актер черно белого кино
Рита Хейворт
Пин-ап-портреты танцовщицы Риты Хейворт были одними из самых популярных среди американских солдат, сражавшихся во Второй мировой войне. В начале 40-х девушка привлекла внимание киноделов из студии 20th Century Fox, которые создали из нее настоящую звезду.
Репутацию эротического идола того времени актриса закрепила в нуарном фильме «Гильда» (1946), который называют одной из определяющих картин «золотой эпохи» Голливуда и коронной ролью Хейворт. Пускай на «Оскар» Хейворт и не была ни разу даже номинирована, но ее классический образ в постели в неглиже на фотографии для журнала LIFE до сих пор будоражит умы составителей рейтингов самых красивых звезд кино.
Вероника Лейк
В начале 40-х годов именно Вероника Лейк принесла в кинематограф моду на светлые вьющиеся локоны, которые соблазнительно свисали, закрывая один глаз. Эта ее своеобразная фишка частенько выпячивалась на постерах к фильмам, чтобы мужчины понимали, что не зря потратились на билет.
Лорен Бэколл
Она дебютировала в кино в 19 лет в главной роли в фильме «Иметь и не иметь» (1944) в паре с будущим супругом Хамфри Богартом — лучшим актером американского кино по версии Американского института киноискусства. Казалось бы, такая глыба должна была придавить Бэколл, но она справилась с этим дебютом шедеврально, поразив зрителей и критиков своей взрослой игрой и удивительно низким тембром голоса.
Джейн Расселл
Мужчины предпочитают блондинок, но женятся на брюнетках. Откровенное декольте Джейн Рассел в 40-е со скрипом пробралось в американские кинотеатры. Вестерн «Вне закона» был снят в 1941 году, но только в 1943-м попал в ограниченный прокат. Цензуре не нравился глубокий кливидж (вырез в одежде, прикрывающей грудь). В полный прокат фильм пропустили только спустя три года.
И образ Рассел с револьвером на сеновале быстро стал вдохновением для пин-ап-художников. «Есть две хорошие причины, почему мужчины идут посмотреть на нее. Этого достаточно», — говорил американский киномагнат Говард Хьюз.
В 1953 году в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» Рассел сыграла вместе с начинающей звездой Мэрилин Монро. И тем самым словно передала эстафету сексуального символа новому поколению.
Мэрилин Монро
Квинтэссенция жгучей блондинки. Монро не только соблазнила президента и захомутала лучшего бейсболиста в истории Америки, но и вдохновила бесчисленные поколения женщин запастись перекисью водорода. Она помогла запустить Playboy, оказавшись на обложке и развороте самого первого номера журнала для мужчин.
Джейн Мэнсфилд
Кое-кто называл Джейн Мэнсфилд «Монро рабочего человека». Эти две знаменитости действительно похожи. И если не всматриваться, то их запросто можно перепутать. Тем не менее Мэнсфилд обладала IQ, равным 163 баллам, знала четыре иностранных языка и отдавала себе отчет в том, что публику больше интересуют цифры ее бюста, талии и бедер.
Брижит Бардо
Отсутствие тормозов делали ее любимицей не только мужчин, но и интеллектуалов. Брижит признавали «локомотивом женской истории». Неотразимая француженка не работала в Голливуде, но тем не менее была от макушки и до пяток знакома американскому зрителю.
Элизабет Тейлор
Американский журнал Men’s Health, составляя сотню наиболее горячих женщин всех времен, назвал Элизабет Тейлор самой вожделенной брюнеткой. Мужчины восторгались ее каштановыми локонами, чувственной фигурой и глазами с редким лавандовым оттенком. Восторгались этим и семь ее мужей.
Одри Хепберн
Софи Лорен
Кинокарьеру она начинала под псевдонимом София Лаззаро, так как люди шутили, что ее красота может воскресить из мертвых самого Лазаря. Начав с низкосортных итальянских фильмов, которые в большинстве своем эксплуатировали ее юношескую сексуальность, Софи раскрылась в середине 50-х благодаря режиссеру Витторио де Сика. Под его началом она снялась в «Золоте Неаполя» (1954), картине с Бельмондо и создала творческий дуэт с Марчелло Мастроянни.
Женщине писали письма со всех уголков Земли. Но про свою почти мифическую красоту она отзывалась скромно: ей просто повезло, что у нее была красивая мать.
Княгиня Грейс Келли
Актерская карьера Грейс Келли была недолгой, но запоминающейся. Дочь промышленного магната начинала с постановок на Бродвее, рекламных роликов и телевизионных шоу. Пока не попала в образцовый вестерн «Ровно в полдень» с Гэри Купером. В начале 50-х снималась с Кларком Гейблом и Бингом Кросби, а затем приглянулась Альфреду Хичкоку, снялась в трех его фильмах.
Во время съемок последнего познакомилась с князем Монако, за которого и вышла вскоре замуж. Естественно, венценосная особа уже не могла продолжить кинокарьеру. Она продолжалась всего четыре года — с 1952-го по 1956-й. Но за это время девушка успела завоевать «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Грейс Келли запомнилась своей осанкой и элегантностью, а потому мало кто удивился, когда она порвала с кинокарьерой ради титула княгини.
Энн-Маргрет
Джейн Фонда
Урсула Андресс
В 1962 году Урсула Андресс установила стандарт для каждой последующей девушки Бонда. Тогда в одной из сцен первого фильма бондианы «Доктор Ноу» в белом бикини она вышла из моря. Это действительно культовая сцена, ведь даже у бикини на теле Урсулы есть страница в «Википедии». Так что не удивительно, что увидевшие Урсулу зрители были поражены ее красотой, которая еще долго не сходила с экранов, но уже по большей части европейского кино.
Джина Лоллобриджида
Звезда фильмов «Фанфан-Тюльпан» (1952) и «Собор Парижской Богоматери» (1956) начинала публично демонстрировать свою красу в 20 лет в конкурсе «Мисс Италия». Там она заняла лишь третье место, но, как показало будущее, занявшие два первых места итальянские красотки не смогли переплюнуть Лоллобриджиду на актерском поприще.
После успеха «Фанфан-Тюльпана» Лоллобриджиду позовут в Голливуд поработать с Хамфри Богартом и Фрэнком Синатрой. Тем самым сексуальность итальянки быстро стала известна и рядовому зрителю по ту сторону океана. Но это была не глупая, нарочито наивная сексуальность, а красота, подчеркнутая силой воли, трудолюбием и умом.
Любишь классику? Смотри художественные, документальные и биографические фильмы на на VOKA.
Магия черно-белого: Кино для вдохновения
Зачем говорить о тонкостях кино, а тем более писать о нем на сайте, посвященном сфере моды? О моде и кино, их взаимосвязи сказано много. И все всё знают и понимают: кино может продвигать в массы модные тенденции; костюм, в свою очередь, раскрывает историческую эпоху, создает определенное настроение сцене или характер героя. Но нас интересуют мода и кино как два явления одинаково вдохновляющие, эстетически значимые и несущие определенное настроение.
Сегодня, когда кино снимается почти всегда на цифру, а у большинства черно-белая картинка ассоциируется с 20-ми годами и вообще с прошлым, монохромный ряд выглядит всегда по-особенному. По-особенному черно-белый фильм и воспринимаемся: в нем усилена эмоциональная нагрузка, больше внимания приковано к деталям, а по красоте многие черно-белые картины не уступают цветным.
Кадр из кинофильма «Рома», режиссер Альфонсо Куарон (2018)
Хочется отдать дань черно-белому кино, признаться в своем неравнодушии к монохромной картинке, поблагодарить всех, в том числе и современных режиссеров, в создании черно-белых историй. Поэтому хочу вспомнить черно-белые фильмы разного времени (преимущественно классику прошлого), которые сегодня не перестают вдохновлять и дарить определенную радость своим визуальным рядом, настроением, и, конечно, стилем.
«Римские каникулы», 1953
Вся визуальная составляющая картины продумана до мелочей. И что немаловажно, весь фильм действительно снимался в Риме: мы можем любоваться реальными локациями Вечного города: начиная с Колизея, «Испанской лестницы», «Стены желаний» и заканчивая кафе «Рокка» и реальной парикмахерской недалеко от фонтана Треви и многими другими достопримечательностями.
Кадры из кинофильма «Римские каникулы», режиссер Уильям Уайлер (1953)
«На последнем дыхании», 1960
Если вы не смотрели культовый фильм Жан-Люка Годара, открывшего эпоху новой французской волны, то образы героев вам точно покажутся знакомыми: их стиль продолжает вдохновлять и влиять на мировую моду. И здесь особенно примечательно, что дизайнера по костюмам не было, актеры снимались в своей одежде. Жан-Поль Бельмандо в роли молодого преступника элегантен и одновременно небрежен в своем стиле. Его напарница по фильму, американская актриса Джин Сиберг, обладает удивительным шармом и женственностью, при этом ловко используя одежду своего друга и носит ультракороткую стрижку «пикси».
Мужчины точно задумаются о применении мужских аксессуаров: от солнечных очков и туго повязанного галстука до кепки-реглан и шляпы-федоры, а девушки непременно оценят образы главной героини, влюбятся в полоску и найдут применение базовым футболкам с надписями. Повседневный Париж 60-х сам по себе привлекателен и не оставит никого равнодушными!
Кадры из кинофильма «На последнем дыхании», режиссер Жан-Люк Годар (1960)
«Летят журавли», 1957
Первый раз этот фильм я посмотрела в далекие школьные годы, конечно, не признав величия. Но спустя много лет, имея уже определенный «вкус», при просмотре картины я поняла, откуда в моей голове «образ берез в круговороте».
Кадры из кинофильма «Летят журавли», режиссер Михаил Калатозов (1957)
Кадры из кинофильма «Приключение», режиссер Микеланджело Антониони (1960)
«Сладкая жизнь», 1960
Трагикомедия, с которой началась дружба легендарного режиссера Федерико Феллини и популярного актера Марчело Мастроянни.
Сладкую жизнь называют одной из самых ужасных, трагичных и одновременно самых высоких, изящных картин. Данная дихотомия также усилена отсутствием определенного сюжета, мы как бы наблюдаем за неделей праздной жизни главного героя. Сегодня герои фильма, их отношения друг к другу и к жизни в целом актуальны как никогда. Режиссер высмеивает многие моменты праздной жизни. Но даже этот тонкий саркастический юмор не способен перебить горькое послевкусие от «сладкой жизни», которое только усиливается к концу фильма.
Кадры из кинофильма «Сладкая жизнь», режиссер Федерико Феллини (1960)
У меня же непроизвольно в первой пятерке черно-белых фильмов выступи картины конца 50-х начала 60-х. XX века. И думаю не зря, это время сильного авторского кино, которое во главу угла ставит самого человека, его переживания, реальные проблемы, чувства и пороки. Это новый взгляд оказался одним из самых культовых, стильных и вдохновляющих!
Для многих список будет точно неполным без такой классики, как знаменитая американская комедия «В джазе только девушки» с узнаваемым образом Мерлин Монро или без победоносной роли Грегори Пека в «Убить пересмешника». Кто-то даже вспомнит современную анимацию «Франкенвини» Тима Бертона и все его предыдущие монохромные эксперименты. Здесь же упомянут черный кофе и белые сигареты Джима Джармуша. Можно продолжать дальше, находя разные стили черно-белого фильма на любой вкус.
Так или иначе этот формат кино задает определенный настрой (и не обязательно в ретро стиле), дарит полет фантазии, а с ним и удовольствие от просмотра.
Искусство на реверсе: почему современные режиссёры снимают немое чёрно-белое кино
11 августа 1906 года французский изобретатель Эжен Ласт подал заявку на патент технологии, которая позволяла воспроизводить звуковые фильмы без предварительной синхронизации звука и изображения. В этот же день, только два десятилетия спустя, компания KODAK объявила о начале работ по созданию цветной киноплёнки. Оба этих события стали прологом истории цветного звукового кино.
Спустя почти 15 лет вслед за Ластом немцы Йозеф Энгель, Ганс Фохт и Йозеф Массоль патентуют «Триэргон» — первую систему звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на киноплёнку. А в 1935 году KODAK запускает производство первой цветной 16-миллиметровой плёнки «Кодахром», предназначенной для любительской киносъёмки.
Взлёт и падение
После изобретения цветной плёнки чёрно-белое кино царствовало на экранах ещё не одно десятилетие, а вот звуковые фильмы практически вытеснили немые уже к началу 1930-х годов. Примечательно, что многие голливудские продюсеры пытались остановить процесс развития звукового кино: по их мнению, фильмы с озвучкой выглядели как глупый аттракцион. Активно против звукового кинематографа выступал Чарли Чаплин.
«Хороший немой фильм говорил на языке одинаково понятном и интеллигентному, и массовому зрителю всего мира. Теперь всё это должно погибнуть», — сетовал Чаплин.
Прогресс не стоит на месте. И со временем зритель познакомился со стереозвуком, с 3D-изображением, а теперь осваивает 5D-технологии.
Снова в моде
Принято считать, что сегодня чёрно-белое немое кино в массовой культуре — явление устаревшее, способное заинтересовать лишь редких эстетов или людей, изучающих историю кинематографа. Однако опыт «Артиста» Мишеля Хазанавичуса показал, что из любого правила бывают исключения. В 2012 году эта кинолента получила пять премий «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм». Тогда кинокритики отмечали, что «Артист» напомнил людям о вещах, которые делают фильмы великими, — и это далеко не стереозвук или буйство цвета на плёнке.
Искушённого зрителя стилизацией под чёрно-белое немое кино давно не удивишь. Подобные фильмы периодически выходят на большой экран.
В 1999 году финский режиссёр Аки Каурисмяки представил драму «Юха», получившую массу положительных отзывов критики и приз Европейской конфедерации художественного кино на Берлинском кинофестивале. Отсутствие звука и цвета экранизации одноимённого романа Юхани Ахо (1861—1921) позволило воссоздать особую атмосферу начала XX века.
Нулевые годы подарили мировому кинематографу «Клеймо на мозге» (сюрреалистичные и жутковатые рассуждения Гая Мэддина о детстве и семье), аутентичную «Антенну» Эстебана Сапира и «Доктора Плонка», напоминающего фильмы Чарли Чаплина.
В 2012 году режиссёр Пабло Берхер снял в чёрно-белой стилистике свою «Белоснежку» — это по-испански страстное кино меньше всего походит на творчество комиков начала XX века. Два года назад вышел в свет невероятный «Зов Ктулху», фильм ужасов в стилистике 1920-х годов, снятый поклонниками Говарда Лавкрафта.
Стилизация и другие приёмы
Рассуждая о феномене современного немого кино, кинокритик Лев Карахан в беседе с RT отметил, что зачастую отсутствие звука используется режиссёрами в качестве минус-приёма: тогда нагрузка переходит на другие выразительные средства кинематографа. Вместо слов в картине могут присутствовать шумы, музыкальные решения, шумомузыка.
«Это сознательно делается режиссёром, чтобы усилить эти элементы и их воздействие», — говорит Карахан.
Кинокритик также подчеркнул, что сегодня чёрно-белые немые фильмы скорее актуальны для авторского кино. Однако пример «Артиста» говорит о том, что при определённых обстоятельствах эксперимент с киностилистикой прошлого может иметь успех и у массового зрителя.
«В «Артисте» речь шла о немом кино, поэтому решать это в колористическом ключе было бессмысленно. В данном случае полное соответствие теме сработало в том числе и на массового зрителя, — поясняет эксперт. — Этот пример показывает, что и массовое кино в некоторых случаях может использовать чёрно-белую эстетику».
Карахан добавляет, что стилизация — всего лишь один из элементов. На самом деле палитра возможностей режиссёра не ограничена. Всё зависит от того, что считает целесообразным и что использует художник в том или ином случае.
За что проклинали актрису Валентину Владимирову, звезду «Угрюм-реки»
Училась на экономиста, но мечтала о кино
Настоящая украинская дивчина, черноглазая, живая, весёлая, — именно так выглядела в юности Валя Дубина (девичья фамилия). Она приехала поступать во ВГИК из Харькова, где успела уже проучиться два года на экономиста. Выросшая в маленьком селе под Одессой, попавшая в Харьков Валя впервые пришла в кинотеатр. И её так захватило действие на экране, так понравились яркие красивые актрисы, что она решила: обязательно тоже будет играть в кино. Но какое-то время ещё сомневалась, и только после второго курса экономического вуза сделала окончательный выбор.
Нельзя сказать, что преподаватели ВГИКа приняли украинскую абитуриентку на «ура». Вале чуть не пришлось отправляться обратно, но потом члены комиссии вчитались в характеристику, которую девушка привезла из Харьковского института. А она была положительной! И решили дать ей шанс.
Валентина постаралась использовать этот шанс на сто процентов.
Валя увлечённо и старательно училась, с удовольствием играла в студенческих спектаклях, — ей обычно доставались характерные роли в украинских классических пьесах или в постановках Александра Островского. А ещё — дружила с однокурсниками: Руфиной Нифонтовой, Юрием Беловым, Майей Булгаковой, Изольдой Извицкой. Когда появилась новенькая — Надежда Румянцева, именно Валя первой начала её опекать и быстро ввела в студенческую «тусовку». Получив диплом, она устроилась в Театр-студию киноактёра. Там и проработала всю жизнь — её характеру вообще была свойственна верность, вот и любимый у Валентины был один-единственный, ещё со студенческих лет, — Валерий Владимиров.
Пирожки и вареники на съёмочной площадке
В первый раз она снялась в кино вместе с остальными однокурсниками. Это был фильм Григория Рошаля «Вольница». С этого момента и началась её активная творческая киножизнь: Валентина снималась во всех фильмах, куда её приглашали, и в больших ролях, и в эпизодах. И с кем бы вместе Валя ни попадала на съёмочную площадку — её неизменно начинали любить: такой уж она была светлой, доброй и сердечной. Приносила домашние разносолы, угощала всех, от кинозвёзд до операторов и костюмеров. Даже легенды ходили о её вкуснейших пирожках, варениках и самодельной наливочке.
Работа в радость
Для Валентины Владимировой съёмки в кино были настоящим счастьем, нескончаемым праздником: она любила свою профессию. Забывала про выходные и отпуска, с радостью и удовольствием соглашалась на роли простых женщин, пусть маленькие, незначительные, — ей всё было интересно играть. И зрители платили ей любовью: ведь актёрская искренность — бесценна. Мария Кирилловна Громова в «Угрюм-реке», Настасья в «Любушке» — все её героини были понятными и простыми женщинами, близкими каждой зрительнице. К Валентине подходили на улице, простодушно хвалили или делали замечания, сочувствовали и сопереживали, нередко ассоциируя актрису с её персонажами.
Ненависть — за отличную работу
Но однажды всё изменилось. Режиссёр Станислав Ростоцкий, наверное, и не догадывался, что его фильм «Белый Бим Чёрное Ухо» поставит крест на репутации талантливой актрисы. В фильме была роль недоброй женщины, из-за которой погиб обаятельный пёс с нелёгкой судьбой, главный герой картины, преданный Бим. Прочитав сценарий, Валентина Харлампиевна пришла в ужас: нет, она не будет играть эту злобную тётку! Ростоцкий всё же убедил актрису. Владимирова, как всегда, подошла к работе ответственно и вложила всё своё мастерство в образ «тётки». И. получила море ненависти в ответ.
Она любила животных!
На актрису перенесли все чувства к её отрицательной героине. Многие зрители решили: она и сама такая, бесчувственная и жестокая, раз согласилась играть эту роль! Она получала письма с угрозами, на улице её в лицо называли «подлой живодёркой», рассказывали даже о случаях нападения на Владимирову. Творческие вечера, которые прежде были для неё удовольствием, превратились в кошмар: из зала выкрикивали оскорбления, стыдили и ругали стоявшую на сцене актрису. Очень уж сложно было зрителям отделить экранный образ от реального человека. Что только ни делала Валентина Харлампиевна, чтобы разубедить бывших поклонников, — она даже завела собаку и брала её с собой на съёмки и на гастроли, чтобы доказать: она любит животных. Обиднее всего, что она и в самом деле очень любила собак, на съёмках подружилась с английским сеттером Стёпой, исполнителем роли Бима.
Тяжёлые времена
Неприятная и несправедливая ситуация будто что-то надломила в душе актрисы. Она привыкла к тому, что её все любят, что её актёрская жизнь протекает успешно, что она состоялась в профессии. И вдруг — такой ледяной душ: одна-единственная отрицательная роль перечеркнула все былые достижения, всю былую любовь. Она продолжала сниматься, но делала это уже по инерции, всё чаще горестно размышляя: правильную ли дорогу она выбрала в жизни, или что-то делала не так? Да и снимали её теперь гораздо реже: режиссёры опасались негативной реакции зрителей и критиков. А в театре всё чаще отдавали её роли молодым актрисам.
Тихий уход
Потом пришла по-настоящему страшная беда: сначала её любимый муж, кинооператор Валерий Владимиров, перенёс инсульт, а потом, после долгого восстановления, усилий врачей и нежного ухода жены, когда, казалось, всё наладилось, он погиб в автокатастрофе. С того дня будто оборвалась и жизнь Валентины Харлампиевны. Она перестала сниматься и играть в театре, уехала в свой маленький домик в Подмосковье, там ухаживала за огородом, колола дрова и топила печь. Ни о чём больше не мечтала, ничего не хотела, ничему не радовалась. А однажды, 23 марта 1994 года, просто села за стол, опустила голову на руки. И больше уже не встала. Наутро к ней пришла соседка — и обнаружила актрису мёртвой. Валентине Харлампиевне было 66 лет. Похороны прошли тихо и скромно. Бывшие коллеги узнали о смерти Владимировой только через несколько месяцев. А мы предлагаем узнать, какие добрые фильмы о животных можно посмотреть всей семьёй.