актер ганжа в фильме большая перемена
Ко дню учителя: лучшие песни из фильмов про школу!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание фильма «Особенности национальной рыбалки»
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма бабушка!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильм «Безымянная звезда»?
Журнал
Интересные факты о съёмках фильма «Большая перемена»
В начале 70-х годов в СССР началась кампания по образованию рабочей молодёжи — тех, кто ушёл работать, не закончив среднее или даже начальное школьное образование. Советский рабочий класс должен был стать самым передовым и продвинутым, а без образования это было бы просто невозможно! На производствах ввели ограничение — на повышение разряда и увеличение зарплаты теперь могли рассчитывать не просто передовики, а передовики с аттестатом о среднем образовании. Фильм «Большая перемена», показывающий, что учиться интересно и весело, а станки можно легко совмещать с уроками, был частью этой кампании.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
За основу сценария была взята биографическая повесть писателя и драматурга Георгия Садовникова. После окончания Краснодарского пединститута он год работал учителем в школе рабочей молодёжи. Преподавал историю нескольким классам — с пятого по девятый. Об этом опыте молодой преподаватель написал серьёзную повесть «Иду к людям», которую через десять лет после публикации и решил экранизировать режиссёр Алексей Коренев.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Садовников долго сопротивлялся превращению повести в комедию, но в конце концов сдался, и его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвёртом. Любимец зрителей Ганжа был эпизодическим персонажем — хулиганистым подростком, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести вообще не было.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Хотя повесть была биографической — мало у кого из героев были прототипы. Нестора Петровича автор, разумеется, списал с себя. У него был ученик, который чем-то напоминал Ганжу, и поклонница — будущая киношная Нелли Леднёва. Крупная девушка работала на стройке бетонщицей и всё время норовила проводить учителя до дома: «Вам одному будет страшно». Остальные персонажи были собирательными или выдуманными. Любитель танцев Ляпишев получил фамилию от секретаря райкома комсомола в Краснодаре, Петрыкин — от директора краевого драмтеатра, а Коровянская была названа в честь девушки, с которой у автора был короткий роман, но она собиралась замуж за молодого человека с такой фамилией…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Режиссёр Алексей Коренев сразу пригласил в фильм двух актёров — корифеев МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина. Оставалось найти ещё пару десятков персонажей, в первую очередь — Нестора Петровича. На эту роль претендовали Михаил Кононов, Константин Райкин, Евгений Карельских и Андрей Мягков, и режиссёр больше склонялся к Мягкову. Однако актёр настаивал, чтобы в роли Светланы Афанасьевны сняли его жену — актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссёр снимать её не хотел, и тогда Мягков отказался от роли. Учителем стал Михаил Кононов, хотя он с самого начала относился к роли прохладно, на съёмках со всеми ссорился и считал фильм проходным с «несуразным текстом и фантасмагорическими ситуациями».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Андрей Мягков пробовался и на роль Ганжи, но эти пробы были совсем неубедительными… Стать Ганжой предлагали Станиславу Садальскому, Александру Филиппенко и Юрию Векслеру. Векслеру сценарий не понравился, и он попросил вернуть его на киностудию свою жену — актрису Светлану Крючкову. Режиссёр её увидел — и сразу же позвал на пробы… Крючкова стала Нелли Леднёвой, а Ганжой — Александр Збруев, к которому этот герой приклеился на долгие годы. На съёмочной площадке этот актёр тоже помотал нервы режиссёру — он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы. Снимали сцену, когда Ганжа затаскивает Светлану в квартиру со словами, что за порогом они ученик и учительница, а дома — муж и жена… Крючкова так вошла в роль, что до крови укусила Збруева за палец. Пробы остановили и актёры разошлись по домам. Тем же вечером режиссёр позвонил актрисе и сказал, что утверждает её на другую роль.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Наталья Гвоздикова получила роль Полины. В одном из интервью актриса рассказывала, что Коренев был к ней неравнодушен, а она не отвечала взаимностью и из-за этого роль сильно урезали. Зато с Савелием Крамаровым, игравшем жадного Тимохина, она кокетничала с удовольствием, отмечая насколько не похож на своих героев этот умный, начитанный и интеллигентный актёр. На съёмках длинные светлые волосы актрисы прятали под чёрный парик. Это не было предусмотрено сценарием, но оказалось, что на съёмочной площадке собрались сплошные блондинки — Богунова, Крючкова, Азер, Касаткина…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
На роль любительницы танцев Люськи пробовалась младшая дочь режиссёра — начинающая актриса Елена Коренева. Она не чувствовала в себе комедийного таланта, поэтому от роли отказалась, но её можно увидеть в эпизодической роли девушки в библиотеке. Старшая дочь Алексея Коренева тоже снялась в небольшой роли — Мария сыграла девушку с ребёнком. Вообще, в «школе» было много друзей и знакомых режиссёра — они сидели на задних партах в классе и играли в массовке.
В фильме есть несколько киноляпов. Самый заметный из них — это забинтованная то правая, то левая рука Ганжи. Прокол заметили на монтаже, но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть. Ещё одна неточность — это учительница физкультуры, хотя физкультуры в вечерних школах не было.
Внимательные зрители так же могут заметить, что Ганжа и Леднёв пьют вместо пива квас, а школа меняет облик — в первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.
По сценарию в фильме пел Григорий Ганжа, но утвержденный Александр Збруев оказался непоющим актёром. В начале съёмок режиссёр услышал пение из гостиничного номера Светланы Крючковой, где вечерами собрались актёры. Оказалось, что это пела сама Крючкова. Режиссёр познакомил её с композитором Эдуардом Колмановским, и специально для актрисы он написал знаменитый романс «Чёрное и белое».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Сначала планировалось снять двухсерийный фильм, но снятый материал так понравился руководству студии «Телефильм», что они выделили бюджет ещё на две серии.
Режиссёр рассказывал, что можно было снять и пятую серию, но тогда пришлось бы сильно экономить. Не стали снимать и смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале фильма. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть его любимая Коровянская, но испугалась и сбежала прямо перед выходом! Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
В процессе работы о съёмках новой комедии под названием «Приключения школьного учителя» написала газета «Вечерняя Москва». И случилось неожиданное… Редакцию завалило письмами учителей, которые были оскорблены тем, что серьёзную педагогику поставили рядом с легкомысленными приключениями и предлагают посмеяться над их тяжёлым трудом! Режиссёра и сценариста вызвали в Министерство образования и очень просили изменить название, хотя сами ничего крамольного в нём не видели. Они объявили конкурс среди съёмочной группы — за лучшее название дарили бутылку коньяка. Выиграл оператор Анатолий Мукасей, который первым произнес: «Большая перемена»!
После смерти матери Наталья Богунова окончательно лишилась рассудка
Раньше Наталья охотно позировала для журналов
Поднимаюсь на нужный этаж, звоню в квартиру актрисы. Коленки дрожат, а в голове пульсирует шальная мысль: а вдруг я ей не понравлюсь? Увы, дверь так никто и не открыл. Зато из квартиры напротив высунулась лысая башка:
— Может, она в психушке, уже несколько дней не слышно. И слава богу.
На вечере памяти Михаила КОНОНОВА звезда с упоением философствовала о волшебной силе искусства (апрель 2010 г.) (фото kino-teatr.ru )
Звонки в милицию
Актриса Нина Маслова не только снялась с Богуновой в «Большой перемене», но и училась с ней во ВГИКе, только на разных курсах.
В 2001-м артистка призналась в интервью нашей газете, что одной из главных причин развода со СТЕФАНОВИЧЕМ, с которым прожила в браке четыре года, стало его нежелание заводить детей
Жанна Потапова из актерской гильдии остудила мой пыл искать личной встречи с Богуновой:
С трепетом я набрала номер и, услышав в трубке голос Натальи, выдохнула с облегчением:
За кадром «Большой перемены»: Почему режиссеру предъявляли претензии школьные учителя и Михаил Кононов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Литературной основой сюжета стала повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», опубликованная еще в 1960-х гг. Историю об учителе истории в школе рабочей молодежи автор взял из собственной жизни, хотя далеко не все моменты были автобиографичными: « Книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно. ».
Спустя 10 лет эту повесть решили экранизировать на «Мосфильме». Правда, сценарий существенно отличался от литературной основы. Автор книги был очень удивлен, когда узнал, что по его произведению собираются снимать комедию, к тому же многие персонажи были изменены, а некоторые – вымышлены. В книге Ганжа был эпизодическим персонажем, появляющимся лишь один раз, не существовало любовного треугольника Полина – Нестор – Федоскин, не было героев Савелия Крамарова и Ирина Азер. Но, несмотря на опасения писателя, результат получился блестящим.
Прежде чем приступить к съемкам, режиссеру Алексею Кореневу пришлось преодолеть множество препятствий. Картина была на грани закрытия еще до начала производства. В начале 1972 г. в газете опубликовали заметку о съемках комедии под названием «Приключения школьного учителя». Тут же в министерство стали поступать звонки и письма от возмущенных сотрудников сферы образования: мол, эта профессия настолько серьезна и тяжела, а тут – комедия! Педагогика и приключения – вещи несовместимые! Это же просто издевательство над учителями и школой! Поэтому название фильма пришлось изменить. Так родилась «Большая перемена».
В роли учителя истории Нестора Петровича изначально должен был сниматься Андрей Мягков, однако актер поставил условие: он будет участвовать только в том случае, если на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны утвердят его жену, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер отказал ей в этой роли, и Мягков ушел из картины. Тогда роль Нестора Петровича предложили Михаилу Кононову. Он не горел желанием сниматься в комедии о школьной жизни и не верил в успех этого фильма. Долгое время актер не соглашался, но в конце концов поддался на уговоры. Однако на этом проблемы не закончились.
С самого начала съемок у Михаила Кононова не заладились отношения с режиссером. Он отказывался выполнять его требования и однажды даже со скандалом покинул съемочную площадку. Чтобы продолжить работу, актеру пришлось объявить выговор. Дочь режиссера Елена Коренева рассказывала: « Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм ».
Противился указаниям режиссера и Александр Збруев: он наотрез отказался надевать робу, не слушая доводы о том, что рабочий не может разгуливать по заводу в замшевой куртке. Однако такие эпизоды все же были исключением из правил – позже актеры рассказывали, что картина получилась такой светлой, потому что на съемочной площадке царила дружеская атмосфера и взаимопонимание. Актриса Нина Маслова вспоминала: « Компания у нас собралась потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли ».
На роль Ганжи пробы проходили Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался участвовать в съемках и попросил свою жену Светлану Крючкову отвезти сценарий на киностудию. Там ее увидел режиссер и пригласил на репетицию. Так на роль Нелли Ледневой нашли актрису.
Режиссер планировал снять в этом фильме свою младшую дочь, Елену Кореневу, однако и этим планам не суждено было осуществиться. Позже актриса рассказывала: « Папа пробовал меня на роль Люськи – ветреной подружки танцора Генки Ляпишева. Но я решила, что не должна сниматься. Во-первых, думала, что не комедийная актриса. Во-вторых, объект моей любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас я понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Роль жены Ганжи в фильме «Большая перемена» сломала актрисе жизнь
«Когда Наталия Богунова выходила замуж за Александра Стефановича, она была уже кинозвездой. С 14 лет снималась у известных режиссеров, а фильм «Большая перемена» и вовсе поднял актрису на недосягаемую высоту. У Стефановича все еще было впереди. Следующей его женой, после Богуновой, стала Алла Пугачева », — рассказывает подруга актрисы, оперная певица Лариса Курдюмова.
Не могу назвать Богунову своей близкой подругой по той причине, что их у Наташи не было, но наш однажды начатый разговор длился двадцать лет, до последнего ее дня. Наташа была очень одинока и по какой-то причине выбрала меня для общения. Мы познакомились в 1993 году, когда она пришла на мой сольный концерт. Как Наташа слушала! Ясное лицо, сверкающие глаза, просто какой-то свет исходил от этой женщины, вся ее душа радовалась музыке! Я, конечно, ее узнала, хотя в то время Наташе было уже за сорок и она несколько изменилась, но все еще сохраняла красоту и одевалась женственно и элегантно. После концерта Наташа пришла ко мне в гримерку, выразила свое восхищение, я устроила для коллег чаепитие и пригласила ее присоединиться. Ее узнавали, просили автограф, Богуновой это было явно приятно. Потом она стала часто приходить на мои концерты. Мы созванивались и тепло общались. Наверное, потому, что нас роднило что-то. Я по природе больше актриса, чем певица, считаю себя театральным человеком. Для Наташи же эти концерты стали праздником, возможностью прикоснуться к прекрасному. А также побыть среди людей, которые ценили ее как актрису. Она скучала по своей былой популярности. И по дружескому общению… Звонила часто, все больше рассказывала о себе. Богунова дала мне ласковое прозвище — Соловушка. Могу рассказать лишь то, что узнала от нее самой за эти двадцать лет общения.
Говорят, что несчастливое детство может вызвать психологические проблемы в зрелом возрасте. Но у Наташи детство было счастливое! Она родилась в Ленинграде. Ее родители имели отношение к театру, мама работала в пошивочном цехе, отец был костюмером. И Наташа с детства вдыхала атмосферу кулис. А в их доме жили балерины, и она часто бывала у них в гостях. Так что мечта о балете родилась сама собой. Ребенком Наташа представляла себе все это как нечто воздушное, прекрасное, легкое, не зная, сколько труда, пота и крови стоит эта легкость. Богунову сначала не приняли в хореографическое училище, посчитали физически слабой. Но мама Наталии не сдавалась. Наверняка когда-то она сама мечтала о сцене и вот теперь хотела, чтобы дочь воплотила ее мечту. Мама наняла для Наташи преподавателя, которая нещадно шлепала и одергивала ее во время репетиций. За год сделала из хрупкой девочки натренированную, целеустремленную юную танцовщицу. И, когда Наташе было десять лет, ее приняли в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой. Училась она на одном курсе с Михаилом Барышниковым, с которым потом общалась вплоть до его отъезда за границу.
По рассказам Богуновой, у нее были успехи в училище, и она могла бы стать примой-балериной, приложив к этому достаточно усилий. Но все сложилось по-другому. Режиссер Игорь Таланкин приехал в училище в поисках симпатичной девочки на главную роль в своем фильме «Вступление». Наташа сразу ему понравилась, и режиссер понял: вот она, его героиня! Все девочки, проходившие пробы, мечтали об этой роли. Наташа же неожиданно отказалась: «В кино сниматься не хочу, мне и здесь хорошо». Но тут встрепенулась мама: «Это шанс! Упустить его нельзя!» И девочку уговорили. С этого момента судьба Богуновой совершила резкий поворот. После съемок у Таланкина пригласили в картину Михаила Калика «До свидания, мальчики», потом еще в один фильм. Когда Наташе пришло время оканчивать школу, она понимала, что в балет уже не вернется — слишком запустила. Она и школу-то окончила экстерном, пройдя за год три класса. За это время она уже освоилась на съемочной площадке, почувствовала актерский азарт, на нее смотрели как на профессионала. У Наташи даже сомнений не было, что она поступит во ВГИК. Так и получилось, ее приняли на курс Бориса Бабочкина.
Режиссер картины Алексей Коренев очень придирчиво отбирал актеров для своего фильма. На роль Нестора Петровича он искал актера, внешне похожего на писателя Георгия Садовникова, который год проработал в краснодарской школе рабочей молодежи и написал повесть «Иду к людям», по которой снимался фильм. Сначала лента называлась «Приключения школьного учителя», но когда о начале съемок напечатали заметку в газете, учителя стали писать возмущенные письма. Так родилось нейтральное название «Большая перемена». Главного персонажа мог сыграть Мягков, роль Ганжи предлагалась Станиславу Садальскому. А вот насчет того, кто сыграет Светлану Афанасьевну, сомнений не было. Дело в том, что, дружа с актрисой, режиссер дал ей почитать сценарий. И предложил: «Какую роль выберешь — та и твоя!» Наташа, вопреки ожиданиям, не выбрала главную героиню Полину или Нелли (позже их сыграли Гвоздикова и Крючкова ). Когда я потом спросила Богунову: «Почему Светлана Афанасьевна?» — она ответила: «Мне показалось, что этого персонажа будут любить всегда». Так и получилось. Именно ее роль вызвала самый большой отклик в сердцах зрителей.
Не знаю, не могу судить, какую роль сыграла внезапная слава в крушении ее семейной жизни. Наташа была очень манкой женщиной, эти выразительные глаза, изящные манеры балерины… Но в характере — некая капризность. Что такое, почему нас не узнают, не носят на руках? Через четыре года они со Стефановичем расстались. После развода и простоя в работе друзей становилось все меньше и меньше… В театре карьера Богуновой тоже складывалось не лучшим образом.
Наверное, Наташе было бы легче, если бы рядом с ней был человек, который понимал ее. А особенно — если бы были дети. Один раз Наташа призналась: «Жалею, что не стала матерью». В молодости это действительно был ее выбор. Насколько я поняла с Наташиных слов, Стефанович не желал заводить детей, да и сама она в тот период много снималась, боялась испортить карьеру. Позже, конечно, рядом с ней появлялись какие-то мужчины. Но никто из них не вызвал у нее желания стать матерью. Да дело даже не в этом! Думаю, она бы просто не выдержала всех проблем, с которыми сталкивается молодая мама. Наверняка за ребенком бы ухаживала бабушка… Да и с мужчинами не ладилось, потому что Богунова не была приспособлена для семейной жизни, где важны понимание нужд другого человека, жертвы и компромиссы. Не было в ней той мудрости, что требовалась для замужества. Она всегда хотела, чтобы все крутилось вокруг нее. А так бывает редко…
Конечно же ей хотелось заботы, тепла, мужского внимания. К пятидесяти годам даже появилась какая-то озабоченность, зацикленность на этой теме. Стоило ей на каком-то мероприятии в Доме кино оказаться рядом с симпатичным кавалером, она млела. Один раз я пригласила ее на премьеру фильма, куда пришла вместе с мужем. Наташа сидела между нами и весь фильм провела, повернув голову к моему мужу, не спускала с него глаз. Я виду не подала, но, когда мы с мужем пришли домой, он, смущаясь, меня спросил, как я к этой ситуации отношусь. Никак я к ней не относилась. Понимала, что дело не в нем, а в том, что Наташа не получает мужского внимания.
Конечно, Богунова, слава богу, жила не одна. Рядом с ней много лет была мама, Лидия Ивановна, которая переехала из Ленинграда в Москву. Обменяла квартиру, с дочерью обосновались в новой, а свое жилье Наташа стала сдавать. Так и выживали, потому что, в сущности, их доходом были только гонорары за редкие выступления Богуновой и пенсия мамы. Мама была невидимым тылом. Незаметно выполняла всю домашнюю работу, а Наташа в это время витала в облаках. Где-то раз в год ей приходилось на 45 дней ложиться в клинику для «коррекции психики». В это время Лидия Ивановна следила за квартирой и навещала дочь. Возвращалась оттуда Наташа всегда просветленная, с кучей планов, мечтала изменить свою жизнь. Но быстро погружалась в привычную рутину и понимала, что ничего изменить не может… Насколько я знаю, между ними случались ссоры по поводу образа жизни Наташи. Мама пыталась давать ей советы насчет ее карьеры, личной жизни. Наташа иногда в сердцах говорила, что мать ей надоела, испортила жизнь…
А потом случилась беда: Лидия Ивановна выпала из окна и разбилась насмерть. Вокруг этой истории ходили разные слухи, сама выпала, не сама… Ничего по этому поводу сказать не могу. Приехали родственники, сестры Лидии Ивановны, Наташу они в квартире не нашли. Она куда-то убежала, два дня бродила, потом заперлась в своей квартире. Ей звонили, напоминали про похороны, но Наташа на них не пришла. На родных она кричала в трубку, ничего не хотела слышать. Возможно, у нее был приступ на фоне стресса… В конце концов родственники уехали, и Наташа осталась совсем одна. Как выяснилось, мама не портила ей жизнь, а была надежным тылом. Только троюродная сестра Валентина приходила к Наташе, помогала по хозяйству. Мы иногда созванивались, и по ее интонациям я чувствовала, что Наташа просто сломлена… Потом как-то звоню, а сестра говорит, что Богунова в клинике. После трагедии с мамой она провела там целый год.