актер александр борисов фото
Александр Борисов
Фото Все
Видео Все
АЛЕКСАНДР БОРИСОВ Страна Муравия
Александр Борисов, Сергей Сорокин Ох, вы годы
Александр Борисов — биография
Александр Борисов – известный советский театральный и киноактер, певец, сценарист, режиссер. Четыре раза награжден Сталинской премией, получил также Государственную премию РСФСР им.Станиславского. В 1951 году стал Народным артистом СССР, в 1985-м получил золотую звезду Героя Социалистического Труда, в 1975-м и 1981-м артисту вручили ордена Ленина.
Судьба Александра Борисова мало чем отличалась от судеб миллионов советских людей, тех, кто с раннего детства знал, что такое голод, холод, разруха, военные и послевоенные тяготы. Но было и одно отличие, причем достаточно веское, он был талантливым артистом, доказавшим всем, что, даже родившись в бедной семье, можно достичь вершин славы и всенародной любви. Настоящая слава пришла к нему после выхода картины «Верные друзья», где Александр спел одну из самых популярных своих песен – «Что так сердце растревожено…».
Детство
Родился Александр Борисов в Петербурге 18 апреля 1905 года, когда за окнами во всю бушевала первая русская революция. Родители жили очень бедно, перебивались с хлеба на воду. Мама прачка, отец – кухонный работник, зарабатывали гроши, которых едва хватало на то, чтобы купить продукты. Возможно, благодаря трудностям, которые Александру пришлось преодолевать с ранних лет, он вырос бойцом с железным характером. Главное, мальчик понимал, что только трудом можно достичь определенных высот. Ни о каком хорошем образовании Саши речь не шла, на заработанные родителями гроши можно было едва стягивать концы с концами. Однако благодаря своему «пролетарскому» происхождению Борисов достиг впоследствии невероятных высот. Октябрьская революция не только не нарушила его планы и смелые мечты, наоборот, помогла воплотить их в жизнь, так как перед выходцами из самых низов были открыты любые двери любого учебного заведения. Были у них льготы и при приеме на работу.
Обучение
Молодому человеку очень хотелось хоть как-то проявить свой талант, поэтому он не пропускал ни одного любительского спектакля, где можно было блеснуть перед зрителем. Эти постановки были очень модными в 30-х годах 20-го века. Площадкой для доморощенных артистов служили дворы, дома культуры и даже чердаки. Все, кто мало-мальски пел или лицедействовал, пользовались популярностью и авторитетом у зрителя. Кроме удовольствия выходить на сцену, артисты получали небольшой гонорар.
Александр Борисов в молодости
Александр Борисов учился в студии Ленинградского академического театра, которую окончил в 1927-м. До поступления он выступал в том же театре, но это были просто любительские постановки. Александру посчастливилось учиться у легендарного педагога – Ю.М. Юрьева, который познакомил самобытного артиста со своей особенной манерой исполнения, заключавшейся в полной отдаче, понимании и воплощении психологии своего героя, будь то на экране или на сцене.
За Ленинградской театральной школой до сих пор сохранилось звание лучшей на всей территории России. Студентов учили осознавать особенности своего образа до конца, учитывать каждую деталь и органично вживаться в характер персонажа. Педагоги хотели донести до студентов мысль, что в роли нет ничего второстепенного, важно все – одежда, особенность речи персонажа, манера передвигаться и говорить, это все должно быть гармонично собрано воедино. Борисов впитывал новые знания подобно губке, относился к учебному процессу со всей ответственностью. Это помогло ему в его творческой биографии, которая развивалась настолько успешно, что вскоре молодой артист получил звание Народного артиста, множество правительственных наград, ведущие роли в кинематографе и театре.
Театр
Спустя год после окончания театральной школы-студии, Александра зачислили в штат Ленинградского академического театра. Это было начало его творческого пути, длившегося всю жизнь, в результате которого появился тот Борисов, которого знали все в СССР – популярный артист и певец. Он остался верен своему Академическому театру, которому не изменил ни разу за всю жизнь. Казалось, что сами стены этого театра наделены какими-то магическими свойствами, своеобразной аурой, которая способствовала творческому взлету не одному актеру, а целой плеяде молодых талантов. Александр Борисов отдал этим подмосткам свыше 60-ти лет.
Александр Борисов
Прошло всего два года, как Борисов переступил порог Академического театра, а ему уже предложили сыграть заметную роль в постановке режиссера А. Афиногенова «Чудак». Александру удалось на удивление органично перевоплотиться в энтузиаста и поэта Бориса Волгина. Не менее интересными стали и другие роли актера, последовавшие одна за одной. Борисов сыграл бойца Степана в спектакле режиссера Б. Чибисова «Победители», примерил на себя классические образы из произведений Николая Островского – Гаврилу из «Горячего сердца» и Аркашу Счастливцева из постановки «Лес». Актер обладал удивительной способностью играть роли, являющиеся прямой противоположностью друг другу, пластичностью характера, которая пришлась по душе миллионам его поклонников и строгим критикам.
Артист отдавался любимому делу полностью, без остатка. Казалось, что он не играет, а просто живет, страдает и любит на сцене. В труппе театра были исключительно молодые талантливые артисты, Александр Борисов стал одним из них. На подмостках этого театра Александр не только состоялся, как артист, он нашел и свое счастье в личной жизни. Свою супругу Ольгу Бибинову молодой человек встретил именно там, они вместе гастролировали, и достаточно быстро поняли, что просто созданы друг для друга.
Спустя много лет после смерти Борисова, Ольга скажет, что для нее это была любовь с первого взгляда, ее пленил чувственный голос ее будущего супруга, проникший в душу и разбудивший в ней дремавшие до этого чувства. В советские времена не принято было выставлять напоказ свою личную жизнь, поэтому подробности семейной жизни двух артистов остались «за кадром».
После первых же сыгранных ролей в театре, режиссеру стало понятно, что в труппе появился самородок, невероятно талантливый и трудолюбивый. Коллег по театру он «брал» своей непосредственностью, легкостью перевоплощения в любой, даже самый сложный, образ. А еще Борисов был интеллигентным и лиричным молодым человеком, что очень редко встречается среди людей его круга, выходцев из бедных семей. Борисов обходил стороной театральные распри, ему претила борьба за роль. Каждую свою работу актер стремился выполнять с полной самоотдачей, не подразделяя своих персонажей на главных и второстепенных. Александр был уверен, что каждую роль нужно играть с полной выкладкой, так, чтобы зритель запомнил не только ключевых героев, но и малозаметных, тех, на которых обычно никто не обращает внимания.
Александр Борисов
До 1937 года Борисов всего себя отдавал родным подмосткам. В этом театре он сыграл Юродивого в «Борисе Годунове», Петра из постановки «Лес», Мелузова в «Талантах и поклонниках» по Островскому.
В 20-х годах прошлого века Александринскому театру пришлось придерживаться курса, продиктованного советской властью. Может быть поэтому, в репертуаре театра преобладали в основном темы о революционерах, партийной номенклатуре, а также о достижениях и успехах недавно появившегося коммунистического строя. Борисов, так же, как и другие актеры, играл роли в этих постановках, но, как говорили очевидцы, этим актерам под силу была любая роль, даже откровенно политизированная. Александр очень органично смотрелся в роли закоренелых политработников, он делал их более человечными что ли, со своими особенностями и живым характером.
Великая Отечественная война
В 1941 году жизнь миллионов людей разделилась на «до и «после». Грянула Великая Отечественная война, принесшая много горя и страданий советскому народу. Не обошла она и семью известного актера Борисова. Супруга с детьми на то время были на Селигере, поэтому весть о начале великого противостояния дошла до них только в июле 1941 года. Спустя много лет, сын Александра, Касьян Бибинов поделится своими воспоминаниями о возвращении в родной Ленинград, о том, как им с мамой удалось сесть в последний поезд, как их постоянно бомбили фашистские самолеты. Борисов ждал семью в городе на Неве, его в то время назначили начальником гражданской обороны.
В самом начале войны Борисов получил в подарок от своего близкого друга – композитора В.Седого новую композицию под названием «Играй, мой баян». В исполнении Александра она приобрела особое звучание, искреннее, щемящее, пришлась по душе миллионам советских людей. Спустя некоторое время песня полилась из всех репродукторов, ее напевали солдаты перед боем, не зная, вернутся ли из него живыми.
В августе 1941-го Борисова и его семью эвакуировали в Новосибирск. Туда же уехал и его родной театр. Александр не мог оставаться в стороне от войны, ему просто необходимо было чувствовать себя нужным людям, бойцам, находящимся на передовой. Вместе со своим товарищем Владимиром Адашевским Борисов придумал радиопередачу, получившую название «Огонь по врагу». Выдуманные ими персонажи – два разведчика, возвращающиеся с боевого задания, шутливо, в форме частушки, рассказывали всю обстановку на фронтах. Саркастические стишки использовались артистами для высмеивания врагов и прославления подвига советского солдата. Слушателям пришлись по душе эти двое неунывающих разведчика, они наивно полагали, что это реальные бойцы, а не вымышленные персонажи. Разведчикам писали письма из разных уголков страны, интересовались их семьей и боевыми буднями. Борисов и Адашевский часто включали в свой гастрольный репертуар именно эти сценки с необычным дуэтом.
После победы Академический театр вернулся в родной Ленинград, Александр снова блистает на знакомых до боли подмостках. Артисту доверяют самые сложные и значимые роли в репертуаре театра. В постановке «Как закалялась сталь» Александр перевоплотился в Павла Корчагина, в спектакле «Великий государь» артисту доверили образ царевича Федора. Заслуги популярного артиста оценили верха, и в 1947-м он стал лауреатом Сталинской премии, означающей самую высокую степень доверия и почета.
Фильмы
Александр Борисов дебютировал в кинематографе в конце 30-х годов. Его первой работой в кино стала картина «Днепр в огне», снятая режиссером Чеславом Сабинским. Роль оказалась второстепенной, да и к тому же, лента до наших дней не сохранилась. Через год артист получил новую роль – Назарки в фильме «Друзья». На съемочной площадке молодой артист встретился с Н.Черкасовым, Б.Бабочкиным и другими известными актерами.
Александр Борисов в фильме «Академик Иван Павлов»
В годы войны Борисов не снимался в кино, вернулся на экраны только после победы, в 1948 году. Но его герои по-прежнему были со второго плана, и это не приносило никакого морального удовлетворения. Все изменилось в ближайшее время, Борисову предложили роль, которая стала самой важной в его творческой биографии. Артиста позвали на съемки картины «Академик Иван Павлов», причем режиссер доверил Борисову роль главного героя – академика Павлова. Мало того, что имя Александра Борисова прогремело на всю страну, он получил за работу в этом проекте несколько престижных премий. Лента посвящена биографии одного из величайших русских ученых, который изучал высшую нервную деятельность человека.
В 50-е годы прошлого века было модно снимать картины в биографическом направлении. По этой причине вслед за «Академиком Иваном Павловым» Борисов сыграл множество персонажей, чьи имена навеки останутся в истории нашего государства. Александр получил роль в фильме о Александре Попове, в котором ему довелось стать ближайшим помощником ученого Рыбкина. Но больше всего зрителям запомнилась лента о композиторе Модесте Мусоргском, которого и сыграл Борисов. Песни, которые он пел в картине, быстро получили всесоюзную популярность.
«Верные друзья»
В творческой биографии любого известного артиста есть фильм или постановка, принесшая ему настоящую славу, и соответственно, роль, которая сделала из него знаменитость. Такой лентой для Борисова стали «Верные друзья» 1950 года выпуска. По сюжету три взрослых человека, сохранивших мальчишечью душу, решили воплотить в жизнь свою детскую мечту. Картина приобрела невероятную популярность в СССР, стала своеобразной визитной карточкой артиста, число его поклонников выросло в разы. На протяжении нескольких десятков лет эта лента была самой просматриваемой на территории Советского Союза. С не меньшим интересом ее смотрят и сегодня, особенно старшие члены семьи.
Александр Борисов в фильме «Верные друзья»
Популярность фильму во многом обеспечили две композиции – «Что так сердце растревожено…» и «Плывет, качаясь, лодочка», прозвучавшие в ленте в исполнении Борисова. Еще в годы молодости музыка была одним из его увлечений, артист обладал отличными вокальными данными, о которых слагали легенды. Нельзя сказать, что у него были сильный оперный голос, нет, но Борисов «брал» интонацией и эмоциональностью, и у него это неплохо получалось. После проката картины Борисова буквально засыпали письмами, приходившими из самых отдаленных уголков страны. И дело было не только в прекрасном исполнении песни, но и в том, что он сыграл одного из трех друзей, влюбленного, но расставшегося со своей девушкой много лет назад из-за досадного недоразумения. В его облике перед зрителем возникал идеальный советский мужчина, влюбленный, и не скрывающий своих чувств.
Эта лента не пополнила список так называемых «шедевров», созданных в духе социалистического реализма, режиссер равномерно дозировал идеологические задумки, «разбавил» их прекрасным юмором и элементами мелодрамы. Много значил и выбор артистов, сыгравших ключевых героев. По мнению режиссера, Александру Борисову, Василию Меркурьеву и Борису Чиркову удалось превратить эту ленту в настоящий шедевр. Все актеры были известными, их любила публика. К сожалению, эта лента оказалась единственной, где снималось это невероятное экранное трио.
1950-1960-е годы
После такого головокружительного успеха в кино Александр Борисов снова вернулся в родной театр, где продолжал играть в основном репертуаре. Многое из того, что он воплотил на сцене, потом экранизировали.
Несмотря на колоссальный успех у зрителя, Борисов решил, что ему этого мало. Он пробует свои силы в режиссуре. В 1960-м он стал автором сценария и режиссером экранизации романа «Кроткая», Федора Достоевского. Через два года Борисов снял еще одну ленту – «Душа зовет», на этот раз в соавторстве с М.Руфом.
Кроме этого артист продолжал сотрудничество с кинематографом, играл колоритных и запоминающихся, (хоть и не главных), персонажей во многих картинах. Он появился на экране в фильмах «Максим Перепелица», «Следы на снегу», «Мать», «Пучина» и других.
Борисов стал частым гостем на телевидении, исполнял песни и частушки, детские сказки.
Несмотря на возраст, артист не уходил из театра. Последний раз он появился в эпизоде картины «Россия молодая», вышедшей на экраны в 1982 году. 12 мая того же года артиста не стало. Местом его упокоения стало Волковское кладбище, рядом с композитором и другом детства В.Седовым.
Песни
Александр Борисов воспитывался в питерских музыкальных традициях, предполагающих вдумчивую игру. Он обладал не только даром перевоплощения, но и отличным вокалом, потрясающим и завораживающим. Режиссеры часто использовали этот момент, к примеру, в картине «Мусоргский» наиболее полно раскрылся певческий талант артиста.
Александр Борисов исполняет песню
Особенность кинематографа в том, что он позволяет сохранить в памяти не только образы, но и песни, звучащие в фильме, тонкости их исполнения. Именно Борисов обеспечил успех картине «Верные друзья», ведь его непревзойденное мастерство исполнения песен обогатило эту ленту, привлекло к ней внимание миллионной армии зрителей.
Интересные факты
Избранная фильмография
Режиссёр
Ссылки
Александр Фарбер
Биография
Александр Фарбер — российский актер кино. За долгую карьеру артист исполнил эпизодические и второплановые роли в более чем 80 фильмах и сериалах. В 2021 году Фарбер всколыхнул общественность, появившись на программе Андрея Малахова, где прилюдно осудил народную артистку РСФСР Наталию Белохвостикову.
Детство и юность
О детстве и юности Александра Эмильевича Фарбера известно немного. Жизненный путь будущего артиста начался 23 декабря 1975 года.
Александр Фарбер в молодости (кадр из фильма «Роковые яйца»)
После получения аттестата юноша поступил в ГИТИС, где попал в мастерскую Александра Васильева.
Фильмы
Творческая биография Фарбера началась в 1995 году с работы в короткометражке Максима Смирнова «Переход». Затем начинающий артист сыграл Бронского в российско-чешском фантастическом фильме «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова. Партнерами Александра по съемкам стали Олег Янковский, Андрей Толубеев и Нина Усатова.
После десятилетнего затишья, начиная с 2005 года, фильмография актера стала пополняться сериалами и фильмами. В картине «Врачебная тайна» Фарбер сыграл Геха Рога, а в 88-й серии рейтинговом ситкома «Счастливы вместе» — Ольданского.
2007 год принес в коллекцию работ артиста ряд эпизодических ролей: в детективе «Большая игра» Вадима Дербенева, «Марше Турецкого», где Фарбера даже не указали в титрах, и драме с Валерием Золотухиным «Миллионер поневоле».
Также артист пополнил копилку работ участием в детективных сериалах «Танго с ангелом» и «Черчилль».
В 2010 году Александр воплотил образ герра Мюллера в комедии Левана Габриадзе «Выкрутасы». Фильм блистал поистине звездным составом — Константин Хабенский, Милла Йовович, Иван Ургант и Сергей Гармаш, однако сборы едва ли окупили затраты на производство картины.
Следующей работой стала роль Кебрена, владельца модного салона, в биографической драме «Зоя», рассказывающей о жизни советской кинозвезды Зои Федоровой.
В том же году Фарбера пригласили сыграть недовольного соседа в комедии бывших кавээнщиков «Наша Russia. Яйца судьбы», которая стала коммерчески успешной из-за участия Михаила Галустяна и Сергея Светлакова.
Благодаря внешности Фарбера часто начали приглашать в кино играть иностранцев, что закрепило за актером определенное амплуа. В 2011 году Александр сыграл корреспондента Би-би-си Томаса Стенсона в многосерийной драме «Сделано в СССР», в 2012-м — Хэнка в комедии Максима Воронкова «Искатели приключений», где артист выступил еще и исполнительным продюсером, в 2013-м — Джеймса в драматическом сериале «Скалолазка».
В 2020 году Александр сыграл Кукушкина в комедийной мелодраме Артема Лемперта и Павла Орешина «Ольга-4», премьера которой состоялась в том же году на канале ТНТ.
Личная жизнь
Александр Фарбер уже больше 10 лет женат на Наталье Владимировне Наумовой. Первый брак актера закончился разводом. Известно, что артист вместе с женой какое-то время жил в Англии.
Наталья родилась 1 марта 1974 года в семье знаменитой советской актрисы Наталии Белохвостиковой и режиссера Владимира Наумова. Жена Фарбера пошла по стопам родителей, с детства начала сниматься в кино, а сейчас она актриса и режиссер. Самыми известными фильмами звездной дочери являются «Белый праздник» и «Джоконда на асфальте».
Детей пара долгое время не заводила, однако в 2020 году у супругов появился долгожданный сын. Максим.
Аккаунта в «Инстаграме» у актера нет, но Фарбер активен в «Фейсбуке», где опубликовал фото с сыном, с которым его разлучили.
Александр Фарбер сейчас
В начале октября 2021 года Фарбер стал гостем передачи «Прямой эфир» с Андреем Малаховым, где рассказал о проблемах в личной жизни. Встревоженный мужчина поведал, что свекровь, актриса Наталия Белохвостикова, вместе с дочерью забрала его сына и не позволяет видеться с мальчиком. Максим уже оказался в ожоговом центре, а ранее приемный сын Белохвостиковой Кирилл выпал из окна.
Мужчина намерен любой ценой забрать полуторагодовалого сына из опасного, на взгляд Александра, окружения. Жена и теща на контакт не идут, а Белохвостикова, по мнению зятя, настраивает дочь на развод и всячески пытается развались семью.
На программе выяснилось, что чета Наумовых не усыновляла мальчика, а только оформила опеку, и наследства Кириллу не положено. Мальчик в свои 17 лет ухаживает за престарелыми родителями и не общается со сверстниками.
Большинство гостей программы осудили актера за то, что вынес проблемы в семье уважаемой актрисы на всеобщее обсуждение, но нашлись и те, кто поддержал мужчину. Также супруга актера в телефонном разговоре опровергла заявление Александра о том, что мужчину не пускают к сыну, намекнув, что актер явно не в себе.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Борисов Александр Фёдорович
Русский советский актер Александр Фёдорович Борисов родился 18 апреля (1 мая) 1905 года в Петербурге.
Он родился в бедной семье, был сыном прачки и кухонного работника. Но его прирожденный талант, а также Октябрьская революция, помогли ему стать народным артистом, лауреатом премий, великим актером, сыгравшим главные роли в классических произведениях советского киноискусства.
Подобных примеров было немало в советское время. И одним из них был, например, сосед и верный друг Александра Борисова – сын дворника и горничной-служанки Василий Соловьев (Седой), ставший всемирно известным композитором.
В 1927 году Александр Борисов окончил студию при Ленинградском академическом театре драмы, причем еще до поступления в студию он участвовал в любительских спектаклях. В театральной студии Акдрамы его наставником был легендарный Юрьев – звезда петербургской сцены. От Ю. М. Юрьева Александр Фёдорович воспринял и навсегда сохранил тягу к чёткой психологической прорисовке характеров на сцене и на экране.
От учителя Борисов унаследовал и осознанное отношение к любой роли как к законченному и отработанному моменту сценического существования в любом материале, будь то костюмная драма или современная бытовая комедия. При этом природная интеллигентность Борисова не позволяла артисту забираться на театральные высоты.
Александр Борисов в фильме «Александр Попов»
Окончив студию при академическом театре драмы, Борисов был принят в театр-студию, а в 1928 году стал актером основной труппы театра, в котором оставался до конца жизни. В 1930 году А. Ф. Борисов сыграл свою первую крупную роль на сцене – энтузиаста и поэта, инженера Бориса Волгина («Чудак» А. Н. Афиногенова), создав образ жизнерадостного, целеустремлённого человека.
Уже в этой роли определилось большое лирическое дарование молодого актёра, его непосредственность, эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ Волгина – инициатора «первой бригады энтузиастов производства» – открыл галерею героев современности, созданную Борисовым.
Поначалу его талант принадлежал только театру. Первые десять лет А. Ф. Борисов был актером только на театральной сцене, где без остатка отдавал искусству свою на редкость музыкальную душу, обаяние человеческой непосредственности и простоты.
Его лучшими актерскими работами в театре были образы русской классики: юродивый и самозванец в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина (1934, 1935), Петр в «Лесе» А. Н. Островского (1936), в этих ролях Борисов проявил себя как острохарактерный актёр. В 1937 году в его жизнь входит кино. Режиссер Чеслав Сабинский, снявший более 30 кинолент, пригласил Борисова на роль Петра Белова в своем новом фильме «Днепр в огне».
Фильм рассказывал о дореволюционных годах и о борьбе плотовщиков на Днепре, угнетаемых лесопромышленником Коганом, которые решили объявить стачку. Фильм не сохранился, да и роль Борисова была в нем не слишком заметной. Однако уже в 1938 году Александра Борисова вновь зовут на съемочную площадку.
Режиссеры Лео Арнштам и Виктор Эйсымонт доверяют Борисову роль казака Назарки в фильме «Друзья». И эта роль была совсем небольшая, но дала актеру огромный опыт. Вместе с ним в ленте были заняты талантливые актеры того времени – Борис Бабочкин, Серафима Бирман, Павел Гайдебуров, Степан Каюков, Николай Черкасов и другие.
Александр Борисов в фильме «Академик Иван Павлов»
После участия в фильме «Друзья» (1938) в кинематографической биографии Александра Борисова наступила длительная пауза. Причин для этого хватало. Кинорежиссёры еще не успели оценить его возможности. Между тем началась война. На третий день войны, 24 июня 1941 года, к актеру Театра драмы им. Пушкина Александру Борисову примчался его давний друг композитор В. П. Соловьев-Седой и принес ему мелодию новой песни.
Нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня «Играй, мой баян» в исполнении Александра Борисова пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом популярной песне «Тучи над городом встали».
Борисов спел песню не сильным, но удивительно интонационно богатым голосом. Благодаря прекрасному первому исполнению этой песни А. Борисовым, не столько голосовым, сколько актерским данным исполнителя, первая лирическая военная песня Соловьёва-Седого получила отклик в народе, её поют и поныне.
Вскоре Борисов был эвакуирован со своим театром в далекий Новосибирск. Во время войны Александру Борисову приходилось часто петь. Вместе со своим товарищем по ленинградской сцене Константином Адашевским он исполнял перед сибирскими тружениками или фронтовиками призывные, язвительные, полные весёлого мужества куплеты и частушки.
Александр Борисов в фильме «Мусоргский»
Большой популярностью пользовалась музыкальная передача новосибирского радио «Огонь по врагу», которую вели Константин Адашевский и Александр Борисов. Они создали на радио образы веселых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова.
А. Ф. Борисов в роли Кузьмы Ветеркова. 1943 г.
Эта радиопередача получила широкую популярность у слушателей. Вообще-то надо отметить, что в годы войны по радио почти непрерывно транслировали прекрасную музыку, преимущественно русскую классическую, а также народную и замечательные советские песни.
После окончания войны А. Ф. Борисов и театр имени Пушкина возвращаются в Ленинград. На сцене Александринки создаются новые спектакли, составляющие классику советского театра. И ведущую роль в этих спектаклях всегда играет Александр Борисов. Убедительно раскрывались артистом героизм, стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского человека. Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Борисовым роли бойца Степана («Победители» Чирскова, 1946).
Борисов внёс в этот образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение актёра раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось в образе Павла Корчагина («Как закалялась сталь», Н. Островского, 1947). Мудрость, простоту, подлинный демократизм советского государственного партийного деятеля показал Борисов в сценическом образе М. И. Калинина («Жизнь в цвету» Довженко, 1947).
Обаятельны созданные актёром еще до войны образы Семёна Котко («Шёл солдат с фронта» Катаева, 1938), Котова («На берегу Невы» Тренёва, 1937), а также Рекало («За тех, кто в море» Лавренёва, 1946). Интересной была и роль царевича Фёдора («Великий государь» Соловьёва, 1945). За эти и другие театральные работы Александру Борисову была присуждена Государственная (Сталинская) премия 1947 года.
А. Ф. Борисов в роли царевича Фёдора. 1945 г.
В 1948 году состоялось возвращение Александра Борисова в кинематограф. Всего лишь в третьей своей киноленте Борисов с блеском сыграл главную роль – академика Ивана Павлова в одноименном фильме Григория Рошаля о жизни и научной деятельности выдающегося ученого-физиолога, нобелевского лауреата, создателя учения о высшей нервной деятельности.
Александр Борисов в фильме «Верные друзья»
За роль академика Павлова А. Ф. Борисов в 1949 году был удостоен премии лучшему актеру на IV Международном кинофестивале в Марианских Лазнях, а в 1950 году – Государственной (Сталинской) премии I степени.
В эти годы в советском кино снимали много биографических фильмов о великих деятелях прошлого. Преодолевая идеологические схемы советского «биографического жанра», Борисов создал незабываемые экранные портреты великих русских подвижников.
После фильма «Академик Иван Павлов», Борисов играет роль Петра Николаевича Рыбкина, помощника А. С. Попова в фильме «Александр Попов» (1949), роль композитора М. П. Мусоргского в ленте «Мусоргский» (1950), роль А. И. Герцена в фильме «Белинский» (1951), и, наконец, роль мецената Саввы Мамонтова в фильме «Римский-Корсаков» (1952).
«Мусоргский»
Роли, сыгранные Борисовом в этих фильмах, запоминались. Его Павлов и Мусоргский вошли в сокровищницу советского кино. И хотя фильмы эти были порядком тенденциозны, свои роли Александр Борисов сыграл замечательно. Кроме того, в фильме Г. Рошаля «Мусоргский», Борисов даже спел несколько песен великого композитора!
Его Савва Мамонтов получился настолько колоритным, что верилось, что знаменитый меценат таким и был! Да и ансамбль актеров в этих фильмах был великолепный: Николай Черкасов, Евгений Лебедев, Григорий Белов, Бруно Фрейндлих, Андрей Попов, Федор Никитин, Константин Адашевский и другие… Эти фильмы принесли Борисову славу и почёт, а за роли в лентах «Александр Попов» и «Мусоргский» в 1951 году ему были присвоены еще две Сталинские премии (I и II степеней), а также звание Народного артиста СССР (1951).
Александр Борисов в фильме «Мусоргский»
Кино вошло в жизнь актера, сделало его одним из самых популярных и любимых киноартистов. Но, пожалуй, пика своей популярности А. Ф. Борисов достигает после выхода в 1954 году лирической комедии “Верные друзья” (История создания фильма), снятой на “Мосфильме” режиссером Михаилом Калатозовым.
«Верные друзья»
Для Лапина путешествие оказывается и счастливым: он встречает давно любимую и любящую его женщину Наталью (Лилия Гриценко)… Этот задушевный фильм эпохи бесконфликтности был очень популярен в те годы в Советском Союзе. Вся страна была покорена прекрасной тройкой друзей, а в особенности – поющим животноводом Лапиным.
Борисов спел в фильме песни «Что так сердце растревожено…» и «Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке…». И его голос проникал в сердца. Долгие годы эти песни были в числе самых популярных в концертах по заявкам радиослушателей.
Не обладая оперной силой голоса, Борисов покорял слушателей удивительной интонацией. Друг детства, знаменитый композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, признавался, что все свои песни писал, слыша голос Александра Борисова.
Александр Борисов в фильме «Война и мир»
«Верные друзья» стали бесспорным кладезем искусства, юмора, задушевности. В этом с виду незатейливом фильме была достигнута гармония на стыке жанров комедии, мюзикла, мелодрамы, производственного кино с мастерски дозированным воспитательным эффектом. Поэтому «Верные друзья» никак не привязываются к дате, а конкретно – к началу 1950-х.
Редко какому фильму дается такое, ведь даже «Трактористы» и «Веселые ребята» при несомненности таланта создателей – это явно 1930-е, хоть марку ставь! Трио Борисов – Меркурьев – Чирков было грандиозным, его дополнили другие прекрасные актеры и музыкальный патриарх Тихон Хренников, сочинивший музыку к фильму.
Остается лишь сожалеть, что могущественная творческая обойма этой великой троицы «стрельнула» всего один раз. А песни из фильма – «Что так сердце растревожено» и «Лодочка» – стали всенародным девизом, позывным не только картины, но и лично Александра Борисова.
В конце 1940-х – начале 1950-х годов А. Ф. Борисов продолжал блистать на сцене Александринки. Им с успехом были сыграны роли в спектаклях “Горячее сердце” (Гаврила), “Лес” (Аркашка Счастливцев), “Егор Булычев и другие” (Нифон Григорьевич). Позднее все эти спектакли были экранизированы. Александр Борисов принадлежал к созвездию знаменитых александринцев. Он жил и работал в то время, когда Ленинградский государственный Театр драмы по праву носил звание академии театрального искусства.
Александр Борисов в фильме «Следы на снегу»
На одну сцену с Александром Фёдоровичем выходили Николай Симонов, Николай Черкасов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев. Роли, сыгранные Борисовым в театре и кино, часто были совершенно противоположны по своей сути. Например, в пьесе А. Н. Островского «Лес» Александр Фёдорович играл комедийную роль Аркашки Счастливцева, а в пьесе «Пучина» — Кисельникова, совершено противоположный, трагический характер.
Он создал целую галерею характеров в репертуаре А. Н. Островского: это Счастливцев в «Лесе» (1948), Гаврила в «Горячем сердце» (1942, 1951), Петр Мелузов в «Талантах и поклонниках» (1945), Кисельников в «Пучине» (1955), Тихон в «Грозе» (1963).
К героям А. Ф. Борисова испытываешь постоянную симпатию. Его лучшими актерскими работами стали образы русской классики, проникнутые верой в человеческое достоинство, нравственной чистотой, одухотворённостью: Кузовкин («Нахлебник» И. С. Тургенева, 1967), Лука («На дне» М. Горького, 1970), Плюшкин (по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, 1974).
Многогранен, полнокровен у Борисова образ партийного работника Чеканова («Высокая волна» Николаевой и Радзинского, 1952). В роли Кривохатского («Одна ночь» Горбатова, 1956) Борисов проявил себя как острохарактерный актёр. Борисов играет и драматические, и комедийные роли, создаёт остро характерные образы.
Александр Борисов в фильме «Зелёная карета»
На экраны страны вышли и новые кинофильмы с участием Александра Борисова – “Вольница” (1955), “Максим Перепелица” (1955), “Мать” (1955), “Следы на снегу” (1955), “Дорога правды” (1956), “Балтийская слава” (1957), “Одна ночь” (1957), “В дни Октября” (1958), “Пучина” (1958). Известен актер был и тем, что исполнял романсы, песни и частушки (постоянный аккомпаниатор – известный гитарист Сергей Сорокин).
Борисов не являлся собственно певцом, но он обладал тем, чего порой не хватает многим профессиональным певцам: каждая исполненная им песня, романс были пронизаны чуткостью, задушевностью.
В 1960 году Александр Борисов попробовал себя в качестве режиссёра, сняв по своему сценарию фильм «Кроткая» (по Ф. М. Достоевскому). В 1962 году он во второй раз выступил в роли режиссера, сняв мелодраму «Душа зовёт» (совместно с М. Руфом).
В 1960-е годы крупных ролей в кино у Борисова уже не было. В кинолентах “Весенние хлопоты” (1964), “Знойный июль” (1965), «Война и мир» (1965-1967), “В городе С.” (1966), “Зелёная карета” (1967), “Они живут рядом” (1967), “Похищение” (1969) он играл небольшие или даже эпизодические роли. Многие из них, правда, запомнились, были сыграны ярко и профессионально.
Например, стопроцентным попаданием оказался образ дядюшки Ростовых в фильме С. Ф. Бондарчука «Война и мир». До конца жизни А. Ф. Борисов сыграл еще несколько небольших ролей в фильмах “Каменный гость” (1971), “Карпухин” (1972), “Командир счастливой «Щуки»” (1972), “Станционный смотритель” (1972), “Здесь наш дом” (1973), “Долг” (1977), “Хождение по мукам” (1977), “Личные счёты” (1982) и некоторых других.
В 1981 году актеру было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Последней ролью в кино Александра Борисова стала небольшая роль дядюшки Иевлева в историческом сериале “Россия молодая” (1982). Вскоре после этого народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР (1947, 1950, 1951-дважды), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1975, за театральную работу), сценарист, режиссер и великий актер Александр Борисов скончался.
Это произошло 19 мая 1982 года в Ленинграде. Похоронили актера на Литераторских мостках Волковского кладбища, недалеко от могилы его верного друга – композитора В. П. Соловьева-Седого, умершего в 1979 году.
В 1987 году на доме по адресу ул. Куйбышева, 1/5, где актер жил с 1956 по 1982 год, была установлена мемориальная доска (арх. С. Л. Михайлов). В том же 1987 году на могиле А. Ф. Борисова установили надгробие – гранитную колонну с бронзовым бюстом (ск. М. Т. Литовченко, арх. С. Л. Михайлов).
Придя в Александринский театр в 1927 году, А. Ф. Борисов остался в нем на всю жизнь. Он был близок к каждому сыгранному им образу. Он жил ролью. Жил ролью в каждой частице своей души, даря окружающим тепло щедрого сердца.