актер фильма человек дождя
Человек Дождя
История создания картины
Режиссер Б. Левинсон создал гениальную кинокартину, которая и на сегодняшний день занимает высокие рейтинги просмотров. Роль аутиста исполнил актер Хоффман. За ее исполнение он удостоился Оскара. Прежде чем работать в проекте «Человек дождя», исполнитель год провел рядом с человеком, болеющим этим же психическим заболеванием, что и его персонаж. Также большое значение имел его опыт работы в клинике для душевнобольных.
Братом Рэймонда в фильме стал известный голливудский актер Том Круз. Он тоже проделывал практику Хоффмана, чтоб вжиться в образ. Как рассказывали члены съемочной команды, исполнители главных ролей не очень верили в успех фильма, и даже говорили, что картина про «двух каких-то придурков в авто». Однако кассовые сборы были просто феерическими. Так, «Человек дождя» собрал 300 млн. дол.
Интересные факты об актерах и съемках
Актер Хоффман, исполняющий главную роль, очень сомневался в успешности картины. Однажды актер даже предложил режиссеру найти другого исполнителя, так как ему не нравилась своя игра. Кстати, именно за эту картину он позже получит Оскар. Сюжет первого варианта сценария описывал Чарли, как 56-летнего мужчины, но потом авторы его омолодили.
Изначально за создание картины «Человек дождя» взялся С. Спилберг. Но потом запустился проект Индианы Джонса, и он отказался от участия. Кстати, свои наброски по поводу фильма он передал Б. Левинсону. Первый вариант истории описывал главного героя, как веселого и счастливого. Когда актер Хоффман прочитал его, то сразу же заявил создателям, что образ должен соответствовать реальным симптомам и психическому состоянию болезни.
За задумкой продюсерской команды сценарий писали специально для актеров Денниса и Рэнди Куэйд, но, к сожалению, братья не приняли участия в проекте. Кстати, на роль Рэймонда планировали взять Джека Николсона, но он отказался от предложения.
Знаете ли вы
Кстати, по некоторым слухам, картина «Человек дождя» всегда была самой любимой у Леди Ди.
Человек дождя
Бэрри Морроу
Рональд Басс
В СССР фильм распространялся на VHS в авторских одноголосых закадровых переводах Алексея Михалёва и Василия Горчакова. На DVD он выпущен изданием MGM DVD, в России в 2002 году — в переводе Юрия Живова.
Содержание
Сюжет
Эгоистичный молодой человек Чарли Бэббит (Том Круз) неожиданно узнаёт, что его умерший отец-миллионер оставил наследство не ему, а его больному аутизмом брату Рэймонду (Дастин Хоффман), живущему в лечебнице для душевнобольных, о существовании которого Чарли и не догадывался. Возмущённый Чарли решает увезти Рэймонда из лечебницы и не возвращать его, пока половина наследства не будет ему отдана.
Реймонд обладает феноменальной памятью и способен производить в уме сложнейшие арифметические расчёты. Но одновременно с этим по умственному развитию Реймонд почти ребёнок и живёт в своём внутреннем мире, опирающемся на строгое расписание и привычки. Во время путешествия по стране Чарли и Рэймонд сближаются. Выясняется, что родители поместили Рэймонда в лечебницу много лет назад, после того как он облил Чарли кипятком. Сначала Рэймонд очень раздражает Чарли своим специфическим поведением и привычками, потом Чарли находит применение необычным способностям Рэймонда (англоязычные критики называют героя Дастина Хоффмана савантом [2] [3] ), и благодаря ему выпутывается из сложной финансовой ситуации. В конце путешествия между братьями неожиданно устанавливается искренняя дружба и привязанность. Однако, после беседы с психиатрами Чарли соглашается на возвращение Рэймонда в клинику, где тому было бы спокойнее и безопаснее и где Чарли мог бы навещать брата.
Название фильма произошло от схожести произношения английских слов Raymond и Rain Man (англ. Человек дождя). Чарли помнил, что когда он был маленьким и ему бывало страшно, к нему приходил Rain Man, и пел ему песни, успокаивая его. Только теперь, когда он узнал своего брата ближе, Чарли понял, что это был Рэймонд, который, называя невнятно своё имя, превратился в его воспоминаниях в чудесного Человека дождя.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Дастин Хоффман | Рэймонд Бэббит Рэймонд Бэббит |
Том Круз | Чарли Бэббит Чарли Бэббит |
Валерия Голино | Сюзанна Сюзанна |
Джералд Молен | Брюнер доктор Брюнер |
Бонни Хант | Салли Диббс официантка Салли Диббс |
Барри Левинсон | один из врачей в финальной сцене |
Критика
Главный плюс картины — убедительное изображение героя не способного к эмоциональному развитию. Персонаж Круза своим эгоизмом и жестокостью спасает фильм от чрезмерной сентиментальности. Его изменение и примирение с прошлым не выглядит преувеличенным. Как и ожидалось он останется не более чем законченным яппи, порождением автомобильной Америки.
The film’s greatest achievement is successfully framing the plot around a character incapable of emotional development. Cruise’s character compensates with his selfishness and exasperation saving the film from an excess of sentiment. What’s more, his personal improvement and reconciliation with the past is not so overwhelming that we’d expect him to remain anything other than the consummate yuppie, forever on the blower in this pre-mobile America.
Актеры фильма «Человек дождя»: тогда и сейчас
В 1988 году в США вышел фильм “Человек дождя”, по сюжету которого молодой бизнесмен узнает, что его умерший отец оставил все свое состояние не ему, а его брату, который лежит в лечебнице для душевнобольных. Братьям приходится совершить длительное путешествие по США, в ходе которого они узнают друг друга получше и сближаются.
Лента настолько полюбилась зрителям, что саундтреки и фразы героев разобрали на цитаты. Как сегодня живут актеры, сыгравшие в кинокартине — в материале 24СМИ.
Том Круз (1962)
Том Круз, сыгравший Чарли Бэббитта, уже был популярен. После этого карьера артиста пошла в гору. Вышли такие хиты мирового кинематографа, как “Интервью с вампиром” и “Миссия невыполнима”, дата выхода седьмой части которого — 2021 год.
Сегодня актер продолжает сниматься в кино, появляется на светских мероприятиях и активно ведет страничку в “Инстаграме”. Круз трижды был женат, а в 2015-м появились новости о том, что он намерен сделать предложение и четвертой избраннице, однако дальнейшего развития эта история не получила.
Дастин Хоффманн (1937)
Хотя Дастин Хоффманн тоже имел широкий опыт съемок в кино, наибольшую популярность ему принесли роли в кинолентах “Крамер против Крамера” и “Человек дождя”. В дальнейшем, хотя его фильмография продолжает активно пополняться и по сей день, не было проектов, превзошедших последний по популярности.
Валерия Голино (1965)
Валерия Голино сыграла роль Сюзанны, и эта роль считается самой примечательной в ее фильмографии. После этого ее пригласили в не менее популярную франшизу — “Горячие головы”. Также итальянка пробовала силы в продюсировании, режиссуре и даже написала несколько сценариев. Последний проект, где фигурировала Голино — “Портрет молодой женщины в огне”, представленный на Каннском кинофестивале-2019.
Джералд Молен (1935)
Персонаж Джералда Молена — доктор Брюнер — эпизодический, однако в этом фильме у него была гораздо более важная роль со-продюсера. На экране Молен появляется крайне редко, предпочитая работу за кадром. В 1994-м он представил, пожалуй, свою самую серьезную продюсерскую работу — исторический фильм “Список Шиндлера”, который был удостоен нескольких премий “Оскар” и BAFTA.
Известно, что Молен женат, у него есть двое детей, и долгое время он выступал ярым противником Барака Обамы.
Люсинда Дженни (1954)
Люсинда Дженни сыграла Айрис. Ее фильмография после этого еще некоторое время состояла из эпизодических ролей, а в последнее время стала отдавать предпочтение телевидению, снявшись в сериалах “Закон и порядок”, “CSI: Место преступления”, “Скорая помощь”, “Месть”, “Доктор Хаус” и других. Также пробовала себя в качестве писательницы.
Бонни Хант (1961)
Фильм “Человек дождя” дал путевку в жизнь актрисе Бонни Хант, представшей в образе Салли Диббс. После этого она прошла кастинг в фильмы “Бетховен” и “Джуманджи” и “Зеленая миля”. В последнее время она редко появляется на экране, но озвучивает мультфильмы. В ее арсенале — “Тачки”, “Зверополис”, “Корпорация монстров” и “История игрушек”, в том числе четвертая часть, дата выхода которой — 20 июня 2019 года.
Фильм “Человек дождя” — трейлер на русском (видео):
Человек Дождя
Человек Дождя
Человек дождя | |
Rain Man | |
Жанр | |
---|---|
«Челове́к дождя́» (англ. Rain Man ) — фильм 1988 года режиссёра Барри Левинсона. 4 премии «Оскар». Американская ассоциация кинокомпаний присвоил рейтинг R — Лица до 18 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя. В Великобритании — лицам до 15 лет в присутствии родителей.
Содержание
Сюжет
Трогательная история об эгоистичном преуспевающем молодом человеке Чарли Бэббите (Том Круз), который узнаёт, что его умерший отец-миллионер оставил наследство его больному аутизмом брату Рэймонду (Дастин Хоффман), о существовании которого Чарли и не догадывался. Реймонд обладает феноменальной памятью и был способен проводить в уме сложнейшие арифметические расчёты. Но одновременно с этим по умственному развитию он почти ребёнок и живёт в своём внутреннем мире, опирающемся на строгое расписание и привычки.
Чарли решает увезти Рэймонда из лечебницы и не возвращать его, пока половина наследства не будет ему отдана. Во время путешествия по стране Чарли и Рэймонд сближаются. Выясняется, что Рэймонда поместили много лет назад в лечебницу, чтобы он не навредил маленькому Чарли. Сначала Рэймонд очень раздражает Чарли, потом Чарли находит применение необычным способностям Рэймонда, и тот помогает ему выпутаться из сложной финансовой ситуации. В конце путешествия между братьями устанавливается дружба и привязанность. Однако после беседы с психиатрами Чарли соглашается на возвращение Рэймонда в клинику, где он мог бы навещать брата.
Название фильма происходит от схожих слов Raymond и Rain Man (Человек Дождя), которые сливались в одно у невнятно говорящего Реймонда. Человек Дождя в детстве приходил к маленькому Чарли и пел ему песни, когда Чарли было страшно.
В ролях
Награды
Интересные факты
См. также
Ссылки
Столовая (англ.) • Самородок • Молодой Шерлок Холмс • Алюминиевые человечки (англ.) • Доброе утро, Вьетнам • Человек дождя • Авалон • Багси • Игрушки • Джимми Голливуд (англ.) • Разоблачение • Спящие • Плутовство • Высоты свободы (англ.) • Сфера • Вечный парик (англ.) • Бандиты • Чёрная зависть (англ.) • Человек года • Однажды в Голливуде • Поливуд
Полный список · Победители (1927—1940) · Победители (1941—1960) · Победители (1961—1980) · Победители (1981—2000) · Победители (2001 — наст. время)
Полезное
Смотреть что такое «Человек Дождя» в других словарях:
Человек дождя — Rain Man Жанр … Википедия
ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ — «ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ» (Rain Man) США, 1988, 133 мин. Драма. Чарли Бэббит, молодой делец по продаже автомобилей, узнает о существовании старшего брата Рэймонда только на похоронах отца, которого покинул десять лет назад. А по завещанию наследство в три… … Энциклопедия кино
Человек дождя (фильм) — Человек дождя Rain Man Жанр драма Режиссёр Барри Левинсон Продюсер Марк Джонсон … Википедия
Человек на все времена — A Man for All Seasons … Википедия
Человек года (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Человек года. Человек года Man of the Year … Википедия
Супермен: Человек Стали — Superman: Man of Steel Жанр Фантастика Режиссёр Брайан Сингер Продюсер Брайан Сингер … Википедия
Супермен: Человек из Стали — Superman: Man of Steel Жанр Фантастика Режиссёр Брайан Сингер Продюсер Брайан Сингер … Википедия
Пассажир дождя (фильм) — Пассажир дождя Le Passager de la pluie Жанр детектив Режиссёр Рене Клеман В главных ролях Чарлз Бронсон Джилл Айрлэн … Википедия
Пассажир дождя — Le Passager de la pluie … Википедия
Любимое кино. Человек дождя
Я – отличный водитель.
Молодой человек приезжает на похороны отца и узнает, что тот оставил ему раритетную машину и призовые розы, а все остальное свое состояние передал в трастовое управление директору психиатрической больницы. Когда герой приезжает в лечебницу и пытается узнать у директора, на что идут деньги траста, в его машину забирается пожилой пациент. Он объясняет, что отлично знает автомобиль, потому что отец разрешал ему его водить. «Я – отличный водитель», – уверяет пациент. Так герой фильма узнает, что у него есть старший брат, страдающий от аутизма.
1988 год был годом зажигательных комедий, блокбастерных боевиков, восхитительных детских лент… Однако на вершину американского бокс-офиса в тот год взобралась картина, которой прочили «Оскары», но никак не коммерческий успех. Трогательная семейная драма об отношениях эгоистичного прохиндея и его аутичного брата покорила публику без помощи спецэффектов, перестрелок и мультипликационных вставок. Поставил ее Барри Левинсон, а называлась она «Человек дождя».
Чем удивительнее и необычнее реалистичная история, рассказанная голливудским фильмом, тем больше вероятность того, что она вдохновлена подлинными людьми и событиями, а не высосана из пальца. И это относится и к «Человеку дождя». Хотя братья Рэймонд и Чарли – вымышленные персонажи, их история появилась на бумаге и на пленке благодаря интересу сценариста Барри Морроу к реальным людям со странностями и отклонениями психики.
Этот интерес возник у Морроу в 1972 году, когда начинающий автор и независимый документалист познакомился с пожилым мужчиной по имени Билл Сактер, который был разнорабочим в пригородном клубе, куда Морроу был записан. Родившийся в 1913 году выходец из семьи русско-еврейских иммигрантов был признан умственно отсталым в возрасте 7 лет, после чего власти штата забрали мальчика из семьи и поместили его в психбольницу, где он прожил 44 года. В течение всего этого времени Билла ничему не учили и его не лечили – врачи просто ждали, когда он умрет. Однако в 1960-х отношение к психически больным существенно изменилось, Сактера выпустили на свободу, и оказалось, что мужчина, который ко времени своего освобождения не умел читать и писать и даже звонить по телефону, был вполне способен зарабатывать себе на жизнь. Так же, как и «обычные» люди.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Морроу как драматурга захватила печальная история человека, которого лишили половины жизни из-за бытовавшего в довоенной Америке отношения к умственно отсталым как к «недочеловекам» (Гитлер, как известно, многому научился, штудируя американские исследования об «улучшении человеческой природы» путем избавления от «неправильных» людей). Но еще до того, как сценарист решил сделать Билла персонажем, он стал его лучшим другом и опекуном. Когда в дальнейшем Морроу пригласили на работу в Университет штата Айова, он убедил Билла поехать вместе с ним, и на новом месте Сактер стал баристой и директором университетского кафе, которое ныне носит его имя. Дружелюбие и радушие Билла сделали заведение одним из самых популярных в округе, и, пока он был жив, Сактер служил своего рода университетским талисманом.
К конце 1970-х Морроу написал сценарий о Билле и о себе. В 1981 году на основе этого текста был снят телефильм «Билл», в котором Морроу сыграл как раз начавший набирать популярность Деннис Куэйд, а Билла – голливудский ветеран Микки Руни. Последний за свою игру удостоился «Золотого глобуса» и «Эмми», а продюсеры ленты получили «Золотой глобус» в категории «лучший телевизионный фильм или телесериал». Это был большой успех для дебютанта, и Морроу решил написать еще что-нибудь об интересных людях, считающихся изгоями из-за особенностей своей психики.
В 1984 году Морроу познакомился с парнем по имени Ким Пик. Редкий генетический дефект лишил Пика «мозолистого тела» – сплетения нервных волокон, которое соединяет левое и правое полушария мозга. Это отклонение сделало Кима умственно отсталым человеком со слабой моторной координацией, но одновременно наделило его потрясающей памятью и замечательной способностью к счету. В мире немало людей, которые могут в уме рассчитать, в какой день недели вы родились, если вы назовете им дату. Пик, однако, мог еще и сказать, о чем в тот день писали американские газеты! Он «проглатывал» толстые книги за несколько десятков минут и мгновенно запоминал прочитанное. Дети листают телефонные справочники в поисках смешных фамилий – Пик собирал телефонные справочники со всей страны и заучивал их. Просто потому, что обожал читать. Тем не менее, хотя он зарабатывал на жизнь как бухгалтер, он не мог полностью себя обслуживать, и Ким нуждался в постоянной помощи его отца. Даже в таких, казалось бы, простых делах, как застегивание рубашки.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Этот контраст между невероятными способностями и досадными ограничениями Пика захватил воображение Морроу, и он решил написать о «гениальном идиоте» – то есть человеке вроде Пика, который на многое способен, но при этом нуждается в опеке. Чтобы его новый сценарий не показался точной копией «Билла», Морроу выбрал для него прямо противоположную историю. Если в «Билле» речь шла о чужом человеке, который заводит бескорыстную дружбу с умственно отсталым героем, то новый сценарий Морроу выстроил вокруг эгоистичного парня, который узнает, что у него есть умственно отсталый брат и что он может урвать большой куш – если перепишет на себя опеку и получит отцовские деньги, оставленные для обеспечения благополучия брата. Понятно, в финале фильма герой осознает, что должен заботиться о брате, а не грабить его. Это ведь голливудский сценарий, а не чернушный российский!
Кому-то может показаться неправдоподобным, что у героя есть брат в лечебнице, о существовании которого он ничего не знает. Но на Западе для людей определенного достатка и поколения это не такая уж редкость. С того момента как психиатрические больницы стали не «юдолями скорби», а сравнительно комфортными заведениями, семьи часто прятали там «неправильных» подростков и скрывали ото всех их «постыдное» существование. Так, британский актер Майкл Кейн лишь после смерти матери узнал, что у него есть единоутробный старший брат. Как оказалось, женщина регулярно посещала сына в лечебнице, но скрывала его существование даже от мужа, не говоря уже о детях, родившихся в их браке.
Поскольку Морроу полагал, что никто не купит у него минималистский драматический сценарий, сводящийся к дорожному общению двух братьев (герои едут, чтобы переоформить опеку), он сочинил картину как душевную приключенческую комедию, в которой персонажи в пути нарывались то на одну, то на другую проблему, и потрясающая память и способности к счету в этих ситуациях оказывались неожиданно кстати. Поэтому младший из героев постепенно осознавал, что его брат отнюдь не «бесполезный идиот», и уважение к родственнику помогало герою проникнуться искренней, теперь уже бескорыстной любовью.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Когда студии Guber-Peters Company и MGM приобрели права на сценарий Морроу, получивший название «Человек дождя» (Rain man – это искаженное детским произношением имя «Рэймонд»), они рассчитывали, что будущая картина станет достойной семейной рождественской комедией. Морроу полагал, что двух главных героев могут сыграть уже упоминавшийся Дэннис Куэйд и его брат Рэнди, актер с изрядной «сумасшедшинкой», но, конечно, MGM надеялась на участие громких звезд. И потому сценарий был послан Дастину Хоффману и Биллу Мюррею – героям соответственно «Тутси» и «Охотников за привидениями».
Хотя Рэймонд был придуман как старший брат, а Чарли – как младший, сценарий в то время нетрудно было изменить так, что Чарли стал старшим, а Рэймонд – младшим. Поэтому студия надеялась, что Хоффман согласится сыграть жуликоватого Чарли, а Мюррей – умственно отсталого Рэймонда. Но звездам об этом сказать забыли, и оба актера, прочтя сценарий, заявили, что хотят играть только и исключительно Рэймонда. Хоффман, естественно, победил – он был знаменитостью со стажем и связями, а Мюррей только-только всерьез прописался в Голливуде.
Хоффман пришел в проект не только со званием голливудского мастера перевоплощения и с актерским «Оскаром» за семейную драму 1979 года «Крамер против Крамера», но и с собственным режиссером. В то время актер готовился сыграть в экшен-комедии Мартина Бреста «Успеть до полуночи», и когда его внимание переключилось на роль Рэймонда Бэббита, Хоффман убедил постановщика «Полицейского из Беверли-Хиллз» также сменить проект.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Продюсеры были готовы работать с талантливым комедиографом, а вот Брест нехотя занялся «Человеком дождя» и, помучившись, покинул картину. К тому времени, однако, сыграть Чарли Бэббита согласился Том Круз, как раз блеснувший в «Лучшем стрелке» и готовый на все, чтобы поработать с Хоффманом, его давним кумиром. Морроу был против того, чтобы между братьями была колоссальная 25-летняя разница в возрасте, но его мнение роли уже не играло.
Пара Хоффман-Круз была столь мощной голливудской приманкой, что проект пережил потерю режиссера и вскоре обзавелся новым постановщиком. Снять «Человека» захотел сам Стивен Спилберг, который во второй половине 1980-х устал от блокбастеров и вплотную заинтересовался человеческими драмами. Правда, долго проработать над фильмом мэтр не смог – он обещал Джорджу Лукасу снять третью серию «Индианы Джонса», и ему пришлось переключиться на этот проект. Но перед уходом он успел согласовать одно очень важное сценарное изменение. Спилберг убедил нового сценариста проекта Рональда Басса (будущего автора романтической комедии «Свадьба лучшего друга»), что Рэймонд должен быть не умственно отсталым, а аутистом.
Почему это было существенно? Потому что герой в сценарии Морроу был отчасти списан с Пика, а отчасти – с Билла Сактера. Рэймонд был настолько душевным и дружелюбным, что его невозможно было не полюбить, и долгое сопротивление Чарли его обаянию выставляло героя в чрезмерно негативном свете. Брат-аутист, с другой стороны, был бы замкнутым, необщительным, резким, «живущим в своем мире» и доводящим до белого каления своей приверженностью к мелочным ритуалам. При этом он так же, как умственно отсталый герой, вполне мог не понимать значения денег и тому подобных вещей из мира за пределами больницы. Такого персонажа полюбить было бы очень трудно, и финальное осознание Чарли, что брат ему все же дорог, становилось своего рода душевным подвигом. Младший брат не поддавался на обаяние старшего – он сам делал бескорыстный духовный шаг навстречу Рэймонду. И этот шаг был тем более впечатляющ, что брат парня из-за особенностей своей психики не мог ответить на его чувства.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Конечно, такому Рэймонду было бы трудно влюбить в себя зрителей. Но Спилберг справедливо заметил, что Хоффман на то и звезда, что публика примет его персонажа, как бы раздражающе он себя ни вел. Басс согласился с этим доводами и переработал сценарий под нового центрального персонажа. Актеры фильма и Спилберг были его постоянными консультантами и партнерами для «мозгового штурма», и сценарист позднее вспомнил, что ему никогда в жизни так интересно и так приятно не работалось.
После Спилберга над лентой какое-то время работал другой мэтр – постановщик «Тутси» Сидни Поллак. Но нового режиссера проект не так захватил, как его предшественника, и Поллак тоже вышел из игры, передав картину своему частому партнеру по обсуждению ленты Барри Левинсону – режиссеру «Молодого Шерлока Холмса», культовой молодежной трагикомедии «Забегаловка» и трагикомедии о Вьетнамской войне «Доброе утро, Вьетнам!» с Робином Уильямсом в роли военного радиоведущего.
В отличие от студий-инвесторов, все еще надеявшихся получить размашистую приключенческую комедию, Левинсон видел фильм камерной семейной драмой – пусть и с юмористическими и развлекательными моментами. На его взгляд, «Человек дождя» не нуждался в более напряженной сцене, чем эпизод в Лас-Вегасе, где Рэймонд, считая карты блэк-джека, выигрывает для Чарли деньги для расплаты с кредиторами. Никаких спасений из бушующего пламени, никаких столкновений с байкерами или неонацистами, никаких перестрелок с бандитами – Левинсон не хотел, чтобы трюки, спецэффекты и прочая голливудчина заслонили развитие отношений между братьями. «Два парня в машине» – на его вкус, этого было вполне достаточно для успеха ленты. Конечно, при условии, что «парней» сыграют Хоффман и Круз.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Хотя продюсеры были против, они согласились на видение Левинсона, чтобы не потерять и этого постановщика. Студии Guber-Peters и MGM так устали от кавардака и проволочек, что им хотелось лишь снять картину, выпихнуть ее на экран и, может быть, что-нибудь заработать и получить какую-нибудь награду за игру Хоффмана.
Сценарист Басс, уволенный Поллаком и вновь нанятый Левинсоном, переработал текст еще раз, но тут случилась новая напасть. В марте 1988 года началась продолжительная забастовка Гильдии голливудских сценаристов, добивавшейся более выгодных условий для своих членов. Как верный член гильдии, Басс не мог ослушаться ее решения, и он подготовил лишь промежуточную редакцию, не успев согласовать все нюансы с режиссером. Так что Левинсону пришлось самому завершить работу. К счастью, он сам был опытным сценаристом, и он мог не только дописывать за другими, но и во время съемок импровизировать на ходу.
Основным вкладом Левинсона в сценарий ленты стала переработка образа главной героини – сотрудницы и девушки Чарли, которая сперва помогает своему бойфренду, а затем в гневе бросает его, когда осознает, что парень похитил брата из больницы, чтобы переписать на себя отцовские деньги. В предыдущих версиях сценария героиню звали Сьюзен, и она была обычной американкой. Левинсон же решил, что будет лучше, если Сьюзен станет Сюзанной – итальянской красавицей, которая не очень хорошо говорит по-английски, не все знает об Америке и не до конца понимает Чарли, когда тот рассуждает о своих отношениях с отцом и с новообретенным братом. Такая героиня могла задавать более прямые и «наивные» вопросы, чем Сьюзен, и не казаться при этом сценарным приспособлением для выжимания из Чарли откровенных ответов. Хотя именно в этом в основном ее роль в действии и заключалась. Ведь аутист Рэймонд никогда бы не стал расспрашивать брата, что у него на уме.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Именно поэтому роль Сюзанны получила не какая-нибудь американская звезда, а итальянка Валерия Голино, заработавшая несколько престижных наград за итальянский фильм 1986 года «История любви». Попутно национальность героини позволила сделать профессию Чарли более гламурной. Из менеджера нечистоплотной брокерской конторы он превратился в импортера роскошных итальянских автомобилей. А как вести такой бизнес без девушки на телефоне, которая может объясниться с заокеанскими партнерами?
Роль доктора Брунера, отвечающего за благосостояние Чарли, Левинсон отдал сопродюсеру фильма Джеральду Молену, который понравился режиссеру тем, что казался профессионалом без задней мысли, а не коррупционером, наживающимся на состоятельных пациентах. Сам Левинсон сыграл появляющегося в финальных сценах судебного психиатра, который пытается определить, должен ли Рэймонд жить в больнице или с братом. Наконец, в роли официантки Салли дебютировала Бонни Хант, будущая звезда «Джуманджи» и актриса озвучания «Тачек».
Техническая простота картины позволила Левинсону и его команде снимать фильм так же, как проводят время герои фильма – путешествуя по Америке. Когда Рэймонд, знающий наизусть статистику авиакатастроф и боящийся летать, отказывается лететь из Цинциннати, где находится клиника, в Лос-Анджелес, где живет Чарли, младшему брату приходится ехать вместе со старшим из штата Огайо в Калифорнию. Съемочная группа тоже проехала по стране из Цинциннати в Лос-Анджелес, подбирая для работы живописные здания и пейзажи. Например, «роль» лечебницы, в которой содержится Рэймонд, сыграл бывший женский монастырь неподалеку от Цинциннати, а кафе, где аутист впервые демонстрирует способности к счету, на самом деле было итальянским рестораном в городе Ньюпорт в штате Кентукки. Гостиничные и мотельные сцены, как правило, снимались в реальных гостиницах и мотелях. И, конечно, казино в Вегасе тоже было самым настоящим – знаменитым Caesar’s Palace.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Чехарда со сценариями и режиссерами позволила Дастину Хоффману провести целых два года в подготовке к роли, и он с толком использовал каждую неделю этого времени. Актер встречался с семьями людей с особенностями психики, штудировал популярную и специальную литературу, много общался с пациентами клиник… Он даже водил их в рестораны и в боулинг! Использовал он и то, что узнал о психически больных людях, когда студентом подрабатывал в лечебнице при Колумбийском университете. Хоффман всегда обожал наблюдать за людьми и проникать в их души, и он проделал куда большую подготовительную работу, чем реально требовалось. Ведь Рэймонд был не типичным аутистом, а уникальным героем – возможно, единственным на земле человеком с таким соотношением талантов и проблем.
Актеры фильма и режиссер часто импровизировали на съемочной площадке. Поэтому свой окончательный вид «Человек дождя» принял лишь во время монтажа, когда Левинсон собрал весь отснятый материал и разобрался, что должно войти в картину, а что было лишь неудачным экспериментом.
Последним штрихом к портрету «Человека дождя» стал саундтрек. Для его сочинения Левинсон привлек немецкого композитора Ганса Циммера, который в то время жил в Лондоне и сочинял музыку для британских лент. Режиссеру понравилась музыка Циммера для драмы о южноафриканском апартеиде «Разделенный мир», и композитор использовал для саундтрека «Человека дождя» звук в африканском стиле с обилием перкуссии. Он хотел, чтобы музыка подчеркнула, что Рэймонд живет в своем внутреннем мире и в своем собственном ритме – как говорится, «марширует под свой барабан». Циммер нарочно отказался от типичных для драм струнных мелодий, чтобы лента не получилась излишне мелодраматичной и слезливой.
Кадр из фильма «Человек дождя»
Инвесторы вложили в картину 50 миллионов долларов (25 миллионов на съемки и столько же на раскрутку), и они не были уверены, что эти расходы отобьются. И действительно, первые сборы «Человека дождя» оптимизма не внушили – фильм с Хоффманом и Крузом не взял первое место в недельном прокате! Но во вторую неделю лента все же поднялась на вершину чартов, и она надолго там задержалась. Прокат «Человека» начался 16 декабря 1988 года (то есть аккурат в расчете на «Оскары»), и картина осталась на первом месте вплоть до февраля.
При этом виновниками успеха были отнюдь не критики, некоторые из которых разгромили ленту за очевидное морализаторство и за однотонную игру Хоффмана (аутист на то и аутист, что он в любой ситуации ведет себя одинаково и что он не может измениться в течение повествования). Зрители шли в кино по совету друзей. Всем казалось, что это очень важная для Америки лента, которая изменит отношение страны к «непохожим» людям, и никому не хотелось пропустить рубежное полотно. При этом женщин в кинотеатрах было заметно больше, чем мужчин, – мелодраматичный семейный сюжет и обаяние Круза и Хоффмана привлекли немало зрительниц.
Понравилось кино Левинсона и за границей, и итоговые сборы составили 355 миллионов долларов, из которых лишь половину принесли США. Для сравнения напомним, что вышедший в 1989 году блокбастер «Индиана Джонс и последний крестовый поход» собрал 474 миллиона долларов. Так что успех «Человека» был потрясающим и запредельным для разговорного кино о «двух парнях в машине».
Кадр из фильма «Человек дождя»
Ко времени объявления номинантов на «Оскар» никто не сомневался, что лента будет высоко оценена, и все ожидания оправдались. Фильм сперва удостоился восьми номинаций, а затем – четырех статуэток (лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и лучший актер в ведущей роли). Актерский приз достался Дастину Хоффману, а сценарист Морроу передал свой «Оскар» Киму Пику, с чьей причудливой гениальности проект начался. Прославившись благодаря «Человеку», Пик в дальнейшем стал популярным лектором и фокусником-менталистом, демонстрирующим на публике все свои удивительные способности. Вдохновленная же его талантом картина вскоре была признана голливудской классикой.
Поскольку «Человек дождя» завязал мировую дискуссию об аутизме, в последующие годы его не раз упрекали в том, что он подсунул публике неверный стереотип «гениального аутиста» (в реальности гениев среди аутистов столько же, сколько среди здорового населения). Но, конечно, Левинсон и его коллеги ничего такого в виду не имели. Их фильм, как они не раз подчеркивали, был не портретом аутиста, а прежде всего напоминанием о том, что «странные» люди лишь выпячивают те черты, которые есть у многих вроде бы здоровых людей. Ведь Чарли формально здоров, но он, как и его брат, замкнут в своем внутреннем мире, и он до конца не понимает ни Рэймонда, ни свою девушку. Вообще, братья Бэббиты во многом схожи, и их основное различие в том, что Чарли может измениться, а Рэймонд – нет.
Именно поэтому фраза Рэймонда «Я – отличный водитель» стала популярной иронической цитатой, используемой по отношению к наивным людям, которые переоценивают свои силы. Американские подростки, например, часто полагают, что несколько уроков вождения сделали их шоферами-асами, и «Я – отличный водитель» идеально к ним подходит. Даже если у них нет и намека на аутизм.