актер и сатин на дне
Константин Сатин — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»
В драматическом произведении авторская характеристика персонажей ограничена невозможностью подробного описания героя, рассуждения о его прошлом и настоящем. Короткие ремарки дают только некоторый толчок к пониманию авторской позиции.
Характеристика образа Сатина, как и других героев пьесы, формируется в основном через монологи и диалоги героев, их действия и развитие сюжета.
Главный сюжет драмы «На дне» составляет философский спор героев о том, как остаться человеком перед лицом жестокой действительности. В этом споре определяются три точки зрения: Бубнова (бесперспективная и циничная «правда жизни»), Луки (утешительная и бескорыстная помощь) и Сатина, направленная против этих двух.
Что же проповедует Сатин?
В монологах Сатина выражена позиция автора, он официальный резонёр пьесы. Важно вспомнить, что драма «На дне» была создана в 1902 г., когда Горький разделял ницшеанские взгляды, в том числе идею о сверхчеловеке. Но это слишком сложный вопрос, чтобы затрагивать его в данной статье. Скажем лишь, что Сатин отвергает любовь к ближнему, которую проявляет Лука, но проповедует в своих монологах любовь к дальнему, абстрактному человеку.
Все герои драмы противоречивы, особенно отличается этим Сатин.
Сатин как личность
Константину Сатину около 40 лет. Он постоялец ночлежки, в которой, кроме него, находятся и другие обитатели, попавшие туда в силу разных обстоятельств.
Но так было не всегда. По его воспоминаниям, в молодости он работал телеграфистом, был весёлым, хорошо пел и танцевал.
А сейчас это пьяница и шулер. Он почти 5 лет отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей сестры, там научился заниматься шулерством и теперь жить честно не хочет. Но в то же время именно он говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества.
Человек он неглупый и даже довольно образованный, бывший телеграфист. Он много читал — это отличает его от остальных обитателей ночлежки.
По его мнению, а также по мнению автора, в людях, даже в самых простых, заложена потребность творчества, т. е. творческого отношения к жизни.
Взгляды Сатина
Сатин — скептик и нигилист. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест выражается в страстных монологах о Человеке, но на деле он ничем полезным не занимается и призывает к этому других: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Πросто – обременяй землю. »
На «дне жизни» Сатин оказался добровольно, обосновался там и чувствует себя вполне нормально, пропивает и проигрывает свои возможности.
Он спорит с Лукой и осуждает его позицию «утешительной» лжи, считает её унизительной: «Лοжь — религия рабов и хозяев…». «Πравда — бοг свοбодного человека!».
И кто говорит о правде? Человек, который сам живёт ложью, шулерством! Который не стыдится просить денег на выпивку у вора!
Высокопарно говорит он о свободном Человеке (с большой буквы): «Ηадо уважать челοвека! Ηе жалеть… не унижать его жалостью…». «Человек — вот правда!». «Че-лο-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
Но что значит слово «человек» для Сатина? «Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» То есть, уважать надо не конкретного человека с его проблемами, бедами иди радостями; не человека, нуждающегося в помощи здесь и сейчас, а только некое идеализированное представление о человеческой личности вообще. Это похоже на ницшеанскую «этику любви к дальнему»: в человеке нужно любить то, чем он может стать, и с требовательностью относиться к тому, что он есть. Иначе, любя его просто так, мы окажем ему плохую услугу. Человек в его развитии (в перспективе сверхчеловек) — это и есть, по Ницше, «дальний».
Он равнодушен к людям, что проявляется в проповеди презрительного отношения к нравственным ценностям. Для многих ночлежников работа является единственной возможностью честно заработать себе на жизнь, он же не только сам отвергает такую возможность, но настраивает на это и других: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым. Человек — выше! Человек — выше сытости. » Сатин считает, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовлетворение. С этим вполне можно согласиться. Но тут же он говорит следующее: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать … да! Μожет быть!» То есть, кто-то должен сделать для него работу приятной. А почему не самому это сделать? И вот это дважды повторенное «может быть» говорит о том, что и тогда ещё не факт, что он будет работать.
«Κогда труд удовольствие, жизнь хороша! Κогда труд обязанность, жизнь рабство!» — тоже правильная формула. Но только формула, потому что не всегда труд может быть удовольствием, а вот обязанностью — всегда.
Произнося высокопарные слова, Сатин оправдывает собственную аморальность, утверждая, что честь и совесть нужны только богатым и тем, у кого есть власть. Философию «свободного человека» Сатин доводит до крайности. Он сам уже является человеком, свободным ото всего, в том числе и от морали. Поэтому и «дно» для него — норма существования.
Вывод
Образ Сатина недостаточно убедителен. Его страстные монологи не соответствуют его поступкам, его образу жизни, поэтому и не убеждают. Горький писал, что больше некому было выразить эти идеи, поэтому он вложил их в уста Сатина.
Сам себя Сатин декларирует человеком свободным и сильным, презирает тех, кто живёт рядом с ним в ночлежке, считая их слабыми. Но на самом деле его пафос ложный, сильной личностью он не является хотя бы потому, что тюрьма его сломила. Сатин не смог вернуться к прежней нормальной жизни, а пошёл по более лёгкому пути — жульничеству, ничегонеделанию, его устраивает теперешнее состояние, он готов и дальше «обременять землю», и такой образ жизни советует другим.
Он считает, что в жизни всё зависит от самого человека, но сам с собой не справился — значит, его убеждения расходятся с его действиями.
Да, можно согласиться с тем, что монологи Сатина несут в себе истину, но они никак практически в его жизни не реализованы, а потому и остаются только лозунгами.
Характеристика образа Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Сатин в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание, биография, история жизни
Сатин в исполнении К. С. Станиславского. 1902 г. |
Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни
Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
«. Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…»
«. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…»
Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
«Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»
Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
«. Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
«. Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…»
«. Люблю непонятные, редкие слова…»
Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
«. Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. «
Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
«. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство. «
История жизни Сатина: биография в цитатах
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
«. Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…»
«Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был…»
Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:
«. Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно. «
В тюрьме Сатин научился шулерству:
«. В тюрьме я и в карты играть научился…»
После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:
«. а после тюрьмы – нет ходу. «
Роль Сатина в пьесе «На дне»
«. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.
. в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.
Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.
На дне: Характеристика Сатина
Среди персонажей есть герой, который наиболее близок автору. Образ и характеристика Сатина – это возможность классика передать свои мысли, высказать их и представить на обсуждение широкому кругу читателей нескольких эпох.
История появления в ночлежке
Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:
Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что
Положительная характеристика персонажа
Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:
Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.
Отрицательные черты
В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:
Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.
Особенности образа
Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.
Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.
Cатин (На дне)
Произведение “На дне” М. Горького – остросоциальная пьеса о самых низших слоях общества. Ночлежка, где собираются герои, становится не только единственным пристанищем, но и местом, где происходят споры о свободе, сущности бытия и предназначении человека. Одним из центральных персонажей является Сатин. Так кто же это такой, и каков образ Сатина в пьесе Горького?
Характеристика Константина Сатина
Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:
“Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:
…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство. ”
Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки
Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.
Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.
Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.
Сатин часто спорит с другими обитателями ночлежки. Он с яростью стремится убедить своих оппонентов в своей правоте. Его речи всегда яркие, наполнены афоризмами.
«На дне» (М. Горький) — характеристики героев
Пьеса «На дне» была написана Максимом Горьким в 1901–1902 годах. В ней рассказывается о безысходной жизни обитателей ночлежки для бедных и ставится вопрос: можно ли, опустившись на «дно» жизни, оставаться человеком. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей пьесы.
Главные герои
Костылев Михаил Иванович
Михаил Иванович Костылев — содержатель ночлежки. Ему 54 года. Это лживый, двуличный человек. Он хочет казаться честным, но тайно скупает и продаёт краденые вещи. Костылев очень жаден, наживается на обездоленных людях и краденых вещах. Он грубо обращается с женой и её сестрой, но ему приходится заискивать перед Пеплом, да и перед другими обитателями ночлежки, знающими о его нечестных делах.
Костылева Василиса Карповна
Василиса Карповна Костылева — жена содержателя ночлежки, она гораздо моложе его, ей 26 лет. Василиса изменяет Костылеву с вором Васькой Пеплом. Эта красивая женщина вышла замуж за Костылева из-за денег. Нрав у неё жестокий, она властолюбива, ненавидит мужа, сестру, которую ревнует к Пеплу. Обитатели ночлежки боятся именно её, а не хозяина.
«Баба лютая», — говорит о ней Бубнов.
Наташа
Медведев Абрам Иванович
Медведев отлично знает, что Василиса бьёт Наташу, но не заступается за девушку, так как считает, что в «семейное дело» не нужно вмешиваться.
Он, зная, что Костылевы имеют общие дела с вором Пеплом, не пресекает их беззаконные действия. В конце пьесы Медведева уволили со службы, вероятно, за недобросовестное отношение к работе. Он женился на Квашне, которая за пьянство стала его бить.
Васька Пепел
Васька Пепел — 28-летний вор, живущий в ночлежке Костылева. Его с детства называли вором, так как отец его был вором и часто сидел в тюрьмах. Пепел говорит: «…оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…»
Так случайность не позволила Пеплу изменить свою жизнь, а ведь он хотел так жить, чтобы мог сам себя уважать.
Клещ Андрей Митрич
Андрей Митрич Клещ — 40-летний слесарь. Он уже полгода вместе с женой Анной живёт в ночлежке. Клещ трудолюбив, не уважает тех, кто не работает, мечтает вырваться из нищеты. Он ненавидит всех обитателей ночлежки и свою жену, к которой стал относиться ещё хуже после того, как она заболела. Клещ ставит себя выше всех окружающих, так как у него есть ремесло. Но после смерти жены ему приходится, чтобы похоронить её, продать свои инструменты. Он не может сейчас работать и постепенно примиряется с жизнью в ночлежке.
Анна — жена Клеща. Эта 30-летняя женщина очень больна. Чахотка довела её до того, что она еле вставала с постели. Анна уверена, что заболела из-за того, что, живя с мужем, всё время терпела от него обиды и побои. Но всё же, несмотря на такое отношение, она не переставала о нём заботиться.
Настя
Настя — девица 24 лет, живёт она в ночлежке, занимается проституцией, сожительствует с Бароном, тоже живущим в ночлежке. По его мнению, она добрая, но глупая. Настя даёт ему деньги на выпивку, терпит пренебрежительное отношение этого обедневшего дворянина. Девушка очень чувствительна, плачет от жалости к героям книг, читает она только романы о любви. Настя сочинила историю о любви и рассказывает, что в её жизни была настоящая любовь. Девушка тяготится своей нынешней жизнью и надеется уйти из ночлежки.
Квашня
Бубнов
Бубнов — бывший картузник, ему 45 лет. Сейчас он живёт в ночлежке и со своим положением смирился. Этот спокойный человек хорошо разбирается в людях, так как имеет достаточный жизненный опыт. Но он никогда не даёт советов, поскольку не склонен взваливать на себя ответственность за чужую судьбу.
Бубнов — приверженец бесперспективной и циничной «правды жизни» и убеждён в непредсказуемости судьбы человека. Он не склонен к жалости, но у него твёрдые нравственные устои: неспособность на обман, подлость, преступление.
Подробная характеристика Бубнова здесь.
Барон
Барон — 33-летний обитатель ночлежки. По происхождению он дворянин, из-за этого и получил своё прозвище. Весь свой капитал он растратил, затем, служа в казённой палате, растратил деньги и отсидел за это в тюрьме. Этот образованный человек стал пьяницей, у него нет документов. Он состоит в любовной связи с Настей, пренебрежительно к ней относится из-за её простого происхождения. Барон не только высокомерен, но и неблагодарен — берёт у Насти деньги на выпивку, но называет девушку мразью. В жизни он ничего хорошего для себя уже не ждёт.
Сатин Константин
От остальных обитателей ночлежки Сатин отличается своей начитанностью. Он довольно умён, но свои умственные способности нигде не применяет, его кредо: «Просто — обременяй землю. »
Сатин высокопарно говорит о Человеке, о правде, но сам живёт за счёт обмана, шулерства и равнодушен к людям.
Подробная характеристика Константина Сатина здесь.
Актёр
Актёр — слабохарактерный, нервный человек. Ему около 40 лет, он бывший артист. Пристрастившись к алкоголю, Актёр потерял работу, дом, своих близких людей и даже своё имя. У него стала плохая память, пьянство подорвало его здоровье, о чём он постоянно сообщает почему-то с гордостью.
Подробная характеристика Актёра здесь.
Лука — 60-летний странник, остановившийся в ночлежке на отдых. Он пробирается на Украину, где, по слухам, открыли новую веру.
Живёт он по принципу: «Человека пожалеть надо». Лука видит тех, кто нуждается в участии, кому нужна поддержка, и помогает им пережить обиды и неудачи. Такие люди под его влиянием становятся лучше, начинают верить в себя. Его бескорыстная и утешительная помощь не нужна Сатину, Бубнову, Барону и Клещу, поэтому он с ними почти не общается.
Утешительные речи Луки помогают обитателям ночлежки смириться с пустым, безрадостным существованием в надежде на то, что впереди у них лучшая жизнь.
Подробная характеристика Луки здесь.
Другие персонажи
Алёшка
Алёшка — 20-летний сапожник, живёт в ночлежке. Этот молодой человек — пьяница. Он умеет играть на гармошке, любит петь. Нрав у него буйный, из-за него он иногда и попадает в полицейский участок. О себе Алёшка самого хорошего мнения и ничего не хочет менять в своей жизни.
Кривой Зоб и Татарин
Кривой Зоб и Татарин — крючники. Они приятели. Оба они знают, что шулер Сатин и его приятель Барон нечестно играют в карты. Татарин — честный человек и призывает этих шулеров к честности. А Кривой Зоб оправдывает их. Кривой Зоб любит петь песни. Татарин в конце пьесы оказывается без работы, потому что сломал руку.