актер фильма адмирал ушаков
Адмирал Ушаков (фильм)
«Адмира́л Ушако́в» — советский художественный историко-биографический фильм, посвящённый жизни и деятельности великого русского флотоводца адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1744—1817).
Первая часть кинодилогии, снятой в 1953 году знаменитым режиссёром Михаилом Роммом с актёром Иваном Переверзевым в главной роли. Фильм посвящен становлению российского флота на Чёрном море. Продолжение — фильм «Корабли штурмуют бастионы».
Содержание
История создания
Фильм создан по инициативе командования советского ВМФ (Н. Г. Кузнецов) для объяснения исторической роли адмирала Ф. Ф. Ушакова в истории российского флота, так как утверждение Ордена Ушакова как главного флотоводческого ордена вызвало множество вопросов в СССР. В составлении и корректировке сценария главную роль играло руководство ВМФ и МИД СССР (по вопросам внешней политики исторического периода). Съёмки проводились в крепости в Белгороде-Днестровском.
В этом фильме дебютировали в кинематографе актёры Владимир Этуш и Готлиб Ронинсон (в титрах не указан).
Сюжет
Действие фильма разворачивается в период правления императрицы Екатерины Великой. Капитан императорской яхты Фёдор Ушаков отказывается от придворной карьеры и испрашивает у государыни направления на строящийся Черноморский флот. С небольшим отрядом матросов и мастеровых он прибывает в Херсон на корабельные верфи. В это время на южных рубежах России свирепствует эпидемия чумы, среди рабочих зреет бунт. Тихон Прокофьев, по кличке «Рваное ухо», беглый крепостной из имения Ушакова и соратник Пугачева, по наущению английского шпиона подстрекает народ уходить на Дон. Ушаков с матросами останавливает бунтовщиков, организует тушение верфей, подожжённых тем же шпионом. Личным примером убеждает главного местного лекаря Ермолаева остаться, вводит строгий карантинный режим и побеждает чуму.
Одновременно со строительством флота начинается обучение экипажей кораблей.
Актер фильма адмирал ушаков
Историко-биографический фильм «Адмирал Ушаков»
Режиссер: Михаил Ромм,
Сценарист: Александр Штейн.
Операторы: Александр Шеленков, Иоланда Чен. Композитор: Арам Хачатурян.
СССР. Производство: Мосфильм. 1953.
Первая часть историко-биографической кинодилогии, повествующей о судьбе великого русского флотоводца Фёдора Ушакова.
Премьера: 23 апреля 1953.
Награды:
Диплом лучшему иностранному фильму на кинофестивале в Виши (1954).
Главные герои:
Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал (Иван Переверзев)
Григорий Александрович Потёмкин, князь (Борис Ливанов)
Мордовцев, граф (Николай Свободин)
Марк Иванович Войнович, граф, контр-адмирал (Николай Чистяков)
Дмитрий Николаевич Сенявин (Геннадий Юдин)
Васильев, капитан флагмана «Св. Павел» (Владимир Дружников)
Метакса (Алексей Алексеев)
Тихон Прокофьев, корабельный плотник (Сергей Бондарчук)
Другие персонажи:
Пирожков, матрос (Михаил Пуговкин)
Ховрин (Николай Хрящиков)
Григорий Григорьевич Белли (Владимир Балашов)
Виктор Ермолаев (Георгий Юматов)
Ермолаев, лекарь, отец Виктора (Павел Волков)
Екатерина II (Ольга Жизнева)
султан Турции (Виктор Файнлейб)
Вильям Питт (Николай Волков-старший)
Нельсон (Иван Соловьёв)
Сеид-Али, флотоводец из Алжира (Владимир Этуш)
Орфано, подрядчик (Павел Шпрингфельд)
Томас Грей (Григорий Шпигель)
Фут (Вахтанг Туманов)
Роберт Энсли (Лев Фенин)
Ланской (Вячеслав Гостинский)
Сегюр, французский посол (Ян Янакиев)
турецкий посол (Георгий Георгиу)
английский посол (Пётр Соболевский)
немецкий посол (Сергей Солоницкий)
Коровин (Виктор Кулаков)
Мария Спиридоновна (Галина Фролова)
Анжелика (Антонина Гунченко)
придворный (Пётр Репнин)
придворная дама (Зоя Исаева)
придворная дама (Тамара Яренко)
фрейлина (Тамара Суродина)
генерал (Николай Кутузов)
офицер, руководящий учениями (Георгий Шаповалов)
офицер (Анатолий Дудоров)
офицер (Исай Гуров)
офицер (Бруно Ляуш)
офицер (Константин Старостин)
Лепёхин, матрос (Пётр Любешкин)
матрос (Виктор Авдюшко)
матрос (Юрий Леонидов)
жена лекаря (Елена Максимова)
горожанин (Владимир Осенев)
мастеровой (Василий Болтыгаев)
турецкий адмирал (Эммануил Геллер)
турок (Готлиб Ронинсон)
Эпизоды: Андрей Файт, Виктор Балашов, Глеб Романов, Григорий Михайлов, Виктор Лебедев, Константин Барташевич.
Рассказ о великом флотоводце
После войны Кузнецов поднял вопрос о популяризации личности Ушакова для чего предложил снять о нём фильм. Сталин лично одобрил эту инициативу. Съёмки начались спустя несколько лет – в начале 50-х. В качестве основы был взят сценарий, написанный историком-романистом Анатолием Виноградовым в 1944 году. Однако в титры фильма эта фамилия не вошла. Сценарий был существенно переработан, в его корректировке принимали непосредственное участие руководители ВМФ и МИД Советского Союза.
Первоначально на главную роль Фёдора Ушакова режиссёр картины Михаил Ромм планировал актёра Бориса Бабочкина, создавшего бессмертный образ Чапаева в знаменитом одноимённом фильме. Как известно, фильм «Чапаев» был одним из самых любимых у Сталина. Но Кузнецов сумел убедить Ромма, выбрать другую кандидатуру. Как утверждал Николай Герасимович, Бабочкин, безусловно талантливый актёр, но вряд ли Бабочкину-Ушакову удастся превзойти Бабочкина-Чапаева. Этот аргумент возымел своё действие, и в итоге режиссёр утвердил на главную роль другого популярного актёра Ивана Переверзева, знаменитого благодаря фильму «Первая перчатка».
Фильм «Адмирал Ушаков» стал первой частью дилогии (следом вышел второй фильм об Ушакове «Корабли штурмуют бастионы»). Сюжет первой картины охватывал период с 1780-го по 1792-й год. Отказывающийся от придворной карьеры капитан императорской яхты Фёдор Ушаков отправляется с разрешения Потёмкина в Херсон на корабельные верфи. Он принимает активное участие в строительстве кораблей для Черноморского флота, а позже одерживает убедительные победы над турками при Фидониси, при Тендре, при Калиакрии. В каждой из морских баталий Ушаков демонстрирует мудрость, дальновидность и нестандартность действий, обеспечивающие ему успех.
Фильм «Адмирал Ушаков» получился ярким, красочным, динамичным, исполненным патриотизма, повествующем о силе русского духа, отваге и мужестве русских моряков. Приятное впечатление оставляет качественная работа оператора, высокий профессионализм актёров, хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Не случайно в 1954 году на кинофестивале в Виши картина Михаила Ромма была удостоена Диплома лучшему иностранному фильму.
Вместе с тем, есть претензии к создателям фильма в плане немалого количества исторических неточностей. Большинство из них вполне можно списать на допустимые вольности художественного произведения, не играющие существенного значения. Так, например, светлейший князь Григорий Потёмкин в фильме был лишённым левого глаза, в то время как у него отсутствовал правый. Немало неточностей при изображении турецких и российских кораблей, деталей битв и многого другого.
Очевидно, что многие из неточностей были допущены намеренно для большего эффекта. Грустно лишь то, что известный российский флотоводец сербского происхождения Марко Войнович, в сражении при Фидониси выигравший бой с двумя турецкими кораблями, и которому в описываемое время было около 40 лет, показан в фильме трусливым и консервативным стариком. К тому же, в фильме данная победа целиком приписана Ушакову, также как победа при Синопе, которую в реальности одержал Нахимов. Вряд ли Фёдор Фёдорович, одержавший множество других побед, нуждался в этом.
Увы, данные искажения приходится списывать на время, когда создавался фильм. В остальном же «Адмирал Ушаков» является высокохудожественной работой, ставшей событием в советском кинематографе начала 50-х и не ушедшей в забвение спустя многие десятилетия.
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
Адмирал Ушаков (фильм)
«Адмира́л Ушако́в» — советский художественный историко-биографический фильм, посвящённый жизни и деятельности великого русского флотоводца адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1744—1817).
Первая часть кинодилогии, снятой в 1953 году знаменитым режиссёром Михаилом Роммом с актёром Иваном Переверзевым в главной роли. Фильм посвящен становлению российского флота на Чёрном море. Продолжение — фильм «Корабли штурмуют бастионы».
Содержание
История создания
Фильм создан по инициативе командования советского ВМФ (Н. Г. Кузнецов) для объяснения исторической роли адмирала Ф. Ф. Ушакова в истории российского флота, так как утверждение Ордена Ушакова как главного флотоводческого ордена вызвало множество вопросов в СССР. В составлении и корректировке сценария главную роль играло руководство ВМФ и МИД СССР (по вопросам внешней политики исторического периода). Съёмки проводились в крепости в Белгороде-Днестровском.
В этом фильме дебютировали в кинематографе актёры Владимир Этуш и Готлиб Ронинсон (в титрах не указан).
Сюжет
Действие фильма разворачивается в период правления императрицы Екатерины Великой. Капитан императорской яхты Фёдор Ушаков отказывается от придворной карьеры и испрашивает у государыни направления на строящийся Черноморский флот. С небольшим отрядом матросов и мастеровых он прибывает в Херсон на корабельные верфи. В это время на южных рубежах России свирепствует эпидемия чумы, среди рабочих зреет бунт. Тихон Прокофьев, по кличке «Рваное ухо», беглый крепостной из имения Ушакова и соратник Пугачева, по наущению английского шпиона подстрекает народ уходить на Дон. Ушаков с матросами останавливает бунтовщиков, организует тушение верфей, подожжённых тем же шпионом. Личным примером убеждает главного местного лекаря Ермолаева остаться, вводит строгий карантинный режим и побеждает чуму.
Одновременно со строительством флота начинается обучение экипажей кораблей.
Актер фильма адмирал ушаков
Историко-биографический фильм «Адмирал Ушаков»
Режиссер: Михаил Ромм,
Сценарист: Александр Штейн.
Операторы: Александр Шеленков, Иоланда Чен. Композитор: Арам Хачатурян.
СССР. Производство: Мосфильм. 1953.
Первая часть историко-биографической кинодилогии, повествующей о судьбе великого русского флотоводца Фёдора Ушакова.
Премьера: 23 апреля 1953.
Награды:
Диплом лучшему иностранному фильму на кинофестивале в Виши (1954).
Главные герои:
Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал (Иван Переверзев)
Григорий Александрович Потёмкин, князь (Борис Ливанов)
Мордовцев, граф (Николай Свободин)
Марк Иванович Войнович, граф, контр-адмирал (Николай Чистяков)
Дмитрий Николаевич Сенявин (Геннадий Юдин)
Васильев, капитан флагмана «Св. Павел» (Владимир Дружников)
Метакса (Алексей Алексеев)
Тихон Прокофьев, корабельный плотник (Сергей Бондарчук)
Другие персонажи:
Пирожков, матрос (Михаил Пуговкин)
Ховрин (Николай Хрящиков)
Григорий Григорьевич Белли (Владимир Балашов)
Виктор Ермолаев (Георгий Юматов)
Ермолаев, лекарь, отец Виктора (Павел Волков)
Екатерина II (Ольга Жизнева)
султан Турции (Виктор Файнлейб)
Вильям Питт (Николай Волков-старший)
Нельсон (Иван Соловьёв)
Сеид-Али, флотоводец из Алжира (Владимир Этуш)
Орфано, подрядчик (Павел Шпрингфельд)
Томас Грей (Григорий Шпигель)
Фут (Вахтанг Туманов)
Роберт Энсли (Лев Фенин)
Ланской (Вячеслав Гостинский)
Сегюр, французский посол (Ян Янакиев)
турецкий посол (Георгий Георгиу)
английский посол (Пётр Соболевский)
немецкий посол (Сергей Солоницкий)
Коровин (Виктор Кулаков)
Мария Спиридоновна (Галина Фролова)
Анжелика (Антонина Гунченко)
придворный (Пётр Репнин)
придворная дама (Зоя Исаева)
придворная дама (Тамара Яренко)
фрейлина (Тамара Суродина)
генерал (Николай Кутузов)
офицер, руководящий учениями (Георгий Шаповалов)
офицер (Анатолий Дудоров)
офицер (Исай Гуров)
офицер (Бруно Ляуш)
офицер (Константин Старостин)
Лепёхин, матрос (Пётр Любешкин)
матрос (Виктор Авдюшко)
матрос (Юрий Леонидов)
жена лекаря (Елена Максимова)
горожанин (Владимир Осенев)
мастеровой (Василий Болтыгаев)
турецкий адмирал (Эммануил Геллер)
турок (Готлиб Ронинсон)
Эпизоды: Андрей Файт, Виктор Балашов, Глеб Романов, Григорий Михайлов, Виктор Лебедев, Константин Барташевич.
Рассказ о великом флотоводце
После войны Кузнецов поднял вопрос о популяризации личности Ушакова для чего предложил снять о нём фильм. Сталин лично одобрил эту инициативу. Съёмки начались спустя несколько лет – в начале 50-х. В качестве основы был взят сценарий, написанный историком-романистом Анатолием Виноградовым в 1944 году. Однако в титры фильма эта фамилия не вошла. Сценарий был существенно переработан, в его корректировке принимали непосредственное участие руководители ВМФ и МИД Советского Союза.
Первоначально на главную роль Фёдора Ушакова режиссёр картины Михаил Ромм планировал актёра Бориса Бабочкина, создавшего бессмертный образ Чапаева в знаменитом одноимённом фильме. Как известно, фильм «Чапаев» был одним из самых любимых у Сталина. Но Кузнецов сумел убедить Ромма, выбрать другую кандидатуру. Как утверждал Николай Герасимович, Бабочкин, безусловно талантливый актёр, но вряд ли Бабочкину-Ушакову удастся превзойти Бабочкина-Чапаева. Этот аргумент возымел своё действие, и в итоге режиссёр утвердил на главную роль другого популярного актёра Ивана Переверзева, знаменитого благодаря фильму «Первая перчатка».
Фильм «Адмирал Ушаков» стал первой частью дилогии (следом вышел второй фильм об Ушакове «Корабли штурмуют бастионы»). Сюжет первой картины охватывал период с 1780-го по 1792-й год. Отказывающийся от придворной карьеры капитан императорской яхты Фёдор Ушаков отправляется с разрешения Потёмкина в Херсон на корабельные верфи. Он принимает активное участие в строительстве кораблей для Черноморского флота, а позже одерживает убедительные победы над турками при Фидониси, при Тендре, при Калиакрии. В каждой из морских баталий Ушаков демонстрирует мудрость, дальновидность и нестандартность действий, обеспечивающие ему успех.
Фильм «Адмирал Ушаков» получился ярким, красочным, динамичным, исполненным патриотизма, повествующем о силе русского духа, отваге и мужестве русских моряков. Приятное впечатление оставляет качественная работа оператора, высокий профессионализм актёров, хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Не случайно в 1954 году на кинофестивале в Виши картина Михаила Ромма была удостоена Диплома лучшему иностранному фильму.
Вместе с тем, есть претензии к создателям фильма в плане немалого количества исторических неточностей. Большинство из них вполне можно списать на допустимые вольности художественного произведения, не играющие существенного значения. Так, например, светлейший князь Григорий Потёмкин в фильме был лишённым левого глаза, в то время как у него отсутствовал правый. Немало неточностей при изображении турецких и российских кораблей, деталей битв и многого другого.
Очевидно, что многие из неточностей были допущены намеренно для большего эффекта. Грустно лишь то, что известный российский флотоводец сербского происхождения Марко Войнович, в сражении при Фидониси выигравший бой с двумя турецкими кораблями, и которому в описываемое время было около 40 лет, показан в фильме трусливым и консервативным стариком. К тому же, в фильме данная победа целиком приписана Ушакову, также как победа при Синопе, которую в реальности одержал Нахимов. Вряд ли Фёдор Фёдорович, одержавший множество других побед, нуждался в этом.
Увы, данные искажения приходится списывать на время, когда создавался фильм. В остальном же «Адмирал Ушаков» является высокохудожественной работой, ставшей событием в советском кинематографе начала 50-х и не ушедшей в забвение спустя многие десятилетия.
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
Поэтому фильмы именно сталинской эпохи представляют интерес, как образцы моделей поведения мужчин-товарищей, что является синонимом мужчин-победителей.
И конечно нужно понимать, что исторические личности, показанные фильмы в реальности могли иметь совершенно иной нравственный облик и характер поведения. Но для художественного фильма это не является важным.
Как и все советские фильмы того времени он имел прежде всего воспитательное значение, а потом уж развлекательное. Какие мужские добродетели и недостатки авторы фильма хотели показать зрителям?
Важно! Сценарист фильма Александр Штейн служил в 1941 – 1946 гг. офицером на Балтийском флоте. Лауреат двух Сталинских премий.
И конечно, вначале посмотрите эти фильмы:
О Православии
Первое открытие – не все так однозначно в отношении к Православию и царизму в эпоху «великого тирана и палача».
Сцена молебна при освящении кораблей Черноморского флота показана торжественно и благоговейно. Никакой пародии. Очень показательно, что разговаривали и вели себя неблагоговейно во время молебна английский шпион «ливерпульский пивовар» Томас Грей, предатель Арфанов и истеричная мамаша (видимо, прапрапрабабушка женщин, входящих в «Комитет солдатских матерей»), которая не захотела отпускать на флот своего сына Виктора.
Неблагоговейно вели себя при молебне на освящение кораблей Черноморского флота: предатель, английский шпион и истеричная баба, прапрапрабабушка женщин из нашего современного «Комитета солдатских матерей»
Обращает внимание то, что все положительные герои: князь Потемкин (особенно, когда он объявил о начале войны с Турцией на балу), моряки крестятся благоговейно, тогда как отрицательные герои изображают не крестное знамение, а вентилятор перед подбородком.
Женщины
Если сейчас будут снимать фильм о Федоре Ушакове, можно не сомневаться, в фильме появиться его несчастливая любовь к какой-нибудь блуднице. Русским блудницам, их доченькам и мужьям-подкаблучникам хочется верить, что и их, блудниц, на которых ставить клейма некуда, то же «любят» герои, точнее, только их, блудниц, они и могут «любить».
Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин
Потемкин исторический
Психологический портрет князя Григория Потёмкина (1739-1791), который дал ему австрийский мемуарист и военный писатель Шарль-Жозеф де Линь, служивший под началом светлейшего князя:
«Трусливый за других, он сам очень храбр: он останавливается под выстрелами и спокойно отдает приказания. Он очень озабочен в ожидании опасности, но веселится среди неё и скучает среди удовольствий. То глубокий философ, искусный министр, великий политик, то десятилетний ребенок. Он вовсе не мстителен, он извиняется в причиненном горе, старается исправить несправедливость. Одной рукой он подает условные знаки женщинам, которые ему нравятся, а другой – набожно крестится. С генералами он говорит о богословии, с архиереями – о войне. Он, то гордый сатрап Востока, то любезнейший из придворных Людовика XIV. Под личиной грубости он скрывает очень нежное сердце; он не знает часов, причудлив в пирах, в отдыхе и во вкусах: как ребенок, всего желает и, как взрослый, умеет от всего отказаться. Легко переносит жару, вечно толкуя о прохладительных ваннах, и любит морозы, вечно кутаясь в шубы. «
Светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический. Неизвестный художник, 1780-е годы
Военная реформа князя Григория Потемкина
С 1775 года князя Григорий Потемкин начал реформы в пехоте. Им была введена единая штатная структура частей. Егеря стали формироваться в отдельные батальоны (с 1777 г.) без артиллерии: увеличено число гренадер, сформированы мушкетерские четырехбатальонные полки. Причем в основу были положены румянцевские начала устройства пехоты: способность к независимым операциям, умение совершать усиленные переходы, быстрота, скрытность движения, действия на пересеченной местности, меткость одиночного огня.
Большой вклад внес Потемкин в гуманизацию взаимоотношений внутри армии. В его приказах, инструкциях и других документах неоднократно указывалось командирам и начальникам о необходимости большей человечности к подчиненным.
О продовольствии и укомплектовании армии он заботился как нельзя лучше.
Использовать командирами солдат на частных работах воспрещалось под страхом строгого наказания. Потемкин следил за правильностью снабжения солдат, требовал соблюдения санитарно-гигиенических правил.
В вопросах обучения и воспитания он обращал главное внимание не на внешний блеск, а на боевую готовность войск.
Особое внимание Потемкин уделял казачеству. Так, им были созданы Екатеринославское и Черноморское казачьи войска, произошло более тесное слияние Войска Донского с армией. Он сформировал из казаков регулярные полки и подчинил их тем же законам дисциплины, какие были у армии, приучил их действовать по правилам регулярной армии. Общие требования армии стала учитывать и организация казачьих войск; увеличилось количество воинов, поставляемых казаками (с 4000 – 5000 тыс. человек до 10 000), наконец, казачьи войска получили ряд боевых отличий.
Под руководством Г. А. Потемкина с 1779 г. велось интенсивное строительство флота на Черном море. 13 (24) августа 1785 г. были утверждены штаты Черноморского адмиралтейства и флота непосредственно подчинявшиеся Потемкину, получившему от императрицы кайзер-флаг.
Итак, образ Потемкина в фильме как руководителя высшего звена.
Как и все смертные, он имеет человеческие недостатки, которые он честно в себе признает (сцена с доносом на Ушакова).
Важно! Ушакову и прочим верно служащим под начальством Потемкина, его недостатки явно известны, и они никак не мешают им уважать Потемкина и слушаться его приказам.
Как любой успешный руководитель Потемкин, обладает чувством юмором, умеет смеяться и над собой, и над другими.
Успешный руководитель – это, прежде всего, талантливый психолог, умеющий выбирать ключевых подчиненных и нейтрализовать негодяев, подлецов, предателей, вредителей, завистников и т.п. К сожалению, и тогда и сейчас от этих людей в больших коллективах непросто избавиться. А бывает и так, что врагами становятся бесспорно талантливые и компетентные коллеги. В исторических реалиях это были, например, адмирал Федор Ушаков и адмирал Дмитрий Сенявин (в фильме он в звании флаг-капитана).
Потемкин умел выбирать себе подчиненных-победителей, воспитывать их и защищать их! Суворов на суше, Ушаков на море – эти два человека никогда не имели поражений, побеждали, чаще имея против себя превосходящие силы противника.
Как выбирает Потемкин в подчиненные лидеров, способных к успеху? Показательна сцена на прогулочном корабле императрицы.
Людей, способных возражать начальству, самостоятельно мыслить, требовать необходимое для общего дела, у нас в РПЦ МП особенно не любят. Между тем именно это важные качества миссионеров и апологетов, успешных настоятелей приходов и т.п.
Наша Русская Православная Церковь родилась и окрепла при феодализме. На дворе XXI век, а у нас до сих пор Владыки, и они, как и прежде, любят смиренных хлопов, а не равноправных братьев во Христе. «Мужи братия!» (Деян.1:16) – так обращались друг к другу великие первые христиане. Мыслим ли апостол Петр с такими словами «Высокопреосвященства! Владыки! Святейшие!»?!
Обратите внимание, что после ушаковской отповеди своей «шутки» Потемкин ее тут же прекратил, ретировался оправданием, что это шутка, и не стал мстить за строптивость.
Руководителю важно не только выбрать правильных подчиненных, но уметь их защищать пред завистниками, которые всегда пакостники успешным людям. Это показано первый раз в сцене прибытия Потемкина на спуск кораблей, когда, видя успехи Ушакова, которые могут вызвать зависть и намеренное вредительство Ушакову, Потемкин начал при всех распекать Ушакова. И Ушаков это только начинал понимать, ибо в ответ чаще молчал и не оправдывался с усердием по пустякам, именно по пустякам, что обычно делают люди. Возражал только по делу. В последующих сценах, когда его «унижал» Потемкин, он вообще не возражал, т.е. сценарист показал нравственно-товарищеский рост Ушакова. Обратите внимание, с каким довольным видом уходил завистник Мордовцев.
Чему учит сцена у Потемкина, где обсуждается приезд императрицы, когда два генерала рассказывают, как они гребцов подобрали, и как будут вести себя женщины у дороги при виде императорского кортежа?
Везде и всегда в высшем руководстве есть некомпетентные пустые люди, которые смотрят не на выучку матросов или оснащение судна, а на то, какого роста гребцы, и как одеты бабы у дороги. Поэтому мудрый командир высшего звена показывает одним – профессионализм матросов и оснащение кораблей, а для пустых людей пускает парадную пыль в глаза. И все довольны.
В сцене с отдергиванием занавесок Потемкин весьма искусно показал свои достижения в Крыму, пред этим, то дипломатично ставя на место западных «партнеров», то прибедняясь. Чем выше начальник, тем искуснее он должен совершать такие действия!
Высший пилотаж высшего руководителя: и мощь показать, и золотую пыль в глаза пустить
По мере возрастания руководителя должен вырастать и его политес и хитрость. Об этом неоднократно прямо и косвенно говорилось Ушакову в фильме. Кстати, азы этого потом и начал постигать Ушаков – это сцена, где он предложил свои инициативы выдать за распоряжения Потемкина.
Вот снова, ради защиты от завистников Потемкин «наехал» на Ушакова за его «прицельный огонь» и т.п. Тут уровень политеса Ушакова явно подрос – в ответ не дерзит, не возражает, отвечает по теме, думаю, хорошо понимает, что Потемкин строит комедию пред дураками-карьеристами. Кстати, на место завистника Потемкин потом поставил, назвав жалобщика-графа Войновича: «Какой же ты, братец, дурак». И что тот ответил? Как и подобает подхалиму – «Как прикажете!». Ушакова Потемкин дураком ни разу не называл, «ругал» за несущественное.
То, что Потемкин специально ломал комедию, потом становится ясным из того, как он отвел Ушакова на «конфиденцию». А чтобы Ушаков не возгордился, начал угрожать, что сгноит в его Сибири. Это тоже мудрость, не очевидная многим. Ибо часто молодые от похвалы начальства начинают зазнаваться. А тут не поймешь, то ли похвалил, что ли угрожает, то ли радоваться, то ли бояться.
Важно! Чтобы обезопасить себя самого, Потемкин часто строит из себя дурака, это и любимые кочережки, это и его комедийная хандра при первом сражении русского флота у острова Фидониси.
Правды ради, нужно сказать, что в битве при Фидониси, флагманский корабль адмирала Марко Войновича «Преображение Господне» вел бой с двумя кораблями турецких вице- и контр-адмиралов: оба дважды загорались и, в конце концов, вынуждены были уйти за линию огня. Во время боя адмирал явно не находился в трюме, и не молился там Николаю-Угоднику.
Адмирал Марко Иванович Войнович в реальности не был таким набожным трусом в бою у острова Федониси. Но сценарист, видимо, отмечает, что среди трусов на Великой Отечественной Войне в XX веке было немало лицемерно набожных людей
В 1790 году, вследствие интриг при императорском дворе и донесений Ушакова (да, да в реалиях Ушаков не был простаком, как это показано в фильме), Войновича перевели на Каспийское море (куда он не поехал, а вернулся в свой дом в Триесте). Командование над флотом было передано Ушакову.
Потемкин позаботится и о награде Ушакова, когда вся награда чуть было не досталась Войновичу, получившему контр-адмирала. Дисциплинирующая критика, между тем не отменяет награду способных. Награда – важный стимул к работе подчиненных.
В реальности императрица Екатерина II писала Потемкину о Войновиче:
«Действие флота Севастопольского меня много обрадовало: почти невероятно, с какою малою силою Бог помогает бить сильные Турецкие вооружения! Скажи, чем мне обрадовать Войновича? Кресты третьего класса к тебе уже посланы, не уделишь ли ему один, либо шпагу?»
Апогей высочайшей психологической мудрости – сцена с хандрой, выслушиванием доноса на Ушакова и, наконец, доклад курьера Сенявина.
«Турка бьет и поболтать может!» Такое может сказать только великий руководитель, для которого важен прежде профессионализм (см. выше реальную характеристику Потемкина)!
Эти слова отражают также и реалии сталинского времени, доносы тогда писали активно (18 доносов на Ушакова по фильму), и авторы фильма дают внушение: если командир постоянно побеждает врага, он не может быть врагом государства, он не может быть некомпетентным командиром, ибо война как нельзя лучше выявляет способных и негодных людей.
Кстати, в первые месяцы войны Великой Отечественной Войны, к удивлению многих, командиры, которые в мирное время считались образцовыми и были всеми любимы, оказывались совершенно беспомощными и неадекватными в реальных боях, а люди, которых в мирное время не любили, те, которые были конфликтны, своевольны, те начинали воевать успешно.
В фильме это не явно показано, но из биографий Ушакова, Суворова, Сенявина видно, что после завершения военных компаний эти компетентные военноначальники сразу же становились опальными. Управление армии и флота в мирное и военное время, видимо, требует разных типов командиров, и дело не только в чьих-то интригах.
Продолжаем. совершил подвиг и сам курьер, флаг-капитан Дмитрий Сенявин, в будущем адмирал – он честно признался, что Ушакова не любит, но после честно рассказал, что победа при острове Фидониси была благодаря Ушакову. Именно поэтому он получил похвалу от Потемкина: «… и ты молодец!», предложил пряники за смелость. В чем смелость? За то, что признал правду за своим «врагом». С этого момента по фильму началось исправление Сенявина. В следующем фильме Ушаков его уже ставит своим наследником – командующим флотом.
Дмитрий Сенявин, действительно был известен своим крайне непочтительным отношением к командующему Фёдору Ушакову, за конфликт с которым однажды даже оказался в карцере с угрозой понижения в звании.
Был весьма талантливым флотоводцем. Его биографию стоит прочитать.
«А мне флотоводец нужен, а не ябедники и фискалы». Об образе Федора Ушакова
Руководитель сталинской эпохи – это аскетичный человек, поэтому Ушаков показан в фильме предельно аскетично: в одежде, быту. Семейной жизни нет – вся жизнь для службы Отечеству.
Хобби – флейта. Не пустячная деталь фильма. Хобби важно для мужчины, ибо это эффективный способ и отдохнуть, и уберечь себя от выгорания. Для руководителя важен и эстетизм.
С толпой в конфликтной ситуации говорить бесполезно, нужно вести переговоры с их лидером (лидерами). Найдя подход к Тихону Прокофьеву, Ушаков привлек к себе сразу всю артель плотников-корабельщиков. Сцену уговаривания Тихона после пожара стоит и просмотреть не один раз. Тут важна роль и правильных заместителей.
Как в свое время Потемкин выбрал, учитывая смелость и строптивость (важные качества лидера) Ушакова, Ушаков сам выбрал себе в помощники беглого плотника Тихона Прокофьева: «Бунтовать будешь?». Какой архиерей сейчас бы потерпел такой ответ: «Буду!»?! У нас в почете смиренные послушники и рабы…
Выбирал своенравного лидера, умеющего возражать, вместе с тем, для Ушакова было понятно переживание «бунтовщика» за общее дело, которое выявилось после поджога на верфи. Мужчина, истинный товарищ всегда переживает за общее дело: моя хата с краю, после меня хоть потоп – это не его философия.
Ушаков, прейдя в чумную местность, преломил общую депрессивность не только бравурными песнями и позитивным настроем, чем сейчас особенно учат на всевозможных лидерских тренингах (конечно, это важно), но и четкими указаниями устроить лагерь в степи, правильно организовал быт солдат и меры безопасности.
Руководитель должен уметь прощать слабости, немощи и некоторые падения, ошибки подчиненных, если те в поступках раскаиваются, и проявляют усердие в исправлении. Это и беглый плотник, это «арестованный купец», это «беглый лекарь» Ермолаев, отец Виктора.
Интересно «опознание» Дмитрия Сенявина. То, что он в фильме на момент первого знакомства был подкаблучником, а значит, нетоварщем, видно из его франтоватой одежды. Щегольской мундир и обилие политых духов – все это мужчиной желается для угождения женщинам.
Именно поэтому Ушаков не взял молодого женоугодника Сенявина в первую битву Черноморского флота при Федониси. Наличие нетоварищей в такие критические моменты может негативно влиять на деятельность коллектива. Тем более на корабле Ушакова Сенявин был бы лишним, просто зевакой, что тоже не есть хорошо.
Обратите внимание, Ушаков называет этого матроса по имени, как и опознает мать юнги Виктора, которая назвала его просто «офицером». Смекаете еще об одном свойстве настоящего руководителя?
Никак не способствует пред боем критика начальства, поэтому Ушаков правильно осадил Васильева, который начал разговор о «тирании» и до чего она довела людей.
Низовые руководители и простые товарищи
Показателен подвиг Тихона накануне первой и важнейшей битвы – честно признался в прошлых грехах. Мужчины должны быть честны перед товарищами, иначе это верный путь к предательству. За Иудой был грех воровства: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:6), это воровство потом выросло в предательство своего Учителя, Спасителя и апостольского братства.
То, что «Рваное Ухо» совершил настоящий подвиг пред боем, несомненно, оказало влияние на общий дух команды, подразделение при наличии героя в разы становиться успешнее. Чем честнее перед собой товарищи, тем сплоченней и успешней любой коллектив.
После этой сцены на корабле стало одним честным и героическим человеком больше
Друзья, мужи братия, если эта статья помогла вам, открыла глаза на личные проблемы, показала направление к их исправлению, и если вы заинтересованы, чтобы такие статьи далее публиковались в свободном доступе, а не в платных книгах, прошу оказать и помощь мне.
На эту статью ушли десятки (!) часов личного времени, когда я не занимался дополнительной работой, работой в огороде, хозяйстве и т.п., всем тем, что позволяет получить дополнительный доход для прокорма моей многодетной семьи (на епархиальную зарплату я могу прокормить на уровне минимального прожиточного минимум себя самого и только 0,8 ребенка).
«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1 Кор.9:11).
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» (2 Кор.9:6-13).
Карта Сбербанка: 4817 7601 1265 4359
WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706
С уважением,
Максим Степаненко, сотрудник