актер игравший кису воробьянинова
Как режиссёр Гайдай спас жизнь актёру Сергею Филиппову
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В поисках Кисы Воробьянинова
Разрешение на съёмку фильма, который сам режиссёр называл своим любимым, Гайдай не мог получить на протяжении нескольких лет. Но Леонид Иович всё же смог убедить чиновников от кино и запустить картину в производство.
Но Гайдай Никулина в образе Воробьянинова не видел и по-прежнему метался, пытаясь найти идеального актёра. А Юрию Владимировичу вместо роли Ипполита Матвеевича предложил сыграть дворника, и Никулин согласился, ничуть не обидевшись. И сделал из своего эпизода настоящий шедевр.
Леонид Гайдай всё чаще задумывался об утверждении на роль Сергея Филиппова и, в конце концов решился позвонить актёру, сообщив ему: «Мы вас берём!» Существует и другая версия развития событий. Якобы на роль Кисы Воробьянинова Леонид Гайдай утвердил Ростислава Плятта, а тот уже отказался сниматься в пользу Сергея Филиппова.
На самом же деле Леонид Гайдай отметил, что Плятт очень гармоничен в тех эпизодах, где ему приходилось играть с Михаилом Пуговкиным. Но даже во время проб было видно: эта роль не для Плятта, в самостоятельных сценах ему явно не хватает яркости. Режиссёр предложил Ростиславу Яновичу читать текст автора за кадром.
Спасительная роль
С момента проб в фильме «12 стульев» и до звонка Гайдая прошло довольно много времени. Утверждение на роль произошло как раз в то время, когда у Сергея Филиппова обнаружили онкологическое заболевание головного мозга. Врачи считали, что жить ему осталось всего несколько месяцев.
Актёр находился в полном отчаянии, начал злоупотреблять спиртным и всё больше погружался в депрессию. Роль Кисы Воробьянинова стала для него настоящим спасением. Во время съёмок он не думал о своём недуге и переживал лишь о том, чтобы его не поменяли на другого актёра.
В день начала съёмок ассистент режиссёра должен был разбить тарелку о штатив камеры. Это была очень давняя традиция и кинематографисты свято верили в то, что это приносит удачу. Но в тот злополучный день тарелка не разбилась, а Гайдай потом ходил мрачнее точи, находясь в полной уверенности: работа не пойдёт. Для Филиппова это стало ещё одним поводом переживать, он искренне считал, будто режиссёр им недоволен и вскоре решится на замену.
В процессе съёмок оказалось, что Сергей Филиппов в кадре совершенно затмевает самого Остапа Бендера. Но Леонид Гайдай понял, что ошибся, утверждая на роль Бендера Александра Белявского. И после очередных проб пригласил вместо него Владимира Высоцкого, но тот не явился в первый же день съёмок, а разочарованный Гайдай стал искать другого кандидата. Вскоре на площадке появился Арчил Гомиашвили, и дело, наконец-то, пошло.
Сергей Филиппов в то время уже страдал от сильных головных болей, но от работы не отказывался. Играл буквально на пределе своих возможностей, был внимателен ко всем указаниям режиссёра. Леонид Гайдай, в свою очередь, с пониманием относился к состоянию актёра, не раздражался, когда он забывал слова или слишком плохо себя чувствовал.
Удивительно, но к моменту окончания съёмок Сергей Филиппов чувствовал себя значительно лучше. А врачи, до этого дававшие ему всего несколько месяцев жизни, после очередных обследований предложили актёру операцию. После хирургического вмешательства Сергей Николаевич восстановился очень быстро и самостоятельно озвучил своего героя. Роль Кисы Воробьянинова на самом деле спасла актёру жизнь.
И положила начало сотрудничеству Леонида Гайдая и Сергея Филиппова. Впоследствии актёр снялся во многих картинах режиссёра: «За спичками», «Иван Васильевич меняет профессию», «Опасно для жизни», и других. Последней работой актёра в кино стал фильм Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация», где Филиппов сыграл роль возмущённого пенсионера.
К сожалению, финал жизни актёра был очень печален: он скончался в полном одиночестве в своей квартире от онкологического заболевания и пролежал там две недели, пока его не обнаружили. Похоронили Сергея Николаевича на деньги, собранные актёрами.
Казалось бы, что может быть общего у известного советского режиссёра и бывшего президента США? Тем не менее, их интересы пересеклись в далёком теперь уже 1991 году. При этом Дональд Трамп пошёл навстречу Леониду Гайдаю, а вот наш режиссёр отказал в небольшой просьбе американцу. Правда, в то время ещё и представить себе никто не мог, что спустя четверть века Дональд Трамп займёт пост президента США.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто сыграл Кису Воробьянинова лучше – Филлипов или Папанов.
Любители «12 стульев» не всегда однозначны в оценке того, какой из экранизированных Остапов лучше. Миронов или Гомиашвили? А может Юрский?
Но вот Воробьянинов Сергея Филиппова кажется большинству самым удачным попаданием в образ.
Вот как описывают Ипполита Матвеевича Ильф и Петров:
Высокий рост, 185 сантиметров.
По нынешним временам молод, всего 52 года. Но здоровье его подводило и сам он ощущал себя стариком.
За модой не следит. Брюки носит устаревшего фасона.
Носит ухоженные усы.
Ипполит Матвеевич Папанова.
Папанов великий актёр и он был хорошо знаком с текстами Ильфа и Петрова.
В конце 60х в Московском театре сатиры он играл в спектакле по книге «Золотой теленок» и исполнял там роль Корейко.
Были у него и театральные работы, где он исполнял Воробьянинова.
Еще он снимался в фильме Михаила Швейцера, но его роль Лоханкина вырезали.
Хорошо ли сыграл Папанов? Безусловно.
Похож ли его Киса на книжного? Не все зрители разделяют такую позицию. Ипполит Матвеевич из фильма Гайдая кажется азартным, вовлеченным в происходящее человеком. Это близко к книжному образу.
Ворбьянинов из фильма Марка Захарова – уставший человек. Его персонажу сочувствуешь, но ему не хватает книжного задора.
Что интересно, рост Папанова – 184 сантиметра. Точь в точь как книжный.
У актера тоже высокий рост. И по мнению зрителей он идеально вписался в роль Кисы Воробьянинова.
Зрители отмечают, что роль писалась словно бы под него.
Усы и типаж актера заставляют сказать – да это же он!
Именно про него мы и читали в книге.
Актер сумел показать аристократичность своего персонажа. По образу было видно было, что человек он не из простых.
Филлипов так же сыграет в фильме «Комедия давно минувших дней», где снова примерит на себя роль Воробьянинова.
Для меня вопрос, кто лучше так и остается риторическим.
Киса Воробьянинов
История персонажа
Один из главных героев романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Киса — детское прозвище героя и кличка, которую использует, обращаясь к нему, второй герой романа — Остап Бендер. Настоящее имя Кисы — Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Герой происходит из дворянской среды и до революции был уездным предводителем дворянства.
Илья Ильфа и Евгений Петров
Бендер не без сарказма называет Кису гигантом мысли, отцом русской демократии и особой, приближенной к императору. Лишенный былых привилегий, герой живет вместе с тещей и работает в ЗАГСе некоего провинциального городка. О дореволюционной жизни героя речь идет в рассказе «Прошлое регистратора ЗАГСа», который должен был войти в роман «Двенадцать стульев» как одна из глав, но в итоге вышел отдельно через год после публикации романа.
История и образ
Воробьянинов родился в Старгородском уезде в 1875 году. Его отец Матвей Александрович, хозяин поместья, был страстным любителем голубей. Сам герой предстает в рассказе о дореволюционных годах авантюристом и гулякой. Герой — «отъявленный холостяк» и женится на помещице Мари Петуховой, только чтобы поправить пошатнувшиеся дела в собственном поместье. После женитьбы продолжает крутить роман с женой окружного прокурора, с которой вдвоем катается в Париж. Законная супруга героя умирает в 1914 году.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов
Герой возмущал приличное общество, появляясь в общественных местах в компании обнаженных дамочек и вел жизнь мота и бонвивана, пока в 1918 году не был изгнан из собственного поместья. После революции Воробьянинову приходится вести жизнь простого советского служащего.
На момент действия романа Кисе 52 года. Воробьянинов описан в романе как седой старик высокого роста с ухоженными усами, внешне крайне похожий на Милюкова — министра иностранных дел при Временном правительстве. Из-за этого Киса вынужден отказаться от очков и носить вместо тех пенсне, чтобы сходство не было таким уж очевидным.
Министр Павел Милюков
Пытаясь изменить внешность перед тем, как отправляться разыскивать стулья, герой красит волосы в черный цвет. После первого же мытья краска сходит, и черный цвет превращается в зеленый, а герою приходится сбрить усы и обрить голову наголо.
Авантюрные похождения героя начинаются в тот момент, когда умирающая теща рассказывает Кисе о старых фамильных драгоценностях, спрятанных в одном из стульев гарнитура, сработанного мастером Габсом. Гарнитур состоит из двенадцати стульев, и герой принимается разыскивать те, чтобы завладеть сокровищем.
Киса Воробьянинов и Остап Бендер
Начав поиски самостоятельно, герой попадает в Старгород, где в «проект» оказывается вовлечен еще один участник — мошенник Остап Бендер. Жизнь героя осложняется присутствием конкурента — отца Федора, священника, который исповедовал умирающую тещу Воробьянинова, тоже узнал о стульях и развернул собственную кампанию по поиску драгоценностей.
Герои оказываются в Москве, в музее мебели, где с аукциона продаются десять из двенадцати стульев, входивших в тещин гарнитур. Купить их, однако, герои не могут, потому что Воробьянинов накануне потратил предназначенные для этой цели деньги. Входившие в гарнитур стулья расходятся в разные руки, и героям приходится открыть охоту на новых владельцев драгоценной мебели. А деньги бывший герой-любовник Киса просадил в ресторане «Прага», куда явился с дамой.
Затем Воробьянинов вместе с компаньоном оказывается на пароходе, идущем рейсом по Волге, в городе Васюки удирает от разъяренных шахматистов, а в Пятигорске вынужденно клянчит милостыню. После этих мытарств герой возвращается в столицу, где теряются следы последнего стула. Бендер выясняет, что стул «осел» в клубе железнодорожников.
В ночь перед финальным рейдом Воробьянинов убивает партнера ударом опасной бритвы по горлу, чтобы завладеть сокровищами в одиночку. Однако на другой день выясняется, что сокровища уже нашли за несколько месяцев до этого и «превратили» в спортивно-развлекательный центр для трудящихся.
Киса Воробьянинов с последним стулом
Образ Воробьянинова во многом списан с дяди Евгения Петрова, одного из авторов произведения. Дядя этот жил в Полтаве, носил бакенбарды и золотое пенсне, был гурманом и любителем роскошной жизни.
Экранизации
Роман «Двенадцать стульев» пережил около двадцати экранизаций. В России широко известна экранизация 1976 года под названием «12 стульев», снятая Марком Захаровым, где роль Кисы сыграл актер Анатолий Папанов, а роль Остапа Бендера — Андрей Миронов. Несколькими годами ранее еще один фильм по роману снял режиссер Леонид Гайдай. В этой двухсерийной комедии роль Кисы играл Сергей Филиппов.
Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова
В 1980 году Сергей Филиппов играет роль Кисы Воробьянинова снова, на этот раз в фильме режиссера Юрия Кушнерева «Комедия давно минувших дней». Фильм представляет собой по сути кроссовер — там пересекаются персонажи и сюжеты разных советских фильмов. К авантюре Кисы и Бендера подключаются Трус и Бывалый — знаменитые мелкие правонарушители из комедий Леонида Гайдая. Сборная команда авантюристов отправляется на поиски сокровищ вчетвером.
Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова
За пределами кириллического сектора роман тоже неоднократно экранизировали. В Германии, Италии, Великобритании, США и Швеции в первой половине ХХ века выходили свои вариации на тему «Двенадцати стульев», более или менее близкие к оригиналу. Волна популярности романа Ильфа и Петрова докатилась даже до Бразилии, где в 1957 году тоже сняли экранизацию под названием «Treze cadeiras» («13 стульев»).
Оскарито в роли Бонифацио Боавентуры (Кисы Воробьянинова) в бразильской экранизации
Еще одна занятная экранизация снята в США в 1970 году режиссером Мелом Бруксом. Съемки шли в Финляндии и Югославии, а сам фильм отличается типичным для американской комедии «хэппи-эндом». Остап и Киса вдвоем отправляются ночью в клуб железнодорожников за последним стулом. Узнав о том, что драгоценности «уплыли», Киса устраивает погром. Позже разочарованные компаньоны-авантюристы мирно обсуждают дальнейшие планы, и никакого смертоубийства не происходит.
Рон Муди в роли Кисы Воробьянинова в американской экранизации
Сюжетная линия, связанная с поиском разошедшихся на аукционе стульев, в фильме усечена. Герои не разъезжают по стране, разыскивая стулья поодиночке, а находят сразу семь стульев из гарнитура в перевозном театре «Колумб», куда те были проданы. Чтобы добраться до них, герои нанимаются в театр, выдав Кису за актера. Часть стульев расходится из театра в чужие руки, и героям приходится искать их.
Один стул Киса отбирает у финского канатоходца. Для этого пассивный и неизобретательный в оригинале герой сам взбирается на канат и демонстрирует чудеса эквилибристики. Еще четыре стула герои вскрывают на предмет наличия драгоценностей прямо в музее мебели, где проходил аукцион. И только последний стул, как и положено, находится в московском клубе железнодорожников.
Герои фильма «Не в стульях счастье»
Последняя экранизация вышла в Италии в 2013 году и представляет собой вольную интерпретацию сюжета, где в сохранности остаются только стулья и спрятанное в них сокровище («Не в стульях счастье», или «La sedia della felicità»).
Интересные факты
В Харькове в 2016 году появился памятник Кисе Воробьянинову авторства скульптора Катиба Мамедова. Воровато озирающийся бронзовый герой со стулом в руках выходит из кирпичной стены, наполовину еще скрытый в кладке.
Реплики героев Ильфа и Петрова стали известными цитатами. Киса особенно известен жалобной мантрой, которую повторяет, когда просит милостыню:
«Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной Думы».
Фильм «12 стульев»: почему Гомиашвили затаил обиду на прославившего его Гайдая
Данелия, узнав о большом желании коллеги по цеху перенести на экран историю Остапа Бендера, решился на благородный жест – он подарил Гайдаю право на экранизацию. Георгий Николаевич признался тогда, что «перегорел» к роману «12 стульев», а снимать без огонька нельзя.
ПО ТЕМЕ
Задумавшему снимать «Берегись автомобиля» Рязанову пришлось «соблазнять» Смоктуновского на даче
Сплетни о богатстве, гневные письма и цензура: как Шукшин выстрадал фильм «Печки-лавочки»
Перепуганный Леонов нагишом бежал от тигра на съемках фильма «Полосатый рейс»
Владлен Бахнов, Леонид Гайдай преобразовали оригинальный текст книги в сценарий. Комитет кинематографии работу драматурга и режиссера раскритиковал. Чиновникам не хватало юмора и острого социального посыла.
Пока высокое начальство обсуждало сценарную заявку, Леонид Гайдай начал подбор актеров. На роль Остапа Бендера режиссер отобрал 200 претендентов, из которых выделил два десятка самых талантливых. Кинематографист хотел поместить в центр сюжета звезду – он смотрел Владимира Высоцкого, Евгения Евстигнеева, Андрея Миронова, Никиту Михалкова, Валентина Гафта, Алексея Баталова и даже певца Муслима Магомаева.
Съемки стартовали с Владимиром Высоцким, которого из-за возникших проблем пришлось заменить Александром Белявским. Нового Остапа Бендера забраковали высокие начальники, поэтому Леонид Гайдай вновь взялся за поиски главного героя. В итоге режиссер остановился на никому не известном актере Арчиле Гомиашвили, кандидатуру которого пришлось отстаивать в художественном совете. «Папа у Остапа – турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?» – отвечал на вопросы о национальности Гомиашвили Гайдай.
Отметим, что съемки в фильме «12 стульев» подарили Арчилу Гомиашвили известность. Между тем актер долгие годы был обижен на режиссера. После премьеры он обнаружил, что его переозвучили и очень расстроился. Остап Бендер в фильме Леонида Гайдая говорит голосом Юрия Саранцева.
Роль Кисы Воробьянинова получил Сергей Филиппов. Незадолго до начала работы у актера диагностировали рак мозга. Филиппов страдал дикими головными болями. Леонид Гайдай, опасаясь срыва съемок, решил передать роль Кисы Ростиславу Плятту. Последний, узнав о большом желании Филиппова сыграть Ипполита Матвеевича, уступил конкуренту.
Кадр из фильма «12 стульев»
Фильм «12 стульев» стал путевкой в большое кино для молодой Натальи Крачковской. Однажды актриса пришла на площадку к мужу, звукорежиссеру Владимиру Крачковскому. Увидев супругу коллеги, Гайдай воскликнул: «Так вот она, мечта поэта!». Режиссер предложил студентке ВГИКа роль Мадам Грицацуевой. Прочитав описание героини в романе Ильфа и Петрова Крачковская решительно отказалась. «Ты себя в зеркале видела?» – ответил Леонид Иович на нежелание Натальи.
Михаил Пуговкин попал в фильм «12 стульев» без проб. Ему досталась роль Отца Федора. Прежде чем приступить к работе Михаил Иванович получил благословение у матери. Актер боялся, что, играя алчного священнослужителя, он расстроит набожную родительницу.
Фото: Igor Gnevashev/Russian Look/www.globallookpress.com
Интересные факты о фильме «12 стульев»
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Король комического эпизода Сергей Филиппов
24 июня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Сергея Филиппова, легенды советского кино, удивительно талантливого человека, фразы из ролей которого давно ушли в народ, став крылатыми.
Актер Сергей Филиппов в кинофильме «Новые приключения неуловимых мстителей» по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». «Мосфильм» 1968 год. Режиссер Эдмонд Кеосаян.
Кто из нас не помнит Никодилова, «лектора по распространению» в исполнении Филиппова, маленькая, но блестящая роль которого стала одним из главных украшений знаменитой советской комедии «Карнавальная ночь»?
Константин Станиславский часто повторял слова знаменитого русского актера Михаила Щепкина: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». С полным основанием это можно отнести к Филиппову, человеку высокого роста, с выразительным, «лошадиным» лицом, сочетавшему в своей игре яркий, комедийный гротеск с живой, выразительной мимикой, необыкновенной пластичностью и неповторимым, надтреснутым голосом.
Практически ни одна его роль не оставалась не замеченной публикой, которую как магнит притягивало обаяние исполнителя, в каком бы образе он не появлялся на экране. Даже внешняя угрюмость черт не могла скрыть от зоркого зрительского глаза блестящее чувство юмора актера, которое окрашивало практически любые его образы.
Его злодеи не страшили, а смешили. Причем Филиппов никогда специально не комиковал. Тем не менее он иной раз доводил зрителей до истерического смеха. Не случайно известный советский кинорежиссер Сергей Юткевич назвал Филиппова великолепным буффоном.
При этом актеру были свойственны не только яркая индивидуальность, но и отсутствие подражания кому-либо из коллег, в том числе и именитым. Зритель узнавал его даже в самом маленькой, проходной роли, благо Сергей Николаевич был одним из самых востребованных актеров своего времени, снявшись в более чем 100 фильмах.
Его в прямом смысле слова вывели в люди. ноги. В конце голодных 20-х годов в родном Саратове рабочих мест для молодого парня не нашлось. Тогда он, обожавший танцевать, двинулся на покорение столиц. Счастье улыбнулось ему в Ленинграде, где он окончил эстрадно-цирковой техникум, преподаватели которого прочили выпускнику большое будущее в хореографии.
Однако судьба в лице руководителя Ленинградского театра комедии Николая Акимова задала молодому актеру другое направление творчества. Филиппов 30 лет работал в этом театре (с 1935-го по 1965 год), считая Акимова своим основным учителем.
Филиппов не любил долгих репетиций, практически сразу схватывая рисунок той или иной роли. Его легковозбудимой и нервной натуре, они были скорее противопоказаны. Он, как и многие комедийные актеры, был человеком нелегкого, замкнутого характера, любил книги, поэзию, классическую музыку, но порою очень жестко реагировал на поведение коллег или публики.
В частности, в театральных кругах давно стала крылатой его фраза, брошенная одному из молодых коллег: «Не по таланту пьешь!»
Тенденция усиливалась параллельно росту популярности актера, который стал широко узнаваем с середины 50-х годов, после выхода на экраны комедийного фильма «Укротительница тигров». Роль наглого и самовлюбленного дрессировщика Казимира Алмазова получилась столь яркой, что Филиппов стал навсегда любимцем публики, страстную любовь которой он, глубокий интроверт, с трудом переносил.
Следующие его кинороли продемонстрировали зрителям палитру возможностей актера. Он предстал в роли Фабиана, слуги из комедии «Двенадцатая ночь», поставленной по одноименной пьесе Шекспира, эксцентричного лектора из «Карнавальной ночи», романтичного паромщика Федорова в лирической комедии «Медовый месяц», лесника из картины «Осторожно, бабушка!» и в других фильмах, как правило, юмористического характера. Немного особняком стоит образ смешного Лесничего в музыкальном фильме-оперетте «Летучая мышь», где Филиппов совершенно не потерялся на фоне блестящего актерского ансамбля.
Однако подавляющее большинство режиссеров, охотно приглашавших его в свои фильмы, крупных ролей ему не предлагали. Не было подходящего материала, ведь внешне Филиппов был совсем не похож на того положительного советского человека, образ которого хотели видеть в кино партия и правительство.
Тем большей удачей для актера и для нас, зрителей, обернулось приглашение одного из лучших советских комедиографов Леонида Гайдая на роль Ипполита Матвеевича Воробьянинова в своем фильме «12 стульев@. Любопытно отметить, что Анатолий Папанов, позднее сыгравший эту роль в 4-серийном телесериале Марка Захарова «Двенадцать стульев», не прошел пробы у Гайдая. Кроме того, сыграть предводителя уездного дворянства очень хотел Ростислав Плятт, однако именно Филиппов показался Гайдаю лучшим исполнителем роли. Как показало время, он не ошибся.
Эта блистательная работа не только вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, но и лет на 20 продлила Сергею Николаевичу жизнь. Уволенный к тому времени из театра за злоупотребление горячительными напитками и страдавший жестокими головными болями из-за опухоли мозга, он буквально вцепился в роль, посчитав ее подарком судьбы.
За время съемок он не выпил ни грамма, а после их окончания ему сделали операцию (удаленная опухоль оказалась доброкачественной), и он озвучил своего героя. Любопытно, что позднее Филиппов снова сыграл две полюбившиеся публике роли, воплотив Никадилова и Воробьянинова в фильме «Комедия давно минувших дней».
«Частный детектив» стал последней картиной Филиппова, который умер на следующий год после смерти жены, не перенеся потерю.