актер фильма фанфан тюльпан
Почему героя называли Фанфан-Тюльпан? Трагическая судьба галантного красавца.
Жерар Филип в образе Фанфан-Тюльпана
Когда в 1951-м году Кристиан-Жак предложил Филипу сняться в его приключенческой картине «Фанфан-Тюльпан», актер сразу согласился. Тремя годами ранее они уже работали вместе над драмой «Пармская обитель» по Стендалю.
На съемках «Фанфана» происходило много курьезных, а порой и опасных ситуаций. Жерар все трюки выполнял сам, без дублера. Его не пугали съемки под проливным дождем, а в знаменитой сцене на крыше (высота составляла десять метров) так вошел в образ, что начал сражаться с Ноэль Роквером по-настоящему. Тот тоже был малый не промах и завелся не на шутку, рассек Жерару лоб и поранил руку.
По сценарию в одной из сценок загорается солома, и маленького мальчика со всех сторон окружило пламя. Однако никто не предположил, что огонь будет настолько сильным. Филип быстро сориентировался и спас ребенка.
кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»,1951 год
Во время перерыва Жерар оставался все тем же весельчаком и проказником Фанфаном. Мог бросить в коллег картофелем, кремом, посудой, и уже через минуту все, как дети, резвились и хохотали.
После премьеры картины красавец Фанфан завоевал сердца миллионов поклонниц.
Джина Лоллобриджида, справа в образе Аделин
Он был не только отважным солдатом, но и прекрасным любовником. Каждая сцена с Джиной Лоллобриджидой (обворожительная Аделина) была убедительна и колоритна. Да и других красавиц наш герой не раз обольщал. в стогу сена.
кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»,1951 год
А известно ли вам, почему любвеобильного романтика звали Фанфан-Тюльпан? Впервые это необычное имя прозвучало в 1819 году в милой песенки о солдате повесе, автором которой являлся Поль-Эмиль Дебро. У популярного лирика было несколько прозвищ, он же себя называл «королем болтовни». Я не буду пересказывать весь текст произведения, но припев выглядел так: «En avant, la tulipe, en avant», что в переводе: «Вперед, Фанфан-Тюльпан! Вперед, Тюльпан, вперед!». Вот именно этого героя и взял за основу своего сценария Кристиан-Жак.
Детство и превратности судьбы
Судьба же самого Жерара сложилась трагически, и с раннего детства его испытывала на прочность. Будущий актер появился на свет в семье адвоката 4 декабря 1922 года на юго-восточной части Франции, в городе Канны. При рождении врачи приложили все силы, чтобы его спасти. Малыш рос медленно, очень поздно начал ходить и говорить. Школьные годы прошли в гимназии, парень увлекался спортом, любил слушать джаз. Однако учебу пришлось прервать из-за болезни (сухой плеврит), поправившись экзамены сдал экстерном.
Родители мечтали видеть сына юристом и даже запланировали поездку в Ниццу. Но жизнь внесла свои корректировки. На благотворительном вечере он прочел стихи, и почтенная актриса ему сказала: «Юноша, ваше призвание – театр!».
кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан», 1951 год
После окончания актерских курсов дебютировал в постановке «Содом и Гоморра», а через несколько лет блестяще сыграл Калигулу в пьесе А. Камю. Великая актриса Марлен Дитрих была им очарована, и убедила посвятить себя кинематографу: «С вашей кипучей энергией, молодостью, красотой и талантом вам нужно играть только романтических героев! Внешность и незаурядные способности помогут на экране делать чудеса!». И это действительно было так.
кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан», 1951 год
Последний раз принял участие в съемках драмы «Опасные связи». Премьера состоялась 9 сентября 1959 года, а через полтора месяца сердце 37-летнего артиста перестало биться.
Личная жизнь и ранний уход
Супругу Жерара звали Анн Фуркад, она родила ему сына и дочь. Когда актер заболел Анн постоянно находилась рядом. Первый диагноз врачей был ошибочный, и только когда начали делать операцию, выяснили, что у Филипа рак печени. Спасти жизнь знаменитому артисту у них не было возможности.
Жерар Филип и Анн Николь Фуркад
Однажды, после премьеры спектакля «Сид» (роль дона Родриго), актер, как бы между прочем, попросил жену похоронить его в костюме полюбившегося персонажа – колете и плаще. Эту просьбу супруга исполнила. Скромная могила находится в имении артиста «Раматюэль» во Франции, там всегда лежать живые цветы.
Завершить статью о прекрасном Жераре Филипе хочется словами одного известного кинорежиссера: «Этот человек, излучал нежность и имел душу ребенка. »
Жерар Филип: история любви и жизни «Фанфана-Тюльпана»
Жерара Филипа любили во всем мире. В Японии его называли Самураем весны, в России — Фанфаном, во Франции — Принцем сердец и Ангелом. Однако вскоре после неожиданной смерти актера в 37 лет романтический ореол, всегда окружавший образ Жерара Филипа, оказался разрушенным, Франция была потрясена: оказывается, в груди «первого любовника» страны билось «мраморное» сердце, растаявшее слишком поздно.
Белая карта
Мину Филип тихо плакала в своем доме в Канне. Вторые роды были на редкость тяжелыми, так что врачи всерьез опасались за ее жизнь. Однако Марсель Филип только презрительно фыркнул на замечание сиделки, что его жена 4 декабря может отмечать свой второй день рождения. Так же, как и при появлении на свет первенца Жана, шалопая и неуча, Марсель велел жене рожать на их вилле в присутствии семейного врача, который принимал когда-то самого Марселя. Месье Филип лишь пожелал жене произвести на свет еще одного сына. Уж он-то непременно сможет продолжить прибыльный гостиничный бизнес своего отца в Грассе, а получив юридическое образование, возможно, станет значительным лицом в политике, прославив фамилию Филипп на всю страну.
Мину все еще нервно вздрагивала, не заметив, как настало утро и в комнату вошел доктор. Он потоптался на месте и, откашлявшись, произнес: «Мадам Филип, еще вчера я точно знал, что ваш сын умрет. Его ничто не могло спасти — врожденный порок легких, однако сегодня он выглядит абсолютно здоровым младенцем. Я бы назвал это чудом или великолепной симуляцией, если бы речь не шла о грудном младенце. Мои поздравления». Однако Мину была уже спокойна. Марсель ничего не узнает. Как же она вчера могла вытащить белую карту смерти и пропустить шута в колоде! Это была недопустимая ошибка для потомственной гадалки, чья бабушка была самой известной гадалкой таро во всей Праге. Отныне Мину всегда с удвоенной осторожностью будет раскладывать пасьянс на малыша Жеже.
Жерар рос медленно, как будто совершенно не стремясь быстрее узнать все прелести этого мира. Мину очень быстро поняла — мальчик невероятно изобретателен, а со временем маленький Жеже стал тянуться только к тому, что ему запрещали. Не получив желаемого, Жерар в отличие от других детей становился еще более ласковым и сговорчивым. Разыгрывая целые пантомимы, он доводил отца до того, что тот сам предлагал запретное, и тогда Жерар. отказывался.
Мину, наблюдая, как ее сын постепенно превращается в избалованного любимца, приняла мудрое решение: отныне она будет обращаться к нему на «вы», держаться с ним, как с равным — ни тени снисходительности, ни попытки навязать свое «взрослое» мнение. Когда Жеже в очередной раз решил жестоко подшутить над ней, прикинувшись утопающим, Мину только укоризненно покачала головой и отвернулась от раскрасневшегося от смеха ребенка. Больше Жерар, поняв, что мать видит его насквозь, не позволял себе подобных выходок по отношению к матери, приберегая их для других…
«Маленький рай»
Привилегированный колледж Станислава, где Жерар не проучился и двух лет из-за обострения сухого плеврита, быстро сменил Юридический институт в Канне. Однако и там «тихоню Филипа» быстро окружил вакуум непонимания и недоверия. Любитель буйных пирушек, костюмированных маскарадов и джазовых импровизаций по вечерам, Жерар поражал однокурсников холодным тоном и надменным видом во время занятий. Никому и в голову не приходило, что Жерар, участвовавший в Сопротивлении, вынужден был скрывать от всех влиятельное положение своего отца в фашистской лиге Железного креста на Лазурном побережье, благодаря чему вся семья смогла не только переехать в оккупированный Париж, но даже получить там во владение целую гостиницу с оптимистическим названием «Маленький рай».
Когда Жерар, единственный раз в жизни изменив своей привычке молча принимать самостоятельные решения, открыто заявил отцу, что не собирается больше лицемерить и покрывать его сотрудничество с немцами, Марсель закричал: «Щенок! Я слышал, ты собираешься пойти в актеры?! Если ты это сделаешь, содержать семью придется тебе! Так что перестань распускать нюни и получи диплом».
Это было роковой ошибкой. Жерар тут же бросил Юридический институт и сдал вступительные экзамены в Консерваторию драматического искусства по курсу актерского мастерства. На экзаменах он поражает комиссию, как хамелеон перевоплощаясь из спокойного молодого человека в бешеного сорванца, сигающего из окна второго этажа и как ни в чем не бывало снова возвращающегося в зал. И все же только 16 из 21 члена жюри проголосовали за его принятие. Жерару, уже тогда стремившемуся отомстить отцу за шантаж, нужно было только стопроцентное одобрение жюри, но пришлось согласиться и на такое решение.
Ангел или Калигула?
Весь свой накопившийся гнев Жерар вымещал во всевозможных мистификациях и фарсах, которые сразу после спектаклей устраивал у себя в комнате, на последнем этаже «Маленького рая». Причем чем большую славу обретало его имя, тем отчаяннее Жерар стремился испортить свою репутацию. Жерар не видел иного способа разоблачить отца, как с помощью скандала привлечь журналистов к своей персоне. И первый скандал, не получивший, правда, серьезной огласки, случился как раз тогда, когда в 1942 году мэтр французской сцены и литературы Жан Жироду утвердил на роль ангела в своей пьесе Содом и Гоморра» никому не известного 22-летнего Филипа, едва окончившего актерскую школу.
Спектакль имел ошеломительный успех, Филип в одночасье стал звездой и воплощением романтических грез миллионов женских сердец. В тот же вечер, не успев отцепить ангельские крылышки, Жерар позвонил из своей мансарды подруге матери и в нетерпении чуть сиплым голосом сообщил: «Мадам Миленанд, с вами говорит полиция. Мы выслеживаем опасного преступника, который бежал этим утром из-под стражи. У нас есть точные сведения, что он направляется к вам в дом, так что откройте, пожалуйста, все двери, чтобы мы взяли его прямо на месте преступления». В результате этой «невинной шалости» несчастная женщина попала в больницу с тяжелейшим сердечным приступом, ну а скандал разразился сам собой!
В октябре 1944 года Марсель Филип был арестован по обвинению в коллаборационизме. В Париже, который уже дышал знойным воздухом грядущего освобождения, такое обвинение было равносильно смертному приговору, который и вынесли мсье Филипу французские власти. Хотя Жерар этого и добивался, но, увидев свою мать в жутком состоянии отчаяния — потом она скажет: «Нормальная жизнь остановилась для меня тем октябрьским вечером», — он, к тому времени уже звезда театральных подмостков, пользуясь своими связями в рядах Сопротивления, сделал невозможное: отца временно освободили из-под стражи. Марсель Филип исчез из Парижа в неизвестном направлении за три дня до приведения приговора в исполнение…
Анн Николь
После бегства отца Жерар сам себе пишет записку и отправляет ее на адрес их новой с Мину скромной квартирки в центре Парижа: «Старина Жерар, ты хотел бы разглядеть самого себя, но ничего не выйдет. Ты делаешь все возможное для того, чтобы взглянуть на себя под определенным углом зрения, но этого не получается. Ты начинаешь понимать, что не станешь другим. Несмотря на все, ты сделаешь вид, что веришь в чудеса. Ты все время приукрашиваешь действительность. Иди к черту. Жерар».
Стараясь следовать собственным же предписаниям, Жерар уходит с головой в работу, подчас действительно путая реальность с вымыслом. В каждой предложенной роли в кино или театре он ищет для себя вызов, рискованный момент, который держал бы его в напряжении. Играть в жизнь намного проще, чем ее прожить. Однако для окружающих это было подчас небезопасно.
Партнерша Жерара в спектакле «Калигула» (сам факт, что Жерар после прославившей его роли ангела взялся играть тирана и развратника, был актерским вызовом) отказалась выходить с ним на сцену. Ведь в прошлый раз, заигравшись, в сцене пиршества Жерар на полном серьезе порезал ей щеку. А когда расстроенная девушка попросила в следующий раз быть аккуратнее, мсье Филип лаконично ответил: «Но ведь так потеряется вся острота сцены». К себе Жерар был еще более беспощаден.
На съемках «Пармской обители» лишь после второго дубля, в котором ему надо было спуститься по веревке вниз, режиссер заметил, что руки актера изранены о грубую бечевку в кровь. Однако от близких друзей не укрылось подавленное состояние Жерара и вполне возможные трагические последствия этого положения. Жак Сигру, его друг, приглашая Жерара отдохнуть в Пиренеях у своей подруги Анн Николь Фуркад, писал: «Борись со своим эгоизмом и сухостью. Ты можешь излечиться, но действовать надо сейчас. Кем ты хочешь стать — ангелом или бесом? Думаешь, можно быть глубоким и искренним актером, когда в груди у тебя кусок мрамора. »
Встретив Анн Николь, живую, стройную брюнетку с огромными, в пол-лица, глазами, Жерар сначала не почувствовал ничего, кроме признательности за теплый прием. Удобно расположившись по вечерам в просторной гостиной перед камином, Николь часами показывала Жерару фотографии из семейного архива, а ее сын Ален, тесно прижавшись к матери, изредка поправлял свою обожаемую маму. И вот тут Жерара осенило! Ведь Николь Фуркад — вылитая Мину, его мать, а Ален так похож на самого Жерара. Волна воспоминаний накрыла Жеже с головой.
Письмо из Барселоны
Жерар не был влюблен, но решил, что завоевать Анн он просто обязан, ведь она в отличие от большинства его партнерш никогда не заигрывала с ним, была воплощением самой естественности, к тому же она была старше его на 5 лет и занималась сугубо мужской профессией — режиссурой документального кино. Но самое главное — перед актером стояло непреодолимое препятствие — муж Анн, известный ученый Жак Фуркад, с которым она до сих пор была вполне счастлива. Жерар взялся за дело с энтузиазмом ребенка, желающего заполучить понравившуюся игрушку. Он ходил за Анн буквально по пятам, случайно прикасался к руке, заставляя ее невольно краснеть, дарил взгляды, полные нежной грусти и надежды. Анн была смущена и вскоре улетела к мужу в Нанкин. Но Жерар не унимался, и вот уже до Анн долетают слухи: на съемочной площадке «Пармской обители» в одном из эпизодов вместо слов «Разве моя вина в том, что я люблю Клелию?» он трижды повторил: «Разве моя вина в том, что я люблю Николь?»
. Бракосочетание состоялось 29 ноября 1951 года в присутствии немногочисленных знакомых и друзей, после чего Жерар и Анн отправились в трехэтажные апартаменты напротив Булонского леса, где на роскошном балконе их ждали два белых голубя — символ семейного счастья и любви. Мину часто приходила в дом к Жерару и Анн. Ее радовали перемены в сыне, вот только странно он разговаривает со своей женой. Жерар называл себя в третьем лице и своим детским именем Жеже, словно заигравшееся дитя. «Жерар, — осторожно сказала Мину, — поверь мне, так не разговаривают с женщиной, с которой делят постель».
А про себя мадам Филип подумала: «Господи, неужели мой сын еще такой ребенок?! Тоже мне «первый любовник поколения»!» А еще Мину смущали частые отлучки сына в Испанию, после которых Жерар приезжал сам не свой и совершал самые необдуманные поступки, словно опять желая оказаться на грани, словно мстя себе за что-то. Так, в конце 1952 года он взялся за абсолютно невыгодный проект под предварительным названием «Фанфан». Сценарий был основан на народной песенке, герой был неглубок и одномерен, актеров долго не могли подобрать, однако Жерара все эти сложности только подстегивали.
Казалось, судьба благоволила Жерару — фильм «Фанфан-Тюльпан» оказался хитом! А в 1954 году у четы Филип родилась долгожданная дочь Анн-Мари. Однако семейную идиллию нарушил звонок почтальона, который по ошибке занес письмо Жерару на дом, а не в театр. Анн прочла всего пару строк: «Встретиться не могу. Адрес прежний. Жду. Марс». Ничего не поняв, Анн обратилась к Мину. Прочитав телеграмму, пожилая женщина побледнела и через силу рассказала, что Марс — семейное прозвище ее мужа, а также поведала невестке, почему он должен был исчезнуть.
Возвращение белой кареты
Не дождавшись сына с очередных съемок, Мину уехала в Барселону, где нашла Марселя в полном здравии. Раздраженный причитаниями жены, Марс не только рассказал ей, что именно ее «ангелочек» Жеже помог ему бежать с риском для жизни в Испанию, лично проводив его до самой границы, но и о тех нескончаемых любовных похождениях, которые Малыш, так звали его завсегдатаи публичных домов, заводил в Испании, спрятавшись за толстым слоем грима.
И если бы не связи Марселя, скандал давно бы приобрел грандиозный масштаб, избавив раз и навсегда Жеже от премии «Лимон», которую как раз накануне присудили Жерару Филипу как самому необщительному и закрытому актеру года. Мину вернулась в Париж подавленная и растерянная. Но узнав, что Анн и Жерар приобрели новый дом в Сержи и ждут пополнения в семействе, решила держать все тайны своего сына при себе.
Тем более что Жерар резко сократил свои испанские поездки после того, как узнал о второй беременности жены. Жерар, в отличие от своего отца, пожелал присутствовать при родах сына Оливье, жутко нервничал, так как роды были сложными, а после ни на минуту не хотел выпускать свое сокровище из рук. Малыш был слабым, поэтому, чуть окрепнув, Анн пришла к свекрови и попросила раскинуть таро на ее сына.
Мину нехотя разложила карты и, побледнев, сказала: «С малышом все в порядке, а вот на Жерара выпала белая карта — символ неминуемой смерти». «Но ведь ему всего 36 лет и он совершенно здоров…» — недоумевала Анн, однако на этот раз карты упорно хранили шута в колоде. Жерар долго и мучительно отходил от своей режиссерской неудачи в постановке «Тиля Уленшпигеля», а тут еще Жак Бекер предложил почти неосуществимый сценарий фильма о художнике Модильяни «Монпарнас, 19».
Жерар, стремившийся обрести спокойствие в кругу семьи, был вынужден опять работать на износ. И тут разразился скандал, который окончательно вывел его из себя. Дани Каррель, партнерша Филипа по фильму «Большие маневры», направо и налево раздавала интервью, в которых, загадочно и чуть смущенно улыбаясь, рассказывала, что ей удалось сломить сопротивление «холодного и неприступного» актера, вступив с ним в любовную связь. И что Жеже «знает такие штуки, которых трудно ожидать от примерного семьянина».
Анн ждала своего Жеже дома. Он медленно вошел и нервно оглянулся. Такое знакомое лицо Анн было сейчас точь-в-точь как у его матери в тот день, когда исчез отец! И Жерар не выдержал: «Ты тоже, как и они все, думаешь, что вышла замуж за ангела, да? Ангелы не женятся! Мое проклятие в том, что Бог создал меня только актером! Такая вот недосборка». Анн выслушала все признания мужа молча…
Она простила его, доказав свою безграничную любовь, и Жерар был покорен, посвятив свою последнюю роль в спектакле «С любовью не шутят» жене. Однако не прошло и нескольких дней после тяжкого признания, как Жерар почувствовал острые боли в животе. Рентген показал воспалительный процесс в печени. Была назначена операция, во время которой врачи одной из частных клиник Парижа сообщили Анн, что у ее мужа рак печени. Услышав приговор, Анн постаралась сделать все, чтобы Жерар не узнал правду. Жерар был уверен, что скоро выздоровеет, — ведь он наконецто понял, ради чего и как стоит жить…
… Жерар Филип умер 25 ноября 1959 года. У изголовья его кровати лежала записная книжка с записью от 24 ноября 1959 года: «Читаю Еврипида. Для меня, через двадцать лет: «Приведенный временем к закату жизни и будучи готовым проститься с миром под звуки грустной мелодии, воспевающей полноту моего счастья, я принял решение — оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Большинство людей, словно в результате какой-то эпидемии, больны ложным представлением об окружающем их мире. Необходимо прийти на помощь и тем, кто будет жить после нас…»
Фанфан-Тюльпан постарел. Каким стал красавчик Венсан Перес в 56 лет (ФОТО)
Биография актёра Венсана Переса на его официальном сайте начинается с важной информации: «Он НЕ француз». Действительно, красавчик из фильмов «Сирано де Бержерак» и «Королева Марго» ассоциируется у всех прежде всего с французским кинематографом. Однако родился он в швейцарской Женеве в семье испанца и немки и лишь в возрасте 18 лет перебрался во Францию учиться на актёра — вопреки воле своего отца, желавшего, чтобы Венсан пошёл по его стопам и занялся бизнесом.
За роль в «Сирано» Венсан был в первый раз номинирован на самую престижную французскую кинопремию «Сезар» в номинации «Самый многообещающий актёр» (всего таких номинаций в его карьере было три — в 1998 и 1999 годах он номинировался на роли второго плана в картинах «Горбун» и «Те, кто меня любят, поедут поездом» ).
После первого успеха Перес быстро стал романтической иконой французского кино, его женщинами на экране раз за разом становились главные местные звёзды, причём разных поколений: от почти 50-летней Катрин Денёв ( «Индокитай» )
и почти 40-летней Изабель Аджани ( «Королева Марго» )
до ровесниц, которым не исполнилось и 30 — Эммануэль Беар ( «Путешествие капитана Фракасса» )
и Софи Марсо ( «Фанфан – аромат любви» ).
Роман Переса с российским кино продолжился уже в новом веке, когда он сначала сыграл с Анастасией Заворотнюк в боевике «Код Апокалипсиса» (2007),
а затем появился в полнометражном фильме по известному ситкому «Кухня» под названием «Кухня в Париже» (2014).
У Переса и его супруги родилось трое совместных детей: в 1999-м дочь Иман, ставшая известной моделью,
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ «ФАНФАН-ТЮЛЬПАН» (1952 ГОД)
Фильм Кристиана-Жака «Фанфан-Тюльпан» иногда называют «вестерном эпохи Людовика XV». Сюжет с головокружительными приключениями героя был сочинён изобретательным Рене Вилером. Остроумный Анри Жансон написал диалоги.
Кристиан-Жак и Рене Фалле тоже активно сотрудничали в написании сценария, использовав подлинные исторические факты и выдуманные персонажи. Имя Фанфана произносят в песенке эпохи Реставрации, но навеяна она ещё более древней мелодией. Было установлено, что этот «почти» легендарный персонаж фигурирует в одном из романов Дюма.
Кристиан-Жак предложил главную роль Жерару Филипу. Актёр сразу же согласился на съёмки.
«Фанфан-Тюльпан» многим обязан Жерару Филипу. С тех пор как он впервые снялся у Кристиана-Жака в «Пармской обители», прошло четыре года. За это время Жерар стал общепризнанным любимцем зрителя — в кино и театре.
«Персонаж этот жизненный, живой, пышущий здоровьем, — говорил Жерар. — Поступками Фанфана управляет его воля: он — человек, сам творящий собственную судьбу.
Не события управляют им, а он воздействует на события. Имея такую прочную основу, я мог взяться за создание образа здорового и весёлого героя».
Жерар Филип много спорил с Кристианом-Жаком: режиссёр хотел видеть Фанфана импульсивным, пылким, немного сорвиголовой, неспособным хладнокровно продумывать свои поступки. Жерар, напротив, видел Фанфана более ответственным за собственные действия, более сознательным в своём возмущении, одним словом, человеком, наделённым высоким интеллектом.
С самого начала фильму задан насмешливый, иронический тон. Зрителю открывается стилизованная Франция XVIII века, когда, по словам историка-комментатора, «женщины были ветрены и легкомысленны, а мужчины воевали красиво», умирали, как в балете, не забывая о причёске и картинности поз.
Фанфан отправляется на войну, чтобы избежать женитьбы на Марион, которую он соблазнил. Но прежде этот удалец встречает полногрудую, черноглазую Аделину (Джина Лоллобриджида), дочь сержанта Лафраншиза.
Красотка, погадав по руке Фанфана, предсказывает ему блистательное будущее, мундир с галунами, чин капитана, богатство, а в придачу брак с королевской дочерью Анриеттой. И действительно, вскоре Фанфан спасает от разбойников маркизу Помпадур и принцессу Анриетту. Камера Кристиана-Жака в стремительном темпе фиксирует на плёнке подвиг Фанфана. Он дерётся с удивительной ловкостью и смекалкой.
Драка представлена набором комических трюков.
От маркизы Помпадур и королевской дочки Фанфан захочет получить естественную награду — поцелуй (ведь он не знает, что перед ним августейшие особы), а подарок маркизы — серебряный тюльпан —
он примет с радостью, как и прозвище «Тюльпан». Узнав, что он целовался с королевской дочерью, Фанфан примет происходящее как должное: ведь по предсказанию Аделины принцесса — его будущая жена.
Сюжет фильма делает резкий авантюрный поворот. Судьба опять испытывает Фанфана: Аквитанский полк располагается неподалёку от королевского дворца, и Фанфан проникает через печную трубу в покои принцессы с криком: «Анриетта! Вы меня узнали. Полюбите меня скорее!»
Как ни странно, но своеобразным «двигателем» судьбы Фанфана становится Аделина. Это благодаря ей он спасается от виселицы. Фанфан внезапно оставляет идею женитьбы на принцессе и проникается любовью к Аделине.
Герой переживёт немало приключений, прежде чем Аделина Лафраншиз, ставшая приёмной дочерью короля, будет отдана ему в жёны самим Людовиком XV.
Комедия «плаща и шпаги», псевдоисторическая пародия — один из классических жанров французского театра и кино. Чем запоминается «Фанфан-Тюльпан»? Лёгкостью, игривостью, чисто французской гривуазностью. Неписаный демократизм острого словца, шпаги и постели блестяще воплощён в дуэте Жерара Филипа и прелестной итальянки Джины Лоллобриджиды.
Выбор Джины на роль Аделины диктовался коммерческими соображениями. Картина делалась с участием итальянских капиталов.
«Я вспоминаю чувство, которое испытала, когда спускалась с трапа самолёта в Орли, — рассказывала Джина Лоллобриджида. — Я увидела такого великого режиссёра, как Кристиан-Жак, и великого актёра Жерара Филипа.
Они оба меня встречали. Это было в начале моей творческой карьеры… Мы тут же подружились, и Жерар не только помогал мне, но и делал всё для того, чтобы вернуть мне мою уверенность во время съёмок. Он тратил многие часы своего свободного времени, чтобы научить меня французскому языку. После „Фанфана-Тюльпана“ мои акции поднялись, и я с тех пор говорю, что Жерар Филип принёс мне счастье…»
По словам Кристиана-Жака, именно в роли Фанфана раскрылся для него Жерар — весёлый, очаровательный, полный энтузиазма проказник, подчас даже не знающий границ запретного.
«Съёмки были безумно забавными, — рассказывал Жерар Филип. — Атмосфера, созданная Кристианом-Жаком, и присутствие каскадёров — всё напоминало войска на отдыхе.
Однажды мы снимали сцену в „Крепости“. Я вспомнил виденный мной эстамп, изображавший эпизод борьбы анархистов в Ирландии, — один из персонажей изобретает пулемёт, соединив спусковые крючки двадцати винтовок. Именно этот эстамп и лежит в основе памятной комедийной сцены фильма».
Некоторые сцены оказались небезопасными. Скачки, прыжки, падения, бои зачастую были связаны с риском. Актёр Юссено сломал себе руку…
Жерар Филип отказывался от дублёров в самых опасных эпизодах, работал под дождём (очень не везло с погодой), в любых условиях. Бои с участием Жерара были по-настоящему опасными. Во время съёмок ему рассекли лоб и проткнули руку остриём сабли.
В сцене на крыше, во время которой Жерар, стоя на десятиметровой высоте, сражался с Ноэлем Роквером, Филип настолько перевоплотился в своего героя, что перестал отдавать себе отчёт в возрасте своего противника.
Роквер, задетый за живое, стал задиристым и агрессивным. Бой становился настолько натуральным, что в какой-то момент Жерар прятался за трубу уже не во исполнение указаний сценария, а по-настоящему, спасаясь от удара сабли Роквера…
Кристиан-Жак вспоминал ещё один любопытный эпизод: «В непосредственной близости от бочки с порохом разгоралось пламя пожара. На бочке сидел мальчик.
Может быть, я немного поздно подал знак… По моему сигналу Жерар бросился вперёд, едва успел схватить малыша и вынести его из огня. Он подошёл ко мне с опалёнными ресницами и волосами и сказал просто, с обычным своим полунасмешливым, полудобродушным выражением: „Мне кажется, что всё прошло очень точно!“»
Жерар был Фанфаном и в повседневной жизни. Ни один завтрак не проходил без дружеских потасовок, во время которых в ход шли картофелины, крем, да и многое другое. Безвинными жертвами становились столы и посуда. Сколько же их было перебито в такие часы, когда начиналась радостная возня!
Кристиан-Жак сделал фильм весёлым, брызжущим типично французским остроумием, каскадом шуток, иронических реплик… Для того чтобы заставить противника говорить на непонятном языке, Кристиан-Жак записывает французский текст на плёнке наоборот.
Зрители устроили фильму поистине триумфальный приём. Успех был головокружительным. За несколько месяцев Жерар Филип стал Фанфаном-Тюльпаном от Парижа до Пекина, от Нью-Йорка до Москвы, от Квебека до Варшавы. Актёр Жан-Марк Теннберг, снимавшийся в фильме и присутствовавший в тот вечер, когда его показали на Каннском фестивале, писал: «Мы все, как дети, полюбили Фанфана.
Спасибо, Фанфан! Начиная с Жерара и до рабочих киностудии, все мы гордимся тобой…»
«Цветок на съёмочной камере!» — восклицал Мишель Браспар. «Фильм с нашивками на мундирах и кавалькадами, с запахом пороха и фейерверком остроумия», — добавляла газета «Монд».
Слава об актёре, сыгравшем Фанфана, приходила в другие страны намного раньше самого фильма. Его ждали с нетерпением. Люди восьмидесяти национальностей на пяти континентах рукоплескали «Фанфану-Тюльпану».
В Нью-Йорке Жерара Филипа прозвали «реактивным французом». В Токио ему присвоили титул «Самурая весны». В Будапеште написали: «В лице Фанфана-Тюльпана мы снова встречаемся с Францией июльского праздника».
Существует красивая легенда. А возможно, такой случай произошёл в действительности. В 1955 году Жерар Филип посетил Москву. Когда он любовался Красной площадью, к нему подошёл мальчик, извинился и робко спросил: «Вы Жерар Филип?» «Нет!» — шутя ответил Филип. «Простите. Конечно, я ошибся, — растерянно сказал мальчик, отходя, а потом повернулся и, улыбаясь, добавил: — Вы не Жерар Филип… Вы Фанфан-Тюльпан…»
Рубрики: | мир кино |
Метки: история создания фильма
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю