актер играл индейцев в ссср
Гойко Митич
Гойко Митич (Gojko Mitić; серб. Гојко Митић). Родился 13 июня 1940 года в селе Стройковце недалеко от Лесковаца (Сербия, Югославия). Югославский и немецкий актёр театра и кино, режиссёр, каскадёр. Знаменитый исполнитель ролей индейцев.
Имеет младшего брата, который родился во время войны.
В связи с тем, что отец воевал, первые годы жизни Гойко воспитывался мамой, бабушкой и дедушкой.
Особенно его угнетало, что из-за бомбардировок и военных действий НАТО он не смог приехать на похороны матери. Лишь спустя полгода он смог прийти к ней на могилу.
Гойко Митич в молодости
Мечтал стать спортивным тренером, окончил Белградский институт физической культуры.
Гойко Митич в фильме «Среди коршунов»
В середине 1960-х переехал в Восточный Берлин и начал сниматься на киностудии ДЕФА в ролях индейцев. По его словам, всё получилось волей случая. Руководитель кинопроизводства студии ДЕФА Ханс Малих в поисках местности, которая более всего подходит для съемок фильмов об индейцах, отправился в Югославию. И там случайно увидел его фотографию.
Актер вспоминал: «Я тогда планировал покататься на лыжах, все уже подготовил, собрался и только хотел выйти из дома, как зазвонил телефон. Из трубки: «Вы должны срочно приехать к нам!» «Но я сейчас уезжаю кататься на лыжах!» – отвечаю. Секретарша была сильно взволнована и убеждала меня приехать как можно скорее, потому что представители немецкой киногруппы скоро улетают. В конце концов, вместо лыж я поехал на встречу. Когда я у них появился, меня ждал Ханс Малих. «Вы умеете скакать на лошади?» – спросил он по-немецки. На что я ответил, уже по-немецки, что умею и могу показать хоть сейчас. «О, да он знает немецкий!» – чуть ли не хором воскликнули Малих и присутствующий режиссер Йозеф Мах. Они тут же налили сливовицы и подняли рюмки. «За Токей-Ито!» – таким был их тост. Мах с улыбкой пояснил мне, наконец, что они предлагают мне главную роль в будущем фильме. В тот момент до меня дошло, как изменчива жизнь. Вот так фильм «Сыновья Большой Медведицы», вышедший на экраны в 1966 году, определил всю мою дальнейшую жизнь».
В фильме «Сыновья Большой Медведицы» Гойко Митич исполнил главную роль индейского вождя Токей Ито. Лента имела огромный успех, а актер моментально стал звездой.
Гойко Митич в фильме «Сыновья Большой Медведицы»
В 1967 году на волне успеха прошлого фильма выходит «Чингачгук — Большой Змей», где Митич исполнил роль Чингачгука. В качестве сценарной основы фильма был использован роман Фенимора Купера «Зверобой». Спустя год фильм был закуплен для проката в СССР и Гойко Митич приобрёл большую известность среди советской публики, стал кумиром мальчишек.
Гойко Митич в фильме «Чингачгук — Большой Змей»
Далее был целый ряд других успешных проектов. Фильм «Текумсе» был снят в СССР, в Крыму, в районе горы Демерджи.
«След Сокола» снимали на Кавказе, в Грузии. Актер вспоминал: «Грузины, как водится, были чрезвычайно гостеприимны, но это порождало проблемы. Если мы вместе с ними заходили куда-нибудь перекусить, ни разу не обходилось без спиртного. Обязательно надо выпить за папу, за маму, не забыть про сестру, брата, потом – за того, за другого. Хотя сам я не пью, просто так отказаться у меня шансов не было. Тогда я придумал историю, будто у меня есть болезнь, и врач запрещает мне алкоголь. Как ни тяжело им было в это поверить, ничего другого не оставалось. Я быстро освоился с их минеральной водой, которую мне якобы прописали. Так и сидел с ней постоянно».
Гойко Митич в фильме «След Сокола»
Гойко Митич в фильме «Ульзана»
Кроме того, участвовал в съёмках экранизации пьесы Виктора Гюго «Мария Тюдор», исполнив роль разбойника Фабиана. Снимался в телесериале «Архив смерти» и телепостановке «Слуга двух господ», а также снял несколько детских фильмов.
В 1980-е вел спортивную передачу на немецком ТВ.
После спада зрительского интереса к фильмам про индейцев Митич переезжает в Германию, где начинает сниматься в телевизионных сериалах и играть в театре города Бад-Зегеберг, в его активе роли Труффальдино, Робина Гуда, Спартака.
В 1996 году издал мемуары: «Гойко Митич: Воспоминания» (Франкфурт-на-Майне, Берлин. Издательство Ullstein).
В 2000 году он стал гражданином Германии.
В 2000-е в Мекленбургском театре стал играть индейца в пьесе «Полет над гнездом кукушки», брал уроки пения, выступал в мюзикле «Alexis Sorbas».
В октябре 2014 года актер посетил Москву.
Живет в Берлине, районе Кёпеник.
Гойко Митич
Рост Гойко Митича: 183 сантиметра.
Личная жизнь Гойко Митича:
В то же время известно о многочисленных романах Гойко Митича. И сам он отмечал: «Признаюсь, по молодости был бабником».
Гойко Митич и Барбара Брыльска в фильме «След сокола»
Гойко Митич и Ренате Блуме
Наталья живет с мамой в Италии, хотя видится с отцом, даже играла вместе с ним в театральных постановках. Они вместе часто отдыхают в Греции.
Сейчас актер живет с подругой в Германии, однако ее имя называть отказывается: «Не хочу, чтобы местная пресса кинулась все раздувать».
Каждое лето он ездит в Грецию и, несмотря на возраст, погружается с аквалангом на 30-метровую глубину.
Фильмография Гойко Митича:
Сценарии Гойко Митича:
Гойко Митич
Биография
Первый культурист в истории кинематографа, сербский актер Гойко Митич прославился в СССР благодаря роли индейца, но стал неотъемлемой частью советского кино. Он был спортивным, выступал за здоровый образ жизни, талантливо играл в фильмах и обладал невероятно притягательной внешностью.
Лучший киноиндеец всех времен Гойко Митич
Красивый, правильный Гойко был признан самими американскими индейцами «родным им по духу», получил тотемное животное – волка и стал синонимом целой эпохи в киноиндустрии.
Детство и юность
Биография актера началась в 1940 году в Югославии. Из-за того, что страна оказалась оккупирована войсками, Гойко и брата мальчика отправили жить к бабушке и дедушке. Там он проникся любовью к активному образу жизни и отвращением к спиртному и табаку. Бабушка воспитывала ребят в строгости и любви, семья была очень крепкой.
Отец ребят, Живойин Митич, занимался сельским хозяйством. В годы войны был участником партизанского движения.
Гойко Митич в молодости
Юность Митича во многом определил спорт – в молодости он научился скакать на лошади и лазить по горам, бегать и плавать, прыгать, фехтовать, кататься на лыжах. Он поступил в академию спорта, где продолжил улучшать приобретенные навыки. Неудивительно, что впоследствии первым серьезным этапом карьеры Гойко стала работа каскадером.
Фильмы
За высокий рост (183 см, вес 80 кг) и привлекательную внешность вместе со спортивным телом Гойко получается первые серьезные роли. После появления на экране в роли Чингачгука в фильме «Чингачгук – Большой Змей» он становится популярен и востребован как актер. Кинолента была снята по мотивам романа Фенимора Купера «Зверобой».
Он прославился благодаря ролям в полнометражных картинах об индейцах, например, в ленте «Белые волки», серьезную славу ему принесла роль Спартака. В общей сложности он снялся более чем в десятке картин, в которых индейцы противостояли ковбоям. Партнерами артиста по площадке были звезды телеэкранов – Барбара Брыльска и Дин Рид.
Гойко Митич в фильме «Белые волки»
Гойко Митич в вестерне «Апачи»
В зрелости Гойко Митич переезжает в Германию, где работает в качестве театрального актера и режиссера, затем он возвращается к работе в кино и на телевидении. Но культовая роль индейца Митича преследует всю жизнь. В 2016 году он сыграл вождя краснокожих в постановке в берлинском театре.
Тогда же Гойко вновь появился в образе индейца в вестерне «Виннету и Олд Шаттерхенд». Ему досталась одна из ведущих ролей. Главных персонажей исполнили актеры Ник Хэлилай и Вотан Вильке Мёринг.
Дин Рид и Гойко Митич
Центральный герой – молодой инженер Карл Май – прибывает в Америку для работы в железнодорожной компании. Однажды Карл знакомится с предводителем апачей Виннету и становится другом мужчины и его племени. Апачи дают новому товарищу имя Олд Шаттерхенд. Вместе с племенем Май начинает сражаться с компанией, которая планирует проложить железную дорогу через земли краснокожих.
Образы, сыгранные в кино Гойко Митичем, настолько врезались в память советской молодежи, что в уже современной России многие исполнители и музыканты отдают дань памяти им в своем творчестве. Упоминания об актере присутствует в творчестве Шнура, Сергея Трофимова и группы «Ляпис Трубецкой».
Личная жизнь
Личная жизнь у популярного актера оказалась насыщена множеством служебных романов и отношений с поклонницами. Красавица Рената Блуме не устояла перед чарами Гойко во время совместных съемок, у них закрутился бурный продолжительный роман.
Гойко Митич и Рената Блуме
Однако Гойко не искал серьезных отношений на всю жизнь, он говорил девушке, что жена и дети – это не его путь. В итоге Рената ушла от Гойко, и через некоторое время расстроенную женщину приметил американский актер Дин Рид. Еще у актера случился роман с Барбарой Брыльской.
Женщины обожали Митича, он оказался для них магнитом. Только сам Гойко видел себя в роли вольного орла, которому не суждено осесть. Однако дети у Гойко все-таки появились. У него родилась дочь, которая занимает важное место в сердце и жизни актера.
Гойко Митич так и не женился
Девушку зовут Наталья. Она родилась 26 декабря 1992 года после романа артиста с итальянкой Рамоной. Однажды знаменитость рассказал о выборе имени для новорожденной. Так как малышка появилась в рождественскую неделю, а в Италии, поздравляя друг друга с Рождеством, говорят: «Бон натали!», то артист подумал, что если дочку назвать именем, созвучным с праздником, то она будет счастливой.
Сейчас Наталья живет в Италии с мамой, но часто видится с отцом и даже играла с ним в театральных постановках. Они вместе ездят отдыхать летом в Грецию. Несмотря на возраст, Гойко обожает погружаться с аквалангом на 30-метровую глубину.
Актер Гойко Митич
В жизни артиста есть любимая женщина. Но Митич не распространяется о ней, чтобы пару не осаждала пресса.
В 2017 году актер побывал в Крыму. Тогда с ним побеседовал журналист. Гойко тепло отозвался о России. Сказал, что чувствует себя здесь как дома.
Гойко Митич сейчас
Актер играет в театре в Берлине и снимается в кино. В 2017 году он появился на российском телевидении – героиня программы «Пусть говорят» Вера Сотникова была влюблена в актера с детства, и продюсеры сделали ей сюрприз, пригласив Митича на съемки.
Гойко Митич побывал в Крыму
При первом появлении она не узнала Гойко – возраст изменил внешность любимого актера, зато потом долго радовалась и общалась с Митичем.
На февраль 2019 года намечен выход фильма «Балканский рубеж», где Гойко Митич задействован в одной из центральных ролей. Коллегами артиста по съемочной площадке стали Гоша Куценко, Антон Пампушный, Милош Бикович и другие. В картине речь пошла о происшествиях 1999 года. НАТО бомбит Сербию и отдает Косово на разграбление албанским бандитам. Роль России в этих событиях – урегулировать конфликт. При этом аэродром «Слатина» отдают под контроль албанского полевого командира Смука.
Гойко Митич на съемках картины «Балканский рубеж»
Вождь и учитель: как физрук из Сербии стал настоящим индейцем
Он мечтал преподавать детям физкультуру, а стал главным индейцем Европы и одним из трех (наряду с Делоном и Бельмондо) самых популярных иностранных киноактеров в СССР. 13 июня 1940 года, 80 лет назад, родился Гойко Митич. В день юбилея артиста «Известия» отдают ему дань уважения.
Подработка
Он появился на свет в южной Сербии, на берегах Моравы неподалеку от города Лесковац, который называли «Маленьким Манчестером» из-за того, что каждый второй его взрослый житель был занят на текстильных фабриках. Семья Митичей, впрочем, была крестьянской. Гойко был год, когда его отец ушел в партизаны, вплоть до конца войны его воспитывала бабушка. В школе ему лучше всего давались немецкий язык и физкультура — вряд ли родители и педагоги (да и он сам) понимали, насколько ценной окажется эта на первый взгляд странная связка.
Для крестьянского парня, если он хочется выбиться в люди, нет лучше ремесла, чем учительское. Гойко Митич захотел стать учителем физкультуры — и поступил в соответствующий вуз в Белграде. Ему было двадцать, он был идеально сложен, умел ездить верхом и выполнять несложные гимнастические трюки. Впрочем, вокруг него было много таких же — студенты всех институтов физкультуры на свете похожи друг на друга, как близнецы. А еще всем на свете студентам нужны деньги — и подработки. В СССР по ночам разгружали вагоны. В Югославии — снимались в кино статистами.
Дело в том, что на рубеже 1950–1960-х годов Югославия стала всеевропейской кинофабрикой. Студии Великобритании, Италии и ФРГ охотно снимали на югославских пленэрах свои вестерны и пеплумы: и красиво, и недорого. Разумеется, статистов нанимали на месте, а дешевле студентов таковых просто не бывает. На съемочной площадке Гойко понравилось: это было гораздо интереснее, чем сидеть в аудитории, а про деньги нечего и говорить.
«Четвертым справа в кепке» Гойко Митич побыл недолго. Продюсеры быстро оценили его спортивную подготовку, и уже в 1961 году Митич становится профессиональным каскадером. Разумеется, о карьере школьного физрука пришлось забыть, но кто в итоге посмеет сказать, что из Гойко Митича получился плохой наставник молодежи?
Жизнь на границе
Для того чтобы понять феномен Митича, нужно ненадолго погрузиться в историю немецкого кино середины прошлого века (причем под словом «немецкий» в данном случае имеется в виду и ФРГ, и ГДР). Послевоенной Германии очень нужен был развлекательный кинематограф. И если с комедиями или музыкальными фильмами всё обстояло просто, то перед создателями приключенческого кино стояли известные трудности. Брать сюжеты из своей истории — сплошь воинственной — было невозможно: слишком свежи в памяти были годы нацизма. Западной Германии очень помог Карл Май.
Популярный беллетрист кайзеровских времен был абсолютно политически нетоксичен (по тем временам, по крайней мере) — правда, сочинял, главным образом, про индейцев, прерии и фронтир, которые в самой Германии снять затруднительно. Так родился немецкий вестерн с югославским акцентом (кстати, раньше итальянского).
Вестерна не бывает без индейцев. Голливуду проще: там переизбыток если не настоящих коренных американцев, то хотя бы американцев испанского происхождения. Черноволосый атлет Гойко Митич сошел за индейца идеально — а ведь еще, как быстро выяснилось, он и как актер был неплох. Тут-то и немецкий пригодился (хотя большую часть карьеры Митича всё же дублировали).
Он начинал в тени Пьера Бриса, знаменитого Виннету, фильмы с которым хорошо принимали везде, в том числе и в СССР. Но Митичу остро хотелось главных ролей, а получить их в западногерманских вестернах, где царил Брис, было невозможно. И тогда Митич сделал единственно возможный ход: сменил Западную Германию на Восточную.
Кадр из фильма «Виннету — вождь апачей» (1964)
В ГДР остро завидовали «буржуазным» вестернам. Но зависть — это чувство, которое может быть и плодотворным. На студии DEFA решили не просто повторить, но превзойти успех своих заклятых соседей. Союз восточногерманского кинематографа и Гойко Митича получился сверхудачным.
Кстати, в фильмах про Виннету заглавный персонаж вовсе не был ключевым героем, по крайней мере — единственным. Индеец был лишь спутником Олд Шаттерхенда, немца-костолома в прериях Дикого Запада. В ГДР на индейских вождей Митича сразу же сделали и акцент, и ставку. Собственно, «красные вестерны» останутся в истории кино хотя бы этим — ни в Голливуде, ни в Италии индейцы никогда не были главными героями.
Наставник молодых
«Популярность этого актера чудовищна. Справедливость, которую он воплощает, любовь к правде и бесстрашие в сочетании с романтическими приключениями делают его желанным другом, которого обычно знают только из книг сказок». Так писала о Митиче восточногерманская пресса, но эти слова вполне могла повторить и пресса советская. С 1966 по 1975 год Митич ежегодно появлялся в очередном «индейском» фильме, и почти все они тут же покупались для отечественного проката. Дети по всей стране немедленно разделились на «индейцев» и «ковбойцев», и еще никогда брюнеты не были столь счастливы во дворе: ведь только они могли уверенно изображать из себя Чингачгука или Оцеолу.
Гойко Митич на съемках
Для чиновников из Госкино «красные вестерны» оказались сущим кладом: идеологически выдержанные («фильм рассказывает о борьбе индейцев против порабощения»), недорогие (союзники все-таки), а главное — делавшие отличную кассу.
Кстати, в этой связи можно вспомнить и о двух мифах, укоренившихся о Митиче в нашей стране. Что его фильмография — это десятки названий и что все эти ленты были лидерами советского кинопроката. Сборы у «красных вестернов» всегда были очень хорошими — от 30 до 40 млн зрителей, но выше 6–7-го места в годовом списке лидеров они никогда не поднимались. А классических фильмов с Митичем — всего 12, и эта дюжина стоит того, чтобы привести ее полностью.
«Чингачгук — Большой Змей» (1967)
«Смертельная ошибка» (1970)
«Братья по крови» (1975)
«Вождь Белое Перо» (1983)
В XXI веке он взялся за героя, рядом с которым началась его кинематографическая карьера, и сыграл в сериале «Театр Карла Мая» Виннету. А когда в прошлом году в Берлине (где актер живет уже более полувека) ставили спектакль по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки», то предложили Митичу — да-да, вы угадали — роль Индейца.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк: Любимый вождь социалистического лагеря
Все вышеупомянутые фильмы были сняты киностудиями ФРГ (при участии коллег из Югославии, Италии и Франции) по романам Карла Мая об индейском вожде Виннету, которого играл французский актёр Пьер Брис. Они стали настолько популярными в ГДР, что в 1965 году руководство этой республики приняло решение запустить проект создания отечественных картин, которые смогли бы противостоять растущему влиянию западногерманских вестернов. Поначалу было запланировано 12 лент, но в результате сняли даже на одну больше.
Съемки проходили в местах, похожих на американские прерии, — в Югославии (некоторые фильмы снимались совместно с югославскими студиями) и Советском Союзе (в Грузии и Крыму). Первой в проекте стала лента «Сыновья Большой Медведицы», создавать которую поручили чехословацкому режиссёру Йозефу Маху. Теперь оставалось найти главного героя цикла вестернов. Просмотрев западногерманские фильмы о Виннету, Мах увидел в них актёра второго плана с яркой фактурой. Это и был молодой югослав Гойко Митич, выпускник Белградского института физической культуры, решивший попробовать себя в кино в качестве каскадера и эпизодника.
Актер вспоминал: «Я тогда планировал покататься на лыжах, все уже подготовил, собрался и только хотел выйти из дома, как зазвонил телефон… Из трубки: «Вы должны срочно приехать к нам!» «Но я сейчас уезжаю кататься на лыжах!» — отвечаю. Секретарша киностудии была сильно взволнована и убеждала меня приехать как можно скорее, потому что представители немецкой киногруппы скоро улетают. В конце концов, вместо лыж я поехал на встречу. Когда я у них появился, меня ждали руководитель кинопроизводства студии ДЕФА Ханс Малих и режиссер Йозеф Мах. «Вы умеете скакать на лошади?» — спросил Малих по-немецки… На что я ответил тоже по-немецки, что умею и могу показать хоть сейчас. «О, да он знает немецкий!» — чуть ли не хором воскликнули Малих и Мах. Они тут же налили сливовицы и подняли рюмки. «За Токей-Ито!» — таким был их тост… Мах с улыбкой пояснил мне, наконец, что они предлагают мне главную роль в будущем фильме. В тот момент до меня дошло, как изменчива жизнь… Вот так фильм «Сыновья Большой Медведицы», вышедший на экраны в 1966 году, определил всю мою дальнейшую жизнь». Тогда же актёр переехал на постоянное место жительства в ГДР.
После спада зрительского интереса к фильмам про индейцев Митич начал сниматься в телевизионных сериалах и играть в театре города Бад-Зегеберг, в его активе роли Труффальдино, Робина Гуда, Спартака. В 1985-1989 годы Гойко Митич поставил пять игровых телефильмов для детей о приключениях двух кукол «Ян и Тини». В 80-х годах он был ведущим спортивной программы на телевидении ГДР, с середины 1980-х годов и до сих пор играет роль Виннету на ежегодном театрализованном фестивале Карла Мая в Бад-Загеберге под Гамбургом. С 1992 года Митич — актер Мекленбургского театра (г. Шверин), из последних театральных работ — индеец в спектакле «Полет над гнездом кукушки», а также роль в мюзикле «Алекс Сорбас».
После объединения Германии и распада Социалистической Федеративной Республики Югославии Гойко Митич оставался гражданином Союзной Республики Югославии, позже Сербии. Его мать жила в Белграде, но после одной из НАТОвских бомбардировок города в 1999 году она получила сильный стресс и потеряла способность говорить, а потом у женщины остановилось сердце. Приехать на похороны Гойко Митич не смог, поскольку дороги и аэропорты были разбиты, мосты взорваны. Только спустя полгода ему удалось добраться до Белграда и прийти на могилу матери.
С 2000 года Гойко Митич стал гражданином ФРГ, но он никогда не забывал о своих зрителях на территории бывшего Советского Союза, и о нём тоже здесь хорошо помнят. Творчеству актёра посвящены вышедшие в 2008-м книга Андрея Шарого «Знак W: Вождь краснокожих в книгах и на экране» и фильм «Главный индеец страны Советов». В 2014-м Гойко Митич стал почетным гостем V Международного фестиваля культур народов Северной Америки «Типифест», который прошел в московском культурно-образовательном центре «Этномир». Летом 2017 года он посетил Крым, вернувшись на полуостров спустя 45 лет, ведь фильм «Текумзе» снимался в окрестностях Алушты.
Премьера фильма «Балканский рубеж» в Сербии состоится на Сретение, 15 февраля 2019 года, когда эта республика будет отмечать День государственности. Московская премьера намечена на 21 февраля, и с высокой вероятностью в этот день российская публика опять сможет пообщаться с главным индейцем страны Советов и всего соцлагеря.