Владикавказе осталось 27 (других данных у меня нет). Ушедших поселили в современном Ольгинском. Впоследствии Аксо Колиев был, наверно, наиболее радикальным противником переселения осетин в Турцию. Одна из наиболее значимых и ярких фигур в истории Осетии, на мой взгляд. Подвижник.
Аксо умер в возрасте 44 лет. Мне было интересно узнать, как сложилась жизнь семьи человека, который переводил на осетинский язык богослужебные тексты, основал женскую школу в Осетии, всю жизнь положил на просвещение своего народа и развитие его национального самосознания. Иной раз ведь приходится натыкаться на перлы вроде того, что православную веру осетины приняли едва ли не насильно, а материальная и административная поддержка российской администрации в этом деле была решающей. Невежество – явление вредоносное. В противостоянии Кундухова и Колиева российская администрация однозначно поддержала Кундухова. В 1866 году Колиев умер. Какова была судьба семьи человека, священника, заслуги которого перед распространением Православия («русской веры») в Осетии просто колоссальны? Судьба была очень простая: семья (жена и трое оставшихся детей) нищенствовала. Легендарная российская администрация «дала сбой»)
В 1872 году вдова Колиева обратилась к начальнику Терской области Лорис-Меликову с просьбой выделить семье участок земли в знак внимания к заслугам Аксо. Лорис-Меликов отказал. Через год она обратилась вторично и, указав на «безвыходное положение сирот», еще раз попросила для них клочок земли. Также в письме содержалась просьба принять на казенный счет во Владикавказское реальное училище сына Аксо. Речь, напоминаю, о сыне человека, который у себя дома организовал первую в Осетии школу для девочек, ставшую колоссальным фактором культурного и интеллектуального развития Осетии. На школу эту нуждавшийся Аксо тратил часть своих и без того скудных средств. Но даже в этой скромной просьбе его вдове было отказано. Через несколько лет священник Сухиев обратился к экзарху Грузии с просьбой хоть чем-нибудь помочь семье Колиева. Сухиев переписывался с грузинским экзархом очень долго. В 1895 году, через 29 лет после смерти Аксо, его семья получила почтовым переводом 120 рублей.
Пророка в своем Отечестве нет, но всякий раз, когда читаешь такие вещи, становится слегка не по себе. Бывает над чем задуматься.
Протоиерей Алексий (Аксо) Колиев
Протоиерей Алексий Колиев (1822 – 1866)
(Л. Гостиева. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве второй половины XIX–начала ХХ в. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014.)
Основным информантом В.С. Толстого в поездке по Осетии был о. А. Колиев, который давал разъяснения по всем интересующим его вопросам, рассказывал о народных святынях и празднествах Осетии.
В Куртатинском ущелье они посетили также древние церкви, ставшие святилищами: Хъæуы зад (с. Кгули), Хуыцауы дзуар (с. Лац), Уæлмæсыг дзуар (с. Харисджын).
В Дигорском ущелье В. С. Толстой и о. А. Колиев побывали в древних церквях, ставших святилищами – Уацилла (Илья Пророк) и Юсти дзуар в Галиате.
О. Алексий не ошибся в подборе кандидатов для выезда на учебу. Среди учеников, рекомендованных им в Екатеринославскую духовную семинарию, был Тит Моргоев, ставший впоследствии священником. В Воронежскую духовную семинарию поступил будущий священник Георгий Караев. В Московскую духовную академию был направлен выпускник Тифлисской духовной семинарии Василий Цораев, работавший в ней впоследствии учителем осетинского языка.
Отец А. Колиев никогда не боялся публично защищать права крестьян. Об этом можно судить и по такому факту. В ноябре 1847 года состоялся прием, устроенный начальником Владикавказского округа, комендантом Владикавказской крепости генерал-майором П.П. Нестеровым в честь великого русского хирурга Н.И. Пирогова, приехавшего во Владикавказский военный госпиталь для проведения операций под эфирным наркозом и ознакомлению владикавказских врачей с новыми приемами и методами хирургии. Интеллигенцию Осетии на приеме представляли Аслангерий Туганов (дед народного художника М.С. Туганова) и его старший брат генерал-майор Асланбек Туганов, благочинный священник Алексий Колиев, Даниил Чонкадзе, учившийся в Тифлисской духовной семинарии и Василий Цораев, учившийся в Московской духовной академии.
В 1857 году для улучшения деятельности христианской миссии среди горских народов была учреждена должность Управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями Владикавказского Военно-Осетинского округа. На эту должность был назначен архимандрит Иосиф (Чепиговский). Священники А. Колиев, М. Сухиев, диакон А. Аладжиков помогли архимандриту Иосифу за короткое время изучить осетинский язык и стали его ближайшими сподвижниками в деле христианского просвещения осетин.
Много усилий о. А. Колиев потратил на строительство каменного здания владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), в которой был настоятелем. Деревянная церковь, построенная в 1814 году при содействии Осетинской духовной комиссии, к тому времени пришла в ветхость. Не одно десятилетие стоял вопрос о строительстве нового каменного здания церкви. Решение этой задачи стало возможным после образования в 1860 году Общества восстановления православного христианства на Кавказе, преобразованного из Осетинской духовной комиссии. Одной из главных задач Общества было « сооружени е в горах Кавказа церквей ».
При о. А. Колиеве было начато строительство колокольни, которое осуществлялось на средства жертвователей и прихожан. Сбор средств на ее постройку был начат в 1854 году. Контроль над строительством колокольни осуществлял о. Алексий. В состав строительного комитета, занимавшегося сбором добровольных пожертвований, вошли капитан Жукаев, прапорщик Хусин Баев, старшина Нафи Газданов. Начальник Владикавказского военного округа генерал-майор барон И.А. Вревский пожертвовал 700 рублей, общество Владикавказского купечества – 277 руб. 99 коп., частные пожертвования составили 41 р. 27 коп. Всего на первоначальные работы по постройке колокольни было собрано 1019 руб. 26 коп.
5 – 6 ноября 1857 года жители Владикавказского аула во главе с о. А. Колиевым направили прошение к экзарху Грузии архиепископу Исидору, в котором просили оставить их в будущем городе. Тот в свою очередь обратился по этому вопросу к наместнику Кавказа князю А.И. Барятинскому, который приказал, чтобы «Владикавказский осетинский аул был оставлен на занимаемом ныне месте». Однако этот приказ распространялся только на тех жителей, кто пожелал приписаться к городскому сословию.
Начальник Осетинского округа полковник А.А. Йедлинский в своем рапорте командующему войсками Терской области генерал-лейтенанту князю Святополк-Мирскому просил оставить в городе осетин, которые обязывались нести все городские и сельские повинности. В феврале 1862 года он дал свое согласие на оставление во Владикавказе 50 семей владикавказских осетин, обязавшихся «иметь дома правильной архитектуры», исполнять городские повинности, вести хозяйство на отведенной земле по реке Камбилеевке и выполнять сельские повинности наравне со всеми жителями осетинского аула.
В конце 50-х – до середины 60-х годов Х IX в., на заключительном этапе Кавказской войны, часть осетин-мусульман вместе с другими мусульманскими народами Центрального и Восточного Кавказа стала переселяться в Османскую империю. Миграция была вызвана целым комплексом причин – социально-экономических, политических, этнокультурных. Местная знать опасалась предстоящей крестьянской реформы – освобождения крестьян от всех повинностей. Муллы, боясь ослабления своего влияния на паству, распространяли слухи о насильственной христианизации, принудительном рекрутировании, усилении налогового гнета и т.д.
Основные волны миграции осетин в Турцию происходили в период с 1859 по 1962 год. Первое массовое переселение произошло в 1859 году. Переселились привилегированные фамилии дигорских баделят Тугановы и Абисаловы со своими подвластными крестьянами, а также Кусовы и Козыревы из аула Кардиусар. Главой первой партии переселенцев был Али-Мурза Абисалов. Тогда же из с. Магометановское (ныне с. Чикола) переселились Тавказаховы, Хасановы и др.
Противостояние о. А. Колиева и М. Кундухова по поводу переселения осетин-мусульман в Турцию было связано с их расхождением по главному вопросу – о пути, по которому в будущем пойдет Осетия. Отец А. Колиев, возглавлявший приверженцев христианства, выдвигал и публично отстаивал идеи сближения с русской культурой, объединения осетинского народа на христианской основе, вредности деления осетин на христиан и мусульман. М. Кундухов, стоявший во главе мусульманского стана, связывал будущее осетин-мусульман с султанской Турцией. В 1865 году вместе с волной переселенцев М. Кундухов с семьей переселился в Турцию.
Туркофильские взгляды М. Кундухова не нашли широкой поддержки у мусульманского населения Осетии. В последующие годы происходили лишь индивидуальные переселения. Некоторая часть осетин, разочарованная суровой действительностью султанской Турции, вернулась обратно в первые месяцы и годы переселения. До настоящего времени у исследователей нет единого мнения относительно общей численности переселенцев. По последним данным, в Турцию из Осетии в общей сложности переселилось не более 5 тыс. чел. [51]
О. А. Колиев намеревался расположить школу в старом флигеле своего дома по ул. Тарской (ныне ул. Цаголова), предварительно переоборудовав его. Расходы по содержанию осетинской женской школы о. Алексий взял на себя. Он намечал открытие школы «не ранее весны 1862 года, именно после праздника Пасхи», надеясь, что к этому времени им будет подготовлено помещение для женской школы и выйдет «Осетинский букварь» архимандрита Иосифа.
Отец А. Колиев предложил назначить учителем женской школы Александра Цаликова (впоследствии священника), который должен был в 1863 году окончить Тифлисскую духовную семинарию и стать диаконом при Управляющем осетинскими приходами архимандрите Иосифе. Временно, до завершения Цаликовым учебы, о. А. Колиев просил назначить учителя Вольно-Христианской приходской школы Григория Шавлохова. В обязанности учителя входило обучение девочек чтению и письму на осетинском языке и начаткам христианского учения с 8 до 10 часов утра.
15 января 1866 года Комитет Общества утвердил устав Владикавказской осетинской женской школы и предложил управляющему делами Комитета Общества графу Левашову принять надлежащие меры к ее открытию. Надзирательницей школы была назначена А. Грекова. Открытие двухклассной женской школы затянулось почти на год и состоялось 20 ноября 1866 года. [68] К сожалению, к этому времени протоиерей А. Колиев скоропостижно скончался, и ему не удалось увидеть свою школу, для открытия которой он так много сделал, в обновленном виде.
За 10 листов перевода на осетинский язык «Последования Св. Крещения и миропомазания» о. А. Колиев получил от Общества восстановления православного христианства на Кавказе 300 руб., Г. Мжедлову и В. Цораеву за редакторскую работу было выплачено 100 руб. [77]
Переводы о.А. Колиева «Молитва св. крещения вкратце, како младенца крестили страха ради смертного», «Чин причащения больных», «Последование мертвенное мирских тел» и «Разрешительная молитва, читается над умершими» вышли в Тифлисе отдельными изданиями.
К сожалению, несмотря на значительное превосходство перевода о. А. Колиева, было принято решение о подготовке к печати перевода Д. Чонкадзе. В августе 1859 года священники А. Колиев, М. Сухиев, диакон А. Аладжиков и учитель С. Жускаев завершили работу над текстом перевода Д. Чонкадзе и сообщили об этом в рапорте экзарху Грузии архиепископу Евсевию [85] : При исправлении перевода Д. Чонкадзе был широко использован рукописный перевод о. А. Колиева.
Священник А. Колиев вместе со священником Сухиевым и учителем Жускаевым участвовал в редактировании перевода «Последования Вечерни и Утрени», выполненного диаконом Аладжиковым. За работу им было выплачено 80 руб. [87]
C вященник А. Колиев вместе с о. М. Сухиевым, диаконом А. Аладжиковым и учителями Г. Караевым и Г. Кантемировым приняли участие в редактировании перевода на осетинский язык C оборного послания Св. апостола Иакова, выполненного учителем Василием Цораевым. [89]
Акафист был написан о. А. Колиевым в честь чудотворной Моздокской (Иверской) иконы Божией Матери, которая прославилась многими чудотворениями и почиталась как покровительница Осетии. Чудотворная икона, по преданию, в конце XII – начале XIII века была подарена грузинской царицей Тамарой аланам-осетинам и хранилась в одном из храмов. В конце XVIII в. переселявшиеся на Терскую линию (около г. Кизляра) горцы-осетины привезли чудотворную Иверскую икону Божией Матери, которую они называли «Ног дзуар», в г. Моздок.
После чудесной остановки древней иконы в предместье Моздока, по распоряжению епископа Моздокского и Маджарского Гаия (Такаова), для нее в этом месте была построена часовня. С этого времени чудотворную икону стали чаще именовать «Моздокской» или «Моздокско-Иверской». В 1797 году ее перенесли в деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в 1894 году – в построенный для нее величественный Моздокский Успенский собор.
Протоиерей А. Колиев скоропостижно скончался 11 августа 1866 года от воспаления легких. Он был погребен в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). На белой мраморной плите золотыми буквами была сделана надпись:
Рухсаг у, рухсаг у, рухсаг у,
Протоиерей Алексий (Аксо) Колиев не был забыт потомками. Улицы, носящие его имя есть во Владикавказе, в Цхинвале (Республика Южная Осетия) и в с. Хетагурово (Георгиевское) Карачаево-Черкессии. Протоиерею А. Колиеву установлены памятники во Владикавказе (на пересечении улиц Ватутина и Коста Хетагурова) (скульптор Б. Тотиев) и в Цхинвале (на пересечении улиц Сталина и Хетагурова). Имя Аксо Колиева носят Государственный Лицей искусств в г. Цхинвал и православная гимназия во Владикавказе.
В 1998 году в Северной Осетии представителями фамилии Колиевых была учреждена премия им. Аксо Колиева, которая предназначена тем, кто внес значительный вклад в развитие родного языка и литературы, в духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Ежегодная профсоюзная премия имени Аксо Колиева установлена в Республике Южная Осетия (г. Цхинвал). Премия присуждается молодым учителям, достигшим значительных результатов в учебно-воспитательной работе, успешно применяющим новаторские методы обучения и воспитания.
Имя протоиерея Алексия (Аксо) Колиева, выдающегося миссионера, просветителя, переводчика, педагога, поэта, навсегда останется в золотом фонде осетинской культуры.
[1] НА СОИГСИ. Ф. Лингвистика. Оп. 1. Д. 58. П. 33. Л. 6.
[2] Цит. по: Бзаров Р.С. Пионер осетинской фольклористики (Материалы к биографии Василия Цораева) // Осетинская филология: история и современность. Вып. 2. Владикавказ, 1995. С. 7.
[3] ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп. 1. Д. 331. Л. 1–2об.
[5] Толстой В.С. Сказание о Северной Осетии / Подгот. к изд., предисл. и примеч. Г.И. Цибирова. Владикавказ, 1997. С. 40.
[6] Гатуев А., свящ. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901. С. 59.
[7] См. подробно биографию В.С. Толстого: Гостиева Л.К. Этнографическое изучение осетин В.С. Толстым в 50-ые годы ХIХ века // Фундаментальные исследования 2013. № 10 (часть 2); URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001513
[8] Толстой В.С. Из служебных воспоминаний. Поездка в Осетию в 1847 году // Русский архив.1875. Кн. 2. №7. С. 265.
[9] Толстой В.С. Тагаурцы // Вестник Императорского Русского географического Общества за 1854 год. Спб., 1854. Кн. 3. Ч.II. С. 3–6.
[10] Толстой В.С. Из служебных воспоминаний. Поездка в Осетию в 1847 году // Русский архив. 1875. Кн. 2. №7. С. 265–268.
[11] Толстой В.С. Сказание о Северной Осетии / Подгот. к изд., предисл. и примеч. Г.И. Цибирова. Владикавказ, 1997.
[12] Гостиева Л.К. Очерки по этнографии Осетии В.С. Толстого // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Материалы IV Международной научной конференции. Владикавказ: СОГПИ, 2012. С. 72–78; Она же. В.С. Толстой как этнограф // Международная преподавательско-студенческая научно-методическая конференция XI Дзагуровские чтения «От Античности к Возрождению». Махачкала, 25 апреля 2012 г. Махачкала, 2012. С. 77–80.