актер гуляев биография награды
Владимир Гуляев
Биография
Владимир Гуляев – представитель когорты актеров, которым так и не довелось примерить роль первого плана. Но это не помешало стать знаменитым, настоящим любимцем зрителей. Артист умел мастерски показать яркий характер второстепенного героя.
Актер Владимир Гуляев
Немногие поклонники знают, что этот скромный человек в мире кино собирался посвятить жизнь армии, в годы Второй мировой войны самоотверженно отвоевывал российскую землю за штурвалом самолета. Вот откуда военная выправка, которой Владимир Леонидович восхищает с экранов телевизоров.
Детство и юность
Володя родился в Свердловске в интеллигентной семье. Мама Мария Алексеевна – педагог, а отец Леонид Михайлович получил в свое время степень кандидата исторических наук, замещал руководителя политотдела Молотовской авиационной школы.
С детства мальчик грезил о небе, а в 15 лет стал членом аэроклуба. Страсть к самолетам удалось реализовать во время Великой Отечественной войны. Владимир в первые же дни наступления фашистов бросился вместе со сверстниками в военкомат, однако ребят развернули – Гуляеву не исполнилось еще даже 17 лет.
Владимир Гуляев в молодости
Пришлось помогать родине, а заодно идти по пути к мечте другим способом. Будущий актер устроился слесарем в пермскую авиационную мастерскую, где проработал почти год. Весной 1942 года юноша надел курсантскую форму военной авиационной школы, а поздней осенью 1943-го в звании младшего лейтенанта ВВС попал на фронт.
На войне летчик-штурмовик Владимир Гуляев проявил доблесть и отвагу, став одним из лучших пилотов фронта. На счету мужчины 60 боевых вылетов на Ил-2, в ходе которых ранений и контузий не счесть. Однажды молодому летчику удалось посадить потерявший управление самолет на лес и выжить самому, хотя серьезных травм тогда получил немало. Точку в военной карьере поставило выполнение задания скинуть коменданту Кенигсберга Отто Ляшу ультиматум.
Владимир Гуляев на войне был летчиком
Владимиру Гуляеву посчастливилось в кругу коллег-пилотов – 100 лучших небесных воинов Второй мировой – пройти по маршруту Парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года. С военной карьерой пришлось распрощаться: Владимира Леонидовича, израненного и не раз контуженного, комиссовали. В поисках места в жизни молодой человек пришел во ВГИК и поступил в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Так началась актерская биография бывшего военного.
Фильмы
Владимир ни разу за кинокарьеру не получил главной роли, однако персонажи второго плана у артиста выходили блестяще. Гуляев искренне и проникновенно играл простых людей, навсегда остающихся в память зрителей. Первыми работами стали незначительные роли в ставших популярными фильмах «Сельский врач», «Чужая родня», «Испытание верности».
Владимир Гуляев в фильме «Весна на Заречной улице»
В 1956 году на советские экраны вышла картина «Весна на Заречной улице», которая принесла Владимиру Леонидовичу зрительскую любовь и всесоюзную известность. Актер перевоплотился в водителя Юрку, распевающего пошлые частушки. Куплетов сценарий не предполагал, это импровизация Гуляева, который просто хотел пошутить и вызвать улыбки на хмурых лицах коллег по съемочной площадке.
Владимир Гуляев в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Запомнился также образ Сергея из фильма «Алешкина любовь». Главная роль отошла молодому Леониду Быкову, но и Гуляева критики и любители кино отметили. Умение оставаться узнаваемым в эпизодах проявилось и в последующих работах. Актер примерил незабываемые образы милиционера в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и шофера Володи из МУРа в ленте «Бриллиантовая рука», которые украсили кинематограф с легкой руки Леонида Гайдая.
Владимир Гуляев в фильме «Бриллиантовая рука»
В творческой копилке Владимира Гуляева россыпь людей-представителей милиции и военных. Артисту недаром вручали такие роли – он умел убедить зрителя, что в структурах власти трудятся харизматичные и обаятельные личности. Его фразы, произнесенные в фильмах, становились крылатыми. До сих пор жители постсоветского пространства порой вставляют в речь: «Вам привет от Михал Иваныча!», «Семен Семеныч!», «Что у вас с головой?»
Владимир Гуляев в фильме «Вечный зов»
Расцвет актерской карьеры пришелся на 50-е годы. Гуляев, обладатель типажа простого советского парня, был очень востребован. В 60-х режиссеры поостыли, приглашая мужчину на совсем скромные эпизодические роли. Владимир Леонидович продолжал появляться на кинопленке вплоть до начала 1990-х годов.
Владимир Гуляев играл со звездами советских экранов. Ему выпала удача делить съемочную площадку с Юрием Никулиным, Олегом Басилашвили, Аллой Ларионовой, Юрием Беловым и другими знаменитостями.
Личная жизнь
У Владимира Леонидовича было три штампа в паспорте. Первый раз бывший военный и актер женился рано, еще в студенческое время. Избранницей стала однокурсница Римма Шорохова, с которой вместе играли в «Весне на Заречной улице». Примечательно, что зрителям артисты показали непростые отношения пары, в которых царит непонимание.
Владимир Гуляев и Римма Шорохова
Вторую жену Гуляева тоже звали Римма. В этом браке родились двое детей, дочь Екатерина и сын Леонид. Третьей супругой актера стала Люция Ефимова.
Страсть Владимира Леонидовича к самолетам сменилась любовью к автомобилям. «Наземная техника» дарила пусть и не такие яркие эмоции, но все же позволяла почувствовать скорость, полное подчинение машины воле человека.
Памятник на могиле Владимира Гуляева и его жены Люции Ефимовой
Гуляев с удовольствием ездил на встречи со зрителями, в отличие от некоторых коллег по цеху не отказывался даже от глухих глубинок. Такие вечера всегда обещали веселье – актер разбавлял рассказы анекдотами и юморными шутками, непременно влюбляя в себя гостей.
Мужчина славился еще россыпью талантов. Он отлично пел, а научился блестяще исполнять популярные композиции на войне, участвуя в полковой самодеятельности. В 1985 году попробовал силы на писательском поприще – из-под пера Гуляева вышла документальная повесть «В воздухе Илы», в которой читатели из уст младшего лейтенанта Леонида Ладыгина узнали о боевых подвигах летчиков во время ВОВ.
Смерть
Война серьезно подорвала здоровье Владимира Гуляева. В 90-х годах актер часто болел, отменял встречи со зрителями, перестал сниматься. Умер «шофер Володя из МУРа» и «водитель Юрка Журченко» в начале ноября 1997 года. Тело мужчины кремировали, урна с прахом покоится на Кунцевском кладбище.
Владимир Леонидович Гуляев
Фото Все
Видео Все
Военная биография актёра Владимира Гуляева
Как сложилась судьба Владимира Гуляева
Владимир Гуляев. Такси на Дубровку
Владимир Гуляев — биография
Владимир Леонидович Гуляев – советский актёр театра и кино, военный лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны. Любой россиянин хорошо знает его по роли милиционера Володи в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Яркую жизнь лётчика-штурмовика, участника Великой Отечественной войны Владимиру Гуляеву не довелось повторить на экране. Из-за своей чрезмерной скромности актёр не играл главных героев, а был исполнителем ролей второго плана. Но зато он создал незабываемые образы. Зрители хорошо помнят его Юрку Журченко из «Весны на Заречной улице» и милиционера Володю из «Бриллиантовой руки».
Детство
Владимир Леонидович Гуляев родился 30 октября 1924 года в Свердловске, в семье военного. Его отец, Леонид Михайлович, носил звание подполковника и служил в должности заместителя начальника политотдела Молотовской военной авиашколы. Мать Владимира была педагогом. Семья Гуляевых была очень музыкальной – Леонид Михайлович играл на баяне, а его супруга – на семиструнной гитаре, оба замечательно пели.
Владимир Гуляев стремился быть похожим на отца и с малых лет грезил небом. В 15 лет его приняли в члены Молотовского авиаклуба.
Военные годы
Владимир Гуляев в молодости в военные годы
Сначала его определили в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, затем полк передали во вновь организованную 335-ю штурмовую авиадивизию. На самолётах Ил-42 ему довелось летать над небом Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. Он совершал по нескольку боевых вылетов в день и слыл бесстрашным лётчиком. Рискуя жизнью, под обстрелом зенитных орудий, он много раз совершал точное попадание в цель и возвращался невредимым. Ему везло. Про подвиги Гуляева даже выходили статьи в армейской газете «Советский сокол».
4 июля 1944 года в ходе наступательной операции под Полоцком, когда с нашей стороны погибло семь лётных экипажей, самолёт Гуляева – Виниченко был сбит противником. Он смог посадить самолёт с неработающим мотором на кроны деревьев, смягчив падение, спас экипаж от верной смерти, однако сам был тяжело ранен и немедленно отправлен в Центральный авиационный госпиталь в Москву. Через три месяца он вернулся в расположение своей части и добился, чтобы его снова допустили к полётам. В дальнейшем Гуляев ещё несколько раз был ранен, переболел малярией, заработанной на лесном белорусском аэродроме. Ранения в голову оставили шрамы на его лице – на переносице и подбородке. В общей сложности за всю войну он осуществил 60 вылетов и в звании лейтенанта закончил её в Восточной Пруссии.
24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты лётчиков 3-й воздушной армии, в которую отобрали самых заслуженных героев, Гуляев с двумя орденами Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны I степени на груди маршировал по легендарной брусчатке Красной площади. Из-за многочисленных ранений Гуляева комиссовали, и он решил попробовать себя в актёрской профессии. В годы войны он был участником полковой самодеятельности, блестяще исполнял патриотические песни, а, значит, уже имел кое-какой опыт работы на публику.
Актёрская карьера
Окончив в 1951 году курс Михаила Ромма и Сергея Юткевича во ВГИКе, Гуляев стал сотрудником Театра-студии киноактёра и начал откликаться на любые предложения кинорежиссёров. Предложений было много, всех привлекала его военная выправка, но главных ролей за всю карьеру ему ни разу никто не предлагал. На счету актёра не так уж много ролей – порядка сорока. Но даже мимолётное его появление в кадре несёт частичку доброжелательности и создаёт атмосферу искренности. Актёр бы идеально подошёл для картины «В бой идут одни старики».
Владимир Гуляев в фильме «Сельский врач»
Первыми его фильмами в начале 1950-х годов были картины «Сельский врач» (1951 год), «Случай в тайге» (1953 год), «Испытание верности» (1954 год), «Чужая родня» (1955 год). Несомненной удачей для фильма и самого актёра был выход фильма «Весна на Заречной улице» (1956 год), где он сыграл разбитного шофёра Юру, который в начале ленты подвозит героиню Татьяны Левченко до города металлургов. Смелые частушки, которые Юрка распевает по дороге, сценарием не были предусмотрены. Это молодой актёр решил сымпровизировать, чтобы повеселить коллег по съёмкам. Режиссёры не стали вырезать этот дубль, взяли, да и оставили всё как есть.
Небольшие эпизоды с участием Гуляева в фильмах «Алёшкина любовь» (1960 год), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 год) и «Бриллиантовая рука» (1968 год) только украсили эти картины.
Когда снимались отрывки «Бриллиантовой руки», в которых действовал герой Гуляева милиционер Володя, Леониду Гайдаю пришлось прервать съёмки на несколько дней, потому что 9 мая в Центральном Доме авиации и космонавтики актёр должен был встретиться со своими однополчанами, ветеранами 335-й Витебской штурмовой гвардии. Он так и отправился туда прямо со съёмок в лихо задвинутой на затылок милицейской фуражке.
Владимир Гуляев в фильме «Бриллиантовая рука»
Гуляев слыл балагуром и так озорно произносил реплики своих эпизодических героев, что в народе его стали цитировать.
По сей день в разговор вворачивают его фразы из «Бриллиантовой руки»: «Вам привет от Михал Иваныча!», «Семен Семеныч!».
Будучи общительным и жизнерадостным, Гуляев с лёгкостью проводил встречи со зрителями (в отличие от его более именитых коллег) в Домах культуры и клубах, прихватив с собой гитару. Он умел расположить к себе публику, перемежая песни, стихи и отрывки из фильмов свежими анекдотами.
В 1970-е годы актёра стали реже приглашать сниматься, и он надумал посвятить свободное время документальной повести «На полевых аэродромах», которая была издана в 1977 году. Позднее, в 1985 году, вышла ещё одна его книга о боевых вылетах его фронтовых друзей «В воздухе «ИЛы».
Владимир Гуляев в фильме «Исполнитель приговора»
С возрастом боевые раны актёра стали всё чаще сказываться на его здоровье, он вынужден был отказываться от работы. Его последним фильмом была драма «Исполнитель приговора», вышедшая на экраны в 1992 году.
Личная жизнь
Владимир Гуляев любил женское общество и считался дамским угодником. То, что он был трижды женат, ещё не значит, что в его жизни было только три женщины.
Первой его супругой была однокурсница студентка ВГИКа Римма Шорохова, которая также как он снималась в «Весне на Заречной улице». Она была не по возрасту серьезным и цельным человеком. Гуляев же – её полной противоположностью. Их скоропалительный незрелый брак просуществовал недолго. Вскоре после выхода «Весны на Заречной улице», в которой пара играла ссорящихся супругов, актёры развелись.
Вторая супруга Гуляева Римма Простомолотова работала инженером связи и была не только именем схожа с прежней женой актёра, но и внешне была на неё похожа. В этом браке с большим интервалом родилось двое детей – Екатерина и Леонид. После двадцати лет совместной жизни пара развелась, Римма не выдержала бесконечных застолий и отъездов мужа. Гуляев не был пьяницей, но двери его дома были всегда открыты для друзей и коллег.
Страсть к самолётам в мирной жизни актёра перенеслась на автомобили. Он обожал на своей машине приезжать на творческие встречи со зрителями, даже если надо было выбираться в глубокую провинцию.
Третья жена Гуляева, уроженка Абхазии Люция Ефимовна, пережила своего мужа на шесть лет. Об их отношениях мало что известно, поскольку, находясь в зрелом возрасте, они вели затворническую жизнь.
Незаслуженно забытые. Владимир Гуляев
В череде последних мировых событий, когда мы каждый день, глядя на экран телевизора или в монитор компьютера, ждем очередной новости о войне на Украине, очередном введении в отношении России санкций от США и их «прихлебателей» из ЕС, очередном мировом финансовом кризисе и т.д., и т.п., бывает, что мы забываем о днях рождения советских актеров-фронтовиков, тем более если они не очень известны.
Сегодня я хотел бы вспомнить Владимира Гуляева. Его день рождения был 30 октября 2014 года (ему исполнилось бы ровно 90 лет). Заслуженный артист РСФСР ушел от нас 3 ноября 1997 года. Но никогда не поздно вспомнить…
Он никогда не был актером первого плана, да и помним мы его именно по «второстепенным» ролям в кино, хотя этих ролей было не один десяток, но я хотел бы рассказать немного о другом: этот скромный в кино человек в жизни был и боевым летчиком-штурмовиком, принимавшим участие в Великой Отечественной войне.
Владимир Леонидович Гуляев родился 30 октября 1924 года в г. Свердловске. С ранних лет он мечтал о небе и по окончании школы собирался стать летчиком. Ему не исполнилось и семнадцати, когда грянула Великая Отечественная война. Вместе с другими подростками Владимир осаждал военкоматы с требованием отправить его добровольцем на фронт. Но его не взяли по возрасту, и Владимир поступил на работу слесарем в авиационную мастерскую в Перми.
Работал слесарем авиационных мастерских в Перми (1941-1942).
В 1942 году, в 17 лет, Владимир был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. К осени 1942 года Гуляев, закончив программу обучения, уже приступил к самостоятельным полётам. Через месяц-полтора ему предстояло получить звание сержанта и отправиться в часть, на фронт. Однако пришлось доучиваться на пилота-штурмовика.
Гуляев переучился хорошо — закончил авиашколу младшим лейтенантом. После училища выпускники неделю провели на пункте сбора летно-технического состава, а потом отправились на фронт — 6 ноября 1943 года, прямо с Красной площади. 18-летний «младшой» попал сперва в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем В.Л. Гуляев воевал в небе Восточной Пруссии, совершая каждый день по несколько боевых вылетов.
В мае 1944 года 335-я штурмовая дивизия в составе 826-го и 683-го штурмовых авиаполков скрытно перебазировалась на аэродром у Городка на Витебщине. Первые вылеты Гуляева были на штурмовку железнодорожных станций Ловша, Оболь, Горяны на дороге Витебск — Полоцк. Особенно досталось фрицам от ударов Владимира в Оболи. На эту станцию он летал 20 мая, 6, 13 и 23 июня. В полковых документах за 13 июня говорится: «Летая на штурмовку ж.д. станции Оболь в группе из шести Ил-2, сделав 3 захода, несмотря на сильный зенитный огонь противника, т. Гуляев сбросил бомбы в эшелон, наблюдались 3 взрыва с черным дымом, огнем пушек и пулеметов расстреливал живую силу противника. Задание выполнил отлично. Результат штурмовки подтверждается фотоснимком и показаниями истребителей прикрытия». К этому следует добавить, что сама станция прикрывалась четырьмя зенитными батареями да еще двумя на подходе к ней. Это целое море зенитного огня! Гуляев, пренебрегая смертельной опасностью, трижды нырял в это море. И не только остался жив, но и повредил немецкий эшелон. Об этой его снайперской атаке даже написала армейская газета «Советский сокол». Вырезку со статьей Гуляев потом долго с гордостью носил в своем летном планшете.
Перелетев на аэродром Бешенковичи, 826-й полк после уничтожения врага в районе Лепель — Чашники принял участие в Полоцкой наступательной операции. Владимир Гуляев со своими товарищами штурмует немецкие колонны и позиции в районе Глубокого, Дуниловичей, Боровухи, Дисны, Бигосово. 28 июня 1944 года он стал участником небезызвестной обороны аэродрома Бешенковичи от прорывавшихся из окружения немцев — редкостного для войны случая, когда «Илы» стреляли по врагу, стоя на земле. Штурмовики сгоряча расстреляли весь наличный полковой боезапас, и на следующий день, 29 июня, боевых вылетов не делали — просто не с чем было.
3 июля наш герой громит врага на северо-западной окраине Полоцка, а 4 июля, в день освобождения города, участвует в разгроме немецкой колонны на дороге Дрисса (Верхнедвинск) — Друя. В результате этого сокрушительного удара немцы потеряли 535 (!) автомашин и речную баржу. Несмотря на то, что враг нес столь чудовищные потери и отступал, полеты для наших штурмовиков были отнюдь не охотничьей прогулкой. Небо буквально рвали в клочья немецкие зенитки, а в облаках постоянно рыскали «фоккеры» и «мессеры». И всякий раз кому-то из летчиков дивизии не было суждено вернуться на родной аэродром. Сбиты экипажи Акимов — Куркулев, Федоров — Цуканов, Осипов — Кананадзе, Куроедов — Кудрявцев, Маврин — Вдовченко, Матросов — Катков, Шкарпетов — Коргин. Экипажу Гуляев — Виниченко, слава Богу, везло.
Всего же Владимир Леонидович за время Великой Отечественной войны совершил 60 боевых вылетов на Ил-2. А поставить победную точку в войне лейтенанту Владимиру Гуляеву было суждено на. Красной площади в Москве: 24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты летчиков 3-й воздушной армии, в которую отобрали всего сто самых заслуженных счастливчиков, он с тремя орденами на груди гордо и торжественно маршировал по легендарной брусчатке у мавзолея Ленина. Впереди колонны — овеянное славой Боевое Знамя 335-й Витебской ордена Ленина Краснознаменной, ордена Суворова штурмовой авиадивизии.
Прожив яркую жизнь летчика-штурмовика во время ВОВ, ему не удалось повторить ее на экране, хотя каждая из его ролей, пусть не первого плана, несла в себе отпечаток молодого и бесшабашного летчика Володи Гуляева.
И пусть сейчас многим людям не до этого, но ведь мы с вами помним!
Про актеров на войне и их наградные листы. Владимир Гуляев
Приняли его на учебу 20 апреля 1942 г. Скажу только, что летал человек явно неплохо, поскольку дважды награжден орденами Красного Знамени, кавалер ордена Отечественной Войны обеих степеней. Единственный из советских актеров был на Параде Победы 24 июня 1945 года. Участник операции «Багратион».
Был сбит в районе Резекне во время штурмовки артиллерийских позиций, посадил неуправляемый самолет на лес. В результате полученных травм три месяца был в госпитале, после чего был допущен только к пилотированию По-2 при штабе, по местным делам. После неоднократных рапортов добился повторной медкомиссии и снова сел в штурмовик.
Из наградного листа: «26.3.1945 г. летал на штурмовку автомашин противника в район Бальга. Произведя три захода на цель, он уничтожил три автомашины и создал один очаг пожара. От прямого попадания зенитного снаряда самолет его был поврежден, но благодаря отличной технике пилотирования он привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку». Участник штурма Кенигсберга, за который получил первую «отечку». То есть, пардон, орден Отечественной войны I ст.
. В последний раз до этого великого события мне удалось побывать на Красной площади перед отправкой на фронт, 6 ноября 1943 года. В тот незабываемый предпраздничный вечер суровая столица провожала нас, группу молодых, еще необстрелянных летчиков-штурмовиков, кумачом флагов да еще салютом в честь воинов 1-го Украинского фронта, возвративших Родине к празднику 26-й годовщины Октября освобожденный от фашистов Киев».
Немного об учебе в Молотовской летной школе:
«Наша авиашкола выпускала летчиков-бомбардировщиков, и летали курсанты на СБ. Сначала мы закончили программу на Р-5 и УТ-2, а потом, изучив и сдав все предметы по СБ, приступили к полетам на них. Уже все наше классное отделение вылетело на СБ самостоятельно, начали ходить в пилотажную зону. Было это осенью 1942 года. Еще месяц-полтора, и мы бы, получив звания сержантов, разъехались по частям. Но вдруг полеты прекратили. И вот по школе пошли блуждать слухи: нашу авиашколу переводят на подготовку летчиков-штурмовиков. Значит, теперь курсанты будут учиться летать на знаменитых «илах». К той поре «илы» уже успели завоевать себе громкую славу. Гитлеровцы, испытав на своей шкуре боевую мощь этого бронированного самолета, окрестили его «черной смертью».
Но как же учиться, когда в школе нет ни одного «ила»? Вся школа бурлила. То там, то тут возникали споры, пересуды, предположения, слухи. Но все сходилось на одном, что быть летчиком-штурмовиком и почетно, и ответственно. Ведь на «иле» все в твоих руках: и самолет, и мотор, и бомбы, и пушки, и пулеметы — буквально все. Если и заблудился, то тоже сам виноват. Да и потом СБ — устаревший самолет, горит, как свеча. А «ил» — современный, бронированный. В общем, все курсанты были рады предстоящим переменам. Ну, а мы? Мы уже ходили в выпускниках, и вдруг опять задержка. Но на сколько? Мы даже не знали, радоваться нам или огорчаться.
Но вот пришел приказ: выпускников первыми посадить за парту для изучения новой матчасти. А значит, и теории полета, штурманской подготовки. И тут уж никуда не денешься. Огорчайся или радуйся, а приказ есть приказ.
Выпускников было два классных отделения. Вот нам и объявили, что первыми к полетам приступят те, чье классное отделение лучше сдаст экзамен по теории. Началось соревнование. Подгонять нас не надо было. Целыми днями мы просиживали в классах, изучая различные предметы.
Как-то февральской ночью 1943 года нас подняли по тревоге и, ничего не объяснив, бегом направили на ближнюю станцию, что была от школы километрах в трех. На улице темень, мороз, вьюга. Прибегаем на станцию и видим: на железнодорожных платформах стоят разобранные «илы» — двенадцать машин. Нам нужно было снять их с платформ и притащить в школу. Никаких подъемников, никакой механизации. Все на себе. Разгрузку мы производили под руководством железнодорожников и наших инженеров. Потом покатили «илы» по занесенной метелью дороге к школе. Когда начало светать, все машины стояли на пришкольном аэродроме».
— Ну как, Вася?
— Ничего, нормально, — услышал в ответ. — Все в порядке.
— Посмотри, нет ли пробоин?
Через несколько секунд Вениченко ответил:
— Не видно. Вроде пронесло.
— Ну и отлично! С первым боевым крещением, так сказать, первым перекрестным огнем! — подбодрил я боевого друга. Впрочем, и себя заодно.
— Вас также, товарищ командир, — бойко ответил Вася.
Пора было готовиться к штурмовке: скоро железнодорожная станция. Есть ли эшелон на станции, нет ли, а мне все равно бросать бомбы здесь.
С высоты полета уже видна станция. И опять шквал зенитного огня встречает нас. Казалось даже странным, что среди этих тысяч разрывов еще мы можем лететь. Ведь достаточно одного, а укрыться негде. Вот что значит маневр!
Вот и станция, на ней ничего нет, пути пусты. Иду за ведущим в атаку. Открываю огонь по станционным постройкам из пушек и пулеметов. Нажимаю на кнопку эрэсов, и опять две огненные полосы, вырвавшись из-под плоскостей, уходят к земле.
Ведущий вышел из пике и заложил резкий правый разворот. Вывожу и я. А внизу слева городок, где-то там — неприятельский аэродром.
…Как-то там мой Вася? Надо его предупредить, чтобы смотрел в оба.
— Вася, как ты там?
В наушниках молчание. Что такое.
— Вася, ты меня слышишь? Отвечай! Опять ничего. «Может быть, он ранен?» — проносится мысль. Насколько возможно оглядываю самолет. Вроде, никаких пробоин в плоскостях нет, но что там делается сзади, мне не видно. Опять вызываю стрелка:
— Вася, почему молчишь? Отвечай. Опять ни слова. Может быть, СПУ отказало? Да это ж я сам не переключил его. Поворачиваю рычажок и вызываю:
— Вася, как дела?
— Нормально, товарищ командир, все в порядке,— слышу в ответ.
«Тьфу, черт побери, сам себя перепугал!». Чувствую, как несказанная радость переполняет меня».
«Немцы, лучше сдавайтесь сразу». Это шутка. Фото из послевоенного кинофильма
. На компасе пятьдесят градусов. Значит, еще пятнадцать минут — и будем на аэродроме. Только тут я почувствовал, что со лба из-под шлемофона текут по лицу струйки пота, а во рту все пересохло. Язык как будто не мой. Утерев ладонью пот с лица, я открыл обе форточки на фонаре. Холодный воздух, приятно лаская, освежил лицо. Дышать стало легко. Поскольку была зима, мотор с закрытыми шторками не очень грелся, но все равно я приоткрыл их — пусть и он вздохнет свободнее.
Надо и наддувчик сбросить, чего теперь догонять. Положив планшет на колено, стал сличать местность с проложенным на карте маршрутом. Все правильно. Скоро будет аэродром. На душе было радостно, хотелось петь. И я запел, хотя мой голос заглушал шум мотора».
В этот вылет ведомого из второй пары подбили «эрликоны», но самолет дотянул до аэродрома и ведущий его не бросил. Если кто помнит, в «Бриллиантовой руке» Гуляев тоже летал, пилотировал вертолет, гнавшийся за подонками «в направлении государственной границы». Вертолет десантно-транспортный, Ми-8Т, только что появился и в фильме, можно сказать, состоялась его первая презентация.
И вот еще что вычитал, неужто правда? Особенно апокалиптичен эпизод со штурмовиками, гоняющими гансов по лесу.
«С воздушной тропой Владимира Гуляева я совершенно неожиданно «пересекся» в 2004 году в Бешенковичах во время экспедиции по реке Западная Двина, посвященной 60-летию разгрома и изгнания немецких захватчиков с белорусской земли. Местные ветераны поведали мне тогда интереснейшую историю, которая произошла на Бешенковичском аэродроме в конце июня 1944 года.
После того как на этот аэродром сел полк штурмовиков Ил-2, его попытался атаковать многочисленный отряд фашистов, прорывающийся из окружения под Витебском. Наши летчики не растерялись, не сдрейфили и, лихо развернув свои штурмовики, заняли круговую оборону. Подставив под хвостовые части самолетов пустые бочки из-под топлива и таким образом приподняв Ил-2 для настильной стрельбы из бортовых пушек и пулеметов, они встретили врага шквальным огнем в упор. Большинство фрицев были уничтожены, а оставшиеся в живых просто разбежались по окрестным лесам. Но и там они не нашли спасения. Штурмовики поднялись в воздух и начали преследовать фашистов. Унесли ноги очень немногие.
А продолжим мы сию серию тоже военно-воздушной темой: рассказом о десантнике Чухрае и о том, как он порвал книжку Ванды Василевской.