актер был естествен естественен в своем поведении
Культурология. Русский язык и культура речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:31, реферат
Описание
Содержание
1. Культура древних цивилизаций: Древняя Греция
2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
3. Упражнения
Работа состоит из 1 файл
СОДЕРЖАНИЕ.docx
«Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей».
Одна из составляющих культуры речи – этичность, или речевой этикет. В этой связи невольно возникает вопрос: как связаны между собой этикет и культура общения? Этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам. Понятие «культура общения» более ёмкое, чем понятие «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями.
Таким образом, неотъемлемой составляющей речевой культуры является речевой этикет, потому что речевой этикет – важный элемент всякой национальной культуры. В языке, в речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы.
Речевой этикет является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владение нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. Не умея определить место и допустимость профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны.
Задание 1.Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами, укажите род им. сущ, выделите окончания в определениях: Бюллетень (муж. р.) избирательный Мозоль (жен. р.) старая Депо (ср.р.) трамвайное Табель (муж.р.) рабочий Купе (ср.р.) уютное Тюль (муж.р.) красивый
Задание 2. Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа. Поставьте эти сущ. в форму ед. числа (Именительный падеж).
Задание 3. Выберите нужную форму, устно дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. Рядом с заданным предложением запишите это же предложение уже в исправленном виде.
1. Актер был (естественен, естествен) в своем поведении. Актер был естествен в своем поведении. 2. Старый лес (величественен, величествен). Старый лес величествен. 3. Директор школы (ответственен, ответствен) за каждого ученика. Директор школы ответственен за каждого ученика.
Задание 4. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.
Задание 5. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.
Задание 6. Составьте словосочения, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже с предлогом или без предлога. 1.Согласно (распоряжение, приказ, решение).- Согласно распоряжению; согласно приказу; согласно решению. 2.Благодаря (выступление, успех).- Благодаря выступлению; благодаря успеху. 3.Вопреки (просьба, предположение). – Вопреки просьбе; вопреки предположению.
Задание 7. Укажите ошибки, связанные с управлением и выбором предлога, исправьте предложения. Подчеркните исправленные слова. 1.Придя со школы, Леночка сразу же побежала в бассейн.- Придя из школы, Леночка сразу же побежала в бассейн. 2.Согласно милицейского протокола водитель был оштрафован.- Согласно с милицейским протоколом водитель был оштрафован.
Задание 8. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения. 1.Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. – Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. 2.Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. После встречи с Хлебниковым в душе Ромашова наступил перелом.
Задание 9. Расставьте ударения в следующих словах: балованный, баловать, безвременье, ветеринария, генезис, жизнеобеспечение, каталог, каталожный, камбала, меньшинства (о нациях), обеспечение, позвоним, позвонит, принять, принял, приняла, приняли, средства, средствам феномен, эксперт, экспертный, языковой (барьер, институт, школа).
Задание 11. Восстановите паронимические пары, устно объясните значение каждого слова.
авантюрный – авантюриновый; венец – венок; доходный – доходчивый; иронический – ироничный; болотный – болотистый; каменистый – каменный; опечатка – отпечаток; сталагмит – сталактит.
Задание 12. Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправьте текст. Запишите предложения в исправленном виде.
1.После тяжелого приступа больной начал отходить.- После тяжелого приступа больной начал выздоравливать. 2. Врач обошёл седьмую палату.- Врач осмотрел больных из седьмой палаты. 3.Обстановка выглядит мрачной.- Интерьер выглядит мрачным.
Задание 13. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения. Напишите предложения в исправленном виде. 1.Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.- Фирма объявила о вакансии главного бухгалтера. 2.До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.- До сих пор неизвестно, кто же автор этого уникального творения.
Задание 14. Устно укажите значения слов, подберите и запишите к ним слова-синонимы русского происхождения.
Адекватный – разумный; лояльный – согласный; позитивный – хороший; спонтанный – неожиданный; тривиальный – безвкусный; фатальный – неизбежный.
Задание 15. Найдите профессионализмы и жаргонизмы, подчеркните. Там, где это возможно и целесообразно, подберите к ним синонимы общелитературного языка и запишите их рядом со словом в скобках.
1.Тридцать пять цветных и тоновых репродукций войдут в первый альбом; второй объединит сорок восемь факсимильно (точно) воспроизведенных рисунков.
2.Необходимо поставить еще один укол.( Необходимо сделать еще одну инъекцию.)
Задание 16. Укажите предложения, в которых допущены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются. Запишите предложения в исправленном виде. 1.За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.- За такие деньги драгоценности с бриллиантами не купишь. 2.Мы ехали по узкому проселочному автобану.- Мы ехали по узкой проселочной дороге.
Учебно-методический комплекс по русскому языку и культуре речи для студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей Работа выполнена в рамках Государственной целевой программы
Главная > Учебно-методический комплекс
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Употребление степеней сравнения прилагательных
Вариантные нормы с суффиксами –её и –ей (сильнее – сильней) различаются в употреблении. Форма с суффиксом –ей употребляется преимущественно в разговорной речи, а также в поэзии: Стала забывчивей всех забывчивых, Тихо плывут года (Ахматова).
Формы превосходной степени могут быть стилистически окрашенными. Нейтральными являются аналитическая форма со словом самый и сложная форма со словами всех, всего.
Формы со словом наиболее являются книжными и употребляются преимущественно в публицистических и научных текстах: наиболее распространённый, наиболее актуальный, наиболее злободневный и т.п.
Формы с приставкой наи- (наилучший, наикрасивейший) являются экспрессивно окрашенными, чаще употребляются в разговорной речи, а также в публицистическом стиле.
Употребление притяжательных прилагательных
1. Образуйте краткую форму от данных прилагательных. Если возможны две такие формы, то приведите обе и отметьте, какая из них представляется более правильной.
Безнравственный, естественный, искусственный, многочисленный, могущественный, невежественный, ответственный, посредственный, свойственный, царственный, чувственный, торжественный.
2. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
Лектор (известен, известный) своими выступлениями.
Требования к сотрудникам (своевременны, своевременные).
Преподаватель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем студентам.
Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех.
Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный).
Место секретаря сейчас (свободно, свободное).
3. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
Актёр был (естествен, естественен) в своём поведении.
Старый лес (величествен, величественен).
Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен).
Момент был для всех (торжествен, торжественен).
4. Исправьте предложения.
Он был горяч, полный жизни.
Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу остаться сама собой.
Самый крупнейший город в мире – Мехико.
Разработка новой темы становится всё более интенсивнее.
Более быстрее развивается машиностроение.
5. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведённых ниже примерах.
Книга полезная. Книга полезна детям.
Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника.
Девушка грустная. Девушка сегодня грустна.
Употребление количественных числительных
Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлечённое число или определённое количество однородных предметов: один, семь, двенадцать, шестьдесят восемь. В письменной речи количественные числительные обозначаются при помощи слов и цифр. Выбор между ними зависит от стиля речи, а также от жанра произведения.
В устной речи при употреблении количественных числительных часто допускаются две распространённые ошибки:
– при склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют только их последнюю часть: Он выступил перед семистами студентами (Надо: семьюстами ). Нередки случаи, когда сложные числительные вообще не склоняют: Он выступил перед семьсот студентами.
– употребляя числительные в дательном, творительном и предложном падежах, говорящие нередко сохраняют ту же связь между числительным и существительным, что и в именительном падеже, не учитывая того, что в этих падежах числительное должно согласовываться с существительным: Дивизия пополнилась пятьюстами новобранцев (Следует: пятьюстами новобранцами ).
Такое употребление количественных числительных является грубым нарушением норм русского литературного языка.
Употребление собирательных числительных
Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое: трое, четверо, семеро, оба, обе. Собирательные числительные образуют замкнутую группу слов и сочетаются не со всеми существительными. Они употребляются со следующими группами слов:
– с одушевленными существительными, обозначающими только лиц мужского пола: двое друзей, семеро приятелей, а также с существительными общего года, когда они относятся к лицу мужского пола: двое сирот. С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются. Неверно: двое подруг, трое женщин (надо: две подруги, три женщины );
– с одушевленными существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят, четверо волчат. Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: два медведя, пять оленей. Неправильно: двое лосей (надо: два лося ).
Только собирательные числительные сочетаются:
с неодушевленными существительными, не имеющими формы единственного числа: двое саней, пятеро суток ;
с существительными, обозначающими парные предметы: двое сапог, трое чулок. Трое чулок – это три пары чулок, а три чулка – это три отдельных предмета;
с личными местоимениями: Нас осталось только трое ;
при употреблении числительного в роли подлежащего: Семеро одного не ждут ;
Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900:
Исправьте ошибки в употреблении фразеологических единиц, определите типы и причины ошибок.
1. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево. 2. Я была замужем, но муж исчез в просторах нашей родины. 3. Пора принять меры к укреплению сантехника, который не очень твердо стоит на ногах. 4. Умываясь в грязной воде, он хотел быть чистым, но согласно ч. 2 ст. 117 УК РСФР ему придется проливать слезы. 5. Его каждая собака знает, так как он работает на мясокомбинате. 6. Первые годы их семейной жизни были счастливыми, это была настоящая лебединая песня. 7. Направляясь в командировку, истец упал лицом в грязь. 8. Я насыпал Безрукову в суп перца, потому что мне очень хотелось насолить ему. 9. Мой подзащитный может честно смотреть в глаза своими делами в будущем. 10. Мы нередко забываем известное положение о том, что лучше меньше, да лучше, чем лучше больше, но хуже. 11. Мой подзащитный всей душой и телом уважает советские законы. 12. Дело в том, что подсудимые просили после окончания техникума отправить их в одно место. 13. Если ты забываешь о родине, то грош тебе, а не цена.
13. Определите, из каких фразеологизмов возникли приведенные контаминированные сочетания.
1. Ваши знания гроша выеденного не стоят. 2. Опять сапоги не чищены! Сапоги надо чистить с вечера, а утром надевать на свежую голову. 3. Вам это чревато боком. 4. Не тяните резину в долгий ящик. 5. Начало – полдела, конец – всему голова.
14. По словарям иностранных слов или Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова в 4-х тт. (т. 4-й) познакомьтесь со значением следующих устойчивых словосочетаний-варваризмов: Alea Jaсta est, Altera Pars, Bona Fide, Corpus Delicti, de Facto, de Jure, Docendo Discimus; Dura Lex, sed Lex; ipso Jure, jus Gentium, Status in Statu, Status Quo.
15. Замените данные ниже слова и словосочетания клишированными построениями.
Запрет на выезд. Рассказать о случившемся. Пьяный. Побои. С целью хулиганства. Вещи, свидетельствующие о виновности. Договоренность преступников. Хулиганить в общественном месте. Сознаться в преступлении. Дать оценку действиям. Быть в заключении. Место, где пишут приговор. Осудить. Принудительное отобрание имущества осужденного.
16. Пользуясь Словарем перифраз русского языка А.Б.Новикова (М., 2000), объясните значение публицистических штампов: труженики полей/морей, люди в белых халатах/серых шинелях, зеленый континент, ледовый континент, черный континент, старый континент, страна ацтеков, страна Белого слона, страна викингов, страна восходящего солнца, страна кедра, страна кленового листа, страна орла, страна пирамид, страна семи тысяч островов, страна тысячи озер, страна тюльпанов, страна фьордов, страна детства.
17. Найдите в газетах и журналах 10 публицистических штампов. Определите их роль в тексте.
Рассмотрите таблицу распространенных формул прощания по данным А.А.Акишиной и Н.И.Формановской. Какие из приведенных клише вы употребляете чаще всего? В каких конкретных речевых ситуациях?
Клише | Употребление клише |
До свидания (-ья)! | В любой ситуации. |
Всего хорошего! Всего доброго! | В любой ситуации с оттенком пожелания. |
До встречи! | Вместо до свидания, когда предполагается условленная встреча. |
Прощайте! | При прощании на длительный срок или навсегда. |
Спокойной ночи! Доброй ночи! | Прощание на ночь. |
Счастливо! | Непринужденное, дружеское. |
Всего! | Дружеское с оттенком фамильярности |
Привет! Пока! | Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодежи. |
Бывай! Будь! | Грубовато-сниженное, нелитературное. |
Разрешите попрощаться! Позвольте попрощаться! | Официальное. |
Разрешите откланяться! Позвольте откланяться! | Официальное, употребляют люди старшего поколения. |
19. Составьте списки употребляемых вами речевых клише, выражающих:
– приветствие (утреннее, дневное, вечернее),
Укажите ситуации употребления этих клише и их стилистическое различие.
20. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов, речевых штампов.
1. Прошлым летом я с сыном проживал в г. Николаеве у дальних родственников. 2. По объяснению подсудимой, она не могла унести папки, купленные ею в магазине, по причине несения арбуза. 3. Ямов ударил меня в область лица, в район правого уха. 4. Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего по вопросу грабежа. 5. Поливая зеленые насаждения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, которую она ревновала к мужу. 6. Будучи привлеченным и допрошенным в качестве обвиняемого Кувалдов виновным себя признал частично 7. Произведенным по уголовному делу предварительным расследованием установлено следующее… 8. Его зарплата где-то в районе 300 000 рублей.
21. В фельетоне Г.Рыклина “Совещание имен существительных” найдите речевые штампы, образованные “парными” словами.
В одно прекрасное утро, на лужайке недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона. Получалась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимого впечатления. Собравшиеся разошлись только тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что эта мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдет до литераторов, и они твердой поступью пойдут по пути улучшения своего языка.
22. Устраните элементы канцелярского стиля в следующих текстах.
1). Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо). 2). Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов (из телепередачи “Поле чудес”). 3). Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 4). После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришел в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов). 5). Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидировании ее отставания по плану надоев молока (из газет). 6). Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей (из газет).
23. Приведите несколько примеров терминов оценочного характера из трудового, семейного, административного, земельного, международного права. Расскажите, что они оценивают и какова их структура.
Ответы к заданию 15: подписка о невыезде, дать показания, в нетрезвом состоянии (в состоянии алкогольного опьянения), телесные повреждения, из хулиганских побуждений, вещественные доказательства, преступный сговор, нарушать общественный порядок, признать себя виновным, квалифицировать действия, находиться под стражей, совещательная комната, определить меру наказания, конфискация имущества.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА
Примерный план практического занятия № 9
Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Теоретическая часть
1. Категория рода имен существительных (колебания в роде имен существительных, род несклоняемых существительных, родовые различия в личных именах существительных).
2. Варианты падежных форм имен существительных.
3. Склонение фамилий.
Практическая часть
1. Определите род существительных.
Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, толь, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.
2. Подберите к существительным женского рода парные существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
3. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь.
4. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления названий лиц. Исправьте предложения.
1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Кассирша опять долго отсутствовала. 3. Главная бухгалтер закончила работу.
4. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 5. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6. Докладчик остановилась на самых основных проблемах.
5. Отметьте, форма какого рода является в данное время принятой, а какого – устаревшей.
Бакенбард – бакенбарда, желатин – желатина, кювет – кювета, банкнот – банкнота, ботфорт – ботфорта, ласт – ласта, скирд – скирда, зал – зала, ставень – ставня, жираф – жирафа, метод – метода, рельс – рельса, контральто (м.р.) – контральто (ж.р.), мозоль (м.р.) – мозоль (ж.р.), рояль (м.р.) – рояль (ж.р.), табель (м.р.) – табель (ж.р.), толь (м.р.) – толь (ж.р.), туннель (м.р.) – туннель (ж.р.).
6. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех, год, том, джемпер, офицер, рапорт, свитер.
7. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.
Корпус… (здания, войсковые соединения) – корпус… (туловища); образ… (иконы) – образ… (художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и монашеские общества); повод… (поводья) – повод… (побуждения).
8. Объясните значение следующих слов.
Пояса – поясы, пропуска – пропуски, тока – токи, тона – тоны, учителя – учители, меха – мехи, цветы – цвета, ордеры – ордера, хлебы – хлеба, счеты – счета.
9. Выберите нужное окончание в зависимости от семантики и стилистики контекста. Укажите возможные варианты.
1. Школьные учител(и/я) тоже приняли участие в праздничном концерте. 2. Собол(и/я), выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. 3. Ордер(ы/а) на квартиры в новом доме уже выдали. 4. Опытному моряку шторм(ы/а) нипочем. 5. На конференции выступили известные доктор(ы/а) наук.
10. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы, амперы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, блюдца, вафли, гектары, граммы, грузины, дяди, иглы, карты, килограммы, комментарии, кочерги, мандарины, носки, оладьи, осетрины, погоны, полотенца, помидоры, простыни, рельсы, сапоги, серьги, солдаты, сплетни, туфли, уши, чулки, чулочки, яблони, ясли.
11. Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже примеров.
Бочонок меда – бочонок меду, тарелка супа – тарелка супу, килограмм гороха – килограмм гороху, литр кваса – литр квасу, стакан морса – стакан морсу.
12. Укажите семантические отличия в данных конструкциях.
Налить воду – налить воды, выпить кефир – выпить кефира, купить масло – купить масла, насыпать муку – насыпать муки, принести сыр – принести сыра.
13. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.
14. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты, укажите вид вариантов.
Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), с (тыл), со (стол), с (холод), от (мороз).
15. От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.
Армянин, башкир, бурят, грузин, гуцул, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, румын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.
16. Составьте предложения со следующими существительными, поставив их в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.
1. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети.
2. Гвозди, гости, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.
17. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Особо отметьте варианты окончаний.
Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.
18. Допишите окончания, объясните свой выбор.
1. Весной все деревья в цвет… 2. Картина исполнена в цвет… 3. Любимое занятие – прогулки в лес… 4. Хорошие грибники разбираются в лес… 5. В “Вишневом сад…” Чехова есть очень интересные герои. 6. Находиться в цветущем сад… – одно удовольствие.
19. Укажите семантические различия предложенных вам форм, составьте с ними предложения.
Из дома – из дому, на доме – на дому.
20. Скажите, в каких случаях уместно/неуместно употребление приведенных форм.
В цехе (книжн.) – в цеху (разг., проф.); в отпуске (книжн., офиц.) – в отпуску (разг.); в грунте (книжн.) – в грунту (прост.).
21. Выберите нужную форму. Объясните выбор.
1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира “Много (шума, шуму) из ничего”. 2. С понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску). 3. Ноги увязали в глубоком (снеге, снегу). 4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней). 5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми). 6. Животным подсыпали (корму, корма). 7. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов. 8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин, апельсинов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов).
22. Среди приведенных ниже фамилий выберите те, которые никогда не склоняются, объясните причину. Назовите фамилии, которые склоняются в определенных условиях. Обоснуйте свою точку зрения.
Абава, Абрамчик, Авсиевич, Алёха, Антонщук, Аракчаа, Ария, Ашомко, Барабаш, Бауэр, Бахман, Бейлей, Беккер, Бенгель, Беркаль, Беспрозванных, Бирих, Богданович, Бойко, Бонч-Бруевич, Борбат, Борзых, Борисяк, Бохан, Бру, Будкевич, Вайнерман, Васильченко, Вебер, Ведюк, Вовк, Вигуль, Воробей, Воробович, Вульф, Газенбуш, Галак, Гарбер, Гертнер, Гобети, Гоголь, Голик, Головач, Горелик, Горенштейн, Гофланд, Граудиня, Гречко, Гречуха, Гринь, Грицай, Гузь, Гуревич, Гуртовенко, Гутман, Дагава, Дагау, Дакай, Домбаа, Даржай, Джаньян, Джафарли, Диприх, Донских, Дрозд, Дубяга, Дугер, Дьячок-Тарасов, Ержикевич, Журба, Загреб, Зарва, Заремба, Заройц, Змиюк, Калюга, Каменщик, Карпель, Катречко, Каширских, Ким, Кнопка, Ковалец, Ковальчук, Коврижных, Козик, Козырь, Кольман, Король, Короткевич, Костава, Костенко, Костюкевич, Котух, Кравчунас, Ксения, Кулинш, Ланчук, Лебеда, Ли, Лихих, Лоенко, Ляшкевич, Мазун, Майура, Макаревич, Малай, Мартынович, Марутян, Мачек, Медведь, Мельник, Миголь, Михаляк, Монгуш, Монделе, Моргун, Мороз, Мукомел, Мутиц, Муха, Наболь, Наумчик, Небрат, Немирович-Данченко, Номызрай, Оганесян, Оёгир, Ойхман, Олак, Оль, Ондар, Осурбаб, Оюн, Павловец, Павлючок, Парфианович, Патрикей, Пермяк, Петрик, Печко, Пипко, Подоляк, Присяжнюк, Превер, Пушкарчук, Радзюкевич, Ребане, Редько, Резеда, Смертенюк, Соднам, Соковец, Солим, Сонака, Соскал, Спичка, Старинец, Сулия, Сургиладзе, Ткач, Тома, Томских, Трегуб, Усс, Феликс, Федорук-Павлов, Федорус, Филь, Френдак, Хава, Ханенко, Харчук, Хасан, Хертск, Ховалыг, Цейлер, Чайчук, Черных, Чубко, Чудопал, Чук, Чургуй, Шарга, Шаталюк, Шевченко, Шиша, Шония, Шпер, Штепа, Шулуу, Ша, Щербенок, Эрбец, Эпоха, Юша, Якоби, Якубайлик, Янко, Янсон, Ярош, Ян.
23. Употребите 5 из названных выше фамилий (по вашему выбору) со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра.
24. Выберите из списка студентов вашей группы фамилии, которые не склоняются; которые склоняются, когда обозначают лиц мужского пола.
25. Используйте правильную форму собственных имен, объясните ваш выбор.
1. В детстве он охотно читал Жюля Верн… 2. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол… Сартр… 3. Сказки Ганс… Христиан… Андерсен… любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Августу Шлегел… 5. Это письмо было написано американской девочкой Самантой Смит… 6. Декларация была подписана Робертом Смит… 7. Заседание сосотоялось на кафедре у профессора Гордейчук… 8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк… 10. На концерте прозвучали произведения Майбород… 11. Эти сказки написали братья Гримм… 12. Новое произведение Генриха и Томаса Манн… было выпущено большим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт… посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон… прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робинсон… совершили путешествие на яхте около западного побережья.
26. Объясните, какие ошибки в выборе форм имен существительных допустили следователи во время допроса. Исправьте их. Обоснуйте допустимость некоторых форм в речи следователя во время допроса.
1. Скажите, кого вы знаете из ребят, своих сверстников, у кого белый вьющийся волос? 2. Так вы утверждаете, что тюль была не капроновая, а простая? 3. С какого времени вы работаете секретаршей? 4. А вот в акте указано, что у вас не хватает 20 пачек чаю, 26 пачек желатины, 17 бутылок коньячку, сахару 40 килограмм, 27 килограмм вафель. 5. Значит, последний раз вы видели преподавательницу на уроке 27 февраля? 6. Не помните, в каком ряде вы сидели? Билетик у вас не сохранился? 7. В каком дому по улице Кольцевой живет ваш знакомый? 8. Итак, о случившемся вы ничего не знаете, потому что, как вы утверждаете, были в отпуску. А вспомните, о чем рассказывала вам Свиридова в аэропорту. 9. Вы работали 18 августа в отделе готовых платий? А кто работал в тот день в отделе чулок и носок? 10. Водку покупали у цыганов? 11. Какие торта изготовлял в тот день ваш ресторан? 12. А как вы объясните обнаружение в вашем портфеле женского тапочка 37-го размера, принадлежавшего Яблонской? 13. В каких отношениях вы состояли с Беккер Юрием Аркадьевичем?
Примерный план практического занятия № 10
Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Примерный план практического занятия
Теоретическая часть
1. Полная и краткая формы имен прилагательных, их семантические, грамматические и стилистические различия. Синонимические формы кратких имен прилагательных с суффиксами –ен и –енен.
2. Формы степеней сравнения имен прилагательных.
3. Употребление имен числительных (трудности в употреблении количественных, дробных и собирательных числительных, особенности употребления счетных слов оба, обе).
Практическая часть
1. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Улица узкая – улица узка, мысль серьезная – мысль серьезна, малыш больной – малыш болен, потолок низкий – потолок низок, погода хорошая – погода хороша.
2. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведенных ниже примерах.
1. Книга полезная. Книга полезна детям.
2. Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника.
3. Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей.
4. Девушка грустная. Девушка сегодня грустна.
5. Берег крутой. Этот берег крут для спуска.
3. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните.
Белый снег – белый стих, глухой согласный – глухой человек, круглый шар – круглый сирота, тупой угол – тупой человек, короткие волны – короткие волосы.
4. В примерах, взятых из обвинительных речей В.И.Царева, употребите нужную, с вашей точки зрения, форму прилагательного. Обоснуйте свой выбор. Проверьте, совпал ли он с выбором, сделанным оратором. Подумайте, кто из вас прав.
5. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
1. Актер был (естествен, естественен) в своем поведении.
2. Старый лес (величествен, величественен).
3. Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика.
4. Вид этого юноши был (легкомыслен, легкомысленен).
5. Этот момент был для всех (торжествен, торжественен).
6. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных и употребите их в контексте.
Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий, молодой.
7. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм имен прилагательных.
1. Ученик был способный к математике. 2. Фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный – в следующем. 3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме. 6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 7. Комната низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 11. Он был горяч, полный жизни. 12. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 13. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 14. Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 15. Более быстрее развивается машиностроение. 16. Один брат шумный, другой – тих. 17. Эта книга плохее, чем та.
8. Запишите словами числительные, выбрав для этого вариант, являющийся нормой литературной речи.
1. В начале 1958 года тяжело заболел гр-н Уткин, 49 лет (В.Г.Даев). 2. Кассовая книга свидетельствует о том, что в 1959 году ею было получено по иногородним “поставкам” более 3800 рублей (В.Г.Даев). 3. Весьма наглядным примером является эпизод с присвоением 2770 рублей (М.Б.Черняк). 4. Это касается не только хищения 5698 рублей, но и злоупотребления служебным положением (М.Б.Черняк). 5. Кузьмин совершил хищение 23 074 рублей вместе с другими (М.Б.Черных) 6. Артель получила 144,3 тыс. рублей (В.Д.Гольдинер). 7. Димова обвиняют в хищении ящика фотоэкспонометров в количестве 80 штук (О.С. Перцов). 8. В ящике находились 4 пачки экспонометров по 20 штук в каждой. Сумма похищенного с участием Димова не превышает 1920 рублей. Известно, что в свою пользу он обратил из них не более 250 – 300 рублей. Поскольку сумма похищенного менее 2500 рублей, хищение не является крупным (О.С.Перцов). 9. Был просчет по кассе, не хватило 1200 рублей (Я.С.Киселев). 10. Суд установил, что этот забор имеет высоту около 1 м 70 см (В.В.Шапочников). 11. При всей своей прозорливости Мясник не только в 100, но и в 10 м ничего видеть не мог (А.С.Экмекчи). 12. Мальчик оказался сбитым в 95 см от края дороги (И.З.Фурер). 13. Стоимость убитых лосей определяется суммой 1500 рублей (В.И.Царев). 14. Порсенкова убежала и спасла кооперативные деньги в сумме 435 рублей. Белов, Никитин, Рябинкин и Бондин причинили своими действиями крупный ущерб государству в сумме 8393 рубля. Подсудимые переполучили авансов в счет зарплаты в сумме 4112 рублей 30 копеек. Невозмещенный ущерб от злоупотреблений равен 1179 руб. (В.И.Царев).
9. Докажите уместность (неуместность) употребления форм числительных в речах судебных ораторов.
1. Были, правда, по краям поля трое ворот (О.С.Перцов). 2. Анна Романовна Кривошеева – мать пятерых малолетних детей (В.И.Царев). 3. Совершили уголовные преступления трое учащихся. Все трое подсудимых признали свою вину. У Юриной четверо несовершеннолетних детей. Трое из них учатся (В.И.Царев). 4. В школе дети учились очень плохо, по несколько лет сидели в одном классе (М.Ф.Хаткевич). 5. При осмотре места убийства установлено, что обе туфли находились вблизи трупа (В.И.Царев). 6. Он остался вдовцом сорок семи лет. 7. Подсудимый Петров показал, что двенадцатое сентября одна тысяча девятьсот восемьдесят девятого года, около двадцать часов он встретил своего бывшего товарища по камере.
10. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.
(Две, обе) девочки, (пять, пятеро) суток, (три, трое) ножниц, (семь, семеро) мальчиков, (десять, десятеро) носков, (пять, пятеро) перчаток.
11. Употребите счетные слова оба – обе с существительными. Просклоняйте выделенные сочетания.
В … случаях, с … судьями, с … подругами, об … друзьях, в … комнатах, от … женщин, на … приговорах, у … домов, от … домов, к … шторам, под … договорами, на … страницах, в … газетах, в … журналах, об … санкциях, в … словарях, с … книгами, на … столах, в … библиотеках, к … подписям, у … студентов, с … студентками, к … свидетелям.
Ответы к заданию 4: а) таково, б) странный, в) не случайны, г) опасен, д) жива, е) не безупречным, ж) вменяемым, з) ошибочны, и) серьезные.
Примерный план практического занятия № 11
Тема:УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
Теоретическая часть
1. Трудности в употреблении личных местоимений.
2. Употребление возвратных и притяжательных местоимений.
3. Употребление определительных местоимений всякий, каждый, любой.
Практическая часть
1. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужную форму.
У (он, я, они, она), навстречу (я, он, она, они), выше (он, она, я), благодаря (он, она, они, мы, вы), за (он, она, ты, я), к (он, она, они, мы), из-за (он, она, они, вы, мы), вслед за (он, она, они, вы).
2. В каких примерах необходимо местоимение себя и почему; где оно допустимо и где лучше убрать его и почему?
1. Один из братьев полностью признает себя виновным. 2. Но совершенно иначе В.Кондаков ведет себя вне кабинета. 3. Здесь, на суде, Кондраков заявил, что он хотел спасти брата Николая, как он выразился, “взять убийство на себя”. 4. При освобождении из лагеря и выписке из больницы Кондраков Виктор денег и ценностей при себе не имел. 5. Мантулин назвал себя местным жителем… 6. Дерзкая расправа повлекла за собой крайнюю степень нервного потрясения. 7. Старые дикие обычаи дают себя знать и теперь. (В.И.Царев.) 8. Кузин не нашел в себе сил воспротивиться приманке Деминой. 9. Демина незаконно начисляла себе зарплату. (М.Б.Черняк.) 10. Как она дала себя вовлечь? Почему не устояла? 11. Нет, Лесина сама себя не оправдывает; потеряв себя, Лесина год соврешала то, что было ей органически чуждо. 12. Но попытаемся представить себе, что реально значат эти три года для Лесиной. 13. Лишение свободы страшно для Лесиной не столько само по себе, сколько ломкой жизни. (Я.С.Киселев.) 14. Все, что исходит от Демидовых, носит на себе печать недоброжелательности. (А.И.Рожанский.) 15. Так и только так хотели мы представить себе эту картину встречи. 16. Он почти не разрешает себе развлечений. (Г.М.Шафир.) 17. Этим мальчиком, сочетавшим в себе душевную чуткость, высокое сознание долга. вправе гордиться не только вырастившие его родители, но и общество (В.Л.Россельс.)
3. Проверьте, во всех ли примерах уместно употребление местоимения свой, определите, где следует убрать его или заменить.
1. Для Лещук это своего рода реклама (В.Г.Даев). 2. Эти дети свое трусливое нападение из-за угла на товарища расценивали как выполнение долга дружбы по отношению к Багрову (В.Л.Россельс). 3. Одно я хотел бы подчеркнуть: у Н.Кондракова своя голова на плечах. 4. Он в свои 20 лет не получил даже начального образования. 5. Участники хулиганских баталий в своем большинстве – несовершеннолетние. 6. Я считаю своим долгом сказать Савельеву, Крючкову и Данилову: не забывайте гуманное отношение народного суда. 7. Маяковский в своем стихотворении “Взяточники” гневно обрушился против носителей этого зла. 8. Правильно в свое время заметил Фонвизин: “Люди и скоты, составляющие род животных, имеют между собой ту разницу, что скот человеком сделаться не может, но человек иногда добровольно становится скотом”. 9. Не дождалась Таня своего выпускного вечера. 10. Из заключения следует, что дерматиновые сапоги по своему размеру вполне подходят для В.Кондакова. (В.И.Царев.) 11. Она не несет ответственности за дачу ложных показаний с целью смягчения своей вины (М.Б. Черняк). 12. Сухумская артель не понесла в свою очередь никакого ущерба (В.Д.Гольдинер). 13. Известно, что в свою пользу он обратил из них не более 250 – 300 рублей (О.С.Перцов). 14. В своей речи товарищ прокурор был точен, беспристрастен и сдержан (Я.С.Киселев). 15. Вирич схватил за волосы свою мать. 16. Свидетель изменил свои показания. 17. И в том и в другом случае люди руководствуются велением своего сердца. (М.М.Тетельбаум.) 18. Завтра суд скажет свое решающее слово. 19. Я прошу об оправдании своего подзащитного. (М.У.Гуляева.) 20. Это и наложило свой отпечаток на показания Сидоровой (Ю.И.Лурья).
4. В каждом примере вместо точек вставьте одно из местоимений: всякий, каждый, любой. Обоснуйте свой выбор.
1. У нас в Ленинграде … гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора и его ассистентов по … специальности, не говря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой неотложной помощи, выезжающих в … время суток по первому сигналу (А.И.Кулешова). 2. Известно, что … случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания трудового коллектива. 3. Как и в (во) … деле, здесь нужны порядок и дисциплина. 4. Не … эгоист может стать разбойником. 5. … знает, сколько положено получить в качестве аванса. 6. Наверное, … житель Запрудья толком даже не ответит на вопрос о религиозном смысле “девятой недели от Пасхи”, но … знает, что этот престольный праздник в старину отмечался. (В.И.Царев.) 7. Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и … из них рассматривается как независимое друг от друга преступление (В.Г.Даев).8. Можно отписаться от … претензии, отмахнуться от … иска (О.С.Перцов). 9. … из нас когда-то был наивным в этих вопросах (В.И.Шингарев).
5. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении местоимений.
1. Сзади его шла нагруженная телега. 2. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 3. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 4. Больной попросил сестру налить себе воды. 5. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 6. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид. 7. Мальчик с его собакой возвратился домой. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Ответы к заданию 4: 1) каждому, по любой, в любое; 2) каждый; 3) во всяком; 4) всякий; 5) каждый; 6) любой, каждый; 7) каждое; 8) от любой, от любого; 9) каждый.
Примерный план практического занятия № 12
Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА
Теоретическая часть
1. Употребление форм наклонений.
2. Употребление форм времени.
3. Употребление форм лица глаголов.
4. Трудности употребления некоторых форм глагола.
6. Формы деепричастий.
Практическая часть
1. Охарактеризуйте употребление категории наклонения глаголов в приведенных предложениях.
1. Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль (Паустовский) 2. Пошли домой, молодой человек. Утро вечера мудренее, утверждают старые люди (Астафьев) 3. Мать мало говорила со мной, все только приказывала: сходи, подай, принеси (Гайдар) 4. Знай я ремесло – жил бы в городе (Горький) 5. И так это сладко и понятно, и ехала бы и ехала, и никуда приезжать не надо (Кетлинская) 6. Дедушка, ты бы поспал, отдохнул, – участливо предложил Илька старику (Астафьев)
2. Охарактеризуйте употребление категории времени глаголов в предложениях.
1. Вот стороной дороги бегут две потные, косматые лошади в хомутах (Л.Толстой) 2. Раньше, бывало, ходишь целый день по улицам – и ни одного знакомого не встретишь (Гайдар) 3. Будет все по-прежнему, будет садиться солнце, будут зори в рабочую пору, а я ничего этого не увижу, да не только не увижу – меня совсем не будет (Бунин) 4. Как вскочит мой Василий Васильич! Словно обожженный (Тургенев) 5. Иван Иваныч Мизинчиков тебе будет троюродный брат, кажется… (Достоевский) 6. Шли дожди, протекали жаркие июньские дни, зацветали цветы, наступали веселые сенокосы (Бунин) 7. Ишь ты, еще пугать выдумал! Так ему Миша и уступит! (А.Островский) 8. –Возьмешь меня? – Так и отпустила тебя Катерина Петровна! (Астафьев)
3. Охарактеризуйте употребление форм лица в примерах.
1. За один раз дерево не срубишь (Посл.) 2. По заслугам молодца жалуют (Посл.) 3. Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим (Пушкин) 4. В город едешь, молодец? – спросил Салакин, подходя к угольщику (Горький) 5. Что вы это говорите, Владимир Николаич! (Тургенев) 6. “Вам, может быть, нужно с братцем поговорить? – нерешительно спросила она. – Они в должности, раньше пяти часов не приходят” (Гончаров)
4. Проспрягайте глаголы (1, 2, 3-е лицо ед. и мн. числа): убедить, победить, струиться, ржаветь, дудеть, увенчаться, тяготеть. Объясните причину отсутствия некоторых форм.
5. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие: капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.
6. Образуйте формы повелительного наклонения от глаголов очистить, выразить, выгородить, лечь, бежать, выдвинуть, закончить, приехать, промолвить, предложить, исполнить, увидеть, выдержать, оклеветать.
7. Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.
1. Вылезти – вылезть, нести – несть, цвести – цвесть, плести – плесть, грести – гресть, везти – везть, вести – весть.
2. Сох – сохнул, мок – мокнул, вис – виснул, пах – пахнул, сверг – свергнул, воздвиг – воздвигнул, гас – гаснул, зачах – зачахнул, исчез – исчезнул, закис – закиснул.
3. Выброси – выбрось, выйди – выдь, выгляни – выглянь, уведоми – уведомь, вылези – вылезь, поезжай – съезди, едь, ляг – ляж.
4. Мокший – мокнувший, сохший – сохнувший, мерзший – мерзнувший, гасший – гаснувший.
5. Дав – давши, написав – написавши, купив – купивши, пропев – пропевши, подумав – подумавши, напомнив – напомнивши.
6. Припевая – припеваючи, глядя – глядючи, зная – знаючи, поджидая – поджидаючи, умея – умеючи.
8. Проспрягайте глагол хотеть.
9. Образуйте все возможные формы от глаголов класть, положить.
10. Какой из глаголов пары стелить – стлать является нормой литературной речи, какой имеет разговорную окраску? В соответствии с нормами литературного языка образуйте от него все личные формы.
11. Запишите и произнесите глаголы в соответствии с нормами литературного языка.
Упр…чивать, удост…ивать, проср…чивать, огор…шивать, обезб…ливать, подзад…ривать, пришп…ривать, сосредот…чивать, обескр…вливать, удв…ивать, подыт…живать, узак…нивать, усв…ивать, успок…иваться, усл…вливаться, обусл…вливать, уполном…чивать, приур…чивать.
12. Исправьте предложения, объясните ошибки.