актер игравший мессинга в кино
Сериал Вольф Мессинг: Видевший сквозь время ( 2009 ) актеры и роли
Сериал «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» сюжет
Мессинг родился в последний год 19 века, чтобы стать одной из главных загадочных и судьбоносных личностей века двадцатого. Мальчик из бедной еврейской семьи был вынужден рано начать самостоятельную жизнь. Он отправился в Германию, где брался за самую черную работу. Его сверхъестественные телепатические способности обнаружились совершенно случайно при почти мистических обстоятельствах. Веймарская Германия, ущемленная последствиями Первой мировой войны, являлась местом, которое притягивала шарлатанов и мистиков, великих ученых и маньяков. Мессинг начал свою карьеру в Берлинском паноптикуме. Его уникальные способности признавали Эйнштейн и Фрейд. Хаос Веймарской республики сменяется железным строем новой великой Германии. И здесь Мессинг оказывается востребованным как никогда прежде. В 1937 году, когда Третий Рейх находится в зените своей славы, Мессинг предсказывает Тысячелетнему Рейху скорый бесславный финал в случае нападения на восток. И веря в собственное предсказание, с захватом Гитлером Польши, Мессинг пересекает границу Советского Союза. Так жизнь разделилась на две равные половины.
В стране материалистов Мессинг числится гипнотизером и фокусником, является одновременно и экспериментатором и подопытным, а неофициально становится звездочетом самого Сталина. Он пережил двух диктаторов и остался здесь «необычным фокусником», странным предсказателем, предсказания которого неизменно сбывались.
Вольф Мессинг хранил тайны, которые не с кем было разделить, тайны, которые умерли вместе с ним. Но самой великой тайной был он сам, гений и шарлатан Вольф Мессинг.
Актер Евгений Князев: «Я не верю в проклятие Вольфа Мессинга!»
Сериал о великом провидце «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», побив все рекорды, взлетел на вершины рейтингов. Мало кто знает, что главную роль в фильме исполнил наш земляк.
Сериал о великом провидце «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», побив все рекорды, взлетел на вершины рейтингов. Мало кто знает, что главную роль в фильме исполнил наш земляк.
2009 г. Вольф Мессинг – самая яркая роль Евгения Князева.
По мнению критиков, сыграть провидца так талантливо
могли только Князев или Энтони Хопкинс.
К аждый д ень актера и ректора Щукинского училища Евгения Князева расписан буквально по минутам. Но, несмотря на занятость, он нашел время и рассказал «Слободе» о съемках в нашумевшем сериале.
– Как Вы получили эту роль?
– Режиссер Краснопольский позвонил мне за год до начала съемок и сказал, чтобы я следующее лето ничем не занимал. Потому что он собирается снимать фильм о Вольфе Мессинге и почти уверен, что мою кандидатуру утвердят на главную роль. Я о Мессинге на тот момент знал совсем мало, но предложение очень меня заинтересовало. Что касается самой роли, то она довольно необычная и сложная.
– Я понятия не имел, как играть Мессинга! Мне было страшно. Особенно первые 10 съемочных дней. Как можно передать все его способности?!
– Мессинг – фигура, окутанная мифами. У Вас не было никаких опасений, когда брались за этот образ?
– Нет, я к мистике отношусь спокойно. Многие видят мистику в смерти Ромы Гречишкина, который играл молодого Мессинга (парня сбила машина во время съемок. – прим. авт.). Но я в это не верю. Если бы Мессинг захотел сделать так, чтобы фильм не снимался, то он сделал бы это раньше и по-другому. В своих воспоминаниях он писал, что, когда у него открылся дар, ему строго-настрого наказали не использовать его во вред людям. И за всю жизнь он не совершил ни одного корыстного или дурного поступка. Так что мистики в Роминой смерти я не вижу, хотя для меня она стала большей трагедией, чем для всех остальных. Он учился на моем курсе, и именно я порекомендовал его в этот фильм.
80-е годы, Тула. Евгений Владимирович с младшей дочерью Асей.
– Во что Вы верите?
– В судьбу. Она у каждого человека есть, надо только уметь читать знаки, которые она подает. И суметь в определенный момент сделать правильный выбор пути, открыть нужную «дверь».
– А Вам хотелось бы слышать мысли других?
– Так, как умел это делать Мессинг, – никогда. Но на уровне интуиции я могу догадываться о мыслях собеседника, а иногда даже и о поступках…
– Что говорят критики по поводу фильма?
– Не знаю, не читаю их отзывы.
– А Вы лично довольны тем, что получилось?
– Судить не мне, а зрителям. Конечно же, буду доволен, если им понравится. Я не «нарциссирую», отношусь к себе трезво, требовательно, как меня учили.
– Кстати, об учителях. Вы начинали творческий путь во время учебы в тульском политехе, в театре при ДК профсоюзов…
– Да, и всегда буду очень благодарен моему наставнику, учителю Зое Васильевне Григорьевой. Ее недавно не стало, а я так и не сумел выбраться на похороны. Жалею, стыжусь этого обстоятельства. Но вернуть ничего не могу.
– В Тулу часто приезжаете?
– Нет, два раза в году, на могилы родителей. А вот в Ясной Поляне бываю часто. Этой осенью сажал там молодой сад у дома Болконских. Так что там теперь и моя яблонька растет!
– Сложно сочетать ректорство, работу в театре, в кино, на радио?
– Непросто, но сочетаю. Все как-то само собой идет, без перекосов. Все люблю!
– Какие роли в театре Вахтангова Вы играете и готовитесь сыграть?
1978 год. Комната №33 в тульском ДК профсоюзов. Актеры народного театра «Диалог»
в перерыве между репетициями. В центре – молодой Князев, любимец девушек!
1975 год. Евгений Князев (слева) был свидетелем на свадьбе
у тульских друзей – Татьяны и Виктора Штоль.
– Ролей много, есть среди них те, что принято относить к «мировому репертуару». Например, Герман в «Пиковой даме», Незнамов в «Без вины виноватых», граф Григорий Орлов в «Царской охоте».
– В кино будете сниматься?
– Да, у режиссера Константина Худякова. Я с ним уже работал в фильмах «На Верхней Масловке» и «Веселые похороны». Он предложил мне роль профессора из советских диссидентов 60-х. Очень интересный материал!
– Как любите отдыхать?
– На отдых времени не остается… А вообще мечтаю поездить по миру.
– Кто ждет Вас дома?
– Жена, дочери и собаки – такса Броня, чиа-хуа Рикки и просто Мася. Мы ее подобрали на улице, и она оказалась самой-самой умной, воспитанной и преданной.
– Что пожелаете тулякам?
– Надо чаще благодарить Бога за то, что ты имеешь, но еще больше за то, чего не имеешь…
“ Женя с раннего детства мечтал стать актером. Когда он говорил об этой профессии, у него горели глаза. Педагоги считали брата одним из самых ярких учеников. Уверена, что у него талант от Бога! Только посмотрите, как блестяще он играет Вольфа Мессинга. Кажется, что эта роль написана именно для него и другого актера в образе Мессинга и представить себе невозможно. Не случайно режиссер, предлагая Евгению эту роль, сказал, что на 90% видит его главным героем. Так и получилось. Сейчас я с огромным интересом слежу за фильмом и не пропускаю ни одной серии!
> Из досье «Слободы»
Евгений Владимирович Князев
Артист театра им. Вахтангова, профессор, театральный педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина.
Родился 9 августа 1955 года в селе Овсянниково под Ясной Поляной в семье шахтера и домохозяйки.
Народный артист России (2001), лауреат Государственной премии РФ (1995).
Окончил горный факультет Тульского политехнического института.
Семья: жена Елена Дунаева — зав. кафедрой искусствоведения Театрального института им. Щукина, дочери Анастасия и Александра, студентки ГИТИСа.
> Хотите – верьте, хотите – нет…
Актеров сериала преследует злой рок?
Сделать проект о жизни Мессинга пытались разные режиссеры. Драматург Горин через несколько дней после начала работы потерял сон, аппетит и решил отказаться от этой идеи. Когда за экранизацию взялись Владимир Краснопольский и Валерий Усков, Усков попал с инфарктом в больницу. Затем у Краснопольского прямо за рулем случился микроинсульт. А исполнитель эпизодической роли Алферов, который по сюжету не верит в дар Мессинга, умер прямо на сцене… Чуть позже Романа Гречишкина, который играл молодого Мессинга, насмерть сбила машина. У Алексея Петренко (сыграл Сталина) к концу съемок умерла от рака жена. Кстати, изначально в роли Мессинга должен был сняться Александр Абдулов. Говорят, что актер «загорелся» этой ролью. Но, как и сам Вольф Мессинг, скончался от отека легких.
> Туляки об актере
«Чтец Князев был отменный!»
– Я с детства занимался в народном театре при ДК профсоюзов, которым руководили Евгений Иванович Крючков и Зоя Васильевна Григорьева.
В середине 70-х в этот театр из молодежного театра «Поиск» тульского политехнического института пришел и Евгений Князев. Высокий, широкоплечий, с хорошо поставленным голосом очень красивого тембра. Отличало Евгения Владимировича (тогда, правда, по отчеству его никто не называл) огромное трудолюбие и желание пойти по актерской стезе. Часами мог репетировать роль, добиваясь желаемого результата!
Очень много они с Зоей Васильевной занимались постановкой чтецких композиций. И чтец он был отменный! Лучше него, наверное, никто у нас в коллективе не читал популярные тогда поэмы «Руки Гевары» Долматовского и Кедринских «Зодчих».
«Женя был душой нашей компании!»
– Был когда-то в Туле такой народный театр «Диалог». Сначала он располагался в Доме учителя, потом – во Дворце культуры профсоюзов. Как правило, на базе этого театра каждый год проходили так называемые «творческие лаборатории». Это когда со всей области съезжались руководители самодеятельных театральных коллективов, и их учили, как надо правильно строить свою работу. Как-то, в конце 70-х, на такой семинар приехала из столицы преподаватель Щукинского училища Людмила Владимировна Савская. Она посмотрела несколько спектаклей нашего театра, из всех актеров отметила игру Жени Князева и пригласила его поступить в училище. Поступив, он учился у нее на курсе.
А вообще Евгений всегда был веселым человеком и отличным другом. Многие считали его душой компании. Вместе мы пережили много ярких счастливых моментов. А на свадьбе Князев был у меня свидетелем.
> Кстати
В Щукинском училище на режиссерском отделении учились туляки Олег Пышненко, Андрей Левицкий. Сейчас на курсе у Князева тоже учатся наши земляки.
> Наша справка
> Глас народа
Вольф Мессинг: профессионал или шарлатан?
Борис Капралов, тульский психолог:
– В начале 70-х Мессинг приезжал в Тулу с программой «Психологические опыты». Я сидел недалеко от сцены и мог хорошо рассмотреть этого удивительного человека. Невысокого роста, худой, с шапкой седых волос (было ему уже за семьдесят), он чем-то напоминал старую хищную птицу, которая абсолютно точно знает, куда ей надо лететь. Схватив за руку индуктора (человека, который отдает мысленные распоряжения), Мессинг буквально тащил его за собой, отыскивая спрятанные предметы. Он мгновенно подсчитывал рассыпанные по полу спички, читал свернутые записки и выполнял задания, которые зрители давали ему мысленно. Например, такое: достать у человека, сидящего на пятнадцатом месте шестого ряда из кармана портмоне, отнести его на сцену и положить на стоящий там столик замком вниз. В движениях Вольфа Григорьевича, в выражении его лица чувствовалась колоссальное внутреннее напряжение. Он не «развлекал» публику трюками, он напряженно РАБОТАЛ! А вообще мне показалось, что Мессинг знает и умеет гораздо больше, чем демонстрирует. Такой, знаете, «закрытый ларец» со множеством разных, подчас страшных тайн…
Встреча с Мессингом произвела на меня настолько сильное впечатление, что я всерьез занялся изучением гипноза.
Лидия Сенина, тулячка:
– Мы были с мужем на выступлении Вольфа Мессинга в Филармонии где-то в начале 70-х. Были наслышаны о его необычных способностях и ожидали какого-то чуда. В итоге мы увидели пожилого, очень нервного, маленького человека, который метался по всему залу. Он демонстрировал дар телепатии и ясновидения, но, как я помню, не всегда успешно. Меня лично Мессинг просто разочаровал.
Фото из личных архивов Евгения Князева, Виктора Штоля.
Новое в блогах
Жизнь актера, воплотившегося в роль Вольфа Мессинга
Актер, сыгравший Вольфа Мессинга: «Я верю в мистику и способность угадывать мысли!»
Режиссер Краснопольский снял сериал «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время» в 2009 году по сценарию Эдуарда Володарского. В нем роль ясновидца сыграл актер Евгений Князев.
Существуют электромагнитные, электрические волны, которые вокруг нас, но мы их не ощущаем. А кто-то это может. Или вот, интуиция у животных. Сколько фактов: самый простой, когда собака бежит к входной двери, зная, что сейчас придет хозяин.
Соглашаясь на роль, не ставил себе задачу показать и понять, как он предсказывал, читал мыли. Сказал режиссеру: «Только пожалуйста, не заставляйте меня идиотничать и чтобы я изображал, будто что-то в этом смысле понимаю. Мы будем снимать кино про человека. Какого живется человеку с такими уникальными способностями».
Никаких материалов о нем нет. Видео и кинохроники его выступлений нет. Единственная кинохроника о Мессинге – это когда в новостях показали, как он передавал на фронт самолет, построенный на собственные деньги.
— После этой роли с вами стали происходить непонятые вещи?
— Кто-то видит зловещую мистику в смерти актера Ромы Гречишкина, который играл молодого Мессинга. Но я в это не верю. Мистические вещи со мной случались. Но они не связаны с Мессингом. Каждый человек может вспомнить про себя какие-то вещи из разряда «так не должно было быть, но так случилось».
Например, у моей жена была серьезная проблема во время беременности. Врачи не могли помочь. Мы не знали, куда обратиться с нашей проблемой. Случайно встречаем человека, который вдруг спросил: «Что вы такие грустные?». Мы рассказали свою проблему. Он дал нам телефон медика и сказал, мол, позвоните, и все у вас будет хорошо. Кто этот человек, я даже не знаю. Не спросил. И больше его никогда не видел. Но в ту секунду нужно было встретиться с ним. Наверное, наши мысли были настроены на разрешение проблемы, и она решилась со встречей этого человека. Мы позвонили по номеру, который он дал, и нам помогли.
А сказать, чтобы после роли Мессинга мне какие-то прозрения открылись – такого нет. Но для меня эта роль очень много значит. Я благодарен за нее. Ассоциируюсь у людей с этим персонажем, не у каждого артиста такое бывает.
Ко мне подходят люди, которые в жизни Мессинга никогда не видели, и говорят: «Ой, вы знаете, вы так на Мессинга похожи!». То есть не догадываясь, что я артист, который его сыграл. Я отвечаю: «Ну, раз похож – хорошо».
Люди, которые никогда не видели Мессинга, посмотрели фильм про него, и теперь этот телепат ассоциируется с моим обликом (смеется).
А еще от родственников Мессинга из Израиля пришло мне на почту письмо, мол, благодарны за фильм, наконец-то, показали правдивую историю… Вот в Израиле родственники Мессинга оказались, не знаю по какой линии, наверное, дальние. Мне было очень приятно.
Теперь меня постоянно зовут в телепередачи про мистику, колдунов и прочее именно как «Мессинга». Просят судить какие-то мистические истории. Я не соглашаюсь. Потому что все это ко мне не имеет никакого отношения.
Но я верю, что такие люди с особенными способностями, могут быть. Та же Ванга – человек, у кого был дар прозрения.
— Вы считаете, что у Мессинга было ясновидение?
— Было. Ему это было дано. Он называл себя телепатом…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вольф Мессинг: трюкач, объявленный пророком
Правда и мифы об известном артисте
Евгений Князев: «Фильм про Мессинга помог снять сам Мессинг»
— Вы стали народным Мессингом, причем сыграли его дважды — в сериалах « Вольф Мессинг : Видевший сквозь время» и «Сын отца народов». В последнем фильме даже начали снимать другого артиста, но потом пригласили вас и все пересняли. Аргумент был железный: страна полюбила Мессинга — Князева.
Я сам стал разыскивать людей, которые были с Мессингом знакомы. Актер Зиновий Высоковский рассказал мне, что виделся с ним довольно часто — они жили недалеко друг от друга. И вот как-то они сидели около дома, дышали воздухом, и Высоковский у Мессинга спросил: «А правда, что вы в сберкассе по пустой бумажке получили деньги? Правда, что контролеру в автобусе показывали кусок бумаги и он принял это за билет?» И Мессинг задал Зяме встречный вопрос: «Зяма, ты кто по профессии?» — «Артист». — «И я артист». — «Ну так это было?» — «А ты веришь?» — «Верю». — «Значит, было». — «А если бы я сказал «не верю»?» — «Значит, не было…»
Во время съемок я работал без выходных. Если в группе был свободный день, я использовал его — летел в Москву, играл в спектаклях, занимался Щукинским, где уже был ректором, и быстро возвращался в Минск. Бывало, от усталости и от психологического напряжения приходил в такое состояние, что мне вызывали неотложку.
— Говорили, что съемки сериала про Мессинга сопровождались чередой трагических историй. Что Краснопольский хотел снимать в главной роли Абдулова, но тот умер… Что и сам режиссер чуть не погиб, когда в начале съемок у него случился микроинсульт за рулем…
— Все не так и по поводу Абдулова, и по поводу Краснопольского. У Владимира Аркадьевича была плановая операция, и на площадке об этом все знали…
— Еще погиб Роман Гречишкин, ваш ученик, которого вы сами рекомендовали на роль молодого Мессинга.
— Ромочка, голубчик, жалко мне его очень. Он погиб, когда еще съемки не были закончены. Ушел из жизни по глупости. Перебегал Садовое кольцо ночью, перед самым выездом из тоннеля. Но какая связь с Мессингом, не знаю… Съемки шли непросто — грянул кризис 2008 года, многие проекты остановились. А мы продолжили снимать. Нам перестали платить гонорары, но никто из проекта не ушел… Я вообще думаю, если бы Мессинг не хотел, чтобы кино про него сняли, фильм бы не появился. Мне не нравится, когда спекулируют на мистике. Но при этом уверен — знаки существуют, и тот свет существует тоже. Я думаю, что кино про Мессинга помог снять сам Мессинг. Так же, как, я уверен, Вахтангов помогает Театру Вахтангова.
— Нет, это не про меня. Родился я в поселке Скуратово Тульской области. Там после войны был лагерь для интернированных — тех, кто побывал в немецком плену. Рядом — шахты, где добывали бурый уголь. Это обычная практика, когда на шахтах в Советском Союзе работали заключенные. Вокруг — вольное поселение, куда арестанты попадали уже после освобождения. Они не имели права на переезд. Первый мамин муж работал в Скуратово начальником шахты. А мама трудилась там же электриком. Так они и познакомились. У них родились две девочки. Когда младшей было два года, мамин муж погиб в шахте — сгорел, спасая какого-то рабочего. Мой отец все это видел — был в той трагической смене. Он ходил утешать мою маму и в итоге женился на ней. Родились мы с сестрой.
Жили очень скромно: дома были засыпные — кирпичей не хватало, — и между наружным и внутренним кирпичным слоем для тепла насыпали кокс. Зато образование в Скуратово оказалось превосходным. В школьном поселке преподавали удивительные педагоги из вузов — те самые вольные, которые не могли уехать. Литературу, например, преподавал Игорь Алексеевич Светлов, который прежде работал в Московском университете… Эти люди приучили меня читать, рассказали о чем-то высоком. Именно в школе меня в первый раз лет в семь или в восемь вместе с одноклассниками повели в театр. И я увидел странную, ни на что не похожую жизнь, куда мне очень захотелось попасть. Это был спектакль «Голубой и зеленый» в Тульском ТЮЗе.
Еще в школе я стал собирать открытки с портретами артистов, которые продавались в киосках «Союзпечати». Когда пришло время поступать, я понятия не имел, куда именно. Но на обратной стороне открыток было написано, какой институт артист окончил. И я провел эксперимент: разложил свою коллекцию по стопочкам. Самой внушительной оказалась с артистами, которые окончили Театральное училище имени Щукина. И я решил поступать туда. Мне было шестнадцать. Я почти поступил, но в самом финале услышал: «Вы слишком молоды, приходите на следующий год, мы вас примем». Я не поверил, ведь все вокруг предупреждали: если у тебя в театральном нет связей, шансы равны нулю. И подал документы в Тульский политехнический институт на горный факультет. Стыдно было с хорошим аттестатом после школы никуда не поступить и пропустить год. На первом курсе я записался в студенческий театр эстрадных миниатюр, потом в кружок художественного чтения.
Выступал на разных конкурсах чтецов, занимал призовые места и все больше убеждался: мне нужно быть артистом. После четвертого курса я проходил практику на заводе имени Котлякова в Ленинграде. Весь день сидел в конструкторском бюро, и это было мучительно скучно. Я с ужасом думал: «Получу диплом и буду мучиться всю оставшуюся жизнь. Нужно срочно что-то делать». И я попробовал поступать в ЛГИТМиК. Мне сказали: «Мы тебя берем. Приноси документы!» Но тут вмешалась мама: «Ты что? У тебя впереди пятый курс! Я ни за что не дам тебе бросить институт. Сначала получи профессию, а потом делай что хочешь». Я согласился. Но как только получил диплом горняка, тут же подал документы в Щукинское театральное училище. И поступил на курс к Людмиле Владимировне Ставской.
— Мы сдружились, еще когда проходили творческий конкурс. Были в одной десятке. Общаться с ним было легко и весело. После первого курса Женя позвал меня к себе домой в Горький: «Поехали, я тебя с отцом познакомлю…» То есть с самим знаменитым Вацлавом Дворжецким! Естественно, я согласился. И на новогодние каникулы мы отправились в Горький, где, как известно, Дворжецкий-старший жил и работал в драматическом театре. Приехали, а Вацлава Яновича дома нет. И Женька говорит: «Отлично! Мы с тобой сейчас поедем на машине кататься». Мы открыли гараж, поездили на машине, возвращаемся, а возле дома Вацлав Янович стоит — на Женьку смотрит не отрываясь и спокойно говорит: «Положи ключи». Женя тогда побелел как лист. После он сказал: «Если бы тебя не было рядом, он бы меня изничтожил…»
Женька был увлечен фотографией и съемкой. У него единственного из нас была 16-миллиметровая кинокамера, и Дворжецкий нашу студенческую жизнь снимал на пленку. Благодаря этому хоть какие-то свидетельства того времени остались. Помню, я тратил деньги на одежду: модные туфли, джинсы, рубахи. А Женька коллекционировал всякую всячину, в том числе и марки. Когда появлялась новая марка или конверт, мы с ним вдвоем ранним утром отправлялись на Главпочтамт, чтобы ее быстрее погасить. Гасить надо было утром, в тот день, когда выходила эта марка. У меня до сих пор несколько гашеных марок Жениных сохранились.
С ним вместе мы пошли работать — невозможно же, чтобы родители тянули нас все эти годы, пока мы учимся. Устроились гардеробщиками в училище, потом стали полы мыть в Институте красоты. Мы думали: «Какой смысл мыть зимой лестницы на Калининском проспекте? Ведь все равно грязи натаскают». Так что мы просто развозили грязь, она высыхала, и вроде создавалось ощущение, что уборка была. Директор института, которую такое качество не устраивало, все-таки опасалась нас выгонять. Рассуждала так: «А кто их знает, кем они вырастут, может быть, они будут известными артистами. Пусть занимаются черной лестницей! Все равно ее никто не видит». В итоге, будучи студентом, я зарабатывал прилично: 60 рублей — повышенная стипендия, 70 — лестница в Институте красоты и 50 — гардероб. А еще мы ездили по всей стране с концертной программой «Нам 20 лет». Даже на Камчатку летали. Помню, оттуда Женька звонил постоянно Нине Горелик, в которую был влюблен. Все деньги уходили на эти разговоры, но Женя светился от счастья…
В институте среди девочек у него была популярность сумасшедшая. Когда Дворжецкий на сцену выходил, они просто визжали. Но его это все как будто не интересовало. И вот мы перешли на второй курс. Начало учебного года. Стоим с Женей внизу в фойе, открывается дверь, и входят три девицы-первокурсницы: высокие, яркие, громкие, волосы шикарные распущенные — Ира Метлицкая, Ира Матвеевская и Нина Горелик. И Женя смотрит на Нину и говорит: «Вот!» — «Что?» — «Нравится». Я говорю: «Женька, ну куда тебе, она тебя сметет, ты посмотри на нее и на себя». А он же был всегда тощий, худой. Говорит: «Нет, нравится». Так начался у них роман. Я был свидетелем на их свадьбе. На вопрос работницы загса, будет ли Нина менять фамилию, она ответила: «Да!» — и стала Дворжецкой. Хотя перед свадьбой они договорились, что Нина останется со своей девичьей фамилией — Горелик. Женя был взбешен, а характер-то горячий, все могло закончиться чем угодно. Так что сразу после заключения брака на всякий случай я приковал их друг к другу настоящими наручниками — это был реквизит из спектакля «Сенсация», в котором мы играли.
— В отличие от Дворжецкого, поработавшего в разных театрах, вы прочно обосновались в Вахтанговском. Как складывалась там ваша карьера?
Как и во многих театрах с большой историей, в Вахтанговском существует строгая иерархия. Сначала тебя сажают в гримерную на четвертом этаже. Потом, по мере того как появляются роли, статус, уважение, ты опускаешься все ниже и ниже. Когда тебя переводят на первый этаж в гримерную на уровне сцены, к нашему главному гримеру Ивану Дмитриевичу Соколову, это значит, что ты достиг серьезного статуса, ты вырос. На каждом этаже и свои костюмеры. На первом — самые серьезные дамы. У меня было удивительно торжественное ощущение, когда меня впервые на первом этаже гримировал Иван Дмитриевич, а помогала одеться Александра Ивановна Одинокова. Помню, она надевает на меня фрак, проводит по спине рукой и говорит: «Очень тебе идет, ты умеешь носить фраки. Советую тебе никогда в жизни не выходить из этого размера. У тебя есть образцы: посмотри на Васю Ланового. Он как пришел в театр, до сих пор в том же размере и остается». Я это запомнил, что нужно уметь себя держать в форме. Кстати, мне пока еще ни одного костюма не расшили.
— А как вам все-таки удалось выбиться в обитатели первого этажа?
— Тут нужно вспомнить самое начало. Дело в том, что в театр меня пригласил Евгений Рубенович Симонов. Когда я учился на третьем курсе, он хотел ставить спектакль по пьесе Цветаевой «Приключение». Я должен был там играть молодого Казанову. Но я окончил институт, пришел в труппу, а роль так и не получил. Симонов, встречая меня, ободрял: «Мой мальчик, все будет, будет. Но позже». Прошло несколько лет, и вдруг однажды Евгений Рубенович говорит: «Ну все, мой мальчик, тебе несказанно повезло. Вот я сейчас написал пьесу «Три возраста Казановы» — объединил «Феникс» и «Приключение» Цветаевой. Ты попадаешь в компанию к замечательным артистам — Юрию Яковлеву и Васе Лановому. Можно сказать, ты вытащил звездный билет…»
В театре все поколения взаимосвязаны и переплетены. Сейчас в спектакле «Царь Эдип», гастроли которого с грандиозным успехом прошли в Греции, я играю со своей учительницей и со своим учеником, то есть с Людмилой Максаковой и с Виктором Добронравовым. Людмила Васильевна была моим педагогом в Щукинском училище. Помню, какое впечатление она производила: шикарная, блистательная женщина со шлейфом невероятных духов. Потом я пришел в Вахтанговский театр, и мы стали с ней коллегами, позже — партнерами. Потом меня назначили ректором Театрального института имени Щукина, и тут уж Людмила Васильевна стала моей подчиненной. Помню, я с ужасом обнаружил, что она всего лишь доцент. Моим принципиальным делом было, чтобы Людмила Васильевна скорее получила профессора. Сейчас она профессор…
— Но все же «главный гений» театра — его основатель. Не зря вы говорили, Театру Вахтангова помогает Вахтангов. Интересно, артисты новых поколений, не заставшие его самого, много знают о Вахтангове?
— Конечно! Помню, нам и в Щукинском училище много рассказывали о нем. Особенно Вера Константиновна Львова, она учила и меня, и много раньше — Яковлева с Лановым. При этом сама она была ученицей Вахтангова, пришла в его студию в 1917 году и играла в самых первых спектаклях. Однажды она рассказала, как Евгений Багратионович наказал ее за какую-то провинность. Вызвал к себе в кабинет, молчал и смотрел на нее неотрывно и внимательно. Это продолжалось пять минут, десять, полчаса. И Львовой становилось от этого молчания все страшнее и страшнее. А потом Вахтангов сказал: «Ну что, поняла?» — «Поняла». — «Тогда иди». И это было самым серьезным воспитательным моментом.
До сих пор в театре у нас есть эта традиция. Помощник режиссера говорит: «Был третий звонок, попрошу всех артистов собраться за кулисами театра». Мы собираемся, беремся за руки и «запускаем в космос» информацию о нас. У вахтанговцев был особый семейный уклад. Ведь долгое время многие жили в одном доме — по адресу: Большой Левшинский переулок, 8а. И ходили после репетиций вместе домой. После премьеры всем дарили какие-то подарочки, даже людям из массовки. Сейчас мы возрождаем и эту традицию: после каждой премьеры всем участникам дарят гвоздику и фотографию из спектакля. Когда три года назад в театре был грандиозный ремонт и меняли планшет сцены, его распилили на небольшие кусочки. Каждому артисту подарили по куску сцены, на которой играли наши великие предшественники. Я со своим кусочком прошелся по участникам спектакля «Пристань», и мне все на нем расписались. Кроме того, наш художественный руководитель Римас Туминас придумал премию — «Человек театра». Ее получают не только артисты, но и билетеры, контролеры, бутафоры, осветители, гримеры, пошивочный цех — все те, кто посвятил свою жизнь служению театру.
— Скажите, а это правда, что вашему театру в свое время покровительствовали Сталин и высшие чины НКВД?
— Так и было. Поэтому ужас репрессий обошел театр стороной. Может быть, благодаря мудрости руководителей. Ведь Рубен Николаевич Симонов не подписывал никаких бумаг, никаких писем. И даже письма против Пастернака он не подписал, его просто не оказалось в Москве. Это был верх дипломатии, ведь сказать в открытую «Я не подпишу» было невозможно… Если кто-то из вахтанговцев попадал в беду, руководство за него хлопотало. Так, музыканта, работавшего в театре, — графа Николая Петровича Шереметева арестовывали раз десять, и каждый раз Симонов его вызволял. Шереметев был удивительной личностью. Он имел возможность эмигрировать в Париж, но остался в России — из-за любви к великой актрисе Цецилии Львовне Мансуровой. Его мать не одобряла подобный мезальянс. Тогда граф порвал все связи с семьей, женился на Мансуровой и устроился служить в театр. Всю жизнь он фактически просидел в оркестровой яме, был скрипачом, концертмейстером и сам сочинял музыку к некоторым спектаклям. Тем временем бывший охотничий домик его семьи в Плескове, национализированный после революции, отдали под театральный дом отдыха. Артисты отдыхали там с семьями. Шереметев и Мансурова тоже однажды приехали, и тут крестьяне из соседних деревень, знавшие графа еще ребенком, стали приходить к нему и его жене на поклон. Цецилия Львовна была очень довольна, выходила на балкон и принимала приветствия. Она вполне органично исполняла роль графини… Шереметев погиб в 1944 году, а Мансурова никогда больше не вышла замуж.
— Да, история у театра богатая… Насколько я знаю, к вам в труппу довольно трудно попасть: в первую очередь берут самых талантливых студентов Щукинского…
— В принципе да, хотя не все так просто. Витя Добронравов, мой ученик, у которого сейчас блистательные роли, сначала не хотел идти к нам в театр. Это теперь он доволен, что я его переубедил… Наталья Гундарева не захотела в Вахтанговский театр, сказала: «Мне в Театре Маяковского дают играть Липочку в «Банкроте», а что я у вас играть буду?» А какие-то артисты, наоборот, очень хотят в наш театр, но их не приглашают. Например, Андрей Александрович Миронов был очень огорчен, что его после института не взяли в Театр Вахтангова. При этом я не слышал, чтобы в Театре Вахтангова говорили: зря мы не взяли Миронова. И кстати, еще неизвестно, как повернулась бы его жизнь, если бы Миронов стал работать у нас. Получал бы он те роли, которые прославили его в Театре сатиры? Театр — сложный организм. И в нем слишком многое зависит от случая. Впрочем, в кино — тоже…