актер игравший муху в бригаде
Разобрали легендарную драку в «Бригаде». Снимали 8 часов, Муху по-настоящему скинули в реку, Безруков с разбитым лицом уехал на спектакль
Марков поговорил с актерами и создателями сериала.
Открыв этот текст, вы подумаете: что сериал про бандитов делает на Sports.ru? Сейчас все объясним.
Сюжет «Бригады» завязывается после жесткой и почти профессиональной драки Саши Белого (героя Сергей Безрукова) и криминального авторитета Сергея Мухина по прозвищу Муха (его сыграл Сергей Апрельский, который также пробовался на Космоса и Макса) – реалистичной, снятой без дублеров, с элементами от Диаса, Емельяненко и Масвидаля, определяющей судьбу всех героев.
Из видео вы поняли (или вспомнили), что победит Белый, и за Муху начнет мстить его двоюродный брат – старший лейтенант милиции Каверин в исполнении Панина. «Не было бы Мухи – не было бы истории», – рассказал в интервью Sports.ru сыгравший Муху Апрельский. «Драка действительно завязывает драматургию, – согласен в общении с нами ее постановщик Валерий Деркач. – По поступку Белого видно, что он кремень: согласился на драку, один пошел на толпу и победил».
Специально для Sports.ru в «Бригаду» нырнул призер чемпионатов мира и Европы по джиу-джитсу Алексей Ганненко: он разобрал приемы из легендарной драки, сравнил героев с профессиональным бойцами и назвал ее жесткой и интересной с точки зрения спорта.
Добро пожаловать в мир «Бригады», сейчас вы узнаете, что:
• Апрельский не подозревал, что драка будет настоящей, а 10 дней после нее не мог двигаться и ходить;
• Актеры показали качественный тайский бокс и действительно получали по лицу;
• Результат драки: сломанные носы, надломанные ребра и разбитые костяшки;
• Для красивого завершения сцены на площадке появился дрессированный ворон, а в золотую цепочку, которой душили Белого, вставляли куски мяса;
• Сразу после съемок драки Безрукова повезли на спектакль в театр Табакова.
Как Безруков сыграл бандита и почему в сериале показали неправильные «Лужники» – коротко о «Бригаде» без спойлеров
«Бригада» вышла на канале «Россия» в 2002 году, получила ТЭФИ как лучший телевизионный художественный сериал и сделала знаменитыми молодых актеров Дмитрия Дюжева, Владимира Вдовиченкова и Павла Майкова, а Екатерину Гусеву, Сергея Безрукова и Андрея Панина – утвердила как больших звезд кино.
«Сериал снимали год, шесть дней в неделю, работая по 12-13 часов в сутки, так что люди начинали сходить с ума. Одна пара из съемочной группы (без имен) за время съемок женилась, родила ребенка и развелась, – вспоминает в разговоре со Sports.ru продюсер сериала Сивушов. – Чтобы люди не закислились, мы пошли против главного правила кино – показали актерам рабочий материал. Когда они увидели готовые сцены с собой, у них открылось второе дыхание и расправились плечи, так что проблем с мотивацией больше не было».
Бюджет одной серии «Бригады» – рекордные для начала нулевых 200 тысяч долларов, сериал снимали на 350 объектах, в том числе в Доме правительства и Бутырской тюрьме, в первой серии Белов с друзьями пил пиво на Воробьевых горах с видом на «Лужники» с построенной в 1999 году крышей, хотя по фильму идет 1989-й (а вообще сериал показывает события с 1989-го по 2000-й).
Безрукова заметили на съемках фильма «Крестоносец» (сыграл каскадера Серегу). «Бригаду» ему приходилось совмещать с работой в театре у Табакова, а команде сериала (по словам продюсера Александра Иншакова) – оплачивать отсутствие актера на некоторых спектаклях.
Продюсер сериала Сивушов рассказывает, что криминальная роль актера удивляла коллег: «Табаков называл Безрукова актером, проглотивший атом солнца, а у нас он в главной роли играл бандита, и все крутили пальцем у виска».
Слабые руки, поставленный тайский бокс и техничное удушение. У Белого дух Диаса, быстрые ноги и добивания в стиле Федора
Призер чемпионатов мира и Европы по джиу-джитсу Алексей Ганненко называет драку Белого и Мухи уличной борьбой (потому что хватают за шею и пытаются повалить) и выделяет в ней:
а) неплохой тайский бокс (то есть удары ногами);
б) никакущие удары руками;
в) интуитивные навыки в борьбе.
А теперь чуть подробнее.
• Актерам поставили профильный тайский бокс с качественными ударами ногами: фронт-киками (прямыми ударами в живот) и мидл-киками (косыми ударами по корпусу). Актеры не уворачивались, а реально получали по лицу. Правда, после ударов по корпусу почему-то держались за ребра – в такие моменты сбивает дыхалку, за ребра никто не держится.
• Удары руками – бестолковые, как на улице, с боксерской техникой все плохо: после ударов они заваливались, а надо было остановить руку на центре корпуса соперника и без этих заваливаний уйти обратно.
• Они неплохо выполняют нырки, когда уклоняются от ударов, Белый – исполняет проход в ноги и скидку Мухи за спину – это из рестлинга и правильно с точки зрения техники.
• Муха похож на Хорхе Масвидаля (боец UFC с кубинскими корнями из неблагополучной семьи, участвовал в уличных боях, его отец сидел в тюрьме): плохой парень со статусом гангстера-уличного бойца, получает удовольствие от затяжной драки, любит хитрые ходы. Чтобы остановить – его надо выключить.
«Безруков по духу – Нейт Диас, – заканчивает анализ Ганненко. – Изначально был андердогом, напропускал много ударов, был в плохих ситуациях, но передышал и нашел момент для финиша соперника. Подтянет борьбу и руки – все у него будет».
«Вы идиоты, вы кино снимаете, что вы с собой делаете?» Доктор материл актеров за кровь на площадке, а Безруков называл драку жутью
Чтобы четверка друзей по сериалу почувствовала химию вне съемок, продюсер Сивушов на месяц поселил Пчелу, Космоса, Фила и Белого в доме отдыха актеров в Матвеевском (он же дом ветеранов кино). «Безруков приезжал после спектаклей из театра, а остальные жили в пансионате, – вспоминает Сивушов. – Но через две недели пришлось их забирать, иначе бы они там спились, хаха. За две недели актеры так спелись и спились, что забыли свои имена и называли друг друга только по кличкам. Поэтому сериал – и драка в том числе – такие реалистичные».
2,5 минуты грубой мужской драки, по словам другого продюсера Александра Иншакова (в интервью Sports.ru), получились не красивыми, а настоящими: «Когда дерутся со злости и ненавидят друг друга».
Постановщик драки Деркач: «Вспомните, как Безруков разминается, крутит шеей и вращает большими пальцами. Такие мелочушки дают достоверности, это не просто киношная драка. Добивание на земле – также нестандартный по тем временам финал.
К тому же мы снимали одной камерой. В моем понимании это даже плюс. Нельзя было смонтировать из двух планов один, поэтому каждый дубль – произведение искусства. А снятое двумя ты смотришь как компьютерную игру».
Апрельский думает по-другому: «Если бы у нас было две камеры, вошло бы не 2,5 минуты, а пять, как и хотел [режиссер] Леша [Сидоров]. А так многие качественные моменты не вошли».
А вот Безрукову (в старом интервью, для комментариев оказался недоступен) нравится отличие от американского кино: «[В нашей драке] нет ударов Ван Дамма, вертушек и [приемов в стиле] Рокки». Бред! Такого не бывает в жизни. Поэтому мы кромсали друг друга. Если я не уворачивался – то втягивал кровавые сопли в нос. [В одном эпизоде Апрельский] не успел увернуться, я вскользь попал ему в переносицу, он упал на колени, ему забили нос ватой. Доктор матерился: «Вы идиоты, вы снимаете кино, что вы с собой делаете?». Я чувствовал неприятное волнение. Достать, порвать, догнать, пробить – жуть. Вспоминаю – неприятно. Посмотрите, там все живое, настоящее».
В сценарии драку не расписали, до съемок Муха и Белый ни разу не тренировались вместе
Деркач: «Бессмысленно писать: «Тут он ударил с правой ноги, а здесь с левой руки». Режиссер просто обозначает: «Нам нужна жестокая дуэль, а не пьяное дрыгание ногами». Из этого я как постановщик драки и исходил. Это фильм о жестком времени, ему нужна мужская драка».
Апрельский: «В сценарии также не было нюансов по длительности драки, они пришли режиссеру Леше Сидорову в процессе подготовки. В сценарии просто значилось: «Муха побитый остается на берегу реки».
Часто артисты начинают выдумывать, какими бы они хотели видеть себя в драке, но оба Сергея не стали ничего рассказывать, а делали, как надо.
Тренировок практически не было. Это сейчас репетируем с актерами, а та драка была сделана на таланте и актерском кураже. Они его поймали, завелись и буквально восприняли наши слова, что это мужская драка, в ней не должно быть театральных розыгрышей и читаемых ударов. Они бились честно, в контакт, не всегда с первого раза слышали команду «стоп» и останавливались, когда им уже кричала половина площадки».
Дальше меня одного вызвали к режиссеру: «Серега, я хочу сделать драку минут на пять чистого экранного времени». Был уверен, проблем на съемках не будет: тренировался в зале с ребятами, потом с грушей, так что знал, где и откуда может прилететь».
Перед дракой Муха смеялся и ел мороженое, прыгал по ржавым кораблям и травмировал ногу
Драку снимали в Братеевском парке на юге Москвы – рядом с ржавыми кораблями бывшего водно-моторного клуба «Десант» (закрыли в 2012 году). В фильме, когда Белый приезжает с друзьями, Муха сидит на ржавом корабле, и спрыгивает оттуда для начала драки.
«На съемку мы приехали рано утром, – вспоминает Апрельский. – Светило солнце, режиссер, оператор и постановщик еще раз осматривали локацию, мы с Майковым, Дюжевым и Вдовиченковым смеялись и ели мороженое, Сереги [Безрукова] еще не было. Я полез на ржавые корабли, и сверху крикнул режиссеру: «Леш, а ты не хочешь, чтобы я вначале драки спрыгнул отсюда?» – «Ты ногу подвернешь, а впереди целый день драки» – «Леша, я аккуратно».
Режиссер согласился – Муха прыгал с высоты три метра на два страховочных мата из старого советского спортзала – но предупредил: «Если что-то случится с ногой после прыжка, я тебя убью».
«Я пробежался, – продолжает Апрельский. – Сделал несколько попыток, уже тогда наступил пяткой на обруч от бочки, который ударил по икре. После команды «мотор» снова прыгал по блокам корабля, и тут мне попало по икре уже каким-то большим подшипником, в этот момент прозвучало: «Стоп, камера тебя потеряла». Думаю: «Блин, нафиг я это вообще предложил?». Мне пришлось повторить тройные прыжки четыре раза. Во втором дубле я подвернул лодыжку. «Девчонки, быстро заморозку и эластичный бинт», – тихо попросил у дежуривших на площадке, чтобы режиссер не услышал.
Впереди было восемь часов работы, а со мной уже происходило что-то невероятное: приземлился на правую ногу, боль, стресс, спасала только заморозка. После этого плохо работала правая нога: ее растирали и замораживали».
Белый и Муха так увлеклись, что отказались обедать, Апрельскому повредили два ребра
Драку снимали в мае, актеры приехали на площадку в 8:30, в 11:00 встали в кадр, в 18:15 Безрукова срочно увезли в «Табакерку» на спектакль, из-за которого Белого «просили поберечь».
Деркач: «Не было такого, что мы сказали «фас» и не выключали камеру. Нет – мы отдельно проходили каждый блок драки. Сначала репетировали, потом включали камеру, я подсказывал: «Бейте не по лицу, а в корпус; забыли схему – отойдите друг от друга; не знаете как ударить – не бейте совсем». Смешно получалось, когда один замахивался, а второй, забыв схему, останавливался».
Апрельский: «Первые четыре часа мы проходили по отработанным связкам. Потом Валера просил импровизации, быстренько показывал, и мы повторяли в воздухе и делали на камеру, но съемку не останавливали, и мы продолжали драться.
Нам дали 30 минут на обед (после того, как меня по-настоящему скинули в реку): но в этом возбужденном и побитом состоянии есть не хотелось, мы с Серегой сидели и смотрели на воду.
Вернемся к импровизации. Была драка с проволокой на ржавом корабле – какие-то сантиметры, и спица могла пробить и его, и меня (проволока прошла по моей мочке уха). Пошел азарт. Я грудью навалился на его ноги и сказал: «Толкай, я перевернусь через тебя». Я приземлился спиной на осколок от бутылки. Когда мы катились к воде, то попросил: «Серег, отталкивай меня». И пролетел вниз метра три.
«Не бей пяткой, ударь пыром», – попросил я в другой сцене, отлетел на три метра, и у меня надорвались два нижних ребра (не сломаны, а оторваны от хрящей). Впервые я присел после трех часов съемки, у меня уже была перебита перегородка носа, и я понимал, что не могу встать на ногу – а во мне еще осколки и камни. Мне заморозили больные места, я не мог дышать. Так мы снимали еще несколько часов.
Безрукова я все же подцепил по носопырке, минут 15 останавливали кровь. Я кричал: «Серега, прости». А он ответил: «Один-один». За полчаса до этого он сломал мне перегородку носа.
Деркач: «Мухе сломали нос – вокруг была настоящая кровь, как и кровь на лице Белого. Когда Мухе отбили колено, они больше махали руками, а не ногами. Многие вещи рождались по ходу драки общим творчеством: например, Муха, когда уже не мог нормально ходить, держался за перекладину, Белый бил его по лицу».
Апрельский: «По движениям в кино видно, что я переносил центр тяжести на правую ногу и придерживать себя. Ближе к концу уже не очень хорошо передвигался. Подвернутая нога, ребра, сломанная перегородка, две разбитые костяшки на левой и одна на правой руке после удара в корпус баржи. К тому же падал спиной».
Особая история с цепочкой, которой душили Безрукова: ради нее на площадку вызывали ворона
Апрельский: «Когда Безруков сорвал с меня цепочку, сказали: «Стоп, переснимаем». А потом режиссер тут же говорит: «А давайте оставим момент, что цепочка слетела».
«Леша, – предлагаю я режиссеру, – Давай я потом буду ею душить Белого». Ему понравилась идея, я намотал цепочку и убрал в карман. На тот момент были деньги, картина только начиналась, поэтому режиссер скомандовал: «Срочно вызывайте ворону, [чтобы она утащила цепочку]».
Сивушов: «Сидоров попросил организовать сцену с вороном, потому что в драке «не хватало финальной точки».
Апрельский: «И в этот момент началась новая эпопея: спустя часа три привезли вороненка из театра Терезы Дуровой, объявили обеденный перерыв, а Леша в это время снимал, как птица берет цепочку».
Сидоров и Апрельский
Сивушов: «В звенья цепи пришлось запихивать кусочки мяса».
Апрельский: «Быстро, засранка, взяла цепочку и полетела», – повторял дрессировщик. С седьмой попытки под общий смех она еле-еле ее взяла, через полчаса вернулась без всего. Я расстроился, потому что хотел забрать на память, и обратился к дрессировщику: «Вы же сказали, она дрессированная» – «Откуда мне знать, что у нее сегодня в голове? Дура-птица».
Деркач: «Ворон, наверное, еще жив, – они долго живут. Спасибо ему».
«Я не мог даже крикнуть, начал выть, пошли слезы». После съемки Безруков поехал на спектакль, а Муха 10 дней смеялся через боль
«Мы закончили, когда уже стемнело, девчонки-ассистентки нас быстро раздели, никого не интересовали травмы друг друга, – вспоминает Апрельский. – Я еле доковылял до автобуса, в 18:15 Безрукова посадили в машину и повезли через всю Москву на спектакль, который начинался в семь.
Держась за турникет в автобусе для переодеваний, я еле поднялся. Затекло все тело, кроме ушей, от боли было сложно разговаривать, я только кивал и отвечал: «Угу». Меня отвезли на машине до съемной квартиры в Отрадном, я медленно поднялся на третий этаж и не помнил, как заснул.
На следующий день в 10 утра проснулся от телефонного звонка, потянулся рукой к трубке и грохнулся с дивана. От боли не смог даже заорать, пошли слезы из глаз. Не смог встать – настолько были отбиты мышцы.
Съемки «Бригады» продолжались, мне позвонил Валера: «Ну, брат, давай держись, работа такая».
Следующую моя сцену снимут через полгода: драка на дискотеке. А еще через неделю – Космос убивает Муху».
«Сделаем, потому что мы – Бригада». Безруков вспоминает сериал до сих пор и обнимает Муху при встрече
Апрельский: «В 2002 году, в самый бум «Бригады», Безруков пригласил меня на спектакль «Пушкин» в Театр Ермоловой (сыграл главную роль), куда невозможно было достать билеты, люди сидели на ступеньках. После спектакля его папа (Виталий Безруков написал сценарий того спектакля, тоже актер, сыграл в «Бригаде» собачника, вспомните по фото, – Sports.ru) меня пожурил: «Что-то вы моего Сережу не особенно берегли». – «Да вы что, мы же не в теннис играли». Он меня приобнял.
Потом встречались с Сережей на студиях и со слов «Бригада» начинались дружеские объятия. У нас получилась уличная пацанская драка – есть что вспомнить».
Деркач: «В моей карьере это одна из лучших постановок драки. Делал драки в «Магнитных бурях» (аналоге «Банд Нью-Йорка»), но ни ее, ни другие (ставил драки в «Орде», «На игре» и «Турецком гамбите» – Sports.ru) не вспомню, а вот драку в «Бригаде» – легко.
С Безруковым часто пересекаемся на общих проектах, когда впереди что-то сложное, он всегда повторяет:
«Сделаем, потому что мы – Бригада».
Фото: кадры из сериала; личный архив Сергея Апрельского
Просто космос: как сложилась судьба звезд «Бригады»?
Актеры сериала «Бригада»
Сериал «Бригада», вышедший в начале 2000-х, полюбился очень многим. Историю четырех друзей, прошедших путь от дворовых мальчишек до криминальных авторитетов, пересматривают до сих пор. Судьбы героев в сериале сложились трагично. Посмотрим, как они сложились у актеров в реальной жизни.
Белый
«Бригада» — это повесть о настоящем человеке, который начал служить злу, — сказал в одном из интервью Безруков.
Он сыграл в сериале главную роль — Сашу Белого.
Безруков на сегодняшний день — один из самых востребованных российских актеров и популярных медийных личностей. До «Бригады» у него уже был внушительный список ролей в кино. Вдобавок Безруков играл в театре Олега Табакова. Тем не менее «Бригада» дала актеру дополнительный толчок. После нее он играл Есенина, Высоцкого, Пушкина и Иисуса, несколько фильмов спродюсировал сам, а пару лет назад даже собрал собственную рок-группу «Крестный папа».
Сергей Безруков женат на сценаристке Анне Матисон. Пара воспитывает троих детей. Сейчас Сергей Безруков работает над несколькими фильмами, которые должны выйти в этом и следующем году.
Космос
Одного из близких друзей Белого — «Космоса» — сыграл Дмитрий Дюжев. Для него эта роль была одной из первых, и именно после «Бригады» карьера актера резко пошла вверх. Дюжев снялся в десятках фильмов, играл в комедиях «Каникулы строгого режима» и «Беременный», сыграл Петра I в исторической драме «Тобол». Последние пару лет о Дюжеве слышно мало, и новых премьер с актером пока не ожидается.
Пчёла
«Пчёлу» называли самым красивым из героев-друзей «Бригады». Эту роль исполнил актер Павел Майков. До сериала он играл в нескольких театральных постановках и мюзиклах. Однако, как и для других, эта роль для Майкова стала поворотной — актера заметили и стали приглашать в другие крупные проекты. Сейчас нельзя сказать, что Майков — очень востребованный актер. Из последнего — второстепенные роли в фильме «Лед» и сериале «Дылды».
Несмотря на то, что «Бригада» подарила Майкову популярность, он без особого восторга отзывается об этой своей работе.
Для меня как актера сериал «Бригада» принес пользу — известность, а для общества, людей — вред. «Бригада» — это преступление перед Россией, в котором я участвовал, — рассуждал Майков в одном из интервью.
Как и для Дюжева с Майковым, сериал «Бригада» для Владимира Вдовиченкова стал практически началом карьеры. В «Бригаде» он сыграл еще одного друга Белого «Фила». От образа криминального авторитета Вдовиченков смог быстро уйти, успев промелькнуть сразу в двух «Бумерах». Он снялся в популярной социальной драме «Левиафан» Звягинцева, сыграл командира экипажа в драматическом фильме о спасении советской орбитальной станции «Салют-7» — актерская карьера Вдовиченкова сложилась очень успешно. Также с 2002 года — как раз когда вышел сериал «Бригада» — Владимир Вдовиченков играет в труппе Государственного академического театра имени Е. Вахтангова.
Олю Сурикову, возлюбленную Саши Белого в «Бригаде», сыграла Екатерина Гусева. До сериала Гусева играла в театре и немного в кино. Как и Безрукову, сериал добавил актрисе популярности и подтолкнул ее карьеру вверх. Последовали множество крупных ролей в кино, театральных постановках и даже мюзиклах — актриса прекрасно поет.
В 2018 актриса сыграла Екатерину I в исторической драме «Тобол», в которой снялся и ее коллега из «Бригады» Дмитрий Дюжев. Сейчас она вместе со своим мужем, бизнесменом Владимиром Абашкиным, владеет фирмой «Base-Beauty», которая делает декорации для спектаклей, концертов и шоу. Среди их клиентов — Алла Пугачева, Филипп Киркоров и другие известные артисты.
Каверин
Роль оперативника Владимира Каверина в «Бригаде» сыграл Андрей Панин. Эта роль была для него далеко не первой, у Панина уже было несколько ролей в популярных работах вроде фильмов «Каменская» и «Мама, не горюй». Тем не менее «Бригада» для Панина тоже стала своеобразным трамплином. Панина часто приглашали на роли отрицательных героев — очень хорошо у него получались злодеи. Актер играл в «Последнем бронепоезде», «Морфии», вместе с Безруковым снялся в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».
19 лет спустя: как сложились судьбы звезд «Бригады»
Миллионы зрителей обожали историю четырех друзей, прошедших путь от дворовых хулиганов до криминальных авторитетов. Артисты, исполнившие в «Бригаде» главные роли, стали невероятно востребованными и многого добились за последние годы.
С выходом в 2002 году телепроект кинокомпании «Аватар фильм» получил массу как критических, так и положительных отзывов. Но главное, что «Бригадой» заинтересовались миллионы людей. В течение 15 серий зрители с замиранием сердца следили за преступной группировкой Саши Белого. Снимая «российскую гангстерскую сагу», режиссер Алексей Сидоров ориентировался на классические ленты о криминале — «Лицо со шрамом» и «Крестного отца».
Сериал принес еще большую известность актерам, которые и без того уже активно снимались, — Сергею Безрукову, Екатерине Гусевой и Андрею Панину. Но особенно важным проект оказался для Владимира Вдовиченкова, Павла Майкова и Дмитрия Дюжева, имевшим в то время небольшой опыт работы в кино. В любом случае, участие в «Бригаде» перевернуло жизнь артистов. Как же они изменились за последние 19 лет?
Сергей Безруков
Актер стал известен в столице благодаря работе в «Табакерке» и озвучиванию мультипликационного ситкома «Куклы». В кино карьера Безрукова складывалась постепенно: он сыграл в десятке полнометражных фильмов, из которых публика отметила только образы сержанта из «Крестоносцев» и купца из «Китайского сервиза». Первый громкий успех ждал артиста с выходом сериала «Азазель», где он исполнил роль Бриллинга. Но звездой Сергей, несомненно, проснулся после «Бригады».
Фильм стал настоящим феноменом на телевидении, а персонаж Безрукова Саша Белый — кумиром миллионов. Зрителям нравился противоречивый герой: будучи верным другом, он одновременно являлся жестоким лидером банды, стремился быть заботливым семьянином, но оставался хладнокровным убийцей. После такой яркой роли предложения посыпались на актера.
«Мой герой изначально был хорошим, но жизнь его сделала страшным человеком. Парень ведь он потрясающий: старший сержант погранвойск, крепкий, мощный, правдоруб. Другое дело, чему послужили эти качества. Это повесть о настоящем человеке, который стал служить злу», — рассуждал Безруков в программе «В гостях у Дмитрия Гордона».
В 2003-м он воплотил на экране Павла Кравцова в сериале «Участок». Уже через два года Безрукову вручили премию «Золотой орел», а за образ деревенского защитника правопорядка он удостоился победы в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении». Вскоре Сергей смог претворить в жизнь давнюю мечту: сыграть любимого поэта отца в сериале «Есенин». Смелым поступком со стороны артиста признали участие в «Мастере и Маргарите». Шутка ли — «Саша Белый» в амплуа Иисуса? Однако положительных отзывов, несмотря на скепсис критиков, оказалось больше, чем негативных.
Работал актер и над ремейками классических советских фильмов: «Карнавальная ночь 2», «Джентльмены, удачи!». В 2011-м загримированный до неузнаваемости Безруков сыграл главную роль в ленте «Высоцкий. Спасибо, что живой», хотя до последнего держал интригу, отрицая участие в картине. Спустя несколько лет он впервые за долгое время воссоединился на экране с коллегой по «Бригаде» Дмитрием Дюжевым в сериале «Временно недоступен».
Кроме того, Сергей основал собственный театр антрепризы и кинокомпанию. Несмотря на то, что актер воспитывает троих детей от супруги Анны Матисон, у него хватает времени и на занятие другими видами творчества. Так, Безруков увлекается живописью, а несколько лет назад собрал рок-группу «Крестный папа». Кстати, музыканта он сыграл и в картине жены «Заповедник».
Екатерина Гусева
Первую крупную работу актриса получила в 1997-м году в картине «Змеиный источник», где ее партнерами по съемочной площадке стали Евгений Миронов и Дмитрий Марьянов. Артистка много играла в мюзиклах, обучившись вокалу, а в 2001-м ее утвердили на главную роль в «Норд-Осте». Постановка принесла ей не только известность, но и глубокие переживания: во время теракта 23 октября 2002-го у Гусевой не было выступления, но пока шла спасательная операция, девушка не отходила от стен театра.
Несмотря на занятость в спектаклях, Екатерина согласилась на роль в «Бригаде». Днем она репетировала на сцене, а ночью — снималась. Гусевой понравилась ее героиня, супруга Саши Белого, но от криминальной тематики сериала она предпочла абстрагироваться.
«В то время было модно снимать про бандитов. Я не читала сценарий, просто взяла страницы со своей ролью, вырвала их. И не вникая в ту «черную» жизнь, вела свою «белую». Для меня это история любви», — подчеркивала артистка.
После «Бригады» актриса продолжила совмещать работу в театре с кино. В сериале «На Верхней Масловке» она играла вместе с Алисой Фрейндлих, а в картине «Человек, который знал все» стала партнершей Егора Бероева. «Тонкий лед», «Тобол», «А.Л.Ж.И.Р.» — звезда остается востребованной на протяжении 20 лет. В 2009-м Екатерина получила звание Заслуженной артистки РФ.
Певица и актриса счастливо замужем за бизнесменом Владимиром Абашкиным и растит от него двоих детей, сына Алексея и дочь Анну. Семья поддерживает артистку, одобряя ее участие в новых проектах. Так, дважды Екатерина боролась за победу в «Форте Боярд», появилась в «Больших гонках», а в этом году стала бронзовым призером «Танцев со звездами».
Дмитрий Дюжев
Дмитрий играл в популярных постановках ТЮЗа, а в 2000-м дебютировал в кино в картине «24 часа». Широкую известность актер обрел благодаря сериалу «Бригада», где исполнил роль Космоса. Изначально ему предлагали воплотить на экране образ бандита Мухи, но харизматичность артиста заставила авторов проекта передумать.
«За полтора года съемок мы получили примерно по пять тысяч долларов. Первое время я еще продолжал «бомбить», извозом занимался на черной «Волге». Потом люди меня начали узнавать, и было уже нескромно так работать, завязал с извозом», — рассказывал актер.
Дмитрий не стал актером одной роли, с легкостью меняя амплуа. Так, он сыграл Вольфа Бромберга в «Соньке Золотой ручке», участвовал в комедии «Слушатель». Критики особенно оценили работу Дюжева в «Жмурках», за которую он получил приз «Кинотавра».
Подружившись с Сергеем Безруковым, актер сыграл с ним в «Каникулах строгого режима» и ленте «Абонент временно недоступен». Его фильмографию пополнили такие картины, как «Утомленные солнцем» и «Тобол». Однако, помимо карьеры в кино, Дмитрий дорожит своим музыкальным талантом: он выиграл конкурс «Две звезды» и гастролировал с Тамарой Гвердцители. Также Дюжев окончил режиссерские курсы, и его дипломная работа попала на «Кинотавр».
Актер более 10 лет женат на Татьяне Зайцевой. Свидетелями на их свадьбе были коллеги Дюжева по «Бригаде»: Павел Майков и Владимир Вдовиченков. Татьяна работает в нефтяной компании и воспитывает вместе с мужем двоих сыновей, Ивана и Дмитрия.
Владимир Вдовиченков
Артист впервые появился в кино в образе секьюрити в ленте «Президент и его внучка». Участвовал он и в картинах «Марш Турецкого» и «Граница. Таежный роман». Но громкий успех ждал Вдовиченкова, как и многих его коллег по сериалу, с премьерой «Бригады». Кастинг на роль боксера Фила актер прошел случайно: накануне подрался и явился на прослушивание побитым. Облик показался авторам проекта весьма подходящим для героя.
«Режиссер Леша Сидоров был единственным, кто на 300 процентов был уверен в успехе картины. Я просил у него нарезку из фильма для портфолио, а он сказал: «Сейчас будет премьера, и все и так о тебе узнают», — вспоминал артист в программе «Мой герой».
Следующей яркой ролью для Вдовиченкова стал Кот из «Бумера». За этот образ артист удостоился премии «Кумир». «Параграф 78», «Левиафан», «Батя» — актер продолжает активно сниматься, хотя и считает работу в театре первостепенной. «Здесь все по-настоящему, в кино — иначе», — уверяет Владимир.
Поклонники часто интересуются бурной личной жизнью артиста. Вдовиченков впервые женился в 18, однако супруга променяла его на другого мужчину. Вторая избранница, Анна Конева, подарила Владимиру сына Леонида. Отношения с ребенком актер сохранил, в отличие от хрупкого брака.
Распался и официальный союз артиста с бизнесвумен Натальей Давыдовой, и гражданский брак с коллегой Ольгой Филипповой, родившей от него дочь. Причиной последнего расставания стал роман Вдовиченкова и Елены Лядовой на съемках «Левиафана». Запутанная история благоприятно закончилась для Владимира: он тайно женился на Лядовой и, наконец, обрел семейное счастье.
Павел Майков
Актер с самого детства чувствовал, что ему предначертано стать звездой. В этой идее его поддерживала и сводная сестра, певица Анастасия Стоцкая. Но одного желания было мало, и Майков перешел к активным действиям: окончил ГИТИС, устроился в театр «Сфера», сыграл в мюзикле «Метро». Час триумфа настал, когда артист получил роль Пчелы в «Бригаде».
«Это первая большая работа. Я долго не мог выйти из образа Пчелы: зализанные волосы, плащи. В какой-то момент честно во всем себе признался, и звездная болезнь ушла», — отмечал Майков в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
После выхода сериала круто изменилась не только творческая, но и личная жизнь актера. Он ушел от супруги Екатерины, хотя та растила их общего сына Даню. Причина проста — Павла захватило новое чувство. Режиссер Михаил Горевой пригласил артиста сыграть в спектакле «Куда бежал Колобок». Партнершей Майкова по сцене стала любимая женщина постановщика Мария Саффо. Звезда «Бригады» увел девушку у друга, а впоследствии женился на ней.
Мария стала свидетелем грандиозного успеха мужа: если в первый год после выхода сериала он, как ни странно, сидел без работы, то теперь снимался все чаще. «Да, я в 40 фильмах сыграл после «Бригады», так что наверно ушел от образа давно», — говорил Майков.
Помимо работы в популярных телефильмах «Солдаты», «Измены» и «Ольга», Павел старался заниматься и музыкальной карьерой. Он стал основателем нескольких рок-групп и вел программу на радио. Однако поклонники до сих пор с ностальгией вспоминают героя Майкова из «Бригады». Сам актер несколько лет назад нелестно высказался о прошлом опыте, заявив, что криминальная сага способствовала росту преступности в стране. Коллеги Павла, например, Владимир Вдовиченков, не приняли слова артиста всерьез, предположив, что тот просто был не в духе, когда говорил подобное.
Андрей Панин
По окончании вуза актер работал в нескольких театрах, а с 90-х начал активно сниматься в кино. Прохожие стали узнавать Панина на улице еще после выхода комедии «Мама, не горюй». Отметился артист и ролями в драме «Граница. Таежный роман», сериале «Каменская», картине «24 часа».
Роль оперуполномоченного Владимира Каверина в «Бригаде» только упрочила славу актера. С тех пор, если режиссеры искали главного отрицательного героя, они смело звонили Андрею Панину, зная: артист выложится на площадке на все 100 процентов. Сильные образы он создал в картинах «Сволочи», «Последний бронепоезд», «Морфий». Неоднократно звезду кино номинировали на «Золотого орла».
В непривычном для зрителя амплуа Панин предстал в новой версии сериала «Шерлок Холмс», где исполнил роль доктора Ватсона. Последняя работа актера «Гетеры майора Соколова» вышла на экраны в 2014-м. Об успехе этих картин, как и о присуждении ему «Ники» за роль в «Искуплении», артист так не узнал. Он скончался 6 марта 2013-го в 50 лет.
Обстоятельства смерти показались многим знакомым актера загадочными. Поначалу трагедию признали несчастным случаем, заключив, что Панин просто упал и скончался от сильного удара виском и потери крови, но ссадины на его лице и царящий в квартире беспорядок указывали на возможное убийство. По предположению некоторых сотрудников полиции, в дом артиста ворвался преступник, а жертва сопротивлялась и нанесла ему травмы. Расследование продлилось год, однако виновного так и не нашли.
Поклонники полагали, что в смерти артиста виновата его работа в кино. Панин играл откровенных подонков, и люди с неустойчивой психикой верили, что и в жизни он соответствует образу экранных героев. Так, Андрею Ивановичу часто приходили «письма ненависти»: его фотографии с выколотыми глазами и кровавыми подтеками от фломастера.
Еще одна версия гласила, что артист связался с некими предпринимателями из Одессы, желавшими открыть нефтяной бизнес. Так как у них не было денег, мужчины попросили у Панина полмиллиона долларов, пообещав в будущем отдавать по 100 тысяч долларов ежемесячно. Это предложение совпало с желанием Андрея Ивановича уйти из кино и иметь пассивный доход, поэтому он согласился. Ну а дальше — инсценировка несчастного случая за авторством должников-бандитов. Возобновится ли дело Андрея Панина в связи с очередными подозрениями знакомых, покажет время.