актер игравший кощея бессмертного
Кощей Бессмертный в кино: Кто из актеров стал самым страшным сказочным злодеем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главным злодеем советских киносказок чаще всего называют Георгия Милляра, которому доставались роли отрицательных персонажей практически во всех фильмах режиссера Александра Роу. Когда в 1944 г. он впервые предложил актеру сыграть Кощея Бессмертного, тот поначалу отказался – боялся, что не справится с таким сложным образом, но режиссеру удалось его переубедить, и результат оказался впечатляющим: после перенесенной малярии актер был настолько худым и бледным, что ему даже не потребовалось наносить много грима. В красном плаще он выглядел устрашающе – настолько, что лошадь при виде его встала на дыбы, и в следующий раз ей пришлось завязать глаза.
Георгий Милляр говорил, что при создании этого образа ориентировался на изображения чертей, запечатленных иконописцами в церквях, и на третьего всадника с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». Спустя 23 года он вновь вернулся к этой роли, но на этот раз его Кощей был не воплощением зла, а неудачливым женихом, комичным персонажем. Кроме того, Кощей говорил голосом Милляра в мультфильмах «Сказка сказывается» и «Молодильные яблоки». Хотя актер всю жизнь мечтал о серьезных драматических ролях, большинство его работ – киносказки, и сам он признавался: « Сказочные образы – моя стихия, моя привязанность ». А по поводу того, что ему постоянно приходилось играть всякую нечисть, Милляр говорил: « Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди ».
В 1952 г. в фильме «Римский-Корсаков» роль Кощея Бессмертного в эпизоде из оперы исполнил Евгений Лебедев, однако сцена с его участием была такой небольшой, что его имя даже не упоминалось в титрах, а зрители не запомнили актера в этой роли.
Комичным персонажем выглядит Кощей в исполнении Николая Боярского (дяди Михаила Боярского) в киносказке «Новогодние приключения Маши и Вити».
Одним из самых страшных и впечатляющих получился Кощей Бессмертный в исполнении Александра Филиппенко в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Спустя годы актер признавался, что самое большое впечатление его сказочный злодей произвел на внуков и… бандитов! « По этому поводу могу рассказать один эпизодик в пересказе моего сына. Как-то Паша застал своих детей возле телевизора за просмотром сказки. Как раз в том месте, где Кощея Бессмертного окружили стрельцы царя, и кинулись за ним в погоню. Так Полина и Егор вскочили на ноги и стали кричать в экран: «Деда, беги! Беги, деда. » Не то что не боятся моего Кощея, болеют за него. И там ведь масса интересных подтекстов. Я с удовольствием играл этого странного Кощея Бессмертного, у которого в Комитете по кино было много неприятностей. Мы даже переснимали, и переозвучивали некоторые реплики. Особенно запомнилась мне реплика, когда схватили, наконец, Кощея, и ведут его, и он поворачивается в экран: «Эх, значит, наше время еще не пришло». И меня через много лет на Солнцевском рынке встретили два здоровых парня, подошли и с уважением так сказали: «Ну как ты сказал эту фразу, братан! », – рассказывал Александр Филиппенко.
Одной из самых оригинальных интерпретаций этого образа стал Кощей Олега Табакова в фильме «После дождичка в четверг». В его исполнении он не только не похож на скелет, но и любит эффектность в одежде. Эта трактовка была далека от классической, но фильм получил приз «За оригинальную и современную интерпретацию русской народной сказки» на Всесоюзном кинофестивале.
Близкой к классической интерпретации была трактовка образа Кощея актером Виктором Сергачевым в сказке «На златом крыльце сидели». Тут снова был костюм, похожий на скелет, и устрашающие гримасы.
В фантастическом фильме «Лиловый шар», снятом по повести Кира Булычева, Кощея сыграл Игорь Ясулович. В этом фильме, снятом через 3 года после «Гостьи из будущего», Кощей преследовал Алису Селезневу, когда в Эпоху Легенд она отправилась на поиски лилового шара, способного заставить всех землян ненавидеть друг друга.
В новом столетии Кощеи стали еще экстравагантнее. В исполнении Нодара Мгалоблишвили в фильме «Чудеса в Решетове» (2004) сказочный злодей больше напоминает Воланда из «Мастера и Маргариты».
В первом российском проекте студии «Дисней» – «Книге мастеров» – роль Кощея досталась Гоше Куценко, который сделал своего героя невероятно харизматичным и относящимся к себе с иронией. О своей роли актер говорил: « В детстве я, конечно, не мечтал сыграть Кощея Бессмертного, но сейчас сделал это с удовольствием. Пусть у меня и небольшая роль, но я очень хотел ее сыграть, чтобы прикоснуться к бессмертию… Кощей в моем исполнении получился настоящим готом. Я ему даже коготки на руках покрасил ».
Одним из последних воплощений образа Кощея на экранах стал российский фильм студии «Дисней» «Последний богатырь», где роль главного злодея исполнил Константин Лавроненко.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Неизвестный Георгий Милляр
Помимо Бабы-Яги советский актер Георгий Францевич Милляр сыграл Кащея Бессмертного, Лешего, Шута и еще много-много сказочных ролей.
Его виртуозность вызывала улыбки и радость зрителей, но сам актер не был счастлив в жизни. В советское время ему приходилось скрывать свое аристократическое происхождение. Мать — дочь золотопромышленника, отец — французский инженер Франц де Милье. После революции 1917 года семья потеряла все.
Новое советское правительство конфисковало у де Мильё всё имущество, включая роскошную московскую квартиру и дом в Геленджике. В обмен Елизавета Алексеевна получила комнатушку в коммуналке. Женщина была вынуждена приспосабливаться к новым реалиям социалистической страны. Георгий был вынужден взять другую фамилию, чтобы не выдавать своих корней.
Еще с юности Милляра потянуло к театру. В одном из них он начал подрабатывать бутафором. Как по волшебству, однажды заболела актриса, игравшая Золушку, а Георгий успешно ее подменил, и его заметили. Но затем будущий актер уходит из театра для того, чтобы сняться у режиссера Александра Роу, автора сказок «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная» и др. На роль Бабы-Яги претендовали многие известные артистки, в том числе и Фаина Раневская. Но Георгий Милляр был более убедителен. «Скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? — говорил он режиссеру. — Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю!»
При вживании в роль Милляр использовал слияние двух персонажей из своей жизни: старую сгорбленную старушку, которая в Ялте пасла коз, и свою склочную соседку по коммуналке. Нанесение грима для образа Бабы-Яги занимало шесть часов. А вот для роли Кащея ему этого не потребовалось: Георгий переболел малярией и страшно похудел до 40 кг. Фильм вышел в 1946 году и принес актеру всесоюзную славу. Зрителям казалось, что сыгранный Милляром Кащей очень походил на Гитлера. Видимо, шлейф от такой роли оставался очень долго, поэтому, кроме как Александр Роу, его больше никто не снимал. Этот же режиссер и женил Милляра, спасая от неприятностей.
Поговаривали, что у Георгия была нетрадиционная сексуальная ориентация. Его публично осуждали, даже хотели посадить в тюрьму. Чтобы помочь Милляру, Роу женил его на 60-летней соседке по коммуналке — вдове с тремя детьми Марье Васильевне. Как-то Роу сказал актеру: «Ты один мучаешься, она одна. А так будете вместе». Несмотря на некоторую спонтанность при заключении брака, «молодожены» друг к другу притерлись и прожили вместе до самой смерти актера. Тем не менее закадычный друг Георгия Францевича артист Александр Кавалеров утверждал, что никакого гомосексуализма за Милляром не было, а скорее всего, на него наговаривали партийные работники, не прощавшие актеру любви к стакану. На протяжении своей жизни Милляр крепко пил и любил говорить: «Алкоголь — посредник, примиряющий человека с действительностью». Его любимым напитком был, как ни странно, тройной одеколон.
Найдены дубликаты
Это и называется «профессионал». Никакие жизненные перипетии и обстоятельства не сказались на актерской игре Милляра, которую я для детских сказок могу признать только великолепной! И уж точно его никто не забыл. Возможно, похороны и прошли не торжественно. Но этого актера будут помнить столетия, в отличие от кучи «актеров», о смерти которых сейчас каждый день сообщает яндекс (и некоторым из них даже устраиваются пышные прощания).
С уверенностью могу заявить, что русский человек сейчас всё ещё начинает знакомство с окружающим миром со сказочных фильмов. И среди них обязательно есть работы Милляра.
Почему т.н. и в кавычках? И интеллигенция это не обязательно буржуи. И классовый статус не з/п определяется.
Как бы фамилия ‘де Милье’ вполне аристократическа.
Тогда актеры не считались звёздами, а имели обычную зарплату, как и любые рабочие. Поэтому и жили как все, и умирали не как народные любимцы. Взять хотя бы Алексея Смирнова.
Эх. талантливый человеком был.
Очень люблю пересматривать фильмы с его участием и каждый раз столько радости испытываю. Так тепло и приятно на душе становится.
Поговаривали, что у Георгия была нетрадиционная сексуальная ориентация. Его публично осуждали, даже хотели посадить в тюрьму. Чтобы помочь Милляру, Роу женил его на 60-летней соседке по коммуналке — вдове с тремя детьми Марье Васильевне. Как-то Роу сказал актеру: «Ты один мучаешься, она одна. А так будете вместе».
Он всего на 6 лет младше был, а преподносится, как Пугачева с Галкиным. Великий актер,вечная память
Он на 6 лет старше (внимательнее на памятнике цыфирки почитай). А посыл тут я думаю в том, что уже оба они были весьма не молоды когда поженились.
Живёшь, зарабатываешь деньги, а потом приходит новое правительство, говорит что больно кучеряво ты живёшь и отбирает всё нажитое. Прелесть! В светлое будущее идём, товарищи!
Так зарабатываешь по праву рождения, а кому-то(процентам 80) не повезло родиться в удачной семье и всю жизнь в землянке провести, образование платное, каббала от элиты и так далее.И вот жили бы вы в подвале с такими же работягами, работали бы на заводе 12-15 часов, а в деревне жена и несколько детей голодает. Из имущества у вас только одежда, а мечтаете вы о том, чтобы привести жену и заиметь отдельную кровать за занавеской. И тут, прямо над вами, живет в семи комнатной квартире врач с женой и ребенком. Как думаете, возникло бы у Вас желание прийти и попросить поделиться жилым помещением?
На первом снимке почти Коломбо.
Статью либераст писал.
По заветам товарища З.Я. Фрейда, ежели кому везде либерасты чудятся, то это у него латентная либерастия развивается. Может и из латентной в острую фазу перейти. Так что вы батенька осторожнее с этим.
Т. е. судя по этим критериям, автор ветки все таки либераст?
Мне не нравится это название, обзывать больных людей не вызывает у меня удовольствие, а если у кого-то вызывает, то советую поразмышлять над своим психическим здоровьем:)
Да, есть в статье душок антисоветизма. Только не обязательно либераст.
Знаменитые дети-актёры, которые уже покинули нас
Сергей Шевкуненко в роли Миши Полякова в фильме «Бронзовая птица»
Худяков Геннадий. Женька в «Старик-Хоттабыч»,
Сестры Юкины, Оля и Яло из «Королевства кривых зеркал»
Ольга умерла в возрасте 51 года, Татьяна в 57 лет
Тихонов Сергей, Плохиш из «Сказки о Мальчише-Кибальчише», «Деловые люди»
Фомкин Алексей, Коля Герасимов «Гостья из будущего»,
погиб в возрасте 27 лет
Виктор Перевалов, фильм «Марья-искусница»,
умер в возрасте 61 года
Полунин Павел, сирота из «Судьба человека»,
умер в возрасте 68 лет
Пузыревский Ян, Кай из «Тайна Снежной королевы»,
покончил с собой в 25 лет
Озерецковская Ольга, Клава из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.»
Умерла в возрасте 32 лет
Дмитрий Марьянов «Выше радуги»
Актер умер в возрасте 48 лет
Никита Михайловский из «Вам и не снилось»
умер от рака на 28-м году жизни
Максим Калинин, Корольков из «Приключения Электроника»
погиб в возрасте 43 лет
Вячеслав Царев в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
«А че это вы тут делаете»
умер в возрасте 55 лет
Роль хоть и маленькая, но очень запомнившаяся. «Я не волшебник, я только учусь», «Золушка». Умер в возрасте 72 лет
«Дело Румянцева», «Дружок», » Любушка», «Васек Трубачев и его товарищи».
Умер в возрасте 74 лет
Виктор Косых в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Он же Данька из «Неуловимых мстителей»,
умер в возрасте 61 года
Крупеников Сергей, известный Джельсомино
умер в возрасте 49 лет
Дмитрий Егоров, Дима Сомов из «Чучела»
Сын Натальи Кустинской,
Владислав Галкин, знаменитый Гекльберри Финн
Умер в возрасте 39 лет
19 мая 2021 года умерла знаменитая Мальвина — Татьяна Проценко
Если кого то пропустил, добавляйте!
Как выглядели актёры советского кино и театра в молодости
Леонид Фёдорович Быков.
Николай Николаевич Рыбников
Георгий Михайлович Вицин
Александр Борисович Белявский
Александр Анатольевич Ширвиндт
Лев Константинович Дуров
Армен Борисович Джигарханян
Любовь Григорьевна Полищук
Алиса Бруновна Фрейндлих
Олег Иванович Даль
Владимир Семёнович Высоцкий
Анастасия Александровна Вертинская
Александр Викторович Збруев
Владимир Сергеевич Ивашов.
Нина Ивановна Русланова
Михаил Иванович Пуговкин
Михаил Иванович Кононов
Олег Павлович Табаков
Георгий Степанович Жженов
Георгий Александрович Юматов
Андрей Игоревич Харитонов
Инна Михайловна Чурикова
Николай Афанасьевич Крючков
Виктор Павлович Павлов
Галина Александровна Польских
Кого не увидели не стесняйтесь добавляйте!))
ТОП-18 советских актёров по количеству ролей в кино
Почему КГБ разрешило расстрелять Евгения Леонова
2 сентября исполнится 95 лет со дня рождения Евгения Павловича Леонова, феноменального актёра, одного из самых любимых в стране. И если я правильно понимаю, то одного из самых неразгаданных. Попробуйте в двух словах описать, каков его Винни-Пух, Тевье-молочник, чатланин Уэф или Король из «Обыкновенного чуда», ничего не получится. Там же сплошные парадоксы, «друзья гения». Поэтому и фильмы с его участием никогда не надоедают. Тем более что снимался Евгений Павлович у прекрасных режиссёров – Захарова, Данелии, Митты, Рязанова.
Евгения Леонова действительно очень любили в нашей стране. И не только как актёра. Любили – ох, как это скучно сейчас прозвучит! – за редчайшую человеческую доброту. Кажется, в нём вообще не было ни зла, ни подлости – ни грамма. Иначе давно бы раскопали и растрезвонили. Ну, обижался он часто, было такое дело, так это от его совершенно незащищённой искренности, от какой-то несовместимой с жизнью кротости. Сам-то Леонов, конечно, в себе копался и сомневался бесконечно. И у него до конца жизни сохранилась эта немного извиняющаяся интонация. Та, с которой он говорил «Я король. » в «Обыкновенном чуде», помните?
И всё-таки. Если и есть в советском кино настоящая Золушка, беспримесный селфмейд, то это Леонов. У него на старте не было ничего, кроме таланта и желания. Ни покровителей, ни вот этого вульгарного умения «пролезть без мыла», ни железа в характере. И кажется, его всегда мучило внутреннее одиночество. В детстве его дразнили толстым (дети бывают всё же очень жестоки, даже старший брат Николай обзывал его жирным), учителя считали его рохлей, потом учёба-работа и семья (его самый главный свет в окошке). Леонов по молодости старался быть коллективным, но в актёрской среде дружат специфически, и Евгений Палыч, когда жизнь пошла под горку, стал, по его выражению, индивидуалистом. Ну а в старшем возрасте, когда один за другим уходят близкие, любая жизнь тает, истончается и превращается в воспоминания.
Когда началась война, он, семиклашка, пошёл токарем («токаришка» – называл сам себя) на авиазавод, там же работали отец, мать и брат. Когда мог и успевал, ходил на спектакли – видел самого Качалова и Книппер-Чехову. Ещё в школе Леонова пригласили сниматься. Случайно – кто-то из съёмочной группы искал смешного и пухлого мальчика. Но увы, то ли родители не пустили, то ли сам испугался. А в школе его с тех пор стали дразнить актёром, и слово-мечта запало в его романтическую душу. Потом поступил в авиационный техникум, а с третьего курса Леонов сорвался – пришёл поступать в театральную студию. Смешной, маленький, в ужасном пиджаке, ни грации, ни слуха, ни голоса, стоит он перед комиссией и со всей юношеской серьёзностью, глядя бодуче исподлобья, заводит что-то любовное из Блока. Комиссия давай хохотать. А Леонов только белеет, представляет себя неимоверным влюблённым красавцем и оборотов добавляет – куда только вся мягкость подевалась! Страшная сила, говорил, в него вошла – «в ответ что-то грянули струны, исступлённо запели смычки. » Комиссия умолкла, лица вытянулись, и Леонова приняли. Сразу. Без других экзаменов.
Впервые его снял в своём кино «Счастливый рейс, или Машина 22-12» Владимир Немоляев (это был крупный план пожарного), потом, в «Морском охотнике», Леонов был коком. Дочка Немоляева, десятиклассница Светлана, конечно, была влюблена. Но вообще-то у Жени Леонова романов не было. Не излучал он мужского притяжения. Молодые актрисы его в упор не видели. В 30 лет он уже и не пытался ухаживать, играл каких-то шофёров и слуг, классический неудачник, в общем. Но потом повезло, режиссёр Яншин в Театре Станиславского дал ему роль влюблённого Лариосика в «Днях Турбиных» – и успех окрылил Леонова, он, что называется, поверил в себя. И вскоре со свердловских гастролей привёз свою первую и единственную, любимую и ненаглядную, свою красавицу Ванду. Прямо на улице познакомился. В 1959 году у них в проходной комнате коммуналки на Васильевской улице родился сын Андрюша. Леонов был сумасшедшим отцом. Почти буквально. Его фанатичная опека была почти невыносима. Любое учительское замечание в адрес сына вызывало страшные переживания Леонова. Так было всегда. Даже когда Леонов-младший стал взрослым мужчиной, отец упрашивал его останавливать машину, если хочется чихнуть. «Остановись, высморкайся, а потом дальше можешь ехать». Подсовывал ему газетные вырезки о гололёде, например. Всё что угодно, лишь бы уберечь сына от воображаемых неприятностей.
Леонову всегда хотелось идеала, он боготворил жену. В «заграницах» бывал только в женских отделах, покупая вот эту кофточку и вот эту юбочку для Вандочки, и расстраивался, если не угадал фасон. Самому Леонову было плевать, как он выглядит. Его приличный вид – это вечное бдение жены. Надеть на Леонова галстук могла только она, да и то после тонны уговоров. Леонов давным-давно примирился с тем, что он некрасив, толст и смешон. Согласился с навязанным ему стереотипом из внутренней скромности, мягкости и стеснительности, да так и приклеилось. А ведь, в сущности, это нелепость. Вообще-то, в молодости Леонов был красавец не хуже Табакова. Пересмотрите фильм «Гори-гори, моя звезда», где они играют вместе, и сравните непредвзято, не обращая внимания на то, что персонаж Табакова говорит снисходительно про кривые ножки Леонова.
Первая советская эротика и триллер
В 1961 году на экраны вышел «Полосатый рейс», где Евгений Леонов сыграл буфетчика Шулейкина. За актёром окончательно закрепилось амплуа комика. Как ему это далось, другой вопрос. Все знают поучительную историю, как наш самый гуманный в мире кинематограф оставил актёра один на один без всякой защиты с громадным тигром. Для пущей убедительности, разумеется. Леонов со временем привык рассказывать об этом весело, хотя по режиссёру Фетину за такую выходку уверенно плакала уголовная статья. Но кроме этого «Полосатый рейс» знаменит первой советской эротикой – это знаменитая сцена, когда Леонов выскакивает из ванны и бежит, сверкая задом (и вовсе не толстым, кстати), по кораблю.
Министр Фурцева была в бешенстве, это с ней случалось часто. Она долго-долго, запершись в кабинете, пересмативала эпизод, а затем всё же распорядилась вырезать самые «порнографические» куски.
Настоящая слава лавиной пришла к нему ещё в 1971-м, когда страна посмотрела «Джентльменов удачи». Леонова караулили у служебного входа в театр, на рынке ему дарили лучшие помидоры и хурму, гаишники салютовали, и все хотели с ним выпить. За актёром ходили толпами, а вслед ему неслось: «Пасть порву, моргала выколю» – с интонациями дружбы и любви, конечно. Леонов не считал славу заслуженной. Считал, что так сошлись время и место и его роль попала в целевую аудиторию – а что вы хотите в стране, где половина сидельцы? Леонова этот успех раздражал.
Он вспоминал, что однажды он сказал кому-то, что картина-то, мол, средняя: «Так меня чуть не побили – сам ты средний». А он никогда не был средним, он был талант, да к тому же перфекционист. И, может быть, хорошо всё-таки, что украли и разрезали на куски этот ужасный, глумливый и позорящий прекрасного актёра памятник возле «Мосфильма», увековечивающий образ Леонова-уркагана.
После фильма «Гори-гори, моя звезда» Митты про Леонова стали говорить – универсал. В таком качестве актёр пришёл в фильмы Данелии. Евгений Павлович очень любил сниматься у Данелии, а Данелия сначала брал Леонова в фильм и только потом решал, кого он будет играть. Снимался Леонов легко и безропотно в любых условиях. «Кин-дза-дза», Каракумы, где жара 60 градусов плавила всё живое, 20-часовая смена – и никаких жалоб. Кажется, Леонов, совпадал с мирами, создаваемыми Данелией, на молекулярном уровне. И в ржавой летающей бочке-пепелаце с пропеллером он так органичен, как будто жил в ней с рождения.
Однажды, в 1969 году, в Тбилиси в перерыве между съёмками картины «Не горюй» Данелия попросил Леонова навестить вместе с ним в больнице родственника-инфарктника. Приходят в реанимацию, а там ещё пять пациентов. При виде Леонова все обрадовались, заулыбались и просветлели. Посидели, поговорили, выходят, а за ними главврач: ради бога, Евгений Палыч, у меня, говорит, ещё три палаты тяжёлых больных, вы туда зайдите тоже, пожалуйста. «А дальше ведь и к средним больным надо было зайти, – вспоминает Данелия, – они тоже себя плохо чувствуют. И так нас протащили по всему этажу». Только они собрались уйти, как выскочила женщина: а женское отделение как же? Короче говоря, на съёмку режиссёр с актёром опоздали на три часа, но в больнице было немало людей, кому этот визит продлил жизнь.
Леонов был безотказным в плане помощи ближнему. Он часто бывал у больных в Боткинской и в Пирогова, и не было уголка в СССР, куда бы он не приехал с гастролями. Вечно хлопотал за кого-то, прописки выбивал нищим сценаристам. А в 1982 году Леонова даже избрали общественным директором Центрального дома актёра. Это означало массу головных болей и ноль денег. Другой бы отказался, но не Леонов.
«Что, народному артисту денег не хватает?»
Из-за популярности у Леонова случались неприятности. Работая в Театре Маяковского, он как раз снимался подряд в «Джентльменах удачи» и «Белорусском вокзале». Режиссёру Гончарову не нравилась такая занятость. Но однажды Леонов пришёл, по обыкновению, в любимый магазин «Океан», и там на нём повисли гроздьями продавщицы, упрашивая пару минут мелькнуть в коротеньком сюжете об их магазине. Напялили на безотказного Леонова колпак, поставили к прилавку с рыбой и сняли. Но какой же скандал разразился в театре! Гончаров ходил по потолку и кричал: «Народному артисту что, денег не хватает?! Может, шапку по кругу пустить?!» Леонов обиделся и ушёл.
Ушёл к Захарову. «Ленком» был на пике. А с приходом Леонова туда стало и вовсе не попасть. Магическая амбивалентность леоновского таланта в постановках Захарова раскрылась как нельзя лучше. В спектаклях режиссёр давал Леонову драматических персонажей. Ленкомовцы вспоминают, что от его игры они, стоя за кулисами, рыдали, а у партнёров на сцене срывался голос. Ну а фильмы «Убить дракона», «Обыкновенное чудо» без Леонова теперь просто не представить.
Но Леонов был собой всё равно недоволен. Кинороли свои считал поверхностными, в театре комплексовал из-за возраста: тогда в Ленкоме все были молодые, он был там как аксакал. Излишне, наверное, говорить, что Леонов там всех опекал. Он, народный артист СССР, всю жизнь доказывал себе и другим свою состоятельность. Но внутренние терзания прятал за улыбкой, без неё он на люди не выходил. Был очень стеснительным всегда, с диким скрипом выступал на радио и давал интервью – стыдным считал обнажаться душевно. И ужасно не любил, когда его жалели. Лишь однажды он вознамерился воспользоваться своей известностью, чтобы получить роль – в фильме «Старший сын» по только что вышедшей пьесе Вампилова. Уже собрался идти к Фурцевой. Но ему не пришлось. В небесах что-то совпало, потому что режиссёр Мельников и не сомневался, что Сарафанова в «Старшем сыне» будет играть только Леонов. Диалог у них состоялся такой: «Старший сын?» – «Да».
Эту роль Леонов не играл, он вкладывал в образ весь свой отцовский опыт и чувства. Его Андрею было уже 16, их отношения не ладились из-за фанатичной заботливости и повышенной тревожности Леонова. Это привело к тому, что Леонов-младший ушёл в армию, запретив отцу приезжать к нему в часть. Леонов выдержал только две недели. Приехал в Ковров, а это 300 километров от Москвы, по страшному гололёду. Обаял всех, конечно. Один сын был в ярости, потому что его тут же стали подкалывать – «сын Винни-Пуха». А представьте, что бы было, если бы сослуживцы узнали, что длинные и почти ежедневные исповедальные письма Леонов-младший получает не от невесты, а от отца.
«Плохо мне с этой новой свободой»
Через 4 месяца он уже играл в знаменитой «Поминальной молитве» своего Тевье, человека, которого, как говорил сам Леонов, жизнь раздолбала, распяла, уничтожила. Эта роль – одна из лучших у Леонова. Она настолько врезается в память, что сейчас, покупая в супермаркете сырки или кефир «Тевье», я вспоминаю о Леонове.В 1993-м снялся в последнем своём фильме, «Американский дедушка», пытаясь вернуться к обычной жизни. Но резкие 90-е как будто оглушили его из-за угла, и новое время Леонову не понравилось, оно представлялось ему жестоким и враждебным – «плохо мне с этой новой свободой». Леонов затосковал. О себе он, впрочем, не думал. Он, как всегда, беспокоился о жене и сыне: что с ними будет после его ухода? Говорил, что разочаровался в людях, что в жизни стало много зла и ненависти и не осталось тех правды и морали, к которым он привык.
29 января 1994 года Евгений Леонов собирался на «Поминальную молитву» и вдруг упал: оторвался тромб. В один миг его не стало.
Наш русский Винни знаменит во всём мире. И эта его слава – большое прекрасное совпадение и большая удача Хитрука, автора мультфильма (1969 год), который решил наделить милновского медведя голосом Леонова. Сходство во внешности было очевидным, ну а характер Винни стал леоновским сам собой. Леонову даже не надо было играть, он, стоя рядом с поросёнком Пятачком, Ией Саввиной, набычившись на свой манер и выставив вперёд живот, читал перед микрофоном реплики рисованого героя. Но когда Хитрук прослушал запись, он понял, что это катастрофа. Нет, Леонов наговорил всё замечательно, лучше не бывает, но голос-то всё же был слишком мужской, для Винни серьёзен и низковат. И звукооператор предложил прогнать запись в ускоренном в полтора раза темпе. Голос поднялся на несколько тонов и немножко затараторил – это было то, что надо. Теперь в Интернете можно найти изначальный голос Леонова-Винни. Послушайте, это ведь Гамлет, поистине шекспировского масштаба и глубины интонации, – с такой отдачей и талантом актёр делал своего мультяшного героя.Виктор Чижиков, создавший олимпийского мишку, обожал, как и вся страна, толстого Винни, говорившего голосом Леонова. И хотя родство своего медведя с мультяшным отрицал, но шаржи на олимпийский талисман рисовали с лицом Леонова.
«Надо, чтобы меня расстреляли»
Ещё одна история – в каком-то смысле жизни и смерти Леонова – была связана с Олимпиадой-80. Как раз в дни её проведения снималась сцена расстрела Афанасия Бубенцова из рязановского фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Расстрел по сценарию, как помните, был фальшивый, но персонаж Леонова всё равно должен был умереть. Сцена должна была сниматься на Воробьёвых горах (тогда Ленинских), всё было готово, но из-за Олимпиады Воробьёвы горы объявили стратегическим объектом, там пролегала марафонская трасса. Съёмку, само собой, запретили. Тогда директор картины Борис Криштул поволок Леонова в КГБ. В кабинете на Лубянке генерал и трое в штатском дар речи потеряли, увидев во плоти «пасть порву, моргала выколю». Для них это было как явление Христа. Леонов, по обыкновению, начал что-то стеснительно бормотать себе под нос и вдруг выдал: «Извините, надо, чтобы меня расстреляли». Генерал, опомнившись от такого заявления, пошутил, что мы, мол, не прокуратура, но разрешение дал: «Расстреливайте на здоровье!» – а потом достал из ящика стола фотографию Леонова в зэковской майке и попросил автограф. Евгений Павлович написал: «Спасибо за то, что разрешили меня расстрелять».
Сцена, когда у Бубенцова разорвалось сердце, была сильнейшая, так сыграть – нет, прожить! – мог только Леонов.