актер хрусталев в оттепели
Прототипы героев сериала «Оттепель» среди советского творческого бомонда 60-х годов
В 2013 году режиссер Валерий Тодоровский снял сериал «Оттепель» про эпоху, которая всегда привлекала внимание людей своей неоднозначностью, островком творческого подъема и некоторой свободы после десятилетий жесткой цензуры и страха.
На смену мэтрам пришло совсем новое молодое поколение, большинство из которых встретило войну совсем юными, многие из них были обижены за родителей из-за сталинских репрессий. Они хотели по-новому жить и создавать, для них не было авторитетов.
История Хрусталева и Марьяны
Петра Тодоровского роднит с персонажем «Оттепели» Виктором Хрусталевым (в исполнении Евгения Цыганова) то, что в те годы он тоже был оператором. Люди, которые знали Тодоровского лично, отмечают схожесть некоторых черт характера.
Свою жену Миру Герман, которую считают прототипом Марьяны (в исполнении Анны Чиповской), Петр был старше на 14 лет. Только вот реальная история любви Тодоровских растянулась на 50 лет, а у героев сериала все закончилось быстро.
Тем не менее, Мира Тодоровская узнает свои внешние черты в юности в Марьяне.
История Марьяны и Егора Мячина
Сами создатели фильма говорят, что в основу отношений начинающего режиссера Егора Мячина (в исполнении Александра Яценко) и Марьяны положена история Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой.
Ведь именно Рыбников был безнадежно влюблен в Аллу, пока та крутила роман с Иваном Переверзевым, который был намного старше ее и также, как главный герой «Оттепели», бросил свою молодую возлюбленную беременной. Рыбников же признал их дочь своей, еще когда она даже не родилась.
Прототипы режиссера Егора Мячина и оператора Виктора Хрусталева
У главного героя Виктора Хрусталева, пожалуй, нашлось больше всего прототипов. Практически каждый успешный оператор тех лет попал в этот список: и Александр Княжинский, и Юрий Лемешев.
А вот с профессиональной точки зрения в нем угадывается как раз Петр Тодоровский. Это именно он снимал движущийся поезд снизу.
С Егором Мячиным тоже не все просто. Его сравнивают с молодым Андреем Тарковским именно по стилю мышления и съемок. Но, в то же время, на сюжетную линию ложится совсем другая история.
Молодого Эльдара Рязанова практически заставил опытный Иван Пырьев снять «Карнавальную ночь» в несвойственном для него жанре комедии. Да и в «Оттепели» Мячин под присмотром опытного режиссера Кривицкого (в исполнении Михаила Ефремова) снимает как раз музыкальную комедию.
Звезды эпохи Инга и Будник и их прототипы
Ну, тут никто далеко ходить не стал и практически однозначно приписали ему черты молодого Михаила Ульянова, который был в те времена настоящей звездой.
Как внешнее сходство, так и сюжетные линии крайне сложно отнести к какой-либо конкретной актрисе того времени. Часто Ингу сравнивают с Людмилой Гурченко. Как и из-за самой «Карнавальной ночи», так и из-за того, что Гурченко целенаправленно задвигали в кинематографе какое-то время с подачи властей.
А вот личная сюжетная линия Инги и ее мужа Хрусталева очень напоминает историю Георгия Рерберга и Валентины Титовой, хоть она и не совсем подходит по времени происходящего. Но на этом сходства, пожалуй, заканчиваются.
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Актер хрусталев в оттепели
Даже «Москвич», на котором ездит по Москве Виктор Хрусталев, оказывается, тоже деталь из детства Тодоровского-младшего. «У нас был точно такой же! — продолжает Мира Григорьевна. — И именно на нем Петр Ефимович из Одессы гонял в Москву. Однажды мы с ним поехали туда на фестиваль — Валеру забросили в Херсон, к маме Петра Ефимовича. А из Москвы махнули в Прибалтику. И там ночевали в этом «Москвиче» на пляже! У нас даже не было денег на гостиницу. Так и жили, и Валера все это помнит и знает. Другое дело, что, сочиняя сценарий, он старался избегать слишком уж буквальных совпадений, стремясь воспроизвести не историю собственной семьи, а собирательный образ кинематографистов того времени».
«У нас был точно такой же «Москвич»! — вспоминает Мира Тодоровская. — И именно на нем Петр Ефимович из Одессы гонял в Москву»
Так, в линии Виктора Хрусталева переплелись судьбы нескольких легендарных операторов 60—70-х годов. Кроме Петра Тодоровского — еще Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева. А главным образом — Георгия Рерберга. «Женя Цыганов в некоторой степени играет именно Рерберга, — говорит сценарист Дмитрий Константинов. — Многие зрители недоумевают, как так может быть? Мужчина все время молчит, просто смотрит на женщину, а та уже готова на что угодно! Но это реальная история. Рербергу достаточно было посмотреть на женщину, и она уже мечтала ему отдаться. Этот человек обладал уникальным магнетизмом». «Что касается Лебешева, то от его характера нашему Хрусталеву достался только кулинарный талант, — продолжает Константинов. — Ведь Павел Тимофеевич готовил поразительные шедевры. Такие, как «знаменитые хрусталевские щи» в сериале».
Что касается жены главного героя — Инги Хрусталевой (Виктория Исакова), в ней угадываются черты жены Рерберга — актрисы Валентины Титовой.
Валентина Титова. 1967 г
Как-то в интервью она рассказывала: «Гога просто пришел однажды — и остался. Но это еще ничего не значило. Он сразу мне сказал: «У меня все просто — два месяца, и конец романа». Однако Рерберг и Титова прожили вместе до самой его смерти в 1999 году. И с Валентиной Титовой семью Тодоровских многое связывало. Ведь до Рерберга она была замужем за Владимиром Басовым, дружившим с Петром Ефимовичем. А сама Титова, в свою очередь, очень дружила с Мирой Григорьевной.
О своем герое Геннадии Буднике исполнитель этой роли Павел Деревянко говорит так: «В нем угадываются черты Михаила Ульянова. Но все же образ собирательный, у него много прототипов». А сценаристка Алена Званцова добавляет: «Помните, в фильме есть такая сцена, когда Будник мучает дебютанта Егора, требуя поставить четкие актерские задачи? Это в кино распространенное явление. Думаю, у любого начинающего режиссера были такие ситуации, когда артисты с большой академической школой изводили его вопросами, заставляя чувствовать себя полным идиотом».
Павел Деревянко, Виктория Исакова, Виктор Хориняк, Анна Чиповская в сериале «Оттепель»
В режиссере Федоре Кривицком, которого сыграл Михаил Ефремов, угадываются черты знаменитого Ивана Пырьева. Кривицкий так же, как и Пырьев, воевал, правда, участвовал в Великой Отечественной войне, тогда как Иван Александрович в 1915 году ушел на фронт Первой мировой. Кроме того, Кривицкий обласкан властью — в фильме герои регулярно упоминают, что он — лауреат Сталинской премии. Иван Пырьев получал эту премию от вождя аж шесть раз! Ну и третье, что роднит героя Ефремова с Пырьевым, — жанр его фильмов. Ведь Иван Александрович прославился как мастер комедии, на его счету такие хиты, как «Трактористы», «Свинарка и пастух». И в «Оттепели» герою Ефремова доверяют снять комедию «Девушка и бригадир» на том основании, что режиссер Кривицкий знает в этом толк, как никто другой.
В персонаже Михаила Ефремова многие узнали прославленного автора «Свинарки и пастуха» Ивана Пырьева Иван Пырьев. 30-е годы
А вот кто из персонажей сериала вызывает меньше всего сомнений относительно прототипа, так это сценарист Костя Паршин. В нем легко опознается Геннадий Шпаликов. Хотя самоубийство Шпаликова случилось в 1974 году, а не в 1961-м, как в фильме. «Костя Паршин списан с Геннадия Федоровича, это очевидно, — признается сценарист Дмитрий Константинов. — Но все-таки не равен ему. Хотя бы потому, что жил немного в другое время. Но одержимость искусством, поэтический дар, невероятно талантливые сценарии, которые у Шпаликова не принимали, — все это в Косте узнаваемо. Геннадий Федорович опередил свое время, и потому ему очень тяжело было жить. Вот и наш герой, которого сыграл Федя Лавров, такой же. Понял, что здесь не нужен, и шагнул в окно».
Федор Лавров в роли сценариста, прототипом которого послужил Геннадий Шпаликов
Колоритных и ярких героев в «Оттепели» много. Но, кажется, особенно полюбилась зрителю второй режиссер Регина Марковна, чье коронное выражение «Иди в ж…!» отсылает к знаменитой Фаине Раневской, которая, как известно, отправляла по тому же маршруту пионеров. «На таких женщинах, как Регина Марковна, кино и держится! — считает Алена Званцова. — Это классический второй режиссер. Женщина-мама, способная обуздать непредсказуемых творцов».
Яна Сексте и Нина Дворжецкая (в центре) сыграли в «Оттепели» второстепенные, но очень яркие роли
Композитором в сериале был Константин Меладзе. Он постарался войти в роль кинокомпозитора конца 1950-х—начала 1960-х годов. Меладзе ориентировался на композитора Нино Рота. Примерно такая музыка звучала тогда в итальянских и советских фильмах. Констанитину Меладзе пришлось переслушать и пересмотреть множество записей 60-х, чтобы лучше проникнуться духом времени.
Тайны сериала «Оттепель»
«7Д» расспросил создателей фильма и близких режиссера, чтобы разобраться, кто из известных личностей скрывается за персонажами фильма о кинематографистах 60-х годов.
Режиссер сериала (он же автор идеи, продюсер и один из сценаристов) Валерий Тодоровский утверждает, что все персонажи «Оттепели» — условные. Мол, он вместе со сценаристами Аленой Званцовой и Дмитрием Константиновым создал некий обобщенный портрет героев того времени. И все же многие сюжетные линии и события узнаваемы — они происходили в реальности.
Оказалось, что Переверзев в эти несколько дней отсутствия женился на актрисе Надежде Чередниченко. Обнаружив предательство, Алла Ларионова позвонила своему брату в Москву и попросила немедленно разыскать Колю Рыбникова: «Скажи Коле, я согласна выйти за него замуж». Николай прилетел в Минск на следующий день, и они сразу расписались. А через два месяца у Аллы Ларионовой родилась девочка. «Ребенок — мой», — сразу сказал Николай и дал малышке свою фамилию. В результате семейный союз Рыбникова и Ларионовой оказался на редкость счастливым. Что же касается Переверзева, Чередниченко очень скоро его бросила и ушла… к Петру Ефимовичу Тодоровскому. Родила ему дочь, а через четыре года внезапно вернулась к Переверзеву. Петр Ефимович через некоторое время женился на Мире, с которой потом счастливо прожил более 50 лет.
Так что история Рыбникова и Ларионовой некоторым образом вплетена в семейную историю Тодоровских. Именно история их семьи, по мнению Миры Григорьевны Тодоровской, и послужила источником сюжетов, деталей и характеров сериала «Оттепель». «Все, что Валера взял из реальной жизни, так или иначе связано с его отцом. Остальное в сериале — придумано».
Кстати, насчет дебютанта Егора Мячина. Мира Григорьевна Тодоровская увидела в этом персонаже черты молодого Бондарчука: «Я даже не могу объяснить, чем он похож. Но что-то такое узнаваемое в манерах». Впрочем, сценаристы с этим не согласны. «Дипломная короткометражка Мячина снята в стиле Тарковского, — говорит Алена Званцова.
— Но Валера Тодоровский все больше проводил нам параллель с Рязановым. Ведь в самом начале своей карьеры Эльдар Александрович поставил себе задачу снять в стиле итальянского неореализма ординарную комедию. И получилась «Карнавальная ночь». Рязанов вытащил на экран живых людей — и то же самое делает у нас Егор Мячин. Кстати, молодому Рязанову благоволил директор «Мосфильма» Пырьев, как Егору благоволит герой Владимира Гостюхина». При этом в герое Гостюхина, по утверждению Миры Григорьевны Тодоровской, слились черты не только Ивана Пырьева, но и первого зампредседателя Госкомитета СССР по кинематографии Бориса Павленка и заместителя председателя Комитета по кинематографии при Совмине Николая Сизова.
Что касается внешнего облика Марьяны, то Мира Григорьевна полагает, что он списан с нее: «Я была примерно такая, как Аня Чиповская, — тоненькая. Помню, носила красную юбку с поясом — льняную, вышитую, а из-под нее выступала еще белая кружевная юбка. Я была красивой девочкой. Только-только окончила институт, работала на студии. Там Тодоровский меня приметил и тут же взял замуж. Посмотрев «Оттепель», я задала Валере вопрос: «Ты же был маленький, как ты все это помнишь?» Он говорит: «Мама, ранние воспоминания откладываются в подсознании. И когда я писал сценарий, все эти подробности стали одна за другой выползать из каких-то дальних закоулков памяти».
Детали и сюжеты, связанные с Петром Тодоровским, в сериале разбросаны по разным персонажам. Например, эпизодический герой — некий Петя из Одессы — играет на гитаре очень узнаваемую музыку Тодоровского-старшего.
Сценарист «Оттепели» Дмитрий Константинов рассказывает: «Приезд Пети из Одессы с кровяной колбасой основан на реальной истории. Петр Ефимович, живший в Одессе, как только у него выдавались два выходных, набивал полную машину украинским салом, колбасой, самогоном и гнал до Москвы. В столице заваливался к друзьям, пил, гулял, спал, а с утра вставал и ехал назад». «В «Оттепели» я увидела все то, чем наша семья жила в 60-х годах, — продолжает Мира Григорьевна Тодоровская. — Правда, мы жили гораздо беднее, но Валера этого просто не помнит. Зато атмосферу, которая у нас тогда царила, он передал верно. Наш дом в те годы был настоящим проходным двором! Мы жили прямо напротив Одесской киностудии, по соседству со студийным общежитием — оно называлось Куряж.
Так вот, по вечерам обитатели Куряжа приходили к нам на посиделки. Не говоря уж о том, что у нас дома обязательно оказывались все знакомые, кто приезжал в Одессу из других городов. Помню, как мой муж на пару с Булатом Окуджавой играл на гитаре, а еще они вместе писали сценарий, по которому Петр Ефимович потом снял фильм «Верность». Бывали у нас и Марина Влади с Володей Высоцким. Помню, однажды Высоцкий пел так громко, что соседи вызвали участкового. Тот пришел и говорит: «Можно я тоже присяду послушаю?» Так и не стал нас разгонять. Валере в это время было лет восемь, и мы с нашими гостями не давали ему спать. Все, конечно, пили. И курили. А маленький Валера все это вынужден был терпеть, хотя он, помню, злился. Отсюда и в «Оттепели» у него все герои с сигаретами и коньяком».
Он мог просто посмотреть на женщину, и та готова была на все
Некоторые черты Петра Тодоровского угадываются и в главном герое «Оттепели» — операторе Викторе Хрусталеве. «Помните эпизод с движущимся поездом, который Хрусталев вызвался снимать снизу? — говорит режиссер Валерий Тодоровский. — Это случилось с моим отцом еще в те времена, когда он работал кинооператором». В сериале герой Цыганова берет за эту работу ящик коньяка. В действительности же Петр Ефимович попросил только бутылку водки. «Он был очень скромным человеком, — говорит Мира Тодоровская. — И, бывало, целый день просиживал с каким-нибудь сценарием в приемной у начальства. Петра Ефимовича не принимали, а он все сидел и сидел. И ведь он не был какой-нибудь малозначительной фигурой. Но
стеснялся пользоваться своими военными заслугами (только орденов у Петра Ефимовича было три) и козырять фестивальными наградами.
Валера-то характером пошел в меня, он и внешне на меня похож. И, слава богу, он более пробивной, чем отец. Из-за того, что Петр Ефимович был таким скромным, даже закомплексованным, мне в конце концов пришлось стать продюсером. Я уговаривала его снимать фильмы. Например, знаменитую «Интердевочку». Ведь сам Петр Ефимович только ходил и говорил: «Как я буду это снимать? Ну что я знаю про проституток?»
Даже «Москвич», на котором ездит по Москве Виктор Хрусталев, оказывается, тоже деталь из детства Тодоровского-младшего. «У нас был точно такой же! — продолжает Мира Григорьевна. — И именно на нем Петр Ефимович из Одессы гонял в Москву. Однажды мы с ним поехали туда на фестиваль — Валеру забросили в Херсон, к маме Петра Ефимовича.
А из Москвы махнули в Прибалтику. И там ночевали в этом «Москвиче» на пляже! У нас даже не было денег на гостиницу. Так и жили, и Валера все это помнит и знает. Другое дело, что, сочиняя сценарий, он старался избегать слишком уж буквальных совпадений, стремясь воспроизвести не историю собственной семьи, а собирательный образ кинематографистов того времени».
Так, в линии Виктора Хрусталева переплелись судьбы нескольких легендарных операторов 60—70-х годов. Кроме Петра Тодоровского — еще Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева. А главным образом — Георгия Рерберга. «Женя Цыганов в некоторой степени играет именно Рерберга, — говорит сценарист Дмитрий Константинов. — Многие зрители недоумевают, как так может быть?
Мужчина все время молчит, просто смотрит на женщину, а та уже готова на что угодно! Но это реальная история. Рербергу достаточно было посмотреть на женщину, и она уже мечтала ему отдаться. Этот человек обладал уникальным магнетизмом». «Что касается Лебешева, то от его характера нашему Хрусталеву достался только кулинарный талант, — продолжает Константинов. — Ведь Павел Тимофеевич готовил поразительные шедевры. Такие, как «знаменитые хрусталевские щи» в сериале».
Что касается жены главного героя — Инги Хрусталевой (Виктория Исакова), в ней угадываются черты жены Рерберга — актрисы Валентины Титовой. Как-то в интервью она рассказывала: «Гога просто пришел однажды — и остался. Но это еще ничего не значило. Он сразу мне сказал: «У меня все просто — два месяца, и конец романа».
Однако Рерберг и Титова прожили вместе до самой его смерти в 1999 году. И с Валентиной Титовой семью Тодоровских многое связывало. Ведь до Рерберга она была замужем за Владимиром Басовым, дружившим с Петром Ефимовичем. А сама Титова, в свою очередь, очень дружила с Мирой Григорьевной.
Деревянко играл Михаила Ульянова
О своем герое Геннадии Буднике исполнитель этой роли Павел Деревянко говорит так: «В нем угадываются черты Михаила Ульянова. Но все же образ собирательный, у него много прототипов». А сценаристка Алена Званцова добавляет: «Помните, в фильме есть такая сцена, когда Будник мучает дебютанта Егора, требуя поставить четкие актерские задачи? Это в кино распространенное явление.
Думаю, у любого начинающего режиссера были такие ситуации, когда артисты с большой академической школой изводили его вопросами, заставляя чувствовать себя полным идиотом».
Иван Пырьев: режиссер, обласканный властью
В режиссере Федоре Кривицком, которого сыграл Михаил Ефремов, угадываются черты знаменитого Ивана Пырьева. Кривицкий так же, как и Пырьев, воевал, правда, участвовал в Великой Отечественной войне, тогда как Иван Александрович в 1915 году ушел на фронт Первой мировой. Кроме того, Кривицкий обласкан властью — в фильме герои регулярно упоминают, что он — лауреат Сталинской премии. Иван Пырьев получал эту премию от вождя аж шесть раз! Ну и третье, что роднит героя Ефремова с Пырьевым, — жанр его фильмов.
Ведь Иван Александрович прославился как мастер комедии, на его счету такие хиты, как «Трактористы», «Свинарка и пастух». И в «Оттепели» герою Ефремова доверяют снять комедию «Девушка и бригадир» на том основании, что режиссер Кривицкий знает в этом толк, как никто другой.
Шпаликов понял, что здесь не нужен
А вот кто из персонажей сериала вызывает меньше всего сомнений относительно прототипа, так это сценарист Костя Паршин. В нем легко опознается Геннадий Шпаликов. Хотя самоубийство Шпаликова случилось в 1974 году, а не в 1961-м, как в фильме. «Костя Паршин списан с Геннадия Федоровича, это очевидно, — признается сценарист Дмитрий Константинов.
— Но все-таки не равен ему. Хотя бы потому, что жил немного в другое время. Но одержимость искусством, поэтический дар, невероятно талантливые сценарии, которые у Шпаликова не принимали, — все это в Косте узнаваемо. Геннадий Федорович опередил свое время, и потому ему очень тяжело было жить. Вот и наш герой, которого сыграл Федя Лавров, такой же. Понял, что здесь не нужен, и шагнул в окно».
На таких женщинах кино и держится
Колоритных и ярких героев в «Оттепели» много. Но, кажется, особенно полюбилась зрителю второй режиссер Регина Марковна, чье коронное выражение «Иди в ж. » отсылает к знаменитой Фаине Раневской, которая, как известно, отправляла по тому же маршруту пионеров.
«На таких женщинах, как Регина Марковна, кино и держится! — считает Алена Званцова. — Это классический второй режиссер. Женщина-мама, способная обуздать непредсказуемых творцов».