актер девушка без адреса
За кадром фильма «Девушка без адреса»: Почему Эльдар Рязанов предпочитал молчать о своем втором фильме
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эльдар Рязанов начинал как режиссер-документалист, и когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев доверил ему съемки музыкальной комедии «Карнавальная ночь», в успех этой затеи не верил никто, даже сам режиссер. Ему было всего 29 лет, он мечтал снять драму, пробы 21-летней Людмилы Гурченко его не впечатлили, многие сцены приходилось переснимать, смету перерасходовали, от сроков отстали. Но результат поразил всех: фильм стал лидером кинопроката, собрав у экранов 50 млн зрителей. После этого успеха Рязанов планировал продолжить сотрудничество с Гурченко, и когда он через год приступил к съемкам новой лирической комедии «Девушка без адреса», в главной роли видел только эту актрису. Но тут снова возникли сложности.
Режиссер снова был не восторге от предложенного материала, но соглашался на любые предложения, «лишь бы не погнали с работы», как он признался позже. От Рязанова все ждали повторения громкого успеха «Карнавальной ночи», и его залогом режиссер считал участие тех же звезд – Игоря Ильинского и Людмилы Гурченко. Но неожиданно худсовет выступил категорически против этой идеи. Рязанову заявили, что нет никакой нужды снимать вторую «Карнавальную ночь»: это совсем другая история, поэтому актерский состав должен быть новым – мол, в стране, кроме Ильинского и Гурченко есть немало других достойных артистов.
Рязанов даже думал о том, чтобы отказаться от работы над фильмом. Он подготовил второй список актеров, но на кандидатуре Людмилы Гурченко настаивал до последнего. Тогда Иван Пырьев вызвал режиссера к себе в кабинет и по секрету сообщил ему о том, что по решению министра культуры Гурченко не утвердят на главную роль ни при каких обстоятельствах по той причине, что она якобы отказалась сотрудничать с комитетом госбезопасности. Об этом Рязанов счел возможным рассказать только в 1990-х гг., а тогда ему пришлось смириться с решением руководства.
На главную мужскую роль утвердили Николая Рыбникова. На тот момент он находился в зените славы после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице» и «Высота». Однако новое предложение его совсем не обрадовало – до этого он сыграл сталевара-передовика и бригадира монтажников, и тут ему снова предстояло воплотить на экранах образ «простого парня из народа», в котором актер не видел ничего интересного. Рыбников опасался навсегда «застрять» в этом амплуа, и его фильмография в дальнейшем подтвердила то, что эти опасения были небезосновательными.
Однако на этом неприятности не закончились. На роль Кати Ивановой выбрали актрису Ленинградского театра музыкальной комедии Зою Виноградову. Она даже успела записать все песни к фильму, но тут в театре ее поставили перед выбором: либо спектакли, либо съемки. И она выбрала первое. Правда, ее голос все же прозвучал в фильме – именно Виноградова исполнила все песни Кати Ивановой.
В итоге на главную роль утвердили непрофессиональную актрису – никому не известную студентку филологического факультета Ленинградского государственного университета Светлану Карпинскую. Она попала на съемочную площадку благодаря счастливому случаю: по легенде, однажды в метро ее увидел автор сценария «Девушки без адреса», сатирик Леонид Ленч и сразу же предложил ей главную роль. По его словам, именно такой он и представлял свою героиню, когда работал над сценарием. Сама актриса рассказывала историю куда более прозаичную: она с юности занималась в театральной студии, однажды их спектакль сняли на «Ленфильме», и ассистент режиссера обратила внимание на талантливую актрису. Как бы то ни было, Карпинскую утвердили на главную роль. Рязанова очень расстроил такой выбор, но ему с ним пришлось смириться.
Переживания режиссера были напрасными: дебютантка без актерского образования отлично справилась со своей ролью. С ее героиней у нее оказалось немало общего: она выглядела такой же искренней и наивной провинциалкой, как и Катя Иванова, приехавшая покорять столицу. И у актрисы был такой же «неуживчивый характер». Светлане отчаянно хотелось быть похожей на настоящих кинозвезд, и она очень переживала из-за того, что выглядела в кадре некрасивой: ее одевали в нелепые наряды и запрещали ей гримироваться.
Карпинская сокрушалась: « Рязанов запретил накладывать какой-либо грим. Тогда я очень расстроилась. Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел. А еще Рязанов заставил меня за несколько недель перед съемками срочно сбросить вес, так что приходилось каждое утро начинать с пробежки и сидеть на строгой диете ». Тем не менее попадание в образ получилось стопроцентным, и зрители присылали актрисе мешки восторженных писем. После такого успеха она искренне недоумевала по поводу того, почему Эльдар Рязанов не зовет ее в новые свои фильмы и затаила обиду на режиссера.
Конечно, залогом успеха фильма был и удачно подобранный актерский состав, ведь даже в эпизодах снимались мэтры советского кино: деда главной героини блестяще сыграл Эраст Гарин, модельера из экспериментального ателье – Рина Зеленая, супружескую пару Комаринских – Зоя Федорова и Сергей Филиппов. Они появлялись на экранах всего на несколько мгновений, но этого было достаточно, чтобы зрители тут же запомнили их ярких персонажей и повторяли за ними фразы, ставшие крылатыми: « Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем! » (героиня Рины Зеленой в ателье), « Масик хочет водочки! » (персонаж Сергея Филиппова) и т. д.
В 1958 г. «Девушка без адреса» заняла второе место среди лидеров кинопроката, уступив «Тихому Дону» Сергея Герасимова. Комедию посмотрело 36,4 млн зрителей. Однако, несмотря на всесоюзное признание и зрительскую любовь, сам режиссер так и не изменил своего мнения. Он по-прежнему был убежден в том, что фильм очень проиграл из-за того, что в нем не снялась Людмила Гурченко, и позже не любил вспоминать о своей второй киноработе, считая ее гораздо проще и слабее «Карнавальной ночи».
Однажды в 1980-х гг. Рязанов заявил в интервью, что эта комедия могла бы стать более динамичной, более лиричной и более смешной, если бы на заре своей режиссерской карьеры он мог принимать решения самостоятельно. В своей книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказал о съемках всех своих фильмов, кроме «Девушки без адреса», – очевидно, он считал эту работу незаслуживающей даже упоминания. К счастью, зрители с ним не были согласны – трогательная и лиричная комедия до сих пор вызывает у всех очень теплые чувства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм «Девушка без адреса»: актеры и судьба
В 1957 году режиссер Эльдар Рязанов снял лирическую комедию “Девушка без адреса”, которая полюбилась советским зрителям. Знаменитую песню “Для нее любовь забава” композитора Анатолия Лепина, написанную для картины, поют на любой лад и по сей день.
Песня “Для нее любовь забава” из х/ф “Девушка без адреса”Фильм “Девушка без адреса” рассказывает историю молодого строителя Павла Гусарова, который в поезде познакомился с девушкой и сразу же влюбился. Катя Иванова ехала покорять Москву, но встретила Пашу и решила с ним не расставаться. По прибытии поезда на вокзал влюбленные потерялись, и Паша, зная только начало названия улицы дома девушки, отправляется ее искать в большой Москве.
Актеры, которые сыграли главные роли в картине “Девушка без адреса”, фото звезд, а также как сложилась их судьба — в материале редакции 24СМИ.
Светлана Карпинская (1937 — 2017)
Именно с героини Кати Ивановой в фильме “Девушка без адреса” началась творческая карьера советской и российской актрисы Светланы Карпинской. Когда артистка исполняла эту роль, у нее не было должного образования, зато затем Карпинскую сразу взяли в ЛГИТМиК на второй курс. Во время обучения Светлана Алексеевна не прекращала сниматься. В ее фильмографии появились “Поддубенские частушки”, “Игра”, “На всю оставшуюся жизнь” и др.
С 1992 года Карпинская перестала появляться на экране, всю жизнь она посвятила театру. Даже в момент тяжелой болезни актриса продолжала выходить на сцену, не обращая внимания на рекомендации врачей. В 2017-м Светланы Алексеевны не стало, причиной смерти стала продолжительная болезнь. Карпинская похоронена на Смоленском кладбище.
Николай Рыбников (1930 — 1990)
До главной роли Паши Гусарова в фильме “Девушка без адреса” Николай Рыбников успел прославиться. Зрители запомнили молодого артиста по картинам “Чужая родня”, “Весна на Заречной улице” и “Высота”. Рыбников сыграл персонажей в культовых “Девчатах”, “Им покоряется небо” и “Войне и мире”. Сам актер часто признавался, что готов играть даже Шекспира, но ему часто достаются “одни бригадиры”.
В 70-80-х годах Николая Николаевича стали реже приглашать сниматься, в основном он получал только эпизодических персонажей. Самая яркая роль в период “творческого застоя” Рыбникову выпала в картине “Выйти замуж за капитана”.
В 1990-м стало известно о смерти знаменитого актера. Причиной смерти Николая Рыбникова стал сердечный приступ, актер упокоился на Троекуровском кладбище.
Эраст Гарин (1902 — 1980)
В фильме “Девушка без адреса” советский и российский актер Эраст Гарин сыграл дедушку Кати. Сниматься артист начал еще в 1934 году, а в 1937-м представил экранизацию пьесы Гоголя “Женитьба”, которая получила самые разные отзывы. Эта лента стала дебютной режиссерской работой Гарина, но до нашего времени картина не дожила. После этого Эраст Павлович выступил режиссером “Доктора Калюжного”, “Принца и нищего”, “Обыкновенного чуда” и др.
В 1966 году Гарин попал в аварию, в результате чего ему удалили один глаз, а второй практически ничего не видел. Актера прекратили звать на роли в театре, и он стал озвучивать мультфильмы студии “Союзмультфильм”. В 1980-м Эраст Гарин скончался, похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Юрий Белов (1930 — 1991)
Советский актер Юрий Белов, сыгравший в “Девушке без адреса” друга Паши — Митю, считался одним из самых популярных артистов 50-60-х годов. Ему удавалось получать роли в картинах, которые становились культовыми: “Весна на Заречной улице”, “Карнавальная ночь”, “Гусарская баллада”, “Королева бензоколонки”, “Стоянка поезда — две минуты” и др.
С 1972 года Юрия Андреевича стали реже приглашать на съемки, некогда популярный актер сильно переживал и начал злоупотреблять спиртным. Зарабатывать на жизнь Белову приходилось частным извозом, а его здоровье с каждым днем ухудшалось. В 1991-м Юрий Белов скончался, причиной смерти послужила давняя болезнь сердца. Похоронен артист на Кунцевском кладбище.
Василий Топорков (1889 — 1970)
Советский актер Василий Топорков, сыгравший в “Девушке без адреса” гардеробщика, друга Катиного дедушки, в кино снимался довольно мало. Его больше привлекали театральные подмостки, где он воплотил множество персонажей. Среди картин с участием Топоркова — “Морозко”, “Марионетки”, “Юбилей” и “Испытание верности”.
Василий Осипович преподавал в Школе-студии МХАТ, из-под его “крыла” вышли такие прославленные актеры, как Валентин Гафт, Лев Дуров, Олег Ефремов, Олег Табаков и Евгений Урбанский. В 1970 году Топорков скончался, его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Зоя Федорова (1907 — 1981)
Советская артистка Зоя Федорова сыграла в “Девушке без адреса” довольно яркую роль мещанки “Кусика” Раису Комаринскую, к которой Катя устроилась домработницей. В 1945 году Федорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого вскоре родила дочь Викторию. В 1946-м Зою Алексеевну арестовали по обвинению в шпионаже и приговорили к 25 годам лагерей.
После смерти Иосифа Сталина актрису реабилитировали, и она, воссоединившись с дочерью, продолжила карьеру. В ее фильмографии появились ленты “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”, “Свадьба в Малиновке”, “Москва слезам не верит” и др.
Кончина Федоровой была трагической, ее застрелили в собственной квартире. Дело по факту убийства известной актрисы так и не было раскрыто. Похоронили Зою Алексеевну на Ваганьковском кладбище.
Сергей Филиппов (1912 — 1990)
Знаменитый советский актер Сергей Филиппов в картине “Девушка без адреса” сыграл начальника стройконторы “Масика” Василия Комаринского, цитаты его персонажа моментально стали крылатыми. Практически все роли Филиппова были запоминающимися благодаря его богатейшей мимике и чувству юмора. Среди известных картин с участием Сергея Николаевича — “Укротительница тигров”, “Карнавальная ночь”, “Шофер поневоле”, “Берегись автомобиля”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Спортлото-82”, “Собачье сердце” и др.
В 1965 году у Филиппова диагностировали опухоль мозга, а в 1971-м, перед съемками в фильме “12 стульев”, у него начались сильные боли, и Леонид Гайдай пригласил на его место актера Ростислава Плятта. Филиппов заявил, что будет сниматься сам, успешно отыграв в картине. После этого актер прошел лечение и прожил еще 20 лет. Последние годы жизни Сергей Николаевич провел в одиночестве, а в 1990 году умер от рака.
В фильме “Девушка без адреса” также снимались Рина Зеленая, Светлана Харитонова, Петр Савин, Георгий Георгиу, Лидия Королева и др.
Отрывок из х/ф “Девушка без адреса” — видеоСветлана Карпинская
Биография
Иногда случается, что никому неизвестный актер играет главную роль своей жизни. Наутро, после выхода картины, он просыпается знаменитым. Так случилось и со Светланой Карпинской. Ее звездное имя – «девушка без адреса». Пухленькая, хорошенькая простушка, в пестром платке, потерянная на улицах большого города. Вскоре из гадкого утенка она превратится в прекрасного лебедя.
Детство и юность
Светлана Алексеевна Карпинская родилась в 16 сентября 1937 года в Ленинграде. Родители – историки. Папа Алексей Иванович из семьи священнослужителей Благовещенских. Дед служил в церкви города Ветлуга. Брат отца, священник Александр Иванович Благовещенский, репрессирован в 1937 году. В 20 лет Александр Иванович взял фамилию матери – Карпинский. Учился в Педагогическом институте, где познакомился с мамой Светланы. Мама в эвакуации работала директором школы. Семья пережила блокаду Ленинграда. Папа воевал на Ленинградском фронте. Был ранен, осталась хромота. Семья жила в ленинградской коммуналке.
Светлана Карпинская с родителями
Будущая актриса ходила в драмкружок в ДК им. Кирова. На одном из праздничных концертов во время исполнения стихотворения Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье. » привлекла внимание педагога и популярного артиста Льва Владимировича Шостака. Он сказал юной актрисе, что она талантлива. Комплимент вдохновил девочку. 16-летняя Светлана сыграла в постановке по пьесе Володина «Фабричная девчонка».
Фильмы
После окончания средней школы в 1954 году Карпинская поступила в Ленинградский Государственный университет, на филологический факультет.
Первую роль птичницы Наташи из подмосковного села Поддубны Светлана Карпинская сыграла в картине Герберта Раппапорта «Поддубенские частушки», веселом музыкальном фильме о советской молодежи.
Светлана Карпинская в молодости
В 1957 году произошло решающее в судьбе Светланы Карпинской событие. Девушку пригласили на главную роль в фильм Эльдара Рязанова «Девушка без адреса».
«Девушка без адреса» – веселая комедия о приключениях строителя Павла Гусарова, влюбившегося в поезде в молодую попутчицу Катю Иванову. Выходя на перрон Московского вокзала, он потерял девушку из виду. Сюжет картины завязан на забавных приключениях Пашки в поисках понравившейся девушки. В главной роли – тогда уже очень популярный Николай Рыбников. В фильме снимались актеры Эраст Гарин, Юрий Белов, Зоя Федорова, Рина Зеленая, Сергей Филиппов и др.
Светлана Карпинская в фильме «Девушка без адреса»
Премьера состоялась 8 марта 1958 года. Рязанов, несмотря на популярность картины, назвал ее самой слабой своей комедией. Но зрителям она понравилась. Фильм буквально растащили на цитаты. Чего стоит только одна:
«Что хочет Мусик? Мусик хочет водочки».
Позже Эльдар Рязанов хотел снять Карпинскую еще в одном своем фильме «Берегись автомобиля». Но партнер по картине Иннокентий Смоктуновский («Гамлет», «Дети Ванюшина», «Разлом», «Моцарт и Сольери») был намного старше Светланы. На его фоне артистка выглядела слишком юной. В итоге главную роль сыграла Ольга Аросева. Смоктуновский оказывал знаки внимания молоденькой артистке, часто провожал до дома. Карпинская всегда тепло его вспоминала.
Светлана Карпинская в фильме «Командировка»
После успеха в «Девушке без адреса» Светлану Карпинскую сразу приняли на второй курс Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. Она училась в классе Бориса Вульфовича Зона.
В 1961 году вышел новый фильм с Карпинской в главной роли – «Командировка» Юрия Егорова. Актриса сыграла в дуэте с Олегом Ефремовым («Живые и мертвые», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля»). Фильм рассказывает о командировке в один из советских колхозов инженера-конструктора Михаила Щербакова (Олег Ефремов). Инженер едет проверить работу своего конструкторского детища. Там он знакомится с девушкой Клавой, работающей на пасеке. Командировка затягивается.
Светлана Карпинская и Олег Ефремов
На съемочной площадке у Карпинской и Ефремова сложились сложные отношения. Сама Светлана в одном из интервью сказала, что Ефремов ей не понравился.
«Я люблю красивых мужчин», – сказала она.
Третья удачная картина – «На всю оставшуюся жизнь». Это телевизионный черно-белый фильм, снятый режиссером Петром Фоменко по повести Веры Пановой «Спутники». Вышел в 1975 году и приурочен 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Киноповесть рассказывает о самоотверженном труде во время войны санитарного поезда, прозванного в народе «поездом милосердия».
Светлана Карпинская в фильме «На всю оставшуюся жизнь»
Светлана Карпинская сыграла операционную сестру Фаину. Снялась вместе с Алексеем Эйбоженко (комиссар Данилов), Эрнстом Романовым (начальник поезда доктор Белов), Людмилой Арининой (Юлия Дмитриевна) и др.
Карпинская снялась во второстепенных ролях в фильмах «Длинное, длинное дело» с Евгением Леоновым, «Сладкая женщина» с Натальей Гундаревой, «Грядущему веку», «Среда обитания».
Светлана Карпинская в фильме «Сладкая женщина»
Светлана часто появлялась на Ленинградском телевидении. Она играла в телепостановках «Мертвые души», «Этот милый старый дом», «Захудалое королевство», «Ослиная шкура» и пр.
На главные роли актрису в кино не приглашали. Карпинская в кино осталась «актером одной роли». Чего не скажешь о театре.
Театр
В 1963 году Светлану Карпинскую пригласили работать в Ленинградский театр комедии имени Николая Павловича Акимова. Она провела на его сцене счастливые 50 лет. Перерыв сделала однажды: в 1970 году Георгий Александрович Товстоногов пригласил актрису в БДТ. Карпинская не смогла отказать мэтру, но в 1974 году вернулась в родной ЛТК.
Светлана Карпинская в театре
В театре ей посчастливилось работать с великими режиссерами Петром Фоменко, Романом Виктюком, Юрием Аксеновым, Николаем Акимовым. Сыграла в десятках спектаклей: «Лес», «Этот милый старый дом», «Льстец», «Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нем – облака», «Акселераты», «Тень».
Светлана Карпинская награждена в 2004 году медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С 1986 года – Заслуженная артистка РСФСР. В 2009 году присвоено звание Народной артистки России.
Личная жизнь
Первым мужем Светланы Карпинской был начинающий актер Дмитрий. Его карьера не складывалась. Зависть к актерским успехам жены разрушила брак. Артистом Дмитрий так и не стал. Благо, было еще филологическое образование. Через пять лет семейной жизни пара рассталась.
С Геннадием Воропаевым («Высота», «Олеся», «Контрабанда», «Охота на Золушку») Карпинская познакомилась на съемках фильма «Тень». Светлана играла принцессу, а Геннадий – Ученого. На момент знакомства оба состояли в браке. Карпинская – четвертая жена Воропаева.
Светлана Карпинская и Геннадий Воропаев
До Светланы актер был женат на литовской актрисе Татьяне Ионас, балерине Алле Осипенко, актрисе Нине Ургант. Последняя, по ее словам, выгнала Воропаева после семи лет совместной жизни из-за частых пьянок Геннадия.
Карпинская была гражданской женой Воропаева. Брак не был безоблачным: частые измены мужа приводили к скандалам и расставаниям. Но спустя время пара опять сходилась – Светлана очень любила мужа. Актриса в одном интервью вспоминала, как однажды на день прилетела на вертолете проведать любимого на съемки фильма «Вертикаль» в горах. Позже она узнала, что сразу после ее отбытия Воропаев перебрался в палатку к девушке-альпинисту.
Светлана Карпинская с дочкой Катей
Окончательный разрыв произошел, когда Светлана вынашивала ребенка. Родилась девочка Катя. Отец даже не пришел взглянуть на новорожденную. Обида на мужа не оставляла актрису:
«Боль и обида убили мои чувства. И только когда он умер, у могилы я смогла все ему простить».
Екатерина подарила Карпинской двух внуков: Алексея и Михаила.
Смерть
В последнее время актриса тяжело болела, лежала в больнице. После выписки продолжала выходить на сцену. Играла в спектакле «Ретро» в главной роли. На уговоры внука Алексея (врача по профессии) поберечься отмахивалась:
«Только актеры могут понять, что сцена лечит».
За год до смерти Светлана Карпинская перестала выходить на сцену. 18 февраля 2017 года на 80-м году жизни актриса умерла.
Похороны Светланы Карпинской
Об утрате сообщили в родном театре актрисы, на Невском. Отпевание и похороны прошли 22 февраля на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. У могилы покойной добрые слова прощания произнесли деятели кино и театра.