актер игравший гоголя в советском фильме
Великого актёра Георгия Михайловича Вицина мы все прекрасно знаем как потрясающего комика — он реализовал свой актёрский талант именно в комедии. Хотя актёром он был разноплановым, но серьёзные роли у него были в основном только в начале карьеры. После оглушительного успеха троицы Вицин-Никулин-Моргунов в фильмах Гайдая многие режиссёры уже не видели его в драме.
А ведь первой большой ролью Вицина в кино была именно драматическая роль. И не просто роль, а историческая личность — великий писатель Николай Васильевич Гоголь!
Это было в историко-биографическом фильме Григория Козинцева «Белинский» (1950).
Вицин был выбран на роль по внешнему сходству. Ассистент режиссёра ходил по театрам в поисках актёра, в театре имени Ермоловой заметил портрет Вицина и сразу увидел в нём Гоголя.
Козинцев Вицина ценил высоко, но позже был разочарован в нём — после появления троицы.
Через год Вицин снова сыграл Гоголя — в фильме «Композитор Глинка». Это был тоже историко-биографический фильм, и снял его тоже мэтр кино того времени — Григорий Александров.
Но обе картины особенного успеха не имели, что не очень удивительно для такого жанра.
Третий раз Вицин примерил на себя образ Николая Васильевича в 1959 году — в неплохой экранизации «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», снятой Владимиром Карасёвым.
Последний раз Георгий Михайлович сыграл Гоголя. в «Ералаше»! Это было в 1976 году, в девятом выпуске — сюжет под названием «Чудное мгновение». Придумал и снял его Владимир Алеников — будущий создатель «Петрова и Васечкина». Кроме Гоголя, там присутствовали Пушкин (Александр Палеес) и Лев Толстой (Николай Парфёнов).
Вот этот сюжет я и предлагаю посмотреть!
Кстати, часто попадается информация, что Вицин играл Гоголя ещё до «Белинского» — в «Весне» Александрова (1947). Точнее, не самого писателя, а одного из двух актёров, репетирующих его роль. Но сам Георгий Михайлович отрицал своё участие в этом фильме. Да и не похож, если присмотреться.
Так что этот Гоголь — не Вицин!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Георгий Вицин — Гоголь. От «мистики» до «Ералаша»
Георгий Вицин — великий комик нашего кино. Думаю, с этим утверждением никто не будет спорить. Свой актёрский талант он реализовал именно в комедии. Тем не менее начинал он с ролей драматических, и первый значительный кинообраз, который воплотил Вицин — Гоголь Николай Васильевич!
В 1949 году на «Ленфильме» Григорий Козинцев готовился к съёмкам биографической картины «Белинский». Гоголь был одним из действующих лиц. Для поиска актёра на эту роль ассистентка Козинцева приехала в Москву и бродила по театрам, рассматривая портреты. Возле портрета Вицина в театре Ермоловой она остановилась и поняла, что это — он!
Пробы на роль Гоголя Вицин прошёл успешно и был утверждён.
Работой Вицина Козинцев был доволен, руководство в целом тоже было довольно. Правда, кто-то из чиновников умудрился обвинить актёра в… мистике. Именно мистическим показался ему Гоголь, призывающий сжигать свои сочинения, если написано плохо.
Сохранилось любопытное письмо Вицина Козинцеву, написанное в 1951 году, в котором актёр касается этой истории. Цитата:
«И хотя мне неприятно, что кто-то усмотрел в нашем Гоголе штрихи мистики, но как актёр-«трюкач» и «недорезанный формалист», я в глубине сердца принимаю это обвинение как лестную похвалу. Да, и что скажет на это сам Гоголь?»
В письме Вицин называет себя «актёр-трюкач». Знал ли он, что именно эксцентрические комедии принесут ему наибольшую славу?
И есть в роли Гоголя ещё один момент, предопределяющий дальнейшую киносудьбу Вицина. Как все знают, очень многие его герои любили выпить. В роли Гоголя в «Белинском» есть сцена, в которой писатель рассуждает об алкоголе:
«Вино я именую «Квартальный», ибо оно наводит должный порядок в желудке».
Кстати, многие источники, в том числе и «Википедия», утверждают, что ещё до «Белинского» Вицин уже играл роль Гоголя в кино. Точнее, не самого Гоголя, а одного из двух актёров, примеряющих на себя образ великого писателя в фильме Григория Александрова «Весна» (1947). Не знаю, откуда взята эта ложная информация. Во-первых, сам Вицин своё участие в «Весне» отрицал (как и роль в «Иване Грозном»). А во-вторых — ну не похож же! Сразу видно, что не он!
Тем не менее, у Александрова Вицин Гоголя всё же сыграл. Только это было не в «Весне», а в фильме «Композитор Глинка» (1952).
После этого Георгий Михайлович стал главным Гоголем советского кино.
Следующий раз Вицин-Гоголь появился в фильме Владимира Карасёва «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959). В экранизацию повести решили ввести Автора.
В четвёртый, и последний раз Вицин сыграл Гоголя в 1976 году. Это было не большое кино, а сюжет «Ералаша» «Чудное мгновенье». Кстати, придумал и снял его Владимир Алеников, позже создавший «Петрова и Васечкина». Также в сюжете присутствуют Пушкин (Александр Палеец) и Лев Толстой (Николай Парфёнов).
Вицин и Гоголь… Кроме внешнего сходства и того, что они оба родились в апреле (писатель — 1 апреля, а актёр — 18, сегодня ему исполнилось бы 104 года), есть в них обоих какая-то загадка…
Самый лучший кардинал Ришелье: Почему актер Александр Трофимов так мало снимался в кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Находка для Театра на Таганке
В его семье никто не имел отношения к искусству, но сам он занимался творчеством с юности – писал стихи и музыку, самостоятельно научился играть на гитаре, но на выбор будущей профессии эти увлечения поначалу никак не повлияли. После школы он решил освоить техническую специальность, а параллельно устроился работать техником сцены в офицерский клуб при военной академии. Собирая декорации и наблюдая за происходящим на сцене, однажды он решил попробовать свои силы в художественной самодеятельности, и руководитель студии после репетиции сказал ему, что видит в нем актерский талант, который обязательно нужно развивать. Этого оказалось достаточно для того, чтобы уйти из училища и отнести документы в «Щуку».
Ни он сам, ни его знакомые не верили в то, что с такими данными можно стать актером – Трофимов заикался от рождения, был очень застенчивым и ранимым, да и внешне был совсем не похож на киногероев эпохи начала 1970-х гг. Слишком утонченный и какой-то «нездешний», худой и долговязый парень все же чем-то привлек внимание приемной комиссии – и был принят с первой же попытки. При всей его внешней субтильности в нем чувствовалась какая-то невероятная внутренняя энергия и сила, а главное то, что так необходимо актерам, – оголенный нерв.
Еще будучи студентом Щукинского училища, всего в 19 лет Александр стал руководителем юношеской студии при народном театре шелкового комбината в Наро-Фоминске. Тогда же он пришел к Юрию Любимову и заявил о том, что с первого же увиденного спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли он заболел Театром на Таганке и хотел бы выступать на этой сцене. Удивительно, но Любимов не только принял его в труппу, но и доверил сначала роль Рахметова в спектакле «Что делать?», а несколькими годами позже – Иешуа в «Мастере и Маргарите». Эту сложную роль, о которой мечтают многие актеры и идут к ней годами, Трофимов сыграл всего в 25 лет! На первой же репетиции Любимов сказал растерявшемуся молодому человеку: « А ничего не надо играть, Саша! Это они пусть играют. А вы говорите все как есть – и ничего больше ». Роль Иешуа стала для актера самой значимой и дорогой. Он говорил о ней: « Я даже не могу назвать это ролью, это стало образом жизни ». Этому театру актер посвятил всю свою жизнь и выходит на его сцену вот уже более 50 лет.
Лучший советский кардинал
В возрасте 25 лет актер впервые появился и на экранах – в телеспектакле «Доходное место», но зрители вряд ли запомнили его дебютную роль. А еще через 2 года о нем заговорила вся страна, ведь в конце 1979 г. вышел легендарный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», где Трофимов блестяще перевоплотился в кардинала Ришелье. Большинство зрителей и представить не могло, что эту роль сыграл актер-дебютант, которому на момент съемок было всего 26 лет, ведь на экранах его персонаж выглядел намного старше, опытнее и мудрее.
Режиссер и сам изначально планировал взять на эту роль возрастного актера (главным кандидатом был Михаил Козаков), а Трофимов должен был сыграть англичанина Джона Фелтона – того, который стал жертвой коварства Миледи. Однажды на пробах актер решил подыграть другу, Борису Клюеву, игравшему Рошфора, и прочел текст реплик кардинала. И вот тут режиссер понял, что продолжать поиски другого актера на эту роль больше не имеет смысла. Правда, озвучил героя Михаил Козаков – по мнению Хилькевича, его манера речи больше соответствовала этому образу. А вот песню исполнил сам Александр Трофимов в дуэте с Алисой Фрейндлих.
О том, почему он не дал актеру озвучить свою роль, режиссер позже рассказывал: « У Трофимова голос был тяжелый, манера говорить тягучая. А тут был нужен светский человек, раздражительный и самодостаточный. Трофимов в жизни немного заикается. В озвучивании, как и при пении, такие люди, как правило, заикаться перестают. Но в Трофимове не было этой светской наглости. А вот Миша Козаков все это блестяще проделал своим голосом. Мне было важно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так ».
«Свой» режиссер
Удивительно, но роль кардинала Ришелье, которая принесла ему всесоюзную славу, не была для актера самой любимой. «Своим» режиссером он называл Михаила Швейцера, у которого снялся в нескольких фильмах: «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и «Крейцерова соната». Этот режиссер обратил внимание на невероятное сходство актера с писателем Николаем Гоголем и доверил ему эту роль.
Трофимов говорил: « Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет… Такого доверия ко мне со стороны режиссёра я больше не видел никогда и нигде. Это было абсолютное доверие, и если вдруг Михаил Абрамович видел, что что-то пошло не так, то с его стороны была предельно тактичная и осторожная коррекция и больше ничего. Обычно его на девяносто процентов устраивало то, что я показывал и делал ».
Куда исчез Ришелье
К выбору киноролей Александр Трофимов всегда относился очень критически и избирательно. Он не гнался за славой и не переживал по поводу того, что появлялся на экранах очень редко. Дело в том, что на первом месте для него всегда оставался театр, на сцену которого 69-летний актер продолжает выходить до сих пор. К тому же его перевоплощения на экранах были такими неожиданными, что часто зрители попросту не узнавали любимого актера в новом образе. Так было, например, с ролью капитана Крюка в фильме «Питер Пэн».
Несмотря на выбранную профессию, Александр Трофимов всегда был человеком непубличным, не посещал светских мероприятий и крайне редко соглашался на интервью. Из-за этого его называли одним из самых закрытых актеров. Его коллегам редко удавалось увидеть его настоящего. Вениамин Смехов, с которым они выступали в Театре на Таганке и снимались в «Трех мушкетерах», вспоминал о совместной работе и общении с ним: « Во время съемок, в Одессе, мы гуляли с ним от гостиницы «Аркадия» к морю и много друг другу рассказали о предыдущей жизни. Саша – человек закрытый и болезненно гордый, так мне казалось до этих съемок. Он открылся тонко чувствующим и поэтическим человеком, с множеством комплексов и сомнений ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ГОГОЛИ СОВЕТСКОГО КИНО
Первое явление Гоголя Советскому народу произошло в 1927 году, в картине «Поэт и царь». Фильм о роковом треугольнике Пушкин-император-Гончарова раздолбали профессионалы, а вот для зрителей он стал боевиком. Друга Пушкина Гоголя играл худрук Мариинки, балетмейстер Федор Лопухов.
В 1941 Гоголя сыграл Алексей Консовский, позже изобразивший Лермонтова. Это была экранизация «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
В «Композиторе Глинка» (1952).
. Гоголь Вицина уже не так колоритен, а во вторичной экранизации «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959) попросту идет фоном.
В 1976 Вицин тряхнул стариной, сыграв Гоголя в сюжете журнала «Ералаш» «Чудное мгновенье».
1960-ые и 1970-ые прошли, почитай, без образа Гоголя.
Снова он возникает в многосерийной экранизации «Мертвых душ» предпринятой режиссером Швейцером (1984). Гоголя сыграл Александр Трофимов, самая известная роль которого Ришелье, сами знаете в каком фильме.
В 1986 выходит байопик Бурляева «Лермонтов». Там, кроме Лермонтова, Бурляев взял на себя и роль Гоголя. Народ тихо ржал над эпизодом, где Лермонтов с Гоголем перемигивается.
На этой сюрреалистической ноте бытование образа Гоголя в Советском кино завершилось.
Российский актёр, исполнивший роль Гоголя в фильме «Композитор Глинка» (5 букв)
Другие варианты определений к слову :
2. Трус в компании Бывалого и Балбеса.
3. В свои 37 лет он ухитрился сыграть и юного футболиста в фильме «Запасной игрок», и древнего украинского деда в «Максиме Перепелице».
4. Актёр, сыгравший роль Хмыря в фильме «Джентльмены удачи».
5. Григорий Козинцев, планировавший его на роль Гамлета, увидев артиста в короткометражках Леонида Гайдая, был в шоке.
6. Российский актёр, исполнивший роль Труса в фильме «Самогонщики».
7. Российский актёр, исполнивший роль Труса в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
8. Российский актёр, озвучивший домовенка Кузьку из одноимённого мультфильма.
10. Этот актёр в российском кино часто играл алкоголиков, хотя на самом деле совсем не пил.
11. На экране ему удалось побывать и лгуном, и Хмырём, и Трусом, и Гоголем.
12. Российский актёр, исполнивший роль Тютюрина в фильме «Неисправимый лгун».
14. После просмотра короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» великий режиссёр Григорий Козинцев сокрушался о нём: «Какого драматического актёра потеряли!».
15. Кто из советских комиков сохранил абсолютное спокойствие, оказавшись буквально нос к носу с настоящим львом на съёмках фильма «Она вас любит»?
17. Российский актёр, исполнивший роль монтёра Мечникова в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев».
18. Российский актёр, исполнивший роль мастера Безенчука в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».
19. Российский актёр, исполнивший роль пана Цыпы в Кабачке «13 стульев».
21. Российский актёр, исполнивший роль принца Кукимора в фильме «Маринка, Янка и тайны королевского замка».
22. Российский актёр, исполнивший роль Фонди-Монди в фильме «Руки вверх!».
24. Российский актёр, исполнивший роль доброго волшебника в фильме «Старая, старая сказка».
25. Российский актёр, исполнивший роль доктора в фильме «Тень».
26. Российский актёр, исполнивший роль Николая Гоголя в фильме «Белинский».
27. Российский актёр, исполнивший роль Берендея в фильме «Весенняя сказка».
28. Российский актёр, исполнивший роль Тебенькова в фильме «Опекун».
29. Российский актёр, исполнивший роль сэра Эндрю в фильме «Двенадцатая ночь».
30. Российский актёр, исполнивший роль Сэма в фильме «Деловые люди».
32. Российский актёр, исполнивший роль Тахво Кеконена в фильме «За спичками».
33. Российский актёр, исполнивший роль Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок».