актер бурдонский внук сталина
Внук Иосифа Сталина: «Когда меня спрашивают, бываю ли я на могиле отца, я отвечаю, что хоронил его в Казани»
АВТОРЫ ФИЛЬМА НЕ ПОПАЛИ В ЭПОХУ
– Александр Васильевич, всю минувшую неделю в прайм-тайм страна смотрит по Первому фильм о вашем отце Василии Сталине. Естественно, любопытно, как вы оцениваете уровень достоверности фактов и характеров в ленте «Сын отца народов»?
– В этом фильме ошибки на каждом шагу. Давайте начнем с того, что, мне кажется, если бы я ставил спектакль по пьесе, рассказывающей о жизни высшего света в Англии или из жизни японской бедноты, я бы, наверное, изучил эпоху, пересмотрел бы массу фотографий, посмотрел бы хронику. Что касается авторов фильма «Сын отца народов», они не попадают в эпоху, о которой они рассказывают, абсолютно. Они во время не попадают. Фильм снят отвлеченно, о некоем таком Робин Гуде. Правда, актер, исполняющий роль Василия Сталина, хорошо играет. Но люди, которые снимали это кино, они не представляют, что за жизнь была у Светланы Аллилуевой, у моей мамы Галины Бурдонской, у отца. Где они жили, в какой среде, как они одевались, какие между ними были взаимоотношения, как они разговаривали друг с другом. Это все исключено в этом фильме совершенно. Поэтому даже при большом желании этот сериал претендовать на правду не может.
– Такое ощущение, что создатели фильма никогда не видели фотографий Галины Александровны…
– Да, у меня есть много ее снимков. У меня даже хранится платье, в котором она замуж выходила. Никогда моя мама, как лохушка, не ходила в цветастых платьях с воротничками. У меня даже фотографий таких нет. Мама так даже в худшие времена не одевалась, она была человеком из другого контингента. Она была иная, она в чем-то была схожа характерами с моим отцом. В фильме я вижу какую-то сиротку, которую взяли из какой-то подворотни… Когда я все это увидел, мне перестало быть интересно. Повторюсь и скажу, что быт в этом фильме взят из каких-то странных фильмов, которые появляются в наше время о 30-х и 40-х годах, где все представляются не очень умными людьми. А это было не так. Значит, в этих фильмах уже нет никакой правды.
НИКОГДА МОЙ ОТЕЦ НЕ МОГ ПОВЫСИТЬ ГОЛОС НА СТАЛИНА
– Но Василий Сталин в этом фильме вызывает сострадание.
– И у меня он вызывает сочувствие и сострадание. Не могу сказать, что жалость, хотя и жалость, наверное, тоже. Жалость, потому что он был талантливый, сильный человек, жизнь которого пошла коту под хвост. Это, конечно, вызывает сочувствие. Но он жил в определенное время, драматичное время, и те взаимоотношения со Сталиным, которые показаны в фильме, они абсолютно фальшивые. Никогда мой отец не мог повысить голос на Сталина, об этом речи быть не могло. Он не мог себе позволить забегать к Сталину по каждому поводу, это тоже было не принято.
– Вы сейчас единственный из детей Василия Сталина?
– Да, у отца было четверо детей, я и моя сестра Надя, и двое детей – сын и дочь – во втором браке с Екатериной Тимошенко. Троих нет в живых. Кроме меня никого не осталось.
– А что вы можете сказать о правдивости изображения других персонажей?
– Когда я посмотрел целую серию о героических подвигах Алексея Каплера в Сталинграде, был удивлен. Ну откуда это? Нет, я этого не понимаю. Повторюсь: было определенное время, был определенный человек – Сталин, и мой отец Василий Сталин тоже попал в эту мясорубку, как и многие. Плохая была тогда страна или хорошая, я сейчас не хочу это обсуждать, сейчас дело не в этом. В фильме отец почему-то все время ругается, скандалит и кричит, что он – Вася Сталин. Но так не было, они были по-другому воспитаны. Возникает ощущение, что только и делал, что совершал какие-то эскапады, пил водку и устраивал скандалы. Но этого тоже не так было. Была тяжелая поденная работа на фронте, был риск. Мама мне об этом рассказывала, она постоянно летала к нему на фронт, постоянно, а не так, как это показано в фильме, что она прилетала к нему один раз и с белым воротничком уехала обратно. Она летала на фронт по нескольку раз в месяц и подолгу там жила. У меня такое ощущение, что фильм слеплен из баек людей, которые сами при этом никогда не присутствовали. Слеплен из рассказиков, сплетен, пришедших через пятые-десятые руки. И от этого все становится обыкновенной вампукой. Какой были на нашем телевидении фильмы о Валентине Серовой или Людмиле Зыкиной, например.
Кадр из фильма |
«НИНА КАРМЕН НЕ БЕГАЛА С РЫЖЕЙ ЛИСОЙ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО ПО МОСКВЕ»
– Меня царапнул эпизод с кинооператором Романом Карменом. Неужели Кармен мог вот так запросто позвонить Сталину и сказать, что его сын украл у него жену?
– Насколько я помню эту историю, Кармен передал Сталину письмо.
– Письмо – это все-таки не ночной звонок…
– Ну, Роман Кармен в фильме тоже на реального Кармена не похож, он здесь, скорее, напоминает какого-то головореза. Кармен был умнейший, интеллигентнейший, хитрейший человек и человек красивый. Его жена Нина была одной из самых красивых женщин Москвы. И, конечно, с рыжей лисой на плечах она бы не бегала. Вот все эти детали создают неправду, словно нам показывают жизнь каких-то фантомов. Перед тем, как я начал смотреть этот сериал, я как-то немного волновался, было удивительно, что никто мне, работая над сценарием, не позвонил, не попросил консультации, не захотел фотографии посмотреть, хотя у меня масса всего есть. Но когда я начал смотреть фильм, меня как-то отпустило, я почувствовал, что все это несерьезно. И не про то совсем. Никуда не углубившись, ничего не поняв… Ну, такая халтурка.
– Удивительно, ведь сценаристом фильма является известный драматург Эдуард Володарский, человек небесталанный…
– Он не бесталанный, а очень талантливый.
– Тогда почему так произошло? Почему человек не обратился к вам, ведь найти вас в Москве – это элементарно.
– Вы задаете мне вопрос, на который я ответить не могу. Я думаю, что людям это не нужно. Им правда не нужна. Они придумали что-то и рассказывают то, что придумали. Думаю, что время правды придет. Об отце уже снято столько фильмов и один страшнее другого.
– Когда вы думаете об отце, что вам вспоминается?
– В моем детстве, я не хочу об этом говорить, он был тяжелым человеком. Он пил и не всегда был приятен. Но когда я ездил к нему в тюрьму, когда он вернулся, и моя сестра Надя возила его отдыхать, когда я занимался его делами, вот здесь у меня к нему возникает сострадание. Он тогда уже ничего не мог сделать, ничего изменить. А когда становишься старше, я сейчас старше отца на 30 лет, невольно думаешь, что, Боже мой, в этом человеке была огромная энергия, он был талантливым человеком, смелым, рисковым, в чем-то авантюрным, у него было много хорошего, но все, чем его одарила природа, прошло мимо, и все закончилось 8-летним заключением. И мгновенной смертью в ссылке в Казани неизвестно от чьей руки. В том, что его убрали, в этом я даже не сомневаюсь.
– Да. Меня лишний раз убедил в этом документальный фильм, который был показан после двух первых серий «Сына отца народов». Он мне понравился. Ну, за какими-то исключениями, как всегда. В фильме прозвучала верная мысль, что Василия Сталина, таким, каким он был, сделала система, и она же его убрала. Уничтожила.
ДОЧЕРИ НУЗБЕРГ ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА
– На могиле Василия Иосифовича в Казани всегда было много цветов, даже сейчас, когда там нет его праха, люди несут туда цветы и венки. Для чего семье Нузбергов понадобилось перевозить его прах в Москву? У вас есть какое-то логическое объяснение?
– Конечно, есть. Они ждут своего часа, эти дочки Марии Нузберг, и поэтому им очень важно, что на кладбище в Москве в одной могиле похоронены мой отец и их мама.
– Но зачем им это?
– Ну, а кто знает, куда повернется история? Девочки же эти жили на каких-то виллах в Грузии, Мария Нузберг получала в Москве квартиры. Кто знает…
– Да, практичные люди…
– Это все наше семейство было абсолютно непрактичным, а это другие люди.
– А когда прах Василия Иосифовича переносили из Казани в Москву, вашим мнением как единственного ныне оставшегося в живых законного сына Василия Сталина не поинтересовались?
– Нет, не поинтересовались. Я много раз говорил об этом в интервью, участвовал в телепередачах. Нет, меня никто не спросил. Конечно, это входило в их общий план, это неслучайно. Все-таки думаю, что Мария Нузберг была связана с известными органами. Если бы была другая фамилия, но не Сталин, наверное, все было бы по-другому. Поэтому не считают нужным позвонить, когда снимают фильм, когда переносят прах моего отца. Меня часто спрашивают, бываю ли я на могиле отца в Москве, я всегда отвечаю однозначно: я своего отца вместе с сестрой Надей хоронил в Казани. Мой отец лежит там. А что за памятник поставили в Москве и что за косточки туда бросили, я понятия не имею.
«НАМ НЕ РАЗРЕШИЛИ ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ ОТЦА НА НОВОДЕВИЧЬЕМ»
– Ваша семья никогда не просила разрешения перенести прах Василия Сталина в Москву?
– Просила. Моя сестра Надежда Сталина просила, наша тетя Светлана Аллилуева тоже обращалась. Они получали отказы. Наша семья просила разрешения похоронить Василия Сталина на Новодевичьем кладбище рядом с его матерью – Надеждой Аллилуевой. Нам отказали. А Нузбергам разрешили.
– В эти дни, когда демонстрируется фильм, кто-то из друзей или родственников Василия Иосифовича звонил вам, делился впечатлениями?
– Его друзей нет в живых, они все были старше его. Родственники звонят, звонил Александр Аллилуев, он и уговорил меня просмотреть, завершится просмотр, мы встретимся, поговорим. Смотрю, благо, что болею и не хожу в театр на репетиции. Если бы не болел, и смотреть бы, наверное, не стал. Я был готов к тому, что это будет вампука.
– Вам не показалось, что и образ Сталина в фильме несколько комичен?
– Все время его образ рисуют как бы разоблачающим пером. Я не знаю, каким он был, я же его не видел, я могу оценивать Сталина только по рассказам, тех, кто с ним близко общался. Орущий Сталин? Такого быть не могло! А в фильме Сталин все время орет. Светлана рассказывала, что она видела его кричащим один раз в жизни, когда ему попали в руки ее письма к Каплеру.
– В такой ситуации, учитывая разницу в возрасте Светланы Иосифовны и Каплера, редкий бы отец сдержался.
– Конечно. А в фильме и Сталин кричит, и мой отец на него орет. А это было исключено. Тем более что это было во время войны, а в этот период дети до него были допущены раз в два года.
– У вас никогда не было желания поставить фильм о Сталине или об отце?
– Никогда не было, нет. И быть не может.
– Почему?
– А зачем? Не надо этого совершенно, и играть мне его не надо, хотя меня звали сто раз. Этого не нужно делать. Это пошлость. Такая пошлость с большой буквы. Сталин принадлежит истории, из которой его не изымет никто, как бы ни старался. При всех его чудовищных поступках, чертах характера, были и другие поступки. История все просеет. И не мне этим заниматься, так же, как и этим людям, которые хотят сделать на этом определенный капитал. Это серьезная проблема. Даже если бы я пытался совершенно объективно в этом разобраться, меня все равно бы обвинили в необъективности. Поэтому зачем? Надо быть мудрее и оставить это истории.
Александр Бурдонский – единственный законный сын Василия Сталина и Галины Бурдонской. Родился в Самаре (Куйбышеве) в 1941 году. После расставания родителей жил с отцом, учился в суворовском училище. С матерью смог воссоединиться только после смерти Сталина. В школьные годы носил фамилию Сталин, позже взял фамилию матери, которую она в свою очередь получила от предка-француза, солдата наполеоновской армии, оставшегося в России и женившегося на русской. Александр Бурдонский окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Марии Кнебель – крупнейшего режиссера и педагога. После окончания института начал работать в Центральном театре Российской армии, где и служит до сих пор режиссером-постановщиком. Поставил на этой сцене десятки востребованных спектаклей, ставит в театрах России и за рубежом – Японии и Гонконге. Преподавал на режиссерском факультете ГИТИСа. Народный артист России. Политикой никогда не занимался.
Прощание с сыном Василия Сталина: не стало «черного принца» из рода Джугашвили
Накануне вечером ушел из жизни известный режиссер Александр Бурдонский
Накануне поздно вечером в одной из московских клиник не стало Александра Васильевича Бурдонского, режиссера Театра Российской армии, сына Василия Сталина, внука «отца народов». Вся его жизнь была преодолением обстоятельств его родства. Подробнее в материале «Реального времени».
Черный цыпленок на эскалаторе
Мы познакомились с Александром Васильевичем в октябре 1989 года, в одну из первых бесед он рассказал о документальном фильме, который когда-то видел на Московском кинофестивале. Это был фильм венгерских кинематографистов, рассказывающий о птицефабрике. Там по длинной ленте бежали желтые цыплята, и когда они добегали до автомата, он сбрасывал их в корзину.
Но вот на ленту попадал черный цыпленок, от также добегал до нужного места, и фотоэлемент не срабатывал: цыпленок был другого цвета. Трудно быть черным цыпленком, не таким, как все. Александр Васильевич изначально, по факту рождения, был «не такой, как все». Неслучайно, когда он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, Юрий Завадский приглашал его в театр им. Моссовета на роль Гамлета, «черного принца». После долгих раздумий Бурдонский отказался.
В честь Суворова
Он родился 14 октября 1941 года в Самаре, тогда Куйбышеве, куда в эвакуацию был отправлен клан Аллилуевых-Сталиных. Его родители познакомились незадолго до войны, Василий Иосифович буквально увел у своего друга-хоккеиста его невесту — очаровательную блондинку Галину Бурдонскую. Ухаживал он красиво, например, мог подлететь к ее двору на небольшом самолете и сбросить букет цветов.
Отец вместе с другом-летчиком Степаном Микояном прилетели в Самару через пару дней — Василию Иосифовичу хотелось похвастаться сыном. Он назвал его Александром в честь Суворова и планировал для него карьеру военного.
Галина Бурдонская и Василий Сталин с маленьким Сашей. Фото bulvar.com.ua
Родители развелись практически сразу же после окончания войны, и Василий Иосифович в отместку бывшей жене не отдал ей детей и запретил даже видеться с ними. Однажды Александр Васильевич нарушил запрет и увиделся с матерью. Когда отец узнал об этом, последовало наказание: он «сослал» сына в Суворовское училище в Тверь.
Бурдонский никогда не видел деда, Сталин не интересовался внуками. Дед для него был символической фигурой на мавзолее, которую можно было видеть на демонстрациях. Не видела тестя никогда в жизни и Галина Бурдонская, хотя известно, что она даже после развода не попала под молот репрессий благодаря защите Сталина. Однажды он вызвал Берию и сказал ему: «Светлану и Галину не смей трогать!»
Когда Сталин умер, внука привезли на похороны деда, и он сидел возле гроба, глядя на длинную процессию идущих людей. Никаких эмоций кончина Сталина у него не вызвала. Вскоре был арестован отец, и Александра Васильевича вместе с сестрой Надеждой вернули матери.
Последние годы Василий Иосифович, фигура неоднозначная, трагическая, провел в ссылке в Казани. Здесь же он скончался при загадочных обстоятельствах. Бурдонский с сестрой приезжали в Казань на его похороны. Александр Васильевич потом вспоминал, что официально о смерти Василия Сталина не сообщалась, но весть об этом разнеслась по Казани, и проститься с ним пришло много народа. В его квартиру на Гагарина шли и шли люди, шли молча. Подходили мужчины в гражданской одежде, распахивали полы пальто, и под ними были видны ордена. Так фронтовики прощались с боевым генералом — смелым летчиком. Василий Сталин действительно был асом и на войне не прятался.
«Он же внук Сталина»
Бурдонский никогда не помышлял о карьере военного, с раннего детства он думал только о театре. Два его детских потрясения — это Галина Уланова, виденная в Большом театре, и Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев».
Василий Сталин на церемонии прощания с отцом. Москва, Колонный зал Дома союзов, 6 марта 1953 года. Фото jenskiymir.com
Он решил поступить в ГИТИС, на режиссерский факультет. Курс набирала легендарная ученица Станиславского Мария Кнебель, чья семья пострадала от репрессий. Она потом рассказывала Александру Васильевичу: «Передо мной стоял внук Сталина, и я понимала, что сейчас могу решить его судьбу. Это длилось доли секунды, и я сказала себе: «Боже, о чем я думаю. Он же ни в чем не виноват». Бурдонский позже стал ее любимым учеником.
Он окончил ГИТИС, где учился в одно время и приятельствовал с будущим главным режиссером Камаловского театра Марселем Салимжановым, но не мог найти работу в Москве. Никто не хотел брать в штат внука Сталина. Помогла Мария Кнебель, она взяла его ассистентом на свою постановку «Тот, кто получает пощечины» в Центральный театр Советской армии. И после удачной премьеры Александра Васильевича взяли на работу в этот театр, которому он не изменил до конца жизни.
Помог «Взгляд»
Бурдонский никогда не афишировал своего родства со Сталиным. Его взгляд на деда всегда был взвешенным и объективным. Он принципиально никогда не ставил спектакли об Иосифе Виссарионовиче, хотя такие предложения были. И никогда не занимался политикой.
В годы перестройки он репетировал спектакль по комедии Эрдмана «Мандат», и спектакль, смелый по тем временам, пытались закрыть. Помог Александр Любимов, пригласивший режиссера в суперпопулярную тогда программу «Взгляд», тогда многие и узнали, что Александр Бурдонский — родной старший внук Иосифа Сталина.
Александр Васильевич был одним из ярких представителей романтизма в русском театре. Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. А на это сейчас уже нужна большая смелость. Его «Шарады Бродвея» или «Приглашение в замок» были безукоризненно стильными. «Дама с камелиями» — ностальгически-прекрасной. Постановки пьес Чехова подобны нежным ноктюрнам.
Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. Фото molnet.ru
Несколько лет назад Александр Бурдонский приезжал с гастролями в Казань, на его спектакли были аншлаги. Посетить могилу отца он уже не мог — непонятные «родственники» к этому времени уже перезахоронили прах генерала Василия Сталина в Москве.
Трудно быть «черным цыпленком». Трудно не впасть в искушение, почувствовав свою «особенность» в силу звездного родства, как и нелегко было выдержать годы ниспровержения Сталина и той нелюбви, что неумными людьми проецировалась на его родственников. Он выдержал все испытания достойно.
Александр Бурдонский биография, внук Сталина, сын Василия Сталина, личная жизнь, жена дети фото
И судьбы его внуков различны: и счастливые, и трагичные. Отношение потомков к своему деду так же неоднозначно, как и оценки его деятельности.
Александр Бурдонский биография: Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз — на похоронах
Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз — на похоронах. А до этого видел его, как и другие пионеры, лишь на демонстрации: в День Победы и в Октябрьскую годовщину. Пообщаться с внуком поближе вечно занятый глава государства желания не высказывал. Да и внук не слишком-то стремился. В 13 лет он принципиально взял фамилию матери (многие родственники Галины Бурдонской погибли в сталинских лагерях).
«Иногда меня спрашивают: почему люблю ставить спектакли о нелегких женских судьбах? Из-за мамы…»
— В книге «Вокруг Сталина» написано, что ваш дед на эту свадьбу не пришел. В письме сыну он резко написал: «Женился — черт с тобой. Жалею ее, что она вышла за такого дурака». Но ведь ваши родители выглядели идеальной парой, даже внешне были так похожи, что их принимали за брата с сестрой…
— Мне кажется, мама любила его до конца своих дней, но им пришлось расстаться… Она была просто редкостным человеком — не могла прикинуться кем-то и никогда не лукавила (может, в этом была ее беда)…
— По официальной версии, Галина Александровна ушла, не выдержав постоянных пьянок, рукоприкладства и измен. Например, мимолетной связи Василия Сталина с женой известного кинооператора Романа Кармена Ниной…
« Александр Бурдонский скончался на 76-м году жизни. Прощание с ним состоится в театре, время гражданской панихиды похорон будет известно позже», — сказал представитель театра.
Прощание с сыном Василия Сталина: не стало «черного принца» из рода Джугашвили
Накануне вечером ушел из жизни известный режиссер Александр Бурдонский
Накануне поздно вечером в одной из московских клиник не стало Александра Васильевича Бурдонского, режиссера Театра Российской армии, сына Василия Сталина, внука «отца народов». Вся его жизнь была преодолением обстоятельств его родства. Подробнее в материале «Реального времени».
Черный цыпленок на эскалаторе
Мы познакомились с Александром Васильевичем в октябре 1989 года, в одну из первых бесед он рассказал о документальном фильме, который когда-то видел на Московском кинофестивале. Это был фильм венгерских кинематографистов, рассказывающий о птицефабрике. Там по длинной ленте бежали желтые цыплята, и когда они добегали до автомата, он сбрасывал их в корзину.
Но вот на ленту попадал черный цыпленок, от также добегал до нужного места, и фотоэлемент не срабатывал: цыпленок был другого цвета. Трудно быть черным цыпленком, не таким, как все. Александр Васильевич изначально, по факту рождения, был «не такой, как все». Неслучайно, когда он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, Юрий Завадский приглашал его в театр им. Моссовета на роль Гамлета, «черного принца». После долгих раздумий Бурдонский отказался.
В честь Суворова
Он родился 14 октября 1941 года в Самаре, тогда Куйбышеве, куда в эвакуацию был отправлен клан Аллилуевых-Сталиных. Его родители познакомились незадолго до войны, Василий Иосифович буквально увел у своего друга-хоккеиста его невесту — очаровательную блондинку Галину Бурдонскую. Ухаживал он красиво, например, мог подлететь к ее двору на небольшом самолете и сбросить букет цветов.
Отец вместе с другом-летчиком Степаном Микояном прилетели в Самару через пару дней — Василию Иосифовичу хотелось похвастаться сыном. Он назвал его Александром в честь Суворова и планировал для него карьеру военного.
Галина Бурдонская и Василий Сталин с маленьким Сашей. Фото bulvar.com.ua
Родители развелись практически сразу же после окончания войны, и Василий Иосифович в отместку бывшей жене не отдал ей детей и запретил даже видеться с ними. Однажды Александр Васильевич нарушил запрет и увиделся с матерью. Когда отец узнал об этом, последовало наказание: он «сослал» сына в Суворовское училище в Тверь.
Бурдонский никогда не видел деда, Сталин не интересовался внуками. Дед для него был символической фигурой на мавзолее, которую можно было видеть на демонстрациях. Не видела тестя никогда в жизни и Галина Бурдонская, хотя известно, что она даже после развода не попала под молот репрессий благодаря защите Сталина. Однажды он вызвал Берию и сказал ему: «Светлану и Галину не смей трогать!»
Когда Сталин умер, внука привезли на похороны деда, и он сидел возле гроба, глядя на длинную процессию идущих людей. Никаких эмоций кончина Сталина у него не вызвала. Вскоре был арестован отец, и Александра Васильевича вместе с сестрой Надеждой вернули матери.
Последние годы Василий Иосифович, фигура неоднозначная, трагическая, провел в ссылке в Казани. Здесь же он скончался при загадочных обстоятельствах. Бурдонский с сестрой приезжали в Казань на его похороны. Александр Васильевич потом вспоминал, что официально о смерти Василия Сталина не сообщалась, но весть об этом разнеслась по Казани, и проститься с ним пришло много народа. В его квартиру на Гагарина шли и шли люди, шли молча. Подходили мужчины в гражданской одежде, распахивали полы пальто, и под ними были видны ордена. Так фронтовики прощались с боевым генералом — смелым летчиком. Василий Сталин действительно был асом и на войне не прятался.
«Он же внук Сталина»
Бурдонский никогда не помышлял о карьере военного, с раннего детства он думал только о театре. Два его детских потрясения — это Галина Уланова, виденная в Большом театре, и Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев».
Василий Сталин на церемонии прощания с отцом. Москва, Колонный зал Дома союзов, 6 марта 1953 года. Фото jenskiymir.com
Он решил поступить в ГИТИС, на режиссерский факультет. Курс набирала легендарная ученица Станиславского Мария Кнебель, чья семья пострадала от репрессий. Она потом рассказывала Александру Васильевичу: «Передо мной стоял внук Сталина, и я понимала, что сейчас могу решить его судьбу. Это длилось доли секунды, и я сказала себе: «Боже, о чем я думаю. Он же ни в чем не виноват». Бурдонский позже стал ее любимым учеником.
Он окончил ГИТИС, где учился в одно время и приятельствовал с будущим главным режиссером Камаловского театра Марселем Салимжановым, но не мог найти работу в Москве. Никто не хотел брать в штат внука Сталина. Помогла Мария Кнебель, она взяла его ассистентом на свою постановку «Тот, кто получает пощечины» в Центральный театр Советской армии. И после удачной премьеры Александра Васильевича взяли на работу в этот театр, которому он не изменил до конца жизни.
Помог «Взгляд»
Бурдонский никогда не афишировал своего родства со Сталиным. Его взгляд на деда всегда был взвешенным и объективным. Он принципиально никогда не ставил спектакли об Иосифе Виссарионовиче, хотя такие предложения были. И никогда не занимался политикой.
В годы перестройки он репетировал спектакль по комедии Эрдмана «Мандат», и спектакль, смелый по тем временам, пытались закрыть. Помог Александр Любимов, пригласивший режиссера в суперпопулярную тогда программу «Взгляд», тогда многие и узнали, что Александр Бурдонский — родной старший внук Иосифа Сталина.
Александр Васильевич был одним из ярких представителей романтизма в русском театре. Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. А на это сейчас уже нужна большая смелость. Его «Шарады Бродвея» или «Приглашение в замок» были безукоризненно стильными. «Дама с камелиями» — ностальгически-прекрасной. Постановки пьес Чехова подобны нежным ноктюрнам.
Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. Фото molnet.ru
Несколько лет назад Александр Бурдонский приезжал с гастролями в Казань, на его спектакли были аншлаги. Посетить могилу отца он уже не мог — непонятные «родственники» к этому времени уже перезахоронили прах генерала Василия Сталина в Москве.
Трудно быть «черным цыпленком». Трудно не впасть в искушение, почувствовав свою «особенность» в силу звездного родства, как и нелегко было выдержать годы ниспровержения Сталина и той нелюбви, что неумными людьми проецировалась на его родственников. Он выдержал все испытания достойно.