актер бурляев год рождения
Николай Бурляев
Биография
Николай Бурляев — советский и российский актер театра и кино, режиссер. Николай Петрович подростком попал в кино с улицы — счастливый случай позволил получить полезные знакомства и определиться с выбором творческой карьеры.
Детство и юность
Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Он мог бы стать архитектором, однако судьба распорядилась иначе.
Семья Бурляевых была тесно связана со сценой еще с дореволюционных времен. Дедушка и бабушка Николая выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Дед Диомид исполнял комедийные роли, а бабушка Людмила использовала талант драматической актрисы.
Семья Бурляевых жила в коммунальной квартире в доме на улице Максима Горького. В соседнем дворе жил актер Борис Ливанов — колоритный, артистичный, бесподобный в любом амплуа. Коля, глядя на него, мечтал о сцене, но в 5 лет пережил сильный испуг и с тех пор начал заикаться.
Николай Бурляев в фильме «Иваново детство».
Старший брат Геннадий занимался шахматами, а Николай был подручным на турнирах: записывал ходы, переставлял фигуры. Еще один брат Борис снимался в кино с 4-го класса. С ним Коля впервые и пришел на пробы к картине «Урок истории». Роль получил брат, и после этого Бурляев решил, что с мечтами о кино покончено, лучше быть архитектором. Но жизнь распорядилась иначе.
В 1964 году Николай окончил школу и поступил на второй курс Щукинского училища. К тому времени опыт работы в театре и кино у юноши уже был. На одном курсе с ним занимались Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Звездный курс завершал обучение в вузе блестящими постановками. Первым был сдан спектакль «Волки и овцы», режиссером которого стал Евгений Симонов. В нем Бурляеву досталась роль Аполлона Мурзавецкого.
Вскоре последовала вторая работа — «12 разгневанных мужчин» по пьесе Реджинальда Роуза, которая была поставлена Никитой Михалковым. Николай вжился в образ главного присяжного, архитектора по образованию.
Фильмы
Кинодебют Бурляева состоялся в 6-м классе. В то время Андрей Кончаловский заканчивал ВГИК и писал дипломную работу. Как-то режиссер прогуливался по Бродвею (так москвичи называли улицу Максима Горького) и у кафе «Отдых» увидел местного пацана — это был Николай. Кончаловский предложил подростку роль в своей картине. Фильм «Мальчик и голуби» получился грустным и поэтичным, в 1962 году на Венецианском фестивале картина получила приз. А фото юного артиста появилось в картотеке «Мосфильма».
На съемочной площадке Бурляев познакомился с Владимиром Шуруповым, который работал в театре Моссовета. Шурупов и привел подростка в театр. Следующие 4 года Николай играл внука в спектакле «Ленинградский проспект». Главным героем постановки стал Василий Павлович Забродин в исполнении Николая Мордвинова.
Немаловажную роль в творческой биографии молодого артиста сыграло сотрудничество с Андреем Тарковским, который снял Николая в фильме «Иваново детство». Режиссер заприметил талантливого мальчишку еще в 1960-м и спустя 2 года через Кончаловского позвал его на запись прозаического отрывка из рассказа Владимира Богомолова «Иван». Это и стало пробами актера.
Николай Бурляев о роли Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Николай Петрович БУРЛЯЕВ: «Это моя лучшая роль». —.
Артист всю жизнь считал это знакомство судьбоносным. Герой Бурляева — мальчишка-оборванец, жертва войны. Во время съемок драмы подросток ходил в бассейн, потому что по сюжету герой актера должен был переплывать Днепр поздней осенью. Вновь фильм побывал в Европе — в Венеции режиссеру за киноленту присудили премию «Золотой лев святого Марка». Работу юного дарования высоко оценил Жан-Поль Сартр.
В дальнейшем Николаю Петровичу приходилось заниматься фигурным катанием, фехтованием, верховой ездой. Как говорил Бурляев, актер не должен многое уметь, а должен этому научиться.
Когда Тарковский снимал «Андрея Рублева», то пригласил Бурляева на роль Бориски. К сожалению, долгих 5 лет историческая драма пылилась на полках, зрители увидели картину только в 1971 году. А в 1972-м актер работал над фильмом «Проверки на дорогах», но и эту киноленту пустили в прокат лишь 13 лет спустя.
Николай Бурляев и Наталья Варлей.
В 1976 году артист начал снимать собственные фильмы, к этому времени у него уже был диплом режиссера. Его первая самостоятельная работа — «Ванька-Каин». В картине «Лермонтов», снятой в 1987 году, Бурляев был и режиссером, и сценаристом.
80-е ознаменовались в творческой карьере Николая Петровича рядом блестящих ролей. Актер предстал перед зрителями в образе композитора Володи Косцова в детском фильме «Камила», в комедии «Печники» сыграл школьного учителя, а в экранизации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» воплотил Ивана Федоровича Шпоньку.
В 1983 году Бурляев вновь попал в звездный проект — сыграл фронтовика Александра Нетужилина в драме «Военно-полевой роман», где партнерами актера по рабочей площадке стали Наталья Андрейченко, Инна Чурикова и Виктор Проскурин. Фильм номинировался на «Оскар».
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
За время карьеры артист представал перед зрителями в различных амплуа. Лучшей работой зрелого периода актера считается роль Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году Юрием Карой. Он тоже вышел в прокат спустя десятилетие после завершения съемок. В кинокартине сыграли звезды российского кинематографа Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко.
В 1995-м состоялась новая экранная встреча поклонников с Николаем Петровичем: на этот раз в киноленте Петра Тодоровского «Какая чудная игра», где артист предстал в образе болезненного фронтовика Михаила Михайловича. В основу сюжета фильма легла история о проделках 4 студентов училища искусств, забывших о том, что они живут в очень непростое время, — на дворе стоял 1950 год.
В следующий раз Бурляев появился на большом экране в 2003 году, исполнив главную роль в биографической драме Натальи Бондарчук «Любовь и правда Федора Тютчева». В фильме подобрался блестящий женский актерский ансамбль, куда вошли сама Бондарчук, а также Ирина Безрукова и Анна Михалкова.
В 2008 году имя артиста появилось в титрах исторической драмы «Адмиралъ», посвященной жизни русского военачальника Александра Колчака. Николай Петрович воплотил императора Николая II. Главные роли исполнили Константин Хабенский, Елизавета Боярская и Анна Ковальчук.
В фэнтези «Тайна Снежной королевы» (2016) артист примерил образ сказочника. В новой экранизации сказки Ханса Кристиана Андерсена также снялись Анна Потебня, Нина Усатова, Дмитрий Харатьян. В этом проекте были задействованы дочь Бурляева Мария и сын Иван, который не только воплотил на экране образ отца Герды, но и написал музыку к фильму. Бывшая жена Николая Петровича Наталья Бондарчук появилась на экране в роли атаманши, а также выступила режиссером, продюсером и сценаристом. Лента была номинирована на «Золотой орел» в номинации «Лучшие костюмы».
В 2019-м фильмографию режиссера пополнила документальная картина «Отменивший войну», которая стала лауреатом независимой интернет-премии «На благо мира».
Общественная деятельность и взгляды
Бурляев — потомственный казак и президент Фонда культуры казаков России. Он считает себя верующим человеком, является членом Патриаршего Совета по культуре и входит в число учредителей Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского.
Артист называет себя гомофобом, неоднократно в интервью категорически высказывался против лиц нетрадиционной ориентации и предлагал «ограничить беспредельные права гомосексуалистов в демонстрации данной патологии по телевидению».
В марте 2014 года Николай Петрович присоединился к обращению деятелей культуры РФ в поддержку политики президента Владимира Путина в Украине и Крыму.
Личная жизнь
Бурляев был женат трижды. В первый раз артист женился в 20 лет на Наталье Варлей. Актриса была на год моложе мужа. Отношения не заладились с самого начала, слишком уж неприспособленными к быту оказались оба в молодости. Вскоре супруги расстались.
Второй женой артиста стала режиссер и актриса Наталья Бондарчук, подруга Натальи Варлей. Этот брак оказался более продолжительным. У пары родились 2 детей — Мария и Иван. Иван с детства увлекался музыкой, окончил консерваторию и стал композитором. Мария пошла по стопам родителей — училась в ГИТИСе, затем поступила актрисой в Театр имени Владимира Маяковского.
После развода с Бондарчук у артиста начался роман с Татьяной Злоцкой — влюбленные жили вместе и даже стали родителями сына Георгия. Ребенка Бурляев признал, но семья так и не сложилась — Злоцкая не приняла детей Николая Петровича от предыдущего брака.
Третья супруга актера Инга Шатова — тоже актриса, она помогает мужу и возглавляет кинофорум «Золотой витязь». У пары двое детей — Илья и Дарья. Младшая дочь появилась на свет, когда Бурляеву было уже 50 лет.
Актер говорит, что он счастлив в личной жизни: дети Николая Петровича талантливы, а с бывшими женами удалось сохранить дружеские отношения.
Николай Бурляев сейчас
Сейчас актер основное время уделяет общественным работам и продвижению кинофорума «Золотой витязь», который в 2021 году отпраздновал 30-летний юбилей. В рамках празднования этой даты прошел фестиваль «Эхо XXX МКФ «Золотой витязь» в Ярославле», где состоялось открытие школы авторской режиссуры. В планах ректора киношколы Бурляева — порядка 100 мастер-классов по режиссуре, драматургии, актерскому и ораторскому мастерству, анимации, созданию костюмов и пр.
Николай Петрович посещает российские города, где проводит творческие встречи. Артист популяризирует культурные и нравственные ценности, высказывается против засилья невежества и хамства на телеэкранах.
В июне 2021-го Бурляев заявил, что будет баллотироваться в Госдуму РФ по партийному списку «Справедливой России».
Николай Бурляев
Николай Петрович Бурляев. Родился 3 августа 1946 года в Москве. Советский и российский артист театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист России (1996).
Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве в семье инженеров-экономистов.
Геннадий Бурляев, мастер спорта по шахматам, тренер ДСО «Локомотив», один из сильнейших игроков по молниеносной игре в шахматы, скончался в начале 1990-х годов.
Также у него есть сестра Людмила.
Его род берет свои корни от казака Запорожской Сечи, сподвижника Богдана Хмельницкого Кондрата Бурляя. Актер при помощи историков докопался, что Кондрат Бурляй был главой посольства Запорожской Сечи, отправленного гетманом Хмельницким в Москву с ходатайством о присоединении к России.
Николай Бурляев в юности
Его отец всю жизнь жалел, что не стал актером, хотя обладал талантом, играл на пианино, обладал феноменальной речью, как отмечал Николай Бурляев, «окружающие заслушивались».
А вот ему повезло стать актером. Хотя и произошло это при весьма случайных обстоятельствах.
И в 1961 году он впервые появился на киноэкране, снявшись в курсовой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». По сути, Кончаловский стал его «крестным отцом» в кино.
В 1961-1964 работал в Московском академическом театре им. Моссовета. Будучи школьником, он наравне с Николаем Мордвиновым и Ией Саввиной играл на сцене театра Моссовета.
В 1968 году окончил актёрский факультет театрального училища им. Б. Щукина.
В 1967-1968 служил в Московском театре им. Ленинского комсомола.
Николай Бурляев в фильме «Андрей Рублев»
И это был не единственный фильм с участием Бурляева, который запретили к показу. Такая же участь постигла и другую картину: «Проверки на дорогах». Она тоже отлеживалась и переделывалась перед тем как попасть на большие экраны.
Зато фильм «Военно-полевой роман», в котором он сыграл главного героя, получил несколько самых престижных международных премий.
Николай Бурляев в фильме «Военно-полевой роман»
Работа с Тарковским подтолкнула Бурляева к цели и самому стать режиссером. Он тоже хотел высказывать собственные мысли, отражать свое видение и к тому времени, когда он получил возможность снять первый свой фильм, ему уже было чем поделиться со зрителем.
В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская М. И. Ромма, Л. А. Кулиджанова.
Его дипломной работой стал фильм «Ванька-Каин», впрочем, не получивший широкого признания. Но Бурляев продолжил снимать. Следующей попыткой стал фильм «Лермонтов», в котором он выступил сразу в нескольких ипостасях – сам написал сценарий, сыграл великого поэта и срежиссировал ленту. И снова столкнулся с проблемами цензуры. Фильм не выпустили на экраны, более того, самому Бурляеву выдвинули обвинение в национализме.
В 1994 году снялся в роли Иешуа в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». А затем он пропал с экранов. Сам Николай Бурляев пояснял: «после фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где я сыграл Иешуа Га-Ноцри, уже в течение 17 лет отказывался почти от всех предложений. Думал: «За что я еще могу взяться после такой роли?»».
Николай Бурляев в фильме «Мастер и Маргарита»
В 2008 году исполнил роль Николая II в картине «Адмиралъ».
Николай Бурляев в фильме «Адмиралъ»
Николай Бурляев считает, что «экран телевидения стал слишком голубым», на телевидении «засилие нечисти», пропаганда «откровенного гомосексуализма, патологии и лесбиянства».
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму.
Николай Бурляев
Рост Николая Бурляева: 176 сантиметров.
Личная жизнь Николая Бурляева:
Николай Бурляев и Наталья Варлей
Николай Бурляев и Наталья Бондарчук
В браке родились сын Илья и дочь Дарья. Сын Илья после школы поступил в строительную академию, а дочь Дарья стала студенткой консерватории.
Николай Бурляев и Инга Шатова
Также у актера есть сын Георгий, он живет в Минске, окончил юридическую академию.
Фильмография Николая Бурляева:
Озвучивание Николая Бурляева:
Режиссерские работы Николая Бурляева:
Сценарные работы Николая Бурляева:
последнее обновление информации: 19.03.2021
Николай Бурляев
Имя: Николай Бурляев (Nikolay Burlyaev)
Отчество: Петрович
День рождения: 3 августа 1946 (75 лет)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Москва
Вес: 80 кг
Карьера: актер, режиссер
Биография Николая Бурляева
Детство и юношеские годы
Николай родился и вырос в Москве в суровые послевоенные годы. Он был четвертым, самым младшим ребенком в семье, к тому же очень слабеньким и болезненным. В пять лет он начал еще и заикаться – пьяный сосед напугал мальчишку в темном коридоре коммуналки. Казалось бы, у Коли не было ни единого шанса стать актером, но судьба распорядилась иначе.
Хотя родители всю жизнь проработали инженерами-экономистами, с искусством и творчеством имели непосредственную связь. Бабушка и дедушка по отцовской линии выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Деомид Бурляев был великолепным комиком, его жена – талантливой трагедийной актрисой. А сам род ведет начало от запорожского казака Кондратия Бурляя, который являясь сподвижником Богдана Хмельницкого, в качестве посла был направлен в Москву с ходатайством о присоединении к России. Этому есть документальное подтверждение, которое попало в руки Николая уже в зрелом возрасте.
Когда Коля родился, семья проживала в коммунальной квартире дома № 13 по Леонтьевскому переулку. Позже выяснится, что в этом особняке провел свои последние годы Николай Мартынов, убийца Михаила Лермонтова. Много лет спустя, когда Бурляев приступил к съемкам фильма о легендарном русском поэте, на старинных фотографиях он с изумлением узнал дом, в котором провел первые пять лет своей жизни.
Второй дом, в который семейство Бурляевых переехало в 1951 году, был не менее знаковым. Он находился на улице Горького, в пяти минутах ходьбы от Красной площади, а по соседству проживали Бондарчуки, Ливановы и другие известные творческие династии. Но в то время Коля еще не помышлял об актерской профессии, хотя его старший брат Борис снимался в кино с четвертого класса и играл в самодеятельном театре. Да и сам Николай пробовался в фильм «Графские развалины», но роль не получил.
Но, как говорится, от судьбы не уйдешь, и в 1959 году прямо на улице к Бурляеву подошел незнакомый парень с предложением сыграть у него в фильме. Это был старшекурсник ВГИКа Андрей Кончаловский, он снимал дипломную работу «Мальчик и голубь» и никак не мог найти подходящего парнишку на главную роль. Дебют в кино прошел успешно, несмотря на заикание юного актера и полное отсутствие какого-либо опыта. Картина получила приз на Венецианском фестивале, а фотографии Бурляева появились в картотеке «Мосфильма».
Работа с Тарковским
Студенчество
Среднее образование Бурляев получил в школе рабочей молодежи № 18, в которой учились многие талантливые дети. Его одноклассниками были будущие выдающиеся фигуристы Татьяна Тарасова и Алексей Уланов, двумя классами младше училась Ирина Роднина.
Еще во время съемок фильма «Мальчик и голуби» Кончаловский познакомил Николая с младшим братом Никитой. С тех пор ребята крепко сдружились и много времени проводили вместе. Михалков окончил школу на год раньше и поступил в Щукинское училище. В 1964 году отнес туда документы и Бурляев.
Поступить не составило большого труда – юный актер был хорошо известен работами у Тарковского и был зачислен сразу на второй курс к Катину-Ярцеву. Николаю невероятно повезло – Юрий Васильевич считался лучшим педагогом в «Щуке» и воспитал целую плеяду легендарных артистов. Среди его выпускников были Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Вениамин Смехов, Константин Райкин, Наталья Варлей и многие другие.
Во время учебы Никита поставил спектакль «12 разгневанных мужчин», который стал дипломной работой курса и потом еще долго не сходил со сцен столичных театров. Бурляев сыграл в нем Генри Форда, одного из двенадцати присяжных, который в одиночку меняет ход всего судебного заседания.
«Взрослые» роли
Режиссер
В 1986 состоялась долгожданная премьера в Доме Кино, а через несколько дней картина подверглась резкой критике на Пятом съезде кинематографистов. Бурляева обвинили в «националистическом экстремизме» и кумовстве из-за того, что он задействовал в картине свою жену Наталью Бондарчук, сына Ивана, тестя Сергея Бондарчука и тещу Инну Макарову. Досталось и самому Бондарчуку, которого обвинили в присвоении государственных денег и использовании их в личных целях. Из-за этого у Сергея Федоровича случился сердечный приступ, который сильно подорвал здоровье режиссера.
После этого съезда Бурляев попал в опалу и был негласно внесен в «черный список» неугодных актеров, которых не рекомендовалось снимать. А затем наступили 90-е, и работы совсем не стало, поэтому актеру пришлось всерьез задуматься, чем кормить семью. В 1992 году ему пришла идея создать и возглавить международный фестиваль православного кино. Деньги на благое дело нашлись, кинофорум назвали «Золотой витязь», а его девизом стали высокие слова «За нравственные идеалы! За возвышение душ человека!».
Личная жизнь Николая Бурляева
Второй супругой Бурляева стала Наталья Бондарчук, старшая дочь знаменитого режиссера от брака с Инной Макаровой. Наташа жила в соседнем доме и была на четыре года младше Николая. Они часто пересекались в общих компаниях с Кончаловским и Тарковским, в которого Наталья была страстно влюблена.
Тарковский отвечал Бондарчук взаимностью, снял ее в своем знаменитом «Солярисе», но уйти ради нее из семьи так и не решился. Наташа тяжело переживала их разрыв и даже пыталась расстаться с жизнью. Все это время рядом с ней находился пламенно влюбленный в неё Николай. Он и помог девушке справиться с личной драмой. Наталья оценила его благородство и вышла за Бурляева замуж, таким образом окончательно разорвав все отношения с Тарковским.
Инга родила Николаю сына Илью (1994) и дочь Дашу (1997) и уже много лет является бессменным директором его фестиваля.
У Николая Петровича есть еще один сын Георгий, рожденный в гражданском браке. Он стал юристом, живет с матерью в Минске.
Николай Бурляев сейчас
В последние годы Николай много сил и времени уделяет общественной и просветительской деятельности, читает лекции в Международной славянской академии, пишет книги и стихи. Будучи зампредом Общественного совета при Минкультуры, он настаивает, что очень важно не только сохранить исконную культуру Россию, но и развивать ее на основе «традиционных духовно-нравственных ценностей».
Наступление пандемии covid-19 Бурляев воспринял критически:
Николай Петрович Бурляев
Фото Все
Видео Все
Николай Бурляев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2013)
Моя история. Николай Бурляев
Николай Бурляев — биография
Николай Бурляев — общественный деятель, актер, режиссер, сценарист, писатель. Родился в 1946 году в Москве.
С детства активно снимается, позднее освоил и профессию режиссера. Активно занимается и общественно-политической деятельностью.
Николай Бурляев родился в августе 1946 года в Москве. Никто не предполагал, что он станет артистом. Считалось, что ему больше подойдет профессия архитектора. Но судьба распорядилась иначе. Хотя с театральной деятельностью были связаны родственники и предки будущей звезды. Например, его дедушка и бабушка были, говоря обычным языком, бродячими артистами. Они колесили по стране с передвижным театром, исполняя комические и драматические роли.
О предках Николая Петровича известно мало, но, возможно, именно от них он и унаследовал артистизм, обаяние, способность филигранно перевоплощаться.
Детство и первые шаги в искусстве
Жил он в обычной коммунальной квартире, каких в 40-ые и 50-ые годы в столице было немало. Это была самая обычная коммуналка с общим коридором, туалетом и кухней. Среди соседей был Борис Ливанов и знаменитые ещё в СССР актёры. Он являлся отцом Василия Ливанова, который бесподобно сыграл Шерлока Холмса.
Маленький Коля всегда мечтал быть похожим на именитого соседа и представлял, как тоже будет таким же колоритным, степенным артистом. Однако в 5 лет у него начались проблемы с речью из-за сильного испуга, он стал заикаться. Конечно, это поставило под сомнение его театральную карьеру.
Фото: Николай Бурляев в детстве
У него были старшие братья, один из них серьезно увлекался шахматами. Николай Петрович помнит, как в детстве он помогал на турнирах, записывал ходы, переставлял шахматы. Один из братьев снимался в кино и даже брал с собой на пробы Колю. Однако стало очевидно, что из-за заикания мечты о кино нужно оставить. Тогда и было принято решение, что мальчику лучше посвятить свою жизнь какой-нибудь другой профессии, например, строительству, архитектуре.
Однако желание стать артистом победила. В 1964 году сразу после окончания школы происходит перелом в биографии Бурляева. Ему удалось поступить в Щукинское училище, причём сразу на второй курс. Он сумел наладить дикцию, плюс уже успел сняться в небольших ролях благодаря старшему брату. Он учился прекрасно, активно участвовал в театральных постановках. Большое влияние на его творчество оказал и Андрей Тарковский, который дал ему роль в картине «Иваново детство». Правда, на тот момент будущая звезда кинематографа был совсем ребенком. Но в 1960 году он также снимался и у Андрея Кончаловского.
К ролям он готовился ответственно несмотря на юный возраст. Например, он вспоминал, что по сюжету играет мальчика, который решился переплыть Днепр. Для этого он ходил в бассейн, чтобы получить навыки.
Впоследствии ему приходилось осваивать множество и других навыков: фехтовать, заниматься фигурным катанием, ездить на лошади. Но, как подчеркивает артист, это и есть судьба актера, который должен обучаться многим ремеслам, чтобы правдиво воплотить на экране образы героев.
Профессиональная деятельность
Тарковский пригласил артиста в одну из лучших своих картин «Андрей Рублев», где он органично вжился в образ. Этот фильм один из величайших в коллекции отечественного кинематографа. К сожалению, судьба у него была непростая. Картина, скорее, по идеологическим соображениям пролежала на полке почти 10 лет, и зрители увидели ее только в 1971 году. Также исполнитель участвовал в фильмах по романам Достоевского, идеально вписываясь в образы.
Кроме актерской карьеры Николая Петровича всегда интересовала и режиссерская деятельность. Он профессионально обучался не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. Снял он фильмы «Ванька-Каин», «Лермонтов». В последнем выступил и как сценарист, а не только режиссёр.
Пожалуй, наибольший расцвет его творчества приходится на 80-ые годы. Зрители увидели его в фильмах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Печники», «Камила», «Военно-полевой роман» с Натальей Андрейченко. Некоторые картины были рассчитаны на детскую и подростковую аудиторию. Именно в 80-ые годы он стал по-настоящему популярным, узнаваемым.
Фото: Николай Бурляев в фильме «Лермонтов»
Одной из лучших ролей по праву считается роль Иешуа в картине «Мастер и Маргарита», которая была снята в 1994 году. Каждое появление на экране было настоящей радостью для зрителей, ведь актер представал и в роли положительных персонажей, играл бесшабашных студентов, алкоголиков, фронтовиков, появлялся и в русской классике. Это далеко не полный перечень. Именно за столь разнообразные образы и полюбили его зрители на просторах необъятной страны.
Надо сказать, что роли исполнитель выбирал очень умело, он интуитивно чувствовал, какие картины будут успешными. Ориентировался он не на зрелищность, показательность, спецэффекты, а на моральный посыл, на пользу. Каждая картина должна нести нравственную пользу, быть полезной, интересной и только в последнюю очередь развлекательной. Такой подход оправдался, и артиста стали узнавать повсеместно. Если посмотреть его фильмографию, то наибольшее количество картин приходится на 70-ые и 80-ые годы.
А 90-ые годы были весьма сложным периодом для театра и кинематографа. На плаву оставались немногие. И за это десятилетие в актерской копилке Николая Петровича всего лишь 5 фильмов, среди которых «Мастер и Маргарита». Конечно, это очень мало для такого гения, привыкшего сниматься за одно десятилетие в не менее чем 10 картинах, участвуя в съемках каждый год. Но настали другие времена, и это сказалось на востребованности. Зато именно на 90-ые годы приходится один из лучших фильмов с его участием «Мастер и Маргарита». Он так убедительно сыграл Иешуа, что у многих людей проснулся небывалый интерес к творчеству Булгакова, к классике, к религии.
Профессиональная карьера в 21 веке
Некоторое преломление наступило в 21веке. В 2000-ых годах его пригласили в картину «Адмирал» (2008), где он сыграл Николая Второго. Сыграл он и Фёдора Тютчева в фильме, который создала Наталья Бондарчук. Снимался он и в картине про гоголя, где филигранно изобразил графа Александра Толстого.
Фото: Николай Бурляев в фильме «Адмиралъ»
Но постепенно, всё же, его творческая деятельность сходила на нет. Так сложилось, что в основном актёры востребованы в свои молодые годы. К сожалению, режиссёрская ипостась тоже не может порадовать поклонников разнообразием.
За свою карьеру исполнитель срежиссировал только 5 фильмов, правда, каждый из которых заслуживает внимания.
Последняя его режиссерская работа — это фильм 1990 года «Всё впереди», он поставлен по роману Василия Белова и повествует о талантливом учёном, который устал от городской суеты, то стресса в связи с многочисленными заграничными командировками и неурядиц в личной жизни. В результате он спивается, но затем, в момент просветления, он бросает всё, возвращается в деревню, где и находит свой душевный покой, проходит нравственное очищение. Пожалуй, каждая из режиссерских работ артиста поднимает тему нравственности, поиска человеком своего места в этом мире, прохождения через испытания и восстановления из пепла, словно птица Феникс.
Личная жизнь
Всего за плечами у артиста несколько браков. Первой его женой стала красавица Наталья Варлей, с которой они познакомились ещё в театральном. Однако этот брак не продлился долго, сказались издержки быта. Да и в целом, быстро выяснилось, что пара не совсем подходит друг другу. Второй раз Николай Петрович женился на Наталье Бондарчук, которая, кстати, дружила с Натальей Варлей. Этот брак было более длительным, в нём родилось двое детей: сын и дочь.
Сын стал композитором, а дочь пошла по родительским стопам, она стала актрисой и в настоящее время работает в театре Маяковского. К сожалению, по каким-то причинам и этот брак не выдержал испытание временем. Третий раз артист женился на Инге Шаталовой, актрисе. У пары родилось двое детей: сын и дочь. Последний ребёнок появился в жизни звезды в весьма преклонном возрасте, 50 лет.
Фото: Николай Бурляев с женой
Актер признается, что он счастлив, гордится своими детьми, с предыдущими женами ему удалось сохранить хорошие, по-настоящему дружеские отношения.
В настоящее время он активно занимается кинофорумом «Золотой витязь», а также очень активен в общественной деятельности. Он учредил «Фонд православной культуры священника Павла Флоренского».
Активно высказывает исполнитель и свои политические, общественные взгляды. Он является православным человеком, посещает мероприятия христианской тематики, поддерживает сотрудничество с православной церковью. Николай Петрович не раз говорил, что является сторонником максимального запрета деятельности для лиц нетрадиционной ориентации. Он сетует на то, что слишком много таких персонажей в шоу-бизнесе, на телевидении, в кино и призывает власти всячески запрещать пропаганду гомосексуализма. И даже удалить с телевидения, с экранов данную тематику, которая могла бы быть расценена, как пропаганда нетрадиционной ориентации. Ему принадлежит ставшая известной фраза «Угодно грешить — пожалуйста в подворотню».
Актер не раз был награжден орденами почета, получал ордена и от Сербской православной церкви дважды. В 1996 году получил звание Народного артиста. Известно, что в марте 2014 года он подписал обращение к Президенту страны с поддержкой присоединения Крыма к России.