актер 75 лет юбилей
Николай Бурляев отмечает
Свое сегодня отмечает советский и российский актер Николай Бурляев. За свою карьеру он сыграл десятки ролей, в том числе в таких знаковых картинах, как «Андрей Рублёв», «Служили два товарища» и роман». Свой успех Бурляев объясняет тем, что отказывался от неинтересных работ и всегда старался поднимать планку.
О человеке многое говорит место, где он назначает интервью. Николай Петрович настоял, чтобы встреча была у храма. По словам Бурляева, его девиз: не предавать правды и истины, с которой рожден, потому и место для интервью такое, в котором все сходится.
Николай Бурляев, кинорежиссер, писатель, актер, общественный деятель: «Мне 75 лет, „Иванову детству“ 60, „Андрею Рублёву“ 55, моему авторскому фильму „Лермонтов“ 40, 40 лет, как я пишу прозу и поэзию, 30 лет кинофоруму „Золотой витязь“. все сошлось, но итоги я не подвожу и понимаю, что дальше нужно сделать еще больше».
Как актер Николай Бурляев уверен, что роли отражаются на жизни, поэтому от отрицательных, плохих, халтурных или нужных только для карьеры он отказывался. Может, именно этого внутреннего настроя на благо среди его работ так много великих и для каждого зрителя.
Александр Шилов, народный художник СССР: «Талантливый человек от природы, он с юношеских лет психолог. Он понимает, что он делает, ради чего и для чего. И он на экране живет. Николай не артист, он художник, хорошо знающий жизнь, чувствующий ее».
Иван Бурляев, композитор, руководитель ассоциации киномузыки Российского музыкального союза: «Папа, поздравляю тебя именно этой музыкой из фильма роман“. Это мое детство, я вырос с этой музыкой. Хочу сказать спасибо за то, каким вырос я. Поздравляю с днем рождения».
Для самого любимая роль и любимый фильм это вещи разные. К картине «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары есть претензии, признается мэтр, но образ Иешуа стал лучшим в карьере.
Николай Бурляев: «Каждую роль я оцениваю на проценты, „Иваново детство“ и „Андрей Рублёв“ 25% от того, что я мог и должен был сделать. „Игрок“ на 70% фильм Баталова. роман“ 80%. „Мастер и Маргарита“ 90%. Я не знаю, удастся ли сделать в жизни такого уровня».
Его друг и соратник Владимир Гостюхин уверен, что все получится.
Владимир Гостюхин, актер: «Я, конечно, хочу чтобы он сделал еще как артист. Актер он уникальный, как режиссер хочу, чтобы снял свою мечту картину о Сергие Радонежском. Это мечта, которую он не может осуществить никак».
Под его фамилией можно написать многое, и все будет правда, его одной творческой жизни хватит на несколько. Бурляев себя называет кинорежиссером, писателем, актером, общественным деятелем. Так скромно общественный деятель на последнем месте, хотя он президент и фактически создатель знаменитого славянского международного форума искусств «Золотой витязь».
Николай Бурляев: «Когда искал я девиз, пришло „За нравственные идеалы, за возвышение души человека“. Это самое главное, чем отличается наш кинофорум от сотен и тысяч фестивалей этого мира».
В конце интервью, прощаясь со съемочной группой, Бурляев произнес: «Желаю чувства радости и не отступать от правды. Господь, храни Россию». Эти слова, кажется, для него важнее и юбилея, и тем более всего интервью.
«Главное – впереди»: народному артисту Бурляеву исполнилось 75 лет
75 лет сегодня исполняется легенде отечественного театра и кино. Круглую дату отмечает неповторимый Николай Бурляев, который одним только присутствием в кадре давал понять: эта лента снята на века. Он и сейчас играет на сцене театра и очень щепетильно относится к своим ролям, которые, как и прежде, выбирает сам и бьется за них до последнего. Журналисты РЕН ТВ встретились с именинником.
«Итогов на земле не подвести. Ах, если бы знали вы то, что теперь я знаю там. Ну, какие итоги? Ну, так, что-то почитываю, сколько форумов провел за 30 лет, около 150 форумов, сколько книг написал, какие итоги? Это все разминка, все главное – впереди», – сказал он.
Разговор у храма, куда приходил сам Чехов, и который помогал восстанавливать Николай Бурляев, – здесь все, кажется, дополняет его взгляды, характер, борьбу. В свои 75 он знает и рецепт молодости – совсем не меняется и давно разгадал главную загадку.
«Любое творчество, любой твой поступок – это отлитие колокола. И постановка фильма «Андрей Рублев» – это отлитие колокола, он не знал, получится или нет. Я увидел себя в роли Бориски и убедил Тарковского через друзей, чтобы у меня попробовал, он попробовал и понял, что я прав», – поделился артист.
Колокол зазвонил, и так было не раз. Сомнения в успехе теперь любимого всеми «Военно-полевого романа» были и у Петра Тодоровского. Николай Бурляев успокаивал режиссера-фронтовика, повторяя: «Это будет потрясающий фильм».
«Я ждал этой роли всю жизнь, роль, которая помогла мне открыть то, что мне ближе по существу, я тогда прямо говорю: «Оканчивайте эти пробы, эту роль я никому не отдам», – рассказал Бурляев.
«Родной мой, я так рада, что мы вместе снимались в этом уникальном фильме. Я так тебя люблю, спасибо за то, что ты есть», – сказала актриса Наталья Андрейченко.
Жизнь Николая Бурляева – череда судьбоносных встреч и событий. До встречи с Тарковским впервые сыграл в кино у Андрея Кончаловского в 12 лет, в 15 лет стал актером академического театра Моссовета, был зачислен сразу на второй курс «Щуки».
«Ты сумел так достойно пронести свое творчество, свое отношение к жизни. То, что называется не расплескаться, не погрязнуть в лести и славе, ты сумел сосредоточиться», – сказал режиссер Никита Михалков.
Спустя полвека Николай Бурляев снова вышел на театральную сцену в спектакле «12» – позвал друг детства Никита Михалков. Работать пришлось невзирая на звания и заслуги.
В этом году Николай Бурляев отмечает еще и тридцатилетие «Русского Витязя», когда-то этот фестиваль он создавал так же, как его герой отливал колокол, тоже не зная секрета. «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» – девиз фестиваля, ставший девизом жизни.
В 75 лет Евгений Стеблов раскрыл тайну выразительного взгляда в кино
Кадры из фильма «Я шагаю по Москве»:
– Пойдем со мной в военкомат сходим, а?
«Я сомневающийся человек, – признается Народный артист России Евгений Стеблов. – Но сейчас в силу значительного опыта это как-то уравновешивается этим опытом. А тогда была такая неуверенность. И я себе не нравился на экране».
Но большинству зрителей именно такой сомневающийся персонаж на экране очень даже нравился.
– Я думал ты мне друг, а ты мне рубашку порвал!
Но это не первая роль Евгения Стеблова в кино. Сначала был «Первый троллейбус» режиссера Исидора Анненского.
– Попасть под иго женщины – это…
Вслед за «Я шагаю по Москве» 18-летний студент «Щуки» Женя Стеблов снялся в картине «До свидания, мальчики!» о любви и юности перед войной.
Как у тебя получилось, спрашивали друзья, так выразительно сыграть на крупных планах?
«Я смотрел на гайку под штативом! Под камерой – штатив. Потому что, я взгляд фиксировал», – раскрыл секрет выразительности Евгений Стеблов.
«В нашей компании у него была кличка – Очаровательный Князь Щ, – рассказывает о друге-актере кинорежиссер, Народный артист РСФСР Никита Михалков. – Женя был флегма, обаятельный, всегда чем-то недовольный».
Они вместе будут в кадре и в фильме «Перекличка» о танкистах. Картину цензура не выпустит в прокат: якобы бойцы слишком фривольные.
Еще Михалков и Стеблов вместе приедут в Девоншир: один – наследник Баскервиль, другой – сельский доктор и антрополог Мортимер.
«Через 3 океана и 16 морей! Кругосветное путешествие – лучшее лекарство для англичанина!» – это кадры из «Собаки Баскервилей».
А уже в своих фильмах Никита Михалков редко будет обходится без Евгения Стеблова.
В фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Стеблов сыграл Обломова-старшего.
– Славно сделал тогда Лука!
– Да-а. Он был пло-о-отник!
Следующая роль Стеблова – экстравагантный актер немого кино в картине «Раба любви».
– А-то торопитесь! Я ведь теперь – нарасхват!
«Незабываемо, – характеризует одним словом творчество Стеблова Народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. – Все, что он делает, незабываемо. Вы знаете, Женя – один из тех людей, которые необходимы каждому человеку. Ненавязчивый. Очень добрый».
И артист действительно был нарасхват. Фильм «По семейным обстоятельствам» сначала имел театральную версию под названием «Возможны варианты». Спектакль шел в театре Моссовета – его сцене по сей день верен Евгений Стеблов. Это он предложил режиссеру Борису Щедрину по-другому посмотреть «Василия Теркина» Твардовского.
«Давай, – предложил Народный артист России Евгений Стеблов, – у нас там семеро человек и семь глав. И в каждой главе будет другой Теркин, как бы грани, разный характер».
Этот жанр – телеспектакль – в 1970-1980 был очень популярен. Благодаря ему, многие увидели лучшие постановки театра Моссовета, и роли Евгения Стеблова. Сам Евгений Юрьевич считает, что это предначертано было свыше, даже в самом начале, когда первокурсниками решали с приятелем куда пойти после лекций – в кафе-мороженое или на «Мосфильм».
75 лет исполнилось народному артисту, актеру и режиссеру Николаю Бурляеву
Актерская судьба, которой можно восхищаться. Ни одной проходной роли, ни одного фильма, который бы не вошел в российскую и мировую фильмотеку. Юбилей отмечает Николай Бурляев.
Более 60 ролей, фильмы — история: «Андрей Рублев», «Иваново детство», «Военно-полевой роман». Режиссеры выбирали его за глубину, проникновение в самую суть характера. И, может быть, потому Николай Бурляев бывал подолгу и без ролей. Не подходили к нему с проходными предложениями.
Храм XIX века в Сокольноково. Здесь Николай Бурляев прихожанин и хранитель истории. Именно сюда он пригласил накануне дня рождения.
«Это быстротекущая временная жизнь, вот надо успеть подготовить себя к жизни вечной, потому что здесь ты краткий миг 70-80 лет, а там ты вечность», — говорит Николай Бурляев.
Если мерить вечностью фильмы Бурляева, то они лишь вспышки. Но какие яркие.
Его карьера в кино началась сразу с двух Венецианских львов: главного золотого за фильм Тарковского «Иваново детство» и Бронзового за «Мальчика и Голубя» — студенческий дебют Кончаловского.15-летнего Колю берут на работу в театр Моссовета.
В ворохе предложений юный Бурляев несколько лет ждет главного — от Тарковского. И вот оно: роль Фомы в «Андрее Рублеве».
«Я аж весь завибрировал, Андрей вспомнил обо мне, мне принесли сценарий, и я ищу, где этот Фома, и пролетаю, нету Фомы, вообще какая-то тень — тень бледная, нет текста, ничего, мне там нечего делать и дальше новелла — «Колокол», — рассказывает артист.
Но роль Бориски — паренька, который взялся отлить для храма колокол, хотя и не умел, — Тарковский уже нашел актера. Но Бурляев добился проб.
«Самый близкий для меня образ из всех сыгранных, это Саша Нетужилин из Военно-полевого романа. Поэтому я плакал, читая сценарий, потому что я себя видел, у меня все резонировало. Это мое», — рассказывает Николай Бурляев.
Петр Тодоровский потом не раз припоминал Бурляеву их первое знакомство — в коридоре киностудии.
«А тут я просто обнял, обнял, как брата поцеловал, говорю: «Все, оканчивайте пробы, эту роль я никому не отдам», — рассказывает он.
И снова успех: Берлинский фестиваль, номинация на Оскар. И снова — актерская тишина после. Своих главных ролей Бурляеву не раз приходилось ждать десятилетиями.
«Из 60 лет 25 лет работы и 35 лет простоя. Что мне помогало сохранять себя, то, что я не ставил на актерство всю свою жизнь, я хотел быть писателем, режиссером, и я им стал», — говорит актер.
В режиссуре Бурляев тоже никогда не разменивается. Его герои вопреки обществу не отказываются от своей правды. Ему и самому пришлось пройти серьезную проверку после премьеры фильма «Лермонтов»: шум подняли на партийный уровень.
«Мои же коллеги устроили травлю, мои, как я думал, друзья, с которыми я работал, и вдруг они потребовали распятия полного. И когда я показал этот фильм маме Никиты Михалкова, Наталье Петровне Кончаловской, она гладила мне руки и говорила: «Вот, какой ты стал, Коленька. Да ведь они тебе завидуют», — рассказывает он.
Вот уже 30 лет главный проект Бурляева, созданный им фестиваль славянского и православного кино «Золотой витязь». Уверен, если люди редко обращаются к иконам в храмах, с ними стоит говорить через те, что есть в каждом доме.
Кино когда-то привело Бурляева к вере: именно на съемках Андрея Рублева Тарковский повесил на него первый крестик — игровой. Сегодня режиссер не проходит мимо иконы Сергия Радонежского — просит благословения на съемки фильма о святом. Сценарий написан много лет назад. Подобрана натура, декорации. Но Николай Петрович верит: все случится в точности в свое время, как всегда в его жизни.
«Творчество не терпит суеты, требует сосредоточения. Много в этом мире слов, и ни одного нет без значения. Вот это и есть та тайна, самая главная, тайна творчества», — говорит он.
К юбилею народного артиста Первый канал в ночь на среду покажет документальный фильм «Николай Бурляев. На качелях судьбы». Начало в 0:30.
Народный артист РСФСР Александр Михайлов отмечает 75-летний юбилей
Тот случай, когда слова народный артист — не только почетное звание. Сегодня поздравления с днем Рождения принимает Александр Михайлов, ему 75. «Любовь и голуби», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мужики» — его герои понятные, жизненные, и, наверное, поэтому такие любимые. А тот, кто подарил им бессмертие, по-прежнему в прекрасной форме, бодр и готов к творческим победам.
Его везде встречают как своего. Александр Михайлов не только артист — герой народный. Куда бы не зашел — с теплотою расплываются в улыбке, особенно, дамы.
Во ВГИКе его студенты с выпускным спектаклем. Работа почти самостоятельная, признается Михайлов. Он только что вернулся из командировки. Был в родных местах, в Сибири. Кажется, оттуда же, родом из детства его Василий Кузякин в фильме «Любовь и голуби». Родился Михайлов в бурятском селе Цугол при буддистском монастыре. Уникальные кадры. Хибара, в который жили с матерью — была на самом деле переделанной монашеской келью.
И мимолетной встречи с прекрасным хватало маленькому Шурику, чтобы начать мечтать и менять судьбу. Так он увидел репродукцию Айвазовского «Девятый вал» и стал моряком. Работал учеником моториста на рыболовецком судне, уходил в море на несколько месяцев: Охотское, Чукотское, Берингово моря. Однажды попал в сильнейший шторм. Тогда погибло около 70 моряков. Он выжил.
Биография самого актера читается в кадре. Будто и не играл вовсе, а был самим собой. Его собственная жизнь становилась частью кинообраза. Потому герои фильмов казались реальными людьми. Так, после картины «Мужики», где герой Михайлова усыновляет брошенных детей, артисту сироты со всего Союза слали письма, чтобы он их тоже взял к себе.
Он создал образ своего особенного русского мужика в советском кинематографе: мягкий, добрый, чувственный, пусть и слегка запутавшийся. «Любовь и голуби». Даже название фильма мы произносим с придыханием. Фильм — как часть культурного кода нации. Мы в третьем поколении говорим словами Василия Кузякина.
Александр Михайлов в чем-то повторил судьбу своего героя. Долгий первый брак, почти 35 лет совместной жизни, внебрачная дочь, которая стала частью его семьи. Потом развод и новая семья, в которой есть и усыновленные дети. И в жизни все сложнее, чем в кино.
Возможно, поэтому любимая картина самого Михайлова — вовсе не комедия. Фильм-исповедь, в которой герой рассказывает о трудной судьбе и непростом пути к миру в душе. По Михайлову, счастье — это покой и воля.
«Всегда сбывались мечты. Вот захотел быть моряком — сбылось. Хотел быть актером — стал. А сегодня хочу быть рядом с природой. Мне вода нравится. Швыряли в меня часто и грязь и камни, и кома была, но я вернулся. И на полисе был дважды, и на Южный хочу. Когда я пожму лапу пингвину, я буду счастливым человеком», — говорит Александр Михаилов.
Эфир Первого канала сегодня посвящен Александру Михайлову. Смотрите самые любимые и известные фильмы с участием актера. Он также станет героем программ «Сегодня вечером» и «Наедине со всеми».
Сразу после выпуска «Новостей» — премьера документального фильма ко дню рождения Михайлова «Кино, любовь и голуби».