актер десять негритят судья
Загадочные истории со съемок «Десяти негритят»: как проклятие фильма сказалось на судьбе актеров?
Многих актеров этой киноленты уже нет в живых, но кинокартина по сей день остается главным советским и российским триллером. Современные кинокритики отмечают, что до сих пор никому из отечественных режиссеров не удалось создать настолько мрачную и при этом правдоподобную атмосферу ужаса, да так, чтобы зритель проникся ею с первых же минут фильма и оставался в напряжении до самого конца.
Примечательно, что для съемок именно в этом фильме Говорухин собрал, по собственному признанию, самый звездный состав актеров за всю свою карьеру. Идею экранизировать детектив Агаты Кристи «И никого не стало» («Десять негритят – это его «черновое» название) с энтузиазмом поддержали все актеры. Изначально никого из них не смутили трагические судьбы героев, которых им предстояло играть – ведь все равно самые мрачные моменты должны были исполнять каскадеры. Однако никто их них не мог предположить, что мрачная атмосфера «Десять негритят» выйдет за пределы сценария и сделает сам процесс съемок небезопасным. Кроме того, как выяснится позже, эта трагичная атмосфера отпечатается на состоянии самих актеров и уже после выхода фильма плотно переплетется с их судьбами.
«МИР 24» собрал загадочные истории со съемок фильма «Десять негритят» и рассказывает, как проклятие фильма сказалось на судьбе актеров.
Смотрите фильм «Десять негритят» по роману Агаты Кристи в пятницу, 2 апреля, в 23:40 и в субботу, 3 апреля, в 10:10 на телеканале «МИР».
Спустя много лет после выхода фильма в отечественной киноиндустрии начали рассказывать, что съемки в «Десять негритятах» наложили проклятие на актеров – трагические события стали происходить и в реальной жизни. При этом мистификаторы полагают, что загадочные события, происходившие в Крыму во время кинопроцесса, были неким предзнаменованием: слишком уж много странностей произошло во время съемок фильма. Но обо всем по порядку.
Кадр из фильма «Десять негритят», Реж.Станислав Говорухин, СССР, 1987 г.
Говорухину предстояло найти походящее место для съемок – действие должно было происходить в отвесных скалах, желательно в особняке или крепости у самого обрыва. У режиссера уже был богатый опыт натурных съемок, поэтому он придумал совместить несколько локаций в Крыму и использовать декорации – так было решено выбрать в качестве основной площадки поселок Гаспра и само Ласточкино гнездо как образ того самого особняка. Для того, чтобы столь выдающая достопримечательность не узнавалась в фильме, было задумано использовать множество маскирующих декораций. Скала, на которой стоит Ласточкино гнездо, и дорога к нему сами по себе являются очень экстремальными локациями благодаря узким каменным проходам, крутым лестницам и высоким подъемам, а будучи дополненными различными декорациями, они тем более стали опасными.
В том числе из-за этого на площадке возникало множество казусов. Дело в том, что большая часть декораций была построена прямо на отвесной скале, а во время штормов и приливов они несколько раз разрушались. Части декоративных конструкций, особенно всякого рода щиты и фанеры, подхватывал ветер и разносил за пределы защитных строений – было это крайне небезопасно.
Многие связывают это трагическое событие с загадочным эпизодом, произошедшем на съемках фильма «Десять негритят». Вдова актера рассказала, что Анатолий предчувствовал скорый уход и практически полностью был уверен, что произойдет это неестественным путем.
Согласно сюжету книги, Филипп Ломбард прибывает на таинственный остров ради денег – герой оказался в затруднительном финансовом положении и ради улучшения своих дел решился на авантюрную поездку. Оказалось, что из этих же соображений Александр Кайдановский принял предложение исполнить роль Филиппа Ломбарда в «Десяти негритятах». Такая параллель уже сама по себе кажется многим загадочной и даже пророческой. В фильме Филиппа Ломбарда убивают выстрелом в сердце. В этот момент Кайдановского заменяет каскадер – он должен был эффектно рухнуть на землю. Однако мужчине не повезло и при падении он сильно ударился головой о камни. Кайдановский не пострадал, но тоже остался под впечатлением. Актер умер спустя 8 лет после участия в фильме.
Кадр из фильма «Десять негритят», Реж.Станислав Говорухин, СССР, 1987 Г.
Участие Александра Абдулова в съемках фильма «Десять негритят» не было связано с загадками. Однако, примечательно, что актер не читал сценарий дальше момента смерти своего героя, Энтони Марстона. Дело в том, что Марстон умирает в фильме самым первым, и Абдулов во время съемок фильма пытался выпытать у Говорухина, кто убийца. Как и его герой в «Десяти негритятах», сам Абдулов уходит из жизни тоже очень рано – в 54 года актер скончался от онкологического заболевания.
Несмотря на все загадочные и неприятные события во время съемочного процесса, команда не падала духом и продолжала постановку сцен смерти персонажей. Вера Клейторн должна была покончить с собой. Актриса Татьяна Друбич, игравшая эту женщину, решила самостоятельно сняться в трагической сцене. По сценарию, женщина погибает через самоповешение. Татьяна Друбич в этом эпизоде держалась в петле с помощью специального приспособления. Однако, когда команда на некоторое время отвлеклась от съемок этого момента и оставила Татьяну в петле, женщина начала задыхаться и звать на помощь. Неподалеку случайно оказалась дочь актрисы – она-то и пришла первой на помощь материи.
Кадр из фильма «Десять негритят», Реж.Станислав Говорухин, СССР, 1987 Г.
Судьба самого фильма тоже в какой-то степени загадочная. Он очень полюбился советскому зрителю, а за пределами страны его даже назвали лучшей экранизацией произведений Агаты Кристи. Однако официальной награды кинокартина удостоилась лишь единожды – на фестивале «Одесская альтернатива» в 1987 году лента получила приз «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».
«Десять негритят», История создания. Актеры и роли. (19 фото)
Роман Агаты Кристи «Десять негритят» («Ten Little Niggers»), положенный в основу сценария картины Станислава Говорухина, впервые был опубликован в 1939 году.
Книга имела огромный успех у читателей, была высоко оценена критикой и считается лучшим произведением королевы детективного жанра.
Сама Кристи также высоко ценила свое творение: «Я написала эту книгу после долгих планов и раздумий, и мне понравилось то, что получилось в итоге».
Впоследствии писательница внесла в текст книги целый ряд изменений — некоторым героям были даны другие имена, коррекции подвергся сюжет, в частности, концовка истории стала более оптимистической. Изменения коснулись и названия произведения: в США из соображений политкорректности роман был переименован в «Десять маленьких индейцев» («Ten Little Indians»). Позже на основе романа Кристи создала пьесу, озаглавленную финальной строчкой стихотворения из романа — «И никого не стало» («And Then There Were None»).
Станислав Говорухин признавался, что никогда не являлся поклонником творчества Агаты Кристи, исключением стали «Десять негритят»:
«Роман очень взволновал меня. Я подумал о том, что хорошо было бы его экранизировать».
Фильм Говорухина получился настолько удачным, что до сих пор по праву считается лучшей экранизацией лучшего романа одного из лучших авторов детективов.
В 1987 году на кинофестивале «Одесская альтернатива» режиссеру фильма «Десять негритят» Станиславу Говорухину был вручен приз «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».
Съемки фильма проходили осенью 1986 года в Крыму. Виды Негритянского острова были сняты в поселке Гаспра, особняком мистера Оуэна стало знаменитое «Ласточкино гнездо» – исторический и архитектурный памятник, расположенный на 40-метровом утесе Аврориной скалы мыса Ай-Тодор.
Часть строения для съемок была закрыта декорациями, конструкция которых оказалась недостаточно прочной, и чтобы фанерные щиты не сорвало порывами ветра, их приходилось периодически укреплять.
Почти все интерьерные эпизоды были сняты в Воронцовском дворце в Алупке.
Некоторые сцены снимались в Ялте, где в то же самое время Станислав Говорухин и Татьяна Друбич участвовали в съемках фильма «АССА» Сергея Соловьева.
Общий вид места, где таинственный мистер Оуэн собрал своих гостей, снимался в бассейне, в котором был установлен мастерски изготовленный макет Негритянского острова.
— В начальном эпизоде картины рука, расставляющая на серебряном подносе фарфоровые статуэтки негритят, каждая из которых символизирует будущую жертву хозяина острова, принадлежит Станиславу Говорухину. Внимательно приглядевшись, отражение лица режиссера можно увидеть на зеркальной поверхности подноса.
— Героиня Людмилы Максаковой, мисс Эмили Брент дважды цитирует другое произведение Агаты Кристи — пьесу «Мышеловка». В первый раз это происходит, когда мисс Брент замечает миссис Роджерс, что в доме завелся жучок (в пьесе эту фразу произносит миссис Бойл). Во второй раз – когда она в разговоре с Верой Клейсорн говорит, что прошлое касается ее ровно настолько, насколько она сама этого хочет (в «Мышеловке» эта реплика принадлежит мисс Кейсуэлл).
— Александр Кайдановский, сыгравший капитана Филиппа Ломбарда, не горел желанием сниматься в детективе, однако дал согласие на участие в фильме, руководствуясь финансовыми соображениями. По иронии судьбы, эта роль стала одной из лучших в кинокарьере актера. Интересно, что персонаж Кайдановского в одном из эпизодов утверждает, что приехал на Негритянский остров только из-за обещанных ему денег.
— Из-за занятости в фильме «Асса» Татьяна Друбич не смогла участвовать на съемках финальной сцены «Десяти негритят». Ноги повесившейся Веры Клейсорн, которые видны в кадре, когда в комнату входит судья Уоргрейв, принадлежат не Друбич, а одной из ассистенток Говорухина.
— Предпоследний куплет считалочки о негритятах: «Двое негритят легли на солнцепеке. Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий», — в фильме пропущен.
— В книге нет сцены, когда дрожащая от страха Вера ночью приходит к Ломбарду. Этот эпизод придуман и вставлен в картину Станиславом Говорухиным.
В 1972 году, в возрасте 13 лет, впервые снялась в кино — в фильме Инны Туманян «Пятнадцатая весна» о юных партизанах. Вторым фильмом стала лента Сергея Соловьёва «Сто дней после детства» (1975).
Окончила Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко.
После окончания ВУЗа работала врачом-эндокринологом в районной поликлинике и изредка снималась в кино.
Совладелица российско-немецкой фармацевтической компании.
Входит в попечительский совет организации «Вера», занимающейся поисками средств для помощи хосписам.
В 1960-1961 годах учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Евгения Патона.
В 1965 году окончил Ростовское училище искусств (курс Михаила Бушнова).
Учился в школе-студии при МХАТ, но через месяц ушёл оттуда.
В 1967 году сыграл Гамлета в «Экспериментальном театре» Аксёновой-Арди. Критики настороженно отнеслись к трактовке роли, но отмечали и несомненный талант, и интеллектуальность исполнения.
В 1969 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина, курс Бориса Захавы.
В 1969-1971 годах — актёр театра имени Евгения Вахтангова, МХАТа, театра на Бронной.
В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Сергея Соловьёва).
В 1989 году преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б.В. Щукина.
В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.
Александр Кайдановский был человеком широчайшей эрудиции и разнообразных гуманитарных интересов. Он профессионально знал мировую литературу, классическую музыку и живопись, хорошо рисовал сам (осталось несколько его выразительных автопортретов), сочинял стихи и песни, которые исполнял под гитару. Записи его песен в авторском исполнении сохранились у друзей артиста.
Заслуженный деятель искусств РФ (08.12.1992).
Член жюри МКФ в Канне-94.
А.Л. Кайдановский был четыре раза женат. Одной из жён стала актриса Евгения Симонова. 5 ноября 1976 года у них родилась дочь Зоя, впоследствии ставшая как и родители актрисой.
Последней супругой Кайдановского стала молодая начинающая актриса Инна Пиварс, они поженились 11 ноября 1995 года.
Александр Леонидович ушёл из жизни утром 3 декабря 1995 года в Москве от третьего инфаркта. Похоронен актёр на 10-м участке Кунцевского кладбища столицы.
Заслуженная артистка РСФСР (11.11.1971).
Народная артистка РСФСР (2.10.1980).
Снималась у таких режиссеров как Г. Чухрай, Ю. Райзман, Л. Хейфиц, И. Таланкин, П. Фоменко, С. Говорухин, Я. Фрид, П. Тодоровский, А. Сурикова.
Член Союза театральных деятелей (с 1962 года).
Член Союза кинематографистов (с 1970 года).
Заслуженный артист РСФСР (1954).
Народный артист РСФСР (10.10.1959).
Народный артист СССР (7.03.1975).
Детство будущего актёра прошло в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу. Мать, Анна Николаевна Попова, учительница по образованию, свою жизнь посвятила семье. Отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижёром, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Помимо самого младшего Владимира в семье было ещё четверо детей: брат Юрий и сёстры Елена, Нина, Ирина.
К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где Володя пошёл в гимназию. А в 1924 году семья стала жить в Москве. Володя продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке (в 1930 году ученики этой школы участвовали в военном параде на Красной площади). Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.
Через четыре года Володю посетила новая мечта — профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения.
По окончании школы Владимир, потеряв к тому времени и отца, и маму, поступил учеником слесаря на завод «Опытный передатчик», но эта работа ему не пришлась по душе из-за её нудности, однообразия и отсутствия романтики.
В начале 1930-х годов ХХ века Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (создан в 1923 году, в 1930 году переименован в Театр имени МОСПС, в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс, куда, не надеясь особо на успех, пошёл сдавать экзамены Владимир Зельдин. Приемную комиссию возглавлял Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской (с 1925 по 1940 годы руководил Театром имени МОСПС).
На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят неожиданно для себя. Руководителем курса стал Евгений Лепковский (актёр Театра имени МОСПС), танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях.
Из двадцати пяти человек курса только двое стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович закончил в 1935 году.
Параллельно занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок «Ворошиловский всадник». Вместе с ним в манеже занимались сыновья Анастаса Микояна и Василий Сталин. Вообще, молодость Владимира Михайловича была окрашена встречами с яркими людьми: ему довелось видеть на сцене Марию Бабанову, спектакли Александра Таирова, а также Владимира Маяковского, Николая Бухарина, Александра Вертинского.
В 1938 году Зельдин перешел в Театр транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: «Без вины виноватые» А.Н. Островского (массовка), «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира (Антифон Сиракузский), «Коварство и любовь» Шиллера (Фердинанд).
В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта «Генеральный консул», где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Состоялась их первая встреча. В результате Иван Александрович пригласил Владимира Михайловича на главную роль (пастуха Мусаиба Гатуева) в свой новый фильм «Свинарка и пастух». Это был уже второй фильм Зельдина, а дебютировал он в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейм».
«Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу,» — вспоминает В.М. Зельдин.
Уже во время съёмок фильма в июне 1941 года на Домбае Владимира Михайловича и всю съёмочную группу настигла новость о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съёмок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони до окончания съёмок. Это, правда, не означает, что защита Родины ограничилась лишь искусством. По ночам, когда фашисты бомбили Москву, Зельдин в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара.
Съёмки продолжались до конца 1941 года. Сцены на ВДНХ снимались в перерывах между авианалётами. В фильме война нашла своё отражение через песню «Хорошо на московском просторе», ставшую истинным украшением картины.
По окончании съёмок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах.
В сезоне 1942-1943 годов служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей — Теодоро в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр переехал в Чимкент. Вот как он сам говорит о том времени: «На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий. Но почему-то они нас не испортили. Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, всё время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы».
В 1943 году вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.
В январе 1946 года дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют оказался феерическим, спектакль более, чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз Зельдин блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остаётся им по сей день. После одного из спектаклей к нему в гримёрку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссёрский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодёжный состав во главе с Фёдором Чеханковым и передал спектакль по наследству.
Владимир Зельдин не изменил Театру Армии за шестьдесят лет, хотя Михаил Царёв звал его к себе в Малый театр, а Рубен Симонов — в Вахтанговский, став одним из ведущих артистов Театра Армии, его флагманом, сыграв множество прекрасных ролей.
Часто ездил с военно-шефскими концертами по стране и за рубеж, среди прочего были поездки в Афганистан.
«Жить на сцене, а не притворяться живущим — вот в театре самое трудное. В профессии актёра без любви делать нечего. Без любви не будет ничего, не достичь никаких результатов. Ты можешь быть как угодно популярен, известен, даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актёр», — суммирует прожитое в театре Владимир Зельдин.
Сложилась у Владимира Михайловича и кинокарьера после «Свинарки и пастуха» он снялся в ещё одном фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Позже были ещё две яркие роли — профессор Серебряков в фильме А. С. Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова и Судья в фильме Станислава Говорухина «Десять негритят», снятого по роману Агаты Кристи.
Всего на счету Зельдина более 40 ролей.
Первая жена — Людмила Мартынова, прожили с 1939 по 1940 год. В 1940 она уехала на Украину, последние годы жила в Ялте. Их общий сын умер в 1941 году. Вторая жена — актриса Генриетта Островская, заслуженная артистка РСФСР (1968), снималась с мужем в фильме «Учитель танцев», умерла. С первыми двумя жёнами Зельдин не расписывался. Третья жена — Иветта Евгеньевна Капралова (с 1964 года).
Заслуженный артист РСФСР (29 сентября 1969).
Народный артист РСФСР (7 января 1977).
Народный артист СССР (30 ноября 1983).
В 1922 году после смерти отца семья переехала в Москву, однако связь с Украиной и Киевом не прервалась. В Москве семье удалось получить комнату в коммунальной квартире, где жили мать, старшая сестра Людмила и Михаил. Позже Людмила вышла замуж, у нее родилась дочь. В школу Михаил Глузский пошёл в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926-1928).
В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтером в Центральном универмаге Мосторга. В том же универмаге работала и мама продавщицей. Михаил окончил вечернюю школу рабочей молодёжи и пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга.
Участие в художественной самодеятельности поселило в душе юноши желание стать актёром. Два года подряд (1935-1936) он предпринимал несколько попыток поступить в различные школы, но везде получал отказ. Совершенно случайно Михаил узнал о дополнительном наборе во вновь созданную Школу киноактёра при киностудии «Мосфильм». Школа эта была организована на базе ВГИКа, поскольку в 1936-1940 годах актёрского факультета во ВГИКе не было. Художественными руководителями школы в те годы были М.М. Тарханов и Г.Л. Рошаль, педагогами по мастерству — Н.С. Плотников и В.П. Баталов. С молодыми студентами занимались также известные кинорежиссёры Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, Б.В. Барнет, кинооператор А.В. Головня — имена, которые не надо специально представлять.
В эти годы Михаил Глузский дебютировал в кино, снявшись в кинофильмах «Девушка с характером» (Пограничник, 1939), «Минин и Пожарский» (Дворовый, 1939), «Семья Оппенгейм» (Гимназист, 1939), «Салават Юлаев» (Абдурахман, 1940).
В 1940 году Михаил призывается в армию, ему, как актеру, выпала служба в команде при Центральном театре Советской армии. В годы войны он участвовал во фронтовых бригадах.
После войны, почти 50 лет, с 1946 по 1995 год, работал в Театре-студии киноактёра при «Мосфильме». На сцене этого театра он сыграл в спектаклях «Бесприданница» (Карандышев), «Старые друзья» (Шура Зайцев), «Остров мира» (м-р Бааба), «Иван Васильевич» (Жорж Милославский), «Бесы» (Верховенский-старший) и многих других.
В 1949—1950 годах — актёр Драматического театра Группы советских войск в Германии.
Работал по приглашениям в Театре «Современник», в Театре имени Ермоловой.
С 1995 года работал на сцене Театра «Школа современной пьесы», где играл в спектаклях «Уходил старик от старухи» С. Злотникова, «Антигона в Нью-Йорке» Я. Гловацкого, «Чайка» А.П. Чехова.
Всенародная известность и популярность М.А. Глузского связаны с кинематографом — первыми заметными работами стали роли в фильмах «Тихий Дон» (Калмыков) и «Тайна двух океанов» (Ивашов, 1955-1956).
За годы многолетней творческой жизни в кинематографе им были созданы разнохарактерные, яркие и глубокие образы: Буркин («Попрыгунья». 1955), Щавель («Ласточка», 1957), Тимофеев («Дожди», 1958), Клячко («Люди и звери», 1961) и многие другие.
Как правило, эти роли отнюдь не главные, а порой даже эпизодические. Магия актёра Глузского позволила сделать их настолько сочными, что их герои воспринимаются миллионами теле- и кинозрителей как народные, почти легендарные. Глузскому было подвластно всё, — и трагические, и гротескные комедийные персонажи. Всего в досье артиста за 60 лет работы в кино более 150 ролей.
Актёр часто работал на радио и телевидении, голосом М.А. Глузского говорит немало персонажей иностранных фильмов. Актёрский талант Глузского признан многими любителями поэзии. Ему принадлежит право первого исполнителя цикла стихов великого российского поэта Н.А. Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.
Михаил Андреевич был секретарём правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами СССР, возглавлял Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию города Москвы.
Был профессором ВГИКа, с 1987 по 1998 год руководил двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа, выпустил два курса (таджикский и русский).
Скончался 15 июня 2001 года на 83-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похороны актёра состоялись 19 июня на Ваганьковском кладбище (участок № 12А).
Заслуженный артист РСФСР (24.06.1986).
Народный артист РСФСР (28.11.1991).
Актёрская карьера Александра началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлёвские куранты», в котором отец играл Ленина.
В юности занимался музыкой и спортом. Профессионально занимаясь фехтованием, был удостоен звания мастера спорта СССР. После окончания школы поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако через год сдал экзамены в ГИТИС и поступил на курс И.М. Раевского.
В 1974 году Марк Захаров пригласил Александра Абдулова в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком») на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». За эту роль он был удостоен премии «Театральная весна».
Самой значительной своей ролью в театре актёр считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» — спектакле «Варвар и еретик». За эту роль Александр Абдулов был удостоен премии «Фонда К.С. Станиславского» и «Хрустальной Турандот», а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евгения Леонова.
Начиная с середины 1970-х годов активно снимался в кино. Широкая известность и популярность пришли к актёру после роли Медведя в телефильме Марка Захарова по знаменитой пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» (1978).
Заметным событием в творчестве стало сотрудничество с кинорежиссёром Сергеем Соловьёвым («Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» 1989 год), а также участие в фильмах своего учителя Марка Захарова.
В 2000 году состоялся режиссёрский дебют в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм «Храм должен остаться храмом») — «Бременские музыканты и Ко» — мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. В процессе съёмок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор сыграл в своём фильме Шута, от лица которого ведётся повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актёры кино — целое созвездие, элита российского кинематографа.
Некоторое время был ведущим телепрограммы «Естественный отбор» на канале Рен-ТВ.
При его непосредственном участии был возрождён Московский международный кинофестиваль, который Абдулов возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году актёр организовал и до сего времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами «Антрепризы Александра Абдулова» и театра «Ленком» был отреставрирован и передан Русской Православной Церкви храм Рождества Богородицы в Путниках.
Александр Абдулов был женат трижды.
Первая жена — актриса Ирина Алферова (Абдулов удочерил её дочь Ксению от первого брака).
Вторая (гражданская) жена — Галина Лобанова, балерина и театральный менеджер.
Третья его супруга юрист — Юлия Милославская; 21 марта 2007 года у них родилась дочь Евгения.
18 августа 2007 года во время съёмок своей новой картины по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» в Балаклаве под Севастополем, у Абдулова неожиданно обострилась язва желудка. Актёр был немедленно доставлен в больницу и прооперирован. Спустя несколько дней его перевезли в Москву, а затем 3 сентября он отправился в Тель-Авив (Израиль) в онкологическую клинику «Ихилов» на консультацию. Там ему был поставлен диагноз — рак лёгких четвёртой стадии. Болезнь поразила и другие внутренние органы — печень, почки, поджелудочную железу. Эта стадия рака считается неизлечимой. После курса химиотерапии израильские врачи отметили у актёра некоторые улучшения и он вернулся в Москву, где намеревался продолжить лечение.
В ноябре у Александра Абдулова случилось несколько сердечных приступов. Каждый раз с сильными болями в области сердца актёра доставляли в столичные клиники.
Александр Гаврилович Абдулов ушёл из жизни в четверг 3 января 2008 года в 7:20 утра по московскому времени в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева на 55-м году жизни. Похороны актёра состоялись 5 января на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 2.
Заслуженный артист РСФСР (11.07.1984).
Народный артист РФ (29.08.1994).