актер этуш фронтовые фото
Фронтовые фото советских актёров. Этуш, Басов, Зелёная, Катин-Ярцев, Гринько
Владимир Абрамович Этуш записался добровольцем на фронт в конце сентября 1941 года. Сражался на горных перевалах Кавказа, освобождал южные города и Украину от фашистских захватчиков.
За мужество, проявленное в боях, награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями. В 1943 году под Токмаком (село Жовтневое) в Запорожской области был тяжело ранен. После госпиталя получил вторую группу инвалидности и был комиссован
20 июня 1941 года Владимир Басов окончил школу. На следующий день он пришёл во ВГИК, узнать правила приёма. Но вмешалась война
В начале войны Басов получил приглашение в Театр Красной Армии, но он отказался
Он ушел на фронт в 1942 году. В 1943 году он уже был лейтенантом интендантской службы 4-й отдельной стрелковой бригады
Но мысли о театре не оставляла его и на войне. Басов организовал самодеятельный ансамбль, который давал концерты солдатам прямо в землянках, окопах, лужайках
Закончил войну в звании капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.
Екатерина Зеленая (настоящее имя актрисы, сыгравшей знаменитую черепаху Тортилу) в атаку не ходила и гитлеровцев лично не била. Но свой вклад в копилку Победы она тоже внесла немалый. В составе концертных бригад артистка московской госэстрады постоянно находилась на фронте. В наградном листе к ордену Красной Звезды написано: «Находясь на 4 Украинском фронте т. ЗЕЛЕНАЯ вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83 концертах для рядовых, офицеров и генералов»
Осенью 1945-го актриса побывала в Берлине, где, по собственному признанию, расписалась на Рейхстаге
Первую свою награду, медаль «За боевые заслуги», Юрий Катин-Ярцев получил в октябре 1944-го. А в мае 1945 года был награждён орденом Красной звезды. Позднее Юрий Васильевич получил еще одну награду: медаль «За победу над Германией». Демобилизовался он лишь в 1946 году
К сожалению фронтового фото Николая Гринько я не смог найти. Это кадр из фильма «Приказ: огонь не открывать». Но он тоже фронтовик. В 1940 году Николай Гринько призван в РККА, направлен в 619 БАО. На фронте Гринько служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия. Но артистическую натуру не может остановить даже война. В наградном листе к медали «За боевые заслуги» написано: «Тов. Гринько Николай Григорьевич показал себя как дисциплинированный, выдержанный боец Красной Армии. Гринько является организатором художественной самодеятельности обслуживаемого полка, политически развит хорошо»
Вот такой вот «Буратино»!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Артисты на войне: как Владимиру Этушу однополчане помогли придумать образ товарища Саахова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Владимир Этуш стал одним из первых свидетелей начала войны, сам того не подозревая. Вечером 21 июня он вместе с другими студентами праздновал окончание сессии и домой возвращался уже под утро. Ему навстречу со стороны Манежной площади пронеслась машина с германским флажком. Уже потом он понял, что это была машина посла Германии в СССР, который только что вручил меморандум об объявлении войны. В полдень Владимиру Этуша разбудила мама и сказала, что по радио объявили о начале войны.
Как студенту Щукинского училища Владимиру Этушу полагалась бронь, но он все же решил пойти на фронт добровольцем. До войны он занимался немецким, поэтому поступил на курсы военных переводчиков. Потом он стал замначальником отдела разведки 70-го укрепрайона, оборонявшего Ростов. Позже он так объяснял свое решение пойти на фронт: «Понимаете, когда видишь аэростатные ограждения, заклеенные крест-накрест окна, светомаскировку и хмурые, озабоченные лица, как-то меняется психология, и это не ура-патриотизм – все гораздо сложнее. Увидел во время талантливого, чрезвычайно популярного в то время спектакля «Фельдмаршал Кутузов», в котором мы тоже принимали участие, что зрителей в зале почти не оказалось. Я был потрясён! И понял: стране не до театра. Это тоже стало толчком, чтобы на следующий день я отправился в военкомат».
О войне у него осталось много воспоминаний, но одно из них самое сильное: «Каждый раз, когда я воскрешаю его в памяти, меня охватывает дрожь и возникает комок в горле. Представьте себе: не отвоевав Сталинград, немцы испугались, что мы отрежем их от Кавказа, и начали отступать. Они отступают, а мы их гоним. И вот такой локальный момент: на рассвете мы заняли село, которое долгое время находилось под немцами. На крыльцо своего дома вышла какая-то бабка, и я к ней подошел, попросил попить – мы ведь всю ночь шли, жажда мучила. А бабка так изумилась, что я не немец, что только воскликнула: «Миленький ты мой!», потом плюнула на свой платок и протерла мне все черное лицо. Вот что тут, казалось бы, такого? А я не могу об этом спокойно говорить!».
Актер признается в том, что чувство страха не покидало его все время, пока он был на войне, но умение находить смешное даже в страшном и смеяться над этим помогало выжить и не сойти с ума. В боях за Азов их обоз с провизией отстал, и все, что у них было съестного, – только пшенная крупа. Ее и пришлось есть целый месяц. Бойцы даже в этих условиях не теряли способность шутить: «У нас питание – как в ресторане: суп из пшенки, шашлык из пшенки, компот из пшенки. ». С тех пор актер ненавидит пшенку и никогда ее не ест.
По распределению Владимир Этуш попал в Северо-Кавказский военный округ. С этого момента для него началась настоящая война. Благодаря однополчанам, которых он там встретил, позже родился образ товарища Саахова в «Кавказской пленнице». Ведь это актер предложил идею, чтобы его герой говорил с акцентом, в котором угадывался и грузинский, и армянский, и азербайджанский. А говорить он так научился у своих однополчан на Кавказе.
«Кавказская пленница» сделала Этуша национальным героем на Кавказе и в Закавказье. Актер вспоминает: «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен – мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришёл на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов – это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего. И всем было приятно. Особенно мне».
Он прошел с боями от Тбилиси до Запорожья. Война для Владимира Этуша закончилась в 1943 г., когда в селе Жовтневом под Токмаком Запорожской области он получил тяжелое ранение в бою. Пуля повредила кости таза, и в течение полугода актер проходил лечение в четырех госпиталях. После этого его комиссовали и дали вторую группу инвалидности. С тех пор День Победы он отмечает часто вместе с собственным днем рождения. И говорит, что отделить свою жизнь от жизни страны просто невозможно…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Мою пулю принял товарищ, как это забыть. » Актер Владимир Этуш о войне, фронте, жизни, смерти и Дне Победы
Этот и другие материалы рубрики «Победа» мы публикуем к 70-летию окончания Великой Отечественной. Рубрика устроена таким образом, что рассказать о своих ветеранах в ней может каждый, добавив тем самым собственный фрагмент в мозаику лиц войны. Для этого нужно пройти по ссылке «Победа» и добавить свой рассказ к галерее уже опубликованных личных историй (кнопка справа). Одновременно мы публикуем размышления о войне и Победе тех, кому, на наш взгляд, действительно есть что сказать.
Родился 6 мая 1922 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Участник Великой Отечественной войны. Награжден многочисленными орденами и медалями, включая ордена Красной Звезды и Великой Отечественной войны I степени и Александра Невского, медали за «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа».
Я не знаю, как говорить о войне, чтобы это было понятно всем. Наверное, понять войну можно только на уровне чувств. Великая Отечественная — это событие, в которое была вовлечена вся страна, каждый наш человек. Эта часть истории, она настолько пронзительна, что ее невозможно преподнести как-то иначе, кроме как с великим трепетом, с великой болью. И со своей стороны, я не понимаю людей, пытающихся что-то «переосмыслить», поумничать на эту тему.
Что такое война для меня? Представьте: я совсем юный актер, мне 18 лет. Я эдакий баловень судьбы, предвоенный год для меня складывается прекрасно: чудесный вахтанговский театр, выдающиеся коллеги-актеры, любовные похождения, ночные гулянки.
И вот война, начало которой помню в мельчайших деталях. 22 июня 41-го года в пятом часу утра я возвращался по пустынной Москве домой с очередной вечеринки. Спустился по улице Горького на Манежную площадь и вдруг увидел огромный черный автомобиль посольства Германии, который несся со стороны Кремля. До сих пор помню флажок со свастикой, трепетавший на ветру. Я, по своей мальчишеской наивности, не придал этому эпизоду значения. Уже позже понял, что стал невольным свидетелем проезда немецкого посла фон Шуленбурга, который минутами ранее вручил Молотову меморандум об объявлении войны Советскому Союзу.
Только в районе обеда того же дня узнал о бомбежках Киева и Минска и о том, что прежняя, мирная, жизнь завершилась. Что ощутил я поначалу? Жуткий, колотящий страх, который до сих пор чувствую буквально кожей. Этот ужас прошел быстро: начались военные будни, которые для меня выражались в тушении «зажигалок» на крыше Щукинского училища и рытье противотанковых рвов.
На оборонные работы меня вместе с другими студентами отправили спустя неделю после начала войны. Рыли окопы и эскарпы под Вязьмой. Уже там я понял, что тревожное время всегда показывает каждого человека в его истинном облике: среди нас, земляных рабочих, были настоящие трудяги и патриоты, а были и симулянты, лодыри, плуты…
В конце сентября 41-го мы играли в театре спектакль на военную тему — «Фельдмаршал Кутузов». В зале присутствовало всего 13 зрителей! Хорошо помню свое шоковое состояние. Я вдруг осознал, что в такой трагический для страны период людям не до театра. И на следующий день в военкомате записался добровольцем на фронт.
Я немного знал немецкий, поэтому первые четыре месяца службы провел в школе военных переводчиков в городе Ставрополе-на-Волге. Ныне такого населенного пункта нет, он затоплен после сооружения Куйбышевской ГЭС. По распределению я попал в Северо-Кавказский военный округ. Настоящая война началась для меня именно с этого момента.
Мое лейтенантское звание поспособствовало тому, что из переводчика я преобразился в заместителя начальника отдела разведки 70-го укрепрайона, оборонявшего Ростов. Через месяц после моего прибытия в часть немцы прорвали Воронежский фронт: наши войска стремительно отступали на Кавказ, и все разом хлынули через единственный мост в районе Аксая. Комендантом этого моста назначили именно меня.
Эта летняя переправа 1942 года до сих пор стоит перед глазами. Нескончаемый поток войск, текущий через узенькую тропку моста, и постоянные бомбежки. Немец, разумеется, был осведомлен о стратегическом значении переправы и не давал нам расслабиться ни на сутки. Я все время находился на самом мосту, регулируя движение колонн, и, как выяснилось, это было самое безопасное место! Наша зенитная охрана не давала фашистской авиации снижаться для прицельного бомбометания, поэтому взрывы гремели где угодно, но в мост немцы так и не попали.
Потом были бои за Аксай, в ходе которых я получил первые фронтовые навыки. А затем — наше долгое и тяжелое отступление через Кавказский хребет. Днем жара, ночью — жуткий холод, а обмундирование к таким походам не приспособлено. С едой в горах было тоже неважно, поэтому голод в том переходе стал обычным делом. Люди слабели, засыпали на ходу, иногда срывались в пропасть — особенно по ночам, когда километрами приходилось передвигаться по «карнизам» вдоль отвесных скал.
Вообще, прошло много лет, но до сих пор помнится одно главное, тягостное ощущение от войны — это нестерпимая, свинцовая, постоянная усталость. Мы никогда не бывали сытыми и никогда не бывали выспавшимися. И временами все — и командиры, и бойцы — от утомления просто валились с ног.
Вспоминаю один характерный случай, врезавшийся в память. Это был 1943 год, зима. Я на тот момент являлся помощником начальника штаба полка по разведке в Закавказском округе. После Сталинграда немцы стали отходить с Кавказа, поскольку боялись попасть в котел, как армия Паулюса. Наши войска перешли в наступление, выдавливали немцев от Грозного, но продвижение было тяжелым. Целыми днями шли серьезные бои. Я участвовал в допросе пленного гитлеровца, и это продолжалось невероятно долго — до глубокого вечера. После его окончания еще час провел в штабе, а затем навалилась такая усталость, что, выйдя на морозный воздух, я хотел только одного — где-нибудь поспать. Зашел в соседнюю избу в нашем лагере и обомлел: в жарко натопленном помещении спали немецкие пленные вперемешку с нашими командирами! На железной кровати храпели двое немцев, у них в ногах поперек кровати спал наш начальник химслужбы, на полу рядом, ничком — начальник полковой разведки, а на его, простите, ягодицах покоилась голова еще одного пленного гитлеровца, тоже спящего. Картину довершал караульный, который дремал, сидя на табуретке и прислонив автомат к одному из спящих немцев… Словно и не было войны, врагов и противников. Спали вповалку измученные, смертельно усталые люди.
Позже выяснил, что Семенов — болгарский иммигрант, революционер, приговоренный к смерти на родине и нашедший пристанище в Советской России. Его настоящее имя — Янко Митев. С ним мы сдружились и даже встречались после войны в Болгарии. Он рассказывал, как в 1937 году в Москве его арестовали, обвиняли в шпионаже, проводили изнурительные многочасовые допросы. Какое-то время он провел в тюрьме… Самое интересное, что Митев-Семенов, несмотря на все притеснения и арест, остался убежденным сталинистом. Объяснить это с точки зрения логики невозможно. Наверное, надо жить в то время, чтобы понять…
На войне время сжимается, иногда кажется, что за сутки ты прожил целую жизнь. Поэтому есть вещи, которые уже стерлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда. Боев было много, и мне, лейтенанту, приходилось и бежать с винтовкой в руках, и командовать пулеметным расчетом, и лежать в обороне в цепи солдат. Однажды в такой цепи мой сосед, один из бойцов нашего полка, получил ранение в легкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Необходимо было его приподнять, чтобы облегчить страдания. Я попытался это сделать, и вдруг его голова упала мне на грудь. Другая пуля, предназначенная мне, угодила в него… Как мне это забыть?
Под Запорожьем в 43-м война для меня закончилась. Я получил тяжелое ранение. Это случилось сразу после награждения орденом Красной Звезды. Мы ждали сигнала к наступлению, сидели в окопах. Выбрали время затишья для вручения наград солдатам и офицерам, приехал комдив. Я, как назло, на построении не присутствовал — отлучился… А когда вернулся, немцы начали такой бой, каких до того момента я не припомню: все перед нами взрывалось и сверкало, как салют. Нужно было менять позиции, и мы побежали. Вдруг командир полка на бегу сует мне коробочку: «Этуш, забери свой орден! Черт знает, может, тебя убьют, а может, меня убьют. »
Потом было четыре госпиталя, полгода лечения. Выяснилось, что у меня разбиты кости таза. Меня комиссовали и дали вторую группу инвалидности. Восстанавливался уже в Москве. А в 1944-м, в старенькой шинельке и с палочкой, я появился на пороге родного Щукинского училища. Меня ждали новые роли…
День Победы я отмечаю всегда, иногда вместе с собственным днем рождения. Может ли этот праздник потерять для меня свою ценность? Могу ли я забыть войну? Свою жизнь от жизни страны мне не отделить. И слава Богу, что так.
Актёр и воин. Как воевал Владимир Этуш
12 марта в Москве простились с Владимиром Абрамовичем Этушем. Актер, знакомый и любимый десятками миллионов россиян самых разных поколений, скончался 9 марта в возрасте 96 лет. Товарищ Саахов, Семен Семеныч Шпак — самые известные роли артиста. А ведь Этуш был не только и не столько киноактером — с его участием вышло огромное количество театральных спектаклей. Вклад Владимира Этуша в советское и российское театральное искусство огромен.
Девяносто шесть лет – практически предел человеческой жизни. Чуть-чуть не хватило до века. И какая это была жизнь: яркая, интересная, долгая, насыщенная самыми разными событиями. Владимир Абрамович Этуш творил, работал, любил и воевал. Связать свою жизнь с театральным искусством Владимир Этуш мечтал еще в детстве. Играл в школьной художественной самодеятельности. Правда, задумывался о карьере не актера, а режиссера. В 1940 году Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища. Но в судьбу юноши, как и миллионов его ровесников, вмешалась война. И именно о военных страницах в биографии Владимира Абрамовича мы и попытаемся рассказать более подробно.
Когда 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Володе Этушу было всего девятнадцать лет. Уроженец Москвы, Владимир Этуш родился в интеллигентной еврейской семье Абрама Шахновича и Раисы Константиновны Этуш. До революции Абрам Этуш был предпринимателем, в годы НЭПа держал галантерейный цех, а затем перешел в сферу строительства. Мать актера Раиса Этуш (Шмульян) работала кассиром в фотоателье.
Занимавшийся со школьных лет самодеятельностью, в 1940 году юный Володя Этуш смог реализовать свою мечту – он поступил в Щукинское училище. Сыграло свою роль знакомство с племянницей главного режиссера Театра им. Вахтангова Рубена Симонова. Хотя Этуш просто приятельствовал с девушкой, Симонов, тем не менее, оказал молодому человеку поддержку. И Володя оказался в Щукинском, буквально в двух шагах от своей мечты. Но война стала растянувшимся и совсем не академическим «отпуском» Владимира.
Владимир Абрамович вспоминал, как встретил первый день войны. Он возвращался с вечеринки и вдруг увидел проносящийся по московской улице автомобиль с флажком гитлеровской Германии. Лишь потом он понял, что стал свидетелем проезда посла Германии фон Шуленбурга, который в этот день вручил руководству МИД СССР меморандум об объявлении войны Советскому Союзу.
Уже через неделю после начала войны московских студентов, и Этуша в их числе, отправили на оборонные работы. Предстояло рыть окопы под Вязьмой. В тяжелых условиях, неприученные к подобному физическому труду, московские студенты, тем не менее, трудились, выкладывались по полной. И параллельно не забывали о своих основных занятиях.
Так, в конце сентября 1941 года Владимир Этуш играл в спектакле «Фельдмаршал Кутузов». В зале было всего 13 зрителей. И Владимир Абрамович, вспоминая впоследствии тот спектакль, говорил, что в этот момент и понял – людям не до театра, страна переживает очень сложный период. На следующий день Владимир Этуш отправился в военный комиссариат.
На фронт Этуш, как и многие его сверстники, попросился добровольно. В то время считалось как то неправильно оставаться в тылу, когда сотни тысяч советских парней были мобилизованы на фронт. Уходили добровольцами даже девушки, что уж говорить о парнях и мужчинах.
Девятнадцатилетний Этуш как парень грамотный, немного владевший немецким языком, да еще и актер по профессии, был направлен в школу военных переводчиков в город Ставрополь на Волге (сейчас этого города нет, он был затоплен после сооружения Куйбышевской ГЭС). Потребность в специалистах такого профиля на фронте была очень высока – люди со знанием немецкого языка использовались не только для допросов пленных и чтения попавших в руки к красноармейцам документов, но и для ведения разведки.
Обучение в школе велось по ускоренной программе – четыре месяца, и в войска. Новоиспеченный лейтенант Владимир Этуш был распределен на Северный Кавказ – в стрелковый полк. Вскоре из военного переводчика он был переведен на должность заместителя начальника разведки 70-го укрепленного района, оборонявшего Ростов-на-Дону.
Спустя месяц началось стремительное наступление германских войск, сумевших прорвать Воронежский фронт. Части Красной Армии отступали на юг, через Ростов-на-Дону. Одним из главных маршрутов отступления был Аксайский мост через реку Дон. И именно лейтенант Владимир Этуш был назначен комендантом Аксайского моста.
Уже будучи пожилым человеком, Владимир Абрамович Этуш признавался: летняя переправа 1942 года через Дон навсегда осталась у него в памяти. Советские солдаты отступали по узкому мосту, а немецкая авиация постоянно бомбила переправу. Сам Этуш все время, с небольшими перерывами на сон, находился на самом мосту и регулировал движение красноармейских колонн на юг. Поскольку зенитная артиллерия тщательно обороняла переправу, именно к мосту гитлеровская авиация так и не приблизилась.
Довелось Владимиру Этушу поучаствовать в тяжелых боях за Аксай, а затем в отступлении частей Красной Армии через Кавказский хребет. Это был еще тот путь – днем жарко, ночью холодно, чувство голода и невероятной усталости. Бойцы и командиры, как вспоминал Этуш, никогда не были выспавшимися и сытыми. В бою за Аксай и в походе на Кавказ 20-летний лейтенант Владимир Этуш, вчерашний студент-театрал, и получил первые боевые навыки.
Навсегда остался в памяти Владимира Абрамовича Этуша и его фронтовой командир. Андрей Николаевич Семенов командовал 581-м стрелковым полком, где Этуш служил помощником начальника штаба полка по тылу. Актер вспоминал, что полк на всем фронте был единственным, называемым не по номеру, а по фамилии командира – Семеновским. Настолько велик был авторитет командира полка, которого уважали и любили и рядовые солдаты, и штабные офицеры.
В составе 581-го полка Этуш прошел дорогами войны от Осетии до Азовского моря. Сдружился с командиром полка Семеновым и узнал, что тот – болгарский иммигрант-коммунист, который в родной Болгарии был приговорен к смерти и поэтому перебрался в Советский Союз. В действительности советского офицера Семенова звали Янко Митев.
После поражения под Сталинградом немецкие армии постепенно поползли на запад. Невероятными усилиями, ценой сотен тысяч человеческих жизней, но их теснили части Красной Армии, освобождая пядь за пядью родную землю, очищая ее от нацистских захватчиков. Часть, в которой служил Этуш, пробивалась с боями с Северного Кавказа, участвовала в освобождении Ростова-на-Дону, а затем двинулась дальше – на Донбасс.
За бои на территории Донецкой области УССР лейтенант Владимир Этуш получил орден Красной Звезды. Он был награжден им в соответствии с приказом № 027/Н от 19 сентября 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество».
В наградном листе сначала – привычные, «казенные» фразы: показал себя смелым и решительным командиром. Работая начальником штаба по тылу, Владимир Этуш, как говорилось в наградном листе, обеспечил нормальную работу тыла, бесперебойную доставку продовольствия и боеприпасов боевым подразделениям, хорошо наладил прием и эвакуацию раненых военнослужащих. Кто знает, какой риск, какая доблесть скрывались за этими скупыми строками?
А далее идет уже непосредственно описание подвига. Совершил его Владимир Абрамович 7 сентября 1943 года в районе Моспино. Командование полка направило помощника начальника штаба товарища Этуша на помощь в батальон, находившийся на сложном участке фронта.
Тов. Этуш бесстрашно, не щадя своей жизни, воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, причём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемёт.
Второй подвиг Владимир Абрамович совершил через неделю – 15 сентября 1943 года, во время наступления на районный центр Куйбышево, Владимир Этуш лично с группой красноармейцев первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил восемь солдат и офицеров противника.
Практически сразу после награждения орденом Красной Звезды Владимир Абрамович получил тяжелое ранение. Это случилось под Запорожьем в том же 1943 году. Полк Этуша ждал сигнала к наступлению, заняв позиции в окопах. Как только наступил период относительного затишья, для награждения красноармейцев и офицеров приехал командир дивизии. Этуш на построении с вручением наград не присутствовал, а когда вернулся, начался бой. И командир полка на бегу вручил Владимиру Абрамовичу коробочку с драгоценным орденом.
Лишь на тринадцатые сутки такой позиционной войны Этуш, с разрешения командира батальона, поднял солдат в атаку, но пробежать удалось лишь метров двести. Выходя на обед из окопа, Этуш встал в полный рост и в какой-то момент повернулся спиной к передовой. Очнулся Владимир Абрамович от невероятной боли в нижней части спины.
Тяжелораненого Владимира Этуша отправили в госпиталь. Он сменил четыре медицинских учреждения, лечился более полугода. Как оказалось, вражескими выстрелами у Владимира Абрамовича были разбиты кости таза. Служить не представлялось возможным. Владимир Этуш был комиссован и получил вторую группу инвалидности.
Вернувшись в родную Москву, вчерашний студент и 22-летний ветеран первым делом — нет, не побежал, а поковылял восстанавливаться. В 1944 году молодой человек во фронтовой шинели, опиравшийся на палку, пришел в Щукинское училище.
Война для Владимира Абрамовича закончилась, а через год закончилась она и для всей советской страны. Совпало так, что «щукинку» Владимир Абрамович Этуш закончил именно в 1945 году и вскоре начал работать в труппе Театра имени Е.Б. Вахтангова, а также стал преподавать в качестве ассистента педагога по мастерству актера в том же Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина.
Со Щукинским училищем оказалась связана вся дальнейшая жизнь актера на протяжении семидесяти лет. В 1958 году он стал художественным руководителем первого актерского курса, в 1976 году – профессором Щукинского училища, в 1987 году – ректором Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина, а в 2003 году перешел на должность художественного руководителя.
В театре Владимир Абрамович сделал невероятную карьеру, чему способствовали его удивительная харизма, абсолютная узнаваемость и настоящий актерский талант. Но широким массам советских, а затем и российских граждан Владимир Этуш стал известен именно как актер, снявшийся в самых популярных советских комедий: «Иван Васильевич меняет профессию» и «Кавказская пленница».
Владимир Абрамович Этуш, один из последних великих актеров – фронтовиков, скончался, не дожив ровно два месяца до празднования Дня Победы. Этот день для Владимира Этуша всегда был особенным. Он признавался в интервью журналистам, что отмечал его часто как собственный День рождения.
Семьдесят четыре года жизни, после демобилизации в 1944 году, Владимир Абрамович Этуш не воевал и никак не был связан с армией и военной службой. Но те фронтовые годы навсегда остались в его памяти, чего он не скрывал и всегда старался подчеркивать. Вечная память этому удивительному человеку, актеру и воину!