актер чапаева в фильме
Сергей Стрельников
Биография
Сергей Стрельников — украинский актер театра и кино, прославившийся исполнением роли Василия Чапаева в биографической картине «Страсти по Чапаю». Сегодня он востребован не только в Украине, но и в России. Его фильмография включает главные роли в топовых проектах.
Детство и юность
Сергей родился 13 ноября 1979 года, по знаку зодиака Скорпион. Место рождения — поселок Дмитриевка, Тамбовская область. Отец был родом из-под Калуги, мать — из Западной Украины. Познакомились они во время учебы в медицинском институте. Родители воспитывали еще двоих детей — брата и сестру Сережи.
Когда мальчику было 2 года, отцу предложили должность врача-психиатра в Киевской области, и семья перебралась в поселок Ставище, затем в соседнее село Журавлиха. После Чернобыльской катастрофы Стрельниковы снова поменяли прописку и переехали в Ровенскую область.
В юности Сергей планировал пойти по стопам отца, но химия давалась с трудом, поэтому старшеклассник оставил эту затею. Окончив школу в 1996 году, Стрельников поехал в столицу Украины и поступил в Киевское областное училище культуры и искусств, где учился на факультете режиссуры массовых постановок. После этого молодой человек стал студентом Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого.
Первым театром начинающего актера стал киевский ТЮЗ, а затем Стрельников вошел в труппу молодежного театра «Ателье-16», где сыграл в спектаклях «В ожидании Годо», «Тот, кто с неба упал», «Трехгрошовая опера». В постановке режиссера Игоря Талалаевского «Казанова», в основу которой легли пьесы Марины Цветаевой «Приключение» и «Феникс», у Сергея Стрельникова была главная роль, чему поспособствовали мужественная внешность и высокий рост (180 см).
Фильмы
Сниматься в кино Сергей Стрельников начал еще в молодости, будучи студентом. Правда, первые роли в известных многосерийных фильмах «День рождения буржуя – 2», «Бедная Настя», «Диверсант» и «Европейский конвой» нельзя назвать значимыми. Более заметным актер оказался в сериале о буднях милиции «Возвращение Мухтара», в который артист возвращался в каждом сезоне, причем в разных ролях. А первый успех Сергею принес образ Николая Каменева в мелодраме «Ангел-хранитель».
Из последующих работ выделялись мелодрама «Жажда экстрима», триллер израильского производства «Долг», военная картина «Третьего не дано», семейная сага «Вера, Надежда, Любовь», остросюжетный сериал «Дело было на Кубани». Снимался Стрельников и во французском фильме «Земля забвения».
Звездной работой для творческой биографии Сергея оказалась роль Василия Ивановича Чапаева в драме о герое Гражданской войны «Страсти по Чапаю», благодаря которой артист стал лауреатом престижной ежегодной кинопремии «Телетриумф». К работе над ролью он готовился основательно — учился верховой езде, владению шашкой, а также изучал литературу о Чапаеве. За время знакомства с образом Стрельников проникся симпатией к своему персонажу, что и помогло правдиво и небанально воссоздать образ на экране. Для внешнего сходства ежедневно актеру приходилось приклеивать усы, что к концу съемочного периода привело к сильнейшему раздражению. Не обошлось и без курьезов. Например, откровенные сцены, в которых участвовали Сергей Стрельников и Ольга Павловец, исполнительница роли Анны Стешенко, актеру порой приходилось отыгрывать без партнерши, что повеселило съемочную группу.
Сергей Стрельников в сериале «Екатерина»
После этой картины артист был замечен не только зрителями, но и стал востребован у режиссеров, которые начали предлагать главные роли в новых проектах. За последующие годы фильмография Стрельникова пополнилась десятками кинофильмов и сериалов. Следом за исторической драмой последовала роль в экранизации «Куприн» с Михаилом Пореченковым в главной роли. Сергей сыграл Сеньку в первом фильме «Яма». В криминальном сериале «Ловушка» он воплотил на экране образ отрицательного героя по кличке Атом, помощника мафиози Валуева (Анатолий Хостикоев). В чисто мужской истории о разделении власти между преступными группировками партнерами Стрельникова по площадке стали Сергей Газаров, Игорь Ботвин, Иван Оганесян, Максим Дрозд.
Роль молодого Григория Орлова досталась Сергею в сериале 2014 года выпуска «Екатерина». Он убедительно исполнил роль храброго офицера, возлюбленного молодой Екатерины (Марина Александрова). Параллельно с историческим проектом актер снялся в сериале для телеканала СТС — мистическом детективе «Луна», где сыграл героя Романа Соколова.
На счету знаменитости работы в фильмах «Скорая помощь», «Пацики». С участием артиста в 2015 году вышла мелодрама «Трюкач», где он предстал в главной роли. В фильме речь идет о жизни каскадеров, сотрудников киностудии «Мосфильм». По работе молодым парням приходится выполнять немыслимые трюки, а романтика профессии предполагает романы с первыми красавицами кинематографа. В актерский ансамбль вошли Леонид Бичевин, Марина Коняшкина, Юлия Галкина, Виктор Добронравов.
Затем последовала работа в Киеве над ролью милиционера по фамилии Дикий (бывшего участника АТО, а ныне стража порядка) в криминальном сериале «Владимирская, 15».
Сергей Стрельников не гонится за количеством ролей, а выбирает только интересные для себя проекты. В 2016 году актер появился в мелодраме «Чудо по расписанию». Его герой, преуспевающий юрист Андрей, накануне свадьбы знакомится с молодой девушкой Вероникой (Екатерина Молчанова), получившей увечья после ДТП. Между молодыми людьми возникает взаимное чувство, меняющее жизнь обоих.
В 2018 году вышел детектив «13 автобус», в котором артист предстал в образе полицейского. В совместном российско-украинском проекте «Операция “Мухаббат”» о судьбе влюбленных, в жизнь которых вторглись события афганской войны, актер сыграл главную роль.
История создания фильма «Чапаев» часть первая
Триумф советской кинематографии
(О кинокартине «Чапаев»)
Фильм «Чапаев» снимался почти исключительно на Волге, в лагерях Калининской стрелковой дивизии.
Действие в картине протекает в Заволжских и Уральских степях. Климат там сухой, осадков выпадает крайне мало. Но 1933 год, когда производилась с’емка, выдался очень дождливый. Лето было хмурое, и туманное, солнце выглядывало очень редко и то не надолго.
Между тем, когда погиб Чапаев, стояло, выражаясь по-народному, «бабье лето». Было сухо и жарко. С Каспийского моря налетали сильные порывы ветра, было так пыльно и душно, что не было возможности дышать.
Когда чапаевские войска прорывались из белого казачьего кольца, то от взрывов снарядов, под влиянием все усиливающегося ветра выгорели казачьи станицы на громадном пространстве. Во время этого небывалого пожарища в богатейшем краю Урала погибли огромные богатства, накопленные многими поколениями.
Все это должно было создать известный фон для картины в смысле климатических условий. Лето 1933 г., как мы уже говорили, стояло дождливое. Это создавало большие трудности для с’емки картины.
Вторая трудность — это участие в с’емке более тысячи курсантов и сотни лошадей с повозками, что конечно мешало нормальной учебе дивизии, тем более что из-за дождя, неоднократно приходилось откладывать с’емку. Но недовольно было только командование дивизии, курсанты же полковых школ и снайперы с огромным удовольствием шли к «акробатам», так они называли кинооператоров. Их старания дали замечательный по своей силе «бой капелевцев» и так называемую «психологическую атаку».
И все же, несмотря на огромную работу, проделанную начиная от бр. Васильевых и кончая курсантами, закончить съемку в 1933 г. так и не пришлось. Лето 1934 г. наоборот было сухое, изобиловавшее ясными днями, небо было безоблачное, что сильно помогло закончить с’емку картины.
Только комдив продолжал ворчать, что отрывают бойцов от учебы. Но в середине лета, когда были показаны отдельные кадры из «Чапаева», ее отдельные куски из фильма «схватили за нутро» каждого смотрящего и ошеломляли своей реальностью и художественностью, то всякие жалобы и претензии по адресу настойчивых кинооператоров прекратились.
Фильм «Чапаев» был закончен. Этот «великан» является детищем не только бр. Васильевых и артистов, но и частей Калининской стрелковой дивизии и в частности курсантов полковых школ и снайперов.
Зарождение фильма «Чапаев» вызвано тем обстоятельством, что на протяжении ряда лет уже идет постановка «Чапаева» на сцене Московского драматического театра, которая не удовлетворяла не только всех чапаевцев, но и самих авторов.
В 1932 г. А. Н. Фурманова и начальник исторического отдела ЦДКА т. Трофимов написали сценарий для кино, исключительно по известной книге покойного Д. А. Фурманова, бывшего военкома 25 дивизии, командиром которой в то время был В. И. Чапаев.
Известная повесть Фурманова «Чапаев» написана покойным Д. А. Фурмановым на основании его пребывания в Чапаевской дивизии в 1919 г. на протяжении всего лишь 5 месяцев. Это то время, когда Чапаевская дивизия действовала против белых полчищ адмирала Колчака. Поэтому как и в этой книге, так и в разработанном сценарии тт. Трофимова и Фурмановой не был освещен красногвардейский период (1918 г.) тяжелейшей борьбы с уральским контрреволюционным казачеством, например первые походы на Уральск — станицу казачества, восстания кулачества Заволжья, бои с чехо-словаками и пр.
Когда зачитывался сценарий, товарищи, принимавшие участие в ого обсуждении, указали на все недостатка сценария и посоветовали режиссерам бр. Васильевым его переработать, предварительно переговорив с рядом живых свидетелей и участников этой эпопеи, между прочим с членами Чапаевского землячества в Москве и Ленинграде.
Режиссеры Васильевы добросовестно выполнили эти указания. Они беседовали со многими чапаевцами, в том числе и с живыми свидетелями гибели Чапаева, которые по воле судьбы остались жить, например с начальником снабжения 1 бригады Чапаевской дивизии т. Белобородовым. По его рассказам и начинается первая картина фильма.
На полотне изображен разгром чехо-словаками полка Стеньки Разина под селом Гусихой на р. Иргиз 1 сентября 1918 г. Вторая картина, в которой Чапаев поучает командира 1 бригады Еланя, где должен находиться командир в различные фазы боя, написана на основании моего рассказа.
Режиссеры Васильевы на протяжении 1933 и 1934 гг. проявили много упорства; своими расспросами они буквально мучили тех чапаевцев, которые знали лично интимную жизнь покойного Чапаева. Они ездили в Саратов, Уральск и Лбищенск, опрашивали на местах не только чапаевцев, но и тех белых казаков, которые по своей несознательности вели вооруженную борьбу против советской власти. Ими прекрасно было изучено место гибели В. И. Чапаева.
Режиссеры Васильевы проявили смелость и настойчивость, исключительно присущие работникам кино. Десятки раз они специально приезжали, из Ленинграда в Москву, чтобы побеседовать на темы, как Чапаев сердится, как ругается, какой у него был выговор: на «о» или на «а», как он картавил, какие буквы не выговаривал, пил ли он водку, курил ли.
Первое время я им рассказывал с удовольствием, а потом все это надоело и я не раз залпом отвечал, что Чапаев картавил, не выговаривал букв «л» и «ф», не пил и не курил, но был, мол, увлекающейся и вспыльчивой натурой. Меня больше всего бесило, когда Васильевы упрашивали меня точно воспроизводить ругань Чапаева, похожую на его голос и интонацию.
Ведь по правде сказать, тогда, в 1918—1919 гг., мы за своим начальством не наблюдали да и не могли думать тогда, что В. И. Чапаеву будет воздвигнут в Самаре бронзовый памятник 14 м высотой. Разве мы тогда знали, что мы — герои и делаем величайшее дело, заслуживающее бронзы, различных книг, театров и пр.?
Режиссерам Васильевым удалось талантливо, правдиво, реально и красочно не только написать сценарий «Чапаев», но и показать его на экране.
Мы об’ясняем их успех исключительно тем, что они не выдумывали в тиши кабинета кадры и картины, а изучали подлинные материалы. Они опросили сотни чапаевцев как в Москве, так и в Ленинграде, живых свидетелей и участников боев с уральским белым казачеством, чехо-словаками, с белой армией самарской учредилки, армией адмирала Колчака и белополяками; опрашивали чапаевцев на местах, приезжая специально для этого в Саратов, Уральск и Лбищенск; они опрашивала очевидцев гибели В. И. Чапаева, а также оставшихся в живых бывших белых казаков.
Бр. Васильевы не только детально изучили общий ход боевых событий, хронологию и картину боев — они детально изучили интимную жизнь покойного В. И. Чапаева по разным источникам.
Они точно знали образ Чапаева, его манеру держаться, жесты, привычки. Они изучили его выговор. Благодаря этому они смогли точно инструктировать талантливого актера Бабочкина, а последний умело и исторически правдиво передал не только образ Чапаева в целом, но и поразительное внешнее сходство с Чапаевым, буквально до деталей, начинал от манеры держаться, выговора, интонации голоса и т. д.
В общем бр. Васильевы своей упорной, кропотливой работой и талантливой, бесподобной игрой артиста Бабочкина воскресили в памяти стариков, знавших лично В. И. Чапаева, и возродили в мозгу нашей молодежи и подрастающего поколения героя Чапаева.
Бр. Васильевы весьма умело и правдиво преподнесли зрителю батальные кадры «Чапаева». К примеру сказать, известная «психологическая атака» 25 Чапаевской дивизией капелевцев под г. Уфой — не выдумка, а быль. Этот эпизод происходил в трехдневном бою семи стрелковых полков 25 Чапаевской дивизии на р. Белой, в районе Красный Яр и деревни Турбаслы.
Корпус Капеля и офицерские ударные части Колчака 7 и 8 июня 1919 г. ходили в атаку и штыковой бой ротными и вводными колоннами против редких цепей красных чапаевских полков. За 3 дня на стороне белых было убито до 3 000 бойцов, из состава полков Чапаевской дивизии убыло до 2 000 бойцов; были ранены М. В. Фрунзе, начальник Политуправления фронта Тронин и сам В. И. Чапаев.
7 и 8 июня офицерские и юнкерские части не раз опрокидывали своими колоннами красные чапаевские цепи. Неоднократно белые части заставляли наши полки в панике откатываться к р. Белой. За эти двое суток чапаевцам удалось продвинуться лишь на 3—5 км от реки, но 9 июня 1919 г., когда чапаевские полки переправили на правый берег р. Белой до 30 орудий и до 200 пулеметов и в резерв была подтянута бригада т. Сангурского 31 Туркестанской дивизии в 5 км от линии огня, то обстановка резко изменилась для красных в лучшую сторону. Когда белые применили 9 июня атаку чапаевских цепей своими офицерскими колоннами, то они были сметены пулеметным и артиллерийским огнем чапаевцев.
Я как сейчас вижу движение белых колонн по огромному полю высокой ржи. Это было около 5 часов утра 9 июня, а к 8 часам, т. е. через 3 часа, это поле высокой ржи было скошено пулеметным огнем чапаевцев и на каждой квадратной сажени лежали трупы белых юнкеров и офицеров, щеголевато одетых в черные суконные френчи с Георгиевскими крестами и прочей былой мишурой… В результате армия генерала Ханжина в панике отошла за Уральский хребет, чапаевцы же заняли г. Уфу.
На полотне этот бой изображён весьма реально, без всякой театральности. Верно переданные психологические переживания бойцов удались, как мне кажется, не только потому, что бр. Васильевы обладают большой эрудицией, но вероятно еще и потому, что оба брата — участники гражданской войны, которым лично не раз приходилось смотреть в глаза смерти и переживать нервозность и напряженность боя.
Безусловно режиссерами Васильевыми были подобраны талантливые артисты, игра, энергия и старания которых создали фильм «Чапаев». Артист Бабочкин сыграл роль свою бесподобно и запечатлел образ Чапаева навеки.
Артист Блинов очень талантливо передал вообще образ идеального комиссара гражданской войны — Д. А. Фурманова. Артисты Кмит и Шкурат прекрасно исполняли роли ординарцев Чапаева и Бородина. Ординарец гражданской войны не только подает смиренно чай и стелит чистую постель своему командиру, он прежде всего предан власти, за которую он борется. Из этого у него и возникает личная любовь и привязанность к своему начальнику. Ординарец — умный, развитый, храбрый боец, он — лучший боец части.
Режиссеры Васильевы это тонко поняли, а артисты талантливо сыграли роли ординарцев в «Чапаеве».
Артист Чирков дал идеальный образ середняка-крестьянина. Среднее крестьянство в то время принципиально стояло за победу Красной армии над адмиралом Колчаком. Но ему претили, как вообще всем труженикам, безобразия и мародерства отдельных шкурнически настроенных бойцов любимой ими Красной армии.
В игре артиста Чиркова, в мимике и в блеске его глаз, в движениях рук и головы весьма ярко выражена любовь крестьян к Красной армии и недовольство отдельными безобразиями, хотя в его лице и находила выражение старая пословица: «где лес рубят, там и щепки летят».
Нельзя обойти молчанием игру артистки Мясниковой. Она своей талантливой игрой воскресила весь героизм, проявленный в боях гражданской войны не только женщинами-чапаевцами, но и вообще всеми женщинами, участницами боев.
Ее работа на пулемете при отражении атаки капелевцев — не что иное, как шедевр боевого напряжения и выдержки. Этот момент у многих девушек-комсомолок, работниц и колхозниц нашей страны вызывает восхищение революцией и зависть Анке. Каждая женщина ставит себя на место Анки и думает, что и любая из них поступила бы так же, как и Анка.
Передать столь правдиво психологию бойца в бою могут только неподдельный талант и мастерство артистки Мясниковой.
При создании кинофильма «Чапаев» была проявлена большая любовь, энергия и забота по материальному обеспечению со стороны дирекции Ленинградской кинофабрики в лице тт. Шостака, Шнейдермана и т. Ионисяна, что помогло бр. Васильевым создать столь блестящий и сильный фильм, как «Чапаев».
Подкупает историческая точность в картине — люди, места боев, сроки события
В конце августа Чапаев произвел кустарную мобилизацию в пяти волостях: Ивановской, Ивантеевской, Товалжанской, Порубеженской и Яблоновской Пугачевского уезда. Было призвано десять возрастов по принципу соблюдения классовых интересов: 25% бедняков, 25% середняков и 50% кулаков.
Из этой пропорции видно, что кулаков значительно было больше, чем бедняков. Этим Чапаев хотел переложить тяжесть боев гражданской войны на кулачество. Некоторые явились в: части лишь под угрозой обстрела артиллерией тех сел и деревень, которые не выполнят приказа Чапаева. Поэтому в каждом полку Чапаевской бригады было до 3 000 бойцов.
В 1918 г. политработа велась только митинговым способом и то лишь в тех крайних случаях, когда начинали ходить злостные слухи о поражении на каком-либо участке фронта, о падении советской власти в Москве и Ленинграде и т. д.
Партячеек в ротах организовано не было, поэтому мобилизационным силам кулачества представлялась если и не полная возможность враждебной агитации, то они всегда могли договориться об измене революции. Между прочим кулацкая часть молодежи отлично разбиралась политически, ибо она умственно и в культурном отношении достаточно была развита. Она точно себе представляла, за что борется Красная армия. Среди них было много эсеров, которые нелегально поддерживали связь с Самарой, где в то время царствовала «Учредилка». Через посредство ее мобилизованное кулачество имело связь с чехо-словацкими отрядами капитана Чечика.
Вот почему в ночь на 1 сентября 1918 г. главные силы чехов атаковали в селе Гусихи 2 Стеньки Разина полк. В то время полки бригады Чапаева были разбросаны друг от друга на 20—30 км и оказать быструю помощь друг другу физически были не в силах. Самого В. И. Чапаева при бригаде не было, он как раз выехал в район Семенихи в Пензенские и Балашовские полки, которые под давлением уральских казаков спешно отходили к г. Пугачеву на политическую и экономическую базу Чапаевской дивизии. Мы в то время страшно опасались, что казаки смогут конными налетами с тыла захватить город. В общем Чапаеву в этой бригаде нужно было навести порядок.
На рассвете 1 сентября чехо-словацкие отряды капитана Чечика внезапно атаковали Стеньки Разина полк, который разведку организовал плохо. Внезапность, темнота, стрельба внутри села Гусихи — стреляли кулаки по своим красным командирам — все это не дало возможности развернуться бою как следует и командиры взводов, батальонов и рот были или перебиты или же ранены. Тогда командир полка лично повел в атаку свой последний резерв — пешую разведку, которая комплектовалась исключительно из старых добровольцев-красногвардейцев, с целью выбить прорвавшиеся части чехо-словаков из села Гусихи. За пешей разведкой втянулось в атаку до двух рот 1 батальона Михайлова.
В результате чехи залегли и открыли ураганный огонь из большого количества ручных пулеметов; передовые бойцы обеих борющихся сторон приняли штыковой бой, но в это время был тяжело ранен командир Стеньки Разина полка. Это обстоятельство весьма сильно подействовало на успешно идущих в штыки пеших разведчиков красных. Получилось замешательство, которое через несколько минут превратилось в панику. Так как восстановить порядок было некому, ибо весь начсостав полка был перебит, то отход разницей был возможен лишь по единственному пловучему мосту через р. Иргиз. Масса красных бойцов устремилась в этом направлении, но отходящая па галопе шестиорудийная батарея разинцев проломила мост. Пролетели только 2 орудия, остальные утонули в реке.
Чехи с пленными кулаками отошли к Ивановке. Тогда Чапаев заставил вытаскивать орудия, пулеметы и винтовка из р. Иргиз. Этот так верно показанный эпизод — не выдумка режиссеров Васильевых, а настоящий исторический факт.
Вторая картина — это поучение Чапаевым командира 1 бригады Еланя. Чапаев говорит, где должен находиться командир в различные фазы боя. Случай этот был со мной лично, после первого моего ранения. Философия Чапаева была вызвана не только одним моим ранением, а массовым выбытием из строя всех звеньев начсостава в конце августа и начале сентября 1918 г. Тогда были убиты 3 командира полка и ранены командиры полков Михалев, Плясунов, Чуркин и др. Как теперь, так и тогда было известно, что без хозяина, т. е. командира, часть — сирота: без командира в полку редко бывает порядок, в особенности на войне и в частности в бою. Чапаев тогда ярче всех нас это представлял. Он был главный хозяин и начальник, поэтому с этого времени он начал жестоко наказывать и ругать тех командиров, которые очень часто получали в бою ранения, но отнюдь это не значит, что Чапаев уважал осторожность, граничащую с трусостью. Как правило, если командир не был ни разу ранен, он не представлял его к ордену «Красного знамени», хотя бы данный командир и не раз выигрывал бои у белых. Конечно, если бой оканчивался полным разгромом белых, где брались сотни пленных, десятки пулеметов и несколько орудий, то командир и без ранения был в фаворе у Чапаева и получал вне очереди продвижение по службе и орден «Красного знамени».
Содержание фильма «Чапаев». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Военная биографическая драма режиссеров Георгия Васильева и Сергея Васильева по повести Дмитрия Фурманова о легендарном советском начдиве времен Гражданской войны Василии Ивановиче Чапаеве.
Фильмом «Чапаев» открылся первый советский кинофестиваль в Москве в 1935 году.
И.В. Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его больше 30 раз между 1934 и 1936 годами.
5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма.
Сюжет фильма «Чапаев»
Чапаев и его бойцы отбивают у чехов мост, ведущий на хутор. На мосту к начдиву Чапаеву подходит комиссар Фурманов, подошедшим с ткачами-добровольцами среди которых была и Анка. На хуторе командиры в соответствии с приказом Фрунзе разрабатывают план наступления на станицу Аламихинскую. В занятой станице Чапаев объясняет на картофелинах своему заместителю комбригу Еланю, раненому в руку, о действиях командира во время боя. В это время ординарец Чапаева Петька обучает Анку пулемету и пристает к ней.
Полковник Бороздин и белый поручик обсуждают в вагоне поезда опасность личности Чапаева («бывшего фельдфебеля») и превратности времени. Двое приходят жаловаться комиссару на Чапаева, который требует экзаменовать коновала на должность доктора и выдать соответствующий документ. Комиссар объясняет Чапаеву, что «интеллигенция» права и выдать документ они не могут. Петрович приходит к полковнику с просьбой отменить расстрел брату-перебежчику, Бороздин меняет наказание.
Фурманов арестовывает комвзвода Жихарева за грабежи, устроенные его бойцами, и требует вернуть награбленное. Приходит Чапаев и спорит с комиссаром о том, кто является начальником дивизии и должен отдавать приказы об аресте. Приказ, отданный Фурмановым от лица Чапаева, исполняется, и награбленное возвращают крестьянам, которые приходят поблагодарить начальника дивизии. Чапаев собирает митинг, на котором предупреждает бойцов, что за грабежи будет расстреливать самостоятельно.
Петька экзаменует Анку на сбор-разбор пулемета. Между персонажами возникают чувства. Петька уходит к белым за «языком». На реке он встречает удящего рыбу Петровича, брат которого Митька наказан шомполами и умирает. Петрович объясняет, что он исполняет предсмертное желание брата поесть ухи. Петька сжалился над ним и отпустил, за что был отдан Чапаевым под трибунал. Петрович ненавидит Бороздина из-за смерти брата и сдается в плен красноармейцам. Чапаев разрабатывают план действий, сетуя на недостаток патронов и людей.
Накануне атаки Чапаев узнает, что в результате «бузы» убит командир эскадрона Жуков. Чапаев берет командование эскадроном на себя. Наступает офицерский полк, красноармейцы открывают по ним огонь. Психическая атака заставляет часть бойцов Красной армии покинуть позиции, но комиссар возвращает их. Пехота белогвардейцев под пулеметным огнем и градом гранат отступает. Новый натиск на позиции красных предпринимают казаки. На поле появляется красная кавалерия во главе с Чапаевым. Белогвардейцы бегут под натиском эскадрона Чапаева. Красноармейцы захватывают каппелевский штаб.
Анка прибывает к комбригу. Остатки красноармейцев с Чапаевым пытаются переправиться через реку Урал, но казаки выставляют пулемет и начинают стрельбу по реке. Прикрывающий отступление Петька и плывущий по реке Чапаев погибают. Красные обрушивается на белых, и те отступают. Прятавшийся в сене крестьянин убивает полковника Бороздина.
кадры из фильма «Чапаев»
Режиссеры: Георгий Васильев, Сергей Васильев;
Сценаристы: Георгий Васильев, Сергей Васильев;
Операторы: Александр Сигаев, Александр Ксенофонтов;
Композитор: Гавриил Попов;
Художник: Исаак Махлис;
Страна: СССР;
Производство: Ленфильм;
Год: 1934;
Премьера: 5 ноября 1934.
Интересные факты про фильм «Чапаев»
Васильевы критически оценивали все фильмы-предшественники по тематике Гражданской войны. На их взгляд, большинство из них либо страдало излишним натурализмом, либо за батальными сценами терялись живые герои. Васильевы же хотели соединить эпическую легендарность участников Гражданской войны с реалистичностью их человеческих образов. Они настойчиво пытались отсеять среди легенд и мифов, которыми успел обрасти образ Чапаева в народной памяти, простые, обыденные, бытовые штрихи, которые оживили бы его образ для будущих зрителей.
В ходе работы над историческими материалами Васильевы подготовили три варианта сценария: первый сохранился в рукописных тетрадях; второй был готов к началу 1933 года в виде машинописного экземпляра; третий вариант, под названием «Чапай», был датирован 1 июня 1933 года и стал первым произведением кинодраматургии, напечатанным в толстом литературном журнале («Литературный современник» № 9 за 1933 год).
Из романа был взяты несколько строк об атаке офицерских батальонов, превратившихся в самую знаменитую батальную сцену советского кино. При этом в оригинальном тексте Фурманова белые приближались бесшумно, стремясь на рассвете захватить красноармейцев врасплох. В сценарии офицеры маршируют под барабанную дробь, не обращая внимания на павших товарищей. Реальный Чапаев в тот день был ранен в голову и не принимал непосредственного участия в бое, в сценарии он возглавляет конную атаку, решившую исход сражения. В сцене подготовки к этому бою ночью накануне Васильевы предпочли взять исходную запись разговора с начдивом в дневниках Фурманова, где Чапаев сравнивал себя с Наполеоном и готов был справиться и с армией, и с фронтом, а не переработанную эту сцену из романа и сценария.
Васильевы поставили себе задачу преодолеть очерково-документальный характер имевшегося оригинального материала, оставляя из него самые выразительные эпизоды, как чаепитие после боя или песни на отдыхе. При этом они расширяют, дополняют отдельные незначительные эпизоды, раскрывая характер своих героев.
На роль Чапаева братья Васильевы хотели утвердить другого актера, и на этот счет существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актер в мини-этюдах показал режиссерам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своем соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым.
На роль Петьки сначала был приглашен Яков Гудкин, но после начала съемок стало понятно, что он не подходит на эту роль.
Во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик «Чапаев с нами». В нем Чапаев доплывает-таки до противоположного берега, где красноармейцы пеняют ему: «Заждались тебя тут!». После этого Василий Иванович произносит речь с призывом бить врага (фашистов) по его примеру.
Призы и награды
Первая премия «Серебряный кубок» 1-го Московского международного кинофестиваля в 1935 году.
«Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США (National Board of Review) в 1935 году.
Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937 году.
Сталинская премия I степени в 1941 году. Лауреаты премии: Г. Васильев, С. Васильев, Б. Бабочкин.
Бронзовая медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году.
Золотая медаль на третьем смотре фильмов в Лидо дельи Естензи (итал. Lido degli Estensi), посвящённого «Борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии в 1961 году.