актер игравший профессора снейпа
5 лет без Северуса Снейпа: 10 фактов об Алане Рикмане
1. Рикман рос в тяжелые послевоенные годы
Алан Рикман родился в 1946 году в округе Хаммерсмит в Лондоне. Он был вторым ребенком в семье с четырьмя детьми — вместе с ним подрастали двое братьев и младшая сестра. Детство Алана пришлось на тяжелые послевоенные годы. Семья была бедной: отец работал на фабрике, а мать занималась воспитанием детей.
Когда Алану было восемь, его отец умер от рака поджелудочной железы, и матери приходилось беречь каждую монету, чтобы обеспечить детям счастливое будущее.
Рикман прекрасно осознавал, что для семьи наступило тяжелое время. Он всячески поддерживал мать — помогал по дому и старался прилежно учиться. Будущий актер утверждал, что родители придерживались строгих принципов воспитания, поэтому порядок и дисциплина были для детей превыше всего — это помогало им достигать поставленных целей. В частности, уже в подростковом возрасте Алан проявил немалое упорство и получил стипендию для обучения в престижной лондонской школе.
2. Первый театральный опыт Рикман получил в школе
Кадр из фильма «Разум и чувства»
Обучаясь в элитной лондонской школе «Латимер», юный Алан посещал уроки театрального искусства. Родные не поощряли его интерес, так как считали это не слишком рациональным увлечением. Впрочем, отсутствие их поддержки не помешало Рикману дебютировать в ученической постановке, за которой последовали и другие спектакли.
Преподаватели отмечали талант Алана и особенно выделяли не по годам бархатный голос, впоследствии ставший его визитной карточкой. Творческий наставник Рикмана говорил: «Алан, твой голос — это руководство к дальнейшей жизни». Действительно, многие друзья и одноклассники актера считали, что его будущее должно быть связано со сценой.
3. В 80-е Алан Рикман побывал в СССР со спектаклем «Братья Карамазовы»
Кадр из фильма «Распутин»
После окончания школы и Колледжа искусств и дизайна Алан открыл собственную дизайн-студию, ненадолго оставив актерскую деятельность. Однако бизнес не приносил ощутимой прибыли, а мечты о покорении профессиональной сцены так и не улетучились. Поэтому в 1972 году Рикман пошел учиться в Королевскую академию драматического искусства.
Окончив академию, Алан стал артистом театра, но значительных успехов добиться никак не получалось — он исколесил всю Англию, играя небольшие роли в пьесах Брехта и Шекспира. В 1981 году, оттачивая свое сценическое мастерство в спектакле «Братья Карамазовы», Рикман побывал в СССР.
Он так вспоминал этот опыт: «Спектакль играли на английском, с четырьмя актерами и одной шубой, которую передавали один другому. В одном месте мы выступали в церкви VII века, стоявшей на холме, и в финале все вчетвером забирались на колокольню, распевая «Оду к Радости» — не думаю, что русские поняли хоть одно слово».
4. Голливудские продюсеры заметили Рикмана на Бродвее
Кадр из фильма «Парфюмер: История одного убийцы»
Несмотря на наличие внушительного театрального опыта, Алану не удавалось блеснуть по-настоящему. Он брался за любую работу, в основном играл роли второго плана и вскоре был вознагражден за упорство.
В спектакле по «Опасным связям» писателя Шодерло де Лакло Рикман исполнил роль Виконта де Вальмона и настолько полюбился английской публике, что зрители стали скупать афиши с изображением актера. Постановка пользовалась колоссальным спросом не только в Британии, но и в США — в 1986 году Рикмана вместе с труппой пригласили на Бродвей.
После одного из многочисленных бродвейских представлений к тогда уже 40-летнему Алану подошел восхищенный продюсер Джоэл Силвер, предложив попробовать себя в кино. Эта встреча стала для Рикмана поворотной.
Пять лет без Северуса Снейпа – секреты Алана Рикмана
Поклонники с легкостью цитировали реплики экранных персонажей артиста, но почти ничего не слышали о его личной жизни. Алан Рикман не афишировал женитьбу на возлюбленной, не делился деталями семейных отношений и скрывал от окружающих, что серьезно болен.
Сейчас в это трудно поверить, но Алан Рикман не грезил карьерой актера, а с детства мечтал заниматься рисованием. К счастью для фанатов саги о Гарри Поттере, выдающимся дизайнером Алану стать не удалось, зато мир кинематографа раскрыл перед ним двери.
От дизайнера до Северуса Снейпа
Алан Рикман появился на свет в Хаммерсмите в семье простого фабричного рабочего. Будущий актер рос с двумя братьями и сестрой. Жили они бедно, но дружно, оставаясь вполне счастливыми детьми, пока в дом не постучалась беда. Алану едва исполнилось восемь, когда от рака легких скончался его папа.
С раннего возраста Рикман привык рассчитывать только на себя. Усердие в учебе и целеустремленность открыли ему дорогу в престижную лондонскую школу, платившую неплохую стипендию. Здесь мальчик впервые вышел на сцену, участвуя в любительском спектакле. Однако дальнейшие идеи Алана были связаны с работой дизайнера. Он окончил колледж искусств и устроился в газету, а затем создал с друзьями студию в Сохо. Быть может, мир так и не узнал бы Алана Рикмана как актера, если бы бизнес не прогорел.
Планы молодого человека на жизнь резко изменились. После прослушивания его приняли в Королевскую академию драматического искусства. Вскоре начинающего артиста уже называли восходящей звездой театра. В середине 80-х он получил главную роль в спектакле «Опасные связи» на Бродвее. Там перспективного актера заметили продюсеры Джоэль Сильвер и Чарльз Гордон. Они предложили Рикману амплуа злодея в «Крепком орешке», и тот согласился, так как подумывал о карьере в кино.
«Я получил роль, — вспоминал позднее актер, — потому что «стоил» дешево. Они обещали Брюсу Уиллису семь миллионов долларов, поэтому искали людей, которым можно было ничего не платить».
В приключенческой картине «Робин Гуд: Принц воров» Рикману вновь достался отрицательный персонаж, зато в мелодраме «Искренне, безумно, сильно» он сыграл «хорошего парня», правда, ставшего призраком. Самым романтичным образом актера можно назвать полковника Брэндона в экранизации легендарного произведения «Разум и чувства», а лучшей его ролью, по мнению критиков, является Распутин в одноименном фильме.
С конца 90-х о Рикмане заговорили как о талантливом режиссере: его «Зимнего гостя» отметили двумя премиями Венецианского фестиваля. В 2005-м зрители смогли оценить спектакль Алана «Меня зовут Рэйчел Кори» о судьбе американской активистки, а спустя девять лет состоялась премьера исторической драмы «Версальский роман».
В фильмографии актера скопилось много характерных ролей: торговец в картине «Парфюмер: История одного убийцы», судья из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Но, пожалуй, для миллионов зрителей любимым персонажем Рикмана остается профессор Северус Снейп (Снегг) из киносаги о Гарри Поттере. Противоречивый герой романов Джоан Роулинг в исполнении Алана обрел особый шарм. Секретом успеха критики назвали голос артиста: приятный тембр в сочетании с идеальным английским акцентом производил неизгладимое впечатление.
На особом счету Рикман был и у самой писательницы. Только во второй части «Даров смерти» выяснилось, что Северус питал сильные чувства к маме Гарри Поттера Лили. Алан оказался единственным, кто знал о таком повороте сюжета за 10 лет до премьеры фильма. Автор раскрыла актеру тайну истории, считая, что это поможет ему погрузиться в роль. Джоан попала в яблочко, ведь у исполнителя с героем нашлось много общего: в жизни артиста существовала только одна большая любовь.
«После стольких лет?» — «Всегда»
Алан Рикман никогда не слыл ловеласом, а единственную избранницу встретил в колледже, когда ему было 19. Возлюбленная актера Рима Хортон в дальнейшем преподавала экономику в Кингстонском университете и одно время председательствовала в совете лондонского округа Кенсингтон и Челси. Рима оказалась далека от мира кино, но это не помешало паре провести вместе большую часть жизни.
Сердечные дела Алан никогда не афишировал, поэтому знакомые не знали точно, когда он съехался с Хортон. Жениться пара, мягко говоря, не спешила: свадьбу они сыграли только в 2012-м в Нью-Йорке, спустя почти 47 лет с момента знакомства. А раскрыли важное событие только в 2015-м.
«Мы женаты совсем недавно, три года. Это было прекрасно, потому что никого не было. После свадьбы в Нью-Йорке мы прошлись по Бруклинскому мосту, а затем пообедали», — шутил Рикман в интервью.
Церемония прошла скромно, но не была лишена романтики. Алан преподнес супруге кольцо за 200 долларов, которое впоследствии пылилось в шкафу: не потому, что стоило недорого, просто Рима считала свой союз выше штампов и привычных символов. «Она невероятно терпима. Возможно, кандидат в святые», — говорил актер о жене.
В фильме «Реальная любовь» артист сыграл руководителя рекламного агентства Гарри, который много лет провел рядом с супругой Карен. Примерный семьянин не устоял перед соблазном, когда внимание на него обратила молодая секретарша. Когда однажды у Рикмана спросили, смог бы он оставить жену ради старлетки, тот твердо и без колебаний ответил: «Никогда».
Но почему же у счастливых супругов не появилось наследников? «Это был не мой выбор. Вы должны помнить, что я не единственный, кто вовлечен в ситуацию, здесь есть еще один человек. Иногда я думаю, что в идеальном мире у нас было бы трое детей в возрасте 12, 10 и восьми лет, и мы стали бы отличными родителями для этой семьи», — размышлял артист.
Болезнь и смерть
Алан Рикман был представителем публичной профессии, но ему прекрасно удавалось прятаться от объективов фотокамер. Актер не упоминал в интервью, что занимался благотворительностью: помогал нуждающимся, поддерживал начинающих артистов, оказавшихся в трудной ситуации. Не рассказывал артист и о смертельном заболевании, с которым боролся несколько месяцев.
Трагическое известие об уходе актера из жизни 14 января 2016-го застало врасплох его знакомых и поклонников. Семья Рикмана коротко сообщила, что он умер от рака поджелудочной железы, но провел последние минуты в окружении друзей и близких. Оказалось, онкологическое заболевание диагностировали у Алана в августе 2015-го, когда его госпитализировали с микроинсультом. К сожалению, опухоль развивалась слишком стремительно, и шансов на выздоровление почти не было.
«Нет слов, чтобы выразить, насколько я потрясена и опустошена, узнав о смерти Алана Рикмана. Он был великолепным актером и замечательным человеком», — подчеркнула Джоан Роулинг.
Дэниел Рэдклифф тогда отметил, что Рикман стал одним из величайших артистов, с которыми ему доводилось встречаться. Соболезнования семье звезды кино выразила и Эмма Томпсон, неоднократно делившая с Аланом съемочную площадку. «Я многому у него научилась. Алан был лучшим из актеров и режиссеров. Я не могла дождаться, чтобы увидеть, что он собирается делать дальше, — признавалась Эмма. — Я считаю, для меня было честью работать с ним так много раз».
Всего пять недель артист не дожил до 70-летия. К юбилею почитатели таланта Рикмана готовили к выпуску сборник писем и творческих работ от поклонников со всего мира. Несмотря на печальные события, книгу решили все равно опубликовать, добавив слова соболезнования близким актера. Единственный экземпляр издания был отправлен Риме Хортон.
Канал Anglophile учредил премию имени Алана Рикмана и удостоил его награды посмертно. И сегодня поклонники не забывают об артисте, пересматривая фильмы с его участием. Так, последней картиной звезды кино стало «Всевидящее око». До самого конца актер строил планы на новые режиссерские проекты, но, к сожалению, им так и не суждено было сбыться.
Недавно в западных СМИ появилась новость о том, что осенью 2022-го издательство Canongate выпустит мемуары Рикмана, основанные на его личных записях. Дневники актер вел на протяжении 25 лет, и, по словам редакторов, читателей ждет удивительная история, полная подробностей о жизни знаменитостей и театральном закулисье. «Дневники раскрывают Алана Рикмана не только в качестве актера, но и настоящего Алана — его чувство юмора, его острую наблюдательность, его мастерство и преданность искусству», — комментировала вдова артиста.
«Слово „злодей“ ничего для меня не значит»: творческий путь Алана Рикмана Статьи редакции
От трусливых безумцев и безжалостных террористов до меланхоличных роботов и настоящих героев.
Алан Рикман — наверное, один из самых необычных актёров последних 50 лет. В его карьере было множество абсолютно разных, противоположных ролей, как в театре, так и в кино. Он успел поработать в качестве режиссёра и актёра озвучки, стал символом храбрости и настоящей любви для целого поколения зрителей. За всю свою жизнь он почти ни разу не ошибся в выборе фильма — все картины, в которых он снимался, сегодня, за редким исключением, культовые.
В рамках «Лонгридов на заказ» рассказываем о карьере и главных ролях легендарного британского актёра, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.
Алан Рикман родился 21 февраля 1946 года в Лондоне в семье домохозяйки-валлийки Маргарет Дорин Роуз и ирландского рабочего и художника Бернарда Уильяма Рикмана — впоследствии Алан называл себя «чистокровным кельтом». Родители любили друг друга, несмотря на то, что исповедовали совсем разные религии: Маргарет была методисткой, а Бернард — католиком. Когда Алану было 8 лет, его отец скончался от рака лёгких, так что матери пришлось в одиночку растить четверых детей — Алана, Дэвида, Майкла и Шейлу.
Она могла заниматься чем угодно. Она работала в самых разных местах и в то же время училась ещё многому другому. Она постоянно переизобретала саму себя.
Вскоре семья была вынуждена переехать в Актон, где Алан поступил в начальную школу. На протяжении обучения мальчик проявлял интерес к каллиграфии и рисованию. В Латимерской старшей школе, куда он попал благодаря гранту, он впервые сыграл на сцене, а после её окончания начал обучение в Колледже искусств Челси, где встретил свою будущую жену Риму Хортон.
Рикман отучился в Челси три года, после чего в 1968-м поступил в Королевский колледж искусств, где проучился до 1970-го. За это время он успел поработать над дизайном и наполнением Ark — внутреннего журнала учебного заведения, а именно над 45 и 46 выпусками. После окончания колледжа Алан с друзьями даже основал собственную студию графического дизайна Graphiti в Сохо.
Фирма была довольно успешна, хотя, по воспоминаниям актёра, приносила не самый впечатляющий доход. Но после выпуска, когда Рикману было 24 года, он решил осуществить свою давнюю мечту и послал письмо в RADA — королевскую академию драматического искусства, лучшую драматическую школу Британии. Тем более, что ещё во время работы в Graphiti Рикман выступал в любительском театре. Кстати, старший брат Алана, Дэвид, всё-таки стал графическим дизайнером.
Я бы всё равно занимался этим, пусть и с любительскими труппами, это всегда было для меня самым важным. Наша дизайнерская группа была очень успешной, так что никто и не думал о том, чтобы идти дальше. Мы будто достигли всего. Мы немного зарабатывали, но у нас были выставки и мы хорошо делали нашу работу. Так что я подумал: «Вот и всё». Знаете ли, пришло время заняться другим делом.
В первое время Рикману не давали громких ролей, но в то же время он отметился как костюмер знаменитых драматических актёров Ральфа Ричардсона и Найджела Хоторна, и даже заслужил высшую награду RADA — медаль Бэнкрофта.
Он проработал в Академии четыре года, в течение которых вплотную работал над её репертуаром, после чего присоединился к Королевской шекспировской труппе. В её составе Рикман играл как незначительные и странные роли вроде поющей «She’s Pooped Without Her Porridge» белки из рождественской пантомимы, так и более серьёзные в таких постановках, как Ubu Rex и «Человек есть человек». В 1976 году тридцатилетний Алан Рикман сыграл на сцене Шерлока Холмса, а в кино дебютировал в 1978-м, когда исполнил роль Тибальда в адаптации «Ромео и Джульетты» от Би-би-си.
Алан, казалось, был не только в состоянии поразить любого зрителя, но и оказывал гипнотический эффект на людей, с которыми играл на одной сцене.
В 1982 году Рикман снялся в паре других проектов — «Барчестерских хрониках», где он исполнил роль Обадайи Слоупа, и «Людях Смайли». А в 1987-м в составе шекспировской труппы исполнил роль виконта де Вальмона в постановке Говарда Дэвиса по мотивам адаптации «Опасных связей» за авторством Кристофера Хэмптона.
Алан Рикман в роли виконта, с его протяжным голосом, полным истомы, и с бесстрастным лицом хитро и непостижимо скользит сквозь действие, как кот к сливкам.
В составе труппы Рикман сыграл ещё много примечательных ролей, но уже в 1988 году приобрёл настоящую известность и зарекомендовал себя как образцовый антагонист на большом экране.
Интересно, что изначально Рикман не хотел играть в боевике, но агенты убедили его, что нельзя упускать такое предложение, которое поступило всего через два дня после его приезда в Лос-Анджелес. Хотя сценарий актёра впечатлил: ему показалось очень правильным, что темнокожие актёры не играют в нём негодяев, как было принято в те годы.
Я ничего не знал о Лос-Анджелесе, я ничего не знал о кинобизнесе… Я никогда раньше не снимался в кино, но я и стоил очень недорого.
После бродвейских постановок Рикману было очень непривычно сниматься в Голливуде — в первый же день он на десятом или одиннадцатом дубле порвал сухожилие в колене. В итоге Алан даже поспособствовал проработке сценария: знаменитая сцена в конце фильма, где Ганс Грубер притворяется заложником, появилась именно благодаря Рикману. Хотя изначально продюсер Джоэл Сильвер был против неё и даже чуть не выгнал актёра, когда тот оставил на его столе записку с предложением.
Тем более Рикман считал, что зрителю будет интересно, если Грубер и МакКлейн будут уважать друг друга или даже смешить. В то же время они были полными противоположностями внешне — Уиллис был гораздо больше похож на террориста в кровавой безрукавке, чем Рикман в элегантном костюме.
Хотя Рикман и не хотел сниматься в боевике, он неосознанно внёс вклад и в эту составляющую фильма — в финале, когда Ганс Грубер падает в окно небоскрёба, Рикман решил выполнить этот трюк самостоятельно. По задумке, участники съёмочной группы должны были отпустить тросы, которые удерживали его на высоте 12 метров, на счёт три. Но координатор трюков Чарли Пицерни подговорил их сделать это сразу же, так что эмоции на лице Ганса в фильме — настоящий шок Алана Рикмана от падения.
Мне нравится ощущать небольшую опасность, а театр, конечно, смертельно опасен. В позднем начале карьеры хорошо то, что ты думаешь: «Ну, что такого уж плохого может случиться?»
Террорист в лице Рикмана вызывает одновременно и страх, и интерес — Грубер непредсказуем, но в то же время расчётлив. Не зря он до сих пор удерживает позиции в разнообразных списках лучших кинозлодеев всех времён.
Всего через три года после выхода «Крепкого орешка» Рикман сыграл ещё одного культового злодея — шерифа Ноттингема из фильма «Робин Гуд: Принц воров» с Кевином Костнером. Как ни странно, он в одиночку практически спас фильм от провала. Ходили слухи, что Кевин Костнер, который исполнил главную роль, даже лично проследил за тем, чтобы некоторые сцены с Рикманом вырезали из фильма, так как он «переиграл» самого Робина Гуда — зрителям из фокус-групп больше запомнился Алан Рикман, чем главный герой.
Но дело не только в актёрской игре. На церемонии BAFTA Алан Рикман признался, что втайне от создателей фильма попросил своих друзей Руби Уокса и Питера Барнса подправить «ужасный», по его словам, сценарий. Кстати, с Барнсом он встретился, когда тот обедал в закусочной Pizza Express.
Я спросил у него: «Может, взглянешь на этот сценарий, потому что он просто ужасен, а мне нужно несколько хороших реплик?» И он пробежался по всему сценарию с пиццей в руках.
Что интересно, Алан Рикман всегда очень любил детей. Перед съёмками сцены с маленькой девочкой Рикман разговаривал с ней, веселил её и корчил рожицы, чтобы ей не было страшно — дошло до того, что она незаметно хихикала во время записи.
Съёмки были очень тяжёлыми, и Алан всегда был бесконечно, удивительно изобретателен и отзывчив. Помпезность шерифа — это всё он: Алан придумал несколько своих реплик, и это была его идея раздвинуть ноги Марианне в одной из финальных сцен, так что она выглядела скорее комично, чем страшно. Он — моя любимая часть фильма, что тут ещё сказать.
Рикман внёс вклад и во внешний вид шерифа — он захотел сделать его как можно более «чёрным», избавиться от всех цветов в костюме. Сначала Алан хотел играть без парика, но ради своей задумки надел пышные тёмные волосы. Как и Ганс Грубер, шериф Ноттингемский попал в списки лучших антагонистов кинематографа.
В 1996 году Рикман вновь сыграл безумца — он исполнил главную роль в телефильме HBO «Распутин» от режиссёра Ули Эделя. Эту роль можно назвать одной из лучших в карьере актёра: он передал всё сумасшествие и неоднозначность персонажа так, что при просмотре невольно вздрагиваешь от его речей с нарочито русским акцентом. Распутин в исполнении Рикмана пьёт, буянит, дискредитирует царскую семью и в то же время становится неотъемлемой её частью, когда убеждает царицу в необходимости его «услуг».
Я просто не делю людей на хороших и плохих. Чтобы быть актёром, не нужно судить персонажей, которых вы играете. Для меня даже странно характеризовать персонажа всего одним словом. Не нужно считать себя хорошим или плохим, вы должны видеть своего персонажа как человека с определёнными потребностями. И быть этим человеком.
Алану Рикману довелось сыграть и у легендарного Тима Бёртона — в фильме «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит» он исполнил роль зловещего судьи Терпина. Персонаж Рикмана получился трусливым и безнравственным человеком, который внушает страх всем нижестоящим, но сам боится потерять нечестно нажитую власть. Кстати, это была первая картина Рикмана, в которой ему нужно было петь.
Думаю, одно из главных чудес этого фильма в том, что при просмотре ты забываешь, что это мюзикл, потому что речь и пение сливаются друг с другом.
Ещё один легендарный фильм в карьере Рикмана — «Догма» Кевина Смита, в которой он исполнил роль Метатрона, Гласа Божьего. Фильм стал частью View Askewniverse — условной «киновселенной» Смита. Режиссёр хотел снять этот фильм ещё раньше, но решил отложить задумку до того, как спецэффекты позволят её воплотить, а он сам наберётся опыта.
В «Догме» Смит пытается разобраться в том, что такое вера и религия, показывает взгляды разных людей и существ на этот вопрос. Сам Рикман после того, как ему предложили эту роль, спросил всего две вещи: будут ли создатели во всём придерживаться сценария и будут ли крылья настоящими.
Алану досталась роль Метатрона — ангела, который говорит от лица самого Бога, так как голос самого божества лишает смертных рассудка. Несмотря на то, что актёр здесь появляется во второстепенной роли, его персонаж — немного циничный, но сочувствующий людям — запоминается. Что забавно, во время съёмок в Мексике Рикман так пристрастился к игре на маракасах, что целыми днями злил ей съёмочную группу.
Спасибо, что одолжил такому писаке, как я, своё мастерство и авторитет, Алан. Ты был для меня не столько Снейпом, сколько повзрослевшим Гарри Поттером: настоящим волшебником, который мог творить магию, используя лишь слова.
А в 2001-м, через два года после «Догмы», Алан Рикман впервые появился в образе самого культового персонажа в своей карьере — профессора Северуса Снейпа. На протяжении восьми фильмов персонаж вводил в заблуждение зрителей и читателей, а Рикман был единственным человеком, помимо самой Джоан Роулинг, который всегда знал о своём герое больше других актёров. Изначально он вообще не хотел играть Снейпа — профессор казался ему поверхностным и стереотипичным персонажем, так что писательнице пришлось переубедить Рикмана.
Знания, которые мне дала Джо Роулинг — которые я пообещал никогда не раскрывать — показали мне, что я должен играть одновременно двух героев в одном персонаже, пока сюжет не сведёт их воедино. Так что я всегда знал, что в нём есть эта неоднозначность.
Кстати, после этой беседы Рикман ни разу не видел Роулинг на съёмочной площадке, а его «тайна» иногда порождала интересные ситуации. Иногда режиссёр говорил Алану, что нужно делать в сцене, а он отвечал: «Нет, я не могу этого сделать, я знаю, что должно произойти, а вы — нет»
Хотя после того, как франшизу передали Дэвиду Йейтсу, Рикман был не очень доволен своей ролью — об этом стало известно из письма под заголовком «Внутри Северуса Снейпа», которое нашли в архивах актёра.
Такое впечатление, что Дэвид Йейтс решил, будто всё, [что касается Снейпа], по большому счёту неважно. А точнее — не привлекает подростковую аудиторию.
Все актёры на съёмочной площадке очень любили Рикмана, а он с большим уважением относился к троице главных героев и следил за их карьерами.
Работа с ним в таком молодом возрасте была для меня невероятно важной, и я буду следовать урокам, которые он мне преподал, до конца своей жизни и карьеры.
Хотя массовому зрителю Рикман известен в первую очередь по ролям Ганса Грубера и Северуса Снейпа, далеко не самых приятных персонажей, особое место в его карьере занимают герои историй о любви. Уже в 1990-м году он сыграл одну из главных ролей в картине «Верно, безумно, глубоко».
Фильм рассказывает о девушке, которая тяжело переживает потерю любимого, пока тот не является к ней в виде призрака. Завязка чем-то напоминает «Привидение» с Патриком Суэйзи, но «Верно, безумно, глубоко» целиком построен на химии влюблённой пары: роль призрака Джейми исполнил Алан Рикман, а компанию ему составила Джульет Стивенсон.
Для этой роли Рикман даже научился играть на виолончели. Правда, в фильм попала лишь его правая играющая рука, в то время как левая принадлежала профессиональному музыканту.
Рикман и Стивенсон уже работали вместе в театре, и Алан с уважением относился к коллеге. По его словам, сцена из самого начала «Верно, безумно, глубоко», в которой Нина, персонаж Стивенсон, опускается на пол и рыдает от горя — лучшая во всём фильме, так как показывает зрителю самые настоящие эмоции главной героини, заставляет поверить в эту историю.
А в 1995 году вышла экранизация романа Джейн Остин «Разум и чувство», в котором рассказываются истории влюблённости сестёр Элианор и Марианны Дэшвуд. Алан Рикман исполнил в фильме роль полковника Брэндона, который в последний момент спасает Марианну от несчастья в забытье и становится для неё опорой, так как способен на её импульсивную, детскую любовь ответить взрослым и не менее сильным чувством.
Ещё одним важным фильмом в карьере Рикмана и массовом кинематографе в целом стала «Реальная любовь» Ричарда Кёртиса — чуть ли не классическая романтическая комедия и третий совместный фильм Алана Рикмана и Эммы Томпсон.
В сборнике новелл о любви Алан сыграл директора дизайн-агенства Гарри, который поддаётся на намёки своей новой секретарши, что обнаруживает его жена, когда замечает его за покупкой дорогого ожерелья, а сама получает от него на Рождество диск с альбомом любимой певицы.
Мне показалось чудом, что Алан согласился играть в нашем фильме, и, разумеется, он исполнил роль великолепно, гораздо лучше, чем она была написана. Он сделал буквально каждое слово многогранным и интересным.
Одна из отличительных черт Алана Рикмана, которая так полюбилась зрителям — его уникальный голос, который в 2008 году даже оказался идеальным по результатам исследования лингвиста Эндрю Линна из Шеффилдского университета. Дело в том, что с детства у Алана был дефект нижней челюсти, из-за которого ему приходилось прикладывать усилия для чёткого выговаривания слов. Эта особенность сохранилась за ним до конца жизни.
Среди всех персонажей, которых он озвучил, сильнее всего запоминается, пожалуй, грустный робот Марвин из «Автостопом по галактике». Эта роль стала одной из немногих в карьере Рикмана, что связаны с космосом. Реплики Марвина можно было разбирать на цитаты ещё в книге, но голос Алана сделал из него ещё более необычного персонажа. Что забавно, оба актёра, которые воплотили на экране Марвина, играли профессоров в «Поттериане» — Северуса Снейпа и Филиуса Флитвика.
Другая культовая «космическая» роль в карьере актёра — это сэр Александр Дэйн, или доктор Лазарус, в фильме «В поисках галактики». В этой полнометражной пародии на классический «Стартрек» Рикман сыграл одного из второсортных сериальных актёров, которого больше коллег утомила рутинная работа на потеху сумасшедшим фанатам. Персонаж Рикмана выделяется среди других своим постоянным развитием и душевными терзаниями.
«В поисках галактики» стал культовым благодаря очень сильному актёрскому составу (помимо Рикмана, в нём снялись Сигурни Уивер, Сэм Рокуэлл и Тони Шалуб) и необычному подходу к заезженной сюжетной концепции. В 2014 году в Голливуде впервые заговорили о его сиквеле, но два года спустя Рикман умер, поэтому фильм так и не увидел свет.
Это был замечательный сценарий, но появилась загвоздка, когда Алан Рикман покинул нас. Нам было очень грустно, потому что сценарий концентрировался на отношениях Лазаруса и Таггарта (капитана корабля, роль которого исполнил Тим Аллен — прим. DTF). Он был целиком завязан на их истории.
В 2016 году Алан Рикман скончался от рака поджелудочной железы. За свою почти сорокалетнюю карьеру он внёс вклад в несколько очень популярных франшиз, поставил собственные картины и успел запомниться как массовому зрителю, так и любителям авторского кино. Да что там — он известен и заядлым посетителям KFC, и фанатам мультфильмов для взрослой аудитории: в шестом сезоне «Царя горы» он озвучил короля Филиппа.
«Гарри Поттер» был не последней «волшебной» историей в карьере актёра — в дилогии про Алису с Мией Васиковской в главной роли он озвучил мудрую гусеницу Абсолема. Рикману посвятили «Алису в Зазеркалье», так как он не дожил до премьеры фильма.
А ещё Рикман внёс свой вклад в политику — одним из его проектов стала театральная постановка по мотивам дневников вашингтонской антивоенной активистки Рэйчел Корри, которая погибла, когда пыталась остановить израильский бульдозер во время сноса палестинских домов.
В 2022 году в печать выйдут дневники Алана Рикмана, которые актёр вёл на протяжении всей своей карьеры — возможно, оттуда мы узнаём о нём ещё больше. Пока же остаётся лишь наслаждаться его работами, в каждую из которых он вложил частицу самого себя.