актер должен был неожиданно для себя заменить
Блок І
Задание № 1. Определите вид памяти.
1. После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома.
2. Как-то раз актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучил его роль: во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им улетело, как он выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была им совершенно забыта.
3. Для того чтобы учащиеся легче запомнили последовательность смены цветов в спектре, учитель просил их заучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждое слово этой фразы начинается с той же буквы, что и названия цветов.
4. Исследователи изучали запоминание у учеников X класса. В одном случае текст просто читали три раза подряд, в другом — испытуемые знакомились с планом текста, а сам текст читали один раз, в третьем — после однократного чтения просили учащихся составить план. Во всех случаях перед испытуемым не ставили специальной задачи запомнить текст.
Результаты запоминания представлены в процентах: 72, 58, 70.
Задание № 2. В рассказе И. Круга «Торопись не спеша» представлены все четыре классических типа темперамента. Определите, каким типом темперамента обладает каждый странник.
Задание № 3. Имеются пять основных способов, с помощью которых люди изучают мир. Мы можем видеть, слышать, ощущать, обонять и чувствовать вкус. Информация, которую дают нам органы чувств, воспринимается репрезентативными системами:
Визуальная система (зрение);
Аудиальная система (слух);
Кинестетическая система (телесные ощущения);
Осмическая система (обоняние и вкус).
Система, которая используется нами чаще других, перерабатывает больше всего информации, называется предпочитаемой репрезентативной системой. Предполагается, что ее можно определить, если при разговоре обращать внимание на слова-индикаторы собеседника.
Слова-индикаторы, отражающие преобладание:
1) визуальной репрезентативной системы.
глаголы: смотреть, видеть, появляться…
прилагательные: красный, желтый, красивый…
существительные: вид, цвет, блеск…
2) аудиальной репрезентативной системы:
глаголы: слышать, шептать, оглушать, звучать…
наречия: тихо, звучно, крикливо…
прилагательные: звенящий, громкий…
существительные: голос, тон, звук…
3) кинестетической репрезентативной системы:
глаголы: чувствовать, сидеть, бежать, брать…
наречия: тепло, близко, тревожно…
прилагательные: мягкий, тяжелый…
существительные: ощущение, чувство…
4) осмической репрезентативной системы:
глаголы: нюхать, попробовать, раскусить…
наречия: вкусно, сочно, ароматно…
прилагательные: кислый, горький…
существительные: запах, вкус…
Определите ведущую репрезентативную систему автора каждого из высказываний, приведенных ниже.
1. Под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян.
2. Оно блестело, сияло, переливалось всеми цветами радуги.
3. Меня глубоко тронули твои слова. Спасибо за заботу. Я чувствую себя хорошо.
4. Приятное смешение ароматов царило в саду: сладкий запах одуванчиков и нежной зелени, теплого парного молока и свежего хлеба.
5. Среди полнейшей тишины прозвучал выстрел.
6. Сиянье звезд укажет нам дорогу.
7. Посмотрел я на них: мелькают перед глазами учителя, делают вид, что работают.
8. Его мучило тягостное ощущение беспомощности, безысходности.
В данном блоке приведены возможные ответы на вопросы, требующие теоретических знаний. Ответы на вопросы, требующие рассуждений необходимо оценивать исходя из глубины знаний участников и полноты раскрытия.
— Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама.
— Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила на улицу.
Дальше Таня вспоминает:
«В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки. Мы увлеклись разговором и сразу не заметили ее.
— Девочки, — слышу, говорит кто-то грубым голосом, — вы бы уступили место женщине с сумками. Вот молодежь пошла!
— Вот еще! — резко ответили мы.
Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.
В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.
— Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. — На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок. »
1. Прокомментируйте поведение Кати в транспорте. О каких особенностях подросткового возраста говорит такое поведение девочек и их реакция на замечания?
2. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
Прочитайте высказывания подростков:
«Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются. Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь. Наше время — это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».
«Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого «чего-то». Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно — или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»
1. О чем свидетельствуют эти суждения?
2. Сравните суждения и сделайте выводы.
3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?
4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?
Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит, сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:
—Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь.
1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?
2. Как помочь Кате в решении ее проблем?
3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?
Заниженная самооценка, несоответствие нормам и требованиям референтной группы.
Объясните с точки зрения мотивации обучения в школе, как вы понимаете пословицу «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».
Память человека
Результаты тонких экспериментов известного английского психолога Ф. Бартлетта, оказавшие большое влияние на всех исследователей памяти, также находятся в определенном противоречии с ассоциативной теорией. Этому исследователю удалось показать, что при запоминании удерживается лишь некоторая основа воспринимаемого и связанный с нею эмоциональный фон. Остальное подвергается определенной переработке в сторону упрощения, схематизации, обеднения деталями. Воспоминание не представляет собой простую копию первоначального впечатления и возникших ассоциаций, а обязательно включает элемент обобщения, основанного на прошлом опыте.
Все это заставляет считать, что теория ассоциаций не является исчерпывающей для раскрытия явлений памяти.
Представители одного из более поздних направлений психологии, так называемой гештальтпсихологии (от слова Gestalt — целостная форма), к которому относился
б и известный немецкий психолог Курт Левин, ведущее значение в процессе запоминания придавали объективной организации материала, в частности пространственной его организации, игнорируя по существу роль других факторов в осуществлении этого процесса. Гештальт- психологи, так же как и представители ассоциативной теории, не придавали должного значения активности процесса запоминания как важнейшей предпосылке для запоминания, связанной с интересами человека и поставленными задачами. Роль этих факторов в организации функции памяти была убедительно показана работами отечественных психологов. Удалось экспериментально установить, что продуктивность запоминания зависит от того, была ли перед испытуемым поставлена какая-то цель, определенная мнемоническая задача. Выяснилось, что роль таких установок в процессе запоминания очень велика. Все то, что мы считаем необходимым запомнить, запечатлевается лучше и сохраняется в памяти дольше. Можно много раз что-нибудь слышать и видеть, но не удержать в памяти, если это не входит в круг интересов испытуемого или перед пим не ставится задача запомнить услышанное. Указывается, например, что ориентация человека на точность или на длительность запоминания имеет иногда решающее значение. А. А. Смирнов приводит такой пример: «Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно». Это подтверждается и в научном эксперименте. Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день; а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше. Таким образом, степень запоминания находится в тесной зависимости от установки и определяется той целью, которую ставит перед собой заучивающий. Чем сознательнее эта установка, тем лучше результаты запоминания.
ПСИХОЛОГИЯАктер должен был неожиданно для себя заменить товарища и в течение одного дня выучил его роль : во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им «словно губк?
Актер должен был неожиданно для себя заменить товарища и в течение одного дня выучил его роль : во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им «словно губкой стерло из памяти», и роль была им совершенно забыта.
Почему актер забыл роль?
Потому что действовала кратковременная память.
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица свои роли поют в сопровождении симфонического оркестра – это?
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица свои роли поют в сопровождении симфонического оркестра – это?
Музыкальный спектакль где артисты свои роли поют?
Музыкальный спектакль где артисты свои роли поют.
Какой актер больше всех раз сыграл роль Джеймса Бонда?
Какой актер больше всех раз сыграл роль Джеймса Бонда?
В каких фильмах он появлялся?
Искусство, помогите пожалуйста, очень нужно?
Искусство, помогите пожалуйста, очень нужно.
1. какую роль играет изображение в кино по сравнению со спектаклем?
2. В чем проявляются изобразительные средства кино в данном виде искусства?
(Синтез искусств в театре и кино).
Помогите ответить на вопрос : Какую роль сыграли исследования Авиценны для дальнейшего развития психологии?
Помогите ответить на вопрос : Какую роль сыграли исследования Авиценны для дальнейшего развития психологии?
Роль памяти в познавательной деятельности человека?
Роль памяти в познавательной деятельности человека.
В давние времена, когда не было электричество все устраивали в светлое время и спектакли?
В давние времена, когда не было электричество все устраивали в светлое время и спектакли.
Предложи как удавалось ставить спектакли, в которых действие происходит ночью.
В давние времена, когда не было электрического света, все мероприятия устраивали в светлое время суток?
В давние времена, когда не было электрического света, все мероприятия устраивали в светлое время суток.
Даже спектакль проходил днем.
Как удавалось ставить спектакли, в которых действие происходит ночью?
Закончите фразу : “Киноискусство и театр близки между собой ……”…?
Закончите фразу : “Киноискусство и театр близки между собой ……”
По своей художественной природе.
… по содержанию различных синтетических форм.
… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.
… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.
Задание №1
Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности.
Первая: личность формируется обществом; что касается и биологических особенностей человека, то они не оказывают на этот процесс существенного влияния
Вторая: личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
Какую из указанных точек зрения следует считать правильной?
Задание №2
Определите вид памяти.
После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома.
Один из преподавателей спросил студента:
— Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я привел в прошлой лекции?
— Я предположил, что вы можете что-то забыть, но вы все слова изменили. Я попросил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан».
Почему актер забыл роль?
Задание №3
Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.
а) Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.
б) Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах.
в) Свойства характера есть ничто иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности.
г) Свойства характера есть ничто иное, как отношение личности к определнным сторонам деятельности.
д) Свойства характера есть ничто иное, как определенные способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
е) Характер индивидуально своеобразен.
ж) Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
Задание №4
Определите тип темперамента:
Для этого типа темперамента характерными являются высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Эмоциональные переживания неглубоки, а его подвижность часто мешает сосредоточенности.
Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровность, постоянством и глубиной чувств настроений.
Данный тип темперамента отличает сдержанность и приглушенность речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении с преобладанием отрицательных эмоций. Ему свойственны эмоциональная ранимость и некоторая замкнутость.
Константность проявляется в том, что:
а) мы воспринимаем предметы окружающего мира как относительно постоянные;
б) воспринимаемые предметы зависят от окружающих условий;
в) человек способен ориентироваться в окружающем мире.
Какие еще вы знаете особенности восприятия? Перечислите их.
Прочитав слова каждого ряда, вычеркнуть «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова:
Собака, корова, овца, кошка.
Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло.
Какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы перейти к правильным обобщениям?
Определите виды возрастных изменений.
Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования.
Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.
Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.
Соотнесите критерии периодизации психического развития с их авторами.
Особенности конституции растущего организма
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование
Становление идентичной личности
О каких свойствах восприятия можно вспомнить, читая следующие строки, написанные Ольгой Скороходовой:
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше – чувств живых простор:
Гибким и послушным. Жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Выберите из приведенных утверждений те признаки, которые характерны для понятия «ведущий тип деятельности»:
наличие цели в деятельности;
деятельность, которой больше всего любит заниматься ребенок;
личность больше время занята этой деятельностью;
деятельность, которая обуславливает главное, важнейшее изменение в психике ребенка;
деятельность, овладение которой легче всего и доступнее ребенку;
деятельность, которая представляет большой интерес для ребенка.
Обоснуйте свой ответ.
Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Обоснуйте свой ответ.
Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая моторная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, сила нервной системы.
Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?
Задание №1
Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности.
Первая: личность формируется обществом; что касается и биологических особенностей человека, то они не оказывают на этот процесс существенного влияния
Вторая: личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
Какую из указанных точек зрения следует считать правильной?
Задание №2
Определите вид памяти.
После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома.
Один из преподавателей спросил студента:
— Вы запомнили, как мы об этом договаривались, ту самую фразу, которую я привел в прошлой лекции?
— Я предположил, что вы можете что-то забыть, но вы все слова изменили. Я попросил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан».
Почему актер забыл роль?
Задание №3
Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.
а) Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.
б) Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах.
в) Свойства характера есть ничто иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности.
г) Свойства характера есть ничто иное, как отношение личности к определнным сторонам деятельности.
д) Свойства характера есть ничто иное, как определенные способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
е) Характер индивидуально своеобразен.
ж) Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
Задание №4
Определите тип темперамента:
Для этого типа темперамента характерными являются высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Эмоциональные переживания неглубоки, а его подвижность часто мешает сосредоточенности.
Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровность, постоянством и глубиной чувств настроений.
Данный тип темперамента отличает сдержанность и приглушенность речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении с преобладанием отрицательных эмоций. Ему свойственны эмоциональная ранимость и некоторая замкнутость.
Константность проявляется в том, что:
а) мы воспринимаем предметы окружающего мира как относительно постоянные;
б) воспринимаемые предметы зависят от окружающих условий;
в) человек способен ориентироваться в окружающем мире.
Какие еще вы знаете особенности восприятия? Перечислите их.
Прочитав слова каждого ряда, вычеркнуть «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова:
Собака, корова, овца, кошка.
Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло.
Какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы перейти к правильным обобщениям?
Определите виды возрастных изменений.
Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования.
Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.
Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.
Соотнесите критерии периодизации психического развития с их авторами.
Особенности конституции растущего организма
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование
Становление идентичной личности
О каких свойствах восприятия можно вспомнить, читая следующие строки, написанные Ольгой Скороходовой:
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше – чувств живых простор:
Гибким и послушным. Жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Выберите из приведенных утверждений те признаки, которые характерны для понятия «ведущий тип деятельности»:
наличие цели в деятельности;
деятельность, которой больше всего любит заниматься ребенок;
личность больше время занята этой деятельностью;
деятельность, которая обуславливает главное, важнейшее изменение в психике ребенка;
деятельность, овладение которой легче всего и доступнее ребенку;
деятельность, которая представляет большой интерес для ребенка.
Обоснуйте свой ответ.
Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Обоснуйте свой ответ.
Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая моторная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, сила нервной системы.
Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?