актер фильма дело румянцева
72-летний Саша Евдокимов из «Дела Румянцева». Как выглядит сегодня и кем стал
Виктор Коваль, сыгравший в «Деле Румянцева» Сашу Евдокимова, так и не сделал актерской карьеры. Но зато стал знаменитым поэтом.
“Дело Румянцева” / Ленфильм”
Виктор Коваль, актер, сыгравший того самого рыжего мальчишку из фильма “Дело Румянцева”, много снимался в кино в конце пятидесятых, но с 1961 года больше не появлялся на больших экранах. Сейчас Виктору Ковалю 73 года — и подавляющее большинство знает его скорее как поэта, нежели чем как актера.
Свою первую роль в кино Коваль сыграл в 8 лет
Виктор Коваль родился в 1947 году в простой московской семье. Его отец — военный, но мальчика воспитывали и опекали бабушки. Именно они заметили его артистические способности — он сочинял стихи, рисовал, обожал кино и мечтал стать режиссером. В восемь лет Коваль сыграл эпизодическую роль в фильме “Васек Трубачев и его товарищи” Ильи Фрэза. Там его заметили режиссёры, и в том же году он получил роль в картине “Дело Румянцева”.
“Дело Румянцева”
Этот фильм стал одним из первых советских детективов. В его основу легла история обычного шофера, которого подставил собственный начальник — отправил в рейс с краденым товаром. А Витя Коваль сыграл обаятельного детдомовского мальчишку, которого решил усыновить друг Румянцева — шофер Евдокимов, посчитав, что их фамилии совпадают не случайно. Именно этот маленький мальчик, встретив Румянцева, протягивает ему руку помощи.
Из стенограммы обсуждения «Дела Румянцева» на Ленфильме известно, что некоторые режиссеры критиковали линию Саши Евдокимова и предлагали вырезать ее. Например, режиссер и оператор Михаил Шамкович говорил:
“Великолепно сделана вся сцена с мальчиком, очень хороша сюжетная линия, но мне кажется, что ее можно было бы выключить из этой картины. Это может быть сюжетом для совершенно самостоятельного сценария, очень хорошим, но в этой картине это могло и не быть”.
Но режиссер фильма Иосиф Хейфиц был непреклонен.
“Есть отпочкование в сторону рыжего мальчика — отсечь его! И останется тогда американский сюжет, в котором все будет хорошо скомпоновано, но ничего общего с жизнью не будет, а будет сюжет ради сюжета”, — говорил он.
В начале 60-х Коваль пропал с экранов
После Виктор Коваль много работал — до 1961 он снялся еще в восьми картинах. Среди них “К новому берегу”, “Храбрый заяц”, “Необыкновенное лето”, “Любушка”. В фильме “Дружок” он сыграл уже главную роль. Это история о приключениях двух мальчишек, оставшихся без взрослых на даче. Там они находят себе приятеля — собаку по кличке Дружок, вместе с которой и возвращаются домой.
Но в 14 лет Виктор закончил свою актерскую карьеру. По воспоминаниям актера Геннадия Юхтина, мальчик очень боялся, что если он вырастет, то его перестанут снимать в кино. Заботливые бабушки, отмечавшие рост внука, заметили, что он и правда перестал расти. Обратились к врачам — те развели руками и сказали, что у ребенка “психологический шок”. Тогд, по словам Юхтина, бабушки якобы запретили ему сниматься в кино, чтобы он рос и был здоровым.
После школы Коваль поступил в художественное училище, а потом закончил полиграфический институт, стал профессиональным художником. Делал иллюстрации для книг и журналов, сотрудничал с газетами.
В середине 70-х Коваль стал поэтом
Но сейчас Виктор Коваль наиболее известен не столько своими ролями в кино или картинами, сколько поэзий. В середине 70-х годов восемнадцатилетний Виктор Коваль вошел в андеграундные литературные круги. Сначала со своими другом Андреем Липским он сочинял песни: Виктор писал слова, Андрей музыку.По воспоминаниям поэта Михаила Айзенберга — “Это было страшно, но очень радостно. Мы услышали нечто в том роде, которого раньше не существовало”.
Позднее Коваль стал писать тексты для собственного исполнения и вошел в неофициальную поэтическую группу “Альманах” вместе с Дмитрием Приговым, Львом Рубинштейном и другими поэтами. Важную роль в его поэзии играла декламация, Коваль всегда артистически обыгрывал свои стихи — пел, выкрикивал, шептал, использовал ритмический речитатив. Тогда в кругу единомышленников их называли “речевками”, и только после гастролей в Лондоне в конце 80-х они узнали, что это был рэп.
С середины 80-х по настоящее время Коваль много публикуется и участвует в поэтических фестивалях по всему миру. Поэт печатался в “Знамени”, “Новом мире”, “Еsquire”, “Новой газете”, в альманахах “Личное дело №”, “Самиздат века” и других журналах.
К настоящему времени он выпустил четыре поэтические книги: “Участок с Полифемом”, “Мимо Риччи. Стихи с приложением”, “Особенность конкретного простора”, “Персональная выставка”.