актер 12 стульев грузин
Арчил Гомиашвили
Биография
Знаменитый актер Арчил Михайлович Гомиашвили, который запомнился зрителям прежде всего своим исполнением роли Остапа Бендера, прожил яркую и необычную жизнь. Родился мальчик 23 марта 1926 года в семье бывшего пастуха, который далеко пошел по партийной лестнице и был принят в Московскую Школу красной профессуры.
Несмотря на просьбу отца назвать сына Виктором, ребенку дали имя Арчил в честь деда-священника. В 30-е годы Михаил Гомиашвили попал в лагерь по ложному доносу и был освобожден только в последний год войны. Отец прожил долгую жизнь, но предательство партии он так и не смог забыть.
Арчил Гомиашвили в молодости
В 16 лет Арчил поступает в художественное училище столицы Грузии, где учится в течение двух лет. Увлечением юного живописца становится театр, там он проводит все свое свободное время. В то время в Тбилиси как раз работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер делает несколько заказов талантливому художнику на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана, а потом предлагает попробовать себя в небольшой роли Лео Хаммера.
В 1942 году Арчила исключают из учебного заведения. Поводом к отчислению стала его связь с криминальным миром, а также дружба с вором в законе Джабой Иоселиани. Один раз Арчила арестовали с компанией хулиганов, и он чуть не попал в тюрьму. В тот раз дело обошлось недолгим пребыванием в изоляторе. Георгий Товстоногов предлагает молодому человеку попробовать себя в актерском искусстве, и Гомиашвили уезжает в Москву.
В юности Арчил Гомиашвили имел проблемы с законом
Поступив в Школу-студию МХАТ, Арчил Гомиашвили благополучно проучился там до 1948 года, пока не попал в неприятную историю с криминальным оттенком. Его вновь выгнали из вуза, теперь уже за драку в кафе с погромом имущества. После этого молодой кавказец был вынужден уехать к себе на родину. В Грузии ему предложили место в труппе Академического театра имени Марджанишвили, а через 10 лет он переезжает в Поти, где устраивается вначале в театр имени Г. Эристави, а затем в Русский театр имени А. Грибоедова.
Фильмы
Параллельно со своей работой в театре артист начинает сниматься в кино. Он дебютирует в 31 год, сыграв роль Монташерова в ленте «Лично известен», которая стала первой частью известной исторической трилогии о жизни большевика Камо. Некоторое время артист начинает плотно сотрудничать с грузинским кинорежиссером Михаилом Чиаурели. Арчил играет в его картине «Иные нынче времена» в паре с его дочерью Софико Чиаурели.
Многогранный талант артиста раскрывается в фильмах Гугули Мгеладзе «Простите, вас ожидает смерть» и Эразма Карамяна и Степана Кеворкова «Взрыв после полуночи».
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера
Настоящим триумфом в биографии малоизвестного большой публике актера Гомиашвили стала его работа в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», в которой он блестяще сыграл «великого комбинатора». Арчил шел к своей главной роли очень долго. Впервые он попробовал себя в образе Остапа Бендера в моноспектакле, который поставил для него режиссер Юрий Любимов в 1958 году. С мюзиклом, в котором Арчил играл и пел за всех героев, в том числе за Паниковского, Фунта, Зосю Синицкую, он объездил весь Советский Союз.
Арчил Гомиашвили в фильме “12 стульев”
Когда Леонид Гайдай в 1971 году начал работу над своей картиной, у него никак не получалось подобрать артиста на роль Бендера. На нее пробовалось более 20 известных актеров своего времени, в том числе Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже Муслим Магомаев. Но режиссер все не находил подходящего, пока его ассистенты не предложили рассмотреть кандидатуру напористого и убедительного грузина, который вот уже несколько лет подряд играл историю про «идейного борца за денежные знаки» на подмостках страны.
Чтобы познакомиться с артистом, Гайдай даже специально со всей съемочной группой выехал в Горький, где в тот момент гастролировал Арчил Гомиашвили. Постановщика устроила манера игры артиста, несмотря на то, что по возрасту Арчил был старше своего героя на 16 лет. Но харизма, моложавость и достаточно высокий рост делали его образ убедительным.
Арчил Гомиашвили в роли Иосифа Сталина
Он отлично вписался в блестящий актерский состав комедии, представленный такими звездами, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Нина Гребешкова, Наталья Крачковская, Клара Румянова, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Юрий Никулин. И несмотря на то, что его роль частично была озвучена Юрием Саранцевым, а песни исполнены Валерием Золотухиным, Арчил Гомиашвили получил всесоюзную известность и был признан одним из самых выдающихся киноактеров своей эпохи.
Арчил Гомиашвили в фильме “Мимино”
Последующие киноработы артиста были уже не столь яркими. Его успехом можно считать роль потерпевшего в комедии Георгия Данелии «Мимино», а также созданный им экранный образ вождя народов. В роли Сталина Гомиашвили сыграл в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти», «Трагедия века». Режиссеры сразу отметили большое внешнее сходство актера со Сталиным, что было видно по фото, а также умение Арчила Гомиашвили воссоздать внутреннее единство со своим героем.
Бизнес
В конце 80-х годов Арчил Гомиашвили решил попробовать себя в роли сценариста и режиссера. Его привлек сюжет автобиографии миллионера Майкла Фильда, который начинал свою карьеру с нуля. Арчил связался с предпринимателем и даже приехал к нему на встречу в Западный Берлин. Переговоры о проведении съемок не удались, но, проникнувшись симпатией к советскому артисту, Фильд подарил ему 10 игровых залов.
Помимо этого Гомиашвили неожиданно для себя стал богачом. Он зашел в одно из немецких казино и поставил наудачу последние 100 марок. Ставка неожиданно сыграла в плюс и принесла более 100 тысяч счастливчику. Так артисту выпала возможность заняться собственным бизнесом.
В свои 62 года Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком. Все свои деньги он внес в 1990 году в АО «Сити-бизнес», и через два года его капитал прилично увеличился. Всю сумму он вложил в проект клуба «Золотой Остап», на базе которого открылся один из самых популярных ресторанов начала 90-х. Заведение Гомиашвили было признано одним из самых лучших на европейском континенте. Это принесло Арчилу еще больше уверенности в своих силах, и он занялся обустройством собственных итальянских бутиков.
Помимо бизнеса Арчил Гомиашвили проявил себя как щедрый благотворитель. Он помогал бедным студентам ВГИКа, оплачивая их обучение, а также пожилым грузинским актерам, которые с потерей популярности оказывались на грани нищеты.
Личная жизнь
Арчил Гомиашвили всегда пользовался большой популярностью у представительниц прекрасного пола и отвечал им взаимностью. Его женщинами в свое время были режиссер Татьяна Лиознова, актриса Татьяна Окуневская, с которой он даже венчался. Но все они появились только в период его жизни в Москве.
Арчил Гомиашвили и Татьяна Лиознова
Арчил Гомиашвили и Татьяна Окуневская
Смерть
В возрасте 78 лет у Арчила Гомиашвили было обнаружено раковое новообразование в дыхательных путях. Артист для лечения поехал в США, где в онкоцентре ему была сделана сложнейшая операция по удалению опухоли и более четырех десятков лимфоузлов с метастазами.
Могила Арчила Гомиашвили
Артист держался бодро, во время проведения терапии все время шутил, но раковая опухоль продолжала распространяться по организму пожилого человека. Сильные метастазы стали причиной смерти актера. Он скончался в клинике Москвы 31 мая 2005 года. Гражданская панихида и похороны прошли в Москве, его могила находится на Троекуровском кладбище.
Арчил Гомиашвили
Арчил Гомиашвили – киноактер, ресторатор, народный артист Грузинской ССР, наиболее известный благодаря роли Остапа.
Арчил родился 23 марта 1926 года в грузинском городе Читуре. Отец будущего актера в молодые годы жил в Москве, где учился в Школе красной профессуры. Вскоре он получил распределение на работу в Донбассе. Там отец Арчила занял пост председателя профсоюзов угольщиков. Сложные годы не прошли для семьи Гомиашвили без потерь. В конце 30-х годов глава семьи был репрессирован, и мальчик остался без отца до 1944 года. В 1940-м году Арчил поступил в художественный техникум при Академии художеств, расположенный в Тбилиси, где проучился до 1942-го. Гомиашвили настолько увлекся театром, что всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ, в стенах которой актер успешно проучился вплоть до инцидента с дракой в кафе. После чего Арчилу пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в родную Грузию, Гомиашвили был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Затем молодой актер переехал в портовый город Поти, где поступил в Театр имени Г. Эристави. Затем Арчила приняли в Русский театра имени А. Грибоедова. Тогда же состоялся дебют Гомиашвили в кинематографе. Его первой работой в кино стала роль Манташерова в фильме Степана Кеворкова «Лично известен», вышедшем на экраны в 1957 году. Лента рассказывала о деятельности революционера Камо, роль которого исполнил Гурген Тонунц. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии Шалвы Мартащвили «Крот».
В годы перестройки Гомиашвили занялся бизнесом. Открыл клуб «Золотой Остап», который вскоре получил статус одного из самых престижных в столице. Ресторан клуба был назван лучшим в Европе. В середине 2000-х актер много болел. Арчил Гомиашвили умер весной 2005 года в результате тяжелой болезни, и был похоронен на Троекуровском кладбище.
Арчил Гомиашвили
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в городе Чиатура.
В 1940-42 годах учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств.
Вторая отсидка была связана с актрисой Людмилой Целиковской. Он вспоминал: «У меня с ней роман был. пригласил я Люсю в этот «Националь». Какие-то были праздники, кажется, предновогодние. И как это бывает, к красивой даме стал приставать какой-то фраер. За столом ребята сидели, грузины, которые знали, что здесь же моя компания. Так вот, подходит это фраер к Целиковской, один раз на танец позвал, другой, третий. Это уже неприлично. Он приглашает, а я сижу, как дурак. Ну и затеялась драка. И я оказался на Петровке, в райотделе милиции. Тому типу мы выбили глаз».
Актеры, знавшие Гомиашвили, рассказывали, что со своим прошлым он впоследствии завязал не совсем.
Увлечение театром привело Гомиашвили в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы.
Арчил Гомиашвили в кино
Арчил Гомиашвили в фильме «12 стульев»
В 1973 году стал актёром московского театра имени Ленинского комсомола, а через несколько лет перешёл в театр имени Пушкина.
Был одним из кандидатов на роль Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны», однако Лиознова отвергла его кандидатуру из-за кавказской внешности.
Арчил Гомиашвили в фильме «Сталинград»
В конце 1980-х работал в Германии, занимался игорным бизнесом, заработал, как он рассказывал «большие деньги».
1990 году Арчил Гомиашвили стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве клуб «Золотой Остап».
О нем ходили слухи как о коронованном воре в законе, но он это отрицал.
Смерть Арчила Гомиашвили
В последние годы много болел. В 2004 году у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, во время операции в США ему удалили более сорока лимфоузлов.
Скончался 31 мая 2005 года. Похоронен 3 июня 2005 года на Троекуровском кладбище в Москве.
Арчил Гомиашвили
Рост Арчила Гомиашвили: 170 сантиметров.
Личная жизнь Арчила Гомиашвили:
У него был роман с актрисой Людмилой Целиковской, из-за нее он даже попал в тюрьму.
У актера был роман с режиссером Татьяной Лиозновой. После того, как она отказалась взять его на роль Штирлица в сериале «Семнадцать мгновений весны» затаил обиду и не разговаривал с ней до конца ее жизни.
Имел сына Георгия Гомиашвили, он был журналистом и дипломатом, заместитель министра иностранных дел Грузии в 2004-2005 годах. После ухода из МИД Гомиашвили занимался бизнесом и не принимал какого-либо участия в политической жизни Грузии. Был найден мертвым в Тбилиси в августе 2012 года.
Фильмография Арчила Гомиашвили:
Настоящий Остап Бендер: Как Арчил Гомиашвили осуществил мечту своего самого известного киногероя
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О крутом нраве и авантюрном характере Арчила Гомиашвили слава ходила с самой юности. Впрочем, как и о его художественных и артистических способностях. Во время учебы в художественном техникуме Тбилиси он получил заказ на оформление спектакля в местном театре – в ту пору там как раз работал Георгий Товстоногов, который обратил внимание на талантливого юношу. Однако проучился он недолго – Арчил бросил техникум, так как завел дружбу с вором в законе Джабой Иоселиани и однажды угодил в тюрьму, когда его арестовали с компанией хулиганов.
Судьба была благосклонна к Арчилу Гомиашвили и нередко давала ему вторые шансы. Товстоногов посоветовал ему попробовать себя в актерском искусстве, и юноша отправился в Москву. Ему не составило труда поступить в школу-студию МХАТ, но и оттуда его отчислили: в кафе он устроил драку с погромом. Пришлось вернуться в Грузию, где его приняли в Академический театр.
Кинодебют состоялся у Арчила Гомиашвили только в 31 год. Но до 44 лет его имя большинству зрителей ни о чем не говорило, пока он не появился на экранах в образе Остапа Бендера. Сначала он примерил на себя этот образ в моноспектакле, в котором актер играл и пел за всех героев сразу. Однако в фильме Леонида Гайдая вместо него зрители могли бы увидеть Владимира Высоцкого, Владимира Басова, Валентина Гафта, Евгения Евстигнеева, Андрея Миронова, Спартака Мишулина, Александра Ширвиндта, Николая Рыбникова и даже Муслима Магомаева – все они проходили пробы на эту роль. Гомиашвили даже не было в этом списке, пока кто-то из ассистентов режиссера не предложил ему обратить внимание на актера, который уже много лет играл Бендера в театре.
Когда Леонид Гайдай увидел Арчила Гомиашвили на театральной сцене, у него пропали все сомнения – перед ним был настоящий Бендер, и актер получил эту желанную для многих звезд советского кино роль, несмотря на то, что он был куда менее популярен у публики, и к тому же старше своего героя на 16 лет. Эта роль стала для него настоящим триумфом. После выхода фильма на экраны актера пригласили на торжественную встречу Совета министров СССР, где вручили ему ключи от трехкомнатной квартиры в одной из знаменитых сталинских высоток.
Возможно, попадание в образ было настолько точным благодаря тому, что у актера на самом деле было много общего с его киногероем. Так же, как Бендер, Гомиашвили был склонен к авантюризму, так же, как он, пользовался неизменным успехом у женщин. Его связывали романтические отношения с режиссером Татьяной Лиозновой, актрисами Людмилой Целиковской и Татьяной Окуневской.
Переехав в Москву, Гомиашвили устроился в Театр имени Ленинского комсомола, но не нашел общего языка с режиссером Марком Захаровым и ушел в другой театр. Из-за своего непростого характера он часто конфликтовал с режиссерами. После съемок в «Двенадцати стульях» актер не разговаривал с Леонидом Гайдаем 6 лет из-за того, что тот не дал ему озвучить роль – Бендер не должен был говорить с грузинским акцентом. Кроме того, они постоянно спорили на съемочной площадке – актер часто не соглашался с режиссерским видением его образа. « Хотел сыграть живого Остапа, для меня важна была прежде всего его личность, а потом уже его крылатые слова. Режиссер же своими комедийными идеями задавил серьезного и неоднозначного героя. Ведь Гайдай ни разу не заглянул в душу великого комбинатора! Когда я увидел фильм, у меня волосы дыбом встали. Сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый режиссер, я бы у тебя не снимался». Он ответил: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый артист, я бы тебя не снимал », – рассказывал актер.
Хотя Гомиашвили продолжал выступать на театральной сцене и сниматься в кино, где только в образе Сталина он появлялся 5 раз, ему так и не удалось повторить своего триумфа после «Двенадцати стульев». В конце 1980-х гг. актер попробовал свои силы в качестве сценариста и режиссера, а вскоре и вовсе решил сменить сферу деятельности. Предпринимательский талант был у него всегда, но по-настоящему реализовать его получилось только в 62 года, после того, как Гомиашвили ушел из кино.
Версий о том, откуда у актера появился стартовый капитал, было несколько, некоторые – вполне в духе Бендера. По одной из них, однажды в одном из немецких казино Гомиашвили поставил на удачу последние 100 марок – и выиграл 100 тысяч. По другой – он заработал их на игорном бизнесе в течение 5 лет, проведенных в Германии. Как бы то ни было, эти деньги он вложил в собственный бизнес: основал клуб «Золотой Остап», на базе которого открыл один из самых модных ресторанов начала 1990-х гг. Предприимчивость актера заставляла многих проводить параллели между ним и Остапом Бендером, на что он отвечал: « Я энергичный человек, бизнесмен. Но всем в своей жизни обязан честному труду, это для меня единственный способ зарабатывания денег. Бендер – романтик, в этом мы с ним очень похожи ».
На склоне лет Арчил Гомиашвили осуществил мечту своего самого известного киногероя: он разбогател и успешно вел дела не только у себя в стране, но и за границей. Немалые средства бывший актер тратил и на благотворительность: помогал студентам ВГИКа и пожилым грузинским артистам, оказавшимся на грани нищеты. В 78 лет у Арчила Гомиашвили диагностировали рак на поздней стадии. К сожалению, спасти актера не удалось. 31 мая 2005 г. он ушел из жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Остап Бендер в жизни и на экране: почему Арчил Гомиашвили не сыграл Штирлица и как внезапно стал миллионером
23 марта исполняется 95 лет со дня рождения советского актера, Народного артиста Грузинской ССР Арчила Гомиашвили. В честь его юбилея на телеканале «МИР» будет показана комедия «Двенадцать стульев», в которой актер сыграл звездную роль Остапа Бендера.
На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал исполнителя этой роли. Изначально на нее претендовало более двухсот актеров. После строгого отбора осталось двадцать кандидатов, причем все – знаменитости. Среди них были Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Владимир Басов, Никита Михалков, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и даже Муслим Магомаев.
В фильме начал было сниматься Владимир Высоцкий, потом Александр Белявский, но снятый материал Гайдаю не нравился. И тут кто-то сказал режиссеру, что существует моноспектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка», где все роли играет актер Арчил Гомиашвили. Режиссер немедленно вылетел в город Горький, где в тот момент шел этот спектакль. И остался доволен: ему понравились напористость и энергия актера, а также хитроватый блеск в его глазах. Так Арчил Гомиашвили стал первым Остапом Бендером на советском экране.
Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ
Арчил Гомиашвили – актер невероятной судьбы. Куда там до него самому Остапу Бендеру. В юности будущий актер трижды сидел в тюрьме, в театр его привел лично великий режиссер Георгий Товстоногов. Перебравшись в Москву, он получил легендарную квартиру, которая раньше принадлежала дочери Сталина Светлане Аллилуевой. А в 60 лет актер внезапно стал миллионером и открыл ресторан и клуб с говорящим названием «Золотой Остап».
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер.
Отец же его в советское время сделал карьеру по партийной линии. Он уехал в Москву и окончил там Институт красной профессуры, который готовил партийных идеологов. В тот момент, когда у него родился наследник, он работал на Донбассе: возглавлял там комитет угольщиков. Новорожденного назвали Арчилом в честь деда.
Кадр из личного архива
Детство будущего актера проходило сперва на Украине, потом в Грузии. В 30-е годы его отец был репрессирован, по ложному доносу оказался в лагере, и был освобожден только в последний год войны, когда сын стал совсем взрослым.
В своих интервью Арчил Гомиашвили рассказывал, как в юности отец украл его будущую мать, чтобы жениться на ней. «Моя мама, интеллигентная девочка, попала в стаю волков. Семья – четыре сына, и дедушка мой – бандит. Там были очень строгие обычаи и дикие, на мой взгляд. Моя мама была обязана каждую ночь мыть ноги моему деду. Это было почтение к старшим. Ну, дикари!»
Мать Арчила была дочерью священника, образованной и интеллигентной, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее она всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Гомиашвили очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х.
В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил ему маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но юноша связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил его к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.
В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме.
Кадр из личного архива
На этот раз он стал участником масштабной драки в гостинице «Националь» из-за женщины – популярной киноактрисы Людмилы Целиковской. Причем пострадавший в этой драке мужчина лишился глаза. В одном из своих интервью актер так рассказывал об этом эпизоде: «Неизвестно, кто ему глаз выбил – там такая драка была! Но показали на меня. Выхожу из тюрьмы, уже зима была, у ворот стоит машина и в черном котиковом пальто на белом снегу моя мама. Она дала пострадавшему взятку, чтобы он отказался от своих показаний».
Блистательный Остап Бендер
После этого Арчилу Гомиашвили пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в Грузию, он был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Еще через 10 лет актер перебрался в Поти, где устроился в Русский театр имени Грибоедова.
Именно в Поти в 1958 году Арчил Гомиашвили впервые воплотил на сцене образ великого комбинатора. Он поставил свой спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Это был спектакль одного актера, где он играл не только самого Остапа, но и все остальные роли: Паниковского, Балаганова, подпольного миллионера Корейко и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.
В те же годы актер начал сниматься в кино. Его первой работой в кинематографе стала роль Манташерова в фильме «Лично известен» о революционере-большевике Камо. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии «Крот», а в 1961 году сыграл Ерошку в драме «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Причем был отмечен за эту роль международной наградой, чем могут похвастаться лишь единицы советских актеров.
Но всесоюзную известность принесла актеру все же роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», снятая в 1971 году. Причем, несмотря на громкую славу, сам Гомиашвили этот фильм не любил.
Вот что он говорил в интервью: «Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: мы ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом – в ритм фильму. К тому же, меня озвучивал другой актер. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что так будет, я бы не снимался. И потом мы не разговаривали пять лет».
Сам актер считал, что гораздо полнее он раскрыл образ Остапа Бендера в том моноспектакле по мотивам «Золотого теленка», с которого все началось. Тем не менее фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора смог окончательно перебраться в Москву. Ему даже торжественно вручили ордер на трехкомнатную квартиру, да не простую, а роскошную, в которой раньше проживала дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев»
Почему актер не сыграл Штирлица
В столице актер сперва устроился в театр имени Ленинского комсомола, но не смог работать с Марком Захаровым и перешел в театр имени Пушкина.
Не многие знают, что Арчил Гомиашвили очень хотел сыграть роль Штирлица в телесериале «Семнадцать мгновений весны» и даже был утвержден на эту роль. С режиссером Татьяной Лиозновой у них были романтические отношения, они даже собирались пожениться, и очень хотели работать вместе. Но руководство «Мосфильма» зарубило его кандидатуру.
Вот что рассказывал об этом сам Гомиашвили: «К несчастью, у нас с Татьяной Лиозновой закрутился роман. К тому же, Вячеслав Тихонов вел себя очень активно, доказывал, что эта роль создана для него. Я тогда в Москве был новый человек, а Тихонов уже был Тихоновым! Началось давление на режиссера, и Татьяна заняла нейтральную позицию. Меня это очень оскорбило. Я обиделся, все бросил и уехал в Грузию».
Гомиашвили предлагали сняться в роли Мюллера, но он отказался. И в результате в знаменитом советском сериале так и не сыграл, а с Татьяной Лиозновой не разговаривал потом до конца жизни.
Всего Гомиашвили снялся почти в трех десятках фильмов, причем многократно – в роли Сталина. Образ вождя народов он воплотил в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти» и «Трагедия века». Режиссеры высоко ценили умение Арчила Гомиашвили вжиться в эту роль.
Как мечта великого комбинатора сбылась в жизни актера
Личную жизнь актера можно назвать бурной. Он всегда нравился женщинам. Официально женат был три раза, в каждом браке были дети, с которыми актер всю жизнь активно общался.
Когда актеру было уже за пятьдесят, он вдруг увлекся режиссурой и решил сам снять фильм о миллиардере Майкле Филде по его книге «Америка глазами таксиста». С этим человеком актера познакомил во время поездки в Восточную Германию посол России. Книга просто потрясла актера! В ней Майкл Филд рассказывал свою историю: как в молодости он нищенствовал, жил на улице и чуть ли не из мусорных баков питался, и все же – стал миллиардером. И вот Гомиашвили захватила идея снять фильм о его судьбе и самому сыграть главную роль.
Спектакль Московского театра имени Ленинского Комсомола «Автоград – XXI». На снимке: Топурия – артист Арчил Гомиашвили (слева), Горячев – артист Олег Янковский. Фото Михаила Строкова / ТАСС
Целый год он уговаривал Филда профинансировать этот проект. «Год я жил в Западном Берлине и почти ничего не зарабатывал, все тратил, – рассказывал актер. – Я дошел до ручки, а он все не подписывал контракт. И вдруг вызывает меня. Я понял – все, конец». По словам актера, он в отчаянии зашел в казино и поставил последние сто марок на 23 – день своего рождения. И вдруг выиграл! А потом еще и еще – в общей сложности 160 тысяч немецких марок!
А Майкл Филд ему все-таки отказал. Но зато сделал актеру царский подарок, чтобы тот тоже мог заработать свои миллионы. Подарил целый игорный бизнес – десять комнат с игровыми автоматами на самых оживленных улицах Западного Берлина! То есть всего за один день Арчил Гомиашвили стал очень богатым человеком: мечта Остапа Бендера чудесным образом сбылась в жизни самого актера!
Спустя несколько лет Гомиашвили открыл в Москве собственный клуб с рестораном, казино и баром, назвав его «Золотой Остап». Заведение стало одним из самых популярных мест столицы начала 90-х. Туда ходили и бизнесмены, и политики, и культурный бомонд, причем нередко в ресторане можно было увидеть и самого актера, чаще всего – в образе Остапа Бендера.
Иногда в клубе проводился квест, от которого посетители были в восторге. Гостям казино предлагались 12 стульев и несколько попыток найти «клад», который был тщательно спрятан где-то под сиденьем. Нашедший забирал все себе!
Клуб был по-настоящему хорош: два года подряд «Золотой Остап» даже удостаивался звания лучшего заведения в Европе! Он просуществовал несколько лет. Также Арчил Гомиашвили открыл в Москве несколько бутиков итальянской одежды.
Актер Арчил Гомиашвили на вечере памяти режиссера Леонида Гайдая. Фото Василий Смирнов/ТАСС